Инновационная экономика: сущность и основные формы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    702,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная экономика: сущность и основные формы развития

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и предпринимательство»








Курсовая работа

по Микроэкономике

Инновационная экономика: сущность и основные формы развития













Барнаул, 2012

Введение

Основной мировой тенденцией формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая тенденция повышения роли образования, знаний и инноваций выступает характерной чертой опережающего развития ряда стран. В таких странах новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают основную долю прироста производительности труда и ВВП. При этом те страны, которые контролируют процесс создания новых технологий, будут контролировать и рынки, где реализуется продукция, созданная с применением этих технологий.

Укрепление Россией своих позиций на мировом рынке без форсированного развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей представляется ограниченным. Реализация задачи высоких темпов роста без структурных сдвигов в экономике приводит к снижению конкурентоспособности страны, ее вытеснению с рынка высокотехнологичной продукции, что в конечном итоге не позволяет поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом.

В последние годы тема инновационной экономики и инновационного развития стала весьма популярной среди отечественных экономистов и политиков. Например, среди различных сценариев развития российской экономики в число приоритетных выдвигается «инновационно-ориентированный» вариант, согласно которому структура инвестиций и производства интенсивно смещается в пользу информационного и высокотехнологичного секторов. Актуальность данная проблематика приобретает за счет того, что хотя НТП является одним из основных факторов экономического роста, в России инновационная деятельность еще не является основным двигателем экономического роста.

Объектом исследования служит инновационная экономика. Предметом работы является развитие инновационной экономики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной экономики.

Задачами данного исследования являются:

дать определение понятию «инновационная экономика»;

рассмотреть отличительные признаки инновационной экономики;

проанализировать основные тенденции развития инновационной экономики;

рассмотреть инновационную экономику России.

Методологической базой для написания работы послужили учебная литература, данные официальной статистики России, аналитические и статистические обзоры периодической печати, а также ресурсы Интернет.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «Инновационная экономика»

1.1 Понятие и сущность инновационной экономики

Инновации возникли вместе с человеком разумным еще в древности в виде огня, дубинки, каменного топора и т.д. И сопровождают человечество до сих пор.

Теорию развития, инноваций и, соответственно, инновационной экономики создал выдающийся ученый, австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале ХХ века.

Его фундаментальная монография "Теория экономического развития" была издана и переиздана в 1911, 1926 и 1934 годах.

С тех пор теория развития и инноваций постоянно углублялась многими выдающимися учеными, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике.

Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их. Эта концепция (инновации) включает пять случаев:

) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.

) Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

) Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

) Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

) Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции».

С возникновением капитализма образовался и сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство.

Во второй половине ХХ века ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. И эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации создавались и использовались во всех отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности.

Главным драйвером массовой генерации инноваций и создания инновационной экономики стал накопленный высококачественный и креативный человеческий капитал.

Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало - 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками»» (Э. Тоффлер «Третья волна»).

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Инновационная экономика в целом - это экономика, способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау, заимствованные и собственные новые технологии и т.д.).

Инновационная экономика - это и общая инновационная система (инфраструктура) в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах.

Инновационная экономика - это и экономика, способная накапливать, приумножать положительный созидательный человеческий капитал. И препятствовать накоплению отрицательной, разрушительной его составляющей.

Инновационная экономика включает шесть основных составляющих:

) образование;

) науку;

) человеческий капитал, включая высокое качество жизни и специалистов высшей квалификации;

) инновационную систему, включающую законодательную базу и материальные составляющие инновационной системы (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационные центры, кластеры, территории освоения высоких технологий, венчурный бизнес и др.);

) инновационную промышленность, реализующую новшества;

) благоприятную среду функционирования инновационной системы, труда и жизни инноваторов.

Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает.

Ведущие страны мира в науке и инновациях характеризуются:

высоким уровнем и качеством ЧК и высокими инвестициями в его развитие;

торжеством закона, высоким уровнями личной безопасности граждан и бизнеса;

высоким качеством жизни;

социальной стабильностью;

активной и компетентной элитой;

высокими индексами ИРЧП и экономической свободы;

высоким уровнем развития фундаментальной науки;

высоким уровнем развития прикладных наук;

наличием в стране мощных интеллектуальных центров технологического развития - технопарков;

значительным сектором экономики знаний;

мощными синергетическими эффектами во всех сферах интеллектуальной деятельности человека;

наличием развитых и эффективных инновационных систем, поддерживаемых государствами;

наличием развитых и эффективных венчурных систем, поддерживаемых государствами;

привлекательным инвестиционным климатом и высокими инвестиционными рейтингами;

благоприятным предпринимательским климатом;

диверсифицированной экономикой и промышленностью;

конкурентоспособной продукцией на мировых технологических рынках;

эффективным государственным регулированием экономики и развития страны;

наличием транснациональных корпораций, обеспечивающих конкурентоспособное технологическое и научное развитие страны;

низкой инфляцией (как правило, ниже 3%).

Наличие перечисленных факторов и условий обуславливает генерацию инноваций и эффективные механизмы доведения их до уровня конкурентоспособной продукции.

Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. Что эти понятия из себя представляют, каково их содержание и объем? Коротко ознакомимся с этими понятиями, ибо от их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране.

Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и т.п., порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое. Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.

профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;

практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм “заказ - исполнение”;

обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;

исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями).

Из вышеизложенного заключаем, что под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.

Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

1.2 Отличительные признаки инновационной экономики

Для инновационной экономики характерно:

высокий индекс экономической свободы;

высокий уровень развития образования и науки;

высокое и конкурентоспособное качество жизни;

высокое качество человеческого капитала в его широком определении;

высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции;

замещение капиталов;

конкуренция и высокий спрос на инновации;

избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции;

инициация новых рынков;

принцип разнообразия рынков.

В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

Основные признаки инновационной экономики. Экономика общества является инновационной, если в обществе:

любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;

производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;

происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;

имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;

имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса.

Глава 2. Основные тенденции развития инновационной экономики

.1 Развитие инновационной экономики в XX в.: мировой опыт и Россия

В послевоенный период экономика стран, находящихся «за пределами железного занавеса», прошла несколько этапов смены экономической и технологической парадигмы. Их основным содержанием было дальнейшее углубление международного разделения труда и смена конкурентных соотношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Внутри последних также происходили глубокие системные изменения: развивающийся мир разделился на «впереди летящих» (азиатские страны: сначала Япония, затем Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и т д.), которые постепенно стали задавать ритм, направление и характер технологических изменений странам-последователям. Рассмотрим три этапа развития инновационной экономики в ХХ веке.

. Первый этап: технологическая парадигма восстановительного периода.

Накануне Второй мировой войны практически все ведущие промышленно развитые страны (США, Россия, Германия, Великобритании, Франция, Италия) имели военно-ориентированную экономику. Ей соответствовала и технологическая парадигма - создание повой военной техники, акцент на «продуктовых технологиях», активная роль государства как основного заказчика и покупатели. Ценовая конкуренция и объемы внедрения технологий, снижающих затраты, были незначительны, борьба за покупателя, ориентация на коммерческий результат не имели смысла.

Страны Западной Европы, потерпевшие поражение во второй мировой войне, и Япония начали свое промышленное развитие с реализации стратегии «догоняющего роста».

В 1955-1961 гг. расходы на исследовании и разработки в западноевропейских странах увеличивались более чем на 20% в год. Прежде всего, был сделан акцент на развитии гражданского сектора экономики и внедрении гражданских технологий (США невольно «помогли» своим будущим конкурентам - Германии и Японии - тем, что установили предельный размер военных расходов в ВВП). Считается, что концентрация исследовательских усилий на гражданских направлениях, привлечение в эти секторы наиболее выдающихся ученых и специалистов стали причиной роста конкурентоспособности и успеха стран на мировом рынке.

На этом этапе «двигателем» прогрессивных изменении стали импортные технологии (опять же в основном американские), направленные на развитие базовых отраслей, выпускающих стандартизированную продукцию (что вполне соответствовало задачам восстановительного этапа). Основные расходы на исследования и разработки были связаны с адаптацией зарубежных технологий. Так, в 1960г. платежи Японии по импорту технологий составили 94,9 млн. дол., Франции - 90,8 млн. дол., Западной Германии- 127,5 млн. дол. (в 1965 г. эти цифры составили соответственно - 167 млн. дол., 213 млн. дол. и 195,2 млн. дол.).

Усиление значения технологического превосходства в области производства гражданской продукции, особенно потребительского назначения, сопровождалось потерей США лидирующих позиций на мировом рынке в целом: росло отрицательное сальдо торгового баланса и уменьшались торговые преимущества в секторе высоко технологических товаров. Уже в 1985г. превышение экспорта высокотехнологических товаров над их импортом в США составило всего 3,5 млрд. дол.

Итак, результатом первого этапа смены экономическом и технологической парадигмы стало появление конкурентов для США, ориентированных на внедрение нововведении в гражданское производство, уделяющих особенное внимание рынку и рыночным стратегиям, формирующих новые условия международного разделения груда.

. Второй этап: переход к ресурсосберегающей технологической парадигме.

Шоком, вызвавшим глубокие изменения в экономической и технологической парадигме практически всех промышленно развитых стран, стал нефтяной кризис 1970-х годов. Цена нефти на мировом рынке увеличилась с 2,51 дол. за баррель в 1972 г. до 10,79 дол. в 1974 г. Второй нефтяной кризис, начавшийся в 1979 г., привел к повышению цен на нефть до 37,29 дол. за баррель в 1981 г. Именно эта ситуация вызвала необходимость проведения глубоких системных изменений в национальных экономиках стран-нефтеимпортеров, стала импульсом для глубокой модернизации и серьезных прогрессивных изменений.

Наиболее интересен опыт изменения технологической парадигмы в Японии. Во-первых, многим предприятиям было рекомендовано направить свои исследовательские усилия на создание и внедрение энергосберегающих технологий. Например, в сталелитейной промышленности получили развитие технологии производства стали с меньшим объемом потребления нефти, кроме того, было значительно сокращено потребление энергоносителей. Рекомендации правительства подкреплялись соответствующим пакетом финансовых мер. Так, правительство увеличило расходы на проведение соответствующих исследовательских работ с 7,5% (от общего объема их финансировании) в 1975 г. до 16,3% в 1985 г. Кроме того, правительством была начата реализация крупномасштабного проекта разработки технологии получения альтернативных источников энергии и технологий консервации энергии.

Во-вторых, началось изменение всей промышленной структуры в направлении производства энергосберегающей, технолого-интенсивной продукции с более высокой долей добавленной стоимости. Стали сворачиваться энергоемкие и стремительно развиваться высокотехнологические отрасли. Так, если в начале 1970-х годов Япония была второй страной в мире по производству алюминии, то уже к концу 80-х годов отрасль практически перестала существовать: из 14 заводов, выпускающих алюминий, остался один. В то же время развитие получили такие высокотехнологические производства с высокой долей добавленной стоимости, как выпуск полупроводников, компьютеров, чистой химии и других. Результатом стало увеличение доли Японии на мировом рынке высокотехнологической продукции с 7,2% в 1965г. до 19,8% в 1986г.

Итак, в результате второго этапа многие страны изменили структуру экономики в направлении развития энергосберегающего производства и активного развития высокотехнологических товаров с более высокой долей добавленной стоимости. Фактически произошел переход от экстенсивной к интенсивной модели развития, когда основным условием устойчивого роста стало увеличение производства продукции с использованием ресурсосберегающих технологий. Большое значение приобрела ценовая конкуренция, что стимулировало снижение затрат за счет внедрения процессных технологий.

. Третий этап: технологическая парадигма перехода к нестандартизированной продукции

На этом этапе вес новые группы стран (сначала Республика Корея, затем Малайзия, Таиланд, Индонезия. Китай и пр.) начинают осваивать производство стандартизированной продукции, пользуясь своими преимуществами в дешевой рабочей силе. Особенно острая конкуренция наблюдается в таких традиционных промышленных отраслях, как сталелитейная, судостроение, и производстве электроники. Это приводит к сужению спектра технологического лидерства многих промышленно развитых стран и к необходимости освоения новых рыночных ниш за счет разработки и продвижения на рынок новых товаров.

Одновременно сокращается «жизненный цикл» товара, увеличивается значение постоянного обновления производства, повышаются требования к гибкости и мобильности частных компаний в освоении и представлении на рынке новых видов продукции. Постепенно снижается значение экономии на изменении масштабов производства и возрастает роль способности фирм к разработке, внедрению и быстрому обновлению новых товаров. На этом этапе усиливается значение фундаментальных исследований, формирующих особенные конкурентные преимущества по созданию принципиально новых товаров.

Советский Союз тоже когда-то был технологическим лидером, но шел своим путем. Без нефтяных потрясений и валютных колебаний, без необходимости учета новых тенденций в международном разделении труда и изменения характера конкуренции на мировом рынке.

Технологическую политику в СССР определяли три системные экономические характеристики: максимальная ориентация на самообеспеченность (в условиях замкнутой, автаркичной экономики); особая значимость высокой обороноспособности страны и выполнение миссии «зонтика» для стран социалистической ориентации; высокая ресурсоемкость продукции.

Создание такой системы соответствовало необходимости поддержании высокого уровня жизнеспособности и обеспечения независимости страны. Значительная мобилизационная способность экономики позволяла выполнять такие масштабные задачи, которые было бы не под силу выполнить) в условиях рыночно-либеральной экономики. До сих пор, к примеру, западных специалистов удивляет тот факт, что зa период с июня но ноябрь 1941 г из западных регионов страны в восточные было эвакуировано 152,3 основных промышленных предприятии и 6 миллионов рабочих. Высокая мобилизационная "эффективность позволила СССР решить задачи восстановительного периода, когда было необходимо «воскресить» 1710 городов и 70 тыс. деревень, 1300 мостов, 32 тыс. предприятий и 65 тыс. километров железных дорог, ранее полностью или частично разрушенных.

Но если в 50-60 годы СССР имел высокие темпы роста (около 6%), а созданная экономическая и технологическая система позволяли решать сложные и масштабные задачи, то к началу 70-х необходимо было начать трансформацию этой системы в соответствии с мировыми рыночными тенденциями. Между тем СССР оставался огромной системой с высокой степенью милитаризации экономики: по некоторым оценкам, к 1985 г. в СССР военные расходы составляли около 25% ВВП. Особенно опасную финансовую нагрузку на теряющую эффективность экономику оказала программа перевооружения, начатая в 1970-х годах.

Высокая милитаризованность экономики являлась причиной ориентации на выпуск стандартизированной продукции при этом отсутствовала необходимость в разработке и внедрении «сберегающих» и «удешевляющих» технологий (в отсутствие рынка и ценовой конкуренции). Так, высокий спрос на продукцию сталелитейной промышленности со стороны все разбухающего военного сектора привел к тому, что СССР выплавлял в 2 раза больше стали, чем США (при сомнительном качестве и конкурентных характеристиках) Кроме высокой ресурсоемкости это приводило к отсутствию необходимости в разработке новых, более дешевых заменяющих сталь материалов, например пластика.

В 1989 г. СССР был ведущим в мире производителем нефти, природного газа, стали, железной руды, тракторов и пр. О низкой эффективности использования ресурсов свидетельствует тот факт, что на производство одной тонны бумаги в СССР потреблялось в 7 раз больше древесины, чем в Финляндии. Надо заметить, что в промышленный оборот все более вовлекались природные ресурсы отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. Это значительно удорожало производство не только ввиду транспортной составляющей (высокой «транспортоемкости» продукции), но и достаточно сложных климатических условий.

Военно-ориентированная экономика определила и потребность в создании особой системы внутренней организации народного хозяйства - пропорции между отраслями, соотношение между поставками сырья и комплектующих, производством и сбытом целиком регламентировались государством. План был законом. Любая инновация создавала риск невыполнения плана, который определялся в тоннах и рублях. Западные источники приводят пример, когда план представления новой техники на Украине требовал проведения 2 900 изменений в планах поставок, производства и сбыта. На это не мог идти ни один советский менеджер.

Следствием милитаризованной экономики являлось также практически полное угнетение потребительского спроса, который на западных рынках все более определял характер технологической политики и условия конкурентоспособности. Наметился огромный разрыв между исследованиями, их результатами и практическим применением. Возросло дублирование исследовательских усилий. В то же время не могло быть и речи о научно-технической кооперации с зарубежными учеными, что позволило бы экономить ресурсы, избегать дублирования в условиях растущей затратности фундаментальных исследований, разделять риск и т. д. Одним из немногих направлений, в котором СССР до некоторых пор мог позволить себе лидерство (кроме военных) - это космические проекты, но и для их реализации, как показала практика, не хватило экономических ресурсов.

В то же время за весь период существования в СССР были созданы огромные запасы «интеллектуального» или, как говорят на Западе, «человеческого» ресурса. В начало 80-х годов в вузах страны обучалось более 5 млн. студентов, а численность ученых и инженеров, работающих над созданием новых технологий, составляла 830 тыс. человек (для сравнения: в США - 600 тыс.).

2.2 Инновационная экономика в современной России

В течение 1980-1990-х гг., когда российское общество переживало радикальное реформирование, страны, составившие ядро мирового хозяйства, приобрели статус взаимосвязанных международных научно-технических производственных центров, определяющих развитие науки, техники и технологии всего мира. В начале 90-х гг. ХХ века произошёл распад советского научно-технического комплекса и, как следствие, деградация многих отраслей промышленности: машиностроения, химической, энергетической и ряда других. Отток специалистов за рубеж принял массовый характер. Россия, оставаясь крупнейшей по территории и запасам природных ресурсов страной мира, стала приобретать всё больше черт сырьевого придатка стран Запада и Востока.

Несмотря на последовательные и убедительные призывы руководства страны к переходу на инновационный курс развития, Россия продолжает далеко отставать от развитых стран. По данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За чуть более чем десять лет наша страна переместилась во вторую сотню.

Как обстоят дела с инновационной экономикой в нашей стране? Чтобы проиллюстрировать сегодняшнее место России в мировом технологическом пространстве, воспользуемся двумя наборами показателей: наукоемкость (параметры на входе) и наукоотдача (параметры на выходе, т.е. эффективность и конкурентоспособность).

Международные сопоставления наукоемкости и наукоотдачи

 

Источник: Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - С. 14.

Показатели наукоемкости:

по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии, а по абсолютным вложениям не уступает Канаде;

по абсолютной численности научных работников мы традиционно удерживали первенство. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии. К нам вплотную приблизился Китай. По удельному параметру численности научных работников на десять тысяч занятых, мы в 6 раз опережаем Китай, в 3 раза - Италию, на треть - Великобританию и на 10 процентов Германию.

Результирующие параметры наукоотдачи:

по показателю ВВП на одного занятого, характеризующему производительность национальной экономики, мы примерно в 4 раза уступаем США и в 3 раза Европе;

по индексу конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом, мы откатываемся на 70 место, уступая Китаю и Индии, что существенно ниже нашего показателя по доле ВВП на душу населения;

Низкая в целом результативность инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках.

Объем отгруженных инновационных товаров и затраты на технологические инновации


Объем отгруженных Инновационных товаров, млн. руб.

Затраты на технологические инновации, млн. руб.

Из них




на исследования и разработки

на приобретение машин и оборудования

на производственное проектирование

2005

589005.2

143222.6

20799.0

88482.3

14206.8

2007

879698.4

234057.7

38607.1

136884.4

15833.6

2008

987844.1

307186.9

43231.0

181036.8

22051.5

2009

855253.0

399122.0

99543.2

203700.6

29239.4

2010

1045830.5

400803.8

83318.6

216611.8

27500.7

Источник: Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

В 2010 г. объем отгруженных инновационных товаров за пределы Российской Федерации составил 1045830,5 млн. руб.

Рассмотрение более длительной динамики экспорта инновационной продукции показывает тенденцию к его увеличению: за период 1995-2009 гг. - на 30 %. Причём вплоть до 2009 г. наращивание экспорта инновационной продукции опережало рост её общего объёма. Но даже и по итогам 2009 г. доля экспорта в объёме инновационной продукции составляла почти 25 %.

В структуре экспорта отечественных товаров в целом преобладает продукция, не подвергавшаяся технологическим изменениям, а доля инновационных товаров, работ и услуг равна 5,5 % (из них 2,5 % - вновь внедрённая продукция). В ряде секторов, активно осваивающих инновационную продукцию, соответствующие величины достигают более высоких отметок: 44 % (40 %) - в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи; 43 % (37 %) - в автомобилестроении; 34 % (32 %) - в производстве пищевых продуктов. Производители инновационной продукции потребительского назначения (текстильной и мебельной) осуществляли ее реализацию преимущественно на внутреннем рынке: доля экспорта здесь не выходила за пределы 3 %.

Почти две трети всей экспортируемой инновационной продукции приходится на добывающие отрасли и среднетехнологичные отрасли высокого уровня. Доля высокотехнологичных секторов в этом отношении не превысила 3 %.

Экспорт инновационной продукции по большей части ориентирован на рынки дальнего зарубежья - 85,6 % его общего объема, а на страны СНГ приходится 14,4 %. Во многом сходные тенденции наблюдаются практически во всех видах экономической деятельности.

Интенсивность экспорта инновационной продукции, измеряемая ее удельным весом в общем объеме отгруженной продукции, снизилась в кризисный период с 1.7 % в 2007 г. до 1.1 % в 2009 г. Максимальные показатели интенсивности относятся к таким видам экономической деятельности, как химическое производство (5.5 %), производство автомобилей (2.5 %) и телекоммуникационной аппаратуры (2.4 %). Самые скромные индикаторы - в организациях, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды и производством мебели. Наибольшие значения данного показателя характерны для среднетехнологичных отраслей высокого уровня (2.8 %), а в высокотехнологичных секторах эта величина в 3.5 раза меньше.

Активность в сфере технологических инноваций является одним из ключевых индикаторов инновационной деятельности, характеризующих потенциал технологической модернизации и инновационного развития экономики России. В 2009 г. наблюдался существенный рост затрат на технологические инновации: их величина составила 358,9 млрд. руб., что на 27% превосходит уровень 2008 г. В целом за период 1995-2009 гг. объемы таких затрат, рассчитанные в постоянных ценах, утроились.

Рис. 2-1 - Динамика затрат на технологические инновации организаций промышленного производства

 

Источник: Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - С. 15.

Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве России в последние годы характеризуется устойчивой положительной динамикой, в 2009 г. значение данного показателя составило 1,9%. Максимальные уровни данного индикатора отмечаются в высокотехнологичных секторах (4,0%), в частности, в производстве летательных аппаратов (4,6%), медицинской техники и приборов (4,4%), офисного оборудования (4,3%). В составе среднетехнологических отраслей лидирующие позиции по данному показателю занимают металлургия (4,4%), химическое производство (3,4%) и автомобилестроение (3,0%). Несмотря на общую положительную динамику, по уровню интенсивности инвестиций в технологические инновации Россия значительно отстает от стран Западной Европы (для сравнения: в Швеции он достигает 5,5%, в Германии - 4,7%).

В 2010 г. крупными и средними предприятиями промышленности было произведено инновационной продукции на сумму 877,7 млрд. руб., в том числе на долю среднетехнологичных отраслей приходится 57%, доля продукции высокотехнологичного сектора составляет 7%, низкотехнологичного - 14%. В общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг доля инновационной продукции имеет тенденцию к снижению, в 2010 г. значение индикатора составило 4,6%.

Инновационная деятельность в отечественной промышленности реализуется прежде всего за счет приобретения машин и оборудования, более половины (51,2%) средств, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования (рисунок 3). Заметно отстают от них расходы на исследования и разработки, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Значительный рост затрат на исследования и разработки зафиксирован в 2010 г. - их удельный вес в общем объеме инвестиций в технологические инновации вырос до 25% по сравнению с 14% в 2009 г.

Рис. 2-2 - Структура затрат на технологические инновации в промышленном производстве по видам инновационной деятельности, 2010 г.

 

Источник: Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным его источником являются собственные средства предприятий - 74% (в 2010 г.). Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает лишь 3,4% указанных затрат, причем большая их часть сосредоточена в высокотехнологичных секторах. Резко вырос в 2010 г. объем иностранных инвестиций, привлеченных в отечественную инновационную сферу (в основном в производство электроэнергии, газа и воды - 77%), а их доля в затратах на технологические инновации достигла 3,5%.

В России за период 2000-2010 гг. сформировалась устойчивая тенденция к увеличению расходов на исследования и разработки: среднегодовой темп прироста составил 7,7%, объем в сопоставимых ценах вырос в 1,8 раза.

Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности (млн. руб.)

Сектор/года

2000

2005

2007

2008

2009

2010

Всего

76697.1

230785.2

431073.2

485834.3

523377.2

Государственный сектор

18748.6

60158.2

107984.9

129871.2

147023.2

161988.4

Предпринимательский сектор

54288.8

156880.0

238386.2

271206.3

303051.1

316701.7

Сектор высшего профессионального образования

3489.3

13338.0

23471.9

28868.6

34642.2

43714.0

Сектор некоммерческих организаций

170.4

409.0

1237.3

1127.1

1117.8

973.1

Источник: Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

 

Рис. 2-3 - Структура затрат на исследования и разработки, 2010 г.

 

Источник: Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

Что касается информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как сектора экономики, то за последние 15-20 лет во многих странах мира его показатель значительно вырос. Существенно возросла и доля сферы услуг от ВВП.

Отраслевая структура экономики различных стран (в % ВВП)

Источник: Инновационное развитие экономики России: долгосрочные тенденции // www.fifact.ru <http://www.fifact.ru>

инновационный экономика затрата технологический

ИКТ России интенсивно развивается. По имеющимся оценкам, ИКТ России производит примерно 9% ВНП. В странах-лидерах этот показатель составляет порядка 30-40%, а по оптимистичным оценкам даже более 50%. Однако в мировом ВВП эта доля невысока и составляет порядка 0,3-0,5% по разным оценкам, в то время как доля Индии в десять раз, а доли Китая и США почти в двадцать раз превосходят долю России.

Очевидно, что в России закрепилась модель разомкнутой инновационной системы, финансирование фундаментальных и прикладных исследований в которой осуществляется за счет бюджета, создание образцов и коммерциализация происходят за пределами нашей страны, а затем бизнес покупает готовые технологические решения в виде оборудования. Соответственно, бизнес отстает от динамики мирового развития, а бюджетные средства тратятся на поддержку конкурентов, а в лучшем случае - на общее улучшение ситуации на глобальном рынке. Формирование такой модели, ограничивающей экономическое развитие страны, обусловлено рядом причин. В первую очередь, большинство отечественных покупателей избегает крупных затрат на освоение новых технологий и видов продукции, ограничиваясь совершенствованием действующих производств. А во-вторых, в продажах за рубеж (из-за упадка сектора прикладных разработок и неразвитости служб коммерциализации технологий) доминирует «технологическое сырье», не доведенное до конкретных проектов и образцов, не защищенное международными патентами.

В результате Россия заметно проигрывает в эффективности обмена технологиями. Средняя выручка от их экспорта хотя несколько и увеличилась за десятилетний период, остается почти втрое ниже, чем платежи по импорту. По отдельным позициям, к примеру, по патентным лицензиям и ноу-хау, разрыв достигает 5-ти и 17-ти раз, по товарным знакам - 12-ти раз. Только по научным исследованиям он сравнительно небольшой (1,6 раза). География российского технологического экспорта в 2000-х годах характеризуется его преимущественной ориентацией на рынки развивающихся стран, что еще раз иллюстрирует низкую долю принципиально новых инноваций.

В экспорте технологий доминируют инжиниринговые услуги (66,5%). На долю соглашений, предметами которых являлись охраняемые объекты промышленной собственности, приходилось лишь 2,8% экспорта, тогда как в структуре импорта технологий аналогичная величина достигла 29%. Подобные соотношения свидетельствуют о неэффективном характере торговли технологиями с зарубежными партнерами.

Основной проблемой российской науки является проблема кадрового состава. В академических институтах мало плодовитых ученых среднего возраста - они в тяжелые 1990-е годы уехали за границу и работают в иностранных университетах или исследовательских центрах частных корпораций. Большинство из них вполне успешны и не имеют стимулов возвращения на Родину.

Отток научных кадров из сферы исследований и разработок продолжается и сейчас. По сравнению с 2000 годом в 2009 году число исследователей сократилось почти на 15% и составило 368,9 тыс. человек.

Персонал, занятый исследованиями и разработками (чел.)


Всего

Исследователи

Техники

Вспомогательный персонал

Прочие

2000

887729

425954

75184

240506

146085

2005

813207

391121

65982

215555

140549

2007

801135

392849

64569

135665

2008

761252

375804

60218

194769

130461

2009

742433

369237

60045

186995

126156

2010

736540

368915

59276

183713

124636

Источник: Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству. В 2009 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд. рублей, в 2010 году - 730 млрд. рублей.

В России создана целая система институтов развития: Российская венчурная компания, Роснано, Российский фонд технологического развития, Сколково, ВЭБ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эта система нацелена на создание инновационной базы страны. Она позволяет обеспечивать весь инвестиционный цикл, привлекать для инновационных проектов капиталы разных уровней: от стартового до портфельных и стратегических.

Введены новые инструменты инновационной политики. Собственно говоря, здесь, может быть, новизны и не так много в целом, но для нас это новые всё-таки инструменты, я имею в виду налоговые льготы: налоговые льготы для инновационных компаний, возможность создавать малые инновационные предприятия при вузах и НИИ. Таких предприятий работает свыше тысячи -1 тысяча 715 новых инновационных предприятий. Льготная ставка страховых взносов тоже существенная - 14%, серьёзно отличается от других. Уже действуют площадки, так называемые технологические платформы - для координации деятельности бизнеса, образовательных, научных учреждений и госструктур. Утверждено 30 таких технологических платформ. Сегодня наиболее активно действует медицинская платформа. Нашими крупными госкомпаниями разработаны программы инновационного развития, где предусмотрены их обязательства по увеличению затрат на науку, усилению кооперации с вузами.

В России создано 115 центров трансфера технологий, 177 бизнес-инкубаторов, отобраны 25 инновационных территориальных кластеров, в которых при государственной поддержке будут реализованы программы развития. Вузы, институты Российской академии наук создают собственные центры инноваций, в том числе с участием иностранных корпораций.

Наряду с совершенствованием институциональной среды государство поддерживало точечные инновационные проекты. В общей сложности это 37 проектов, на финансирование которых из федерального бюджета в период 2010-2012 годов выделено около 100 миллиардов рублей.

Кроме того, для достижения целей по развитию инновационной экономики на территории РФ создаются технопарки. Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. На сегодняшний день российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года). Всего по стране насчитывается около 2 тысячи организаций, называющих себя технопарками, но не все соответствуют этому понятию по ряду критериев. Реально действующих технопарков в России насчитывается всего около ста.

В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого проекта доказывает создание 9 000 рабочих мест.

Развитие инновационной экономики для России крайне актуально, т.к. Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 в развитых странах и 3-4 в России). Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и т.д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран (G8), и чтобы обеспечить такие позиции инновационный проект необходим.

Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.

В октябре 2012 года стало известно, что Минэкономразвития предлагает выделить из бюджета на 2013-2015 годы 356,7 миллиарда рублей на финансирование госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика", сообщается в опубликованном на сайте министерства документе.

В 2013 году на развитие предусмотрено финансирование в размере 124,1 миллиарда рублей, в 2014 году - 126,1 миллиарда, а в 2015 году - 106,5 миллиарда.

Целью программы называется создание высококонкурентной институциональной среды, которая будет стимулировать предпринимательскую активность и привлекать капитал в экономику. Кроме того, составители рассчитывают за счет принятых мер перевести Россию от экспортно сырьевого к инновационному пути развития.

Предполагается достичь к 2015 году роста объема инвестиций в основной капитал на 6,4 процента ежегодно, а долю инвестиций в ВВП увеличить до 25 процентов. Доля добавленной стоимости в малом и среднем предпринимательстве должна увеличиться с 21,2 до 22,4 процента ВВП.

Кроме того, госпрограмма нацеливается на то, чтобы улучшить место России в Глобальном индексе инноваций с 64 места в 2010 году до 40-го или выше в 2015-м.

Глава 3. Проблемы формирования инновационного развития экономики России

.1 Государственная политика России в инновационной сфере

Государственная политика в инновационной сфере и в области интеллектуальной собственности отражена в комплексе документов, касающихся развития различных направлений деятельности государства, высказываниях руководителей государства и практическом совершенствовании законодательства.

Анализ такой информации позволил выделить (обобщить) задачи развития в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, стоящие перед нашим государством:

. Превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста («Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года»).

. Формирование институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека и характеризующейся защищенностью прав собственности, включая интеллектуальную («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

. Создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом {«Концепция национальной безопасности РФ»).

. Повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности:

государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;

формирование рынка интеллектуальной собственности;

совершенствование патентной и лицензионной деятельности;

вовлечение в хозяйственный оборот результатов и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу»).

. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности и формирование институтов рынка интеллектуальной собственности в качестве компоненты инновационной деятельности субъектов инновационной системы («Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2012 года»).

. Создание нормальной современной, отлаженной системы патентования с прочной законодательной базой и современным режимом защиты интеллектуальной собственности и авторских прав. Необходимо «создать условия, для того чтобы наши открытия, наши изобретения, наши ноу-хау, наши технологические разработки всё-таки патентовались, регистрировались у нас и у нас же коммерциализировались.

. Упорядочить оборот интеллектуальной собственности. Все, что связано с защитой интеллектуальной собственности, - это важнейший элемент и с точки зрения укрепления законодательной базы, и с точки зрения реализации защиты прав интеллектуальной собственности на практике.

. Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему пятую составляющую - интеллект.

. Инновации - «это такие разработки, которые, во-первых, можно применить на практике, а во-вторых, нормально охраняются. Мы должны превратить инновации в набор патентованных авторских решений, тогда это будет работать. В противном случае оно так и останется заграничным словом.

Инновационная политика государства выполняет интегративную функцию, направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сферы в деле создания и применения в производстве новых технологий. Инновационная политика начинается с выбора из спектра возможных подходов к решению значимых в стратегическом плане проблем тех подходов, следование которым способно придать оптимальную направленность дальнейшему развитию. Особенностью России является наличие в ее недрах запасов различных видов минерального сырья, а также ее развитый интеллектуальный потенциал. На это достояние страна может и должна опираться при решении своих проблем. Но обладание этими видами богатства открывает и реальную возможность выработки двух принципиально различных стратегий дальнейшего развития, одна их которых основывается на преимущественном использовании сырьевых ресурсов, другая - связывает перспективу страны с акцентом на реализацию его интеллектуального потенциала.

Основная тенденция современного бизнеса - это концентрация усилий и ресурсов на тех направлениях, где фирма или страна имеет наибольшее конкурентное преимущество. Для России такими общими преимуществами являются:

развитая фундаментальная наука;

высокий образовательный уровень населения;

универсальный, системный взгляд российских специалистов на действительность, что позволяет рассматривать междисциплинарные и межотраслевые инновационные проекты как потенциальную область специализации российской инновационной системы;

инновационный характер мышления.

В апреле 2008 года в Дубне состоялось заседание президиума Госсовета по развитию инновационной системы, на котором президент РФ Медведевым сформулировал задачи развития: «Должны быть найдены решения, позволяющие обеспечить массовое, серийное создание инноваций, так чтобы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возросла до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличилась до 20-25%. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти с 1% от ВВП сегодня до 3% ВВП, в том числе за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку». Развитие инновационной системы - это, по сути, структурный сдвиг российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития» - сказал Медведев.

Кроме того, в своих выступлениях президент Дмитрий Медведев назвал повышение производительности труда в разы «важнейшей экономической задачей». Отставание России по производительности труда от Евросоюза и США в ряде отраслей достигает 30 раз. Чтобы производительность труда росла, нужны инвестиции. Причем не просто деньги (их у нас теперь много), а современное оборудование, технологии. Одним словом, инновационное развитие. Однако Запад не слишком-то охотно делится с нами своими технологиями.

Развитие инновационной деятельности является не просто важной, но коренной проблемой антикризисной политики. Уровень и размах инновационной активности - показатель эффективности государственного управления. Переход экономики на инновационный путь требует перестройки всей экономики, а не внедрения рационализаторских предложений. Необходимо создание инновационной системы на принципах рыночной экономики. Начинать здесь надо с решения такой задачи на уровне региона, области.

3.2 Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации

Приоритетным направлением для экономического развития Российской Федерации является инновационный путь. При этом необходимо отметить, что реальных предпосылок для преобразования экономики России в инновационно-ориентированную на данный момент практически нет, вследствие чего реализация указанного варианта развития возможна только при условии значительного содействия здесь со стороны государства. Однако, на сегодняшний день, несмотря на созданную во многих регионах инфраструктуру по поддержке инновационной деятельности (инвестиционно-венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.) в большинстве случаев она находится в неработоспособном состоянии.

Зачастую бизнес-инкубаторы превращаются (после многомесячного простоя) в офисные центры, основным видом деятельности которых является сдача помещений в аренду. Таким образом, само по себе создание венчурных фондов, технопарков и бизнес-инкубаторов не приводит к автоматическому проведению в жизнь инновационной политики экономического развития. Следовательно, перевод экономики России на инновационный путь развития требует дополнительных усилий по созданию в государстве необходимых и достаточных для этого условий.

Инновации в Российской Федерации играют большую роль в развитии всей экономики страны. Однако они реализуются не на всех предприятиях и являются частными инициативами отдельных представителей бизнеса. Почему дела обстоят именно так, несмотря на то, что каждому руководителю известна теория жизненного цикла продукта, в соответствии с которой отсутствие инноваций приводит к упадку организации?

В первую очередь, описанная ситуация возникает вследствие того, что персонал предприятий и организаций не готов к масштабному осуществлению инноваций, и, более того, достаточно редко бывает заинтересован в совершенствовании своих умений и навыков для внедрения инноваций в организации.

Второй причиной можно считать недостаточно развитую инфраструктуру. Несмотря на предоставление льгот инновационным предпринимательским структурам в рамках функционирования венчурных фондов, технопарков и бизнес-инкубаторов, их размер является недостаточным для того, чтобы обеспечить, например, стабильное развитие инновационно-производственной компании. Предлагаемые льготы могут обеспечить становление и развитие, прежде всего, компаний, работающих в сырьевом секторе экономики. В данном сегменте инновации также возможны, однако, они не смогут обеспечить равномерного и разнопланового инновационного развития экономики, что является задекларированной целью российского правительства.

Третьей причиной фактического отсутствия инноваций на российских предприятиях является периодический недостаток необходимого количества денежных средств (просто для обеспечения жизнедеятельности предприятий). Вследствие этого поступающие денежные средства используются для «затыкания дыр», а не для развития.

Все перечисленные тенденции являются следствием того, что концептуальным подходом к управлению предприятиями в нашей стране является, так называемая, традиционная управленческая политика, в рамках которой предприятие ориентируется не на развитие своих сильных сторон, а на устранение слабых. Традиционный подход характеризуется:

‑ ориентацией на поиск слабых сторон и их устранение;

‑ стратегией предприятия, учитывающей только имеющиеся в его распоряжении ресурсы;

Нетрадиционный подход, в свою очередь, ориентирован на обнаружение и развитие сильных сторон предприятия, разрабатываемая стратегия подразумевает развитие потенциала предприятия, в том числе и скрытого. Кроме того, нетрадиционный подход предполагает систематизацию рисков с целью перевода их в категорию управляемых и использование нетрадиционных решений для преодоления препятствий.

Таким образом, деятельность организации при реализации программы инновационного развития в соответствии с нетрадиционным подходом заключается в решении следующих задач:

‑ приведения ресурсов в соответствие с целью реализуемой инновационной стратегией (включает в себя активацию скрытого потенциала предприятия);

‑ доведения новой стратегии и ее целей до понимания сотрудников предприятия, что позволит более активно вовлекать их в процесс реализации избранной инновационной стратегии;

‑ принятия решений по поводу организационной структуры управления инновационным процессом, например, с помощью управления на основе проектного подхода;

‑ разработке инновационной программы, ориентированной на достижение поставленных целей.

Как видим, нетрадиционный подход позволяет создать концепцию управления, ориентированную на внедрение инноваций, однако, он не обеспечивает решения проблемы инновационной активности персонала. При этом необходимо отметить, что проблема финансирования, напротив, решается в рамках применения нетрадиционного подхода - поскольку он предполагает более эффективное использование имеющихся ресурсов, воспроизводство финансовой базы ускоряется, что позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для реализации инновационных программ.

Вернемся к проблеме персонала. В первую очередь, по нашему мнению, она может быть разрешена за счет изменения структуры обучения работников. Нам известно, что в большинстве случаев персонал, имеющий высшее образование, не готов к решению конкретных задач, а обладает, в лучшем случае, знаниями, где и как можно найти необходимую информацию. Вследствие этого, обучение специалиста и его адаптация к существующим условиям работы производится непосредственно на рабочем месте силами более опытных работников.

Однако такой подход, естественно, не обеспечивает развития персонала в русле склонности к инновационной деятельности. Таким образом, для обучения и развития инновационно-ориентированного персонала необходимо организовывать повышение квалификации работниках в областях, относительно неразвитых на собственном предприятии.

Например, на промышленном предприятии со сложившейся системой посметного планирования производства и реализации продукции может быть целесообразно повышение квалификации сотрудников планово-экономического отдела в направлении бюджетирования в целях внедрения этой управленческой инновации, позволяющей проводить более эффективное финансовое планирование.

Аналогично, при реализации программы автоматизации деятельности предприятия целесообразно проводить обучение персонала по различным направлениям автоматизации с целью выявления соответствующих возможностей программного обеспечения и приобретения только необходимых программ с оптимальным для предприятия соотношением цена/качество.

Продолжая данную мысль, можно сделать вывод о том, что для эффективной реализации инноваций необходимо постоянно знакомить персонал с новыми тенденциями техники и технологии (в том числе управленческой), что является залогом появления новых идей при развитии предприятий и организаций.

Однако все перечисленные меры будут бесполезными при отсутствии понимания руководством проблемы инновационного развития. Необычайно распространенной является ситуация, когда генераторами инновационных идей на предприятии являются менеджеры среднего звена, в то время как топ-менеджмент организации не видит потенциала и смысла в предлагаемых инновационных стратегиях развития, предпочитая «оставить все как есть» и пожинать незначительные прибыли стагнационного периода.

Указанная проблема является наиболее значимым препятствием, тормозящим инновационное развитие российских предприятий. Менеджеры высшего звена не видят смысла в самостоятельном внедрении инноваций, ожидая «указания сверху», т.е., например, объявления гранта или национального проекта инновационного развития, после чего начинают предприниматься какие-либо шаги в указанном направлении.

Тем не менее, как показывает мировой опыт, 70% финансирования инноваций приходится на частных инвесторов, а не на государство. Государство же, напротив, финансирует фундаментальную науку, являющуюся теоретической базой инновационного развития. Предлагаемая же на данный момент стратегия инновационного развития Российской Федерации характеризуется прямо противоположными тенденциями: финансирование фундаментальной науки предлагается передать частному бизнесу, а внедрение прикладных инноваций предполагается осуществлять за счет государства. Поскольку реализация такого подхода с большой долей вероятности не призвана обеспечить прибыль для частных инвесторов, их низкая активность в данном направлении вполне очевидна и имеет место.

Из изложенного можно сделать ряд основных выводов.

Во-первых, движущей силой инновационного развития предприятий и государства в целом, по нашему мнению, является квалифицированный инновационно-ориентированный персонал, который является основным экономическим ресурсом «новой» экономики.

Во-вторых, создание инфраструктуры, ориентированной на развитие инновационной деятельности (особых экономических зон, технопарков, венчурных фондов и т.п.) является недостаточным условием организации инновационного развития. В большинстве случаев созданные структуры не выполняют изначально возлагавшихся на них функций.

В-третьих, инновационное развитие не представляется возможным в отсутствие согласованности действий менеджеров среднего и высшего звена в данном направлении и в отсутствие выработанного ими единого понимания инновационного развития предприятия, или региона в целом.

В-четвертых, государству имеет смысл пересмотреть точку приложения финансирования инновационной деятельности и переориентироваться на финансирование тех ее сфер, где приход частного инвестора представляется по различным причинам маловероятным.

Выполнение указанных рекомендаций повысит вероятность активного инновационного развития экономики Российской Федерации.

Заключение

Из проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

) Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий.

) Для инновационной экономики характерно: высокий индекс экономической свободы; высокий уровень развития образования и науки; высокое и конкурентоспособное качество жизни; высокое качество человеческого капитала в его широком определении; высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции; замещение капиталов и др.

) Развитие инновационной экономики в ХХ веке прошло три этапа: технологическая парадигма восстановительного периода, переход к ресурсосберегающей технологической парадигме, технологическая парадигма перехода к нестандартизированной продукции.

) Постепенная адаптация инновационной системы России к новым условиям проявляется, прежде всего, в смене моделей инновационной деятельности предпринимательского сектора, в переходе от модели технологического толчка к модели выявления спроса на новую продукцию. Новый инновационный бизнес России ориентируется на проверенные мировой практикой модели использования научного знания в экономической, деятельности.

) Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Пока нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. На практике инновации пока слабо влияют на экономику. В свою очередь, макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых.

) Основным негативным моментом в инновационном развитии экономики России остается ориентация национальной инновационной системы в основном на потребление, а не производство новых технологических инноваций, что является очевидной угрозой технологической и экономической безопасности.

) Инновационная политика государства в России выполняет интегративную функцию, направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сферы в деле создания и применения в производстве новых технологий.

) В развитии инновационной экономики нашей страны существует ряд проблем. Например, персонал предприятий и организаций не готов к масштабному осуществлению инноваций, и, более того, достаточно редко бывает заинтересован в совершенствовании своих умений и навыков для внедрения инноваций в организации; недостаточно развитая инфраструктура; периодический недостаток необходимого количества денежных средств (просто для обеспечения жизнедеятельности предприятий).

Список использованных источников

1) Авдокушин Е. Ф. К вопросу о сущности и особенностях «новой экономики» // Межрегиональная группа ученых - институт проблем новой экономики. Ежеквартальный научно-методический журнал. - 2004. - №1. - С. 45.

) Ветров Н. П, Зыкова М. Е., Шманев С. В. Проблемы формирования инновационного развития экономики России // Вестник научно-исследовательского института развития профессионального образования. -2009. - №1. - С. 136-144.

) Винокуров В. И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. - 2005. - №4. - С.34.

) Давыдова Л. В., Ильминская С. А. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. - 2005. - №17. - С 27.

) Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.

) Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. д.э. н., проф. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002. - 238 с.

7) Инновационное развитие экономики России: долгосрочные тенденции // www.fifact.ru <http://www.fifact.ru>

) Инновационная экономика: мировой опыт и Рoccия // www.slon-party.ru

) Наука России в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат РФ, 2011

) Официальный сайт Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) // www.csrs.ru <http://www.csrs.ru>

11) Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. Аналитическое исследование на основе экспертного опроса // www.buzdalin.ru

) Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 888 с.

13) Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 84 с.

) Свирина А.А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации // «Креативная экономика». - 2007. - № 10. - С. 41-45.

15) Шевченко И. В., Александрова Е. Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. - №14. - С. 13.

Похожие работы на - Инновационная экономика: сущность и основные формы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!