Инновационная деятельность предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    91,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность предприятий

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

.1 Инновации и конкурентоспособность предприятия

.2 Инновационная политика предприятия

.3 Организационные формы реализации инновационной деятельности (программы)

. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «ПИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат» и выпускаемой продукции

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2008 - 2010 годы

.3 Анализ системы управления инновационной деятельностью в ОАО «Пинский мясокомбинат»

.4 Результат анализа

. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «ПИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

.1 Разработка предложений по совершенствованию управления инновационной деятельностью в ОАО «Пинский мясокомбинат»

.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.

Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

Актуальность работы обусловлена тем, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. При этом инновациями, определяющими конкурентоспособность являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки.

Предметом исследования работы является инновационная деятельность предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Пинский мясокомбинат».

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на ОАО «Пинский мясокомбинат», а так же разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Основными задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

изучение теоретических основ организации инновационной деятельности на промышленном предприятии;

анализ организации инновационной деятельности на ОАО «Пинский мясокомбинат»;

разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности на ОАО «Пинский мясокомбинат».

расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых мероприятий.

При написании работы использовались учебные пособия, статьи по исследуемой проблеме и материалы ОАО «Пинский мясокомбинат».

В процессе подготовки проекта применялся метод экономического анализа, сравнения, графический метод.

1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

1.1 Инновации и конкурентоспособность предприятия


Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию, противостоят конкурентам. Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что конкурентоспособность организации и товара - это сложное многоаспектное понятие, означающие способность организации, и соответственно товара занять и удержать позицию на конкретном рынке в рассматриваемый период при конкуренции с другими организациями, производящими аналогичный товар. С переходом на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла [3, с. 157].

Здесь, однако, следует отметить, что конкурентное поведение предприятий, достаточно подробно рассматривается в рамках исследования олигополистичекого взаимодействия конкурентов, а также в работах по стратегическому менеджменту. Первый из указанных подходов (получивший свое развитие в рамках структурного рассмотрения конкуренции) основывается на применении математических методов теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов производства и уровня цен в условиях олигополии. Во втором случае обосновывается необходимость сосредоточения усилий предприятия на наиболее перспективных сегментах рынка. При этом критерием выбора сегментов, как правило, является величина и динамика роста сегмента. Оба подхода объединяет то, что они сосредотачивают свое внимание на внешних аспектах выбора тактики и стратегии предприятия в условиях конкуренции, что, безусловно, является значимым, однако не позволяет выявить внутренние факторы и источники конкурентоспособности предприятий.

В современных условиях развития экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку при ужесточающейся борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные предприятия, то есть те, которые могут в максимально короткие сроки приспособиться к потребностям рынка, а значит, обладающие наибольшей мобильностью.

Особенностями данного процесса выступают имиджевая направленность и учет потребностей конкретных потребителей.

Созданию конкурентоспособного продукта должна способствовать реализация задач на макро- и микроуровнях.

На макроуровне (уровень государства) этими задачами являются:

–       выбор приоритетов стратегического инновационного развития;

–       выплата бюджетных субсидий лучшим инновационным проектам;

–       создание условий развития интеллектуального потенциала и предотвращение «утечки мозгов» за рубеж;

–       обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

–       поддержка малого и среднего бизнеса.

На микроуровне (уровень предприятия) должны реализовываться:

–       внедрение достижений науки и техники с целью снижения затрат и повышения качества продукции;

–       разработка эффективной инновационной стратегии;

–       повышение квалификации сотрудников предприятия;

–       освоение наиболее эффективных методов управления.

Под инновациями (нововведениями, новшествами) понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической, в том числе предпринимательской деятельности.

Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях [5, с. 168].

Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей [11, с. 171].

Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями. Базисные и улучшающие инновации:

- базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

-       улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Исследования и учет динамики базисных и улучшающих инноваций принципиально важны для управления инновациями. На реализацию базисных инноваций существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций. Объединение нескольких организаций позволяет распределить их усилия таким образом, чтобы разные организации развивали различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. На реализацию улучшающих инноваций объединения различных организаций оказывают существенно меньшее влияние, чем на развитие базисных, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Обычно отраслевые лидеры, стремясь сохранить статус кво, уменьшить турбулентность отраслевой среды, осуществляют главным образом улучшающие инновации, в то время как отраслевые новички и аутсайдеры, пытаясь нарушить сложившуюся расстановку сил в отрасли, повысить турбулентность отраслевой среды, нередко являются инициаторами базисных инноваций.

На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации [5, с. 163].

Производственные и управленческие инновации:

- производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации - это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

-       управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Специалисты в области инновационного менеджмента отмечают ряд закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций. Темпы осуществления производственных инноваций выше, чем управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв между реализацией этих двух типов инноваций, связанный с более высокими темпами осуществления производственных инноваций по сравнению с управленческими, с запаздыванием управленческих инноваций, получил в инновационном менеджменте название организационного лага. Понятие организационного лага отражает то, что достаточно часто осуществление производственных инноваций происходит в условиях старых управленческих структур и методов, то есть тех, которые сложились при предыдущих производственных технологиях. Такая ситуация негативно влияет и на эффективность инновационной деятельности, и на общую эффективность деятельности организации.

Продуктовые и процессные инновации:

- продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.

-       процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности.

Основными критериями классификации инноваций должны быть:

а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

б) возможность количественного (качественного) определения критерия;

в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (Приложение А). Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности [3, с. 147].

1.2 Инновационная политика предприятия

инновация конкурентоспособность экономический

Инвестиционная деятельность предприятия является составной частью общей экономической стратегии развития предприятия. Основные задачи экономического развития предприятия требуют расширения объема или обновления состава его активов, что достигается в процессе различных форм инвестиционной деятельности. Особенностью инвестиционной деятельности является также и то, что объемы инвестиционной деятельности предприятия позволяют оценить темпы его экономического развития. Они характеризуются двумя показателями: сумма валовых инвестиций и сумма чистых инвестиций предприятия. Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала.

Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются: [11, c. 86]

- создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса. Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;

-       определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;

-       нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;

-       реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур;

-       увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.

Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли. Деятельность по внедрению инноваций - это деятельность предпринимательская, и поэтому ей свойственны все признаки таковой (самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли).

Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности представлена на рисунке 1.1. [3, c.42]

Чтобы характеристика инновационного менеджмента как области исследований и практической деятельности стала более отчетливой, приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые обычно рассматриваются и решаются в рамках менеджмента продуктовых инноваций:

1. Исследование рынка для новых продуктов: потребностей, емкость рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтение потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами.

2.      Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта: на этой основе принятие решений о размере и характере создаваемых под продукт производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, о выборе между покупкой или арендой оборудования, типов и сроках трудовых контрактов для привлекаемых работников, глубине их переквалификации.

.       

Рисунок 1.1 - Система инновационной деятельности

П р и м е ч а н и е - Источник: [3, c.42]

4. Определение способов продажи нового продукта: выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптово-торговые предприятия.

5.      Исследование конъюнктуры рынков ресурсов: материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения доступности этих ресурсов, прогнозирование меры стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.

.        Нахождение субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования оснастки (при необходимости - изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство.

.        Проработка возможных коопераций с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного или рискового продукта.

.        Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных объемов выпуска, продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.

.        Оценка эффективности и планирование инновации как инвестированного проекта (с использованием критериев ценностей инновации, нормоотдачи, срока окупаемости капитальных вложений).

.        Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

.        Выбор организационной формы создания, освоение и размещение на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний или внешний венчур).

.        Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержание необходимого объема продаж нового продукта [13, c. 154].

Применительно к процессам нововведения (технологии, организации производства и управленческого процесса) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктом нового рынка, а возможно с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта.

 

1.3 Организационные формы реализации инновационной деятельности (программы)


Существуют две основные формы организации эффективного управления инновационным процессом:

–  интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

–       выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции [11, с. 176].

На практике используются оба подхода с преобладанием одного из них. При этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления.

Механизм разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:

-  исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;

-       исследование рынков необходимых ресурсов;

-       планирование и организация инновационной деятельности;

-       кадровое обеспечение инновационной деятельности;

-       комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков [2, c. 157].

Инновационный проект - как частный случай широко распространенного на практике инвестиционного проекта представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья [8, c. 59].

Рисунок 1.2 - Схема фаз инновационного проекта

П р и м е ч а н и е - Источник: [7, c. 153]

Создание и реализация проекта включает следующие этапы (рис.1.2): формирование инвестиционного замысла (идеи), исследование инвестиционных возможностей, подготовка контрактной документации, подготовка проектной документации, строительно-монтажные работы, эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей [7, c.153].

Каждая фаза содержит контрольную точку для обзора, переосмысления и оценки прогресса. Стадию «завершения» можно назвать «подведение итогов». Её задача: определение источников принятых решений, создание базы для улучшения рассмотрения результатов на различных стадиях, возможность учесть моральный климат в команде, получить источники будущих идей.

Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями. Инновационный процесс состоит из нескольких этапов:

1)   Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго - новые принципы создания изделий и технологий.

2)   Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3)   Опытно- конструкторские разработки. Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

-   разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

-       формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

-       изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

-       подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

-       создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

-       изготовление, испытание, доводка опытного образца.

1)   Освоение производства нового изделия. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

2)   Понятие, виды и результат инновационной деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества [5, с. 197].

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование. Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это - научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

Основная цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды [5, с. 143].

Таким образом, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ


2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»

 

Открытое акционерное общество «Пинский мясокомбинат» создано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 20 декабря 2008 года № 1005 путем преобразования коммунального производственного унитарного предприятия «Пинский мясокомбинат», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 16 апреля 2001 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200301991, в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.

Коммунальное производственное унитарное предприятие «Пинский мясокомбинат» реорганизовано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 30.05.2005 № 274 путем присоединения к нему коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Невель», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 27.06.2001.

На сегодняшний день на предприятии в сутки перерабатывают до 50 тонн мяса и производят 18-20 тонн колбасных изделий. Ассортимент вырабатываемой продукции на предприятии составляет более 310 наименований. В частности ОАО «Пинский мясокомбинат» производит и реализует:

1)      колбасные изделия, в том числе вареные сосиски и сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сыровяленые, ливерные, кровяные, зельцы, паштеты, ветчины, продукты из свинины копчено-вареные, копчено-запеченые, сырокопченые и сыровяленые, деликатесные мясные изделия прессованные, мясо птицы копченое;

2)      мясные полуфабрикаты, в том числе натуральные мякотные и мясокостные мелкокусковые и крупнокусковые полуфабрикаты, котлеты, пельмени, мясной фарш, сырые колбасы, полуфабрикаты быстрого приготовления в маринадах с разнообразными композициями пряностей;

)        мясо говядина и мясо свинина, субпродукты 1 и 2 категорий, жиры пищевые топленые, в том числе фасованные, черный пищевой альбумин;

)        можевенное консервированное сырье, эндокринно-ферментное и специальное сырье.

Производство основных видов продукции, а также процентное соотношение годовых показателей к показателям предыдущих годов представлено в табл. 2.1

Таблица 2.1 - Производство продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» в натуральном выражении, тонн

Показатели

2008

2009

2010

Темп роста (снижения), %

Мясо и субпродукты 1 кат.

8 099

8 655

9 732

120,2%

Жир пищевой из госсырья

215

289

376

174,9%

Альбумин

22

29

34

154,5%

Колбасные изделия, всего

5 293

4 457

5 019

94,8%

в т.ч. варенные

2 237

1 819

2 070

92,5%

сосиски, сардельки

983

772

798

81,2%

полукопченные

301

216

363

120,6%

варено-копченные

493

484

488

99,0%

копчености

470

379

537

114,3%

сырокопчение

88

104

131

148,9%

прочие

721

683

632

87,7%

Мясные полуфабрикаты

1 132

1 152

1 475

130,3%

в т.ч. пельмени

67

77

123

183,6%

котлеты

12

15

33

275,0%

мелкокусковые

326

306

337

103,4%

крупнокусковые

386

368

455

117,9%

фарши

146

196

255

174,7%

наборы из субпродуктов и мяса.

195

190

272

139,5%

Итого

14 761

14 582

16 636

112,7%

Темп роста, %

-

98,8%

114,1%

-

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 2.1 за три года объемы производства продукции в натуральном выражении увеличились по четырем основным ассортиментным группам. По такой ассортиментной группе как колбасные изделия объемы производства в период с 2008 по 2010 гг. уменьшились на 5,2%. Причем уменьшился выпуск варенной колбасы, сосисок, сарделек и варено-копченой колбасы, т.е. наиболее распространенных на первый взгляд колбасных изделий.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2008-2010 годы

Для улучшения качества выпускаемой продукции постоянно проводится замена морально устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное. Так, для улучшения товарного вида выпускаемой продукции, обеспечения санитарных правил и норм при производстве колбасных изделий и копченостей, установлены термокамеры с автоматическим режимом процесса термообработки. По мере укрепления производственной базы, пополнение научно- производственного потенциала, предприятие перешло к выпуску конкурентоспособной продукции высокого качества. Начиная с 1995 года предприятие постоянно наращивало объёмы производства, создана мощная техническая база, подобран высокопрофессиональный кадровый состав, накоплен интеллектуальный потенциал.

Объем выпущенной товарной продукции в фактических ценах составил 64 125,0 млн. руб. за 2008 год, 66131,0 млн. руб. за 2009 год, 101 776,0 млн. руб. за 2010 год (таблица 2.2). Объем выпущенной товарной продукции в сопоставимых ценах за 2010 год увеличился к уровню 2008 года на 12 650 млн. руб.

Таблица 2.2 - Производство продукции в денежном выражении, млн. руб.

Показатели

2008

2009

2010

Темп роста (снижения), %

1. Объем производства продукции, млн р.:

- в фактических ценах

64 125,0

66 131,0

101 776,0

158,7%

- в сопоставимых ценах 2010г.

78 900,0

72 589,0

91 550,0

116,0%

Темп роста по годам, %

-

92,0%

126,1%


Из общего объема продукции:

1.1. Сертифицированная продукция, млн р.

52 421,0

52 681,0

73 270,0

139,8%

Удельный вес к общему объему, %

66,4%

72,6%

80,0%


1.2. Новая продукция, млн р.

334,0

317,0

895,0

268,0%

Удельный вес, %

0,4%

0,4%

1,0%


1.3. Продукция, поставленная на экспорт, млн р.

9 468,0

10 888,4

17 394,5

183,7%

Удельный вес, %

12,0%

15,0%

19,0%


П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 2.2 ОАО «Пинский мясокомбинат» ежегодно увеличивается объем сертифицированной продукции. Так в 2008 году только 66% всей продукции было сертифицировано, в 2010 году - уже 80% произведенной продукции прошло сертификацию. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства ОАО «Пинский мясокомбинат» незначителен - не более 1% ежегодно, однако за три года объем новой продукции увеличился в 2,7 раза.

Таблица 2.3 - Динамика рентабельности производственной деятельности и продаж ОАО «Пинского мясокомбината» за 2008 -2010гг.

Показатели

2008

2009

2010

Темп роста (снижения), %

1. Выручка от реализации продукции, млн р.

73 057

76 944

113 400

155,2%

2. Полная себестоимость реализации продукции, млн р.

60 187

66 419

100 907

167,7%

3. Прибыль от реализации, млн р.

3 664

-1 088

1 136

31,0%

4. Чистая прибыль от основной деятельности, млн р.

1 968,0

-1 843,0

-211,0

-10,7%

5. Рентабельность производственной деятельности, %:

5.1. По прибыли от реализации

6,1%

-1,6%

1,1%

18,5%

5.2. По чистой прибыли

3,3%

-2,8%

-0,2%

-6,4%

6. Рентабельность продаж (оборота), %





6.1. По прибыли от реализации

5,0%

-1,4%

1,0%

20,0%

6.2. По чистой прибыли

2,7%

-2,4%

-0,2%

-6,9%

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Как видно из таблицы по итогам работы за 2009 год мясокомбинат имел 6% прибыли от реализации и 3,3% чистой прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2009 году предприятие понесло убытки, а в 2010 году мясокомбинат имел только 1,1% прибыли от реализации с каждого затраченного рубля.

2.3 Анализ системы управления инновационной деятельностью на предприятии


Планирование инновационной деятельности на ОАО «Пинский мясокомбинат» начинается с разработки детального методического плана выполнения темы. Методический план должен включать в себя перечень этапов выполнения работы, являющихся автономными объектами планирования, финансирования и контроля, на которые делится вся тема. Формирование системы стратегического управления ОАО «Пинский мясокомбинат» разработаны стратегии и модель системы управления стратегическим развитием конкретного предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат», обоснованы подходы к оценке эффективности его стратегий. Выбранная стратегия развития предприятия обретает законченную форму в виде общей деловой политики организации и конкретных стратегических программ, представленных на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 - Направления реализации стратегической цели на ОАО «Пинский мясокомбинат»

Модернизация цехов привела к расширению ассортимента и объема выпускаемой продукции. Таким образом, фактическая эффективность системы стратегического управления проявляется в росте производственных мощностей предприятия, что позволяет увеличить доходы ОАО «Пинский мясокомбинат» и укрепить положение организации на рынке.

Эффективность деятельности предприятия так же направлена на повышение качества управления путем внедрения элементов стратегического управления. Результатом интенсификации деятельности высшего менеджмента ОАО «Пинский мясокомбинат» стало создание маркетинговой компании для изучения рынка; единой кадровой службы, а также использование новых прогрессивных технологий производства продукции, что привело к значительному развитию и росту предприятия. Для улучшения качества выпускаемой продукции постоянно проводится замена морально устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное. Так, для улучшения товарного вида выпускаемой продукции, обеспечения санитарных правил и норм при производстве колбасных изделий и копченостей, установлены термокамеры с автоматическим режимом процесса термообработки.

Экономия на ОАО «Пинский мясокомбинат» обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение технического уровня производства на ОАО «Пинский мясокомбинат». Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использования ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение ее веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращением затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов повышающих уровень организации производства.

3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объема подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

В целях обеспечения высокого качества на ОАО «Пинский мясокомбинат» выполнения НИОКР при определении количества этапов к каждому из них предъявляются определённые требования:

- получение конкретных законченных на данном этапе результатов;

-       возможность контроля и оценки качества результатов;

-       стабильность групп исполнителей;

-       постоянство места и внешних условий проведения работы.

Проект НИОКР магнитолы содержит восемь этапов

1. Разработка технического задания на выполнение темы;

2. Проведение маркетинговых и патентно-информационных исследований;

3. Выявление возможных вариантов, разработка и оценка их эффективности;

4. Разработка чертежей опытного изделия;

5. Изготовление опытного образца;

6. Проведение испытаний опытного образца изделия;

7. Обобщение и анализ данных испытаний;

8. Корректировка чертежей изделия и сдача их в серийное производство.

Для оценки трудоёмкости работ по каждому этапу необходимо знать затраты времени на выполнение этапов. В условиях отсутствия нормативной базы продолжительность выполнения отдельных этапов НИОКР рассчитывается на основе вероятностных экспертных оценок.

Рисунок 2.2 - Этапы НИОКР по календарному плану

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

Предполагаемая трудоёмкость их выполнения оценивалась тремя экспертами на основе применения вероятностных оценок. Средняя продолжительность этапов составляет:

- Разработка технического задания на выполнение темы - 21 день;

-       Проведение маркетинговых и патентно-информационных исследований - 21 день;

-       Выявление возможных вариантов, разработка и оценка их эффективности - 8 дней;

-       Разработка чертежей опытного изделия - 20 дней;

-       Изготовление опытного образца - 21 день;

-       Проведение испытаний опытного образца изделия - 8 дней;

-       Обобщение и анализ данных испытаний - 7 дней;

-       Корректировка чертежей изделия и сдача их в серийное производство - 8 дней.

Построим ленточный план-график для разрабатываемого НИОКР. Масштаб графика по горизонтальной оси будим измерять в месяцах и декадах. НИР на ОАО «Пинский мясокомбинат» выполняют в научно-исследовательских подразделениях предприятия, а так же в некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ ОАО «Пинский мясокомбинат» заключают договора. Оптимальная постановка НИР предполагает поиск решения инновационной задачи среди множества вариантов. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы на ОАО «Пинский мясокомбинат».

Таблица 2.4 - План разработки и постановки продукции на производство на 2011 год

№ п/п

Наименование документа

Кол-во рецептур

Сроки разработки и постановки продукции

1

2

3

4

5

6

7




I кв

II кв

III кв

IY кв

1

Продукты из свинины по СТБ 335 копчено-вареные, копчено-запеченные, сырокопченые

4

Согласование документов. Постановка продукции на производство

-

-

-

2

Продукты мясные по-домашнему сырокопченые, сыровяленые

4

Согласование и утверждение документов. Постановка продукции на производство

-

-

-

3

Фарши мясорастительные

8

Разработка задания, выбор рецептур. Экономическое обоснование, Разработка проектов ТД. Изготовление образцов, испытание опытных образцов. Дегустация.

Подготовка документов для утверждения, согласования

Утверждение. Согласование документов. Постановка продукции на производство

-

4

Полуфабрикаты быстрого приготовления из свинины

2


Разработка задания, выбор рецептур. Экономическое обоснование. Разработка проектов ТД. Изготовление образцов, испытание опытных образцов. Дегустация.

Подготовка документов для утверждения и согласования

Утверждение. Согласование документов. Постановка продукции на производство

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

В вопросе повышения эффективности производства, совершенствования технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки на первый план выходит совершенствование системы управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9001, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием. Решение задачи сокращения производственного цикла и цикла разработки новых изделий позволят увеличить оборачиваемость ресурсов и повысит эффективность их использования.

Одним из средств обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности продукции является внедрение системы качества на базе международных стандартов серии ИСО 9000. Вопросы ее создания на предприятии стали для нас первостепенными ввиду того, что условия работы на рынке стали жестче, появились многочисленные конкуренты, существенно изменилась психология и требования покупателей, которые желают получить продукцию высокого качества и по приемлемым ценам.

НИР на ОАО «Пинский мясокомбинат» выполняют в научно-исследовательских подразделениях предприятия, а так же в некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ ОАО «Пинский мясокомбинат» заключают договора. Для работы с инновациями и новшенствами на ОАО «Пинский мясокомбинат» отделом маркетинга постоянно проводятся исследования рынка и оценка возможностей предприятия. SWOT - анализ для ОАО «Пинский мясокомбинат» рассмотрен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - SWOT - анализ ОАО «Пинский мясокомбинат»

Факторы среды

Сила

Слабости

Возможности

Угрозы

1.Внутри организации

а) ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет высококвалифицированный персонал.

Х




б) ОАО «Пинский мясокомбинат» хорошие возможности для роста;

Х




в) Ассортимент товара у ОАО «Пинский мясокомбинат» меняется с появлением новых моделей

Х




г) ОАО «Пинский мясокомбинат» продает товары по низким ценам по сравнению с фирмами-конкурентами.

Х




д) Магазины ОАО «Пинский мясокомбинат» расположены рядом в областных центрах, что очень удобно для покупателей.

Х




е) ОАО «Пинский мясокомбинат» зависит от внешних источников финансирования.


Х



ж) ОАО «Пинский мясокомбинат» « не занимается инновационной деятельностью.


Х



з) У ОАО «Пинский мясокомбинат» есть рекламно - маркетингового отдела.


Х



2.Вне организации:

а) Не стабильная экономическая и политическая обстановка в стране.




Х

б) Не совершенное налоговое законодательство в стране.




Х

в) ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет много конкурентов;




Х

г) ОАО «Пинский мясокомбинат» может освоить новые направления в торговле;



Х


д) ОАО «Пинский мясокомбинат» может предложить своим клиентам новые услуги.



Х


П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

Отставание ОАО «Пинский мясокомбинат» от конкурирующих фирм происходит из-за недостаточно активной инновационной деятельности, то есть из-за ее отсутствии. На ОАО «Пинский мясокомбинат», в настоящее время, при реализации товаров торговый подход преобладает над маркетинговым.

Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке мясных изделий от предприятия требуется на 2011г. осуществить стратегию развития, направленную на освоение выпуска принципиально новой продукции с использованием современного вязального оборудования, с применением новых видов сырья, современной фурнитуры, отвечающей покупательскому спросу и соответствующей мировому уровню. Стратегия маркетинга ОАО «Пинский мясокомбинат» на 2011 г. состоит из трех основных концепций:

1.  Концепция совершенствования производства - направлена на снижения издержек производства и повышение эффективности производственного процесса, предполагает более выгодную закупку сырья и вспомогательных материалов высокого качества, а так же усовершенствование технологии и организации производства;

2.  Концепция совершенствования продукции предприятия - утверждает, что потребители благосклонны к продукции, предполагающей наивысшее качество, лучшие эксплутационные свойства и характеристики.

Основной целью стратегии маркетинга является увеличение объемов продаж. Основным направлением этой цели является увеличение объемов продаж колбасных изделий. В настоящее время нами реализуется колбасных изделий 350 - 400 тонн в месяц. Задача максимум - продажа 500 тонн в месяц, задача минимум - 350 тонн. Для выполнения поставленных задач необходимо тесно взаимоувязать четыре важных инструмента маркетинга: качество товара, цена, организация сбыта, продвижение товаров. В последнее время добавляется пятый инструмент: эксклюзивность, неповторимость товара его декоративное оформление. Так, практика показывает при наличии деликатесных видов товаров на складе - сыровяленных продуктов, сырокопченых деликатесов способствует продвижению товаров массового производства, таких как вареные колбасы.

Внедрение ресурсосберегающих технологий позволяет - увеличить производство продукции с сокращенным технологическим циклом (с/к, с/в, вяленые колбасы, подкопченные). Внедрено в производство интенсивное охлаждение колбасных изделий, что позволило сократить расходы воды, энергозатраты, сокращение потерь при термообработке и хранении колбасных изделий. Камера холодного копчения сырокопченых и сыровяленых колбас, копченостей        Освоены в производстве колбасы и полуфабрикаты (пельмени) с заменителем мяса - натуральной пшеничной клетчаткой - Витацель WF-200, WF-400, WF-600, применение которой обогатило вышеуказанные продукты балластными веществами и дает возможность оздоровить пищу, улучшить моторику кишечника и очистить пищеварительную систему от вредных веществ. Колбасы, фарши с заменителем мяса - экструзионной обогащенной мукой «Экстра».

Кроме этого, была проделана определенная работа по улучшению внешнего вида готового продукта. Налажен выпуск колбасных изделий упакованных под вакуумом в прозрачные газонепроницаемые пакеты (сервировочная нарезка). Применение в производстве Лактат (PURASAL) позволило увеличить сроки годности колбасных изделий в натуральной оболочке до семи суток и продуктов из свинины и говядины до десяти суток, а в порционную упаковку до 20 суток. Поставлены на производство полуфабрикаты высокой степени готовности в маринадах и в обсыпках, рубленые полуфабрикаты с использованием экструзионной муки «Экстра»; рубленые полуфабрикаты профилактического назначения (фрикадельки, котлеты, шницель) с использованием ламинария, для повышения полезных качеств. Службой главного технолога разработаны ТНПА: сборник рецептур «Зельцы», «Фарши», технические условия «Холодцы», «Полуфабрикаты из мяса и из субпродуктов»; рецептуры на колбасы полукопченые по СТБ, технические условия на продукты мясные по-домашнему с/к и с/в.

Техническое перевооружение на предприятии позволит расширить ассортимент, повысить качество и конкурентоспособность продукции, снизить собственные затраты и энергозатраты на производство, увеличить выхода и сроки годности, улучшить потребительские свойства. Создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих комплексную безотходную переработку сырья и вторичных ресурсов для производства экологически безопасных, конкурентоспособных пищевых продуктов с учетом потребностей различных возрастных и социальных групп населения.

Таблица 2.6 - Мероприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства

Наименование мероприятий

Цель приобретения, внедрения

Куттер КU 300 V в колбасном цехе

- увеличение объёма выпускаемой продукции

Куттер SM 200.1 в ливерном отделении

- качество выпускаемой продукции; - расширение ассортимента

Клипсатор КН-23 М в ливерном отделении

- увеличение производительности; - качество выпускаемой продукции; - экономия оболочки

Ручной клипсатор в отделении по выработке копченостей

- увеличение производительности; - качество выпускаемой продукции;

Автомат для изготовления скрепок МАПИ 1.000.000

- создание новых рабочих мест

Пила РЗ-РРП для распиловки туш в убойном цехе

- замена полностью выработавшего свой ресурс

Барабан БСН-2 в кишечном отделении

- замена полностью выработавшего свой ресурс

Автомат для расфасовки пельмений и вареников

- увеличение производительности; - качество выпускаемой продукции

Мельница для измельчения специй

- качество выпускаемой продукции

Замена прорезиненных валов на машинах «Стрид» по обработке кишечного сырья

- увеличение срока службы оборуд. - качество кишечного сырья

Замена гидронасосов на машинах разрубки голов

- увеличение срока службы оборуд.

Модернизация системы охлаждения воды на градирне

- экономия электроэнергии

Перевод камеры посола и созревания мяса колбасного цеха с аммиачной системы охлаждения на экологически безопасную и экономичную фрионовую

- экономия электроэнергии; - безопасные условия труда

Итого:



Повышение технического уровня производства по ОАО «Пинский мясокомбинат» подразумевает под собой внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Повышение технического уровня производства в целях снижения себестоимости работ включает в себя мероприятия, нацеленные на долгосрочную перспективу, являются затратными, наукоемкими. По мере улучшения использования производственным мощностей в целом постоянные издержки распределяются уже на большое количество продукции, поэтому доля этих издержек в расчете на единицу продукции непрерывно уменьшается вплоть до приближения к пределу использования производственных мощностей.

С целью развития производства новых видов продукции, с учетом ориентации и степени удовлетворенности потребителя планируется расширение ассортимента:

холодцы;

продукты мясные по-домашнему сырокопченые и сыровяленые;

продукты из говядины сырокопченые;

продукты из свинины вяленые;

колбасные изделия сыровяленые и вяленые;

реструктурированные ветчины вареные, копчено- вареные;

колбасные изделия и полуфабрикаты лечебно-профилактического назначения;

полуфабрикаты из теста - блинчики.

Таблица 2.7 - Перечень новой продукции выработанной в 2011 году

Наименование

кол-во

Холодец «ПИКАНТНЫЙ»

500

Холодец «ДЕРЕВЕНСКИЙ

450

К-са сыровяленая Медовая в/с

300

продукт мясной по-дом с/в «Посольский»

150,0

продукт мясной по-дом с/в «Изысканный»

350,0

Свининка Паненка вял по-дом

230

салями Домашняя с/в в/с

600

салями Сервелат с/к в/с

800

Карковка Паненка вял по-дом

170

Рулет «Гурман» к/в

200

Рулет «Фуршет» к/в

250

Рулет «Вяснянка» к/з

1 000

Рулет «Бабушкин рецепт»

150

колбаски ветчинные вар 1с

1 000

Бивджерки к пиву с/к

100

Крупяно-ливерная «Смачек аппетитн с пер

1 500

крупяно-ливерная «Смачек бабушкин с гречкой

2 500

ИТОГО:

10 250

ИТОГО: на сумму

95 млн.руб.

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

С целью улучшения вкусовых качеств и органолептических свойств, повышения эффективности производства, экономии мясного сырья, расширения ассортимента и повышения конкурентоспособности продукции, сокращения сроков технологической обработки широко использовались многофункциональные пищевые добавки белорусских предприятий, так и иностранных фирм производителей.

К качеству продукции при ее изготовлении предъявляются следующие требования:

соответствие требованиям ТНПА;

удовлетворение запросов потребителей на основе маркетинговых исследований;

обеспечение конкурентоспособности.

Рост требований потребителей обязывает производителей обеспечивать не только конкурентоспособную стоимость, но и соответствующий уровень качества продукции. Система качества предприятия постоянно совершенствуется с учетом растущих требований потребителей. По мере развития технологий и изменения требований рынка все стандарты ИСО подлежат периодическому пересмотру. Поэтому предприятие приняло решение начать работу по переходу к системе менеджмента качества ИСО 9000 версии 2000 года. Версия 2000 года воплотила в себе новейшие достижения в области качества и огромный опыт применения стандартов. Гарантированным способом обеспечения производства качественных и безопасных продуктов питания в настоящее время является система, основанная на принципах анализа рисков и критических контрольных точек - система НАССР (Hazard analysis and critical control points; НАССР).

2.4 Результаты анализа


Таким образом, инновациями, определяющими конкурентоспособность продукции на ОАО «Пинский мясокомбинат» являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки. Для обеспечения этой работы на ОАО «Пинский мясокомбинат» в создается группа «по представлению продукции», в задачу которой и будут входить все функции по правильному и своевременному донесению до покупателя основных новинок в изделиях ОАО «Пинский мясокомбинат».

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ


3.1 Разработка предложений по совершенствованию управления инновационной деятельностью в ОАО «Пинский мясокомбинат»

Инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако в достаточной степени независимые, мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации. Инновационный проект, направленный на достижение конкретной задачи - это одноразовая неповторяющаяся деятельность или совокупность взаимосвязанных и взаимозависящих действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели, имеющий начало и завершение.

Рассмотрим инновационные факторы повышения эффективности на ОАО «Пинский мясокомбинат:

1. Совершенствование управления производством. Размер затрат на управление и обслуживание производства на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

.  Улучшение организации труда. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

.Улучшение материально-технического снабжения. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, нe снижая в то же время качества продукции. Материальные затраты в большинстве отраслей занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по ОАО «Пинский мясокомбинат» дает крупный эффект. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Таблица 3.1 - Мероприятия по снижению издержек при изготовлении продукции

Наименование предприятий

Проект


тонн

млн. руб.

Использование пищевых добавок зарубежного производства, увеличивающих выход готовых изделий

70

48

С целью экономии мясных ресурсов использование на промпереработку:



субпродуктов I кат.

35

27,5

субпродуктов II кат.

32

27,4

сырьё растительного происхождения

260

303,1

соевых белков

200

196,1

мяса птицы

350

95,7

животного белка

-

-

Использование новых видов оболочек, позволяющих увеличить выход колбасных изделий

70

50,8

Производство полуфабрикатов быстрого приготовления

1,0

0,7

С целью повышения конкурентоспособности освоить производство п/копченых колбас в оболочке «Амисмок» (срок реализации 1 месяц)

5,0

17,7

Примечание - Источник: собственная разработка

Снижение себестоимости продукции на Пинском мясокомбинате достигается при использовании предлагаемых мероприятий:

- широкое использование различных добавок, способствующих экономии мясного сырья. Использование растительного сырья позволит на 303 млн. руб. снизить затраты на производство продукции;

-       использование современных оболочек для колбасных изделий позволяющих снизить расход мясного сырья в процессе созревания колбас и увеличить сроки хранения колбасных изделий. Это позволит снизить затраты на 51 млн. руб.;

-       проведение мероприятий по энергосбережению.

3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых мероприятий

Предложение: внедрение нового, прогрессивного технологического оборудования для использования современных оболочек для колбасных изделий. Срок осуществления проекта 5 лет. Начало реализации проекта 2011г.

Единовременные затраты включают:

.        Затраты на приобретение оборудования 100,8 млн. руб.

.        Затраты на установку и монтаж определяем по общепринятым нормативам в % от стоимости технических средств. Норматив -5%. Км 0,05*100,8= 5,04 млн. руб.

.        Затраты на введение в эксплуатацию оборудования :

-       Затраты на потребляемую электроэнергию: стоимость 1кВт электроэнергии 390 руб., потребляемая мощность 12,5кВт, время работы станка 8ч. в день, продолжительность наладки 21 день.

Зл = 390*8*21*12,5=819400 руб.

-       Затраты по оплате труда: численность наладчиков -2 человека, заработная плата одного наладчика -1,2 млн. руб.

Зот = 2*1,2=2,4 млн. руб.

-       Отчисления с заработной платы:

Отчисления в ФСЗН (34%)

,4*0,34 = 0,816 млн. руб.

Отчисления на соц.страх. (1%)

,4*0,01 = 0,024 млн. руб.

Итого начислений - 0,84 млн. руб.

Звэ = 0,819+2,4+0,84 = 4,059 млн. руб.

Рассчитаем величину капитальных затрат

Зк = 100,8+5,04+4,059 = 109,899 млн. руб.

Эксплуатационные затраты включают:

.        Амортизационные отчисления: норма амортизации 10%

За = 100,8*0,1= 10,08 млн. руб.

.        Затраты на потребляемую электроэнергию: стоимость 1кВт электроэнергии 390 руб., потребляемая мощность 12,5кВт, время работы станка 16ч. в день, годовой фонд времени 176 ч. в мес.

Зэл = 390*12,5*16*176*12 = 164,736 млн. руб.

.        Затраты по оплате труда: численность работников - 4 человека, заработная плата одного работника -1,7 млн. руб.

Зот = 4*1,7=6,8 млн. руб.

.        Отчисления с заработной платы:

Отчисления в ФСЗН (34%)

,8*0,34 = 2,652 млн. руб.

Отчисления на соц.страх. (1%)

,8*0,01 = 0,068 млн. руб.

Итого начислений - 2,72 млн. руб.

Рассчитаем величину капитальных затрат:

Зэк = 10,08+164,736+6,8+2,72 = 184,336 млн. руб.

Рассчитаем экономию затрат на оплату труда за счет уменьшения численности рабочих после внедрения новой техники на 2 человека. При расчете эксплуатационных расходов мы установили, что затраты на оплату труда двух работников составили - 3,4 млн. руб., начисления на ФЗП - 1,36 млн. руб. Итого экономия составит: 4,76 млн. руб.

Рассчитаем экономию затрат на электроэнергию за счет уменьшения потребляемой мощности: затраты на потребляемую электроэнергию - стоимость 1кВт электроэнергии 390 руб., потребляемая мощность 12,5кВт, потребляемая мощность старого оборудования 15кВт, время работы станка 16ч. в день, годовой фонд времени 176 ч. в мес. Тогда по этой статье:

Зэк = 390*(15-12,5)*16*176*12 = 32,947 млн. руб.

Рассчитаем величину дополнительной прибыли, полученной за счет увеличения объема производства продукции: количество произведенной и реализованной продукции за год 18690 т., прибыль на тонну реализованной продукции - 0,0029 млн. руб.

Ппр = 18690*0,0029 = 54,201 млн. руб.

Итого экономия по всем статьям затрат составит:

,76+32,947+54,201 = 91,908 млн. руб.

Таким образом, мы имеем возможность экономить на текущих затратах 91,908 млн. руб., т.е. практически получить на эту сумму дополнительную прибыль. Но в качестве экономического эффекта выступает лишь чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:

ЧП = 91,908-(91,908*0,24) = 69,848 млн. руб.

Рассчитаем дисконтируемую прибыль:

Рассчитаем коэффициент дисконтирования по годам:

К2011 = 0

К2012 = 1/(1+0,36)1 = 0,73

К2013 = 1/(1+0,36)2 = 0,54

К2014 = 1/(1+0,36)3 = 0,4

К2015 = 1/(1+0,36)4 = 0,29

Рассчитаем чистую дисконтированную прибыль по годам:

ЧДП2012=69,848*0,73=50,99 млн. руб.

ЧДП2013=69,848*0,54=37,72 млн. руб.

ЧДП2014=69,848*0,4=27,94 млн. руб.

ЧДП2015=69,848*0,29=20,26 млн. руб.

Рассчитаем чистую дисконтированную прибыль нарастающим итогом по годам:

ЧДП2011= -109,899 млн. руб.

ЧДП2012= -109,899+50,99=-58,909 млн. руб.

ЧДП2013=-58,909+37,72=-21,189 млн. руб.

ЧДП2014=-21,189+27,94=6,751 млн. руб.

ЧДП2015=6,751+20,26=27,011 млн. руб.

Дисконтированный срок окупаемости представлен в таблице

Наименование показателей

Значение показателей по годам


2011

2012

2013

2014

2015

Сумма капиталовложений, млн. руб.

109,899

-

-

-

-

Чистая прибыль, млн.руб.

-

69,848

69,848

69,848

69,848

Год расчета

-

1

2

3

Коэффициент дисконтирования

-

0,73

0,54

0,4

0,29

Чистая дисконтированная прибыль, млн. руб.

-

50,99

37,72

27,94

20,26

Экономический эффект нарастающим итогом, млн. руб.

-109,899

-58,909

-21,189

6,851

27,011


Рассчитаем срок окупаемости проекта. Абсолютная разность изменения прироста ЧДП за 4 год (2014) составит:

,751+21,189 = 27,94 млн. руб.

Месячный прирос равен:

,94/12 = 2,328 млн. руб.

На нулевое значение ЧДП в 2014 году выйдет через:

,189/2,328 = 9 (месяцев)

Таким образом, инновационный проект (внедрение станка) окупится через два года и девять месяцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт. Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.

Инновационная политика ОАО «Пинский мясокомбинат» базируется на: разработке и внедрении новых моделей изделий, совершенствовании и модернизации технологических процессов производственного цикла, техническом контроле качества продукции и анализе причин отклонений, разработке и внедрении мероприятий по повышению качества продукции, совместных совещаниях с поставщиками по повышению качества изделий, материалов и сырья. Используя достижения научно-технического прогресса, опыт родственных предприятий, коллектив объединения постоянно ведет большую работу по совершенствованию технологических процессов, комплексной механизации ручных и трудоемких работ, модернизации производственных мощностей. Повышается механика безопасности труда. Сегодня коллектив способен решать самые сложные и ответственные задачи. В объединении создана хорошая база для подготовки кадров; есть учебные классы и кабинеты, оснащенные современными средствами обучения. Опыт инновационной деятельности предприятия в нынешних условиях хозяйствования, подтверждает важное значение полного выявления в ходе финансового планирования внутрихозяйственных резервов роста денежных накоплений. Их выявление оказывает воздействие на совершенствование коммерческого расчета, развитие рыночных отношений, ликвидацию кризисных явлений в экономике, расширению производства. Причины, обусловливающие необходимость капиталовложений, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства.

В результате проведенного комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности мы видим, что за три года объемы производства продукции в натуральном выражении увеличились по четырем основным ассортиментным группам. По такой ассортиментной группе как колбасные изделия объемы производства в период с 2008 по 2010 гг. уменьшились на 5,2%. Причем уменьшился выпуск варенной колбасы, сосисок, сарделек и варено-копченой колбасы, т.е. наиболее распространенных на первый взгляд колбасных изделий.

Объем выпущенной товарной продукции в фактических ценах составил 64 125,0 млн. руб. за 2008 год, 66131,0 млн. руб. за 2009 год, 101 776,0 млн. руб. за 2010 год. Объем выпущенной товарной продукции в сопоставимых ценах за 2010 год увеличился к уровню 2008 года на 12 650 млн. руб.

ОАО «Пинский мясокомбинат» ежегодно увеличивается объем сертифицированной продукции. Так в 2008 году только 66% всей продукции было сертифицировано, в 2010 году - уже 80% произведенной продукции прошло сертификацию. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства ОАО «Пинский мясокомбинат» незначителен - не более 1% ежегодно, однако за три года объем новой продукции увеличился в 2,7 раза.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. По итогам работы за 2009 год мясокомбинат имел 6% прибыли от реализации и 3,3% чистой прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2009 году предприятие понесло убытки, а в 2010 году мясокомбинат имел только 1,1% прибыли от реализации с каждого затраченного рубля.

На основе проведенного анализа и сделанных выводов, можно внести предложение по повышению эффективности производства: внедрить новое высоко технологическое оборудование. После внедрения данного мероприятия, станет возможным увеличение чистой прибыли от реализации продукции на 69,848 млн. руб. в год, уменьшение расхода электроэнергии. Срок окупаемости мероприятия 2 года 9 месяцев.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту для ОАО «Пинский мясокомбинат» необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Повышение качества производимой продукции на ОАО «Пинский мясокомбинат» может быть достигнуто внедрением следующих мероприятий: ведение новых более экономичных моделей в производство, повышения качества производимой продукции, внедрение учета и анализа причин брака на производственных участках. Техническое перевооружение позволит значительно обновить парк технологического оборудования, что дало возможность повысить качество и конкурентоспособность продукции на покупательском рынке. В основе маркетинговой стратегии дальнейшего развития и совершенствования товара должна лежать ценовая политика, направленная на снижение цены при постоянном росте качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.       Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Изд. «Питер», 2007, 208 с.

2.      Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 г. - 343 с.

3.       Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 247 с.

4.       Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2008. - 342 с.

5.      Ковтуненко A.M. Инновация - основа конверсии и путь выхода из кризиса. Мн.: Университетское, 2007, 253 с.

.        Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001, 576 с.

.        Колонтай М.М. Инновационный менеджмент, Мн.: БГЭУ, 2005, 191с.

8.       Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине Инновационный менеджмент. МГУИЭ. - М.: 2005. - 223 с.

9.       Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник, - М.: ИНФРА - М, 2006 г. - 295 с.

10.    Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2007. - 453 с.

.        Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Уч. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 446 с.

12.     Организация, планирование и управление деятельностью предприятий. Под ред. Каменицера С.Е., Русинова Ф.М. - М.: Высшая школа, 2004. с. 245

13.     Пасюк М.Ю., Долинина Т.Н., Шабуня А.А. Организация производства. Учеб.-практ. пособие / - Мн.: ООО «ФУА-информ», 2002. - 76 с.

14.     Плошай И.В. Организация техника и управление. М. - 2002 г. 299 с.

15.    Санталайнен Т., Управление по результатам. М., 2004. 359 с.

16.     Синица Л. М. Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов - 2-е изд. - Мн. - ИВЦ Минфина, - 2005. с. 527.

17.     Соколицын С.А., Кузин Б.И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. М.: Машиностроение, 2004. - 527 с.

18.     Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями - Спб. Литер, 2001 г. - 240 с:

19.     Туровец О.Г., Сербиновский Б.Ю. Организация производства на предприятии: Учеб. для техн. и экон. специальностей / Под ред. О.Г. Туровца, Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 464 с.

20.     Фатхутдинов В. Г. Инновационный менеджмент. Учебник, - М.:ИНФРА - М, 2005 г. - 329

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Таблица А.1 - Классификация новшеств и инноваций

Признак классификации

Виды инноваций

Схема классификации

1

2

3

1. Уровень новизны новшества

1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретении, патентов) 1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество

2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2. То же на стадии НИОКР 2.3. Организационно-технологическая подготовка производства 2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем

3. Масштаб новизны инновации (новшества)

3.1. Инновации (новшества) в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2. Инновации в стране 3.3. Инновации в отрасли 3.4. Инновации для фирмы

4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация

4.1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2. То же в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)

5. Сфера применения инновации (новшества)

5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения 5.2. Новшества для накопления на фирме 5.3. Новшества в основном для продажи.

6. Частота применения инновации

6.1. Разовые 6.2. Повторяющиеся (диффузия)

7. Форма новшества - основа инновации

7.1. Открытия, изобретения, патенты 7.2. Рационализаторские предложения 7.3. Ноу-хау 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

8.1. Научно-технический 8.2. Социальный 8.3. Экологический 8.4. Экономический (коммерческий) 8.5. Интегральный

9. Подсистема системы менеджмента, в которой внедряется инновация

9.1. Подсистема научного сопровождения 9.2. Целевая подсистема 9.3. Обеспечивающая подсистема 9.4. Управляемая подсистема 9.5. Управляющая подсистема

П р и м е ч а н и е - Источник: [11, c.114]

Похожие работы на - Инновационная деятельность предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!