Тепловой расчет двигателя
Введение
На наземном транспорте наибольшее распространение получили
двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой
экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного
хозяйства.
В настоящее время особое внимание уделяется уменьшению
токсичности выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и снижению уровня шума
работы двигателей.
Специфика технологии производства двигателей и повышение
требований к качеству двигателей при возрастающем объеме их производства,
обусловили необходимость создания специализированных моторных заводов. Успешное
применение двигателей внутреннего сгорания, разработка опытных конструкций и
повышение мощностных и экономических показателей стали возможны в значительной
мере благодаря исследованиям и разработке теории рабочих процессов в двигателях
внутреннего сгорания.
Выполнение задач по производству и эксплуатации транспортных
двигателей требует от специалистов глубоких знаний рабочего процесса
двигателей, знания их конструкций и расчета двигателей внутреннего сгорания.
Рассмотрение отдельных процессов в двигателях и их расчет
позволяют определить предполагаемые показатели цикла, мощность и экономичность,
а также давление газов, действующих в надпоршневом пространстве цилиндра, в
зависимости от угла поворота коленчатого вала. По данным расчета можно
установить основные размеры двигателя (диметр цилиндра и ход поршня) и
проверить на прочность его основные детали.
1. Топливо
Средний элементарный состав бензинового топлива:
Углерод: C=0,855; Водород: H2=0,145; Кислород: O2=0, W=0, где
· C - углерод.
· H - водород.
· O - кислород.
· W - вода.
Масса бензина составляет =115
Низшая теплота сгорания бензина:
=33,91C+125,6H - 10,89 (O-S) - 2,51 (9H+W)
=33,91*0.855+125.6*0.145-2.51*9*0.145=43.93=43930 кДж/кг
2.
Параметры рабочего тела
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг
топлива (стехиометрический состав) вычисляется по следующей формуле:
=*
- масса 1 кмоль воздуха (28,9 кг/моль)
=28,9*0,517=14,941
Далее расчет ведем для режима максимальной мощности. Для остальных
режимов результаты расчетов сводим в таблицу 2.
Количество горючей смеси α=1
Горючая смесь состоит из воздуха и испарившегося воздуха и
определяется величиной:
, где
α - коэффициент избытка воздуха (отношение
действительного количества воздуха, участвующего в сгорании к теоретически
необходимому).
- молекулярная масса паров топлива (кг/моль)
=1*0,517+1/115=0,5257
Количество отдельных компонентов продуктов сгорания (при k=0,5) и принятых скоростных режимах.
При неполном сгорании топлива продукты сгорания представляют собой
смесь окиси углерода (CO), углекислого
газа (), водяного пара (), свободного водорода (), и азота ()
=+20,208
K - постоянная, зависящая от отношения количества водорода к окислу
углерода, содержащихся в продуктах сгорания.
=20,208
= - 2k0,208
=2k0,208
=0.792·α·
=+20,208·0.517=0.0713
=20,208·0,517=0
= - 2·0,50,208·0,517
=0.792·1·0,517=0,4095
Общее количество продуктов сгорания определяется как сумма окиси
углерода (CO), углекислого газа (), водяного пара (), свободного водорода (), и азота ()
=++++
=0,0713+0+0,0725+0+0,4095=0,5532
Таблица 2. Результаты расчета рабочего тела
Параметры
|
Рабочее тело
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
α
|
0.96
|
1.00
|
1.00
|
0.98
|
|
0.5050
|
0.5257
|
0.5257
|
0.5154
|
|
0.0770
|
0.0713
|
0.0713
|
0.0741
|
|
0.0057
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0029
|
|
0.0696
|
0.0725
|
0.0725
|
0.0711
|
|
0.0029
|
0.0000
|
0.0000
|
0.0014
|
|
0.3931
|
0.4095
|
0.4095
|
0.4013
|
|
0.5483
|
0.5532
|
0.5532
|
0.5508
|
3.
Параметры окружающей среды и остаточные газы
Давление и температуру окружающей среды принимаем:
МПа и К.
Температура остаточных газов (Tr) определяется по графику рис. 1.
Рис. 1. Исходные параметры для теплового расчета двигателя с
впрыском топлива
Давление остаточных газов () на номинальном скоростном режиме:
=·(1,035+··), где
=(-·1.035)·/(·)
Для двигателя с впрыском топлива
Tr=1020 K
=0.110 МПа
=(0,110-0,1·1,035)·/(·0,1)=0,321
4.
Процесс впуска
Температура подогрева свежего заряда. С целью получения хорошего
наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается ∆=6. На остальных режимах ∆T рассчитывается по формуле:
∆T=(110-0.0125n), где
=∆/(110-0,0125)
=6/(110-0.0125·4500)=0.112
Плотность заряда на впуске
=·/(·), где
=287 Дж/кг·град
=0,1·/(287·)=1,189 кг/
Потери давления на впуске высчитываются по формуле:
∆=(+)·(·/2)··, где
- коэффициент затухания скорости заряда;
- коэффициент сопротивления впускной системы.
+=2,5;
=/=95/4500=0,021 МПа, где
- средняя скорость движения заряда (95 м/с)
∆=2,5·(·/2) 1,189·=0,021 МПа
Давление в конце такта впуска - основной фактор, определяющий
количество рабочего тела, поступающего в цилиндр двигателя:
=-∆=0.1-0.021=0.079 МПа
Коэффициент остаточных газов.
Величина коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра от
продуктов сгорания и определяется по формуле:
=·, где
- коэффициент очистки (=1 - без учета продувки);
Для двигателей с впрыском топлива и электронным управлением при моно принять =1,055, а при =0.96. На остальных расчетных режимах определяется по рисунку 1.
- коэффициент дозарядки
- степень сжатия
=1020 K
=· = 0.0497
Температура в конце впуска определяется:
=(+∆T+·)/(1+)
=(293+6+0.0497·1020)/(1+0.0497)=333 K
Коэффициент наполнения () есть отношение действительного количества свежего заряда,
поступившего в цилиндр, к тому количеству, которое могло бы поместиться в
рабочем объеме цилиндра при условии, что температура и давление в нем равны
температуре и давлению среды.
Коэффициент наполнения
=··()
=··)=0.781
Таблица 3. Результаты расчетов для
разных режимов
Параметры
|
Процесс впуска
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
α
|
0.96
|
1.00
|
1.00
|
0.98
|
Tr
|
900
|
970
|
1020
|
1030
|
Pr
|
0.1037
|
0.1058
|
0.11
|
0.1128
|
|
11.06
|
8.54
|
6
|
4.76
|
∆0.00080.00760.02100.0303
|
|
|
|
|
|
0.0992
|
0.0924
|
0.0790
|
0.0697
|
|
0.96
|
1.02
|
1.055
|
1.1
|
|
0,0510
|
0,0486
|
0.0497
|
0,0623
|
|
0,907
|
0,900
|
0,781
|
0,706
|
|
332,9
|
332,5
|
333,1
|
340,7
|
5. Процесс сжатия
Средний показатель адиабаты сжатия определяется по номограмме по ε и , а средний показатель политропы сжатия принимается меньше .
=1,367, при =4500 об/мин; =333К ε=8,3;
=1.360
Давление в конце сжатия =·
=0,0790·=1,4263 МПа
Температура в конце сжатия =·
=333.1·=724.2 К
Средняя мольная теплоемкость свежей смеси в конце сжатия
принимается равной теплоемкости воздуха и определяется по формуле:
, где
Средняя мольная теплоемкость остаточных газов определяется по таблице при =451.2.
(=23.712+(24.150-23.712)·= 23.936 , где
,712 и 24,150 значения теплоемкости продуктов сгорания при 400 и
500 С соответственно.
Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси определяется по
формуле:
Таблица 4. Результаты расчетов
Параметры
|
Процесс сжатия
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
|
1.368
|
1.369
|
1.367
|
1.365
|
|
1.361
|
1.362
|
1.36
|
1.358
|
|
1.794
|
1.675
|
1.426
|
1.252
|
|
725.328
|
725.991
|
724.229
|
737.625
|
|
452.3
|
453
|
451.2
|
464.6
|
(21.793221.795021.790221.8256
|
|
|
|
|
(23.809823.944123.936323.9949
|
|
|
|
|
(21.891121.894621.892921.9528
|
|
|
|
|
6.
Процесс сгорания
Процесс сгорания - основной процесс рабочего цикла двигателя,
в течении которого теплота, выделяющаяся в следствии сгорания топлива, идет на
повышение внутренней энергии рабочего тела и на совершение механической работы.
Коэффициент молекулярного изменения горючей и рабочей смеси μ
определяется:
Количество теплоты, потерянное в следствии химической неполноты
сгорания рабочей смеси
∆=119950·(1-α)·
При =4500 об/мин
∆=119950·(1-1)·0,516=0
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания
(=·[(+(+(+(+(]
(=·[0.0713 (39.123+0.003349)+0.0725 (26.67+0.004438)+ +0.4087 (21.951+0.001457)]=24.781+0.002091
Коэффициент использования теплоты
Для двигателей, работающих по циклу с подводом теплоты при V=const, уравнение
сгорания имеет вид:
- коэффициент использования теплоты на участке видимого сгорания cz (принимается по опытным данным в
зависимости от конструкции двигателя, режима его работы, системы охлаждения,
формы камеры сгорания, способа смесеобразования, коэффициента избытка воздуха и
частоты вращения коленчатого вала) для бензиновых двигателей с впрыском топлива
=0,995 при =4500 об/мин.
0,995·79608+21,8929·451,2=1,0498·(24,781+0,002091)
.002194+26.018-89088=0
Решение этого квадратного уравнения имеет вид:
==2773
=+273=3047 K
Максимальное давление сгорания теоретическое:
=
=1.426·1.0498· =6.2983 МПа
Максимальное давление сгорания действительное:
=0,85·
=0.85·6.2983=5.3536 МПа
Степень повышения давления:
λ=
λ==4.4168
Таблица 5. Результаты расчетов процесса сгорания
Параметры
|
Процесс
сгорания
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
|
1.0857
|
1.0523
|
1.0523
|
1.0687
|
μ
|
1.0815
|
1.0986
|
1.0498
|
1.0647
|
∆2475.768001237.884
|
|
|
|
|
|
78104
|
79691
|
79608
|
77975
|
(24.955+0.00210324.781+0.00209124.868+0.002097
|
|
|
|
|
0.875
|
0.965
|
0.995
|
0.990
|
, 2407261327742690
|
|
|
|
|
, K2680288630472963
|
|
|
|
|
|
7.1688
|
7.3151
|
6.2983
|
5.5346
|
|
6.0935
|
6.2178
|
5.3536
|
4.5514
|
λ
|
3.996
|
4.3672
|
4.4168
|
4.2768
|
7.
Процессы расширения и выпуска
Средний показатель адиабаты расширения определяется по номограмме по ε для соответствующих значений α
и , а средний показатель политропы расширения определяется по .
При =10, α=1и =3047 =1.2462 и принято =1.246
Давление и температура в конце процесса расширения
=/
=6.2983/=0.452 МПа
=/
=3047/=1814 K
Таблица 6. Результаты расчетов процесса расширения и выпуска
Параметры
|
Процесс
расширения и выпуска
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
α
|
0.96
|
1.00
|
1.00
|
0.98
|
|
1.2485
|
1.2458
|
1.2469
|
|
1.251
|
1.248
|
1.245
|
1.246
|
|
0.508
|
0.521
|
0.452
|
0.396
|
|
1575
|
1707
|
1814
|
1760
|
∆.%33,41012
|
|
|
|
|
8. Индикаторные параметры рабочего цикла
Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания характеризуется
индикаторными показателями:
Среднее индикаторное давление теоретическое:
Среднее индикаторное давление
- коэффициент полноты индикаторной диаграммы (=0,98)
=0.98·1.0899=1.0681 МПа
Индикаторный КПД и индикаторный
удельный расход топлива.
==0.3916
=
=
9.
Эффективные показатели двигателя
Среднее давление механических потерь для бензиновых
двигателей с отношением S/D<=1
=0.024+0.0053·
Приняв S=77 мм получим для =4500 об/мин значение средней скорости поршня .
=
= =11.55 м/с
=0.024+0.0053·11.55=0.0852 МПа
Среднее эффективное давление и механический КПД:
=-
=0.9829 МПа
=
=0.9202
Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива.
=·
=0.3916·0.9202=0.3604
=
==227.38
Таблица 7. Результаты расчетов индикаторных и эффективных
показателей
Параметры
|
Индикаторные и
эффективные показатели
|
|
Двигатель с
впрыском топлива
|
n
|
900
|
2700
|
4500
|
5400
|
|
1.2489
|
1.3106
|
1.0899
|
0.9558
|
|
1.2239
|
1.2844
|
1.0681
|
0.9367
|
|
0.3709
|
0.4087
|
0.3916
|
0.3723
|
|
220.95
|
200.51
|
210.70
|
220.11
|
|
2.31
|
6.93
|
11.55
|
13.86
|
|
0.0362
|
0.0607
|
0.0852
|
0.0975
|
|
1.1877
|
1.2237
|
0.9829
|
0.8392
|
|
0.9704
|
0.9527
|
0.9202
|
0.8959
|
|
0.3599
|
0.3894
|
0.3604
|
0.3335
|
|
227.70
|
210.45
|
227.38
|
245.72
|
. Основные параметры цилиндра и двигателя
Рабочий объем (литраж) двигателя:
τ - тактность
i - кол-во цилиндров
Литраж одного цилиндра:
Диаметр цилиндра при S=77 мм
D=2··
D=2000·=85,42 мм
Окончательно принимаем S=77 мм и
D=85 мм
Площадь поршня:
===5672 =56,72
Рабочий объем:
== = 3,4937 л
Мощность двигателя:
===128.77 кВт
Литровая мощность:
=/=128.77/3.4937=36.857 кВт/л
Крутящий момент:
=(3··)/π·=30000·128.77/3.14·2700=455.66 H·m.
где - частота при которой крутящий момент максимальный.
Индикаторная диаграмма строится для режима максимальной мощности.
Для построения выбираются удобные масштабы хода поршня.
(=1. =0.05)
AB=S/=77/1=77 мм=AB/ε-1=77/8.3-1=10.5 мм
Максимальная ордината (точка Z) определяется:
/=6.2983/0.05=125.7 МПа
Таблица 8. Ординаты характерных точек
Точка
|
/ мм
|
|
в
|
1.58
|
0.0790
|
c
|
28.52
|
1.426
|
b
|
9.04
|
0.452
|
r
|
2.2
|
0.11
|
0
|
2
|
0.1
|
Таблица 9. Точки политроп сжатия и расширения
№ точки
|
OX мм
|
|
Политропа
сжатия
|
Политропа
расширения
|
|
|
|
|
//
|
|
|
|
|
1
|
10.5
|
8.3
|
17.88
|
28.25
|
1.413
|
13.94
|
126.01
|
6.3
|
2
|
13,8
|
6,3
|
12,22
|
19,3
|
0,965
|
9.89
|
89.405
|
4.47
|
3
|
17,7
|
4,9
|
8,68
|
13,7
|
0,685
|
7.23
|
65.36
|
3.27
|
4
|
22
|
3,9
|
6,37
|
10,1
|
0,505
|
5.44
|
49.17
|
2.5
|
5
|
29
|
3
|
4,46
|
7,1
|
0,355
|
3.93
|
35.52
|
1.8
|
6
|
43,1
|
2
|
2,57
|
4,1
|
0,205
|
2.3
|
20.8
|
1.04
|
7
|
57,3
|
1,5
|
1,73
|
2,7
|
0,135
|
1.66
|
15.06
|
0.75
|
8
|
86,5
|
1
|
1
|
1,58
|
0,079
|
1
|
9.04
|
0.45
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиографический список
1. Алексеев
В.А. Расчет автомобильных двигателей: учебное пособие/ В.А. Алексеев - Спб:
Изд-во СЗТУ, 2006
2. Богатырев
А.В. Автомобили/А.В. Богатырев. - М.: Колос, 2001. - 496 с.
3. Зотов
Л.Л. Автомобильные двигатели: рабочие процессы: учебное пособие/ Л.Л.
Зотов.-Спб: Изд-во СЗТУ, 2006
4. Колчин
А.И. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для
вузов/А.И. Колчин. - М.: Высшая школа, 2002. - 496 с.
двигатель
газ тепловой сгорание