Государственное регулирование экономического роста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономического роста













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Вступление


Важным показателем для каждой страны является экономический рост, который тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего времени и т.д.

Впервые экономический рост возник в Англии, во второй половине XVIII в., в результате промышленной революции <#"606845.files/image001.gif">

.        Суть экономического роста можно отразить графически с помощью кривой, или границы, производственных возможностей (КПВ) следующим образом. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы:

производство инвестиционных товаров,

производство потребительских товаров.

Под инвестиционными товарами подразумеваются средства производства то есть те товары, которые используются для производства потребительских товаров.

К потребительским товарам относятся товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства.

По вертикальной оси отложим производство инвестиционных товаров (ИТ), а по горизонтальной производство потребительских товаров (ПТ) (рис.2).

Все точки, находящиеся на сплошной кривой (КПВ1), представляют собой потенциальный объем ВВП страны. Экономический рост означает увеличение производства продукции. На графике это отражается сдвигом кривой вправо. Точки пунктирной кривой (КПВ2) показывают новый потенциальный объем производства, или, что то же самое, новую границу производственных возможностей экономики страны.


.        с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения (модели АD-АS). Поскольку экономический рост представляет собой увеличение реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо кривой совокупного предложения АS и рост объема выпуска от Y1 до Y2 (рис. 3)


Развитие экономики страны может происходить за счет разных факторов. Экономическая теория выделяет три типа экономического роста:

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

Экономический рост измеряется двумя способами:

·        годовыми темпами роста ВВП;

·        годовыми темпами роста ВВП на душу населения.

В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:

·        коэффициент роста - отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

·        темп роста - коэффициент роста, умноженный на 100%;

·        темп прироста - темп роста минус 100%.

Если известен среднегодовой темп прироста ВНП (ga - annual growth rate), то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, можно рассчитать величину ВВП через t лет (Yt):

t=Y0(1+ga)t,

из чего следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен:


Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет.

Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Первыми, кто предложил модель производственной функции, были американские экономисты Ч. Кобб и П. Дуглас. Их модель указывает на функциональную зависимость роста объемов национального производства (Y) от труда (L) и капитала (К), поэтому она называется двухфакторной моделью:

= А L K,

где Y - объем производства,- затраты труда,- затраты капитала,- коэффициент соответствия L и K с учетом экономии на масштабе.

Позднее в 50-е гг. появилась производственная функция Р.Солоу. В ней производственная функция Кобба - Дугласа дополнена еще одним очень важным фактором - техническим прогрессом. Согласно этой функции, при отсутствии технического прогресса экономическая система достигает стабильного состояния, в котором возможно лишь простое воспроизводство.

В современных условиях нельзя не учитывать третий - природный - фактор производства. Поэтому более точной предстает трехфакторная модель экономического роста, в которой учитываются все три фактора производства, а также научно-технический прогресс:

Y = A*L*K*N*е,

где N - природный фактор,

е - темп научно-технического прогресса.

.        Фактор труда:

·        численность занятых, в том числе вновь вовлекаемые работники;

·        продолжительность рабочего времени, то есть сумма отработанных человеко-часов, в том числе динамика рабочего времени;

·        квалификация работников, в том числе ее изменение;

·        интенсивность труда, то есть сумма трудозатрат, в том числе ее изменение.

.        Фактор капитала:

·        объем основных производственных фондов, его изменения;

·        качество средств производства, их производительность, мощность, надежность;

·        время использования средств производства, коэффициент сменности оборудования;

·        технология производства как способ использования средств производства и отражение в ней технического прогресса.

.        Фактор земли:

·        сельскохозяйственные, лесные площади, вовлеченные в производство, в том числе их прирост (сокращение);

·        объем вовлеченных в экономику полезных ископаемых, его динамика;

·        качество природных ресурсов (земельных, лесных, рудных и т.д.);

·        качество природной среды, природно-климатические условия.

.        Фактор организации производства, обеспечивающий качественное и количественное соответствие между тремя факторами производства, их загруженность, занятость, интенсивность использования и т.д.

.        Экономическая конъюнктура внутри страны и состояние внешних рынков.

Эти факторы во многом определяют спрос на производимую продукцию, побуждая к расширению производства или, наоборот, к его сокращению.

 

. Государственное регулирование экономического роста


Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

·        стимулирование НТП и развитие научных исследований;

·        увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

·        глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Итоги:

Если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:

• Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.

• Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.

• Стимулировать образование.

• Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.

• Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

• Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

• Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.

В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

Её цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данной Концепции для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

·        диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год - 1,3);

·        повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам - до 4 раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;

·        высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год - 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2005 год - 2,5%);

·        активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год - 1% ВВП);

·        повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год - 526 доллара США);

·        опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год - 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Анализируя данные анализа социально-экономического развития России за 2008 год сделанные Министерством Экономического Развития и Росстатом, можно сделать некоторые выводы.

Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале.

Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов - до 104,5% к уровню предыдущего года (в 2007 году - 120,6 процента).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре - на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале - 2,5%, в декабре - снижение на 4,6 процента.

В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате - на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.

В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Промышленное производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В IV квартале произошло снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% - в основном за счет обрабатывающих производств (снижение на 7,7%). В ноябре и декабре произошел спад промышленного производства - соответственно на 8,7% и 10,3 процента.

Экспорт товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, в 2008 году составил 470,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году - на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

Импорт товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, 2008 году составил 291,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году - на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

По итогам 2008 года объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8% и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 года. В IV квартале объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 23,2%, при этом за декабрь снижение данного показателя составило 6,3 процента.

За январь-декабрь 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) - на 4,3 п.п.


До октября ежемесячные темпы были достаточно высокими - а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом ранее.

Ведущую роль в повышении уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины 2007 года. В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее высоким по сравнению с другими европейскими странами.

Рост цен в отдельных странах на продукты питания по международной классификации*

В 2008 г. внутренние цены на продовольственные товары выросли на 16,5%, после роста цен на 15,6% в 2007 году.

Выводы из анализа социально-экономического развития России январь-июль 2009 года:

По предварительной оценке Минэкономразвития России, в июле падение ВВП составило 9,3%, в январе-июле - 10,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Продолжается спад строительства и потребительского спроса. В то же время обозначился тренд восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. В результате с исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, рост ВВП продолжается второй месяц подряд - в июле ВВП увеличился на 0,5% по отношению к июню.

По предварительной оценке Росстата, во II квартале 2009 года физический объем валового внутреннего продукта снизился на 10,9% относительно II квартала 2008 года, относительно I квартала 2009 года вырос на 7,5 процента.

В июле продолжилось оживление промышленного производства - спад по отношению к июлю прошлого года снизился до 10,8% (в июне - 12,1%, соответственно), за январь-июль снижение составило 14,2% к соответствующему периоду предыдущего года. Наиболее сильный спад по-прежнему в обрабатывающих производствах - в июле на 14,7% (за период с начала года - на 20,3 процента). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сокращение составило 9% (5,9%), в добыче полезных ископаемых - 1,6% (3,1 процента).

В июле впервые с августа 2006 года произошло снижение производства сельского хозяйства - на 1,3% к июлю прошлого года, за период с начала года прирост составил лишь 0,3 процента.

В июле усилилась тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5,4% к июлю прошлого года, в январе-июле - на 0,9% к соответствующему периоду 2008 года. Вместе с тем с исключением сезонного и календарного факторов отмечается замедление спада: в июне - -3,7%, в июле - -1,6 процента.

Снижение реальной заработной платы составило в июле 5,8%, за семь месяцев - 3,0% к соответствующему периоду 2008 года. При этом по состоянию на 1 августа 2009 г. суммарная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 июля 2009 г. на 9,9% и составила 6478 млн. рублей. С исключением сезонного и календарного факторов реальная заработная плата в июле снизилась на 0,3 процента.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 25,0 млрд. долларов США (52,8% к июлю прошлого года, по сравнению с июнем текущего года - 101,9%), в январе-июле 2009 г. - 151,0 млрд. долларов США (53,1% к соответствующему периоду прошлого года).

Импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 2009 г. 16,0 млрд. долларов США (55,9% к июлю прошлого года и 103,3% к июню текущего года), в январе-июле 2009 г. - 98,3 млрд. долларов США (59,8% к соответствующему периоду прошлого года).

Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, в январе-июле текущего года составил 923,8 млрд. руб., или 4,3% ВВП против профицита в размере 2 118,9 млрд. руб. (9,3% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 3 801,2 млрд. руб., или 70,0% к январю-июлю 2008 г, а расходы бюджета - 4 725,0 млрд. руб., или 132,8% к уровню января-июля 2008 года.

В июле инфляция на потребительском рынке составила 0,6% (так же как и в предыдущие два месяца), но это выше, чем в июле 2008 г. (0,5 процента). С начала года потребительские цены выросли на 8,1% (годом ранее - на 9,3 процента).

На продовольственные товары рост цен в июле начал ускоряться - 0,6% против 0,5% в июне. Без плодоовощной продукции прирост цен на продукты составил 0,2% (в июне - 0,1 процента). На плодоовощную продукцию цены в июле выросли на 3,2% (в июне - на 3,9 процента). Большинство социально-значимых товаров в июле как и в мае-июне продолжало дешеветь, однако темпы замедлились. Продолжился рост цен на бензин - в июле на 7,1 процента.

4. Практикум


Год

Количество труда (часы)

Производительность труда (долл. в час)

Реальный объем ВВП (долл.)

1

800

50

?

2

1000

50

?

3

1000

60

?


. Рассчитайте реальные объемы ВВП.

. Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.

. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.

. Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?

1. Согласно системе национального счетоводства <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0810367232> (СНС) реальный ВВП можно определить как трудозатраты (в человеко-часах <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0807508224>), умноженные на производительность труда <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806348288> (реальная часовая выработка <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0817256192> на одного рабочего), то есть

ВВП = число отработанных часов * производительность труда.

Реальный объем ВВП за первый год:

ВВП1=800*50=40000 (долл.)

Реальный объем ВВП за второй год:

ВВП2=1000*50=50000 (долл.)

Реальный объем ВВП за третий год:

2. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:

= y1/y0,

где y1, y0 отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100%.

Темп роста = y1/y0*100

Темп роста во втором году равен:

ТР2=50000/40000*100=125%

Темп роста в третьем году:

ТР3=60000/40000*100=150%

Темп прироста является главным показателем экономического роста. Его можно определить по следующей формуле:

= Q2-Q1/Q1 * 100%.

(50000-40000)/40000*100=25%

(60000-40000)/40000*100=50%

Исходя из полученных данных можем сделать вывод, что прирост ВВП второго года по отношению к базисному составляет 25%, а прирост третьего года к базисному - 50%.

3. К числу важнейших факторов, определяющих реальный ВВП, относятся численность занятых, среднее количество отработанных часов, технический прогресс <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0816348160>, объем капитальных вложений <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806919680>, уровень образования и профессиональная подготовка работников, эффективность размещения ресурсов.

Во втором году по отношению к первому было увеличено количество отработанных часов (на 200 ч. или на 25%=(1000-800)/800*100%), при этом производительность труда осталась не изменой. Можно предположить, что был задействован такой фактор как увеличение численности занятых или просто увеличен рабочий день, что в свою очередь не повлияло на производительность труда.

В третьем году было увеличено еще и производительность труда при неизменном количестве труда как и во втором году (на 10 долл. 20%=(60-50)/50*100%).

Производительность труда могла быть увеличена с помощью увеличения капитальных вложений на внедрение нового оборудования (НТП).

. Основным критерием экстенсивного типа экономического роста является неизменность средней производительности труда при увеличении количества факторов производства. По этому, экономическую динамику второго года можно охарактеризовать как экстенсивный рост, то есть увеличение количества труда, при неизменной производительности.

Важнейший критерий интенсивного экономического роста - это повышение производительности труда.

Основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

По этому третий год можно охарактеризовать как интенсивный рост, при котором увеличилась производительность с неизменным количеством труда.

Заключение

 

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения.

Основные факторы экономического роста: труд, капитал, земля, НТП.

Интенсивный экономический рост - экономический рост за счет более эффективного использования того же объема ресурсов.

Экстенсивное хозяйство - хозяйство, развивающееся путем нового строительства, освоения новых земель, использования нетронутых природных ресурсов, увеличения числа работающих.

Экономический рост измеряется двумя способами:

·        годовыми темпами роста ВВП;

·        годовыми темпами роста ВВП на душу населения.

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

С середины 2008 по июнь 2009 г. Россия все еще имеет отрицательный прирост ВВП по сравнению с 2007 г., причиной которому является мировой финансовый кризис, что и отображает тесную взаимосвязь экономики России с международным рынком.

По поводу особенностей современного экономического роста России, то м 2006 года разрабатывается Концепция «Россия 2008-2020г.» согласно которой для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Литература

1.   Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред.Т. Ю. Матвеевой. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

.     Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог: ТРТУ, 2006.

3.      Макроэкономика: Учебник / Под ред. С. Н. Ивашковского. - М.: Дело, 2009.

.        Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. - Челябинск: ЧГУ, 2008.

5.      Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0814816512>. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: 2006.

6.   Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2005. №9.

Электронные ресурсы:

7.      Федеральная служба государственной статистики: <http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000331r.htm>;

.        Министерство экономического развития РФ <http://www.economy.gov.ru/>;

.        Универсальная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/.

Похожие работы на - Государственное регулирование экономического роста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!