Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями














Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями



Введение

качество цена налог пошлина

Актуальность темы. В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является прежде всего целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования. Именно от того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов: разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, повышение эффективности общественного производства и национального дохода, совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций). Ценообразование относится к числу проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятию, что объясняется сложной зависимостью между спросом и предложением товаров на рынке и рядом других факторов. Сложность ценообразования заключается еще и в том, что реализация товаров является непременным условием получения доходов хозяйствующими субъектами, Поэтому знания о процессе установления цены на изделие, анализ факторов, влияющих на процесс формирования цены и реализация на этой основе мер по установлению экономически обоснованных цен, их структурных элементов - становятся вопросами, требующими детальной проработки и применения в практике работы предприятий.

Степень изученности проблемы. Проблемы взаимосвязи цен и прочих экономических факторов отражены в работах таких ученых как: А. Вагнер, Д. Рикардо, П. Самуэльсон. К, Дитман Б.В., Исаев А.А., Соколов А.А., Берёзкин Ю.М., Долан Р.ДЖ., Евдокимова Т.Г., Есипов В.Е., Котлер Ф., Липсиц И.В., Нэгл Т.Т., Салимжанов И.К., Слепов В.А., Чибинев В.М., Шаш Н.Н., Шипицына А.В., Шуляк П.Н., и другие.

Цель работы. Целью данной работы является определение взаимозависимости цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

- определить понятие качества продукции (работ, услуг);

-       охарактеризовать степень влияния качества продукции на его цену;

-       проанализировать и сравнить понятия налога, сбора и государственной пошлины;

-       охарактеризовать отражение налоговых платежей в составе цены продукции;

-       определить взаимодействие цен и таможенных пошлин.

Объектом исследования является процесс ценообразования.

Предметом исследования является механизм влияние различных экономических категорий на процесс ценообразования.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в области налогообложения и ценообразования, нормативные документы Правительства и Указы президента Российской Федерации, законодательные и нормативные акты, относящиеся к цели работы.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 37 страниц. Курсовая работа содержит 2 рисунка, список использованной литературы из 27 наименований на 2 страницах.

1. Взаимодействие цены и качества товара


1.1 Определение понятия качества продукции (работ, услуг) в экономической литературе

продукция цена налог пошлина

Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом.

Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д. Харрингтон пишет, что качество - это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество - это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает [1].

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467_79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [6].

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д. [8].

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект - это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Брак - это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука - квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг. В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором - исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению [1].

Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, то есть изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

- затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;

-       затраты на контроль, то есть затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

-       внутренние затраты на дефект - затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, то есть до того, как продукт был продан (внутренние потери);

-       внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, то есть после продажи продукта (внешние потери) [8].

Итак, качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

К показателям качества продукции относятся следующие:

. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

2. Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара. Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка. Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей. Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели [4].

. Экологичность и безопасность применения товара

Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира.

. Показатели эргономичности товара

Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия.

. Показатели технологичности товара

Технологичность - свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта. К основным показателям технологичности конструкции относятся следующие: коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции, коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой, коэффициент прогрессивности технологических процессов [2].

. Эстетичность товара

Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Эстетичность обуславливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль и т.д.

. Показатели стандартизации и совместимости объекта

Стандартизация предусматривает рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

. Патентно-правовые показатели объекта

Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты. Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешних рынках [1].

. Показатели качества сервиса товара

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.

. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар.

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством продукции основывается на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготовленной для нужд национального хозяйства, населения, экспорта.

Покупатели выбирают товар на основе качества или цены, когда считают, что качество товара выше, чем качество товара конкурента. Поэтому важно проводить опросы потребителей и понять их вкусы. Репутации японских товаров за последние 50 лет дали понять, что значит изготавливать качественный товар. В 50 - е и 60 - е годы большая часть японского экспорта состояла из дешевых безделушек, которые быстро ломались. Однако, в 60 - е годы мир начал замечать существенные перемены. Электронные товары из Японии начали заполнять мировой рынок. Они поступали, опережая качество и долговечность остальных товаров различных мировых компаний.

В последствии репутация отличного качества японских товаров отразилась на автомобилях, мотоциклах и др. благ. Пример Японии доказывает, что с развитием качества товаров идет рост экономики всей страны. Поэтому управлению качества я хочу выделить особое место.

Качество должно определяться в терминах входных и выходных данных. Превосходная конструкция, качественная сборка и материалы - это входящие параметры. Однако, эти входные параметры могут и не повысить качество товара. Развитие имиджа этих входных параметров требует, чтобы все параметры были высокого качества. Если бы один из этих рейтингов был бы слабый, то общий рейтинг качества был бы низким. Например, если бы товар был хорошей конструкции, но из плохого материала, то товар не имел бы репутацию высокого качества. Соответственно, все параметры товара взаимосвязаны [1].

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

1.2 Свойства и показатели качества и ее отражение в цене


Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях.

Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:

Е=Р-З=Р - (Зд+Зе),                                  (1.1)

Где, Е - экономический эффект, З - затраты, Зд - затраты на достижение экономического эффекта, Зе - затраты на эксплуатацию.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.

Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них - сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, то есть определение оптимального уровня качества изделий. С ростом требований, предъявляемых потребителями к качеству продукции, неизбежно растет цена выпускаемой продукции и ее себестоимость. Эта зависимость отражена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Зависимость себестоимости и цены изделия от уровня его качественных характеристик [8]

Часть диаграммы, заключенная между кривыми себестоимости и цены изделия и ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает величину прибыли. Точку наибольшего отдаления кривых Q0 можно назвать качеством продукции, обеспечивающим наибольшую прибыль (минимальные затраты и максимальная цена), то есть оптимальным значением качества.

На рис. 1.1. Q1 - Q2 - возрастание убытков в сфере эксплуатации (возрастают расходы на ремонт и обслуживание); Q1 - Q2 - непомерное возрастание себестоимости (затрат). Однако наличие на рынке сбыта конкурирующих изделий иногда заставляет предприятие менять тактику: либо остановиться на качестве продукции Q1, производя изделия высокого класса и жертвуя некоторой долей собственной прибыли, либо решиться принять качество Q2 с низкой себестоимостью. Все это - вопросы маркетинговой стратегии и тактики предприятия.

Различают следующие методы калькуляции затрат на обеспечение качества:

. Метод калькуляции затрат на качество касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты на внутреннюю хозяйственную деятельность и на затраты, связанные с внешними работами. Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную деятельность анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.

. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами, основан на использовании понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

а) стоимость соответствия - затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь (рис 1.2).

Рис. 1.2. Затраты на качество продукции [8]

Где, 1 - расходы на контроль качества;

- основные издержки производства;

- потери из-за дефектности;

- общая сумма издержек на производство, сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей.

Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

. Метод калькуляции затрат на полном жизненном цикле (ЖЦ) продукции используют для оценки стоимости полного ЖЦ с расчленением ее на элементарные стоимостные составляющие по всем стадиям. Стоимостные элементы должны быть выделены для опознания из множества других, достоверно определены и оценены во множестве остальных элементов ЖЦ. Идентификация проводится по признакам выделяемых уровней с использованием трехразмерной матрицы. Качество продукции окончательно проявляется при эксплуатации или потреблении. Бывает, что уровень качества изготавливаемой продукции ниже реально необходимого. Например, металлорежущий станок не обеспечивает требуемой точности. В этом случае потребитель при эксплуатации должен выделять дополнительные средства на доработку, ремонт и обслуживание продукции. Возможно и обратное, когда уровень качества продукции больше необходимого [9].

Таким образом, оптимальный уровень качества - это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в третьих, возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделий.


2. Взаимодействие цен и налогов


2.1 Понятие налога, сбора и государственной пошлины


Законодательства многих государств не делают разграничения между такими категориями как налог, сбор и государственная пошлина, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Налоговое законодательство Российской Федерации закрепляет понятие налога. Так, в Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий) [7].

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие «государственная пошлина» в НК РФ не раскрывается.

Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Французский ученый П.М. Годме указывал, что налог, возможность его взимания являются существенным выражением суверенитета государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления. Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства. Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная (от лат. слова fiscus - государственная казна). Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы.

Соотношение этих функций при взимании налогов и сборов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, от установления отдельных видов налогов и сборов. В литературе отмечалось также, что налогам, как и другим финансовым категориям, свойственна функция контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и иными сферами общественной жизни. В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного управления обществом [20].

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам. Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога существует деление на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт. К ним относятся:

. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

. Принудительный характер изъятия.

. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия. Пошлина и сбор отличаются от налогов:

- по значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

-       по цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

-       по обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

-       по характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

-       по периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью. Отличия по периодичности включают два подхода: периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата); периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий);

-       отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов) [3].

Таким образом, в отличие от общих налоговых платежей сборы и пошлины имеют индивидуальный характер и им всегда присущи специальная цель и специальные интересы.

2.2 Отражение налоговых платежей в составе цены продукции


Система налогов влияет на цены, а те, в свою очередь, определяют размеры налогов. Чрезмерные налоги приводят к чрезмерным ценам в самых разных отраслях и сферах экономики. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включается в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее в России законодательство относит на себестоимость отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна [26].

Перечисленные платежи и отчисления двояким образом связаны с ценами. Во-первых, они, как и любые налоговые платежи, включаются в состав цены продукта, а во-вторых, выступают как цены соответствующих видов ресурсов. Например, плата за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), является ценой леса до его заготовки. Заготовленный (спиленный и вывезенный из лесосеки) лес имеет более высокую цену. Однако в ее состав в виде одной из материальных затрат включена лесная подать (полесная плата). Ценовой характер этого платежа подтверждает методика определения ставок лесной подати. Величина этих ставок устанавливается на основе затрат на лесовосстановление, уход, защитные мероприятия и размеров лесосечного фонда. Полесную плату рассчитывают как среднюю величину путем суммирования затрат на единицу лесосечного фонда и прибыли, необходимой лесхозам для воспроизводственной деятельности. Затем полесная плата дифференцируется в завиcимости от местонахождения лесосеки и качества древесины. Экономически обоснованная дифференциация лесных такс способствует более полному и рациональному использованию лесосечного фонда. Следовательно, лесные таксы могут как стимулировать, так и дестимулировать производство и потребление различных видов продукции лесной промышленности [24].

Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, как и лесная подать, является ценой за пользование водой, установленной законодательством РФ и взимаемой на всей территории страны. Она определяется на базе издержек на водоснабжение и нормальной прибыли водоснабжающих организаций.

Размер платы за воду, как правило, оказывает слабое влияние на издержки водопользователей. Это объясняется большим количеством потребителей воды, а также огромными водными ресурсами, что, естественно, приводит к снижению затрат на водоснабжение: в значительной степени этому способствуют и не слишком жесткие нормативы водопользования.

В перспективе перечисленные факторы приведут к росту цены за пользование водой. Особенно большое повышение платы за воду будет осуществлено за счет установления значительно более жестких нормативов пользования водой, прежде всего в водонедостаточных районах страны. Это объясняется тем, что цена за воду в пределах установленного норматива, утвержденная по определенной ставке, относится к издержкам производства, а при потреблении сверх установленного норматива размер ставки увеличивается в несколько раз. Платежи за сверхнормативное потребление воды относятся на прибыль. Таким образом, стимулируется рациональное водопользование и размещение водоемких производств [23].

Платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы образуют цены минерального сырья в недрах. Ставки этих платежей тесно связаны со стоимостью добытого сырья. Что касается метода их построения и изъятия, то он реализует стимулирующую функцию этих платежей.

Платежи за право на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых включают разовые платежи, которые уплачиваются на конкурсе или аукционе за лицензию, и платежи, регулярно уплачиваемые в течение всего периода проведения названных работ. Ставки регулярных платежей дифференцированы по их видам и имеют нижний и верхний пределы. Так, размеры регулярных платежей установлены для каждого месторождения с дифференциацией по видам полезных ископаемых, количеству и качеству запасов с учетом природно-географических [22].

Следует особо отметить, что взаимосвязь рассматриваемых налоговых платежей и цен определяется и тем, что многие из них являются по существу ценами соответствующих видов сырья в их природном виде. Они выполняют все функции, которые присущи ценам как экономические категории.

Платежи за право добычи минерального сырья, установленные с учетом потерь, стимулируют тем самым более полное извлечение из недр полезных ископаемых. Такую же цель преследуют штрафные платежи (удвоение платежа и его возмещение за счет чистой прибыли) при потерях сверх установленного норматива. Указанные платежи дифференцированы по месторождениям. Это позволяет выравнивать уровень затрат, обусловленных природно-географическими факторами.

Следующим видом налоговых платежей, связанных с использованием природных ресурсов, являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти платежи пришли на смену ранее действовавшим отчислениям на геолого-разведочные и геолого-поисковые работы. Ставки отчислений по этому виду платежа установлены от стоимости добываемого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых. Эти ставки широко дифференцированы и рассчитываются по определенной схеме [26].

Специфическим видом налоговых платежей являются отчисления, которые формируют внебюджетные фонды социальной защиты населения, - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости. Основная часть платежей в указанные фонды относится на такой элемент себестоимости, как отчисления на социальные нужды, и лишь незначительная их часть возмещается за счет заработной платы работников, также являющейся элементом себестоимости.

На себестоимость продукции по статье «Прочие затраты» относятся также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятий, которые учитываются в составе производственных фондов, часть отчислений в дорожные фонды, а также налог на рекламу, земельный налог, государственные и таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и некоторые другие.

Последний вид платежа, на котором следует остановиться, - это налог на имущество. Формально он возмещается за счет финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. за счет прибыли. Но фактически он может быть отнесен к налогам, которые включаются в себестоимость продукции. Это мотивируется тем, что он уплачивается из прибыли, но до ее налогообложения. Перечисленные выше налоги по-разному оказывают воздействие на уровень и структуру себестоимости и цен по различным отраслям и предприятиям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных видов производства.

Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий налоги, как платежи на социальные нужды, налог на имущество и некоторые другие, по-разному оказывают влияние па уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производств. Налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен, являются НДС, акцизы и налог на прибыль. Прибыль является той частью произведенного национального дохода, которая подвержена наибольшему перераспределению. Она тесно взаимодействует с уровнем себестоимости и цены. В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится ее максимизировать. Это достигается ростом объемов производства, сокращением себестоимости, повышением цен по мере повышения качества товаров. В российской экономике в условиях инфляции и монополизма производителей предприятия обеспечивают максимизацию прибыли в значительной степени за счет роста цен [9].

Прибыль есть разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Она слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка этого налога может различаться в зависимости от вида товара. В платежных документах НДС выделяется отдельной строкой, поэтому уплату этого налога проконтролировать очень легко. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый в конечном счете потребителем. В отличие от акцизов он уплачивается со всех товаров. Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на жителя. Предприятия являются лишь его сборщиками.

Еще один налог, взимаемый с потребления, который ведет к росту цен, - это акциз. Этот косвенный налог уплачивает покупатель определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля и драгоценностей. Формально плательщиком акциза является предприятие, производящее подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком становится потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получении услуг. Отсюда следует, что акциз, как и НДС, является ценообразующим фактором. Акцизы по методу изъятия похожи на налог с оборота. Они устанавливаются по строго определенному перечню товаров и включаются в цену производителя товара! Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от соотношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки и высокие цены на них позволили установить самые высокие ставки акциза (от 80 до 90% к стоимости в отпускных ценах) по этим видам продукции. По другим видам товаров, облагаемым акцизом, по которым высоким ценам не сопутствуют низкие затраты, ставки акцизов установлены ниже. Таким образом, размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения цен и затрат на различные виды товаров.

3. Взаимодействие цен и таможенных пошлин (тарифов)


3.1 Понятие таможенного тарифа и таможенной пошлины


Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

-       свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

-       конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции [27]:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

-       протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

-       балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

-       специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

-       комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По объекту обложения:

- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

-       экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

-       транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны [27].

По характеру:

- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

-       компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны [27].

По происхождению:

- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

-       конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

-       преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок:

- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

-       переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

3.2 Отражение таможенного тарифа в составе цены


Таможенные пошлины. тесно связаны с ценами. В практике зарубежных стран система таможенных пошлин построена таким образом, чтобы не допустить на национальный рынок иностранные товары по ценам ниже цен товаров отечественных призводителей. В то же время экспортируемые товары в целях усиления их конкурентоспособности на внешних рынках налогом не облагаются.

В ряде случаев по таким товарам даже предоставляются государственные субсидии, что обеспечивает установление пониженных цен на них с целью продвижения этих товаров на мировые рынки.

В Российской Федерации таможенные пошлины устанавливаются к стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров.

В отличие от промышленно развитых стран, которые экспортируют продукцию промышленной переработки, Россия в основном поставляет на экспорт сырьевые товары (нефть, газ, металлы и др.). Импортные пошлины устанавливаются с целью пополнения доходов бюджета.

С их помощью регулируются также многие вопросы внешнеторговой деятельности. Импортные пошлины определяются в процентах к контрактной (импортной) стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка России [9].

За последние годы делались попытки с помощью налогов вести борьбу с ростом цен. С этой целью были установлены отчисления в бюджет всей прибыли предприятий-монополистов, полученной сверх утвержденных нормативов рентабельности. Такие отчисления выступают как способ изъятия сверхприбыли предприятий-монополистов.

Этот налог направлен на сдерживание инфляционного роста цен и предотвращение получения экономически необоснованной прибыли монопольными предприятиями.

 

 


4. Связь цен с другими экономическими категориями (явлениями), такими как деньги, финансы и кредит


Для функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее развития, уровня и динамики цен, занятости населения требуется определенная денежная масса. Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также государству. Денежная масса в обращении является предложением денег. Зависимость ценообразоваия от количества денег в обращении проявляется посредством действия законов стоимости я де-нежного обращения: цены товаров должны устанавливаться на основе их стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг. При рыночном хозяйстве действие указанных законов проявляется как тенденция. Поэтому фактические цены товаров под воздействием множества рыночных факторов отклоняются от их стоимости, а количество денег в обращении регулируется степенью насыщения платежеспособного спроса, который связан с инфляционными процессами. Следует отметить, что инфляция означает обесценение (снижение покупательной способности) денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен товаров, услуг и падением реальной заработной платы. В статистике измерение величины инфляции может производиться посредством расчета основных показателей: индекса цен (индекса потребительских цен), темпов инфляции, индексов зарплаты и реальных доходов населения [26].

Цена товара (Ц) в определенный период обусловливается двумя основными показателями: массой денежных средств (М), выделенных потребителям для удовлетворения их потребностей в товаре, и количеством товара (Т), предложенного для реализации на данном рынке. Формула, выражающая состояние спроса и предложения, которому соответствует оптимальная цена, имеет Следующий вид:

                                                   (4.1)

Если обе части уравнения разделить на , то получим следующее:

                                                 (4.2)

При соблюдении этого условия цены могут оставаться стабильными и инфляционные процессы на отраслевом уровне прекращаются. Но из-за межотраслевого перелива капитала устойчивого равновесия на практике быть не может. На сбалансированность денежной массы влияют два рыночных элемента, спрос на деньги со стороны производства и предложение со стороны центрального банка, осуществляющего их эмиссию. Количество денежной массы определяется потребностями товарного оборота и государства. На величину денежной массы влияет также скорость обращения денег, т.е. интенсивность их движения при выполнении функций обращения и платежа. Скорость движения денег [9]:

= ВВП / М,                                                (4.3)

где ВВП - валовой внутренний продукт.

Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и экономическими процессами. Если денежная масса оборачивается медленно, то это означает, что коэффициент размещения (расходования) национального продукта низок. Высокая скорость обращения денег свидетельствует о быстром размещении товаров и высокой конъюнктуре рынка. Величина V обратно пропорциональна необходимому количеству денет, высокая скорость обращения сокращает потребность в дополнительной эмиссии. Таким образом, уровень потребностей в деньгах определяется как произведение физического объема реализованных товаров на их цены, а уровень фактического поступления денег в обращение - как произведение массы платежных средств на скорость их обращения. Уравнение равновесия имеет следующий вид:

М х V = Ц х Т,                                          (4.4)

где М - масса денег в обращении в определенный период времени;- скорость обращения денег;

Ц - цена товара данного вида;

Т - количество товара на рынке.

Левая часть уравнения отражает уровень предложения денег, а правая - величину спроса на них. Следовательно, любое увеличение физического объема товара на рынке (предложения при неизменных ценах) либо повышение его цены требует прироста объема денежной массы или ускорения ее оборачиваемости. На практике прирост денежной массы нередко опережает увеличение предложения товаров и услуг. Это несоответствие уравнивается через систему цен, что приводит к их инфляционному росту, в результате чего происходит переход к новому масштабу цен [17].

Центральный банк РФ, занимающийся выпуском денег в обращение, прогнозирует динамику таких показателей, как темпы роста производства, товарооборота, цен. Если ожидается повышение цен, то уже в текущем периоде принимаются меры для. ограничения денежной массы в обращении.

Количество денег в обращении может быть увеличено и с помощью изменения соотношения доходов и расходов населения; если доходы будут увеличиваться, а расходы останутся па прежнем уровне, то количество денег в обращении возрастает. Для уменьшения количества денег в обращении может быть применено изъятие наличных денег из обращения за счет превращения их в сбережения и купли-продажи ценных бумаг, а также приобретения недвижимости, предметов роскоши и др.

Инфляция означает обесценение денежной единицы, которое проявляется в форме роста цен товаров и услуг, не обусловленного повышением их качества. Она ведет к изменению потребительской способности населения. Причина возникновения инфляции - несоответствие между обращением товарной и денежной масс, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами.

В соответствии с приведенным выше уравнением равновесия частное от деления годовой товарной массы (Т) на число оборотов денег (V) отражает объем товарной массы, реализуемой в течение одного цикла купли-продажи, или объем товаров, находящихся в товарно-денежном обращении. Именно на массу денег М приобретается масса товаров:

То = Т x V                                                           (4.5)

Простейшее выражение средней цены (Цср) единицы совокупного товара, обращающегося в стране, имеет следующий вид:

Цср = До: То                                               (4.6)

где До - масса денег в обращении (наличных и безналичных);

То - товарная масса в обращении (общее количество товаров, приобретаемых за деньги, (До).

Рост цены (Ц) наблюдается в том случае, когда темп роста денежной массы (До), находящейся в обращении, превосходит темп роста товарной массы (То); товарная масса убывает в связи со спадом производства.

В международной экономической практике принято считать, что уровень инфляции, достигающий 2-3% в год, вообще безобиден и в чем-то даже полезен. Когда же месячный рост цен достигает 10% и более, то экономическая ситуация в стране становится тревожной. Инфляция свыше 50% в год считается гиперинфляцией [23].

Инфляция является следствием глубинных макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре валового внутреннего продукта и национального дохода. Ее индикаторами можно считать, наряду с ростом цен, эмиссию денег, рост их массы в обращении, дефицит государственного бюджета и т.д.

В начале своего развития инфляция в какой-то степени стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Предприниматели, уверенные в дальнейшем росте цен, стремятся вкладывать деньги в материальные ценности, приобретая новое оборудование, сырье, материалы и т.д. Но обесценение бумажных денег приводит к тому, что они перестают быть универсальным покупательным средством, нарушается система кредита, обесцениваются амортизационные фонды, резко сокращается обновление основного капитала, что приводит в итоге к нарушению всего процесса воспроизводства.

Инфляция проходит стадии, для каждой из которых характерны свой вид инфляции и соответствующий рост цен.

На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренном, или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. Население воспринимает это достаточно спокойно при соответствующем росте зарплаты и расходов. Но любые случайные факторы могут повысить инфляцию до 5-7% в год, вывести хозяйство из равновесия, замедлив экономический рост, научно-технический прогресс и создав социально-экономическую напряженность.

На второй стадии инфляция называется скачущей, или галопирующей. При этом цены повышаются от 20 до 200% в год, контракты, как правило, заключаются с учетом этого роста либо в иностранной валюте (в долларах США или евро). В странах, переживающих такую инфляцию, экономический рост прекращается, национальное хозяйство входит в состояние стагфляции, т.е. происходит полная остановка его развития (стагнация). Одновременно обостряется социально-политическая ситуация

Выводы


На процесс ценообразования и формирования конкретных цен товаров (услуг) воздействует большое количество постоянно изменяющихся факторов (ценовая политика государства, стратегия ценообразования предприятия, конъюнктура рынка, конкуренция, спрос и предложение, политическое положение, общеэкономические, климатические и экологические условия, запасы природных ресурсов, демографическая ситуация, интеграция государства в мировое хозяйство и его роль в международном разделении и кооперации труда и др.). В связи с этим возникает необходимость управления ценами, которое должно осуществляться не только выбором оптимальных методов и прогрессивных стратегий ценообразования, но и посредством экономически целесообразного и обоснованного установления регулируемых (фиксированных), свободных и договорных цен, расчетного изменения прейскурантов на продукцию, определения и применения дополнительных соглашений, оговорок в контрактах (договорах), гибких надбавок, наценок, скидок, компенсаций, льгот, дотаций в зависимости от конъюнктуры рынка, затрат, спроса и альтернативных вариантов продаж товара с использованием премиальных цен, кредита, рекламы и других современных стратегий ценовых модификаций и дифференциаций, а также с учетом всех экономических категорий финансово-кредитной системы и применением зарубежного опыта ценообразования.

Взаимосвязь уровня качества и цены продукции заключается в том, что цена назначается с учетом «комплекса качества»: наличия основных и дополнительных элементов, качества каждого элемента, условий приобретения и эксплуатации, внешних эффектов.

Ценовая политика фирмы обычно предусматривает установление цен на высоком уровне, соответствующем высокому качеству продукции и образу, формируемому фирмой у покупателей в отношении ее товаров. Если фирма создала себе репутацию производителя дорогих высококачественных товаров, то при разработке новой серии товаров она вряд ли пойдет по пути выпуска дешевых, но недостаточно качественных товаров.

«Сигнализирование» ценами уровня качества чаще всего используется в ситуациях, когда о качестве можно судить только по цене: покупатели предполагают, что качество разных марок и моделей существенно различается; потребители не обладают достаточным опытом или уверенностью в определении качества товара.

Взаимосвязь цен и налогов проявляется тремя способами. Во-первых, цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные задачи. Во-вторых, цены являются исходной основой для определения количества и размера налогов. В-третьих, налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.


Список использованной литературы

продукция цена налог пошлина

1.   Управление качеством: [учебник] / Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 216 с.

2.      Основы экономической теории: Политэкономический аспект: Учебник/ Отв. Ред. Г.Н. Климко. - 3 - е изд., перераб. и допол., К.: «Знання-Прес», 2002.

.        Арефьева О.В., Сахаев В.Г. Экономика предприятия. - К: изд. Европейского университета, 2003.-237 с.

.        Экономика организаций./под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.. - М: Юнити, 2003.-608 с.

.        Суша Г.З. Экономика предприятий. - М: «Новое знание», 2003. - 384 с.

.        Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. Спб: Питер, 2004. - 268 с.

.        Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. - М: Инфра-М, 2005.-528 с.

.        Аристов О.В. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.        Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 332 с.

.        Адашкевич В.К. Цены: как они определяются в разных странах. - Минск: Национальная экономическая газета. - 2007.

.        Баздникин А.С. Основы ценообразования в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства. - 2007.

.        Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ. - 2005.

.        Голощапов Н.А. Цена и ценообразование: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Осипова. - Обнинск: Викинг. - 2010.

.        Пучин ЕМ. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. - М.: Международные отношения. - 2005.

.        Трацевский Н.П., Грекови И.Н. Ценообразование: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание. - 2009

.        Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. - М.: Экмос. - 2007.

.        Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: Финстатинформ. - 2009.

.        Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. - М.: Информ. внедр. центр «Маркетинг». - 20090.

.        Желтякова И.А. Матвикова Г.А. Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. - СПб.: Питер. - 2009.

.        Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. - М.: БЕК. - 2010.

.        Маренков И.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. - М.: Эдиториал УРСС. - 2000.

.        Никитина Д.А., Никитин В.М. Ценообразование: Учеб. пособие. для вузов. - М.: Хронограф. - 2007.

.        Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер. - 2009.

.        Шуляк П.Н. Ценообразование: Учеб. практич. пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко». - 2009.

.        Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник. - М.:КНОРУС. - 2007. - 304 с.

.        Малиновская В.М. Таможенное право России / В.М. Малиновская // Учебник по публичному и частному праву в 2-х томах. Т.1: Публичное право. - М.: Статут, 2008. - С. 371-487.

Похожие работы на - Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!