Анализ хозяйственной деятельности предприятия связи
Содержание
Введение
1. Качество обслуживания потребителей
услугами телефонной связи, степень удовлетворения потребности в данном виде
услуг
2. Анализ использования трудовых
ресурсов
3. Оценка использования материальных
ресурсов
4. Себестоимость услуг. Влияние
изменения производительности труда и фондоотдачи на себестоимость
5. Расчет финансовых показателей -
прибыли и рентабельности
Заключение
Литература
Введение
Актуальность изучения темы состоит в том, что любое
предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности должно
руководствоваться принципом ее эффективности. То есть любые затраты должны
приносить предприятию дополнительный доход, иначе теряется смысл деятельности
любой коммерческой организации. В связи с этим встает проблема оценки эффективности
хозяйственной деятельности организации.
Экономический анализ необходим на любом предприятии -
государственном, совместном, акционерном, подрядном или основанном на иной
форме собственности.
Целью работы является анализ хозяйственной
деятельности предприятия связи.
1. Качество
обслуживания потребителей услугами телефонной связи, степень удовлетворения
потребности в данном виде услуг
Качество обслуживания потребителей услугами телефонной связи
характеризует уровень телефонной плотности, который рассчитывается как
количество телефонных аппаратов на 100 жителей города:
Определим
количество телефонных аппаратов:
на
конец предыдущего года:кг0=485+16,4=501,4 тыс. апп.
на
конец отчетного года:кг1=501,4+12,6=513тыс. апп.
Телефонная
плотность на 1000 жителей:
в
предыдущем году:
ТП0=501,4∙100/1165=43,1
%
в
отчетном году:
ТП1=513∙100/1168=43,2
%
Телефонная
плотность на 100 семей:
в
предыдущем году:
ТПсем0=501,4∙100∙3∙0,8/1165=103,2
%
в
отчетном году:
ТПсем1=513∙100∙3∙0,8/1168=105,4
%
Рассчитанные
показатели приведены в таблице:
Таблица
1
Показатели
|
Данные по годам
|
Изменения
|
|
0
|
1
|
абсолютное
|
в %
|
1. Количество телефонных
аппаратов на конец года
|
485,2
|
501,4
|
16,4
|
3,4
|
2. Телефонная плотность на
1000 жителей на 100 семей
|
43,1 103,2
|
43,2 105,4
|
0,1 2,1
|
0,0 2,1
|
Таким образом, общее количество телефонных аппаратов вросло в отчетном
периоде по сравнению с базисным на 16,4 тыс. ед. или на 3,4%. При этом
обеспеченность населения телефонами увеличилась на 0,1 аппаратов на 100 жителей
или на 0%, а обеспеченность в расчете на 100 семей выросла на 2,1 тел.
аппаратов или 2,1%.
2. Анализ
использования трудовых ресурсов
Основным показателем использования трудовых ресурсов является
производительность труда, она показывает количество продукции в натуральном или
денежном выражении, производимое одним работником предприятия связи за единицу
времени:
где
В - выручка от реализации,
-
среднее число работников.
1071,08
тыс. руб./чел.
2915,799
тыс. руб./чел.
Средняя
заработная плата определяется по формуле:
Имеем:
тыс. руб.
тыс. руб.
Условная
экономия численности за счет роста производительности труда:
чел.
Таким
образом, для получения предприятием выручки на уровне отчетного года в случае
производительности труда на уровне производительности труд прошлого года
предприятию необходимо было бы принять дополнительно 1369 работников.
Прирост
доходов за счет роста производительности труда:
тыс. руб.
Таким
образом, за счет роста производительности труда рост выручки предприятия связи
составил 1466551тыс. руб.
Доля
доходов, полученная за счет роста производительности труда:
Таким
образом,10,6% роста выручки обусловлено ростом производительности работников
предприятия связи.
3. Оценка
использования материальных ресурсов
Дадим характеристику эффективности использования основных и оборотных
фондов предприятия.
Среднегодовая стоимость основных фондов:
тыс. руб.
тыс. руб.
Среднегодовая
стоимость оборотных средств:
74158,038
тыс. руб.
Эффективность
использования основных фондов предприятия характеризует ряд показателей. Фондоотдача
характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении
основных средств и рассчитывается при помощи формулы:
где
В - выручка от реализации продукции,
-
среднегодовая стоимость основных фондов.
Фондоемкость
показывает, какая величина основных средств приходится на 1 рубль стоимости
продукции:
Фондовооруженность показывает, какая величина стоимости основных фондов
приходится на 1 работника предприятия связи:
Коэффициент
оборачиваемости - это количество оборотов, которое совершают оборотные средства
за определенный период; его рассчитывают по формуле:
Коэффициент
закрепления:
Период
оборота оборотного капитала. Этот показатель определяют по формуле
где Д - число дней в анализируемом периоде (365, 90, 30);
КОб - коэффициент оборачиваемости.
Рассчитаем показатели и занесем результаты в таблицу:
Таблица 2.1 Показатели эффективности
использования основных и оборотных фондов
Показатель
|
Данные по годам
|
Изменения
|
|
0
|
1
|
абсолютное
|
в %
|
Среднегодовая стоимость
ОПФ, тыс. руб.
|
2307634,17
|
2378933,25
|
71299,1
|
3,1
|
Выручка, тыс. руб.
|
849366,80
|
987354,00
|
137987,2
|
16,2
|
Фондоотдача
|
0,37
|
0,42
|
0,0
|
12,8
|
Фондоемкость
|
2,72
|
2,41
|
-0,3
|
-11,3
|
Численность работников,
чел.
|
793,00
|
795,00
|
2,0
|
0,3
|
Фондовооруженность
|
2910,01
|
2992,37
|
82,4
|
2,8
|
Стоимость оборотных
средств, тыс. руб.
|
74158,78
|
78642,42
|
4483,6
|
6,0
|
Коэффициент оборачиваемости
|
11,45
|
12,55
|
1,1
|
9,6
|
Коэффициент закрепления
|
0,09
|
0,08
|
0,0
|
-8,8
|
31,43
|
28,67
|
-2,8
|
-8,8
|
Таким образом, на 1 рубль, вложенный в основные фонды, предприятие
выпустило 0,37 руб. услуг в предыдущем году и 0,42 руб. в отчетном году,
эффективность использования основных фондов растет.
Эффективность использования оборотных фондов снижается, поскольку их
оборачиваемость снизилась на 8,8% в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Прирост доходов за счет роста фондоотдачи:
тыс. руб.
Доля
прироста доходов за счет роста фондоотдачи:
Высвобождение
основных фондов, которое может быть достигнуто за счет роста эффективности
использования основных фондов:
тыс.
руб.
Таким
образом, для получения предприятием выручки на уровне отчетного года в случае
фондоотдачи на уровне прошлого года предприятию необходимо было бы использовать
дополнительно 303597 тыс. руб. основных фондов.
4.
Себестоимость услуг. Влияние изменения производительности труда и фондоотдачи
на себестоимость
Затраты предприятия на предоставление услуг связи
(эксплуатационные расходы) по экономическим элементам группируются следующим
образом:
. Материальные затраты
. Затраты на оплату труда
. Отчисления на социальные нужды
. Амортизация основных фондов
. Прочие затраты
В настоящее время в отрасли связи рассчитывается
укрупненный стоимостной показатель - себестоимость 100 руб. доходов:
где
Э - общие затраты на производство услуг.
Себестоимость
на единицу мощности:
Рассчитаем
показатели и занесем результаты в таблицу.
Показатель
|
Предыдущий
|
Отчетный
|
Изменения
|
|
сумма
|
уд. вес
|
сумма
|
уд. вес
|
абсолютное
|
в %
|
Выручка, тыс. руб.
|
849366,80
|
-
|
987354,00
|
-
|
-1836720,80
|
-216,2
|
Затраты на производство
услуг, тыс. руб.
|
528870
|
100
|
601382
|
100
|
-1130252,00
|
-213,7
|
Затраты на оплату труда,
тыс. руб.
|
174320
|
33,0
|
201242
|
33,5
|
-375562,00
|
-215,4
|
Затраты на амортизацию,
тыс. руб.
|
245190
|
46,4
|
278630
|
46,3
|
-523820,00
|
-213,6
|
Прочие затраты, тыс. руб.
|
109360
|
20,7
|
121510
|
20,2
|
-230870,00
|
-211,1
|
0,62266385
|
-
|
0,60908448
|
-
|
-1,23
|
-197,8
|
Себестоимость на единицу
мощности, руб.
|
0,04739053
|
-
|
0,25279482
|
-
|
-0,30
|
-633,4
|
Увеличение эксплуатационных расходов в зависимости от
изменения себестоимости 100 рублей доходов:
тыс.
руб.
Экономия
себестоимости ста рублей доходов в размере 1,23 даст экономию затрат в целом по
предприятию в размере 13407,64 тыс. руб.
5. Расчет
финансовых показателей - прибыли и рентабельности
Прибыль - это доход предпринимателя от вложения капитала. Она
представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности,
определяемое как разность между совокупным доходом и совокупными затратами,
осуществляемыми в процессе этой деятельности.
Прибыль - это особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия,
конечный результат бизнеса.
Всем показателям прибыли характерен один общий
недостаток - они являются абсолютными показателями, что затрудняет их
использование в пространственно-временных сопоставлениях. Поэтому в анализе эти
индикаторы дополняются разнообразными коэффициентами рентабельности,
доходности.
Существует несколько точек зрения на понятие
определение показателей рентабельности. Так, по мнению Вахрушиной М.А.
показатели рентабельности - это относительные показатели, позволяющие
соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования:
стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами
доходов либо расходов.
Савицкая Г. В. определяет рентабельность как степень
доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой
системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы
предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность
производства отдельных видов продукции и услуг. Их используют для оценки
деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и
ценообразовании.
Ковалев В. В. трактует термин «рентабельность» в двух
весьма близких значениях. Согласно первой трактовке рентабельность может
рассматриваться как синоним прибыльности; иными словами, бизнес рентабелен,
если он генерирует прибыль. Вторая трактовка предполагает наложение
дополнительного условия: рентабельность - это генерирование прибыли в контексте
использованных или потраченных ресурсов. Смысл различия в приведенных определениях
сводится к следующему. В первом случае безоговорочно одобряется любое действие
(проект), сулящее прибыль, хотя бы и самую минимальную: выгодно все, что не
убыточно. Во втором случае действие (проект) одобряется лишь в том случае, если
в результате будет обеспечен приемлемый уровень отдачи от сделанных затрат.
Подоплека различия этих подходов очевидна и кроется в многообразии альтернатив
приложения факторов производства. Именно во втором значении и используется чаще
всего понятие «рентабельность».
Аналитический показатель рентабельности может
представлять собой коэффициент (относительную величину) или рассчитывается в
процентах. Основными источниками информации для расчета показателей
рентабельности являются:
· бухгалтерский баланс (форма № 1 бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 1
бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
· внутренняя (управленческая)
отчетность.
Основные задачи анализа прибыли и рентабельности:
• систематический контроль за формированием финансовых
результатов;
• определение влияния как объективных, так и
субъективных факторов на финансовые результаты;
• выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня
рентабельности и прогнозирование их величины;
• оценка работы предприятия по использованию
возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета
по счетам результатов, «Отчет о прибылях, и убытках» (форма № 2), «Отчет об
изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана
предприятия.
Валовая прибыль рассчитывается по формуле:
Пвал=В-С
Сумма налогов на прибыль рассчитывается по формуле:
где
t - ставка налога на прибыль.
Чистая
прибыль определяется следующим образом:
Пч=Пвал-Нпр
Расчет
показателей рентабельности:
рентабельность
затрат:
рентабельность
продаж:
ресурсная
рентабельность:
Результаты
расчетов показателей рентабельности представим в таблице.
Таблица
4 Показатели
рентабельности предприятия связи
Показатель
|
Данные по годам
|
Изменения
|
|
0
|
1
|
абсолютное
|
в %
|
Выручка, тыс.руб.
|
849366,80
|
987354,00
|
137987,20
|
16,2
|
Прибыль валовая, тыс.руб.
|
320496,80
|
385972,00
|
65475,20
|
20,4
|
Налог спродаж, тыс. руб.
|
64099,36
|
77194,4
|
13095,04
|
Чистая прибыль, тыс.руб.
|
256397,44
|
308777,60
|
52380,16
|
20,4
|
Рентабельность затрат, %
|
48,5
|
51,3
|
2,86
|
5,9
|
Рентабельность продаж, %
|
30,2
|
31,3
|
1,09
|
3,6
|
Рентабельность ресурсов, %
|
11,1
|
13,0
|
1,87
|
16,8
|
Как показывают данные таблицы 4, рентабельность продаж предприятия
выросла в отчетном году по сравнению с предыдущим на 5,9 % и составила в
отчетном году 51,3%. Рост этого показателя свидетельствует о повышении
конкурентоспособности предприятия, так как вырос спрос на его услуги.
Рост рентабельности затрат на 3,6% свидетельствует о росте окупаемости
затрат.
Рост ресурсной рентабельности на 16,8% свидетельствует о росте
эффективности использования собственного капитала организации.
прибыль
рентабельность себестоимость потребитель
Заключение
Анализ качества обслуживания показал, что общее количество телефонных
аппаратов вросло в отчетном периоде по сравнению с базисным на 16,4 тыс. ед.
или на 3,4%. При этом обеспеченность населения телефонами увеличилась на 0,1
аппаратов на 100 жителей или на 0%, а обеспеченность в расчете на 100 семей
выросла на 2,1 тел. аппаратов или 2,1%.
Для получения предприятием выручки на уровне отчетного
года в случае фондоотдачи на уровне прошлого года предприятию необходимо было
бы использовать дополнительно 303597 тыс. руб. основных фондов.
Экономия себестоимости ста рублей доходов в размере
1,23 даст экономию затрат в целом по предприятию в размере 13407,64 тыс. руб.
Рентабельность продаж предприятия выросла в отчетном году по сравнению с
предыдущим на 5,9 % и составила в отчетном году 51,3%. Рост этого показателя
свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия, так как вырос
спрос на его услуги.
Рост рентабельности затрат на 3,6% свидетельствует о росте окупаемости
затрат.
Рост ресурсной рентабельности на 16,8% свидетельствует о росте
эффективности использования собственного капитала организации.
Литература
1. Демина
Е.В. Менеджмент предприятий электросвязи. М., Радио и связь, 2007.
2. Директивные
указания по проектированию “ О расчетах основных технико-экономических
показателей № ГС 6Э-11-91”Гипросвязь,1991.
. Ситников
С.Г., Солодова Т.А. Организация производства на предприятиях электросвязи, М.,
2002
. Справочный
материал по проектированию систем передачи и линейных сооружений.
. Шляхер
М.И. и др. Аппаратура сетей связи, Справочник М., Связь, 1980.
6. Баканов
М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Экономика, 2007.
7. Грищенко О. В. Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
<http://www.aup.ru/books/m67/.>: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во
ТРТУ, 2000.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2000
9. Методика
анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики - учеб. пособие
под редакцией д. э. н., проф. Краюхина Г. А. - Санкт-Петербург, 2006.