Анализ финансирования и кредитования инвестиций на АО 'СНПС-Актобемунайгаз'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    243,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансирования и кредитования инвестиций на АО 'СНПС-Актобемунайгаз'

Содержание

Введение

. Теоретические и методические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций

.1 Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий

.2 Методы кредитования и финансирования инвестиционных проектов

.3 Источники финансирования и кредитования инвестиций и их государственное регулирование

2. Особенности финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.1 Организационно-экономическая характеристика АО «СНПС-Актобемунайгаз»

.2 Анализ состояния финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

. Совершенствование механизма финансирования и кредитования инвестиций на предприятии и реализация индустриально-инновационного развития экономики республики (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.1 Проблемы финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.2 Рекомендации по совершенствованию механизма финансирования и кредитования инвестиций (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.3 Реализация индустриально-инновационного развития экономики республики (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Инвестиционная сфера в последние годы становится все более актуальной темой для руководителей государств, деловых кругов и общества в целом. Одним из наиболее значимых факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли.

Для поддержания конкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Именно поэтому предприятие для начала его деятельности, а затем и для последующего развития нуждается в инвестициях.

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса - это, по сути, участие финансов в воспроизводстве основного капитала. Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования.

Инвестиционные проекты в сфере недвижимости можно разделить на две категории. Одни финансируются, что называется, «из своего кармана», другие - за счет привлечения кредитных ресурсов.

Однако потребность в дополнительных денежных ресурсах может возникнуть не только в случае полного отсутствия собственных средств. Кредит может понадобиться, например, если появляются дополнительные, не учтенные ранее строительные и финансовые риски. Другим поводом обратиться за финансовой помощью может стать отказ одного или нескольких соинвесторов от своих обязательств по финансированию проекта.

Привлечение прямых иностранных инвестиций позволяет национальным компаниям осуществлять сотрудничество с иностранными инвесторами в одной или нескольких отмеченных выше формах. Вместе с тем возможны и другие формы сотрудничества, например международная кооперация производства, получение иностранного оборудования на основе лизинга, получение иностранных займов.

Целью курсовой работы является анализ финансирования и кредитования инвестиций в крупный бизнес РК и реализация индустриально-инновационного развития экономики республики на примере крупной компании.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

.Определить сущность инвестиций и содержание инвестиционной деятельности;

.Исследовать сущность, виды инвестиций;

.Определить основные методы финансирования и кредитования инвестиций;

.Исследовать источники инвестиций, их перспективность;

.Провести анализ финансирования и кредитования инвестиций на АО «СНПС-Актобемунайгаз»

.Выделить проблемы и перспективы развития финансирования и кредитования инвестиций в крупный бизнес РК и реализация индустриально-инновационного развития экономики республики (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»).

Предметом работы является организация финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятия.

Методологическая база курсовой работы. В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, сравнение, обобщение и метод синтеза.

Теоретическая база курсовой работы. В процессе курсового исследования в качестве источников информации были использованы научные труды казахстанских и зарубежных авторов в области финансирования и кредитования инвестиций, статьи казахстанских СМИ, нормативно-правовые акты РК с изменениями и дополнениями по состоянию на 2012 год, материалы официального сайта АО «СНПС-Актобемунайгаз».

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе с теоретических позиций рассматриваются вопросы назначения и содержания инвестиций и инвестиционной деятельности на предприятии. В данной главе определены понятие и сущность инвестиций. Раскрыты методологические основы финансирования и кредитования инвестиций на предприятии и сформулированы его основные методы и источники.

Вторая глава посвящена организационно-экономической характеристике АО «СНПС-Актобемунайгаз», и анализу финансирования и кредитования инвестиций субъекта исследования.

Третья глава посвящена реализации индустриально-инновационного развития, рекомендациям по совершенствованию механизма финансирования и кредитования инвестиций на предприятии, а так же улучшению финансового состояния предприятия.

1. Теоретические и методические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций

.1 Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий

В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.

Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют, таким образом, структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства. [1, с.108]

В настоящее время в законодательстве и статистике РК выделяются следующие характеристики инвестиций и инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвестор - это юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных или заемных денежных средств, а также иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. [2, с.413]

Объектами инвестиционной деятельности являются экономические активы - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики, непроизводственные активы, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. [3, с.13]

Под инвестициями в экономической теории понимают совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования.

В масштабах национальной экономики инвестиции - это те экономические ресурсы, которые направлены на увеличение реального капитала общества, в том числе и человеческого. [4, с.229]

В качестве инвестиций используются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, кредиты, займы, залоги, технологии, земля, здания, сооружения, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности. [5, с.131]

К факторам, определяющим величину инвестиций, относятся:

·          ожидаемые доходы от инвестиций;

·        реальная ставка процента;

·        налогообложение;

·        экономические ожидания;

·        изменения в технологии производства. [6, с.223]

1.2 Методы кредитования и финансирования инвестиционных проектов

Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления. (Приложение 1)

Прибыль

Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. И сразу возникает вопрос: как наиболее рационально распределить эту прибыль? Ее можно направить на: производственное развитие; строительство жилья, дома отдыха, детского садика и других объектов непроизводственного назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные цели и др. Для рационального использования прибыли необходимо хорошо знать техническое состояние предприятия на данный момент и на перспективу, а также социальное положение коллектива предприятия. Если на предприятии работники в социальном плане, в том числе и по уровню заработной платы, в большей мере обеспечены по сравнению с другими предприятиями, то в этом случае прибыль необходимо направлять в первую очередь на производственное развитие.

Однозначно можно ответить, что прибыль надо направлять на развитие предприятия в том случае, если уровень технического развития предприятия низкий, что является тормозом для выпуска конкурентоспособной продукции и возможной причиной банкротства предприятия. Таким образом, распределение прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и социальном плане.

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Амортизация - процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другие сроком службы более одного года и стоимостью более 50 тыс. тенге. [7, c.158]

Основные средства в процессе производства постепенно морально и физически изнашиваются, т.е. они меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация не начисляется по объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации; жилищному фонду; объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным; объектам лесного и дорожного хозяйств; специализированным сооружениям и подобным объектам; продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также по приобретенным изданиям (книгам, брошюрам и др.).

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70-80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций также повысилась. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий.

Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит от следующих факторов:

·    среднегодовой стоимости основных производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятия;

·              переоценки основных средств;

·              способа начисления амортизационных отчислений;

·              ускорения НТП.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

·    при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;

·              при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;

·              при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Выбор одного или нескольких способов начисления амортизационных отчислений является важным элементом в учетной и амортизационной политике предприятия. Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, т.е. у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Это первый положительный момент ускоренной амортизации.

Второй выигрыш у предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации актива увеличивается на величину дополнительной амортизации, а прибыль снизится на эту же величину, а следовательно, предприятие меньше заплатит налога на прибыль.

Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться исходя из их экономической сущности на простое и расширенное воспроизводство, т.е. на финансирование реальных инвестиций. А если говорить более конкретно, то они должны использоваться на следующие цели:

·    приобретение нового оборудования вместо выбывшего;

·              механизацию и автоматизацию производственных процессов;

·              проведение НИР и ОКР;

·              модернизацию и обновление выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;

·              реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;

·              новое строительство.

Привлечение инвестиций

Открытое размещение акций

Покупая акции крупных компаний открытого типа, мелкие вкладчики всегда рискуют: меняется рыночная конъюнктура, растет инфляция, сохраняется высокая внешняя задолженность страны и т.п.

Все перечисленные факторы, несомненно, снижают степень доходности акций. Приобретение ценных бумаг становится рискованным и не всегда выгодным экономическим мероприятием в условиях общей экономической стагнации.

Инвестор среди прочих выбирает компании, чьи акции на рынке ценных бумаг котируются больше других, растут более быстрыми темпами объемы чистой прибыли и поддерживается регулярность выплаты дивидендов вкладчикам.

В целях оптимального выбора ценных бумаг, как объекта инвестирования, применяется показатель соотношения «цена-доход» (prise-earning ratio). Доверие у вкладчиков, как правило, вызывает низкий показатель «цена-доход». Он пользуется большим доверием и спросом у инвесторов к росту доходов от акций. И наоборот, высокий показатель «цена-доход» обычно имеет меньший спрос среди инвесторов.

Существует обратно пропорциональная зависимость показателя «цена-доход» и ежегодного темпа прироста доходов. Чем выше этот показатель, тем ниже объем доходов. Соответственно, низкий показатель «цена-доход», как правило, отражает более высокую доходность акций.

Держатели обыкновенных акций, по сути, являются владельцами предприятия, имеющими над ним контроль и право проведения дивидендной политики.

Сроки - длительный срок.

Обеспечение - доля в капитале компании.

Преимущества - получение значительного капитала. Расширение капитальной базы компании. Обеспечение ликвидности активов. Создание привлекательных стимулов инвестирования в акции. Повышение реализуемости акций. Повышение стоимости акций. Отсутствие необходимости выплаты долгов. Не требуется дополнительное обеспечение (гарантии)

Недостатки - требуются значительные затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг. Регламентация порядка эмиссии со стороны органов управления рынком ценных бумаг. Разводнение акционерного капитала. Давление акционеров, направленное на обеспечение роста прибылей.

Субъект - инвестиционные банки. Другие кредитные институты. Открытый рынок.

Кредитная линия банков

Сроки - 1 - 3 года

Обеспечение - необеспеченные или обеспеченные

Требования - требуется дополнительное обеспечение (гарантии), предоставление отчета о продажах/прибыли, наличие прогнозируемого денежного потока.

Преимущества - предоставляются дополнительные услуги. Процент прогнозируем. Гибкая схема заимствования и погашения долга.

Недостатки - может потребоваться дополнительное обеспечение. Предоставление кредита ограничивается установленным лимитом. Возможны высокие процентные ставки.

Субъекты - коммерческие банка, другие кредитные институты.

Срочная ссуда

Сроки - 3 - 7 лет

Обеспечение - необеспеченная или обеспеченная

Требования - требуется дополнительное обеспечение (гарантии), предоставление отчета о продажах/прибыли, наличие прогнозируемого денежного потока.

Преимущества - предоставляются дополнительные услуги. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Ставка может быть фиксированной. Обеспечиваются долговременные обязательства по финансированию. Возможность постепенного погашения.

Недостатки - может потребоваться дополнительное обеспечение. Сложность получения в кризисной ситуации. Возможны высокие процентные ставки. Процентная ставка может быть высокой.

Субъекты - коммерческие банка, другие кредитные институты.

Государственное финансирование

Сроки - длительный срок

Обеспечение - государственные гарантии

Требования - предоставляется компаниям, соответствующим определенным стандартам. Требуется достаточное дополнительное обеспечение. Средства должны использоваться строго по целевому назначению.

Преимущества - более низкие суммы платежей в погашение при более длительных периодах. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Возможно предоставление дополнительных услуг.

Недостатки - суммы выделяемых средств ограничены. Требуется дополнительное обеспечение. Предоставление кредита оговаривается определенными условиями. Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению.

Субъекты - государственные институты развития. Органы государственного управления.

1.3 Источники финансирования и кредитования инвестиций и их государственное регулирование

инвестиционный кредитование финансирование амортизационный

Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов.

Инвестиционные ресурсы представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обусловливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования, к внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При классификации источников инвестирования необходимо также учитывать специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

При анализе структуры источников формирования инвестиций на микроэкономическом уровне (предприятия, фирмы, корпорации) все источники финансирования инвестиций делят на три основные группы: собственные, привлеченные и заемные. При этом собственные средства предприятия выступают как внутренние, а привлеченные и заемные средства - как внешние источники финансирования инвестиций.

Основные источники формирования инвестиционных ресурсов фирмы:

собственные :

чистая прибыль, направляемая на инвестиции;

амортизационные отчисления;

реинвестируемая часть внеоборотных активов;

иммобилизуемая часть оборотных активов

привлеченные:

эмиссия акций фирмы;

инвестиционные взносы в уставной капитал;

средства коммерческих структур, предоставляемые безвозмездно на целевое инвестирование

заемные

кредиты банков и других кредитных институтов

эмиссия облигаций фирмы

целевой государственный инвестиционный кредит

инвестиционный лизинг.

Анализ структуры источников финансирования инвестиций на уровне фирм в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что доля внутренних источников в общем объеме финансирования инвестиционных затрат в различных странах существенно колеблется в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.

Как правило, структура источников финансирования инвестиций изменяется в зависимости от фазы делового цикла: доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита.

В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой государственного суверенитета.

Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций" предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.

Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.

Основными функциями Агентства являются:

1.      организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;

2.      координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;

.        обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;

.        оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;

.        осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК "Об иностранных инвестициях".

В соответствии с Законом иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются законодательством.

Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.

Вывод

Под инвестициями в экономической теории понимают совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследованияОбъектами инвестиционной деятельности являются экономические активы - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики, непроизводственные активы, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность

Источники финансирования и кредитования. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

Государственное финансирование осуществляется за счет средств бюджета, Нацбанка и специальных фондов на длительный срок под государственные гарантии. Средства госфинансирования должны использоваться строго по целевому назначению. Преимущества - более низкие суммы платежей в погашение при более длительных периодах. Недостатки - суммы выделяемых средств ограничены.

Кредитная линия банков выдается на 1 - 3 года. Требуется дополнительное обеспечение (гарантии), предоставление отчета о продажах/прибыли, наличие прогнозируемого денежного потока. Высокие процентные ставки.

Для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

2. Особенности финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.1 Организационно-экономическая характеристика АО «СНПС-Актобемунайгаз»

АО “СНПС-Актобемунайгаз” - одна из крупнейших нефтегазовых компаний Казахстана, занимающаяся разведкой, добычей, подготовкой к транспортировке нефти и газа. Это предприятие, разрабатывающее нефтегазовые месторождения Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой и занимающееся нефтеразведкой на Центральной территории восточной части Прикаспийской впадины, по объемам добычи углеводородного сырья входит в “пятерку” ведущих нефтегазовых операторов Казахстана.

С момента приобретения данного актива в 1997 году Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), входящей в “десятку” ведущих энергетических корпораций мира, в истории деятельности предприятия начался новый виток развития. Сегодня это динамично развивающаяся компания, играющая заметную роль в развитии энергетического сектора страны, а также обеспечивающая социальное благополучие Актюбинского региона, на территории которого она осуществляет свою деятельность.

АО “СНПС-Актобемунайгаз” базируется в своей истории на многолетнем существовании бывшего советского производственного объединения (ПО) “Актюбинскнефть”, созданного приказом № 157 от 10 марта 1981 года Министерства нефтяной промышленности СССР. Главной целью его образования была необходимость промышленной разработки открытого в 1978 году крупного нефтегазоконденсатного месторождения Жанажол. Кроме Жанажола правительство СССР передало созданному ПО права недропользования на таких углеводородных структурах Актюбинской области, как Кенкияк, Восточный Акжар, Акшат, Жагабулак, Мортук, Шенгельши и других. Подразумевалось, что “Актюбинскнефть” будет единственным оператором по добыче углеводородов в Актюбинской области. Однако последующий ход социально-политических событий и слом социалистической экономики не позволил компании остаться единственным нефтегазовым оператором в регионе: с 1992 года здесь стали появляться другие нефтегазовые предприятия. В 1993 году ПО “Актюбинскнефть” было акционировано в рамках государственной программы разгосударствления и приватизации, 90,5% акций стали собственностью государства в лице Министерства финансов, а привилегированный пакет в размере 9,5% был безвозмездно передан членам трудового коллектива. В последующей истории в уставе предприятия было несколько названий - от ОАО “Актюбнефть” до сегодняшнего АО “СНПС-Актобемунайгаз”, а в период с 1994 по 2002 год государство поэтапно реализовало все свои акции различным инвесторам. В 1997 году, когда положение “Актобемунайгаза” было плачевным из-за огромной дебиторской и кредиторской задолженности, стагнации в связи с потерей каналов логистики продукции, большим моральным и техническим износом основных фондов, многомесячной задержкой по заработной плате работникам, акции компании были проданы посредством тендера одной из самых крупных в мире нефтегазовых корпораций CNPC. Так, сначала 4 июня 1997 года в г. Алматы в присутствии Президента РК Нурсултана Назарбаева и вице-премьера Госсовета КНР Ли Ланьцин был подписан договор о купле-продаже акций “Актобемунайгаза”, а затем 26 сентября 1997 года между CNPC и правительством был подписан контракт на проведение операций по углеводородам на месторождениях Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой в Актюбинской области. С этого момента фактически начался отсчет истории взаимоотношений правительства Казахстана и CNPC, давшей письменные обязательства инвестировать в развитие актюбинского проекта не менее $4 млрд в течение последующих 20 лет. Инвестор свои обещания выполнил гораздо раньше.[8, c. 8]

Размер Уставного капитала АО "СНПС-Актобемунайгаз" составляет 14 853 637 500 тенге, количество акций - 9 890 425 штук, номинал акции - 1500 тенге. В истории АО была произведена единственная эмиссия долевых ценных бумаг.(Приложение 2)

Компания осуществляет свою операционную деятельность на нефтегазоносных площадях, территориально расположенных в пределах административных границ Актюбинской области. Этими лицензионными площадями являются:

·              нефтегазоконденсатное месторождение Жанажол;

·              нефтегазовое месторождение Кенкияк-подсолевой;

·              нефтяное месторождение Кенкияк-надсолевой;

·              центральная территория Восточной части Прикаспийской впадины (разведочный блок площадью 3262 кв.км).

Основным видом деятельности предприятия является:

·              разработка и добыча углеводородного сырья;

·              бурение поисковых, разведочных, оценочных структурных и эксплуатационных скважин;

·              поиск, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, переработка нефти и газа;

·              организация и обеспечение транспортировки и реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

·              использование произведенной электрической и тепловой энергии и ее реализация;

·              строительство трубопроводов;

·              выполнение проектно-изыскательских, опытно-конструкторских и других работ;

·              выполнение НИОКР в области поиска, разведки и добычи нефти и газа и их переработки;

·              геофизические разведка и каротаж;

·              производство отдельных видов оборудования, материалов, конструкций, продуктов и товаров, выполнение строительно-монтажных работ;

·              оказание посреднических, транспортных, информационных, образовательных, юридических и иных услуг;

·              осуществление финансирования основного производства и коммерческих проектов;

·              осуществление внешнеэкономической и коммерческой, в том числе торгово-закупочной деятельности.

Товарной продукцией АО "СНПС-Актобемунайгаз" являются:

·              нефть, подготовленная по отраслевым стандартам. Реализуется по магистральным нефтепроводам, транспортируется по железной дороге и морскими танкерами;

·              попутный газ, подготовленный по стандартам магистральной транспортировки. Потребляется самыми различными потребителями, в том числе населением;

·              сера, получаемая при очистке газа. Реализуется в гранулируемом и комовом виде автомобильным и железнодорожным транспортом. Находит дальнейшее применение не только при производстве удобрений, но и в таких отраслях хозяйства, как полимер-химическая, шинная, металлургическая, фармакологическая, лакокрасочная и др. отрасли;

·              сжиженный газ. Высоколиквидный продукт XXI века;

·              стабилизированный пластовый конденсат. Особое значение имеет в полимерной промышленности, в производстве высокоэффективных моторных топлив.

На начало 2010 года общая численность персонала АО "СНПС-Актобемунайгаз" составляет 7,67 тыс.человек, в том числе китайские специалисты, работающие на основании разрешений на привлечение иностранной рабочей силы - 1,4% от общей численности. В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности АО "СНПС-Актобемунайгаз" конструктивно сотрудничает с другими предприятиями Актюбинской области: по обобщенной оценке, численность партнерских организаций Актюбинской области, стабильно сотрудничающих с компанией, составляет около 9 тыс. человек.

Организационная структура

Организационная структура Акционерного общества оформлена в соответствии со спецификой отраслевых нефтегазовых корпораций и с учетом всех требований гражданского и акционерного законодательства Республики Казахстан. Высший орган управления Общества - Общее собрание акционеров, орган управления - Совет директоров, исполнительный орган - Генеральный директор. Корпоративная управленческая политика включает в себя обязательное проведение очных общих годовых собраний акционеров, внеочередных собраний, очных и заочных заседаний Совета директоров, квартальных семинаров топ-менеджмента под руководством Генерального директора и еженедельных оперативных плановых совещаний.

Производственный цикл определяется взаимодействием структурных подразделений(филиалов) компании. Филиалы различаются между собой по числу занятого персонала, по размерам балансовых основных фондов и по отношению к основному или вспомогательному производству.

Филиалами являются:

·              Нефтегазодобывающее управление "Октябрьскнефть" - операционная деятельность на НГКМ Жанажол и разведочном блоке;

·              Нефтегазодобывающее управление "Кенкиякнефть" - операционная деятельность на месторождениях Кенкияк-подсолевой и Кенкияк-надсолевой;

·              Жанажольский нефтегазоперерабатывающий комплекс - подготовка товарной продукции, добытой на всех месторождениях компании;

·              Управление сбыта нефти и нефтепродуктов - формирование и реализация эффективной сбытовой политики;

·              Управление производственно-технического обеспечения и комплектации оборудованием - комплекс задач по снабжению других филиалов товарно-материальными ценностями;

·              Научно-исследовательский институт по разработке нефтегазовых месторождений - научное сопровождение производственного цикла;

·              Управление "Актюбэнергонефть" - энергообеспечение всех филиалов компании;

·              Специализированное транспортное управление - транспортное обслуживание подразделений компании;

·              Управление общественного питания и торговли - обеспечение функционирования вахтовых поселков, организация питания производственного и управленческого персонала, управление балансовой теплицей, базой отдыха "Нефтяник";

·              Актюбинское специализированное строительное управление - выполнение подрядным способом широкого спектра строительных работ.

 <javascript:loadwindow('foto/president.jpg',430,305)>Функционирование АО "СНПС-Актобемунайгаз" базируется на принципе единоначалия. Единоначалие в текущей производственно-хозяйственной деятельности компании осуществляется первым руководителем компании (Генеральным директором). В целях обеспечения консолидирующего взаимодействия всех филиалов в структуре компании выделен аппарат управления, состоящий из профильных департаментов. Департаменты обеспечивают выработку оперативных и среднесрочных управляющих решений, реализуемых ответственными филиалами, службами, специалистами. Аппарат управления состоит из звена руководителей (заместители, помощники, советники Генерального директора) и нижеуказанных департаментов:

·              департамент разработки нефтегазовых месторождений;

·              департамент подготовки нефти и газа;

·              департамент разведки нефтегазовых месторождений;

·              департамент бурения;

·              департамент координации производственно-технологических работ;

·              департамент охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций;

·              департамент капитального строительства;

·              административный департамент;

·              планово-экономический департамент;

·              департамент правовой деятельности;

·              департамент трудовых ресурсов;

·              департамент ревизии и контроля;

·              финансовый департамент;

·              департамент по закупкам;

·              департамент безопасности;

·              служба по контролю безопасности производства и охране окружающей среды;

·              центральное управление по оперативной эксплуатации месторождений;

·              центр "Актобеспецпроект";

·              департамент по управлению компрессорным оборудованием.

Органы аппарата управления находятся в отношениях "распорядительства" и "подчинения", которые проявляются в формах линейного, функционального и методического руководства. Связи между ними как вертикальны, так и горизонтальны. Линейный курирующий руководитель в аппарате управления наделен управленческой властью приказывать подчиненным ему органам и лицам, что и когда они должны делать и какие средства они для этого могут использовать. Функциональные руководители (заместители Генерального директора, директора департаментов) в пределах закрепленных за ними функций наделены правами, содержанием которых является возможность уточнять конкретные задачи, определять ресурсы, устанавливать условия и ограничения для нижестоящих структурных звеньев. Под методическим руководством в структуре управления АО "СНПС-Актобемунайгаз" понимается указание способов достижения поставленных целей в рамках заданных ресурсов. Организационная структура компании характеризуется оптимальным сочетанием горизонтальных и вертикальных связей в иерархии управления. Аппарат управления АО "СНПС-Актобемунайгаз" планирует, распределяет и контролирует потоки ресурсов, в том числе финансовых, материальных, трудовых, среди филиалов Общества. Стройность описанной выше структурной схемы базируется на высоком качестве взаимодействия людей при выполнении поставленных оперативных, среднесрочных и долгосрочных задач.

Указанная выше организационная структура в немалой степени стандартна для нефтегазовых компаний Казахстана, ибо распределение производственных задач среди филиалов определяется устоявшимися в нефтегазовой промышленности управленческими тенденциями.

Современная организационная структура АО "СНПС-Актобемунайгаз" характеризуется следующими аспектами:

а) организационно-производственная структура Общества соответствует сложившейся концентрации и специализации производства, применяемым технологиям, технике, характеру производственной кооперации;

б) поддерживается на оптимальном уровне число ступеней управления. Это связано с централизацией управления, рациональным распределением комплекса работ между аппаратом управления и структурными филиалами;

в) исключение дублирования одних и тех же работ как на одном уровне, так и на разных уровнях;

г) обеспечение надежной взаимосвязи специализированных подразделений аппарата управления в деле достижения конечных целей компании, исключающее превращение выполнения частных функций в самоцель;
д) подчинение функциональных подразделений, осуществляющих смежные функции, одному руководителю верхнего уровня;

е) обеспечение такой оперативности управления, при которой за время получения информации и принятия решения до его реализации в управляемой системе не успевали бы происходить необратимые изменения, требующие принятия новых решений;

ж) обеспечение достаточной надежности в системе, означающей, что в определенный период времени будут приняты и реализованы решения, позволяющие выполнить поставленные перед Акционерным обществом задачи;

з) обеспечение экономичности и необходимого эффекта от управления при оптимальных затратах на содержание аппарата управления.

Наиболее значимыми и регулирующими корпоративными актами являются положения о департаментах, об отделах и о структурных филиалах. В этих документах закреплены (за коллективами служб) определенные функции и задачи управления. Таким образом, современная организационная структура АО "СНПС-Актобемунайгаз" является весьма современной и отвечает реалиям крупного нефтегазового бизнеса. Данной системе управления присуще разделение труда с обособлением участков управленческой деятельности.

2.2 Анализ состояния финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

За 15 лет производственно-хозяйственной деятельности сумма освоенных в производстве инвестиций достигла $4,15 млрд, в том числе в 2006 году - $429 млн, в 2007 году - $654 млн, в 2008 году - $789 млн, в 2009 году - $688 млн., в 2010 - $860 млн. (рис. 1).

Рисунок 1 - Инвестиции АО «СНПС-Актобемунайгаз»

Уже в течение 2000-2003 годов была проведена реконструкция старого Жанажолского газоперерабатывающего завода, на которую было затрачено $5,5 млн, и построен новый, второй по счету, Жанажолский ГПЗ, потребовавший инвестирования $166 млн. В октябре 2003 года на месторождении Жанажол были введены в эксплуатацию два самых крупных в Казахстане резервуара для хранения нефти емкостью 100 тыс. кубометров каждый. Суммарные капвложения в данные объекты составили $12,8 млн.

В 2003-2005 годах были построены и выведены в эксплуатацию газопровод Жанажол - Актобе и технологический трубопровод Кенкияк - Жанажол, по которому на ГПЗ Жанажола для подготовки стала поступать добываемая на месторождении Кенкияк-подсолевой нефть, характеризующаяся высоким газовым фактором и механическими примесями. Компания не стала строить перерабатывающий завод на Кенкияке, а внедрила проект такого продуктопровода стоимостью $17 млн. В 2005 году на месторождении Жанажол состоялось знаменательное событие - добыта 50-миллионная тонна нефти в накопленном исчислении. Это событие стало результатом огромной работы всего коллектива АО “СНПС-Актобемунайгаз”, нацеленной на динамичное движение к новым горизонтам. Тогда же было открыто перспективное месторождение на Центральной территории восточной части Прикаспийской впадины, названное Ащисай. Ранее данная лицензионная площадь исследовалась другими недропользователями, однако, ввиду того, что их разведочные операции не увенчались успехом, разведочный блок как бесперспективный вернулся государству. Специалисты утверждают, что этот блок еще долго дожидался бы своего часа, если бы не геологи АО “СНПС-Актобемунайгаз”, обнаружившие здесь структуры Ащисай и Северная Трува. Первая же скважина на структуре Ащисай при испытании карбонатной толщи КТ-2 22 февраля 2005 года дала суточный приток в 100 кубометров легкой нефти. Последующие разведочные скважины тоже дали высокий исследовательский результат. В настоящее время специалистами компании проводятся работы по дальнейшему изучению открытой залежи. По данным АО “СНПС-Актобемунайгаз”, только в 2008-2009 годах объем инвестиций на разведку территории превысил $460 млн, а объем инвестиций на разведку в 2010 году составляет свыше $270 млн. Учитывая успехи компании, правительством РК были подписаны условия продления срока разведки углеводородов с 6 до 10 лет.

В мае 2006 года был введен в строй газопровод Жанажол - КС-13 протяженностью 155 км, построенный всего за полтора года и позволивший вывести товарный газ компании в систему магистрального реверсивного газопровода Бухара - Урал. Ввод в эксплуатацию данного участка, на возведение которого было затрачено $91,8 млн, не только повысил промышленный потенциал компании, но и, что весьма важно, решил социальные проблемы - появилась возможность газифицировать отдаленные населенные пункты, расположенные вдоль трассы газопровода (малые города Эмба, Жем, поселки Юбилейный, Бирлик, Кумжарган и другие). Кроме того, как отметили в АО “СНПС-Актобемунайгаз”, газопровод Жанажол - КС-13 стал мощным инструментом газового бизнеса компании. Также в 2006 году завершились трехлетние работы по строительству важнейшего транспортного маршрута - 83-километровой железной дороги Жанажол - Эмба, потребовавшей инвестирования $56,3 млн. Данный участок проектной пропускной способностью 2,16 млн тонн грузов в год и 6000 пассажиров в месяц кардинально оптимизировал транспортные схемы АО “СНПС-Актобемунайгаз”, где до этого времени все перевозки осуществлялись автомобильным транспортом.

В 2006-2007 годах была построена первая линия третьего ГПЗ сметной стоимостью около $474 млн. По информации компании, окончание строительства двух других очередей третьего Жанажолского ГПЗ намечено на ближайшие два года. Стоит отметить, что данный проект входит в государственную программу “30 корпоративных лидеров” и является прорывным. Ежегодная суммарная мощность жанажолских заводов с учетом ввода третьего ГПЗ будет доведена до 8 млрд кубометров по газу, до 1 млн тонн по конденсату, до 470 тыс. тонн по сжиженному газу. Значительное повышение объемов подготовки газа в скором времени будет связано с планом по разработке так называемых “газовых шапок” Жанажола, представляющих собой сухие газовые коллекторы (ловушки) с присутствием легкой конденсатной фракции. К слову, новое оборудование на ГПЗ позволяет значительно снизить вредные выбросы в атмосферу, реально улучшив экологическую обстановку в регионе.

Знаменательными событиями 2008 года стали ввод в строй ГЛКС № 4 стоимостью $60 млн и мощностью по подаче в сеть скважин до 3 млн кубометров газа; современной газотурбинной станции на месторождении Жанажол стоимостью $37 млн и производительностью 45 МВт; а также завершение строительства 52-километрового трубопровода для транспортировки смешанной скважинной продукции с разведочного блока на ГПЗ Жанажола. Тогда же по причине окончания шестилетнего срока контрактной деятельности АО “СНПС-Актобемунайгаз” на Центральной территории Восточной части Прикаспийской впадины правительство продлило еще на два года период разведки. В 2009 году на разведочном блоке был построен вахтовый поселок, начаты проектные и подготовительные работы по четвертому ГПЗ, рассчитанному на подготовку до 8 млн тонн товарной нефти в год. Согласно данным компании, в 2009-2010 годах в разведочный блок планируется инвестировать еще не менее $172 млн. В текущем году совокупные инвестиции компании достигнут $900 млн.

В целом валовой ежегодный объем добычи нефти в компании АО “СНПС-Актобемунайгаз” вырос с 2,5 млн тонн в 1997 году до 6,05 млн тонн в 2009 году. (рис. 2)

Рисунок 2 - Динамика объема добычи нефти АО «СНПС-Актобемунайгаз», млн. тонн

В 2009 году объем производства сжиженного газа составил 125 тыс. тонн, газовой серы - 38,3 тыс. тонн, реализация попутного газа превысила 2,3 млрд кубометров. (рис. 3)

Рисунок 3 - Производство сжиженного газа и газовой серы АО «СНПС-Актобемунайгаз»

По сведению компании, в январе-августе 2010 года она добыла 4 млн 87,237 тыс. тонн нефти при плане 4 млн 8,820 тыс. тонн. (рис. 4). В том числе в истекшем августе нефтедобыча составила 468,746 тыс. тонн при плане 448,940 тыс. тонн.

Рисунок 4 - Добыча нефти АО “СНПС-Актобемунайгаз” за 2010 год

Сдача нефти за август составила 458,065 тыс. тонн при плане 431,549 тыс. тонн. (рис. 5)

Рисунок 5 - Сдача нефти за август 2010 года, тонн (план-факт)

В 2011 году АО “СНПС-Актобемунайгаз” запланировала добыть 6,1 млн тонн нефти. По информации управления сбыта нефти и нефтепродуктов компании, на сегодняшний день сбыт сжиженного газа вырос в 3,2 раза, до 13 тыс. тонн в месяц, в сравнении с показателем тремя годами ранее. Налажены экспортные направления в Восточную Европу и страны Балтии. Вместе с тем обеспечивается поставка топливного газа по цене ниже рыночной для нужд коммунального хозяйства и населения области. Так, сегодня его цена для соцобъектов и населения области составляет 1182 тенге за 1 тыс. кубометров, или 1,1 тенге за 1 кубометр. Компания участвует и в госпрограммах по обеспечению сельхозтоваропроизводителей удешевленным топливом, а социально-бытовых объектов - мазутом. Решается вопрос доставки и реализации сжиженного газа в северные регионы страны, где существует спрос на энергоносители, более безопасным транспортом - железной дорогой. Полностью решен “серный вопрос”: около 4 тыс. тонн гранулированной серы ежемесячно реализуется в удобной упаковке. Реконструирована нефтеналивная эстакада “Бестамак” с использованием германского оборудования для автоматического герметичного налива нефти.

Для улучшения бытовых условий только за последние семь лет построено 5 четырехэтажных общежитий. Их строительство обошлось акционерному обществу в 2 миллиарда 79 миллионов тенге. В 2008 году была сдана прекрасно оборудованная столовая на 250 человек, отвечающая современным требованиям, при ней открыты пекарня и кондитерский цех. 22 действующие в Жанажоле столовые могут обслужить одновременно 1155 вахтовиков. С учетом восполнения витаминного баланса на площади 0,4 гектара была также построена теплица в городе Актобе, на строительство которой акционерное общество выделило 379,5 миллиона тенге.

Наряду с этими объектами для нефтяников предусмотрено жилье на 60 человек в поселке Кенкияк. Здесь работают 8 столовых.[ 9, с. 4]

В 2009 году сумма налогов и других платежей в бюджет от АО “СНПС-Актобемунайгаз” превысила Т150 млрд, а в январе-августе 2010 года она достигла порядка Т156 млрд. К слову, на сегодняшний день компания формирует основной объем бюджета Актюбинской области - до 56%.

Для выполнения программы утилизации попутного газа АО “СНПС-Актобемунайгаз” приняло решение о строительстве нового объекта - компрессорной станции по нагнетанию неочищенного газа в пласт на месторождении Жанажол объемом 1 млрд 500 млн м3. В настоящий момент на месторождение поступили компрессорные установки, начинаются монтажные работы. По данному объекту уже освоено Т2837 млн.

В компании за последние годы значительно сократились объемы сжигаемого газа. При этом уровень утилизации газа повысился с 70% в 2007 году до 90% в 2009 году.

По информации компании, в 2010 году объем утилизации попутного газа составит около 3 млрд кубометров.

Вывод

АО “СНПС-Актобемунайгаз” - одна из крупнейших нефтегазовых компаний Казахстана, занимающаяся разведкой, добычей, подготовкой к транспортировке нефти и газа.

Китайская корпорация CNPC в 1997 году дала письменные обязательства инвестировать в развитие актюбинского проекта не менее $4 млрд в течение последующих 20 лет.

За 15 лет производственно-хозяйственной деятельности сумма освоенных в производстве инвестиций достигла $4,15 млрд, в том числе в 2006 году - $429 млн, в 2007 году - $654 млн, в 2008 году - $789 млн, в 2009 году - $688 млн., в 2010 - $860 млн.

Проведена реконструкция старого Жанажолского газоперерабатывающего завода, на которую было затрачено $5,5 млн, и построен новый, второй по счету, Жанажолский ГПЗ, потребовавший инвестирования $166 млн.

Были введены в эксплуатацию два самых крупных в Казахстане резервуара для хранения нефти емкостью 100 тыс. кубометров каждый.

Введен в строй газопровод Жанажол - КС-13 протяженностью 155 км,

Построена первая линия третьего ГПЗ сметной стоимостью около $474 млн.

Налажены экспортные направления в Восточную Европу и страны Балтии.

Построено 5 четырехэтажных общежитий. Их строительство обошлось акционерному обществу в 2 миллиарда 79 миллионов тенге.

3. Совершенствование механизма финансирования и кредитования инвестиций на предприятии и реализация индустриально-инновационного развития экономики республики (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

.1 Проблемы финансирования и кредитования инвестиций на предприятии (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

Китайская корпорация CNPC входит в десятку ведущих энергетических корпораций мира и развивает свои проекты более чем в 30-ти странах.

АО "СНПС-Актобемунайгаз" - одна из крупнейших нефтегазодобывающих компаний на территории Республики Казахстан.

АО "СНПС-Актобемунайгаз" - это ведущий субъект экономики Актюбинской области. Показатели экономического потенциала и социального благополучия региона в немалой степени зависят от результатов производственно-хозяйственной деятельности этой компании. Более того, 56% Актюбинского областного бюджета формируется за счет средств этой корпорации.

Поэтому, не удивительно, что АО «СНПС-Актобемунайгаз» не привлекает кредиты банков Казахстана на свои инвестиционные проекты. Все проекты АО «СНПС-Актобемунайгаз» реализует методом самофинансирования.

К проблемам финансирования инвестиций рассматриваемого предприятия на территории РК можно отнести:

недостатки законодательства, в частности таможенные пошлины на ввоз оборудования, необходимого для инвестиционных проектов;

курсовые разницы, возникающие в период рассмотрения сметной документации инвестиционного проекта и его последующей реализации.

Наибольшим недостатком инвестиций является то, что капитал надолго может быть связан в осуществляемых проектах, без получения достаточной отдачи. В то же время вложения в ценные бумаги при их относительно высокой ликвидности могут быть достаточно быстро возвращены.

Финансовые и политические риски велики при любых вложениях капитала за рубежом или внутри страны для иностранной компании, и здесь нет полной гарантии от изменения законодательства стран-партнеров или флуктуаций на их валютных и финансовых рынках, что может отразиться на обменных курсах и других условиях сделок.

3.2 Пути совершенствования механизма финансирования и кредитования инвестиций (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена соответствующая система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, а также поддержки спроса на внутреннем рынке. Политика доходов должна быть направлена на повышение доли оплаты труда в распределении национального дохода.

Важной формой поддержки реального сектора при реализации рискованных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов.

При нынешнем состоянии отечественной финансовой системы в качестве основного механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития и специальных организационных форм поддержки инвестиционных программ. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего коммерческие банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Государственное регулирование система инвестиций в реальный сектор должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, реализующих задачу привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах отечественной экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инвестиционного сотрудничества за рубежом; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях. Эти банки должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов. [10, с.2]

.3 Реализация индустриально-инновационного развития экономики республики (на примере АО «СНПС-Актобемунайгаз»)

Довольно значительная сумма капиталовложений в 2010 году инвестируется в развитие предприятия. За всю историю компании таких инвестиций еще не было. Фактически до конца года было освоено более 860 миллионов долларов. Большая часть средств была направлена на наземное обустройство месторождений и, безусловно, на строительство тех самых трех индустриально-инновационных объектов, о которых уже упоминалось выше.

Первый объект - комплексная дожимная станция на месторождении Северная Трува. Мощность его составит 3 миллиона 500 тысяч тонн в год.

Другой - четвертый завод по подготовке нефти. Годовой объем его производства в пределах 4 миллионов тонн.

И третий - станция обратной закачки газа в пласт мощностью от 1 до 1,5 миллиарда кубических метров газа в год.

Все они будут дополнять друг друга в ходе рабочего процесса. Ввод, скажем, комплексной дожимной станции даст возможность прямо на месторождении в полной мере отделять газ от нефти, затем отделенное «черное золото» будет идти по нефтепроводу на четвертый завод для дальнейшей переработки, а голубое топливо - на станцию обратной закачки газа в пласт. Так вот последний объект - станция закачки - как раз таки предназначен для того, чтобы разрешить проблему сжигания газа в факелах. Как известно, вопрос с утилизацией газа в течение многих лет является сдерживающим фактором развития АО. С одной стороны, его сжигание вредит экологии, с другой - это напрасная трата ресурсов. Поэтому после ввода данного объекта многолетняя практика сжигания ценного ресурса на факелах будет сведена до минимума.

В нынешнем году объем сжигаемого газа составит менее 300 миллионов кубометров. Лимит же на сжигание, утвержденный Министерством нефти и газа Республики Казахстан на 2012 год, составляет 330 миллионов кубических метров.

Вот почему данный объект очень важен с экологической точки зрения. С его помощью можно будет, не выпуская газ в атмосферу и не сжигая, закачивать обратно в недра. Тем самым поддерживать, с одной стороны, пластовое давление, с другой - извлекать при необходимости закачанное голубое топливо для потребности. То есть, используя такой способ, АО «СНПС-Актобемунайгаз» сохраняет ресурсы.

До этого в отсутствии этих производств и объем добычи на месторождении Северная Трува был значительно ниже. Данные проекты нами были взяты за основу, поскольку объем добычи «черного золота» постоянно растет. А старая производственная система действует так: с разведочного блока идут два трубопровода низкого давления, по которым нефть и газ подаются в смешанном виде на действующий ныне завод, где и проходит процесс их отделения друг от друга. Минус этой системы и в том, что при подаче сырья в трубопроводах образовывается противодавление, что отрицательно отражается и на мощности скважин, сдерживая объем добычи на месторождениях. Поэтому решение о строительстве новых высокотехнологичных объектов возникло не на пустом месте, да и главный экологический вопрос будет разрешен.

Общая сумма капвложений на трех прорывных объектах составит 350 миллионов долларов. Сейчас примерно две тысячи человек трудится на их строительстве. Китайских специалистов на объектах задействовано около 250. После ввода все они, безусловно, уедут - завершатся контракты. А пока они заняты пусконаладочными работами. По планам АО оно в первую очередь введет в эксплуатацию комплексную дожимную станцию. В течение недели она войдет в нормальный режим работы, и нефть прямо с месторождения будет идти отдельно по своему трубопроводу, а газ - по своему. Затем запустим четвертый завод и станцию обратной закачки газа в пласт. То есть АО изначально поставило перед собой цель: в течение одного года построить и ввести в эксплуатацию эти объекты. Количество вновь созданных рабочих мест на трех объектах составит дополнительно 150. Кроме этого, часть людей будет переведена сюда с других филиалов АО.

Вообще, когда на Жанажоле проектировали комплекс третьего завода, исходили из того, что общий объем подготовки газа на нем составит 6 миллиардов кубических метров в год. В конце 2007-го АО ввело в эксплуатацию первую его очередь, и при этом мощность производства составила два миллиарда кубометров. В соответствии с перспективными планами намечено строительство еще второй и третьей очереди третьего завода уже в следующем году.

В рамках реализации госпрограммы по развитию нефтегазовой отрасли РК в 2010 году был дан старт началу строительства газопровода Бозой - Шымкент. Цель этого проекта, как известно, - газификация южных регионов страны, и осуществить ее возможно с месторождения Урихтау. Правительством РК предусматривается, что газ, добываемый компанией, также будет подаваться в этом направлении. Поэтому на 2-ю и 3-ю очереди третьего газоперерабатывающего завода у АО большие надежды.

Что касается четвертого завода по подготовке нефти, то по проекту общий объем его производства составит 8 миллионов тонн в год. Мощность первой его очереди будет в пределах 4 миллионов тонн. Поэтому планируется в последующем строительство еще второй очереди с такой же мощностью.

С появлением новых высокотехнологичных производств наверняка со временем отпадет необходимость в эксплуатации старого - ныне действующего Жанажолского газоперерабатывающего завода. Ведь он действует уже более 30 лет. Высокое содержание серы в жанажольской нефти вызывает серьезную коррозию. В целом эти установки по подготовке нефти и газа на заводе работают достаточно стабильно. Поэтому к тому времени, пока оборудование ныне действующего предприятия не изжило свой ресурс, АО «СНПС-Актобемунайгаз» построит высокотехнологичную, современную 2-ю очередь четвертого завода. [11, с.7 ]

Основным проектом на 2012 год будет являться начало строительства II очереди ЖГПЗ-3. Стоимость строительства второй очереди завода оценивается в порядка $250 млн. Проектная мощность второй очереди завода составит 2 млрд кубометров газа в год, с вводом в эксплуатацию объем подготовки газа компанией возрастет до 6 млрд кубометров в год.

Ориентировочно ввод в эксплуатацию второй очереди ЖГПЗ-3 предполагается в 2013 году.

Проектно-сметная документация третьей очереди пока в процессе рассмотрения, отметили в компании.

В апреле текущего года "CNPC-Актобемунайгаз" сообщала, что надеется выполнить работы по началу строительства 2-й и 3-й очереди третьего ЖГПЗ в текущем году.

Тогда же сообщалось, что объем подготовки газа 2-й и 3-й очереди ЖГПЗ-3 составит 5 млрд кубометров в год, объем подготовки конденсата 800 тыс. тонн в год. Так, объект включает в себя одну установку сбора газа, 2 линии по подготовке газа объемом 2,5 млрд кубометров в год каждая, 2 установки по подготовке конденсата объемом 400 тыс. тонн в год, установку сепарации и стабилизации.

Строительство ЖГПЗ-3 является основным объектом программы полной утилизации попутного нефтяного газа. Строительство 1-й очереди завода было начато в июне 2006 года и завершено в декабре 2007 года. Ввод в эксплуатацию установок 1-й очереди позволил с января 2008 года подготовленный очищенный газ в объеме 80 тыс. кубометров в час подать в магистральный газопровод "Жанажол-КС-13" для передачи потребителям, основными из которых является население и промышленные предприятия Актобе (адмцентр Актюбинской области). В настоящее время отсюда подается до 230 тыс. кубометров в час. [12, с.3]

Заключение

Инвестиции являются неотъемлемым компонентом экономики любой страны, а инвестирование - важным процессом в деятельности любого предприятия. Финансирование инвестиций - это процесс определения источников и выделения (привлечения займа) денежных средств для инвестиций. Оно носит договорной, прямой, целевой и непрерывный характер. Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся собственные средства (прибыль, амортизация), к внешним - заемные (кредиты, займы) и привлеченные (бюджетные средства). Основными методами финансирования инвестиций выступают: самофинансирование, долевое финансирование, лизинг, бюджетное, кредитное, проектное финансирование. На практике для финансирования проекта часто используется смешанное финансирование на основе различных комбинаций вышеперечисленных методов.

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны.

Важным источником финансирования инвестиционной деятельности фирмы являются собственные средства: часть чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, амортизация, а также реинвестируемая путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества, другие целевые поступления.

Оптимальной структурой источников финансирования инвестиций является та структура, которая обеспечивает наибольшую рентабельность собственных средств. Поэтому при выборе того или иного источника финансирования инвестиций, будь то внешние или внутренние источники, нужно исходить из необходимости достижения наибольшего экономического эффекта.

"CNPC-Актобемунайгаз" является крупнейшей нефтедобывающей компанией в Актюбинской области, разрабатывает месторождения Жанажол, Кенкияк надсолевой и Кенкияк подсолевой, Северная Трува.

Владельцем "CNPC-Актобемунайгаз" является китайская CNPC.

По объемам добычи углеводородного сырья АО "СНПС-Актобемунайгаз" устойчиво входит в пятерку ведущих нефтегазовых операторов Казахстана.

За 15 лет производственно-хозяйственной деятельности сумма освоенных в производстве инвестиций достигла отметки 4,15 млрд.долларов США, в том числе в 2006 году - 429 млн.долларов, 2007 году - 654 млн.долларов, в 2008 году - 789 млн.долларов, в 2009 году - 688 млн.долларов, в 2010 году - 860 млн.долларов.

В 2000-2003 годах была проведена реконструкция старого Жанажольского газоперерабатывающего завода (затраты в сумме 5,5 млн.долларов) и построен новый, второй по счету, Жанажолский газоперерабатывающий завод (сумма инвестиций - 166 млн.долларов). В 2006-2007 годы была построена первая линия третьего газоперерабатывающего завод, сметная стоимость которой составила около 474 млн. долларов США. Окончание строительства двух других очередей третьего завода намечено на ближайшие два года.

Одним из важнейших инвестиционных достижений является строительство ряда трубопроводных участков, кардинально оптимизировавших логистику реализации продукции. Во-первых, компания приняла ведущее участие в строительстве стратегически-важного для Актюбинской области нефтепровода "Кенкияк-Атырау". Во-вторых, силами Акционерного общества был построен и выведен на проектную мощность газопровод "Жанажол -Актобе". В-третьих, в 2005 году был построен технологический трубопровод "Кенкияк- Жанажол" протяженностью 44 км, по которому на ГПЗ Жанажола для подготовки стала поступать во всевозрастающих объемах скважинная продукция месторождения Кенкияк-подсолевой, характеризующаяся высоким газовым фактором и механическими примесями. Компания не стала строить перерабатывающий завод на Кенкияке, а внедрила проект такого продуктопровода. Стоимость продуктопровода - 17 млн.долларов. В- четвертых, в мае 2006 года введен в строй газопровод "Жанажол-КС-13" протяженностью 155 км, позволивший вывести товарный газ Акционерного общества в систему магистрального реверсивного газопровода "Бухара-Урал". Газопровод "Жанажол-КС-13", торжественное начало строительства которого пришлось на 01 октября 2004 года, а сумма затраченных инвестиций составила 91,8 млн.долларов, стал составляющей частью проекта комплексной утилизации газа АО "СНПС-Актобемунайгаз".

Проект Третьего ЖГПЗ, уже запущенного в 2012 году, официально входит в государственную программу "30 корпоративных лидеров" и является прорывным.

Список использованной литературы

1.          Белякова, М.Ю. Методы оценки и критерии эффективности инвестиционного проекта. /М.Ю. Белякова // Справочник экономиста. - 2006. - №3.

2.      Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова // ЭКО. - 2005. - №15.

.        Воронцовский, А.В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснование. /А.В. Воронцовский - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002.

.        Зимин, А.И. Инвестиции: вопросы и ответы. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006

.        Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина. - М.: ИНФРА-М, 2007

.        Инвестиции: Системный анализ и управление/Под ред. Проф. К.В. Балдина - 2 изд. - М.: Издательско-торговая корп. «Дашков и Ко», 2007

7.          Мырзалиев Б.С. Государственное регулирование экономики: Учебник. - Алматы: «Нур-Пресс», 2007.

.            Елена БУТЫРИНА. Портрет компании АО «СНПС-Актобемунайгаз»// Газета "Панорама". 8 октября 2010г.

9.      Бердибай КЕМАЛ, Алина КАРИНА. Обновленный Жанажол. // Газета "Актюбинский вестник". 7 октября 2010г.

.        Жунусов Б.А., докторант программы PhD, КазЭУ им.Т.Рыскулова. Совершенствование механизмов финансирования реального сектора экономики Казахстана. 2011

.        Жубаныш Байгуринов. Стратегия устойчивого роста. // Газета "Казахстанская правда" 28 декабря 2010.

.        Агентство Интерфакс Казахстан. 28.11.2011

13.        А.А. Алимбаев. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. 1999.

14.    Орманбаев. Теории и модели государственного регулирования РК/ Орманбаев.- Алматы, 2004

15.        Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 1998.

16.    Предпринимательство в Республике Казахстан./ Окаев К.О., Смагулова Н.Т., Яновская О.А., Бикетова Е.Б., Асангалиева Р., Абдулина З.Т., Даирова Р. - Алматы: Экономика 1999.

17.        Правовые основы предпринимательства в Республике Казахстан. Учебно-практическое издание./ Е.В. Порохов, Н.А. Янцен, В.А. Анисимов, С. Бабкин, - Алматы: Фонд «Формирование налоговой культуры», 2001.

.            Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. - Алматы: Юрист, 2009.

.            Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики. - Алматы: Бiлiм, 1999.

.            А. А. Рогачева “Cоциально - экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999.

22.    И. В. Сергеев, И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000.

.        М. Н. Чепурин “Курс экономической теории”, Алматы, 1994.

.        “Инвестиционная деятельность”. Сборник законодательных актов. Алматы, 2000.

.        Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000.

.        А. Б. Идрисов “Планирование и анализ эффективности инвестиций”. Москва, 1994.

.        Инвестиции: учеб./ А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, Н.В. Воробьев [и др.] - 2-е изд., перераб. и. доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007.

.        Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиченов и др. - М.: КНОРУС, 2007.

.        Кузнецов, Б.Т. Инвестиции: уч. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»/ Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

.        Колтынюк, Б.А. Инвестиции: Учебник./Б.А. Колтынюк - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003.

31.    Методы оценки инвестиций. // Аудитор. - 2002. - №2.

.        Москвин, В.А. Кредитование инвестиционных проектов./ А.В. Москвин // Инвестиции России. - 1999. - №3.

.        Нешитой, А.С. Инвестиции: Учебник. - 5-е изд., перераб. и испр. - М.:Издательско-торговая корп. «Дашков и Ко», 2007.

.        Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Пястолов - 2-е изд. - М.: Академия: Мастерство, 2002.

.        Глазунов, В.Е. Финансирование инвестиций /В.Е. Глазунов - М.: «Космо». - 2008.

36.        Указ Президента РК от 28. 01. 2008 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.

37.        Закон Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 539-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проектного финансирования» //Казахстанская правда от 28 января 2012 г. № 32 (26851)

38.        Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2006-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2006 года N 1096)

Приложение 1

Рисунок 6 - Формирование фонда накопления хозяйствующего субъекта для использования в инвестиционных проектах

Приложение 2

Таблица 1 - Уставный капитал АО «СНПС-Актобемунайгаз»

Уставный капитал, тенге

Количество акций, штук

Номинал акции, тенге

Год выпуска

14 853 637 500

9 890 425

1500

1997


Приложение 3

Рисунок 7 - Жанажольский нефтегазоперерабатывающий комплекс (ЖНГК)

Похожие работы на - Анализ финансирования и кредитования инвестиций на АО 'СНПС-Актобемунайгаз'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!