Детско-родительские отношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Детско-родительские отношения

Содержание

1. Информационная часть

.1 Общие сведения о семье

.2 Поведенческий портрет семьи

2. Интерпретации отдельных методик

.1 Методика "Рисунка семьи"

.2 Адаптированный вариант методики Рене Жиля

.3 Различные варианты методики "Незавершенные предложения"

.4 Методика "Лесенка"

.5 Опросник родительских отношений Варги - Столина

.6 Опросник "Подростки о родителях"

2.7 Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера

.8 Опросник родительских установок и реакций Шафера РАRI

2.9 Опросник "Детско-родительские отношения подростков" (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская)

.10 Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

.11 Многомерная шкала восприятия социальной поддержки - MSPSS; Д.Зимет; адаптация В.М.Ялтонский, Н.А.Сирота

3. Психологическое заключение и рекомендации

Приложение

1. Информационная часть

1.1 Общие сведения о семье

Обследуемая семья состоит из 4 членов: отца, матери и двух детей, 9 и 15 лет. Ребенок младшего школьного возраста - девочка, подросткового возраста - мальчик. Мать работает рядовым бухгалтером на предприятии. Отец - работает монтажником в строительной организации. Дети учатся в школе: сын - в 8 классе, дочь - во 3 классе. Родители планируют рождение третьего ребенка. Семья живет в трехкомнатной квартире. Условия проживания удовлетворительные.

.2 Поведенческий портрет семьи

Исследование проводилось в феврале 2012 года. Диагностика проходила индивидуально, как с детьми, так и с матерью. В нем принимали участие мать и двое детей. При встрече семья проявила доброжелательность и гостеприимство. Как было отмечено, семья живет в трехкомнатной квартире. У каждого ребенка своя комната. В квартире чисто, комфортно, условия проживания - удовлетворительные.

Сына зовут Николай. Сын высокого роста (170см.). Светловолосый, атлетического телосложения. Посещает бассейн и учувствует в играх по футболу среди школ. По словам матери, он характеризуется ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отношениях. В любом разговоре, в споре, особенно в спорах и конфликтах, он по многу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно не составляет труда. За внешней изменчивостью у Николая четко проходит одна линия, одно желание - быть среди сильных, принадлежать к той группе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание сильных. Поэтому в любом споре Николая никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Николай переходит на его сторону, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз переметнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. По этой же причине Николай старается быть возле мамы, старается обратить на себя внимание, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышающее его.

Дочку зовут Ольгой. Оно худощавого телосложения, рост около 120 см. Волосы длинные, светло-русые. По отношению к дочери мать ничего не отметила.

Мать особо подчеркнула сложности в отношениях с мужем и сыном-подростком: отец - это авторитет, ему сын перечить не может, а дочь может (дочь - младшая школьница).

2. Интерпретации отдельных методик

.1 Методика "Рисунка семьи"

Рисунок девочки (6 лет)

Описание рисунка. Девочка нарисовала всех членов семьи. Вначале она нарисовала маму, потом папу, после себя, и, наконец, бабушку и дедушку.

Папу она изобразила в черном цвете, для рисования мамы она использовала красный карандаш. Себя изобразила в розовом цвете. Все члены семьи изображены без одежды в виде палочек и кружочков. Она нарисовала себя и других членов семьи с широко расставленными руками. После данной процедуры она нарисовала по бокам себя бабушку и дедушку, а под ногами - малыша, будущую сестренку или братишку. На рисунке нет семейной ситуации. Члены семьи держатся за руки. При этом на рисунке наблюдается сходство нарисованных фигур.

Интерпретация. На рисунке девочки наблюдается движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи, что характеризует хорошее отношение или сильное желание более близких отношений. Девочка не уделяла достойного внимания членам семьи, но всех изобразила в разном цвете, что характеризует тенденцию на хорошую половую идентификацию. На рисунке отображена высокая плотность внутрисемейного общения, а также полноценное общение семьи с окружающим миром. У девочки наблюдается потребность во внимании окружающих. Хотя в семье царит благоприятная атмосфера, все же ребенок часто бывает свидетелем внутрисемейных конфликтов, о чем свидетельствует черный цвет папы. Она не воспринимает родителей по социальным ролям, так как нет семейной ситуации на рисунке. Она доминирует над маленьким человеком - вторым ребенком, так как нарисовала его у себя под ногами.

Выводы. В семье царит в целом благоприятная атмосфера, но родителям необходимо беречь ребенка от внутрисемейных конфликтов, в которых ему необходимо было бы принимать чью-либо сторону. Дружественные отношения ребенка с родителями необходимо поддерживать в совместной трудовой деятельности и на отдыхе. Желательно родителям особенно бережно относиться к ребенку с появлением в семье второго ребенка. Переключать внимание на младшего надо осторожно с привлечением старшего. При этом проявлять любовь к старшему сыну надо не за то, что он ухаживает за младшим, а потому что он просто есть. Также, папе следует чаще уделять внимание своему ребенку, быть более терпимым, меньше раздражаться и, главным образом, научиться ровно и спокойно реагировать на действия и поступки ребенка, в начале их осмысливая и лишь затем принимать решения. Девочке необходимо внимание окружающих, а не только родителей.

Рисунок семьи подростка (15 лет).

Описание рисунка. Мальчик нарисовал себя и маму. Вначале он нарисовал маму, другие элементы на рисунке (деревья, цветы, животных), а потом себя. На рисунке изображена семейная ситуация, в данном случае они гуляют в лесу или по парку. Маму нарисовал улыбающуюся, в кофточке и юбке, с волосами. Себя также он нарисовал в одежде (футболка и брюки) с волосами. Они держатся за руки, а в руке они совместно держат цветок. Мальчик нарисовал себя слегка выше, чем маму. На рисунке наблюдается сходство нарисованных фигур.

Интерпретация. На рисунке мальчика наблюдается движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи, что характеризует хорошее отношение или сильное желание более близких отношений. Мальчик уделил внимание своей внешности и внешности своей мамы, что свидетельствует на хорошую половую идентификацию.

На рисунке отображена высокая плотность внутрисемейного общения, а также полноценное общение семьи с окружающим миром.

Но мальчик ставит себя несколько выше мамы по социальному положению, то есть главенствующая роль сына над мамой, сын авторитет. Он нарисовал себя с широко расставленными руками. Мальчик демонстрирует потребность во внимании окружающих.

Вывод. В семье присутствуют довольно тесные отношения с матерью, но испытуемый хочет доминировать над мамой. Также ему необходимо внимание окружающих, а не только мамы. Отсутствие на рисунке отца сообщает нам о проблемах и конфликтах в их отношениях.

.2 Адаптированный вариант методики Рене Жиля

Исследование внутрисемейных отношений ребенка осуществлялось проективной методикой "Родители глазами ребенка" Р. Жиля. По методике были изучены отношение ребенка к матери и отцу. Результаты изучения отношения ребенка к определенному члену семьи выражается количеством выборов данного члена семьи, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Число заданий, направленных на выявление количество выборов ребенка равно 18-ти.

Согласно данным результатам диагностики было выявлено, что ребенок предпочитает больше общаться с мамой. Ему безразличны отношения с другими членами семьи: с папой, бабушкой и дедушкой, братом. В большей степени ребенок нуждается в общении с мамой.

Таким образом, в семейных отношениях ребенок тянется к маме и чаще всего предпочитает общение с ней. Иногда младшая сестренка предпочитает играть со старшим братом или в одиночку. Папа для ребенка огромной роли в семье не играет.

поведенческий семья родительский воспитывающий

2.3 Различные варианты методики "Незавершенные предложения"

Методика Р.В. Овчаровой "незаконченные предложения", измеряющая особенности эмоциональной сферы ребенка в различных сферах жизнедеятельности. Методика представляет собой открытый опросник, который не предусматривает стандартизированных ответов. В окончаниях заданных предложений проецируется субъективное отношение к действительности. Предлагаемые незаконченные предложения, которые расположены в приложении 1, отражают отношение ребенка к школе и к одноклассникам. По этому принципу предложения делятся на три группы. Тестирование занимает от 20 минут.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к стандартным категориям, как правило, при этом применяется контент-анализ.

. В сфере учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста были выявлены следующие эмоции: боязнь, волнение, страх отвечать у доски, чувство ответственности.

2. В сфере общения со сверстниками ребенок испытывает следующие эмоции: чувство доверия, симпатия и сопереживание, чувство одиночества.

3. В сфере семейных отношений у ребенка проявляется чувство эмоциональной безопасности.

Следовательно, в различных сферах жизнедеятельности у ребенка возникают следующие чувства: волнения при общении с аудиторией, ответственность, доверия, сопереживания, симпатии, одиночества. Чаще всего у ребенка в общении со сверстниками проявляется чувство доверия и симпатии, а в семейных отношения - чувство одиночества. Ребенку не хватает внимания со стороны родных и близких.

Таким образом, ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным, подавленным. Он чувствует себя ненужными, изолированным в семье. Одиночество, в особенности когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Ребенку более свойственно боязнь, волнение, страх отвечать у доски и чувство ответственности. Страх отвечать у доски очень мешает в учебе, кроме того, несет опасность стать устойчивым свойством - боязнью публичных выступлений в будущем. Он возникает, потому что иногда - недостаточное знание предмета, иногда - психологические причины. И в том, и в другом случае можно и нужно помочь, выяснив истоки боязни отвечать у доски. Как правило, подобные школьные страхи возникают у детей впечатлительных, принимающих все близко к сердцу, зависимых от мнения окружающих. Таких детей должна окружать теплая, принимающая обстановка, близким для ребенка людям следует понять и принять его тревогу. Нельзя позволять детям "зацикливаться" не неудачах. Оптимистичный настрой поможет детям поверить в себя.

Страх отвечать у доски может возникать из-за отношения с учителями. Дети порой могут воспринимать строгого и требовательного учителя как злого. И, соответственно, страх отвечать у доски может быть вызван негативным восприятием педагога. Будет полезным научить детей не смешивать отношение к себе педагога, с полученными оценками. Если дети будут верить в себя и свои способности, их страх перед ответами у доски исчезнет. Важно научить младших школьников самостоятельно оценивать результаты проделанной работы независимо от мнения учителя и доверять собственным оценкам.

Как известно, наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. У ребенка возникла потребность в самоконтроле и силе воли. Ребенок ведет себя, как того требуют обстоятельства, самостоятельно "загоняют" себя в рамки и контролируют.

2.4 Методика "Лесенка"

Методика "Лесенка". Целью методики является определение самооценки младших школьников. На листе бумаги рисуется лестница из 70 ступенек. Образец лестницы представлен в приложении 2. Ребенку показывается лесенка и говорится, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. У ребенка спрашивают показать ступеньку, на которую бы он поставил бы себя. Если ребенок ставит себя на 1 или 2 ступеньку, то у него низкий уровень самооценки (заниженная), 3-5 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); 6-7 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

У ребенка младшего школьного возраста была выявлена адекватная самооценка личности. Он себя поставил на 4-ую ступеньку. Ребенок, в целом позитивно относится к себе, принимает самого себя, относительно независим от мнения окружающих. Он верит в свои силы, способности, энергию и самостоятельность. Чаще всего он полагает, что может осуществить задуманное, опираясь на свои силы. Ребенок верит в то, что может контролировать собственную жизнь. Он доверяет сам себе, имеет положительную самооценку, близок к своим мыслям, чувствам и переживаниям.

.5 Опросник родительских отношений Варги - Столина

С матерью провели психодиагностику по методике исследования родительского отношения к детям А.Я. Варга и В.В. Столина и определили особенности ее отношения к детям. Опросник содержит следующие шкалы: принятия-отвержения, кооперации, симбиоза, авторитарной гиперсоциализации, маленького неудачника. На рисунке 1 представлены результаты диагностики отношения матери к детям.

Анализ результатов рисунка 1 показал, что у матери наиболее высокие результаты по шкале "симбиоз" (77), поэтому мы можем сделать вывод, что мать не устанавливает психологической дистанции между собой и детьми. Мать постоянно ощущает тревогу за детей, они кажутся ей маленькими и беззащитными. Тревога матери повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле мать не представляет детям самостоятельности никогда.

Рис. 1. Отношение матери к детям

Чрезмерную концентрацию внимания матери на детях характеризует ее стремление постоянно быть около них, существовать исключительно для них, делать все возможное, чтобы весь дом "вертелся" вокруг детей. В таких случаях у матери появляется потребности посвятить свою жизнь детям. Она требует от детей полного и частого общения, лишает детей необходимой свободы. Таким излишне беззаветным отношением к детям можно считать, например, обращение матери с восьмилетним школьником, как с двухлетним малышом. Причем мать откладывает все свои дела, как только дети появляются в поле их зрения.

Постоянное навязывание контактов очень часто мешают развитию активности ребенка. Мать, чрезмерно сконцентрированная на своих детях, склонна навязывать им многочисленные предложения, поэтому дети находятся под постоянным "обстрелом" ее помыслов и действий. Одновременно мать бдительно следит за их поведением. Такое воспитание далеко не всегда может быть полезным для детей.

По шкале "Авторитарная гиперсоциализация" у матери также высокий результат (74) - это отражает форму и направление контроля за поведением детей. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении позволяет нам сделать вывод, что как у матери отчетливо просматривается авторитарный стиль отношений. Мать требует от ребенка безоговорочного подчиненения и дисциплины. Она старается навязать детям во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения детей. За проявления самостоятельности детей строго наказывает. Мать пристально следит за социальными достижениями детей, их индивидуальными способностями, мыслями, чувствами. При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родителей обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностями и возможностями. Это выражается в том, что мать начинает критически относятся к инициативам детей, пытается исключить все их стремления, которые не согласуются с их идеальным образцом. Высказывания матери чаще всего носят оценивающий характер, порой обидный для детей. Например, подростка упрекает за то, что в рисунке он неровно провел линию. Она часто и открыто выражает свое порицание и гнев.

По шкалам "кооперация" и "принятие-отвержение" наблюдается средний уровень.

Таким образом, нами выявлено, что у матери наиболее выражено симбиотическое отношение к детям. Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. У матери отчетливо проявляется авторитарный стиль воспитания.

2.6 Опросник "Подростки о родителях"

Подростку был предложен опросник "Подросток о родителях" Шафера, в модификации Л.И. Вассермана, И.А. Горького и Е.Е. Ромициной. Методика содержит следующие шкалы: POZ - позитивный интерес; DIR - директивность; HOS - враждебность; AUT - автономность; NED - непоследовательность. На рисунке 2 представлены результаты тестирования подростка.

Рис. 2. Особенности поведения родителей и отношения подростка к ним

Таким образом, у подростка наблюдается директивность матери по отношению к нему. Подросток видит в навязывании ему чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что "мать жертвует всем ради сына", полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына "эталону ребенка", исключая, при этом, возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы "не ударить в грязь лицом". Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Описывая директивность матери, подросток отмечал жесткий контроль с ее стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения сына. Его мать больше полагается на строгость наказания, упрямо считая, что она "всегда права, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом".

В связи с этим, можно утверждать, что подросток часто испытывает необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимает ее мнение, склонен соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сын не ждет от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции "идти на поводу". Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Он стремится к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

.7 Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера

В ходе исследования отношения к детям матери была использована методика Э.Г. Эйдемиллера "Анкета семейных взаимоотношений". С ее помощью построен профиль стилей семейного воспитания матери, который представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Профиль стиля семейного воспитания матери

Анализ результатов рисунка 3 показал, что у матери были выявлены высокие оценки по гиперпротекции (Г+), потворствованию (У+) и низкие - чрезмерности требований (Т+), чрезмерности санкций (С+), предпочтению в ребенке детских качеств (ПДК), вынесению конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) и предпочтению мужских качеств (ПМК).

Таким образом, матери более свойственно уделять ребенку много времени, сил и внимания, а воспитание для них является центральным делом их жизни. Мать стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей детей, "балует" их. Мать детей может воспитывать "кумира семьи". Она стремится освободить детей от малейших трудностей, потакает их желаниям, чрезмерно обожает и покровительствует, восхищается их минимальными успехами и требует такого же восхищения от других.

У матери требования к ребенку не велики, непомерны, чаще всего соответствует его возможностям. Мать не склонна к жестокому обращению с ребенком, она не применяет строгих наказаний. Матери, при взрослении ребенка, не свойственно приписывать ему детских качеств. Она с радостью "встречает" взросление ребенка. Маме непременно хочется, чтобы ребенок повзрослел и поумнел, стал менее непосредственным и наивным. Матери менее свойственно выносить конфликты с мужем в сферу воспитания.

Мать характеризуется чуткостью к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом мать имеет большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ней, ориентируются на ее мнение, дочка хочет походить на мать, с которой у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

Матери принимают детей такими, какими они сами себя представляют, и меньше подвержены влиянию стереотипов в отношении детей. Матери отличаются гораздо большей гендерной избирательностью. У них образы сыновей и дочерей достоверно отличаются друг от друга, так как у них низкие показатели предпочтения мужских качеств у своего ребенка.

.8 Опросник родительских установок и реакций Шафера РАRI

Результаты исследования отношения матери к семейной роли представлены в таблице 1.

Таблица 1 тношение к семейной роли матери

Показатели отношения к семейной роли

Балл

Ограниченность интересов матери рамками семьи, заботами исключительно о семье

3

Ощущение самопожертвования в роли матери

3

Семейные конфликты

2

Сверхавторитет родителей

2

Неудовлетворенность ролью главы дома

1

"Безучастность" мужа, ее не включенность в дела семьи

2

Доминирование матери

1

Зависимость и несамостоятельность матери

2


Согласно данным таблицы 1 было выявлено, что у матери преобладает установка по отношению к семейной роли - ограниченность интересов рамками семьи, заботами исключительно о семье и ощущение самопожертвования в роли матери.

Следовательно, у матери присутствует ощущение самопожертвования в роли матери и большая ограниченность своих интересов рамками семьи, заботами исключительно о семье. Это связано с тем, что мать очень серьезно относится к своей роли.

В таблице 2 представлены результаты диагностики оптимального эмоционального контакта матери.

Таблица 2 Оптимальный эмоциональный контакт матери

Показатели оптимального эмоционального контакта

Балл

Побуждение словесных проявлений, вербализаций

2

Партнерские отношения

2

Развитие активности ребенка

3


Согласно данным таблицы 2 было выявлено, что мать заботится о развитии активности ребенка. Мать старается, чтобы дети были активными, но не старается устанавливать с ними партнерские и уравнительные отношения. Для матери уравнительные отношения между родителями и ребенком неприемлемы. Основная психологическая трудность матери заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком.

В таблице 3 представлены результаты исследования излишней эмоциональной дистанции матери с ребенком.

Таблица 3 Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком матери

Показатели излишней эмоциональной дистанции с ребенком

Балл

Раздражительность, вспыльчивость

1

Суровость, излишняя строгость

2

Уклонение от контакта с ребенком

1


Согласно данным таблицы 3 у матери преобладает суровость и излишняя строгость по отношению к детям. Излишняя суровость является негативной чертой воспитания - преобладание порицания над похвалой. Она думает, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. Это может привезти к тому, что у ребенка сложиться представление о матери как человеке, который ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения, низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок станет неуверенным в себе, будет ожидать от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Излишняя суровость матери особенно неблагоприятна для развития Я концепции ребенка. Характерной чертой поведения авторитарных матерей является ее стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Мать может временами искренне считать, что ее ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

В таблице 4 представлены результаты диагностики излишней концентрации на ребенке матери.

Таблица 4 Излишняя концентрация на ребенке матери

Показатели излишней концентрации на ребенке

Балл

Чрезмерная забота, установление отношений зависимости

1

Преодоление сопротивления, подавление воли

2

Создание безопасности, опасение обидеть

1

Исключение внесемейных влияний

1

1

Подавление сексуальности

1

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

1

Стремление ускорить развитие ребенка

1


Согласно данным таблицы 4 было выявлено, что у матери в общении с детьми проявляется подавление воли ребенка. У мамы собственные мотивы и побуждения матери всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для нее второстепенны. Как правило, она убеждена в своей непогрешимости, уверена, что не может ошибаться, поэтому требует от ребенка абсолютного подчинения своей воле. Однако, даже ругая и наказывая ребенка, мать наносит его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

Таким образом, маме более свойственно ощущение самопожертвование в своей роли, ограниченность интересов рамками семьи, заботами исключительно о семье. У нее уравнительные отношения между родителями и ребенком неприемлемы. В отношениях с детьми она сурова и излишне строга. А также, подавляет волю и инициативу.

2.9 Опросник "Детско-родительские отношения подростков" (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская)

Результаты тестирования подростка по методике "Детско-родительские отношения подростков" (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) представлены в таблице 5.

Согласно данным таблицы 5 можно утверждать, что отношения с матерью подростка характеризуются эмоциональной дистанцией, сотрудничеством и принятием решений, низким поощрением автономности. У подростка большая эмоциональная дистанция и желание принимать решения за своих детей. Подросток не уверен в родительской любви, он думает, что его родителя не принимают. Эмоциональная дистанция родителя с подростком наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

Таблица 5 Результаты исследования

Показатели эмоциональных отношений и общения

Балл.

Принятие

19

Эмпатия

16

Эмоциональная дистанция

24

Сотрудничество

17

Принятие решений

19

Конфликтность

8

Поощрение автономности

17

Показатели контроля


Требовательность

19

Мониторинг

19

Контроль

18

Авторитарность

19

Оказание поощрений

11

Реализация наказаний

4

Противоречивость отношений


Непоследовательность родителя

14

Неуверенность родителя

17

Удовлетворение потребностей ребенка

21

Неадекватность образа ребенка

16

Враждебность по отношению к супругу

6

Доброжелательность к супругу

11

Удовлетворенность отношениями

19


В отношениях подростка с матерью "все нельзя". Подростку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У подростка такое воспитание форсирует реакцию эмансипации. Подросток стремится вырваться из-под опеки и контроля взрослых. Он вынужден бороться за самостоятельность и самоутверждение как личность.

Отношения матери и подростка характеризуются недостаточным стремлением матери к удовлетворению потребностей ребенка. При этом часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. В общении матери с подростком косвенно отражается нежелание общаться с ребенком. Мать больше предпочитает детей, ничего не требующих от родителей.

Согласно данным таблицы было выявлено, что отношения матери и подростка характеризуются повышенной требовательностью, мониторингом, контролем и авторитарностью. Отношения с матерью подростка характеризуются удовлетворенностью отношениями и удовлетворением потребностей ребенка.

Таким образом, подросток считает, что мать удовлетворяет их потребности, а отношения оценили как удовлетворенные. В отношениях с матерью они видят контроль, требовательность, авторитарность. Подростки считают, что их мать не понимает внутреннего состояния ребенка, игнорирует сотрудничество, принимая решения самостоятельно, не согласовывая с ребенком.

.10 Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

Матери и ребенку подростку была предложена методика ВВР И. Марковской с целью изучения взаимодействия родителей с детьми. В таблице 6. представлены результаты диагностики испытуемых.

Таблица 6 Особенности взаимодействия матери и подростка, баллах


Мать

Подросток о маме

Подросток об отце

нетребовательность-требовательность родителя

26

28

мягкость-строгость родителя

19

26

20

автономность-контроль по отношению к ребенку

15

24

16

эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю

22

16

14

отвержение-принятие ребенка родителем

28

20

20

отсутствие сотрудничества-сотрудничество

20

18

16

несогласие-согласие между ребенком и родителем

22

16

16

непоследовательность-последовательность родителя

18

16

14

авторитетность родителя

16

18

24

удовлетворенность отношениями ребенка с родителем

26

18

18


Согласно данным таблицы 6 было выявлено, что мама считает себя требовательной по отношению к детям (26 баллов), она принимает детей такими, какие они есть (28 баллов), по ее мнению ребенок удовлетворен отношениями с мамой (26 баллов). Следовательно, мама характеризуется чрезмерной требовательностью, большим ожиданием высокого уровня ответственности от детей. В целом мама удовлетворена отношениями с детьми, говорить о нарушении в структуре родительско-детских отношениях не приходиться. Между мамой и детьми мало возникают конфликты. Мама принимает своих детей как личность, поведение мамы для детей является принимающим. Подросток воспринимает маму требовательной (28 баллов), суровой (26 баллов), которая лишает его автономности (24 балла). Папа для подростка является авторитарным родителем (24 балла). У мамы часто проявляется жесткость правил, которые установлены во взаимоотношениях между родителями и детьми. У мамы проявляется мелочная опека, навязчивость, ограниченность поведения подростка. Это ребенка раздражает, так как в подростковом возрасте преобладает чувство взрослости и им хочется самостояельности.

.11 Многомерная шкала восприятия социальной поддержки - MSPSS; Д.Зимет; адаптация В.М.Ялтонский, Н.А.Сирота

 

Многомерная шкала восприятия социальной поддержки показывает, насколько подростку нужна поддержка семьи. Результаты тестирования подростка представлены на рисунке 4.


Рис. 4. Социальная поддержка подростка

 

Согласно данным рисунка 4 было выявлено, что подросток нуждается в социальной поддержке семьи, но он ее получает в большей степени от друзей. Следовательно, подросток не понимает, что семья на самом деле хочет помочь, члены семьи - это те люди, к которым можно обратиться за помощью. Подросток не чувствует, что получит эмоциональную поддержку, в которой так нуждается. В связи с этим, подросток делится со своими проблемами с друзьями, а не с мамой или папой. Друзья помогают подростку принять решение.

При социальной поддержки семьи родители реже обращают внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, чаще они заостряют внимание на успехах. В связи с этим маме следует стремиться поддержать взрослеющего ребенка не только когда ему плохо, но и когда все у него хорошо. Также, необходимо в отрицательном поведении подростка стараться рассматривать его проступки в целом, выделяя, как негативные, так и позитивные для его стороны. Тогда, мама будет социально поддерживать ребенка и верить в его способность преодолевать трудности.

 

3. Психологическое заключение и рекомендации

По результатам исследования детско-родительских отношений можно заключить, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своих детей, реально оценивает их и их поступки, адекватно реагирует на них. Однако в общении с ребенком занимает позицию старшего, не принимает диалог, считает свою точку зрения единственно правильной. Мать излишне уделяет внимание детям и подавляет их инициативу, а в общении с детьми у нее матери преобладают сообщения в виде приказов, директива или команды. Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой"). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент ("Перестань крутиться вокруг меня"), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка ("Не трогай это блюдо, отойди от малыша"). Вследствие, этого у ребенка подросткового возраста наблюдается агрессивное поведение с другими людьми. Существует риск формирования заниженной самооценки личности, как у младшего ребенка, так и у старшего.

Маме следует пересмотреть стиль общения с детьми, приказы и директивы отрицательно сказываются не их дальнейшее развитие. Для этого нужно пересмотреть систему поощрений и наказаний детей. Маму можно ознакомить с положениями поощрения и наказания детей, основанных на теориях бихевиоризма.

♦ Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль "быть поощрением".

♦      Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

♦      Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

♦      Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.

♦      Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Желательно прекратить восторгаться ребенком и восхвалять его достоинства, так как это не тот случай, когда без этого невозможно обойтись в стимуляции жизненных сил ребенка. Отказаться от сотворения из ребенка кумира публики, ожидая от него чего-то необыкновенного; исключить все формы состязания с окружающими, родителями, сверстниками; во всех конфликтных ситуациях ребенка с окружающими не вставать слепо на защиту ребенка, доказывая его правоту. Необходимо детальное рассмотрение конфликта. Необходимо очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ним в конфликт, стремиться принизить достоинства ребенка, унизить в глазах других, т.к. дети очень вспыльчивы, уязвимы в своем самолюбии. Некорректное обращение с ними приводит к неврастеническим реакциям, может вызвать состояние тревожности и перевести их в разряд психогенных детей.

Маме лучше сдерживаться и ставить себя на место ребенка, учитывать его интересы, советовать, а не предлагать что-нибудь готовенькое (удобное для себя).

Важно поработать над изменениями во взаимоотношениях между родителем и ребенком. Эти изменения должны выражаться в лучшем понимании друг друга, меньшей конфликтности и большей открытости.

Приложение

Метод неоконченных предложений

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1.      Думаю, что настоящий друг _________________________

2.      Когда я думаю о школе ___________________________

.        По сравнению с большинством других семей моя семья_____

.        Не люблю людей, которые __________________________

.        Когда я отвечаю у доски ____________________________

.        Моя семья относится со мной как с ____________________

.        Больше всех люблю тех людей, которые _______________

.        Когда я вижу учителя ______________________________

.        Большинство известных мне семей____________________

.        Когда меня нет, мои друзья ________________________

.        Когда кончаются уроки ____________________________

.        Когда я был ребенком, моя семья____________________

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Методический материал к методике "Лесенка"

Похожие работы на - Детско-родительские отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!