Гендерные особенности межличностных отношений подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерные особенности межличностных отношений подростков

Введение

Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Данная проблема рассматривалась в психолого-педагогических науках о человеке, однако основное внимание было уделено общим вопросам гендерных различий между девочками и мальчиками, а не вопросу межличностного взаимоотношения детей данного возраста. [13; 5].

Анализ практики показывает, что подростки не обладают достаточными умениями правильно вести себя в тех или иных ситуациях, а все чаще сталкиваются с проблемами непонимания не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы.

Решение данной проблемы и составляет цель данного исследования.

Цель - изучить гендерные особенности межличностных отношений подростков.

Объект исследования - межличностные отношения подростков.

Предмет исследования - гендерные особенности межличностных отношений.

Задачи исследования:

.        Изучить социально-психологические подходы к проблеме межличностных отношений.

2.      Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.

.        Собрать данные и на основе них выявить гендерные особенности межличностного общения подростков.

Гипотеза исследования - существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков, которые выражаются в том, что мальчики - подростки взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно приспособительной позиции, а отношения девочек - подростков характеризуются застенчивостью, доверчивостью, альтруистичностью и стремлением к сотрудничеству.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, метод тестов (методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; методика "Оценка отношений подростка с классом" Е.С. Шефер и Р.К. Белл), социометрия, статистический анализ результатов (коэффициент Стьюдента)

Глава 1. Теоретические аспекты в изучении проблемы межличностных отношений в школьном классе

1.1 Социально-психологический подход к изучению проблемы межличностных отношений

Немалый вклад в разработку проблемы коллективов и межличностных отношений в коллективе внесли отечественные психологи, проанализировав основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. [17, с 9]

Как отмечает Петровский А.В.: "После того, как в 60-70-е годы прошлого века психология, отпочковавшись от философии, выделилась в качестве самостоятельной науки, ее предметом оставалось психика, душа единичного человека, существующего как бы вне времени, вне социального окружения, в замкнутом кругу собственного я. Ощущения, чувства, память, мышление изучались сами по себе, и даже не предполагалось, что индивидуальные психические процессы могут видоизменяться в зависимости от присутствия или отсутствия других людей. Что, действуя и общаясь друг с другом, люди чувствуют и мыслят не как изолированные индивиды, а как члены различных обществ, накладывающих отпечаток на все психические проявления личности" [10, с 55].

Второе пятидесятилетие ознаменовалось расцветом социальной психологии, выясняющей закономерности межличностных отношений, изучающей группы и личность в группе, особенности общения и взаимодействия людей.

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений в коллективе внес Бехтерев В.М.. Он исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своей работе "коллективная рефлексология" он раскрыл картину влияния "социальной психики" на поведение людей и отношения между ними. Определяя предмет своего исследования, Бехтерев В.М. пишет: "Предметом коллективной рефлексологии является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов". [16, с 102]

Н.И. Обозов изучает групповую деятельность с позиции рассмотрения межличностных отношений, складывающихся и развивающихся в группе на различных уровнях (аффективном, гностическом, когнитивном). Он подчеркивает, что взаимосвязанность служит одним из основных факторов в системе условий, регулирующих взаимодействие, и предполагает следующую условную эмпирическую классификацию уровней взаимосвязанности:

. Изолированность (физическая или социальная) предполагает фактически отрицательную взаимосвязанность.

. Практическое отсутствие связи (нулевая взаимосвязанность).

. Уровень предполагаемой взаимосвязанности, существующей в сознании индивида (имеет широкий диапазон всех других уровней взаимосвязанности).

. "Присутствие других" (молчаливая взаимосвязанность).

. "Влияние и взаимовлияние", определяющее изменение психической деятельности членов группы в зависимости от их мнений, оценок.

. Соревновательная взаимосвязанность (специальный уровень).

. Условия взаимосвязанность (определяется инструкцией, обязывающей членов группы в той или иной мере взаимосвязанности). [12]

Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля. [16]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитой (недиффузной) группе происходит опосредствование межличностных отношений содержанием, целями и задачами той деятельности, которая выполняется этой группой. При изменении осуществляемых целей происходит и изменение структуры межличностных отношений. Таким образом, деятельностное опосредствование выступает как системообразующий признак коллектива, и выполняет его сплочающую функцию.

.2 Особенности межличностных отношений школьников разного возраста

Подростковый возраст, как и любой другой этап становления личности, имеет целый ряд особенностей. Однако главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Этот переход включает в себя два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Необходимо заметить, что хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. [19, с 10]

Половое созревание отмечается, как наиболее существенный процесс в подростковом возрасте. По его показателям и определяют границы подросткового периода. Увеличение секреции половых гормонов постепенно начинается в 7 лет, интенсивный же подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Этот процесс сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет три возрастных группы: младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в отношении воспитания и общения с ребёнком. [11]

Доктор психологических наук Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, которое и является причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Вследствие бурного роста и физиологической перестройки всего организма у подростка может возникнуть и обостриться чувство тревоги, повышенная возбудимость, может наблюдаться снижение самооценки. Продолжая разговор об общих особенностях подросткового возраста, нужно отметить резкую смену настроений, эмоциональную неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое и зачастую предвзятое отношение к родным и близким может сочетаться с острым недовольством собой. [18]

Как уже отмечалось выше, отличительным психологическим новообразованием подросткового возраста является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическая перестройка организма, возмужание предоставляет подростку возможность ощутить себя взрослым. Но при всём при этом его социальный статус в школе и семье фактически не меняется. Вследствие чего начинается отстаивание своих прав, борьба за признание самостоятельности и взрослости, что неизбежно приводит к конфликту между взрослыми и подростками родителями и детьми, учителями и учениками. [12; 14]

Как результат возникает кризис подросткового возраста. Подростковый кризис проявляется в свойственных этому возрасту поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Под реакцией группирования со сверстниками понимается инстинктивная тяга к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Для него очень важно мнение сверстников, которое становится доминирующим. Подросток предпочитает их общество, а не общество взрослых, критику которых он не воспринимает и даже отвергает. [13, с 526]

Отличительная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. [17; 18, с 27].

По мнению Л.С. Выготского формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Самооценка подростка формируется в ходе общения и взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. В свою очередь самооценка регулирует поведение подростка в обществе. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Можно сделать вывод, что на развитие самооценки подростка огромное влияние имеют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.[1; 3]

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

Подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность понятия "возраст". Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях и мыслях. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, "пик" которого приходится на 13-14 лет.

Но не маловажное значение имеет для младших подростков межличностное взаимодействие с учащимися старших классов. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, огромное желание во что бы то ни стало быть таким же, как все, а с другой - стремление выделиться, отличиться любой ценой. Это стремление вызвано желанием заслужить уважение и авторитет в первую очередь у старшеклассников. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение более старших подростков. Тенденция походить на них, а не на сверстников в подростковой среде с возрастом увеличивается. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя "как настоящий мужчина" и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая девушка": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью в школе. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 6-7 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п. [2; 6; 8]

На базе неформальных отношений в группе между учащимися разных возрастов возникает свободное общение. В процессе свободного общения подросток также приобретает опыт самоутверждения, хотя и своеобразный, отличающийся от опыта, приобретаемого в деловом общении. Свободное общение даёт подростку возможность обсуждения с личностно значимыми людьми широкого круга проблем, волнующих юношество: будущая профессия; нравственная позиция, интересы и увлечения, вопросы дружбы и любви; отношения к людям: сверстникам, взрослым; проблемы, связанные с социальным окружением в семье, во дворе, спортивной секции и т.д.

Хоть общение со старшеклассниками, родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости, однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Таким образом, можно сказать, что по сути подростки девочки как и мальчики практически не отличаются в своем стремлении к межличностному общению. На данном этапе своего стремления к взрослости для тех и других очень большое значение имеет общение со старшеклассниками, родителями, учителями и другими взрослыми. Это взаимодействие даёт подростку возможность решения широкого круга волнующих его проблем.

.3 Особенности межличностных отношений детей и подростков разного пола

Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Это сопровождается бурным телесным развитием, и как следствие и идентификация подростка со взрослым.[9, с 75]

В период взросления и полового созревания происходит изменение отношений между мальчиками и девочками. Начинается проявление явного интереса друг к другу, как к представителю противоположного пола. [11]

Становится особенно важным мнение окружающих. Подросток всё чаще начинает задумываться, в какой мере его лицо, прическа, фигура, манера держаться и др. соответствуют половой идентификации: "Я как мужчина", "Я как женщина". В этой связи особая значимость придаётся личной привлекательности. Она является одним из важнейших критериев при оценке себя и окружающих.

Физическое развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте не одинаково, в большинстве случаев девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Дисгармония в развитии может являться поводом для личных переживаний и расстройств. Для девочек-подростков причиной переживаний чаще всего становится высокий рост, лишний вес. У мальчиков чувство неполноценности может вызывать маленький рост, излишняя худоба или полнота.[4, с. 315]

У младших подростков возникший интерес к другому полу проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как "задирание", приставание и даже болезненные действия. Девочки, обычно понимая мотивы действий мальчишек, несерьёзно относятся к подобным выпадам и стараются не обижаться, игнорируя их задиристое поведение. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Непосредственность в общении исчезает. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

Приходит время, когда взаимный интерес всё более увеличивается, хотя со стороны взаимоотношения мальчиков и девочек становятся более изолированными. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек-подростков симпатия чаще всего возникает раньше, чем у мальчиков. Они тайно делятся своей заинтересованностью с лучшей подругой или обсуждают предмет воздыхания в группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

В старшем подростковом возрасте общение между мальчиками и девочками становится более открытым. Общение становится совместным, включающим подростков обоих полов. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Не взаимная симпатия порой становится причиной сильнейшего стресса, негативных эмоций, непредсказуемых последствий.[4, с. 320]

Заинтересованность противоположным полом в подростковом возрасте ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

При совместном проведении времени, например, на прогулках, в походах, на танцах, посещение кинотеатров, нередко между подростками противоположного пола возникают романтические отношения.

Можно отметить, что в этом возрасте девочки и мальчики стремятся подражать популярным в мире кино, музыки, спорта и т.д., людям.

Подростки тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Некоторых это может смущать, другим это нравится и они гордятся собой.

На первый план в значимых стремлениях выходит желание нравиться. Большое значение играют взгляды, улыбки, жесты. Предпочтение отдаётся немым знакам внимания, общение происходит на интуитивном уровне. Улыбка и пристальный взгляд говорит о предпочтении другим, побуждает к ответному поведению.

Не всегда подросток получает ответные взгляды и ожидаемые улыбки, что приводит к острым страданиям и отчаянию. У девочек подростков переживания прорываются в слёзы, у мальчиков в агрессивное поведение.

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их. Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя и спрятать от чужих глаз, начинают писать дневник, стихи и т.д. [14; 15]

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого. Прорабатывая в фантазиях свои действия, подросток в жизни поступает и переживает также.

Подростковая любовь, конечно, может оказаться истинной любовью. Но такие случаи случаются очень редко, и, как правило, подросток страдает от любви, проливая слёзы.

Таким образом, можно заметить, что чем старше становится подросток, тем больше усложняются его отношения к представителям другого пола, непосредственность в общении исчезает, оно становится более открытым, совместным, включающим подростков обоих полов.

Подростковый возраст, как и любой другой этап становления личности, имеет целый ряд особенностей. Однако главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Физическое развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте не одинаково. На первый план в значимых стремлениях выходит желание нравиться. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их. Также подросток испытывает потребность в поддержке, поэтому совместная деятельность может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя.

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений подростков разного пола в школьном классе

2.1 Организация и методы исследования


Целью нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей межличностных отношений подростков в школьном классе.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение, что существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков:

мальчики - подростки взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно приспособительной позиции;

отношения девочек-подростков характеризуются застенчивостью, доверчивостью, альтруистичностью и стремлением к сотрудничеству.

Исследование проводилось на базе образовательной средней школы №1 города Белоозерска; в качестве испытуемых выступили 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста. Испытуемые входили в состав двух школьных классов. 7 "Б" класс включал подростков 11-12 лет (10 девочек и 10 мальчиков), 8 "А" класс включал подростков 13-14 лет (10 девочек и 10 мальчиков).

Для проверки гипотезы был использован метод тестов ( методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика " Оценка отношений подростка с классом" Е.С. Шефер и Р.К. Белл), а также социометрия.

Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г., была выбрана потому, что предназначена для исследования типа общения, а также личностных характеристик и взаимоотношений в малых группах.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная и горизонтальная оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. [19]

Методика " Оценка отношений подростка с классом" Е.С. Шефер и Р. К. Белл направлена на выявление межличностного восприятия подростками в группе, оно зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных "типа" восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего [19].

Исследование социометрического статуса означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. [19]

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений подростков


На первом этапе исследования мы провели тест "Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири".

Сначала мы остановимся на анализе и интерпретации результатов исследования, после чего установим гендерные различия.

В результате обработки данных по тесту Т. Лири в группах мальчиков и девочек - подростков были получены следующие результаты.

По шкале авторитарность высокий уровень был выявлен у 4 мальчиков - подростков (40%), средний уровень - у 6 человек (60%), низкий уровень не был выявлен ни у кого из испытуемых мальчиков подростков, что свидетельствует о некотором доминировании и требовательности к себе и своей точке зрения. Однако каких-либо властных и деспотичных черт при общении у мальчиков подростков не наблюдалось.

Высокий уровень не был выявлен зафиксирован ни у одной девочки, средний уровень у 7 испытуемых (70%) и низкий уровень у 3 девочек (30%) на низком. Это может свидетельствовать о том, что девочки чувствуют в себе энергию, которая может позволить им добиться определенных успехов, как в учебе, в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Девушки демонстрируют некоторые доминантные черты, им свойственно иметь свой собственный взгляд на некоторые вещи, причем ценность своего мнения они могут и переоценивать, что, впрочем, свойственно, подростковому возрасту.

Итак, по шкале авторитарность было установлено, что мальчики имеют большую тенденцию к авторитаризму, но сказать, что все мальчики стремятся стать лидером и только они хотят занять лидирующее положение в группе нельзя. Девочки тоже не хотят оставаться в аутсайдерах и стремятся занять лидирующие позиции в группе. Полученные данные, таким образом, говорят, что подобный стиль общения нельзя назвать чисто мужским или чисто женским, данный стиль общения, в той или иной мере, присущ всем подросткам на этом возрастном этапе.

По шкале "независимость-доминирование" в группе испытуемых мальчиков, был выявлен высокий, почти максимальный показатель у 9 юношей (90%), и средний уровень у 1 человека (10%), низкий уровень не показал ни один мальчик испытуемый. Полученные результаты исследования межличностных отношений свидетельствуют о том, что мальчики, находящиеся в пубертатном возрасте думают, что их мнение единственно верное, что они могут позволить себе занимать "позицию сверху" в отношениях с партнером или собеседником. Возможно, что данные результаты являются возрастными особенностями и свойственны мужской выборки.

Высокого уровня по шкале доминирования у подростков женского пола не было выявлено. Средние показатели у 2 испытуемых девушек (20%), и достаточно низкие у 8 человек (80%). Такой результат позволяет сделать вывод, что девушки - подростки при всей своей уверенности и независимости взглядов стараются не давить на партнера или собеседника. То есть, имея свою точку зрения на проблему или на ситуацию, они уважительно относятся к позиции партнера, стараются при беседе или разговоре учитывать мнение собеседника. Девушки - подростки, с одной стороны, пытаются понять собеседника, а с другой стороны, стараются донести до него свою позицию.

Как показали результаты нашего эмпирического исследования по шкале "доминирование - независимость" были получены значительные различия. Молодые люди склонны отстаивать свои убеждения без всякой критики в свой адрес, а девушки стараются обосновывать свои выводы и грамотно, цивилизованно отстаивать их. Мальчики - подростки, видимо, ставят перед собой цель как можно заметнее выделиться из группы сверстника, причем, что характерно для подросткового возраста, делают они это путем настаивания на своей позиции, отстаивая свои ценности и убеждения. Даже если мальчик - подросток вдруг получит доказательства, что он был не прав, ему сложно будет признать свою неправоту и он всячески постарается все-таки отстоять свою позицию в группе. А для девочек в процессе общения на первое место выходит не сам процесс "отстаивания" своей позиции, а истинность, правильность и взвешенность решений.

Результат исследования по шкале "агрессивность" демонстрирует высокие показатели у 2 мальчиков (20%), средние показатели у 8 испытуемых (80%) и низкий уровень не показал ни один мальчик - подросток. Это свидетельствует об умеренной требовательности, прямолинейности, некоторой раздражительности во взаимоотношениях с близкими людьми.

В группе испытуемых девушек - подростков был выявлен высокий уровень агрессивности у 1 человека (10%), средний уровень у 5 опрошенных (50%), у остальных 4 девочек (40%) -низкий. То есть, результаты говорят о том, что девочки, с одной стороны, достаточно спокойно и терпимо относятся к окружающим, но при какой-либо конфликтной ситуации открыто выражают свои чувства и отстаивают свое мнение.

В итоге по шкале "агрессивности", не было получено существенных различий. То есть, как показали результаты проведенного эмпирического исследования, и мальчики, и девушки склонны при общении в определенных обстоятельствах реагировать агрессивно или раздражительно. Поскольку мы не обнаружили каких-либо статистически значимых различий по данному сектору, мы можем сказать, что агрессивность, скорее всего, является характерной чертой, особенностью подросткового возраста.

Показатели у мальчиков - подростков по шкале "недоверчивость-скептицизм" свидетельствуют о высоком уровне у 2 человек (20%), средней выраженности данного показателя у 8 испытуемых (80%), и отсутствие низких показателей. Молодые люди, как показало наше эмпирическое исследование, имеют склонность к критицизму, они относятся к людям с легким недоверием и стараются перепроверять полученную информацию. По нашему мнению, это связано с защитой своего "Эго", с отстаиванием своей позиции и с проблемой завоевания лидерских позиций, что свойственно мальчикам, находящимся в подростковом возрасте.

Также результаты исследования показали, что у девушек, находящихся в подростковом возрасте уровень скептицизма (недоверчивого отношения) достаточно высок и достигает верхнего предела средней отметки у 6 человек опрошенных (60%). Остальные (40%) 4 человека показали средний уровень. Низкие результаты не были зафиксированы ни у одной девушки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у девочек - подростков существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности. Возможно, этот тип межличностного общения проявляется потому, что подростки ценят полное принятие своей позиции со стороны партнера, но их жизненный опыт показывает, что полное доверие и полное приятие друг друга встречается крайне редко, если вообще встречается. И девушки, вступая в процесс общения с партнером, вступают как будто бы в ситуацию когнитивного диссонанса: здесь и сейчас хочется открыться и доверится партнеру безгранично, а с другой стороны, девушки осознают, что в случае безграничного доверия и раскрытия перед партнером они рискуют жестко обмануться. Отсюда, на наш взгляд, девушки и демонстрируют высокий скептицизм при общении с партнером.

В итоге по октанту "недоверчивость-скептичность" нами также было не установлено значимых различий в способах межличностного общения у молодых людей и девушек. Причем результаты и в мужской, и в женской выборке достаточно высоки. То есть, подросткам вне зависимости от половой принадлежности свойственно с недоверчивостью и даже с долей скептицизма вступать в межличностное взаимодействие с окружающими их людьми.

Результаты, полученные по шкале "застенчивость" у мальчиков - подростков показывают, что они не склонны признавать в себе этот тип общения, т.к. высокие показатели не были выявлены ни у одного из испытуемых. Средний уровень выявлен у 1 человека (10%), а показатели на очень низком уровне находятся у 9 опрошенных (90%) . То есть испытуемые данной группы не склонны открыто замечать в себе стеснение и робость. Наоборот, они предпочитают утверждать, что прямо говорят все, что думают, не особенно церемонясь и деликатничая. Это, по всей видимости, связано с общекультурном представлении о мужественности и характерном для мужской подростковой субкультуре представлении о "крутости".

По результатам исследования по данной шкале высокий уровень был зафиксирован у 7 (70%) девочек - подростков, у 3х остальных девочек (30%)- средний, низких показателей по данной шкале не было выявлено. Мы можем предположить, что такие результаты связанны с еще несформированной гендерной ролью. Испытуемые данной группы склонны к легкому смущению в непривычных или новых для них ситуациях. Девушки в подростковом возрасте находятся на стадии, когда они учатся поведению женщины, и первоначально проделывая такие опыты, ощущают себя достаточно неуверенными и ведут себя застенчиво, поскольку их поведение еще не прибрело постоянную гендерную окраску.

По сектору "застенчивость" нами были установлены статистически значимые различия между мужской и женской выборкой. Результаты нашего эмпирического исследования показали, что девочки достоверно больше, чем мальчики склонны к застенчивому, робкому поведению. С одной стороны, такие результаты подтверждают типичность принятия гендерной роли девочкой, поскольку данная роль предполагает приоритет скромного социального поведения у женщины. С другой стороны, гендерная роль у подростков еще не сформирована, а только лишь находится в процессе формирования, поэтому крайние показатели робости девочек - подростков может свидетельствовать о неуверенности в себе и своих "женских чарах". И такая неуверенность не противоречит стереотипу истинной женщины. У мальчиков же другие стереотипы, согласно которым настоящее мужской поведение характеризуется не робостью, а наоборот, активностью и смелостью.

По шкале зависимость высоких показателей не было выявлено ни у одного мальчика подростка. Средний уровень показали 5 мальчиков (50%), и низкие показатели выявлены также у 5 испытуемых(50%).

Как показывают выявленные нами данные в группе девочек, подростки женского пола склонны к тому, чтобы в какие-то моменты соглашаться с мнением более авторитетных людей. Этот высокий уровень зависимости у 6 (60%) опрошенных девочек может быть связана с возрастными особенностями пубертатного возраста. Средний уровень показали остальные 4 человека (40%), низких показателей выявлено не было. В этот онтогенетический период развития индивид только пытается найти себя, выстроить свою "Я"-концепцию", опираясь причем не только на свою личность, но и на личность другого человека. Зачастую подростки почитают авторитеты и соответственно перенимают поведение значимых, референтных людей, которое кажется девушкам достаточно приемлемым и привлекательным, на себя.

И так, по фактору "зависимость" нами не было обнаружено больших различий в особенностях межличностного общения у мальчиков и девочек подростков. Как мы уже описывали выше, мы полагаем, что зависимое поведение является одной из основных черт подросткового возраста и не зависит от гендерной роли. Подростки в данный период развития в онтогенезе пока не сформировали свое собственное мировоззрение, а только лишь ищут себя. В этот период подростки (и мальчики, и девочки) довольно часто строят свое поведение исходя из действий других людей: они либо делают все наоборот, "назло", что характеризует их поведение как нонконформистское, либо стремятся действовать "как все". Нередко эти модели поведения объединяются и подросток противопоставляя свое поведение обществу старается поступать как все, подразумевая по всеми свое окружение - других подростков. Оставаться "белой вороной" для подростка нежелательно, т.к. это вызывает у них массу негативных эмоций.

Высокие результаты исследования по шкале "сотрудничество" в группе мальчиков выявлены у 5 опрошенных подростков (50%) и средние также у 5 испытуемых (50%) , говорят всего лишь о готовности к партнерской позиции подростков мужского пола и свидетельствуют о доминирующей позиции в общении (что подтверждают полученные нами и рассмотренные ранее результаты исследования по другим факторам).

(80%) девушек по шкале "сотрудничество" демонстрируют очень высокий показатель и средний остальные 2 человека (20%). Такие результаты говорят о том, что девушки - подростки стремятся быть дружелюбными с теми, с кем они взаимодействуют, стремятся выяснять цели и мотивы поведения партнера по общению, вставать на позицию собеседника, то есть они ориентированы на социальное одобрение. Также девушкам - подросткам свойственно ориентироваться на цели микрогруппы, помогать людям, попавшим в затруднительное положение.

В итоге нами были получены статистически значимые различия по результатам исследования у подростков стиля "сотрудничества". Результаты исследования показывают, что подросткам важно находиться в обществе, причем для них важно не только присутствие вместе с другими людьми, но им важен сам факт сотрудничества, т.е. делание чего-то вместе. Причем важность данного типа межличностного общения обусловливается, на наш взгляд, особенностью ведущей деятельности в подростковом возрасте. Причем по результатам исследования можно заметить, что девушки все же больше склонны к типу "сотрудничество" в процессе общения.

Зато показатель по шкале "альтруистичность" у мальчиков - подростков был зафиксирован на высоком уровне у 8 испытуемых (80%) и у 2х на среднем (20%), что может означать, как и гиперответственность за партнера, так и стремление лучше выглядеть в глазах экспериментатора. Причем эти полученные нами данные говорят о том, что мальчикам в подростковом возрасте очень важно понравится партнерам по общению, занять ранг в социальной иерархии как можно выше и для этого все средства хороши - они могут лукавить экспериментатору, демонстрируя социально желательные результаты исследования, они могут резко оборвать партнера, показав ему границы дозволенного, могут демонстративно игнорировать партнера в межличностном взаимодействии, прерывая с ним тем самым контакт.

Высоких показателей по шкале альтруистичности у девушек - подростков не было зафиксировано. На среднем уровне показатели находятся у 6 человек (60%), и на низком у 4 девочек (40%). Это говорит о том, что они не склонны к полной отдачи себя во имя другого человека, а наоборот, склонны к обереганию себя и самосохранности. Также такие результаты проанализированного нами исследования свидетельствуют, что подростки женского пола склонны ближе реагировать в беседе к полюсу эгоистичности, а не альтруистичности, что, по нашему мнению, связано с пубертатным периодом развития в онтогенезе.

В итоге по стилю "альтруистичность" нами также не было получено статистически значимых различий. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.

По итогам сравнения результатов исследования, полученных по методике Т.Лири, были выявлены некоторые достоверные гендерные различия в стилях общения и межличностного отношения подростков.


Таким образом, мы установили, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей, авторитетной позиции, в конфликтной ситуации они склонны приспосабливаться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезна или опасна, стараются принять удар на себя и не склонны от него уклоняться, а девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они более зрело, чем молодые люди мужского пола, реагируют на фрустрирующие ситуации. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более стеснительные, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, т.е. чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение.

На втором этапе мы провели тест "Оценка отношений подростка с классом".

В результате обработки данных подростков, полученных по данной методике были получены следующие результаты - из 20 опрошенных человек (10 девочек и 10 мальчиков):

коллективистический тип наблюдается у 8 (80%) девочек;

индивидуалистический тип был выявлен у 1 (10%) девочек;

прагматический тип присущ так же 1 девочке (10%);

коллективистический тип присущ 4 (40%) мальчикам;

индивидуалистический тип был выявлен у 5 (50%) мальчиков;

и прагматический тип присущ - одному мальчику подростку (10%).

Наглядно полученные результаты можно продемонстрировать в виде диаграммы:


Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков - ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения. Мы установили, что подростки уже достаточно ясно осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, особенно мальчики. Большую роль для детей играет коллективная взаимопомощь, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность, в большей степени эта особенность присуща девочкам. Однако в данном классе имеются индивиды, воспринимающие группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается ими с точки зрения ее "полезности" для них самих. По этому показателю в равной степени выступают как девочки, так и мальчики.

На третьем этапе мы провели социометрическое исследование среди 20 учеников седьмого класса, для того чтобы проследить имеются ли гендерные предпочтения у одноклассников.

Им была предложена инструкция: " Представьте себе, что ваш класс едет в двухдневный туристический поход. Количество приглашённых - ограничено. Вы можете взять с собой только 4-ёх человек из вашего класса. Кто поедет с Вами?"

Выборы детей фиксировались в заготовленной социометрической

таблице матрице № 8, (см. приложение В)

В связи с результатами, установили следующие показатели:

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений:

I-"Звёзды": 4 (Саша А., Женя Д., Максим К., Вика Ш.)

II-" Предпочитаемые": 12

III-"Непринятые": 4 (Рома Б., Даша К., Артём М., Оля Н.)

IV-" Изолированные": 0

Таким образом, из 20 человек (100%), в статус "звёзды" попали 4 чел.(20%), из них 2 девочки и 2 мальчика, что свидетельствует о равенстве представителей обоих полов в классе и возможности их занимать лидирующую позицию. Среди " непринятых" такая же тенденция- 2 девочки и 2 мальчика.

Таким образом, мы можем говорить о высоком уровне удовлетворенности детей своими взаимоотношениями в классе. При этом разделения по половому признаку не наблюдается, в классе равны в общении, как девочки, так и мальчики. Некоторые подростки симпатизируют друг другу. В целом класс подростков сплоченный, дружелюбный, изолированных детей нет.

В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков, нами были выявлены гендерные сходства и различия в процессе межличностного общения подростков. Было установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше авторитарный способ общения, а девушки - более компетентный, сотруднический. Для достижения поставленной цели мы провели ряд методик по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений. Установили достоверность в различии некоторых показателей. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностном отношении подростков.


В настоящей курсовой работе мы рассмотрели теоретические литературные источники по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В работе были рассмотрены характерные особенности подросткового возраста, были проанализированы характерные черты общения подростков, изучена их социализация.

В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков. Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений подростков, в результате которого нами были получены следующие основные результаты:

Было установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше агрессивный способ общения, а девушки - более компетентный.

В процессе эмпирического исследования было определено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера.

Также нами было установлено, что мальчики склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.

Далее нами было выявлено, что подростки - мальчики достоверно чаще, чем девочки - подростки используют "приспособительный" способ в разрешении конфликтов. Девушки же чаще достоверно находят выход из конфликта в виде компромисса или уклонения от конфликтной ситуации.

Однако предположение о повышенной альтруистичности у девушек не нашло практического подтверждения. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.

Так же не нашла подтверждения гипотеза о черезмерной доверчивости девушек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у девочек - подростков существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности.

Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков - ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения.

Эти результаты оказались практически идентичными у испытуемых, как младшего, так и среднего подросткового возрастов. Таким образом, мы частично подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков, которые выражаются в том, что мальчики - подростки взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно приспособительной позиции, а отношения девочек подростков характеризуются застенчивостью, и стремлением к сотрудничеству. психологический межличностный школьник гендерный

Результаты данного эмпирического исследования могут применяться в индивидуализации воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей средних и старших школьников, учащихся средне специальных заведений, в области консультативной психологии и т.д.

Похожие работы на - Гендерные особенности межличностных отношений подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!