Анализ использования фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубачевский политехнический техникум

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ использования фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубачевский политехнический техникум

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия и организации, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размер оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Законодательно устанавливается лишь минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм и сфер деятельности.

Заинтересованность работников предприятия в результатах своей деятельности, с одной стороны, зависит от выбранных способов оплаты труда и, с другой стороны, непосредственно влияет на результаты финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, т.к. в данном случае реализуется так называемый "человеческий фактор".

Рыночные отношения дают простор для действий объективных экономических законов, поэтому необходим метод, инструментарий, позволяющий правильно оценивать происходящие финансовые процессы и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения. Анализ фонда заработной платы направлен в первую очередь на повышение эффективности данного участка, с целью удовлетворения потребностей работников и собственников предприятия.

Анализ фонда заработной платы является одним из важнейших в аналитической работе предприятия, и должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплат социального характера.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум. Исходя из цели, основными задачами данной курсовой работы является:

анализ основных понятий и нормативного регулирования вопросов оплаты труда;

проведение анализа производительности труда;

определение целей, задач и источников проведения анализа;

проведение анализа фонда заработной платы и эффективности его использования.

Объектом исследования курсовой работы является Трубчевский Политехнический Техникум (сокращенное название ФГОУ СПО "ТПТ"). Основной сферой деятельности учреждения является предоставление образовательных услуг.

Предметом исследования является фонд заработной платы организации.

Теоретической и методической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме курсовой работы. При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, методические материалы по вопросам организации оплаты труда и фонда заработной платы. Широко использованы фактические материалы по учету и отчетности.

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

.1      Основные понятия и нормативно-правовое регулирование начисления заработной платы в РФ

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.11.2011), определено такое понятие, как:

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129).

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Государство, как участник трудовых отношений, устанавливает и гарантирует:

         величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

         абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

         меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

         ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

         ограничение оплаты труда в натуральной форме;

         обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

         федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ);

         ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ);

         сроки и очередность выплаты заработной платы.

Все остальные условия оплаты труда принимаются по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов. Непосредственно системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами, согласно статье 135 ТК РФ:

-       в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета - соответствующими законами и иными нормативно - правовыми актами;

-       в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

-       в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, действующее законодательство предоставляет предприятиям и организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда, которые они считают наиболее целесообразными в конкретных условиях работы. Система, форма оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, система премирования фиксируются в трудовом договоре и других актах, издаваемых на предприятии (например, в учетной политике организации). О любых изменениях в условиях оплаты труда или о введении новых условий администрация предприятия обязана предупредить работника не позднее, чем за два месяца. [22]

Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции.

Заработная плата, таким образом, должна непосредственно зависеть от качества и количества труда. Определяющей в оплате труда является квалификация работника - уровень специальных знаний и практических навыков работника, характеризующий степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы.

Фонд заработной платы - общая сумма денежных средств, выплачиваемых работникам предприятия по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплат, надбавок и премий в течение определенного периода времени.

Фонд заработной платы по действующей инструкции органов статистики включает в себя не только фонд заработной платы, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также отчисления на социальное и медицинское страхование работников. С 01.01.02. входят в элемент "Затраты на оплату труда" согласно Налоговому Кодексу РФ. Часть первая и вторая (с изменениями и дополнениями). Официальный текст. Таким образом, в фонд заработной платы входят:

а) все начисленные организацией суммы заработной платы независимо от источника финансирования;

б) стимулирующие и компенсирующие выплаты;

в) стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной заработной платы.

Формы и системы оплаты труда

В современном понимании формы и системы оплаты труда можно определить как организационно-экономические механизмы соотнесения затрат и результатов труда работника с размером причитающейся ему заработной платы. Формы оплаты труда определяются как способы установления зависимости величины зарплаты работника от полученных результатов его труда в течение определенного времени, а системы оплаты труда - это, по существу, технология реализации этой зависимости.

При переходе к рыночной экономике меняются формы регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах заработной платы. Теперь все условия оплаты труда работников, входящие в компетенцию предприятия, должны быть зафиксированы в коллективном договоре предприятия, имеющем статус юридического документа.

Согласно статьи 13 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях" в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

Формы оплаты труда отличаются большим разнообразием. Широко применяются сдельная и повременная оплата труда показанные на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Формы оплаты труда.

Сдельная - форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени). Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся:

·   прямая сдельная - при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;

·   сдельно-премиальная - предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака, рекламации и т.п.);

·   аккордная - система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения;

·   сдельно-прогрессивная - предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;

·   косвенно-сдельная - применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.

Повременная - форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. Для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников. Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную: простая повременная - оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ; повременно-премиальная - оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы.

В большей части крупных и средних организаций используется тарифная система оплаты труда, что предполагает зависимость размера оплаты труда от сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы, интенсивности и характера труда.

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.

Она включает совокупность нормативов:

·   тарифные ставки, определяющие размер оплаты труда в час или за день и схемы должностных окладов;

·   тарифные сетки, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);

·   тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой;

·   районные коэффициенты и разного рода надбавки и доплаты тарифного характера, которые предназначены для использования при установлении ставок и окладов работниками и при определении размеров их вознаграждения за выполненную работу.

В условиях рыночных отношений предприятия могут вводить самостоятельно ту или иную систему тарификации труда. Вместе с тем достаточно ощутимое воздействие на позицию большинства предприятий при решении этой задачи оказывают централизованно разрабатываемые на федеральном уровне рекомендации.

С 1 июня 2011 года в Российской Федерации повсеместно Единая Тарифная Сетка отменена. Во всех организациях бюджетной сферы РФ, зарплата выплачивается по НСОТ.

Новая система оплаты труда - способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введенная в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников. При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Зарплата делится на три части:

·   оклад;

·   компенсационные выплаты - доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы;

·   стимулирующие выплаты - премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

Критики утверждают, что новая система оплаты труда не улучшила положения работников бюджетной сферы. В результате реформы улучшили свое материальное положение главным образом руководители учебных заведений, которые смогли повысить зарплату до 50 %, тогда как у некоторых рядовых учителей доход втрое уменьшился из-за нежелания директоров увеличивать стимулирующие выплаты

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно лишь в тех ситуациях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива.

1.2 Значение и задачи анализа фонда заработной платы

Формы и системы оплаты труда являются экономически эффективными только в том случае, если установлена связь между организационно-техническими условиями производства и показателями оценки труда, а также способами начисления заработной платы. Необходимо добиваться гибкости в применении систем заработной платы, то есть в случае изменения организационно-технических условий заменить одну систему другой, применять различные системы заработной платы для работников одних и тех же профессий.

Тарифные разряды и коэффициенты для определения должностных окладов руководителей, специалистов и служащих устанавливаются в соответствии с применяемой Единой тарифной сеткой РФ в зависимости от занимаемой должности, уровня квалификации.

Отнесение к тарифным разрядам и коэффициентам Единой тарифной сетки руководителей, специалистов и служащих не означает установления им соответствующих разрядов. Такая тарификация применяется для определения размера их должностного оклада в зависимости от занимаемой должности и квалификационного уровня.

Должностной оклад представляет собой ежемесячный размер оплаты труда. Размеры должностных окладов в организациях, как правило, определяются путём умножения коэффициента соответствующего разряда, применяемой сетки на установленный размер тарифной ставки первого разряда, утвержденной в организации.

Предприятия и организации, использующие традиционные подходы в организации оплаты труда, применяют тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники для определения размеров заработной платы служащих. Особенности ее заключаются в том, что составляется штатное расписание, где указываются перечень должностей, имеющихся в конкретном учреждении, численность работников по каждой должности и размеры месячных окладов.

Схемы должностных окладов разрабатываются на основе ряда нормативных документов, важнейшим из которых является "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих".

Труд руководителей определяется, прежде всего, по результатам деятельности всего коллектива. При этом учитывается степень выполнения возложенных на них функций, напряженность работы, достигнутый уровень труда, производства и управления на руководимом им объекте.

Труд специалистов и служащих определяют, исходя из объема, полноты и своевременности выполнения закрепленных за ним обязанностей. Таким образом, характер труда управленческого персонала предполагает применение повременной оплаты труда. Оплата труда производится в соответствии с достигнутым уровнем количественных и качественных показателей.

Кроме должностных окладов существует система надбавок, доплат, премиальные выплаты за достижение качественных и количественных показателей.

Размеры должностных окладов руководителей государственных предприятий устанавливаются Министерствами и другими органами, которым делегированы права управления этими предприятиями. Условия и порядок оплаты труда руководителей предприятий регулируются "Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе". В организациях негосударственной формы собственности Положение может приниматься по решению нанимателя [23 с.123].

1.3 Методические основы анализа фонда заработной платы предприятия

Организация оплаты труда на предприятии предполагает:

1.       Формирование фонда оплаты труда (ФОТ), включающего фонд заработной платы (ФЗП) и премиальный фонд;

2.      Нормирование труда;

.        Определение форм и систем заработной платы.

ФОТ подразделяется на переменную и постоянную части.

Переменная часть ФОТ изменяется пропорционально объему производства продукции (заработная плата рабочих по сдельным расценкам, премии за производственные результаты и др.) [16,105]

Переменная часть фонда заработной платы зависит от:

1.       Объема выпуска продукции;

2.      Структуры;

.        Удельной трудоемкости;

.        Уровня среднегодовой оплаты труда.

Постоянная часть ФОТ не изменяется при увеличении или спаде объема производства (заработная плата рабочих по тарифным ставкам, заработная плата служащих по окладам, все виды доплат и т.д.)[16,106]

Постоянная часть фонда заработной платы зависит от:

1.       Численность работников;

2.      Количество отработанных дней 1 работником в год;

.        Средняя продолжительность рабочего дня;

.        Средне часовая заработная плата.

Важнейшей частью ФОТ является ФЗП. анализ использования фонда заработной платы начинают с определения экономии или перерасхода фонда заработной платы по категориям персонала и по всему персоналу.

           [1.1]

где,  - экономия (-) или перерасход (+) фонда заработной платы;  и  - соответственно отчетный и плановый фонд заработной платы.

При планировании фонда заработной платы сохраняется деление экономии или перерасхода фонда заработной платы на абсолютную и относительную. Относительная экономия или относительный перерасход определяются по формуле:

              [1.2]

где,  - относительная экономия (-) или перерасход (+) фонд заработной платы; - коэффициент прироста объема производства. [16,105-106]

Приступая к анализу использования фонда заработной платы, включаемого в себестоимость продукции, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической величины от плановой.

Абсолютное отклонение () определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда () с плановым фондом заработной платы () в целом по организации, подразделениям и категориям работников:

                             [1.3]

Абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование фонда заработной платы, так как этот показатель определяется без учета степени выполнения плана по производству. (102)

Абсолютное отклонение обусловлено совместным влиянием изменения численности отдельных категорий персонала и средней заработной платы одного работника, которое можно определить по формулам:

,                [1.4]

,                                [1.5]

,      [1.6]

      [1.7]

где, - фонд заработной платы i-ой категории работающих, руб.;  - численность работающих i-ой категории, чел.; - средняя заработная плата по i-ой категории, руб. [16,106]

Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленное суммой затрат и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции.

Корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции.

Относительное отклонение по фонду заработной платы с учетом выполнения плата по производству продукции:

    [1.8]

где,  относительное отклонение по фонду заработной платы; - фонд заработной платы фактический;

- фонд заработной платы плановый, скорректированные на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции;

и - соответственно переменная, и постоянная сумма планового фонда заработной платы;

- коэффициент выполнения плана по выпуску продукции.

При расчете относительного отклонения по фонду заработной платы можно использовать поправочный коэффициент (), которые отражает удельный вес переменой заработной платы в общем фонде.

Он показывает, на какую долю процента следует увеличить плановый фонд заработной платы за каждый процент перевыполнения плана по выпуску продукции ():

     [1.9]

Для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по фонду заработной платы могут быть использованы следующие модели:

ФЗП = ЧРГЗП                    [1.10]

ФЗП = ЧРДДЗП               [1.11]

ФЗП = ЧРДПЧЗП                   [1.12]

где, ЧР - среднесписочная численность; Д - количество дней отработанных одним рабочим в среднем за год; П - средняя продолжительность смены; ЧЗП - среднечасовая заработная плата одного рабочего; ГЗП - среднегодовая заработная плата одного рабочего; ДЗП - среднедневная заработная плата одного рабочего.

Расчет влияния этих факторов можно провести способом абсолютных разниц использую следующие формулы:

                [1.13]

                  [1.14]

                   [1.15]

               [1.16]

Фонд заработной платы управленческого персонала также изменяется за счет его численности и среднегодового заработка.

             [1.17]

Изменение ФЗП за счет увеличения должностных окладов:

                    [1.18]

Важное значение при анализе использования фонда заработной платы имеет изучение данных о среднем заработке работников предприятия, его изменении, а так же о факторах, определяющих его уровень. Поэтому последующий анализ должен быть направлен на изучение причин изменения средней заработной платы работника по категориям и профессиям, а так же в целом. При этом необходимо учитывать, что среднегодовая заработная плата зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год, продолжительности рабочей смены и среднечасовой заработной платы:

                  [1.19] [24, 278-295]

ФОП так же изменяется за счет изменения численности работающих по формуле:

,        [1.20]

где,  - изменение ФОТ за счет изменения структуры работающих, тыс. руб.:

,      [1.21]

где,  - средняя заработная плата одного работающего по плану,  - средняя заработная плата одного работающего по плану в пересчете на фактическую структуру работающих, руб., - фактическая численность работающих, чел.

Влияние изменения численности работающих () и изменения фонда оплаты труда () на изменение средней заработной платы работающего () рассчитывается по следующим формулам:

,           [1.22]

,       [1.23]

          [1.24]       [16,109]

2. Анализ фондА заработной платы ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Трубчевский политехнический техникум является Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, в сокращении ГОУ СПО ТПТ, находится в ведении Министерства образования Российской Федерации, которое является его учредителем.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 №12-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительством РФ от 03.03.2001 №160 на основании Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от17.06.2004 №288, учитывая ходатайство ГОУ СПО ТПТ от 15.12.2006 №245 в целях приведения наименования техникума в соответствии с государственным статусом: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Трубчевский политехнический техникум переименован в Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Трубчевский политехнический техникум (ФГОУ СПО ТПТ).

Местонахождения техникума: 242220 Брянская область, г. Трубчевск, ул. Ленина, дом 74.

Техникум образован в 1921 году на базе Карачижско-Крыловской школы, основанной в 1905 году согласно указаний Лесного департамента Министерства земледелия Управления государственным имуществом Курской и Орловской губернии от 27.01.1904 г за 3 1546 и 15.07.1905г. за № 8706. До апреля 1991 года техникум находился в ведении Минлеспрома СССР, до июня 1992 года в ведении Департамента лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Министерства промышленности РСФСР / приказ Минпрома РСФСР от 25.12.91 г. № 185

По постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.96г. № 1022 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации переименовано в Министерство образования Российской Федерации Указом Президента Российской от 23.07.99г. № 895

Техникум является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке и иных кредитных организациях, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, а также может быть истцом и ответчиком в суде.

Техникум имеет печать со своим наименованием, наименованием учредителя и изображением герба Российской Федерации.

Техникум имеет право ведения образовательной деятельности после получения соответствующей лицензии. В соответствии с постановление Госкомвуза России от 30.11.94 г. № 6 техникум считается имеющим государственную аккредитацию

Основными задачами техникума являются:

удовлетворение потребности личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в соответствии с направление профессиональной подготовки в техникуме, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием, выпускаемых техникумом;

профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов, рабочих кадров и незанятого населения;

распространение знаний среди населения, повышения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных услуг.

Техникум имеет: учебные, административно-хозяйственные, социально-культурные, учебно-производственные подразделения, общежитие, стадион, жилые дома.

Техникум обладает установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" автономностью, самостоятелен в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его Устава. (Приложение 1)

Отношения между техникумом и Министерством России определяется договором.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственное управление деятельностью техникума осуществляет директор, назначаемый Министерством образования России. Порядок прохождения аттестации директора определяет Министерство образования России.

Директор техникума в соответствии с законодательством действует от имени техникума, представляет его во всех организациях, использует его имущество и средства, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банке счета и является распорядителем кредитов, издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся.

К работникам техникума относятся преподаватели, административно- хозяйственный, учебно-вспомогательный, инженерно-технический и другой персонал. Назначение и увольнение работников техникума осуществляется согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации закону Российской Федерации " Об образовании"

За техникумом, в целях обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с Уставом закрепляется на праве оперативного управления (здания, сооружения, оборудование и др.) находящееся на его балансе и являющееся федеральной собственностью. Земельные участки, закрепленные за техникумом, находятся в соответствии с Законом в бесплатном и бессрочном пользовании.

Техникум самостоятельно определяет порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с Уставом, включая их доли, направленной на улучшение труда и материальное стимулирование работников в соответствии с действующим законодательством.

Техникум вправе выступать в качестве арендатора и арендатора имущества. Сдача в аренду закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия Совета техникума по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные техникумом в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие общеобразовательного процесса.

Техникуму принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные физическими или юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходы от собственной деятельности техникума и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

В ФГОУ СПО Трубчевский политехнических техникум преподавательскую работу ведут 50 штатных преподавателей, 10 административных работников, 3 заведующих лабораториями, 5 мастеров производственного обучения, 3 инструктора по вождению, 2 программиста. По совместительству работает 1 человек. Высшее образование имеют все. В основном все преподаватели имеют специальное образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, при этом 18 человек педагогическое. 74,5% преподавателей имеют 13-14 разряд ЕТС, 9 имеют различные звания, 46% работают в техникуме более 20 лет.

Техникум осуществляет набор по 7 специальностям по очной и заочной формам обучения.

Среднегодовое число учащихся 762 человека Количество групп на конец года - 29, среднегодовое число - 27. Средняя наполняемость групп - 30 человек.

Основным видом предпринимательской деятельности является оказание платных образовательных услуг. Этот набор осуществлялся только по одной дисциплине "Бухгалтерский учет".

Количество зданий в техникуме - 10, общей площадью - 16483 кв. м. Техникум, имея лишние здания, сдает их в аренду. Арендуют помещения следующие предприятия: ООО "Студенческая столовая", трем частным предпринимателям сдаются в аренду помещения под магазины, в здравпункте сдается стоматологический кабинет. Арендная плата составляет 0,8 у.е. (без НДС) в месяц за 1 кв.м.

Рис. 1. - Организационная структура ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум

Основные показатели деятельности ФГОУ СПО ТПТ за 2009 - 2010 годы рассчитываются на основании баланса главного распорядителя, получателя средств бюджета (форма №1), штатного расписания, тарификационных списков.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум за 2009-2010 г., тыс. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение +;-

Основные средства, тыс. руб.

50567920,16

51681170,1

1113249,94

Число обучающихся, чел.

968

1115

147

Число работников, чел. в т.ч. педагогических.

130 52

136 52

6

Собственные доходы учреждения, тыс. руб.

1275,3

2880,00

1604,7

Фонд заработной платы тыс. руб.

4373211,6

4640401,44

267189,84

Среднегодовая заработная плата, руб.

33640,09

34120,60

480,51


Как видно из таблицы 1 ТПТ обладает довольно устойчивым финансовым положением, т.е. в 2010 году произошло увеличение основных средств на 1113249,94руб. по отношению к 2009 году. Число обучающихся выросло с 968 человек в 2009 году до 1115 человек в 2010 году, численность учащихся увеличилась на 147 руб., число работников увеличилось на 6 сотрудников, не подвергся изменению педагогический персонал. Собственные доходы (сдача в аренду помещений, оказание платных образовательных услуг и др.) учреждения возросли на 1604,7 руб. с 1275,3 руб. Фонд заработной платы увеличился в 2010 году на 267189,84 руб. и составил 4640401,44 руб., среднегодовая заработная плата увеличилась за счет увеличения фонда оплаты труда, в 2009 году составила 33640,09 руб., а в 2010 году 34120,60 руб., что на 480,51 руб. больше чем в прошлом году.

Проанализируем использование основных средств ФГОУ СПО ТПТ за 2008-2010 год.

Таблица 2 - Анализ наличия, движения и структуры основных средств

Наименование основных средств

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Поступило/

Поступило/





Выбыло в 2009 г.

Выбыло в 2010 г.


Руб.

Доля, %

Руб.

Доля, %

Руб.

Доля, %

Руб.

Доля, %

Руб.

Доля, %

Здания

42004602,5

84,37

42004602,5

83,71

42004602,5

81,97

0

-

0

-

Сооружения

183856,75

0,37

183856,75

0,35

183856,75

0,35

0

-

0

-

Машины, оборудование

4911249,68

9,89

5584781,17

10,63

6578043,5

12,25

673531,5

85,81

993262,32

89,22

Прочее

2683319

5,39

2794679,74

5,32

2914667,4

5,43

111360,7

14,19

119987,62

10,78

Итого

49783027,93

100

50567920,16

100

51681170,1

100

784892,23

100

1113249,94

100


Из таблицы 2 видно, что наибольший вес в общей сумме основных средств занимают здания - 84,37% или 42004604,5 руб., наименьший сооружения - 0,37%. Изменению в 2009 году по сравнению с 2008 годом не подверглись здания и сооружения. Общая сумма основных средств в 2009 году составила 50567920,16 руб., что на 784892,23 руб. больше чем в 2008 году - 49783027,93 руб., увеличение произошло по группам машины и оборудование на сумму 673531,49 руб. в 2009 году, по прочим основным средствам произошло увеличение с 2683319 руб. в 2008 году до 2794679,74 руб. в 2009 году, отклонение составило 111360,74 руб. общая сумма отклонения 2009 года к 2008 году составило - 784892,23 руб.

В 2010 г. изменений по группе здания и сооружения не произошло, изменению подверглись, группа - машины, и оборудование. Увеличение произошло на 993262,32 руб., прочие основные средства возросли на 119987,62 руб. Наибольший удельный вес в общей структуре основных средств в 2009 году имеет группа здания - 83,71%, а наименьший, сооружения - 0,35%, машины и оборудования - 10,63% и прочие основные средства - 5,32%. Аналогичная тенденция распределения удельного веса прослеживается и в 2010 году, наибольший удельный вес составляют здания - 81,97%, а наименьший - сооружения - 0,35%, на долю машин и оборудования приходится 12,25%, прочие основные средства составляют - 5,43%.

За анализируемый период не произошло выбытия основных средств, по некоторым статьям произошло увеличение машины и оборудование возросли на 993262,32 руб. удельный вес в общем итоге составил - 89,22%, прочие основные средств возросли на 119987,62 руб. удельный вес составил - 10,78%. Изменению не подверглись здания, и сооружения они остались на прежнем уровне.

Таблица 3 - Финансовое состояние предприятия

Наименование показателя

2009 год

2010 год

Отклонение

Доходы

2846975,16

3762967,09

915991,93

Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг

2195978,62

3388536,16

1192557,54

Прочие доходы

650996,54

374430,93

-276565,61

Расходы

25193599,4

34005067

8811467,6

Оплата труда и начисления на оплату труда

11878666,89

12952897,19

1074230,3

Приобретение услуг

5906779,55

11456184,29

5549404,74

Социальное обеспечение

1623800

1994100

370300

Расходы по операциям с активами

3712355,08

3029585,7

-682769,38

Прочие расходы

2071997,88

4572299,82

2500301,94

Чистый операционный результат

-22346624,24

-30434510,91

-8087886,67

-1073371,79

-5450843,7

-4377471,91

Операции с финансовыми активами и обязательствами

-21273252,45

-24983667,21

-3710414,76

Операции с финансовыми активами

-22427914,68

-24472436,51

-2044521,83

Операции с обязательствами

-1154662,23

511230,7

1665892,93


Организация ФГОУ СПО ТПТ является финансово устойчивой т.к. доходы в 2010 году составляют 3762967,09 руб., что на 915991,93 руб. больше чем в 2009 году, в т.ч. доходы от продажи услуг увеличились на 1192557,54 руб. и составили 3388536,16 руб., а прочие доходы сократились на 276565,61 руб. и составили 374430,93 руб.

Расходы предприятия увеличились на 8811467,6 руб. и составили 34005067 руб. Этому послужило увеличение расходов на: оплату труда в размере 1074230,3 руб., приобретение услуг - 5549404,74 руб., социальное обеспечение - 370300 руб., прочие расходы - 2500301,94 руб. Расходы по операциям с активами позволили сократились на 682769,38 руб. и составили 3029585,7 руб.

Чистый операционный результат в 2010 году уменьшился на 8087886,67 руб. и составил - 30434510,91 руб. Операции с нефинансовыми активами по сравнению с 2009 годом уменьшились на 4377471,91 руб. и составили -5450843,7 руб. Операции с финансовыми активами и обязательствами уменьшились на 3710414,76 руб. и составили -24983667,21 руб. Операции с финансовыми активами уменьшились на 2044521,83 руб. и составили -24472436,51 руб. Операции с обязательствами увеличились на 1665892,93 руб. и составили 511230,7 руб.

2.2 Анализ фонда оплаты труда ФГОУ СПО ТПТ

Фонд оплаты труда является важнейшим объектом управления любого экономического субъекта, поскольку в значительной степени формирует общие издержки. Анализ фонда оплаты труда представляет собой одно из направлений учетно-аналитической работы системы управления организацией. Исследование фонда оплаты труда проводят в тесной взаимосвязи с анализом использования трудовых ресурсов, т.к. при росте производительности труда создаются предпосылки для повышения его оплаты. Однако средства на оплату труда должны использоваться так, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. При таких условиях создаются возможности для наращивания темпов роста расширенного производства.

Основными задачами анализа использования средств на оплату труда являются:

·              систематический контроль за использованием средств на оплату труда;

·              выявление возможностей экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости.

Анализ фонда оплаты труда производится на основании таких документов как:

1.       Бухгалтерий баланс (Форма №1)

2.      Тарификационные списки

.        Тарифные списки ЕТС

.        Штатное расписание

Изучение использования фонда заработной платы следует начать с выявления абсолютной и относительной экономии (перерасхода) фонда, но т. к ФГОУ СПО ТПТ является государственным образовательным учреждением то, средства на оплату труда должны соответствовать смете, следовательно, в учреждении не будет не экономии не перерасхода средств.

Утвержденная в установленном порядке смета расходов среднего специального учебного заведения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание.

Смета расходов среднего специального учебного заведения составляется на календарный год по разработанной Министерством Финансов Российской Федерации типовой форме.

В смете отражаются расходы среднего специального учебного заведения по дневному и заочному отделениям.

Общая сумма годового расхода распределяется в смете по кварталам года и статьям бюджетной классификации, утвержденной Министерством Финансов Российской Федерации.

Расходы, предусмотренные по смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.

Смета расходов среднего специального учебного заведения утверждается вышестоящей организацией.

Анализ использования фонда оплаты труда административно-управленческого персонала можно представить в виде аналитической таблицы, где представлены основные виды выплат.

Таблица 4 - Анализ использования средств, направляемых на потребление административно-управленческого персонала

Вид оплаты

Сумма, руб.

Абсолютное отклонение


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Фонд оплаты труда: 1. Тарифным ставкам и окладам 2. Надбавки за неблагоприятные условия 3. Нагрудной знак, почетный работник 4. Просвещение 5. Прочие

732803,4 556404  6732 14450,4 - 155217

1389643,8 744673,44  14892,96 19182,36 6672,48 589226,16

1457413,08 769142,16  17584,44 19182,36 6672,48 644831,64

656840,4 188269,4  8160,96 4731,96 6672,48 434009,1

67770 24268,72  2691,48 0 0 55605,48


Абсолютное отклонение ФОТ находится по формуле 1.3.

Анализ использования средств направляемых на потребление административно-управленческого персонала показал что, за каждый из анализируемых периодов происходило увеличение фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году на 656840,4 руб. с 732808,4 руб. в 2008 году до 1389643,8 руб. в 2009 году, это увеличение произошло за счет таких составляющих фонда оплаты труда как: тарифные ставки и оклады возросли на 188269,44 руб. в 2009 году и составили 744673,44 руб., надбавки за работу при неблагоприятных условиях возросли с 6732 руб. в 2008 году до 14892,96 руб. в 2009 году и отклонение составило 8160,96 руб., выплаты почетным работникам увеличились до 19182,36 руб. с 14450,4 руб. в 2008 году, они возросли на 4731,96 руб., в 2009 году началось начисление за просветительскую деятельность и составило 6672,48 руб., прочие начисления возросли на 434009,16 руб. в 2008 году с 155217 руб. до 589226,16 руб. в 2009 году.

Проведя анализ фонда оплаты труда административно-управленческого персонала за 2009 - 2010 годы так же было выявлено увеличение фонда оплаты труда на 67770 руб. с 1389643,8 руб. в 2009 до 1457413,08 руб. в 2010 году, возросла не только оплата по тарифным ставкам и окладам до 769142,16 руб. в 2010 году, разница между 2009 и 2010 годом составила 24268,72 руб., надбавки за неблагоприятные условия труда увеличились по сравнению с 2009 годом на 2691,48 руб. и составили 17584,44 руб., однако не произошло изменений в выплатах предусмотренных почетным работникам они, так же как и в 2009 году составили 19182,36 руб., выплаты за просветительскую деятельность также не подверглись изменению и составили 6672,48 руб. Прочие выплаты увеличились с 589226,16 руб. до 644831,64 руб. в 2010 году и отклонение составило 55605,48 руб.

Анализ использования ФОТ учебно-вспомогательного персонала представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ использования средств, направляемых на потребление учебно-вспомогательного персонала

Вид оплаты

Сумма, руб.

Абсолютное отклонение


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Фонд оплаты труда: 1.Тарифным ставкам и окладам 2. Надбавки за неблагоприятные условия 3. Нагрудной знак, почетный работник 4. Прочие

919594,80 836160 1614  -  81820,80

1352437,08 1034889,36 5670,6  8243,16  308787,84

1426122,48 1084248,6 5670,6  8243,16  327960,12

 432842,28 198729,36 4056,6  8243,16  226967,04

73685,4 49359,24 0  0  19172,28


Расчет абсолютного отклонения так же производили по формуле 1.3.

Анализ использования средств, направляемых, на потребление учебно-вспомогательного персонала показал, что произошло увеличение средств фонда оплаты труда за все анализируемые периоды. В 2009 году по сравнению с 2008 годом фонд оплаты увеличился с 919594,80 руб. до 1352437,08 руб. и отклонение составило 432842,28 руб. это увеличение обусловлено увеличением входящих в фонд оплаты труда следующих статей: тарифные ставки и оклады увеличились в 2009 году на 198729,36руб. и составили 1034889,36 руб., набавки за неблагоприятные условия труда возросли и составили 5670,6 руб. разница между 2008 и 2009 годом составила 4056,6 руб., так же в 2009 году начались начисления почетным работникам, которые составили 8243,16 руб., прочие выплаты возросли с 81820,80 руб. в 2008 году до 308787,84 руб. в 2009 году, отклонение по прочим выплатам оставило 226967,04 руб.

Сравнив показатели 2009 и 2010 годов так же наблюдается незначительное увеличение фонда оплаты труда с 1352437,08 руб. до 1426122,48 руб. увеличение составило 73685,4 руб. увеличились прочие выплаты на 19172,28 руб. с 308787,84 руб. в 2009 году до 327960,12 руб. в 2010 году., оплата по тарифным ставкам и окладам возросла с 1034889,36 руб. и составила 1084248,6 руб., отклонение - 49359,24 руб. Не произошло увеличения по надбавкам за неблагоприятные условия труда они остались на прежнем уровне - 5670,6 руб., оплата почетным работникам так же не увеличилась и составляет 8243,16 руб.

Использование средств направляемых на потребление прочего персонала отражено в таблице 6, абсолютное отклонение рассчитывается по формуле 1.3.

Таблица 6 - Анализ использования средств, направляемых на потребление прочего персонала

Вид оплаты

Сумма, руб.

Абсолютное отклонение


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Фонд оплаты труда: 1. Тарифным ставкам и окладам 2. Надбавки за неблагоприятные условия 3. За работу в сверхурочное время 4. Праздничные дни и выходные 5. Ночные 6. Прочие

921413,16 677916 946,56  37200 64800 42000 70950,6

1631130,72 1095388,68 6657,84  109200 120960 126000 172924,2

1756865,88 1164262,92 6657,84  109200 120960 126000 229785,12

709717,56 417472,68 5711,28  72000 56160 84000 101973,6

125735,16 68874,24 0  0 0 0 56860,92


В ходе анализа использования средств, направляемых на потребление прочего персонала, было установлено, что происходило увеличение фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда персонала в 2009 году возрос на 709717,56 руб. и составил 1631130,72 руб., это увеличение произошло за счет возросших выплат по тарифным ставкам и окладам с 677916 руб. в 2008 году до 1095388,68 руб. в 2009 году отклонение по этим выплатам в сторону увеличения составило 34789,39 руб., надбавки за неблагоприятные условия труда возросли на 417472,68 руб., т.е. выплаты в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли с 946.56 руб. до 6657.84 руб., за работу в сверхурочное время были произведены выплаты в размере 109200 руб., что на 72000 руб. больше чем за прошлый год. Увеличились выплаты за праздничные и выходные дни и составили в 2009 году 120960 руб., отклонение по этому виду выплат составило 56160 руб., за работу в ночное время были произведены выплаты на общую сумму 126000 руб., что на 84000 руб., больше чем за аналогичный период прошлого года, прочие выплаты увеличились с 7095060 руб. и в 2009 году составили 172924,2 руб., отклонение составило - 101973,6 руб.

В 2010 году так же наблюдается тенденция к увеличению фонда оплаты труда, в 2010 году фонд оплаты труда возрос по отношению к 2009 году на 125735,16 руб. и составил 1756865,88 руб. выплаты по тарифным ставкам и окладам выросли на 68874,24 руб. и в 2010 году составили 1164262,92 руб., надбавки за неблагоприятные условии работы не подверглись изменению и остались прежними - 6657,84 руб., так же не изменились выплаты за работу в сверхурочное время - 109200 руб., выплаты за праздничные и выходные дни - 120960 руб. и выплаты за работу в ночное время - 126000 руб. произошло увеличение прочих выплат с 172924,2 руб. в 2009 году до 229785,12 руб. в 2010 году и отклонение по этому виду выплат составило 56860,92руб.

Для анализа фонда оплаты труда составим сводную таблицу, в которой отражена постоянная часть фонда оплаты труда и иные выплаты входящие в ФОТ, т.е. премии, доплаты, надбавки и т.д. В таблице 7 сведены все составляющие ФОТ и проанализирован темп прироста и отклонения.

Анализ фонда оплаты труда ФГОУ СПТ ТПТ таблица 7 выявил, что фонд оплаты труда административно-управленческого персонала в 2009 году возрос и составил 1389643,8 руб. что на 656840,4 руб. больше прошлогоднего фонда оплаты труда, который составлял 732803,4 руб., увеличение фонда оплаты труда произошло в основном за счет увеличения фонда постоянной части заработной платы, который в 2009 году составил 744673,44 руб. а так же за счет увеличения иных выплат, сумма которых составила в 2009 году 644970,36 руб. В 2010 году наблюдается такая же тенденция увеличения фонда оплаты труда административно-управленческого персонала с 1389643,8 руб. до 1457413,08 руб., это увеличение так же происходит из-за увеличения постоянной и переменой части. Абсолютное отклонение фонда оплаты труда 2009 к 2008 году составляет 656840,4 руб., а 2009 к 2010 году 67769,28 руб., темп прироста 2008 года к 2009 году составляет 189,63%, а 2009 года к 2010 году - 104,87%. Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала также подвергся изменениям он увеличился на 432842,28 руб. с 919594,8 руб. в 2008 году до 1352437,08 руб. в 2009 году. Наибольшее влияние на увеличение фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала оказало увеличение постоянной части до 1034889,36 руб. В 2010 году так же произошло увеличение фонда оплаты труда с 1352437,08 руб. до 1426122,48 руб., фонд увеличился на 73685,4 руб. Абсолютное отклонение 2009 от 2008 года составило 432842,28 руб. Темп прироста 2009 года составил 147,67%, а 2010 года - 105,45%. Фонд оплаты труда прочего персонала в 2009 году увеличился на 709717,56 руб. и составил 1631130,72 руб. наибольшую долю в фонде оплаты труда заняла постоянная часть, которая составила - 1095388,68 руб. в 2010 году произошло незначительное увеличение фонда оплаты труда персонала на 125735,16 руб. и фонд оплаты труда составил 1756865,88 руб. Темп прироста фонда оплаты труда в 2009 году составил 177,03%, а в 2010 - 107,71%.

Общий фонд оплаты труда в 2008 году составил 2573811,36 руб., в 2009 году произошло увеличение фонда оплаты труда до 4373211,6 руб. отклонение между 2009 и 2008 годом составило 1799400,24 руб., а темп прироста - 169,91%. В 2010 году увеличился фонд оплаты труда с 4373211,6 руб. до 4640401,44640401,44 руб. он возрос на 267189,84 руб., темп прироста фонда составил 106,11%.

Таблица 7 - Анализ фонда оплаты труда персонала в 2008 - 2010 г.г.

Наименование персонала

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение (+, - )

Темп прироста, %


ФОТ

Постоянная часть

Иные выплаты

ФОТ

Постоянная часть

Иные выплаты

ФОТ

Постоянная часть

Иные выплаты

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Административно-управленческий

732803,4

556404

176399,4

1389643,8

744673,44

644970,36

1457413,08

769142,16

688270,92

656840,4

67769,28

189,63

104,87

Учебно-вспомогательный

919594,8

836160

83434,8

1352437,08

1034889,36

317547,72

1426122,48

1084248,6

341873,88

432842,28

73685,4

147,67

105,45

Прочий

921413,16

677916

243495,36

1631130,72

1095388,68

535742,04

1756865,88

1164262,92

592602,96

709717,56

125735,16

177,03

107,71

Итого:

2573811,36

2070480

503329,56

4373211,6

2874951,48

1498260,12

4640401,44

3017653,68

1622747,76

1799400,24

267189,84

169,91

106,11



Проанализируем изменение фонда постоянной оплаты труда по всем категориям персонала и определим фактор, оказывающий наибольшее влияние на изменение средней заработной платы.

Таблица 8 - Анализ изменения фонда постоянной заработной платы

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение





2009 г.

2010 г.

1. Численность сотрудников, чел, в.т. ч: 1.1. Административно-управленческий персонал 1.2. Учено-вспомогательный персонал 1.3. Прочий персонал

130 22  40 60

130 23  39 68

136 23  41 72

0 1  - 1 8

6 0  2 4

2.1. Фонд постоянной оплаты труда, руб. в.т.ч.: 2.1.Административно-управленческий персонал 2.2. Учено-вспомогательный персонал 2.3. Прочий персонал

2070480  556404  836160 677916

2874951,48  744673,44  1034889,36 1095388,68

3017653,68  769142,16  1084248,6 1164262,92

804471,48  188269,44  198729,36 417472,68

142702,2  24468,72  49359,24 68874,24

3.Количество отработанных дней одним сотрудником за год, дней

259

263

264

4

1

4. Среднегодовая заработная плата одного сотрудника, руб. в т.ч. 4.1.Административно-управленческий персонала 4.2. Учено-вспомогательный персонала 4.3. Прочий персонала

  25291,09  20904 11298,6

  32377,11  26535,62 16108,66

  33440,96  26445,09 16170,32

  7086,02  5631,62 4810,06

  1063,86  -90,54 61,66


Из аналитической таблицы 8 видно, что в 2009 произошли изменения в количественном составе персонала: административно управленческий персонал увеличился на 1 человека, учебно-вспомогательный персонал сократился на 1 сотрудника, а прочий персонал возрос на 8 штатных единиц. Фонд постоянной оплаты труда увеличился на 804471,48 руб. к 2009 году и составил 2874951,48 руб. так же увеличились расходы на оплату труда административно управленческого персонала на 188269,44 руб. увеличение произошло с 556404 руб. в 2008 году до 744673,44 руб., оплата труда учебно-вспомогательного персонала так же возросла до 1034889,36 руб. и разница между 2008 и 2009 годом составила 198729,36 руб., расходы на оплату труда прочего персонала возросли с 677916 руб. с 1095388,68 руб. в 2009 году, это увеличение связано с повышением штата сотрудников на 8 штатных единиц, отклонение составило 417472,68 руб.

В 2010 году количество штатных сотрудников увеличилось с 130 до 136 человек. Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала увеличился на 24468,72 руб. и составил 769142,16 руб., оплата труда учебно-вспомогательного персонала возросла до 1084248,6 руб., отклонение от 2009 года составило 49359,24 руб., расходы на оплату работы прочего персонала возросли с 1095388,68 руб. до 1164262,92 руб., увеличение произошло на 68874,24 руб.

Среднегодовая заработная плата одного сотрудника в 2009 году возросла по каждому виду персонала: административно-управленческого персонала увеличилась на 7086,02 руб.и составила 32377,11 руб., заработная плата учебно-вспомогательного персонала составила 26535,62 руб. что на 5631,62 руб. больше прошлогоднего показателя, оплата прочему персоналу увеличилась на 4810,06 руб. В 2010 году оплата труда административно-управленческого персонала возросла на 1063,86 руб. и составила 33440,96 руб., заработная плата учебно-вспомогательного персонала сократилась на 90,54 руб., оплата труда прочему персоналу увеличилась на 61,66 руб. Влияние на изменение средней заработной платы оказало изменение численности и фонда постоянной оплаты труда.

2.3 Факторный анализ фонда заработной платы

Проведем факторный анализ абсолютного отклонения фонда заработной платы по категориям персонала. На изменения фонда заработной платы каждой категории персонала оказывает влияние изменения численности и средней заработной платы. Кроме того, на изменение фонда заработной платы в целом влияет так же изменение удельного веса отдельных категорий сотрудников в общем составе персонала. Проведем факторный анализ отклонения фонда заработной платы по категориям персонала.

Анализ факторов производится по следующей факторной модели:

ФЗП = ЧРГЗП

где, ЧР - среднесписочная численность;

ГЗП - среднегодовая заработная плата одного рабочего.

.Факторный анализ фонда заработной платы административно-управленческого персонала:

Таблица 9 - Исходные данные для анализа фонда оплаты труда административно-управленческого персонала

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.





Численность административно-управленческого персонала, чел.

22

23

23

Средняя заработная плата одного сотрудника, руб.

25291,09

32377,11

33440,96

Фонд постоянной оплаты труда административно-управленческого персонала тыс. руб.

556404

744673,44

769142,16


.1. влияние численности административно-управленческого персонала будем производить по формуле 1.17.

В результате увеличения численности административно-управленческого на 1 штатную единицу персонала в 2009 году по сравнению с 2010 годом в ФЗП административно-управленческого персонала наблюдается перерасход средств на сумму 25291,09 руб.

.2. влияние изменения заработной платы производится по формуле 1.21.

Рост средне заработной платы на 7086,02 руб. дал перерасход фонда заработной платы на 162978,46 руб. в 2009 году, а рост средней заработной платы в 2010 году на 1063,85руб. дал перерасход средств на 24468,55 руб.

.3. общее влияние двух факторов

В целом два рассмотренных фактора увеличили фонд заработной платы в 2009 году на 188269,55 руб., а в 2010 году на 24468,55 руб.

. Факторный анализ фонда заработной платы учебно-вспомогательного персонала.

Таблица 10 - Исходные данные для анализа фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.





Численность учено-вспомогательного персонала, чел.

40

39

41

Средняя заработная плата одного сотрудника, руб.

20904

26535,62

26445,09

Фонд постоянной оплаты труда учено-вспомогательного персонала, руб.

836160,00

1034889,36

1084248,60


.1. влияние численности учебно-вспомогательного персонала будем производить по формуле 1.17.

В результате сокращения численности учебно-вспомогательного персонала на 1 сотрудника в 2009 году в ФЗП учебно-вспомогательного персонала сократился на сумму 20904 руб., зато в 2010 году из-за увеличения персонала наблюдается перерасход средств на сумму 53071,2 руб.

.2. влияние изменения заработной платы производится по формуле 1.21.

Рост средне заработной платы в 2009 году на 5631,62 руб. дал перерасход фонда заработной платы на 219633,18 руб., а сокращение средней заработной платы в 2010 году на 90,53 руб. дал экономию средств на 3711,73 руб.

.3 общее влияние двух факторов

Два рассмотренных фактора оказали различное влияние на фонд заработной платы в 2009 году произошел перерасход на 198729,18 руб., и в 2010 году так же наблюдается перерасход фонда на 49359,5 руб.

.Факторный анализ фонда заработной платы прочего персонала:

Таблица 11 - Исходные данные для анализа фонда оплаты труда прочего персонала

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.





Численность прочего персонала, чел.

60

68

72

Средняя заработная плата одного сотрудника, руб.

11298,60

16108,66

16170,32

Фонд постоянной оплаты труда прочего персонала, руб.

677916,00

1095388,68

1164262,92


.1. влияние численности административно-управленческого персонала будем производить по формуле 1.17.

В результате увеличения численности персонала на 8 человек в 2009 году в ФЗП персонала наблюдается перерасход средств на сумму 90388,8 руб., в 2010 году перерасход составил 64434,6 руб.

.2. влияние изменения заработной платы производится по формуле 1.21.

Рост средне заработной платы на 4810,06 руб. дал перерасход фонда заработной платы на 327084,08 руб. в 2009 году, а рост средней заработной платы в 2010 году на 61,66 дал перерасход средств на 4439,52 руб.

3.3.        общее влияние двух факторов

В целом два рассмотренных фактора увеличили фонд заработной платы в 2009 году на 417472,88 руб., а в 2010 году на 68874,2 руб.

Рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что в организации имеется проблема перерасход средства, направляемых на потребление в виде заработной платы.

3. Основные направления совершенствования оплаты труда в ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум

Проведя анализ фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубчевский политехнический техникум, было установлено что, имеется незначительный перерасход средств направляемых на потребление административно-управленческого персонала в 2009 году, так как произошло увеличение персонала, экономия средств направляемых на финансирование учебно-вспомогательного персонала произошла в 2009 году, что связано с умещением количества сотрудников, экономия заработной платы в 2010 году составила 55880,26 руб. из-за увеличение штата сотрудников на 4 человека. ФОТ прочего персонала наблюдается перерасход средств. В связи с выявленными недостатками предлагаю следующие пути их решения:

1. Провести перетарификацию т.е. пересмотр тарифных ставок которые находятся в основе заработной платы, это позволит стабилизировать постоянный фонд оплаты труда.

. Увеличить плату за пользование услугами аренды и платного образования, т.е. увеличение аренды на 10-15%.

3. Пересмотреть состав заработной платы труда с целью повышения стимулирующего воздействия с одной стороны тарифной оплаты, с другой - надбавок, доплат премиальных и других выплат. Увеличение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной зарплате должно быть произведено на основе совершенствования нормирования труда, пересмотра систем премирования, размеров премий, надбавок, доплат при обеспечении сложившегося уровня заработной платы. Повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам должно производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда на момент пересмотра состава заработной платы не допуская при этом снижения заработной платы как в целом по организации, так и по отдельным категориям работников. Обеспечение повышения размера доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате должно осуществляется за счёт проведения таких мероприятий как: совершенствования нормирования труда на основе всестороннего анализа его состояния; тщательного анализа и пересмотра (других) выплат за работу и отработанное время (совместительство, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, ученические и другие), повышение требований к условиям их установления; пересмотра размеров и условий установления доплат за совмещение профессий (должностей) и надбавок к тарифным ставкам и окладам рабочих за профессиональное мастерство. В этих целях должны быть повышены требования к условиям их установления: уточнение показателей, шкал дифференциации размеров доплат и надбавок, а также улучшен порядок их применения; пересмотра систем премирования работников организации.

4. Оптимизация фонда заработной платы. Данное направление, по результатам анализа заработной платы, включает:

повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

сокращение расходов на содержание аппарата управления;

жёсткое бюджетирование структурных подразделений по статьям затрат.

Эти меры позволят более точно определить тарифную ставку каждого сотрудника, привлечь дополнительный доход в виде арендной платы который в последствии может быть направлении на нужду организации.

5. Внедрять нетрадиционные системы оплаты труда, которые основаны на прямой зависимости между результатом работы и оплатой труда, т.е. внедрение контрактных трудовых отношений даст возможность контролировать и планировать расходы на оплату труда персонала. Например, заработная плата начисляется по трудовом договору за уборку территории спортзала в размере 1900 руб., т.к. работа выполняется после занятий, а по плану необходимо выплачивать 2300 руб., следовательно, экономия составит 400 руб. Перевод части прочего персонала на контрактные условия труда позволит сэкономить около 301900 руб. = 57000 руб. в месяц.

Экономический эффект, получаемый при переводе работников на контрактную форму найма, в первую очередь, складываются из ожидаемого роста заработной платы контрактников (примерно на 20 %). Рост достигается путем выполнения работниками условий контракта, связанных с осуществлением трудовых функций. Жесткая система экономических взысканий за невыполнение трудовых функций с одной стороны, и прогрессивная шкала премий за перевыполнение заданий с другой стороны, стимулируют работающих к высокопроизводительному труду. Учитывая, что среднегодовая заработная плата одного сотрудника административно-управленческого персонала в 2010 году составила порядка 7086,02 рублей, а численность сотрудников - 23 человек, примерный годовой эффект составит -32595,6 рублей (), средняя заработная плата учебно-вспомогательного персонала - 5631,62 руб., численность сотрудников - 41, экономический эффект составил - 46179,28 руб., численность прочего персонала - 72 штатные единицы, заработная плата - 4810,06 руб., годовой эффект - 69264,86 руб.

Следовательно, внедрение контрактной формы является неоспоримым направлением повышения эффективности использования системы оплаты труда на предприятии, подлежащим скорейшему внедрению однако ожидаемый эффект наступит постепенно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учет оплаты являются самым трудоёмким участком бухгалтерской работы. Это связано с разнообразием применяемых форм и систем оплаты труда, множеством применяемых форм первичных документов, спецификой методики некоторых расчетов, сжатыми сроками выдачи заработной платы, недостаточностью технических средств обработки этой информации.

При этом во всех случаях этот участок работы должен обеспечить точность и своевременность табельного учета личного состава предприятия; правильное начисление заработной платы и других причитающихся сотруднику платежей, пособий по больничным листам, отпускных; выдачу причитающихся сумм на руки, распределение трудовых затрат по объектам учета; составление отчетности по труду.

В процессе выполнения курсовой работы на основе изучения теоретической и методической базы анализа использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы был решен ряд задач:

изучены основные понятия и нормативное регулирование вопросов оплаты труда;

определены цели, задачи и источники проведения анализа;

проведен анализ производительности труда;

проведен анализа фонда заработной платы и эффективность его использования.

Изучение данной темы было проведено на основе ФГОУ СПО ТПТ.

Целью деятельности учреждения является - предоставление образовательных услуг.

Помимо основной деятельности ФГОУ СПО ТПТ занимается предпринимательской деятельностью в частности предоставляет услуги аренды, и оказывает платные образовательные услуги.

Исследования показали, что учреждение в полной мере обеспечено основными средствами, о чем свидетельствует увеличение собственных средств на 1113249,94 руб. в 2010 году.

По итогам проведенного анализа использования фонда заработной платы было установлено, что большая часть фонда заработной платы расходуется на категорию прочий персонал - 1164262,92 руб., что связано с большей численностью работников данной категории 72 сотрудника. Значительная часть фонда заработной платы расходуется на категорию административно-управленческого персонала около 769142,16 руб. и учебно-вспомогательного персонала - 1084248,6 руб., это связано с более высокими окладами данных работников. Наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы работников.

Рост фонда оплаты труда в 2010 году произошел в основном за счет увеличения среднегодовой заработной платы прочего персонала на 68874,24 руб. фонд заработный плата финансовый

Резервом дальнейшего роста и повышения эффективности фонда оплаты труда является:

1. Перетарификацию т.е. пересмотр тарифных ставок.

. Увеличение платы за пользование услугами аренды и платного образования.

. Пересмотр состава заработной платы труда с целью повышения стимулирующего воздействия с одной стороны тарифной оплаты, с другой - надбавок, доплат премиальных и других выплат.

. Оптимизация фонда заработной платы.

5. Внедрение нетрадиционных систем оплат труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Гражданский Кодекс РФ - М.: Книга сервис

2.      Налоговый Кодекс РФ (в двух частях) - М.: Книга сервис

.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 07.11.2011)- М.: Книга сервис

.        Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. Федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 01.10.2002 № 127-ФЗ)

.        Конституция РФ - М.: Книга сервис

6.       Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и сервис, 2000.

7.      Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ Под ред. В.И. Стражева. - Минск: Вышэйшая школа, 2003.

.        Бакаев А. С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. - М.: Бухгалтерский учет, 2000.

.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. - М: Финансы и статистика, 2000.

.        Быкадоров В. А., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Приор, 2000.

.        Вакуленко Т. Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия решений. - М: Издательский дом "Герда", 2001.

.        Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М.: ДИС, 2002.

13.     Ю.Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001.

15.    Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - Центрэкономики и маркетинга, 2000.

16.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: Проспект, 2000.

17.     Ковбасюк       М.Р.       Анализ      финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. - Финансы и статистика, 2008.

18.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М: Новое знание, 2004.

19.     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М: ИНИТИ, 2007.

20.    Высшая школа, 1997. 26.Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг": Теория и практика. - М.: Финансы и статистика,1993.

21.     Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. "Заработная плата в современных условиях". М.: "Герда", 1998.

22.     Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. - М, 2003.

23.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд.,исправленное. - М: ИНФРА-М, 2008.

24.    Скрипченко Д.Г. Оплата труда работников коммерческих организаций //Экономика, финансы, управление. - 2003. - № 12. - С. 56-59.

.        Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2000.

26.     Фомичева Л.П. Изменения в Трудовом кодексе РФ // "БУХ.1С", № 8, август 2009 г.

27.     Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Похожие работы на - Анализ использования фонда заработной платы ФГОУ СПО Трубачевский политехнический техникум

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!