Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    362,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях

Министерство Просвещения Республики Молдова

Тараклийский Государственный Университет им. «Гр. Цамблака»

Кафедра педагогики

Дипломная работа

На тему: «Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях».

Выполнила: Дериволкова Елена

Научный руководитель: магистр права Волков Ев. Сер.




Тараклия 2011- 2012

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы определения конфликтов

.1 Понятие конфликта, виды конфликтов

.2 Особенности семейных конфликтов и их типология

.3 Причины возникновения семейных конфликтов

Глава II. Психологические особенности детей из конфликтных семей и профилактика семейных конфликтов

.1 Семья и функции семьи

.2 Характеристика многодетной семьи

.3 Общая характеристика младшего школьного возраста

.4 Формирование личности младшего школьника в семье

.5 Психологические особенности детей из конфликтных семей

.6 Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов в отношении «родители - ребёнок»

Глава III. Практический аспект изучения влияния семейных конфликтов на психическое развитие младшего школьника в многодетной семье

.1 Обзор экспериментальных методик и их характеристика

.2 Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в семье, снижению стрессоустойчивости человека, накопление эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии на других, либо на себя. Взаимоотношения в семье становятся ведущим фактором развития и существования цивилизованного общества.

Большинство ученых считают, что существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения.

Проблема конфликта всегда была актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.

Традиционно семья- главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Деформация личности под влиянием семьи, её психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены к постоянным конфликтам, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из, безусловно, положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или же тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

Актуальность данной темы дипломной работы заключается в том, что семейные конфликты являются самыми массовыми и распространёнными конфликтами, и они отрицательно влияют на ребёнка, живущий в постоянной конфликтной атмосфере.

Цель дипломной работы: изучить влияние семейных конфликтов на психологическое развитие младшего школьника. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1.      Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.

2.      Рассмотреть особенности семейных конфликтов и их типологию.

3.      Изучить влияние семейных конфликтов на формирование личности ребёнка в младшем школьном возрасте.

4.      Описать психологические особенности детей из конфликтных семей.

5.      Изучить модели социально- профилактической работы по разрешению семейных конфликтов.

Гипотеза - существует прямое негативное влияние семейных конфликтов на ребёнка. Нам необходимо показать отрицательное влияние семейных конфликтов, исследуя детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - ребёнок в младшем школьном возрасте, живущий в постоянной конфликтной атмосфере.

Предмет исследования - причины и обстоятельства, способствующие развитию конфликтов в семье, а также их влияние на младшего школьника.

Теоретическая значимость работы содержится в социально- психологическом анализе детско - родительских взаимоотношений, и в выявлении отрицательного влияния семейных конфликтов на ребёнка.

В данной работе необходимо рассмотреть семейные конфликты и их влияние на формирование личности младшего школьника, т.к. семья- это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Её уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных жизненных ситуациях.

Практическая значимость: результаты исследования в данной дипломной работе, полученные нами, могут быть использованы родителями, социальными работниками, социальными педагогами, психологами школ.

Теоретико-методические основы: Дипломное исследование основано на трудах: Н.В. Гришиной [15], В.С. Мухиной [19], В.А. Сысенко [21], В.М. Целуйко [26], которые изучали типологию и виды конфликтов, а также психологию супружеских конфликтов, и их влияние на ребёнка. Учения о влиянии семейных конфликтов на формирование личности ребёнка.

Практическая часть работы основывается на следующих методах:

·        Метод беседы,

·        Рисуночные методики «Моя семья» и «Семья, которую хочу»,

·        Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

Итак, мы исследовали детей в возрасте от 6 до 10 лет (10 человек) и их родителей (20 человек). Главным условием нашего исследования, чтобы дети были из семьи, где частые ссоры и скандалы между родителями (супружеские конфликты).

Существует ряд учёных, психологов, педагогов которые занимаются изучением семейных конфликтов, а также их влиянием на ребёнка, такие как: Светлана Руснак, Кристина Попеску, Оксана Шевченко, Георг Зиммель, Н.В.Гришина, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, и др.

Структурное построение работы: введение, три главы, заключение, библиография и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами, диаграммами и гистограммами.

Глава I. Теоретические основы определения конфликтов

.1      Понятие конфликта, виды конфликтов

Для того чтобы раскрыть полно тему дипломной работы необходимо в первую очередь дать определение понятия «конфликт».

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, лицами или группами. Это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Существуют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Конфликты могут также отличаться по глубине, силе, времени существования. Они бывают сильными и слабыми (незначительными), глубинными и поверхностными, длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными). Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость и затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной.

Конфликты дифференцируются также по семейно-ролевому основанию: супружеские, родственно - родительские, семейно - родственные. В нашей работе мы рассмотрим супружеские конфликты.

Супружеский конфликт - это конфликт между супругами. В. А. Сысенко причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:

) конфликты на почве неудовлетворения каких - либо потребностей;

) ссоры из-за недостатков в воспитании. [22]

По мнению американского психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы семейных конфликтов:

·              подлинный конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж - как фотолабораторию);

·              случайный конфликт, часто не осознаваемый супругами, может быть легко разрешен (супруги не замечают, что есть еще площадь);

·              смешенный конфликт - когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

·              неверно приписанный конфликт - ссоры из - за того, что самим супругом приписано другому супругу;

·              латентный конфликт - не осознаваемое по тем или иным причинам противоречие между супругами, которое существует объективно;

·              ложный конфликт, возникающий только из - за ошибок восприятия супругов, без объективных причин.

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов:

§   По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

§   По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

§   По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро - , макро -, и мегаконфликты).

§   По формам борьбы (мирные и немирные).

§   По особенностям условий происхождения.

§   По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

§   По использованными сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

По его мнению, конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. [13]

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов:

)конфликт ролей;

2)конфликт, вызванный фрустрацией (психическое состояние <#"606381.files/image001.gif">

Приложение 3

Методика К. Томаса: Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации.

Описание методики

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

.        соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

.        приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

.        компромисс

.        избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

.        сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Процедура проведения

"В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации".

Обработка результатов

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ:

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1




а

б

2


б

а



3

а




б

4



а


б

5


а


б


6


б


а


7



б

а


8

а

б




9



а


10

а


б



11


а



б

12



б

а


13

б


а



14

б

а




15




б

а

16

б




а

17

а



б


18



б


а

19


а


б


20


а

б



21


б


а


22

б


а



23


а


б


24



б


а

25

а




б

26


б

а



27




а

б

28


б




29



а

б


30


б



а

ТЕСТ:

Ответ "А"

Ответ "Б"

1.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.

8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Результаты представлены в виде гистограмм:

Гистограмма 1. Показатели особенностей реагирования в конфликтной ситуации- жёны (семьи А-Д).


Гистограмма 2. Показатели особенностей реагирования в конфликтной ситуации-мужья (семьи А-Д).

Гистограмма 3. Показатели особенностей реагирования в конфликтной ситуации- жёны (семьи Е-К).



Гистограмма 4. Показатели особенностей реагирования в конфликтной ситуации-мужья (семьи Е-К).

Похожие работы на - Влияние семейных конфликтов на ребёнка в младшем школьном возрасте в многодетных семьях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!