Основные концепции демократии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные концепции демократии

Содержание

Введение

. Сущность и основные принципы демократии

.1 Сущность демократии

.2 Основные принципы демократии

. Основные концепции демократии

.1. Либеральные концепции демократии

.2 Плюралистические концепции демократии

.3 Коллективистские концепции демократии

. Современная демократия

.1 Достоинства и недостатки современной демократии

Заключение

Литература

Введение

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.

Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos - народ и kratos - власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Однако не протяжении уже не одного столетия в истории политической мысли в понятия «народ» различными авторами, научными школами и концепциями вкладывается неодинаковый смысл. То же можно сказать и о различных трактовках механизма народовластия. Сопоставление демократической практики с концепциями демократии показывает, что последние, с одной стороны, нередко шли за эмпирическим материалом, а с другой - стремились выработать идеальную модель демократического устройства, которая учитывала бы как уже накопленный опыт исторического развития с его отрицательными и положительными последствиями.

Любые современные теории так или иначе воспринимают в качестве отправного пункта теоретического понимания демократии определения ее как народовластия. Разнообразие толкований понятия демократии и ее принципов (основных положений) связано в первую очередь с исторически альтернативными направлениями формирования демократии как идеи и практики, однако определяется реальной неоднозначностью практической реализации демократических принципов в настоящее время в разных общественных системах.

Проблемы демократии на ее современном уровне - одни из главнейших в политологии. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в различных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторов. «До настоящего времени, - пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, - ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии».

демократия концепция

1. Сущность и основные принципы демократии

.1 Сущность демократии

Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарождаются основные символы демократии - идеи верховенства права, равенства, свободы, справедливости и республиканизма.

В настоящее время остается актуальным определение демократии, данное американским президентом А. Линкольном, который рассматривал демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Исходя из этого определения, можно сказать, что демократия - это такая форма государства, при которой каждый человек может непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении обществом и оказывать свое определяющее влияние на процесс принятия государственных решений.

Термин «демократия» имеет несколько толкований. Приведем их по учебнику Бобкова:

«1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала» [2, 123].

Р.А. Хомелева отмечает следующие отличительные признаки демократии:

«1. Власть народа.

. Власть, выражающая волю народа.

. Власть большинства или право большинства принимать решения.

. Общественный или государственный строй, в котором все равноправны.

. Власть права, демократических норм и законов, над хаосом постоянно кипящих человеческих страстей» [6, 379].

Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия - это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

.2 Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит - в чем заключается существо легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А. Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения» [3, 193]. Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» [8, 25].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность - орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства - один из краеугольных элементов современной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономически сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значительная часть которых не включена в правила политической игры. Только в тех системах, где ни одна социальная группа не отстранена от общественно-политической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону - право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Проблема заключается в том, что большинство может ущемлять интересы меньшинства. Отсюда необходимость дополнения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» [14, 472]. Демократия есть власть большинства, уважающего право меньшинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

Политическая теория фиксирует наряду с сильными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих моментах. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы - тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание.

2. Основные концепции демократии

Анализ современных теоретических концепций демократии выявляет многообразие подходов к определению и характеристике демократии. B зависимости от того, кто имеет приоритет среди источников власти (индивид, социальная группа или в целом народ) теории и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

.1 Либеральные концепции демократии

Теории демократии, принимающие за основу политической власти индивида, личность, и рассматривающие подлинным субъектом демократии отдельных граждан, составляют группу индивидуалистических концепций. Таковы либеральные теории.

Идейно-политический либерализм предшествовал либеральной демократии. Его основоположники Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, отделение государства от гражданского общества, разделение властей. На основе этих принципов идеи демократии (как народовластия) наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях либерализма являются политическое равенство и представительное правление.

Представительное правление - существенная черта либеральной демократии. Конституционность и ограничение политического господства - основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами, поэтому либеральную концепцию относят к конкурентной демократии.

Главная идея либеральной демократии - приоритет личности, индивида над обществом, над государством. Личность, с точки зрения данной концепции, первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.

Еще одна главная идея данной концепции - разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективного контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной демократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.

«В ряде исследований по теории демократии выделяются протективная (protective) и развивающаяся (developmental) модели либеральной демократии. Общим для обеих моделей является приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет через представительное правление, защита прав и свобод личности. Вместе с тем сторонники второй модели либеральной демократии выступают за всеобщее избирательное право без какого-либо имущественного ценза, политическую эмансипацию женщин, разграничение функций выборных представительных органов власти и государственной бюрократии» [11, 55].

.2 Плюралистические концепции демократии

Исходная идея плюралистической концепции - главная движущая сила политики в современном демократическом государстве - группа. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Плюралистическая концепция предполагает установление в демократическом процессе известного равновесия сил, исключающего политическое действие в особых интересах лишь какой-то одной группы, стоящей у власти. Многими политологами она рассматривается как современная либеральная демократия [3, 179].

Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии. На основании детального анализа теории и практики демократии Р. Даль в итоге выделил 7 признаков полиархии:

) выборность органов власти, гарантированная конституцией: с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями.

) регулярное и периодическое проведение свободных и справедливых выборов, при которых исключен механизм принуждения.

) право быть избранным в органы власти: практически все взрослое население наделяется данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах.

) свобода самовыражения: граждане без страха подвергнуться наказанию имеют право на свободу высказывать свое мнение по широкому кругу проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии.

) альтернативная информация: граждане имеют право добиваться альтернативных источников информации. более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами.

) автономия ассоциаций: для реализации своих многообразных прав, включая и вышеперечисленные, граждане имеют также право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам [10].

В международной политической культуре и теории имеются разнообразные варианты концепции плюралистической демократии и ее практической реализации. В частности, американский политолог А. Лейпхарт обосновывает тип демократии, названный им сообщественной демократией. Это, по определению автора, «особая форма демократии», позволяющая достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях многосоставных (плюральных) обществ - полиэтнических, многонациональных.

Элитарная теория демократии. Сторонники данной теории выступают против переоценки традиционных либеральных идеалов (в частности, И. Шумпетер). Они исходят из того, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, - демократической элитой. Концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе политической власти господствующая или господствующие элиты. Демократия же в таком случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.

Модель партиципаторной демократии (Н. Пулантзас, К. Пэйтман, Б. Барбер) связана с обоснованием необходимости широкой демократизации современной западной демократии, формированием нового типа гражданина, созданием разветвленной сети ячеек местного самоуправления и реорганизацией политических партий в массовые движения. В конечном счете эта модель направлена на установление режима прямой, или непосредственной демократии.

Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше - от парламентов и партий.

.3 Коллективистские концепции демократии

Коллективистские концепции основой власти считают народ как единое целое. Они относятся к идентитарному типу демократии. Идентитарная (идентичность, тождество) демократия строится на основе социально-гомогенной модели структуры общества, иначе говоря, на признании социального единства, о котором так много говорили и писали ученые и политики в советское время. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. Здесь исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов.

Ярким примером идентитарной демократии является социалистическая (марксистско-ленинская) модель демократии. Одним из главных элементов марксистско-ленинской концепции является признание идеи демократии как составной части учения о социализме. Отсюда ее коллективистский характер, примат общего над индивидуальным, личным, отрицание мировоззренческих и социальных различий, с необходимостью обусловливающих постоянно обновляющееся соглашение, в чем суть современной политической демократии

Другое принципиальное положение социалистической концепции заключается в понимании демократии как государства, где управляет сам народ. Действительное поголовное участие масс в управлении государством, самоуправление народа - вот что означает социалистическая демократия. Отождествление демократии с государством получило логическое развитие в тезисе Ленина об отмирании демократии вместе с отмиранием государства.

Социалистическая концепция, обосновывая классовую природу демократии, увязывает политическую демократию с социальной; более того, последняя рассматривается в качестве условия и гарантии политической демократии.

Социалистическая теория демократии в основе своей оказалась противоположной политической практике авторитарного режима, апеллирующего к этой теории. Тем самым она потеряла свое признание среди значительной части ее бывших сторонников.

В современной политической науке идет поиск новых форм демократии. Американский политолог Дж. Сартори - один из известных зарубежных теоретиков демократии - предлагает идею «вертикальной демократии». Ее смысл - анализ «меньшинства» как понятия теории демократии, обозначающее политическую контролирующую группу [13].

Французский политик и политолог М. Рокар считает реальность взаимосвязей между выборными лицами, средствами массовой информации и избирателями сердцевиной современной демократии. В этом направлении, по его мнению, происходит становление «новой формы демократии», свидетелями чего мы являемся. Ее составляющими выступают всеобщее избирательное право и свободная информация. Новую форму демократии М. Рокар называет «информационной демократией».

Канадский философ проф. М. Бунге, развивая идею «третьего пути» общественного устройства (в противоположность капитализму и социализму), предлагает концепцию «интегральной технодемократии». Этот строй основан на науке; он должен расширить существующую политическую демократию (народное представительство и соучастие), экономическую (кооперативная собственность и самоуправление), культурную (культурная автономия вместе с универсальным доступом к культуре и образованию на протяжении всей жизни) [3, 187].

Анализ современных теоретических концепций демократии показывает многообразие подходов к определению и характеристике демократии, что, безусловно, связано с реальным многообразием ее практических, форм существования, а также идеолого-мировоззренческими позициями исследователей.

3. Современная демократия

Постепенное укоренение современной демократии и повышение ее влияния на стороны жизни привели к тому, что в наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только характеристики формы политического правления, но также идеологические подходы к отношениям между людьми, философские рассуждения о человеческом существовании в условиях современности. Принципиальная проблема демократии, как и любой другой политико-идеологической системы, заключается в том, каким образом она сочетается с природой человека, исходит она из реальной противоречивости современной личности, ограниченности ее ресурсов, из наших предрассудков и комплексов, или ориентируется на некий идеал человека. До сих пор нередко утверждают, что демократия вообще, включая и современную, не только нормативна, но и основана на бескомпромиссных требованиях благости и совершенства людей. Свойственные современной демократии представления о многообразии и изменчивости человеческой природы, о необходимости постоянного критического обсуждения и пересмотра не только политических курсов, но и критериев их определения задают очень высокий уровень требований и к обществу в целом, и к каждому из составляющих его граждан. Снятие всевозможных сословных и других ограничений сделало человека более свободным - в современном смысле. Но в то же время на человека легла тяжесть ответственности за решения, касающиеся его собственной судьбы. Современная демократия невозможна без признания прав и свобод граждан, которые включают в себя не только личностные, но и политические права и свободы - право граждан создавать политические ассоциации и партии, свободно критиковать власть и выражать свою волю, участвовать в конкурентной борьбе за занятие руководящих государственных должностей. Таким образом, современная демократия невозможна без существования правового государства, основными признаками которого являются: верховенство закона, соблюдение прав человека, разделение властей, независимость судебной власти. В правовом государстве действует принцип равной ответственности - как государства перед человеком, так и человека перед государством. Это проявляется в защите государством прав и свобод личности и соблюдении со стороны граждан действующих в государстве законов. Сегодня демократия считается тем универсальным механизмом, который способствует цивилизованному разрешению возникающих в обществе проблем при уважении прав и свобод личности. Она не зависит ни от формы правления, ни от формы государственного устройства и может существовать с любой из них. Двадцатый век характеризуется дальнейшей экспансией демократии на новые государства. Но не всегда демократические транзиты оказываются успешными. Многие возникающие режимы только условно можно назвать демократическими. Форма правления не лишена определенных недостатков. Возможности демократических институтов достаточно ограничены. Это говорит о том, что шансы на появление стабильного демократического режима выше в тех странах, где страна

обладает политической культурой демократии, которая передается из поколения в поколение. Многие специалисты рассматривают демократию, как цель истории и называют переход к демократии подлинной мировой революцией. Они доказывают, что демократия - единственная форма человеческого общества, свойственная только человеку. Поэтому эволюционное развитие человека в конце концов приводит к торжеству демократии как еще одной ступени к цивилизации.

.1 Достоинства и недостатки современной демократии

Проанализируем достоинства и недостатки современной демократии с позиции разделения форм демократии в зависимости от того, каким образом народ - непосредственно или через своих представителей - осуществляет властные полномочия. В соответствии с этим выделяют прямые, представительные и партиципационные демократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. plebiscitum - решение народа), демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

К достоинствам прямой демократии можно отнести то, что она позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц. Однако очевидно, что плебисцитарная демократия малопригодна как форма решения всего сложнейшего комплекса вопросов политической жизни общества. Она вполне была приемлема для небольших городов-государств античности, но не может удовлетворять потребностям управления современных сложноорганизованных обществ [4, 144].

Представительные, или репрезентативные (от фр. герresentation - представительство), демократии, напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление.

Репрезентативные теории демократии имеют как сильные, так и слабые стороны. В качестве главных достоинств этой модели правления обычно отмечают ее способность гарантировать свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. Репрезентативная демократия гарантирует порядок и политическую стабильность, оберегает общество от преходящих массовых настроений и временных увлечений. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы: четким разделением труда, более высокой по сравнению с прямой и плебисцитарной демократиями компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

К недостаткам данных теорий относят «фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия; неизбежную (вследствие сложной иерархической системы управления) бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от простых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций Вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; слабую легитимацию власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан, их массовой политической апатии; ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно больших полномочий представительных органов; широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой системы власти» [5, 227-228]

Недостатки представительной демократии призвана преодолеть уже рассмотренная выше партиципационная (англ. participation - участие) форма демократии или, иными словами, демократия участия. Позитивный смысл партиципации состоит в обеспечении всесторонней демократизации общества, прямого участия народных масс в управлении социальными процессами, в создании предпосылок для социальной эмансипации и самореализации личности. Демократия участия способствует также повышению уровня легитимности власти и стабильности политической жизни. Однако партиципационная демократия не свободна и от недостатков. К основным из них относятся: низкая эффективность принимаемых решений по причине недостаточной компетенции широких слоев населения; снижение ответственности должностных лиц, так как важнейшие решения принимаются не ими, а широким кругом лиц; сложность и дороговизна самой процедуры принятия и реализации политических решений таким способом; невозможность ее применения ко всем многочисленным вопросам политической жизни.

Как видно из приведенного выше анализа демократических теорий и форм, каждая из них имеет как достоинства, так и недостатки. В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

Заключение

Демократия сопровождает всю человеческую историю - от первобытного общества и до наших дней, так как имеет корни в самой природе человека, в его прирожденных и приобретаемых в процессе социализации позитивных (конструктивных) и негативных (деструктивных) свойствах. Главное заключается в том, что она отвечает стремлению человека к самореализации, стимулирует инициативу самим простором для ее проявления, обеспечивает свободу творчества во всех сферах человеческой жизни. Но с другой стороны, демократия открывает возможности для реализации эгоистических и эгоцентристских стремлений человека, используется сильными и ловкими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и более разумных. «Демократия способствует приходу к власти людей альтруистического склада, которым в идеале только и можно доверять власть, но отнюдь не гарантирует от нашествия на позиции власти людей своекорыстных, с низкой нравственностью, но изощренным умом».

Но каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы в распоряжении человечества нет. Не доведенная до крайности (анархии), демократия лучшим образом обеспечивает социальное развитие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Демократия - единственно нормальный способ жизнедеятельности общества и человека.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами С.А. Наумовой: «Конечно, было бы неправильно утверждать, что демократическое развитие а том виде, в котором оно известно нам, - это единственно возможный разумный вариант развития. Но верно и то, что на сегодняшний день - это лучшая из известных человечеству моделей политического прогресса».

Заключение

В мире нет ничего совершенного. Поэтому искать идеальное государство - занятие бесполезное. Все вокруг нас относительно. То, что одним людям кажется важным и демократически справедливым, другие могут воспринимать как социальную несправедливость и предоставление преимуществ одним людям за счет остальных. Как справедливо отметил Уинстон Черчилль «у демократии много недостатков», но есть и одно достоинство: «до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

Изучение мирового опыта демократизации и познание основ теории современной демократии важно для модернизации российской политической культуры. Изучение успехов и неудач предшествующих демократизации позволит осмыслить глубину проблем и оценить специфику отечественных политических традиций и свои собственные возможности. Это поможет избежать промахов и ошибок, которые были совершены в последние десятилетия. Основными причинами просчетов были легкое отношение к задачам демократизации, поверхностное подражание, заблуждение, будто демократию можно ввести декретами или демонстрациями, а также идея, будто приватизация и появление собственников автоматически изменит торжество демократии. Но хотя многие компоненты демократии симулировались, немало идей, организационных схем и принципов поведения, имеющих ярко выраженный демократический потенциал, стали политической реальностью. Для того, чтобы российская демократия двигалась вперед необходимо научиться использовать достижения мировой и отечественной политической науки.

Литература

1.Политология: Учеб. для вузов /Под ред. С.В. Решетникова. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.

.Политология: Курс лекций /Под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима. - Мн.: «Экоперспектива», 2000.

.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов н/ Д, 1996.

.Мельник В.А. Политология. -Мн.: Высш. школа, 1996.

.Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1996.

.Хомелева Р.А. Политология. - СПб.: Издательский дом «Нева». - 2005.

.Политология: Энциклопедический словарь. - М: Изд-во Московского коммерческого ун-та, 199.1.

.Бердяев Н. Демократия и личность //Беларуская думка. - 2005. - № 9.

.Гуггенбергер Б. Теория демократии //Политические исследования. - 1991. - № 4.

.Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. - 1994. - № 3.

.Мадатов А.С. Концепции и модели демократии: проблемы и дилеммы // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 1999. - № 1.

.Наумова С.А Демократия: идеал и реальность. // Беларуская думка. - 1992, - № 3

.Сартори Дж. Вертикальная демократия. // Политические исследования. - 1993. - № 2.

.50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. Ред, М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М: Прогресс, 1989.

.Политология: учебник/ Отв. редактор В.С. Комаровский. - М.:Изд-во РАГС, 2002.

Похожие работы на - Основные концепции демократии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!