Геополитика постсоветского пространства: проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Азербайджана

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геополитика постсоветского пространства: проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Азербайджана

1.История образования Азербайджана и взаимодействие с Россией

История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли, ещё начиная с конца 4, начала 3 тысячелетия до нашей эры. В 1 тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуре страны, а так же в процессе формирования единого народа. В 3 веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в 7 веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное населения иранского и арабского происхождения. С принятием исламской религии в 7 веке произошёл коренной перелом в истории Азербайджана. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана. В Азербайджане начался новый политический подъём: на землях Азербайджана, на которых был распространён ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

В конце 15 - начале 16 веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока. Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах ещё более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель Азербайджана в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти Надир-шаха, управляемая им империя пала. Таким образом, во второй половине 18 века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце 18 века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Азербайджан был разделён между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединён к России, а Южный к Ирану. С этого периода начинается эпоха геноцида азербайджанцев армянскими соседями. Борьба за свободу в Северном Азербайджане была очень напряжённой. Не без помощи братской Турции победило освободительное движение, и в 1918 году была создана первая на Востоке демократическая республика в Северном Азербайджане - Азербайджанская Демократическая Республика (АДР). [1]

Экономическое развитие Азербайджана, как и всего Закавказья, ускорилось с 60-х годов 19 века, после проведения в стране крестьянской и других реформ. Несмотря на то, что в Азербайджане крестьянская реформа была проведена с запозданием (1870) и в урезанном виде, всё же она стимулировала здесь развитие капитализма. Азербайджан все более втягивался в общероссийское разделение труда и включался в общероссийский рынок. Баку становится крупным центром нефтяной промышленности. Уже к 1898 году он давал около половины мировой добычи нефти. К концу века здесь сложился один из крупных отрядов (свыше 60 тысяч) рабочего класса России. Одной из специфических особенностей Бакинского пролетариата был его многонациональный характер. Вместе с азербайджанцами здесь работали представители около 30 национальностей: русские, армяне, грузины, дагестанцы, татары и др. К концу 90-х годов в Баку возникли первые социал-демократические кружки, а в 1901 году - Бакинский комитет РСДРП ленинско-искровского направления. После победы Февральской революции 1917 года в Баку, так же как и во всей стране, установилось двоевластие. В то же время возник революционный орган власти - Совет рабочих депутатов. Избавление от социального и национального гнёта азербайджанскому народу принесла Октябрьская революция.

Само понятие «Азербайджан» в отношении территорий, вошедших в 1920-е годы в АзССР, появилось лишь в начале ХХ века, а закрепилось при провозглашении Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 г. После Октябрьской революции, таким образом это первая попытка создания независимого азербайджанского государства.

Часть интеллигенции и политических сил, в том числе и выступавших с революционных позиций, с энтузиазмом приняли февральскую и Октябрьскую революцию в России, рассчитывая на завоевание демократических прав и свобод. Однако разгон большевиками Учредительного собрания положил конец подобным надеждам. АДР в качестве независимого государства просуществовала всего два года. В начале 1920 года срочно была создано Компартия Азербайджана, которая положила все усилия для возвращения республики в состав российского государства.

НФА окончательно сформировался в июне 1989 года. Его руководители и активисты развернули критику республиканского руководства за неспособность вернуть Нагорный Карабах в состав Азербайджана. Вскоре НФА был зарегистрирован, получив тем самым легитимность и возможность на законных основаниях вести агитацию и организовывать политические акции. В декабре 1989 года неспособность Москвы и республиканского правительства удовлетворительно разрешить карабахский конфликт, бедственное положение беженцев, число которых постоянно росло, и множество других причин привели к массовым выступлениям под руководством НФА. Особенно сильный толчок этим выступлениям дало принятие 1 декабря 1989 года. 13 января 1990 года начались печально известные погромы в Баку. Августовский путч 1991 года в Москве радикально изменил ситуацию как в стране в целом, так и в каждой из закавказских республик. В июне 1992 года президентом был избран лидер НФА А. Эльчибей. Эльчибей и его команда пришли к власти под лозунгами и установления теснейших межгосударственных отношений с Турцией, укрепления независимости Азербайджана и всемерного дистанцирования от России, разрешения карабахской проблемы при необходимости силой, в пользу Азербайджана к сентябрю 1992 года, отказа от вступления в СНГ и др.

Последовали нарастание социально-экономической и политической нестабильности, разрушение экономической инфраструктуры, прогрессирующее обнищание широких слоёв населения, рост недовольства и т.д. Всё это весной 1993 года вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, аресты руководителей. Все эти события подготовили почву для нового прихода к власти бывшего коммунистического босса республики и шефа КГБ СССР Г. Алиева.

Г. Алиев внёс определённые изменения в политический, в том числе внешнеполитический, курс страны: Азербайджан вступил в СНГ, была скорректирована, правда однобокая, протурецкая ориентация и предприняты шаги к восстановлению некоторых связей с Россией и диверсификации международных связей страны. Определяющее значение для судеб азербайджанской государственности имеет вывод национальной экономики из тяжелейшего системного кризиса на путь устойчивого развития, структурной трансформации экономики на принципах рынка и свободной конкуренции.

С первых же дней приобретения независимости характерными приметами экономики Азербайджана стали свёртывание капитального строительства, замедление научно-технического прогресса, разрыв экономических связей с бывшими советскими республиками. Почти во всех отраслях - спад производства, дезорганизованность потребительского рынка, расстройство финансовой системы. Простаивали мощности в машиностроении, остановлены многие нефтехимические и химические предприятия. Особенно сильное падение производства наблюдалось в топливном, металлургическом и машиностроительном комплексах, строительной индустрии, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. В результате в 1995 году объём промышленного производства опустился до 72% от уровня 1990 года. Республика Азербайджан не избежала тенденции к деиндустриализации. Азербайджанцы в начале 20 века занимали второе место после русских среди городского населения Азербайджана. В советский период резко увеличился поток азербайджанцев в города, и в 1959 году они составляли уже 51% городского населения. В 1970 году общая численность городского населения в Азербайджане впервые оказалась выше, перешагнув отметку 50%. Эта тенденция осталась неизменной и в последующие годы. С конца 80-х начала 90-х годов наблюдаются обратные тенденции сокращения численности городского и роста численности сельского населения. [4]

В настоящее время особо важное значение для оздоровления азербайджанской экономики имеет финансовая и техническая помощь Запада. Азербайджан уже получил сотни миллионов долларов от нефтяных проектов в виде бонусов, налогов и других поступлений в казну. Показателем серьёзных трудностей стала внешняя задолженность Азербайджана, которая возросла в 6 раз, а внутренний долг вдвое превысил объём ВВП. [5]

С середины 90-х годов в Азербайджане наблюдаются положительные тенденции к замедлению темпов негативных процессов в экономике и социальной сфере, увеличению добычи нефти, стабилизировался курс маната по отношению к доллару. Всё это свидетельствует о том, что азербайджанская экономика постепенно начинает выбираться из состояния коллапса. По официальным данным, 1997 год стал переломным в ходе экономических реформ. Считается, что в республике достигнута макроэкономическая стабильность, прекратился спад в экономике. Возросли объёмы капиталовложений, которые составили 1,6 млрд. долларов.

Экономический потенциал Азербайджана не сводится к одним только нефтересурсам. Азербайджанские эксперты оценивают потенциальные запасы золота в Азербайджане, что превышает известные запасы Грузии и Армении, вместе взятые. При содействии ЕС осуществляются реорганизация и модернизация отраслей промышленности, связанных с энергетикой, а также крупных нефтехимических комплексов. Большие экспортные возможности Азербайджана связываются с агропромышленным потенциалом. По мнению местных наблюдателей, ориентация на экспорт продукции таких отраслей, как хлопководство, плодоводство и виноградарство, способна обеспечить значительные валютные поступления. Республика в состоянии добиться самообеспечения в зерне, сахаре и чае.

Азербайджан стремится использовать также свой весьма значительный транзитный потенциал. Так называемый Кавказский транспортный коридор, который в значительной своей части проходит по территории республики, может превратить её в центр международной торговли и реэкспорта. Баку получает от ЕС предынвестиционное техническое содействие по восстановлению системы трубопроводов.

В 1997 году началась так называемая «большая приватизация», в ходе которой было продано 70% акций 478 предприятий. Из них 106 относятся к сельскохозяйственным объектам, 78 - к сфере услуг, 40 - к предприятиями общественного питания, 48 - к выпуску товаров народного потребления и 22 - к крупным торговым объектам. В 1998 году начата приватизация в металлургии, химии, телекоммуникациях. В Азербайджане аграрная реформа является одним из приоритетных направлений рыночных преобразований. Здесь определяющее значение имеет передача в частную собственность имущества колхозов и совхозов, прежде всего земли. Специальными комиссиями по аграрной реформе были составлены списки 3,5 млн. граждан республики, имеющих право на получение земельного пая. Разработана и принята Государственная программа аграрной реформы. Создаётся земельный кадастр по качественным и экономическим показателям. Определённую помощь в реализации аграрной реформы и модернизации сельского хозяйства Азербайджану оказывают западные страны. Так, между Европейской комиссией и Азербайджаном подписан меморандум о выделении фермерским хозяйствам республики, занятым производством зерна, кредита из средств Партнёрского фонда в размере 16 млн. долларов.

Постепенно растёт внешнеторговый товарооборот республики. Однако стабильный рост импорта (только в 1996 году он составил + 43,9%) ведёт к неуклонному увеличению отрицательного сальдо торгового баланса (составившему в том же 1996 году - 329,4 млн. долларов. Расширяется круг внешнеторговых партнёров Азербайджана. Если в 1995 году республика торговала с 67 странами, то в 1996 году уже с 76, из которых 66 - страны дальнего зарубежья. Товарооборот с последними в 1996 году составил 962 млн. долларов, за год, увеличившись на 62,5%. В то же время наблюдается тенденция к сокращению объёмов товарооборота со странами ближнего зарубежья - за 1996 год он уменьшился более чем на 15%.

Для серьёзной структурной перестройки экономики и обновления производственных мощностей потребуются крупномасштабные инвестиционные вливания, которые можно обеспечить лишь с помощью иностранных капиталовложений. В этой связи следует отметить, что по объёму иностранных капиталовложений Азербайджан опережает большинство стран СНГ. В 1996 году рост инвестиций составил 75%, приблизительно 60% - в 1997 году. За первую половину 1998 года объём инвестиций в экономику республики составил 120% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; за тот же период ВВП вырос на 2%. При этом львиная их доля - до 90% - приходится на нефтедобывающую отрасль.

Главными составляющими экономики Азербайджана являются нефть и торговля. 75% доходов государственного бюджета даёт нефтяная отрасль, остальные 25% поступают в основном из торговли, незначительная часть - от таможенных пошлин и других налоговых сборов, и всего лишь 5% - от сельского хозяйства и промышленности. Нефтяной бизнес определяет основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Нельзя отрицать, что именно так называемая «нефтяная дипломатия» способствовала привлечению к Азербайджану интереса международного сообщества. Все остальные отрасли промышленности, за исключением нефтяной, практически простаивают. Однако в январе - феврале 2000 года кризис затронул и нефтяную отрасль, что, в частности, выразилось в сокращении нефтедобычи. [6]

Основная масса населения занята торговлей, которая для многих азербайджанцев остаётся единственной сферой, где хоть что-то можно заработать. Поскольку в самой республике производство практически прекратилось, большинство товаров на рынке являются импортными и, соответственно, дорогими. Продукты питания в основном привозят из России, Турции и Ирана. Поэтому Баку считается одним из самых дорогих городов, опережая по этому показателю Стамбул, Санкт - Петербург, Прагу, Варшаву. Приобретший стабильность манат в июле 1999 года демонстрирует тенденцию к потере веса, а цены резко подскочили. Малый и средний бизнес, доходы от которого, наряду с поступлениями от продажи нефти, составляют основные источники государственного бюджета, не проявляет признаков сколько-нибудь заметного подъёма. Продолжает расти число безработных, что делает социально-экономическую ситуацию в республике взрывоопасной. В настоящее время жизненный уровень населения поддерживается только в Баку. В провинции пока ощутимых признаков экономического роста и улучшения жизни не наблюдается. Несмотря на определённое увеличение денежных доходов населения, основные средства к жизни зарабатываются либо за счёт торговли, либо за пределами Азербайджана, прежде всего в России.

Незаживающей раной для национального самосознания азербайджанского народа стали последствия карабахского конфликта: фактическое отделение и объявление независимости Нагорного Карабаха, потеря им ряда других территорий, в том числе Лачинского (в настоящее время Азербайджан не контролирует до 20% своей территории), большое число беженцев. Весьма трудной остаётся также проблема коммуникаций, связывавших основную территорию Азербайджана с эксклавом Нахичевань, отдаленной от него Арменией. Газопровод, линия электропередачи, автомобильная и железная дороги, проходившие сюда через армянскую территорию, оказались полностью блокированными, а попасть в Баку автобусом из Нахичевани можно только через территорию Ирана.

Негативно сказываются на экономике Азербайджана непосильное бремя военных расходов, значительные материальные потери и беженцы, связанные с карабахским конфликтом. Одной из самых трудных для республики является проблема беженцев, которые расселились в основном в городах (Баку, Гянджа, Сумгаит и Ханлер). По утверждению азербайджанских властей, число беженцев в республике сейчас составляет около 1 млн. человек. Причем четверть из них - бывшие жители Армении, а остальные - Нагорного Карабаха и прилегающих к нему областей, контролируемых в настоящее время армянскими войсками. На 8 млн. населения страны - слишком большая нагрузка, особенно если учесть, что значительная часть азербайджанских граждан живёт и работает в России. [6]

Социальное и экономическое положение в республике усугубляется невиданными масштабами коррупции и произвола государственных чиновников, которые приобрели огромные масштабы. По мнению многих наблюдателей, коррупция охватила все властные структуры и угрожает национальной безопасности. И это не удивительно, если учесть, что пример для остального общества и особенно корпуса чиновников дают те, кто входит во властные структуры. [5]

Для предпринимателей порой создаются условия, при которых успех или неудача экономической деятельности зависят от личных связей с президентскими и иными властными структурами. Фаворитизм, непотизм, кумовство, раздача разного рода льгот и, соответственно, разворовывание национального продукта стали неотъемлемыми атрибутами социальной и экономической жизни современного Азербайджана. В итоге коррупция и чиновничий произвол стали угрозой национальной безопасности.

Важнейшим показателем полного суверенитета любого государства является его способность осуществлять контроль над всей своей территорией и всеми проживающими на ней гражданами. Здесь определяющая роль принадлежит: армии, пограничным войскам и правоохранительные органам. В этом плане заслугой Г. Алиева следует считать то, что он, прежде всего, консолидировал и укрепил дезорганизованные и сверхполитизированные правоохранительные органы, поставив их всецело на службу своего режима.

В настоящее время вся реальная власть в стране сосредоточена в руках президента. Он - единственно значимая фигура в системе государственного управления, на которой замыкается механизм принятия решений практически по всем сколько-нибудь важным вопросам. Парламент, правительство и другие органы управления полностью подконтрольны президенту и являются исполнителями единоличной его воли. Составной частью политической жизни Азербайджана стали сообщения об антиправительственных заговорах, попытках государственных переворотов, аресты и политические процессы. Есть и внешний враг в лице Карабаха и Армении, или же реальные или мифические «происки Москвы», умело используемые в национал-патриотической риторике в целях укрепления существующего режима и расправы с его оппонентами. Одна из таких попыток государственного переворота состоялись 5 октября 1993 года в Баку, когда против президента восстали отряды полиции особого назначения, а затем - формирования, контролировавшиеся С. Гусейновым. Попытка переворота была подавлена. Причём руководство азербайджанских спецслужб утверждало, что за Гусейновым стояла российская военная разведка, конкретно - Главное разведывательное управление (ГРУ).

С самого начала Азербайджанская Республика провозгласила курс на создание демографического государства и формирование демократического общества. В конституции республики, принятой 12 ноября 1995 года, зафиксированы общепризнанные в мире принципы, ценности и нормы политической демократии, такие как разделение властей, многопартийность, права и свободы граждан и т.д. Правда, они не всегда в должной мере реализуются на практике. При всех возможных здесь оговорках важным достижением следует считать создание в Азербайджане многопартийной системы, несмотря на то, что во многом утвердившийся в республике партийно-политический плюрализм носит показной или витринный характер. Самой крупной и влиятельной в республике является партия «Новый Азербайджан», которая была образована в 1992 году, когда Г. Алиев в атмосфере эйфории победы Народного фронта вынужден был удалиться в Нахичевань. Она объединила самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. В настоящее время эта группа является наиболее влиятельной в команде Г. Алиева. Со времени объявления Азербайджана независимым государством в стране четыре раза проходили президентские выборы. Лишь третьему по счёту президенту Азербайджана Г. Алиеву удалось остаться президентом на весь срок избрания. 12 декабря 1999 года в Азербайджане впервые прошли муниципальные выборы. В них приняли участие 52,6% избирателей. Из общего числа кандидатов 50,4% - независимые, а 49,6% - представители различных политических партий. Среди наблюдателей были представители 29 политических партий, общественных объединений, обществ и центров. Наблюдатели от Совета Европы в своём заявлении сочли выборы состоявшимися, отметив, что делегация СЕ высоко оценивает проведение муниципальных выборов, охарактеризовав это событие как первый шаг в установлении местной демократии в республике. Но формирование и институционализацию органов местного самоуправления нельзя считать уже свершившимся фактом. [6]

2. Проблемы формирования отношений между Россией и Азербайджаном. Перспективы развития

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой были установлены 4 апреля 1992 года, а 3 июля 1997 года состоялось подписание двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. В 1990-е годы отношения между двумя странами складывались достаточно сложно: без вражды и ненависти, но со взаимной подозрительностью, претензиями и упреками, вызванными как объективными причинами, так и субъективными факторами.

Позитивные перемены начались значительно позже после избрания президентом России Владимира Путина. В январе 2001 года впервые за весь постсоветский период Президент РФ прибыл в Баку с официальным визитом, обозначив тем самым новый этап в развитии двусторонних отношений. В ходе этого визита был подписан ряд соглашений, наиболее значимыми из которых являются Бакинская Декларация и Совместное Заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море.

Высокий политический уровень российско-азербайджанских отношений способствует развитию сотрудничества во всех областях. Показательны в этом отношении торгово-экономические связи.

В последние годы развивается межрегиональное сотрудничество, являющееся важным элементом углубления интеграционных процессов между Россией и Азербайджаном.

Как правило приоритеты в двусторонних отношениях определить легко, но между Азербайджаном и Россией настолько широкий спектр сотрудничества, что выделить что-то конкретное очень трудно. Наверное, очень немногие страны имеют столь многосторонние политические, экономические, гуманитарные, культурные и научные связи. Учитывая такое положение вещей, приоритетом можно назвать сохранение темпа сотрудничества. [4]

История показывает, что народы Азербайджана и России всегда жили, и будут жить с ощущением взаимного уважения друг к другу. Несмотря на то, что наши культурные ценности и традиции абсолютно разные, мы научились уважительно относиться к различиям в нашем мировоззрении. Приятно осознавать, что развитию культурных традиций Азербайджана уделяется внимание на федеральном, и даже на международном уровнях. А возникающие проблемы всегда находятся в центре двустороннего политического диалога. С полной уверенностью можно сказать, что сегодня на российской земле выросло много азербайджанцев, но никто из них не утратил тяги к своей культуре, которая формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. На территории Российской Федерации азербайджанская диаспора является одним из самых крупных и инициативных представительств. Во многом это заслуга российского правительства, которое даёт возможность нашим согражданам раскрывать свои возможности на российской земле. Правительством наших стран делается очень многое, чтобы укрепить культурные и экономические связи. Многие творческие проекты, которые реализуются нашими совместными усилиями, могут обогатить знания двух народов о жизни друг друга. Только так наши отношения на культурном уровне, да и не только, могут стать более эффективными. Культурное и торговое взаимодействие России и Азербайджана всегда занимало особое место в отношениях между нашими странами. А развитие подобных программ - это забота о будущем партнёрстве между Азербайджаном и Россией на несколько десятилетий в перёд. [6]

Россия уже много дала Азербайджану, и если она перестанет стремиться самоутверждаться за счёт относительно слабых соседей, сможет дать ещё больше. А что может дать России Азербайджан? Этот вопрос обычно вызывает стереотипные ответы о нефти, потоки которой можно направить через Россию, и о стратегическом значении Азербайджана. Азербайджан для России - это транспортные, энергетические и коммуникационные связи с Югом и Востоком. Азербайджан также ценен для России трудовыми ресурсами. Также это поддержка российских интересов в мусульманском мире, ведь Азербайджан - один из признанных лидеров в Организации Исламская конференция. Для России судьбы мусульманского мира значительно важнее, чем для других стран. Россия граничит с мусульманскими странами, и внутри неё - большие мусульманские меньшинства. Зона потенциальных конфликтов России с мусульманскими странами и народами - колоссальна. При этом Россия слаба, и даже при самом благоприятном варианте российского развития её сила по отношению к силе большинства её соседей расти не будет. Между тем Азербайджан в силу особенностей своего развития - страна, в которой демократия более вероятна, чем в других постсоветских мусульманских странах и в большинстве мусульманских стран вообще. Возможности стабильно демографического общества в Азербайджане очень велики. И влияние демократического и успешно развивающегося Азербайджана на соседние и родственные с ним страны - Турцию, Иран, страны Центральной Азии, было бы колоссальным. Безопасность России будет, определятся не наличием военных баз в Закавказье, значение которых скорее символическое и раздражающее, не слабостью закавказских стран и конфликтами между ними и даже не «пророссийскими» режимами, которые мы можем там установить, но которые или при первой возможности превращаются в «антироссийские» или просто сметаются, оставляя за собой антироссийские чувства. Она - в мирном и успешном демократическом развитии этих стран. И демократическое развитие шиитского и тюркского Азербайджана для будущего России - особенно важно. [5]

В настоящее время двусторонние отношения опираются на солидную договорно-правовую базу - между нашими странами заключены десятки межправительственных и межведомственных соглашений, охватывающих самый широкий спектр вопросов торгово-экономического, инвестиционного и гуманитарного, а также военно-технического взаимодействия.

Не существует такой области, в которой бы связи между странами не развивались. Что касается сферы гуманитарного сотрудничества, то в ней в наиболее полной форме отражаются общность исторических судеб наших народов, их стремление к сохранению преемственности и взаимодействию наших самобытных культур. Большое значение в этом плане имеет Программа сотрудничества в гуманитарной сфере между нашими странами на 2007-2009 гг., которая предусматривает как традиционные формы взаимодействия, так и новые направления сотрудничества в области культуры и искусства, науки и образования, информации и молодежной политики.

Если подразумевать под гуманитарной сферой вопросы образования, культуры, науки, то открытие в Баку филиала Московского Государственного Университета - событие историческое и уникальное, которое говорит само за себя. В Баку чуть ли не еженедельно выступают артисты московских театров, бакинцы блестяще принимали российского писателя - драматурга Эдварда Радзинского. Столь же активно развиваются сферы образования и науки.

Динамичное развитие экономического и гуманитарного сотрудничества между нашими странами гармонично дополняется активным политическим диалогом и взаимодействием, которые носят уважительный, равноправный, доверительный и взаимовыгодный характер.

Безусловно, как Россия, так и Азербайджан во главу угла ставят собственные национальные интересы, проводят внутреннюю и внешнюю политику, отвечающую этим целям.

В политической сфере отношения России и Азербайджана с 2001 года носят вполне ровный характер «стратегического партнёрства». Другими словами, Баку проводит взвешенный внешнеполитический курс, в основе которого национальные интересы, предполагающие добрососедские отношения с приграничными странами (исключая Армению, с которой у Азербайджана вообще нет никаких отношений) и плавный дрейф в сторону США и Евросоюза. Именно благодаря такому курсу на территории Азербайджана пока так и не появились мобильные группы и авиационные базы США, хотя транзитный воздушный коридор для доставок войскам НАТО грузов в Афганистан Баку исправно обеспечивает. А вот, что нагоняет мрачные тучи на «почти безоблачные» отношения Москвы и Баку, так это военно-техническое сотрудничество России и Армении.

В середине апреля 2009 года Баку посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе его переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИДа Эльмаром Мамедьяровым был рассмотрен весь спектр российско-азербайджанских отношений, которые Москва и Баку оценивают как стратегические. В ходе этой встречи обсуждались вопросы политического, экономического, энергетического и культурного сотрудничества двух стран.

В 2009 году товарооборот обещает превысить 2,5 млрд. долларов. Но успехи азербайджано-российского экономического сотрудничества могли бы быть более весомыми, если бы между двумя государствами было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Одна из ключевых тем переговоров главы МИД РФ в Баку стала проблема мирного решения азербайджано-армянского конфликта в Нагорном Карабахе. Как известно, Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ и активно вовлечена в процесс международных усилий по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта мирными средствами. Минская группа ОБСЕ (в неё входят Россия, США и Франция), выступающая посредником на переговорах между Азербайджаном и Арменией, считает, во-первых, что решение нагорно-карабахской проблемы должно быть приемлемо для всех сторон конфликта. И, во-вторых, что оно должно основываться на основополагающих принципах Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: неприменение силы, праве наций на самоопределение и территориальной целостности государства. Азербайджан, со своей стороны, имеет все законные основания ожидать не только от России, но и от всего мирового сообщества более принципиальной и твердой позиции, проявление которой могло бы способствовать скорейшему разрешению проблемы, освобождению оккупированных территорий Азербайджана и возвращению туда вынужденных переселенцев. При этом Азербайджан исходит из духа и буквы международного права. К сожалению, пока не удается достичь успеха в переговорном процессе. Азербайджан же в основе справедливого решения карабахской проблемы видит, прежде всего, сохранение своей территориальной целостности, Армения - в доминанте права наций на самоопределение. Одним словом, ситуация по решению проблемы Карабаха тупиковая, предполагающая, что переговоры будут продолжаться и продолжаться. [7]

Сегодня в России все более укрепляется реалистичный взгляд на Азербайджан, исходящий из понимания действительных национальных интересов как Азербайджана, так и России в тех вопросах, где между нами осуществляется активное взаимодействие. [11]

Геополитическая ситуация вокруг Кавказа сегодня остается сложной. Такие вопросы, как энергетическая безопасность и контроль над маршрутами поставок энергии, конечно, играют значительную роль в геополитической динамике.

Потеря своих позиций в Азербайджане, не в интересах России. Конечно, Азербайджан, как и любая другая страна, должен изучить любые варианты для стратегического партнерства, которые входят в интересы страны. Существуют также краткосрочные и долгосрочные приоритеты во внешней политике. Но в долгосрочной перспективе Азербайджан, безусловно, выиграет, если правительству удастся сохранить сбалансированные и хорошие отношения, которые он имеет с ЕС, США и Россией. В условиях, когда два состоявшихся государства, имеющих свои национальные интересы, выстраивают отношения друг с другом, очень важен учет позиций и интересов друг друга. Это утверждение как нельзя лучше подходит к современным российско-азербайджанским отношениям.

В целом же, как заявил известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, «Россия - наш великий сосед, мы обязаны с ней дружить и укреплять отношения».

Заключение

Закавказские республики - это страны, в течение более или менее длительного времени связанные с Россией не только экономическими, но также культурными, интеллектуальными, конфессиональными, политическими и иными отношениями в рамках единого многонационального, многокультурного и многоконфессионального государства. По большому счёту интересам почти всех постсоветских государств, не в последнюю очередь закавказских, не отвечает постановка вопроса в форме альтернативы: либо Россия, либо соседнее дальнее зарубежье и Запад. Оптимальный для них выбор - это установление и укрепление всесторонних экономических связей в обоих направлениях - как с Западом, так и с Россией. Эти два направления должны не исключать, а дополнять друг друга. Дело в том, что, противопоставляя себя одной из этих сторон, невозможно решить ни одну из сколько-нибудь значимых для выживания и безопасности проблем. С одной стороны, экономика большинства стран теснейшими узами связана с экономикой России. Без помощи России они не в силах обеспечить стабильность и прочный мир в регионе и предотвратить угрозу распространения религиозного экстремизма, сепаратизма и международного терроризма.

Тема и вопросы азербайджано-российских отношений традиционно являются одной из наиболее востребованных не только для экспертов и аналитиков двух стран, но и для многочисленных зарубежных исследовательских институтов и центров. И это вполне закономерно, учитывая тот огромный потенциал, который еще скрыт во всех сферах взаимоотношений между нашими странами потенциал, реализация которого, несомненно, может оказать ключевое влияние не только на региональную политику, но и на осуществление важных геополитических, экономических, транспортных проектов всего Евразийского континента.

Азербайджан остаётся страной с очень «оригинальной» политической жизнью. В современном Азербайджане причудливо сочетаются «восточные» и «западные» черты. Немыслимые восхваления Алиеву, кланово-семейный характер режима, систематические и в грандиозных масштабах подтасовки на выборах, немыслимых размеров (превышающая российскую) коррупция сочетаются здесь с наличием массовой и достаточно боевой, реально готовой взять власть оппозиции. И оппозиция эта не коммунистическая, как в России, а «западническая», либерально-демократическая. Демократии не удаётся утвердиться в Азербайджане не потому, что ей противостоят мощные идейные альтернативы, а потому, что ей слишком противоречат «привычки» и глубокие традиционные ценности азербайджанского общества (клановость, семейственность, отсутствие привычки подчинения закону, слабая идентификация с государством). В конце прошлого-начале нашего века в Азербайджане идёт напряжённая культурная работа, сделавшая азербайджанцев во многих аспектах первопроходцами в мусульманском мире (первая опера, первый сатирический журнал «Мола Насреддин», влияние которого выходило далеко за пределы Азербайджана, первая мусульманская газета в России).

Подводя итоги можно сказать, что Азербайджан сегодня успешно лоббирует привлечение в Южно-Кавказский регион различных крупномасштабных экономических проектов. Руководство Азербайджана исходит из того, что в ХХI веке, в условиях идущих процессов мировой глобализации, прагматичная открытая внешняя политика является залогом стабильности и процветания.

Список литературы

геополитика постсоветский отношение взаимодействие

1.Алиев Г.А. Советский союз. Азербайджан. - М.: Проспект, 1971.

2.Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика: Учебное пособие. - М.: Акадамический Проект, 2005.

.Василенко И.А. Геополитика: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.

.Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М: Международные отношения, 2001.

.Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка)/К.С. Гаджиев. - М.: «Издательство «Экономика», 2007.

7.Желтов В.В., Желтов М.В. Геополитика: история и теория. М.: Вузовский учебник, 2009.

.Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: Курс лекций. М.: Юрид. центр Пресс, 2004.

9.Исаев Б.А. Геополитика: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2006.

10.Ковалев И.Н. Национальная экономика: история, политика, энергетика. М.: Феникс, 2009. - 352 с.

11.Колосов В.А. Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.:Лепект Пресс, 2001.

Похожие работы на - Геополитика постсоветского пространства: проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Азербайджана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!