, изучу безопасность, оценю факторы риска, оформлю инструкцию для данной профессии и рассмотрю теоретически чрезвычайный случай на производстве.
1. Правила техники безопасности и охраны труда
Чем так важны охрана труда и соблюдение правил техники безопасности?
В первую очередь потому, что самой высокой ценностью всегда является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием для пренебрежения правилами безопасности и оправданием существующих угроз жизни или здоровью работников. Кроме того, в данном случае речь также идет о ценности конкретного человека как сотрудника с присущими ему знаниями, навыками и опытом.
Во-вторых, правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.
В-третьих, охрана труда подразумевает не только обеспечение безопасности работников во время исполнения ими служебных обязанностей. На самом деле сюда также относятся самые разные мероприятия: например, профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами и даже выполнение социальных льгот и гарантий. Правильный подход к организации охраны труда на предприятии, грамотное использование различных нематериальных способов стимулирования работников дают последним необходимое чувство надежности, стабильности и заинтересованности руководства в своих сотрудниках. Таким образом, благодаря налаженной охране труда снижается также текучесть кадров, что тоже благотворно влияет на стабильность всего предприятия.
1.1Основные определения
Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Охрана труда (ОТ) - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных исследований, как "Гигиена труда", "Промышленная санитария", "Эргономика", "Техническая эстетика", "Техника безопасности" и др.
Гигиена труда - это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Промышленная санитария - это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.
Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции.
Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности.
Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.
Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.
Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры.
.2Организация охраны труда на предприятие
Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:
обучение работающих вопросам охраны труда;
обеспечение безопасности производственного оборудования;
обеспечение безопасности зданий и сооружений;
обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
обеспечение безопасности производственных процессов;
нормализация условий труда и др.
Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда.
Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.
Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).
Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
общие требования безопасности;
требования безопасности перед началом работ;
требования безопасности в аварийных ситуациях;
требования безопасности по окончанию работы.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).
Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.
Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.
У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.
Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:
работодателем и руководителями подразделений;
через совместный административно-общественный контроль;
через контроль вышестоящей организации;
инспекторами государственного специального надзора;
инспекторами государственной службы по охране труда;
через смотры по охране труда и технике безопасности.
2. Общая характеристика предприятия
.1 История создания, цели и основные направления деятельности
SIA „APS HOLDING, является крупным производственным объединением г. Риги с латвийским капиталом. Предприятие было основано в 1995 году. За это время оно было не раз реконструировано и перевооружено. Изначально было созданно общество с ограниченной ответственностью с несколькими владельцами. До 2003 года цех по производству находился (арендовался) на улице Юркалнес, после было построено новое здание с большим производственным цехом в Марупе. В 2007 году открылось производство в Елгаве и ещё один цех в Марупе.
За время своей деятельности SIA „APS HOLDING, стало крупным производственным комплексом, деятельность которого развивается по следующим направлениям:
Производство окон и дверей из алюминия, дерево-алюминия, стали и ПВХ
Производство строительных, архитектурных конструкций из стекла
Изготовление стеклопакетов и закалку стекла
SIA „APS HOLDING, сотрудничает с известными и признанными в мире компаниями производителями материалов: SCHÜCO, SAPA, PILKINGTON, AGC, GUARDIAN, SAINT-GOBAIN, ROTO, CLIMA. Производственное оборудование - URBAN, HAFFNER, HEGLA, BYSTRONIC-LENHARD, EFCO, Z Bavelloni.
SIA „APS HOLDING, предлагает своим клиентам весь спектр услуг - начиная с проектирования и рекомендаций по выбору лучшего варианта решения и заканчивая монтажом конструкций на объекте. Такой подход гарантирует высокое качество, точное соблюдение сроков выполнения заказов, а также гарантийное и послегарантийное обслуживание. SIA „APS HOLDING, - это специалисты высокого класса, которые могут выполнять заказы любой сложности. Все наши работники регулярно пополняют свои знания - на различных семинарах в Латвии и за рубежом. SIA „APS HOLDING старается максимально выполнять все пожелания клиентов и радуемся тому, что наши клиенты остаются довольны нашей работой.
Реализация готовой продукции осуществляется собственными силами. Изготавливаемая в обществе продукция поставляется не только в города Латвии, но и страны Скандинавии. На предприятии принимаются заказы на изготовление эксклюзивных изделий по индивидуальному желанию.
В 2011 году предприятие намерено продолжать работу по расширению и обновлению ассортимента, использованию новых видов сырья, приобретению современного оборудования. Главная цель- наращивание прибыли за счет рабочей силы.
.2 Организационная структура управления предприятия
Организационная структура управления предприятия - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющим и управляющей системой. По типу структура является функциональной структурой управления. Структура SIA „APS HOLDING, представлена в приложение № 1.
Преимуществом структуры составляют: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, освобождение линейных руководителей от решения специальных вопросов, исключение дублирования выполнению управленческих функций.
Среди недостатков функциональной структуры можно отметить следующие: 1. «Застывшая» организационная форма, с трудом реагирующая на изменение. 2. Отделы более заинтересованы в реализации своих целей и задач, чем общих целей организации. Возглавляет SIA „APS HOLDING, директор, в его обязанности входит самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах предприятия. Директор предприятия несет ответственность за все стороны деятельности предприятия и за подчиненных, а также создает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
В подчинении директора находятся зам. директора по производству, финансово-экономический отдел, общий отдел, хозяйственный отдел.
Финансовый директор отвечает за непрерывность осуществления трудовых процессов, финансовой деятельности предприятия. Технический директор несет ответственность за совершенствование техники и технологии, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации, продвижение в должности; административно-общественный контроль; участие в планировании мероприятий по регулированию хода производства, рассмотрение и утверждение технической документации.В подчинении технического директора по производству находится отдел производства, планирования продукции. Отдел производства и реализации продукции состоит из 100 человек, в том числе: менеджеры по проектам и работники производства.
Финансово-экономический отдел. Численность отдела составляет 6 человек, в том числе: финансовый директор, бухгалтеры, юрист. В функции входит: организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Отдел обеспечивает контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, отвечает за учет и отчетность на предприятии, за сохранность собственности предприятия. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, учет издержек производства, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат. Общий отдел состоит из 2 человек: инженера по охране труда и инженера по оперативным системам. Подразделение предприятия обеспечивает подбор, подготовку, расстановку и рациональное использование кадров в соответствии с их деловыми качествами, контролирует исполнение руководителями подразделений распоряжений и приказов по вопросам работы с кадрами, осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия.
Хозяйственный отдел: секретарь-референт. Отдел обеспечивает хозяйственное обслуживание предприятия, принимает участие в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов предприятия, составлении смет расходов. Также обеспечивает подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда.
3. Рассмотрение профессии секретаря
Современное учреждение невозможно представить себе без секретаря. Специалисты этой профессии способствуют улучшению организации работы руководящих работников и повышению его эффективности, являются посредниками между ними и отдельными членами организации. Такой специалист должен обладать широким спектром знаний, в различных областях управленческой деятельности: экономики, права, психологии, бухгалтерского учета и т.д. Секретарь-референт - это высшая квалификация секретаря. Работа становится ответственней, ибо представлено, право принятия самостоятельных решений. Современный секретарь обязан уметь работать на компьютере, знать: основы делового этикета, делопроизводство, стенографию, правила орфографии и пунктуации, правила эксплуатации разлчных машин, диктофонов, средств связи. Работа в системах: "человек-человек" (взаимодействие с людьми), "человек-машина" (использование различных технических средств), "человек-среда" (условия труда). Труд секретаря смешанный, включающий элементы ручного, механизированного, автоматизированного и умственного труда. В мае этого года сменился классификатор профессий и по правилам КМ № 461 приложению №1 професия секретаря распределена более детально и находятся в основной третьей группе специалистов третьей подгруппе „Специалисты комерческих структур и управленцы. Но беря во внимание приложение № 2 правил КМ № 641, стандарты на данную профессию не разработаны. Работа в помещении. Микроклимат в помещение довольно хороший. Постоянно поддерживаемая температура в помещении + 21°С, средняя влажность 32 %, скорость движения воздуха практически нулевая, что способствует застаиванию воздуха. В своей работе секретарь использует: компьютер, факс, ксерокс, мини-АТС и др. средства оргтехники, а также, средства "малой" оргтехники, дырокол, степлер, штемпелеватель, конвертовскрывающие устройства.
3.1 Работа за компьютером
Т.к. основная работа секретаря, как и у большенства офисных работников заключается в работе за компьютером были разработаны Правила кабинета Министров № 343 от 06-го августа 2002 года „Правила об охране труда при работе с дисплеем и Латвийский стандарт LVS EN ISO 9241 „Эргономические требования при работе с дисплеем в бюро. Работая с компьютером, большую часть рабочего времени работник проводит в положение сидя. В таком положение снижается затрата энергии, благодаря чему ростёт вес, появляется варикозное расширение вен, апатия и т.д, замедляется кровообращение, расслабляются мышцы спины и уменьшается изгиб позвоночника в раъоне поясницы. В результате давление на межпозвоночные диски увеличивается и в большенстве случаев появляются боли в спине и шее. Также большая нагрузка идет на запястья, благодаря использованию „Мышки и клавиатуры. Но одной из наиболее встречающихся жалоб у работников с компьютером является жалобы на зрение (жжение в глазах или слезетечение). Глаза быстро устабт, появляются боли и нередко покраснение в глазах. Компьютер притягиваеит к себе пыль, поэтому важно следить за чистотой рабочего места, в противом случае может появится аллергии. Большую роль играют стрессовые ситуации. Работающие с компьютером часто жалуются на перенапряжение, возникшее от стрессовой ситуации. Их утомляемость во многом зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей освещенности помещения. Согласно нормам освещенность на поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 200 лк, а вертикальная освещенность экрана - всего 100-250 лк. Исследования физиологов и гигиенистов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана приводят к быстрому зрительному утомлению.