Стандартизация и сертификация

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    907,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стандартизация и сертификация

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий»

Кафедра ЭиПД








Контрольная работа по дисциплине

Стандартизация и сертификация


выполнила: Закс Елена

специальность 080500

факультет ЗОиЭ

шифр к-471077




Санкт-Петербург

2012Содержание

 

Введение

. Общая характеристика государственной (национальной) системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) и направления ее реформирования

. Законодательная и нормативно-методическая база сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года. На ранних этапах своего становления и развития стандартизация в России управлялась государством, преследовала исключительно интересы самого государства и финансировалась только государством. Стандарты тогда носили обязательный характер, и несоблюдение их преследовалось по закону. Поэтому Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., относит стандарты к вопросам ведения Российской Федерации.

Глобализация торговых отношений на международной арене и связанное с этим создание единого и расширение европейского экономического пространства, возрастающее участие стран в экономических и таможенных союзах, в том числе и в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, послужили основой коренного изменения экономических отношений в России.

Предприятия-изготовители, сумевшие обеспечить в полном объеме соблюдение всех требований государственных стандартов на выпускаемую ими продукцию или оказываемые услуги, могут после несложных процедур подтверждения этого соответствия получить право маркировать свою продукцию знаком соответствия государственным стандартам (рис. 1) и, тем самым, получать значительные конкурентные преимущества в продвижении своих товаров на внутреннем и даже мировом рынке.

Рис. 1. Знак соответствия государственным стандартам

1. Общая характеристика государственной (национальной) системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) и направления ее реформирования

Государственная система стандартизации (ГСС) Российской Федерации - это совокупность организационно- технических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [15, с.184] началось реформирование ГСС, в котором можно выделить два этапа:

начальный (2002 г.) - состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

переходный (2003 - 2010 г.г.) - преобразование Государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. Двойное название отражает факт сосуществования государственной и национальной систем стандартизации;

окончание формирования национальной системы стандартизации -системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

Установление двух категорий стандартов - «национальных стандартов» и «стандартов организаций» - определяет существование двух систем исходя из сферы деятельности:

национальной системы, действующей в общероссийском масштабе;

локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу заменили стандарты предприятий (СТП), научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, установленные Законом РФ «О стандартизации» [3, с. 95].

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.

В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» [10, с. 56-57], стандартизация осуществляется в целях:

Схема 1. Цели государственной стандартизации

Перечисленные цели стандартизации в Российской Федерации, установленные ФЗ «О техническом регулировании», полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых в техническом и экономическом отношении странах мира, а также в документах международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.) [11, с. 112].

Следует подчеркнуть, что деятельность по стандартизации весьма динамична. Она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормы, правила, требования, вырабатываемые в результате деятельности по стандартизации, способствовали успешному развитию, но не торможению отечественного производства и сферы услуг.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» [10, с. 95] для реализации поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:

Cхема 2. Задачи государственной стандартизации

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

Схема 3. Функции государственной стандартизации

В целях повышения эффективности работ по стандартизации путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами и, принимая во внимание существующую международную практику, представляется целесообразным создать в результате реформирования национальный орган по стандартизации в виде неправительственной организации, в качестве учредителей и участников которой могут выступить научные организации, саморегулируемые организации, общественные объединения предпринимателей и потребителей, крупные промышленные предприятия (объединения), заинтересованные в разработке стандартов.

Реформирование организационно-функциональных основ системы с выделением национального органа в неправительственную структуру потребует внесения изменений в действующее законодательство.

Одним из основных условий перевода национального органа по стандартизации в неправительственную организацию является степень доверия к ней со стороны государства и других заинтересованных сторон.

Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.

Процессы, связанные с разработкой стандартов и их распространением, должны быть пересмотрены для достижения максимального использования электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

Необходимо также законодательно решить вопрос о защите авторских прав на национальные стандарты, построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение, а также сформировать основу для возвратного механизма финансирования процесса разработки национальных стандартов.

В соответствии с международной практикой в законодательных актах необходимо обеспечить приоритетное применение национальных стандартов как «общественного документа», принятого на основании консенсуса всех заинтересованных сторон органами различных ветвей власти, в том числе при разработке и применении технических регламентов.

Также коренной перестройке подлежит и экономическая модель деятельности национального органа по стандартизации. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальным органом по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40% [7, с. 74]. Внебюджетные источники составляют в среднем 60 % [7, с. 94] и, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальным органом по стандартизации, в том числе от реализации стандартов и другой продукции в этой сфере деятельности. Учитывая, что национальный орган по стандартизации, как правило, имеет статус некоммерческой организации, средства поступают также в виде членских взносов. Кроме того, часть средств на разработку стандартов заинтересованные стороны вносят посредством оплаты работы своих специалистов, участвующих в работе ТК. Дополнительные средства национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.

Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации потребует при планировании работ по стандартизации обеспечить прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществить переход от государственного устройства системы национальной стандартизации к условиям ее функционирования в рыночных условиях.

. Законодательная и нормативно-методическая база сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей» [13, с. 89];

подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;

Указами Президента и нормативными актами Правительства России (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации» и др.) [3, с. 62].

Нормативно-методическая база сертификации включает:

совокупность нормативных документов, на соответствие требования которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на схеме 4.

Основополагающим документом российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой июля 1998 года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года [15, с. 131].

Схема 4. Структурная схема законодательной и нормативной базы сертификации в РФ

Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов - правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.

Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы услуг. На соответствии ОСТам может проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях.

В зависимости от содержания различают стандарты на технические условия, технические требования, параметры и (или) размеры, методы и процессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др. [12, с. 216].

Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов. Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим требованиям. Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами участников систем сертификации. В зависимости от распространения и применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.

Таблица 1. Структура и содержание Закона "О защите прав потребителей"

Преамбула

Цели. Основные положения

Общие положения

· Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. · Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, на информацию об изготовители (исполнители, продавце) и о товарах (работах, услугах) · Качество товара (работы, услуги). · Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар. · Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара. · Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) · Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре и за нарушение прав потребителей · Компенсация морального вреда · Судебная защита потребителей и др.

Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

· Сроки выполнения работ, услуг и устранения недостатков · Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ, порядок расчетов · Права потребителей при обнаружении недостатков

Государственная и общественная защита прав потребителей

· Полномочия по защите прав потребителей федерального антимонопольного органа; федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления и санкции, налагаемые ими · Обязанности исполнителей по отношению к этим органам (представление информации) · Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)


Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов производителей, потребителей и общества, как показано на схеме 5. Серия этих международных стандартов способствует устранению технических барьеров в сотрудничестве, а также устанавливает унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки. Признано, что МС ИСО серии 9000 являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя через высокое качество, стабильно производимой продукции. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира [8, с. 148].

Схема 5. Взаимосвязь интересов производителей, потребителей и общества

Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают способа их достижения и предоставляют такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики. В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. На основе этого стандарты ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям продукции (оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги), и ко всем характеристикам качества продукции [11, с. 194].

Схема 6. Модель процесса общего руководства качеством

Критерии, заложенные в моделях делового совершенствования и основанные на концепции TQM, распространяются на всю систему менеджмента предприятия, а значит, что данная концепция выходит за пределы менеджмента качества. Многие специалисты утверждают, что сегодня на предприятиях должны создаваться единые (интегрирующие) системы менеджмента, основывающиеся на принципах менеджмента качества. Создание моделей, базирующихся на концепции всеобщего управления качеством, может означать переход от менеджмента качества к качеству менеджмента предприятий, определяемого как совокупность характеристик, относящихся к способности менеджмента предприятия достигать поставленные цели.

Схема 7. Широкое понимание всеобщего управления качеством

Заключение

Существующие сейчас объективные факторы, связанные с реформированием структуры и отношений между федеральными органами исполнительной власти, обусловили необходимость передачи части функций государственных органов в неправительственные и саморегулируемые организации, расширения диалога между государством и обществом, вовлечение общества в государственное управление, прозрачности деятельности органов государственной власти и повышения качества оказываемых государственных услуг, что, в свою очередь, настоятельно требует реформирования отношений в области технического регулирования и в первую очередь стандартизации.

В числе других важнейших предпосылок реформирования национальной системы стандартизации следует отметить:

создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;

сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;

обеспечение соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования;

появление открытых рынков товаров и услуг;
введение новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере;

существенное ускорение процессов обновления и создания новой продукции;

вовлечение предприятий в международное разделение труда.

Реализация поставленных задач не может быть осуществлена без коренной смены организационно-правовых форм деятельности организаций по стандартизации и экономических механизмов поддержки и стимулирования разработки и применения национальных стандартов. Практика действующей национальной системы стандартизации в России в основном соответствует международным нормам и правилам, с одной стороны, но с другой - не в полной мере обеспечивает необходимые темпы промышленного роста и учет национальных интересов в международных организациях по стандартизации при разработке международных стандартов.

Реформирование национальной системы стандартизации должно учитывать современные принципы и тенденции развития работ в этой области на мировом и национальном уровнях. Для этих целей страны на национальном уровне создают концепции и стратегии развития своих национальных систем стандартизации. Такие документы разработаны в США, Франции, Великобритании, Германии и многих других странах.

Список использованной литературы

государственный стандартизация сертификация качество

1.       Гличев А. В. Современное представление о механизме управления качеством // Стандарты и качество 2011. №3.

2.      Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» 10.06.93.

.        Зорин Ю. В. Стандартизация, метрология и сертификация продукции, процессов и услуг: Метод. Пособие, 2009

.        Исаев И. И. Управление качеством продукции и сертификация продукции: Учебное пособие. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2009, 186с.

.        Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. - 497 с.

.        Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник - М.:Юрайт, 2008. - 285 с.

.        Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. М., 2010.

.        Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 2009. - 403 с.

.        Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для ву-зов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 2008.

.        Ряполов А. Ф. Сертификация. Методология и практика. -М.: Изд-во стандартов, 2010

.        Управление качеством продукции на основе ИСО 9000. Уч. пособие/Вакулич Е. А., Лапидус В.А. и др., Самара 2008

.        Свиткин М. З. , Мацута В. Д. , Рахлин К. М. Обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. - СПб.: Изд. С-Пб ун-та , 2007. - 380 с.

.        Сертификация. Отечественная и зарубежная практика/Под. ред. В. Г. Версага, Е. И. Тавера. М., 2009.

.        Сулейманов Н. Т. Сертификация продукции, услуг, СК, производств. Уч. пособие . М., 2008

.        Сырейщикова Н. В. Сурков. Сертификация: Основные принципы. Уч. пособие в 3-х частях, 2010

.        ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 02.07.98.

.        Чайка И.И., Теркель А.Л. Оценка и подтверждение соответствия. Терминологический аспект// Сертификация, 2011, № 3. с. 7.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!