Охрана труда на предприятии: характеристика и сущность

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Охрана труда на предприятии: характеристика и сущность

Введение

охрана производство работодатель инструктаж

В пункте 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года говориться:

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,..».

Безопасность - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.

Поэтому под безопасностью следует понимать комплексную систему мер защиты человека и среды его обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Комплексную систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры.

Безопасность труда - это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Для производственной деятельности применимо понятие производственной безопасности.

Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конкретным производственным (технологическим) процессом, техническим объектом.

Гигиена труда - это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственной среды с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачей гигиены труда является определение пределов допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т.д.

Производственная безопасность - это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных (травмирующих) производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

К производственной безопасности относятся организационные меры и технический средства защиты от поражения электрическим током, защита от механического травмирования движущимися механизмами, подъемно-транспортными средствами, обеспечение безопасности систем высокого давления, методы и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности и т.д.

Согласно стандартам, разработанным Международной организацией труда,, труд должен осуществляться в безопасной производственной среде и его условия не должны причинять вред здоровью работника. Основной задачей в области улучшения охраны труда и повышения его безопасности является взаимное сотрудничество работодателя и работников в осуществлении мероприятий по охране труда, установленных законодательством. В данной работе мы рассмотрим основные обязанности, возложенные в этих целях конкретно на работодателя. В ходе работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и учебно-методическая литература, а также статьи периодических изданий.

1. Управление охраной труда на производстве

Основными законодательными актами, регулирующими вопросы охраны труда в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ).

Согласно ст. 209 ТК РФ: Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Так определение в ТК РФ понятия охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и отдельных работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, опосредованных правом и подкрепляемых в силу этого соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.

Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и самого трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособности и здоровье работника, ориентирует работодателя на улучшение производственной среды работников, нормализацию процесса их труда (его напряженности, длительности периодов работы и отдыха и др.).

Проблема охраны труда затрагивает многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организаций управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложности состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом участке производства, на каждом рабочем месте.

Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраны труда понимается планомерный процесс воздействия на систему « человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояний условий труда.

Управления охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий - это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществление программ, стимулирование исполнителей. Принципиальную схему процесса управления охраной труда можно представить в виде схемы Рисунок 1.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работника предприятия от директора до рабочего.

Рисунок 1 - Принципиальная схема процесса управления охраной труда.

Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационный и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.

На промышленных предприятиях в настоящее время сложилась достаточно стойкая система управления охраной труда, общая функциональная схема которой в общем виде представлена на Рисунок 2.


В представленной на рис. 2 функциональной схеме СУОТ предприятия сформулированы в общем виде основные задачи, решаемые в сфере охраны труда и направленные на достижение конечной цели создания безопасных и безвредных условий труда в цехах, на участках и рабочих местах. Однако каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему, к решению которой должен привлекаться большой круг руководящих работников и исполнителей.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах реализации, в степени детализации к конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявления и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособность человека.

Основная задача внедрения СУОТ на предприятии состоит в воздании организационной системы, позволяющей улучшить условия труда и обеспечить его безопасность путем идентификации опасностей производственного процесса, оценки производственного риска и управления им. Система управления охватывает деятельность продукции и услуг предприятия. Такой подход представляется весьма актуальным в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.

В соответствии с ГОСТом 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации» модель такого подхода представлена на Рисунок 3. В основе методологии создания и функционирования СУОТ положены известные управленческие принципы: «планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй», реализуемые в рамках политики предприятия в области охраны труда.

Требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики. На разработку и внедрение системы управления охраной труда влияют область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессов, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Рисунок 3 - Модель системы управление охраны труда.

Успех функционирования СУОТ зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления предприятием, всеми подразделениями и работниками организации. Во многом эффективности работы системы управления охраной труда определяется позицией руководства организации и особенно ее первого лица.

Цели в области охраны труда определяются в соответствии с принятой в организации политикой и устанавливают применительно к хозяйственным функциям, выполняемым организацией, и уровню выполнения внутри организации. Они включают в себя необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей рассматриваются и учитываются государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Руководство организации определяет и документально оформляет программу улучшения условий и охраны труда.

Организация определяет те операции и виды деятельности, которые связанны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация планирует эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Важным моментом является разработка в организации и практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости, связанной с последствиями аварий.

Организация разрабатывает планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий, а также системы по периодической проверке практической подготовленности персонала к действиям в аварийных ситуациях.

В организации разрабатывается система информационного взаимодействия всех уровней СУОТ путем:

передачи информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;

получения необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления;

передачи информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

В соответствии с требованиями к СУОТ разрабатывается система ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры СУОТ в их взаимодействии.

2. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда

Среди обязанностей работодателя, установленных ст. 22 ТК РФ, можно выделить следующие обязанности, имеющие отношение к обеспечению безопасных условий и охраны труда:

а) соблюдение трудового законодательства и требований иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

б) предоставление работникам работы, обусловленной трудовым договором;

в) обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

г) обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

д) ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

е) осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами;

ж) возмещение вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.

В целях обеспечения безопасных условий труда работодателю необходимо осуществлять ряд организационно-технических, лечебно-профилактических, социально-экономических и других мероприятий, руководствуясь ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

) применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

) расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

) беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;

) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) ознакомление работников с требованиями охраны труда;

) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда руководитель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводя до соответствующего должностного лица под расписку пи приеме на работу.

3. Организационно-технические мероприятия

К организационно-техническим мероприятиям, обязательным для работодателя, можно отнести следующие:

) Создание нормативно-правовой базы организации, содержащей требования по охране труда;

) Формирование службы охраны труда.

В первую очередь (в силу абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ) работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ). Согласно Положению о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, к иным нормативным актам относятся:

а) стандарты безопасности труда;

б) правила и типовые инструкции по охране труда;

в) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Кроме правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, применяются локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность по охране труда внутри организации. К таким документам относятся различные положения, программы производственного контроля, журналы регистрации инструктажей, программы обучения безопасным приемам труда и, конечно же, инструкции по охране труда.

Обязанность по разработке инструкций по охране труда для работников предусмотрена абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Утверждаются такие инструкции с учетом мнения профсоюзного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, а разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда. Кроме этого, стоит руководствоваться Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Разрабатывая инструкции, нужно учитывать положения законов и нормативных актов, виды работ, по которым разрабатывается инструкция, условия труда, характерные для соответствующих должностей, наличие опасных и вредных производственных факторов, вероятные причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также определить безопасные методы и приемы работ.

Инструкции по охране труда работодатель должен пересматривать не реже одного раза в пять лет.

В инструкцию по охране труда рекомендуется включать следующие разделы:

) «Общие требования охраны труда»;

) «Требования охраны труда перед началом работы»;

) «Требования охраны труда во время работы»;

) «Требования охраны труда в аварийных ситуациях»;

) «Требования охраны труда по окончании работы».

При необходимости можно включать и другие разделы.

Если инструкций в организации несколько, лучше составить их перечень и хранить в службе охраны труда, которая осуществляет их учет. Их копии или вторые экземпляры хранятся у руководителей структурных подразделений, которые должны обеспечить доступ к ним работников для ознакомления.

Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена ст. 362 ТК РФ. Руководители и иные должностные лица организации, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случае и порядке, который установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

В действующем законодательстве Российской Федерации определены административная, уголовная, материальная ответственности.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает:

. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

А также статьей 143 Уголавный кодекс Российской Федерации. Нарушение правил охраны труда:

. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязанности работника в области охраны труда определяются ст. 214 ТК РФ работник обязан:

а) соблюдать требования охраны труда;

б) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

в) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

г) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

д) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

4 Формирование службы охраны труда

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом, соответствующим исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны туда и органами общественного контроля.

Как указано выше, если численность работников организации превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если численность персонала не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда. При отсутствии таковых их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

Если функции службы охраны труда решением руководителя (приказом) распределены между несколькими работниками организации, например руководителями структурных подразделений, следует отразить это в положении об охране труда, прописав конкретные обязанности и полномочия ответственных лиц, систему взаимодействия между ними. Эти полномочия должны быть отражены и в должностных инструкциях работников.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) руководитель вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в данной области.

Оборудование кабинета или уголка по охране труда.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда (Постановление Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»). Под кабинет охраны труда выделяется специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Если площадь помещения организации не позволяет выделить кабинет, можно создать уголок охраны труда - рабочее место специалиста по охране труда, стенд, витрину. В кабинете (уголке) могут осуществляться такие мероприятия, как обучение и инструктаж по охране труда, тематические занятия, проверка знаний работников.

5. Обучение по охране труда

Статья 225 ТК РФ является определяющей для обучения и профессиональной подготовке в области охраны труда.

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций и работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) должен проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим для всех поступивших на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу в соответствии с «Методическим пособием по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций». Поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда нужно не только обучать безопасным методам и приемам выполнения работ, но и обеспечивать им стажировку на рабочем месте, проводить периодическое обучение по охране труда и проверять знания требований охраны труда в период работы.

Инструктаж по охране труда, проводимый при поступлении на работу, называется вводным. Кроме него, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Их осуществляет непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с проставлением подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

а) со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместителей), а также на дому (надомников) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

б) с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, и работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

в) с командированными работниками сторонних организаций, лицами, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Повторный инструктаж проходят все вышеуказанные работники не реже одного раза в шесть месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится:

) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

) при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

) при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая на производстве, аварии и т.п.);

) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

) при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

) по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

И наконец, целевой инструктаж проводится при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, выполнении разовых работ и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

При этом к руководителям относятся: руководители организаций, их заместители, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда; работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники, преподающие дисциплины по охране труда, руководители производственной практики обучающихся.

Среди специалистов в первую очередь выделяются работники, исполняющие обязанности по охране труда в организации, члены комитетов (комиссий) по охране труда, специалисты и члены комиссий в области охраны труда обучающих организаций органов исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта РФ, местного самоуправления).

Руководители и специалисты могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в три года.

Внеочередная проверка проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки, по практически тем же основаниям, что и внеплановый инструктаж. Отличие лишь в том, что такая проверка не может проводиться по решению руководителя, а в случае перерыва в работе с вредными и опасными условиями труда руководителя или специалиста такой перерыв должен составлять не менее года.

Проверяет знания требований охраны труда работников в организациях соответствующая комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В ее состав входят председатель, заместитель председателя, секретарь и рядовые члены. Комиссия создается приказом работодателя, в нее включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов.

В обязанности работодателя входит недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку. Если же результат неудовлетворительный, работник в течение месяца обязан пройти повторную проверку знаний.

Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несут обучающая организация и работодатель в порядке, установленном законодательством РФ.

Своевременность проведения проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, контролируют инспекции по труду.

Заключение

Безопасность труда - это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Для производственной деятельности применимо понятие производственной безопасности.

Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конкретным производственным (технологическим) процессом, техническим объектом.

Согласно ст. 209 ТК РФ: Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Проблема охраны труда затрагивает многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организаций управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложности состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом участке производства, на каждом рабочем месте.

Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационный и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.

Основная задача внедрения СУОТ на предприятии состоит в воздании организационной системы, позволяющей улучшить условия труда и обеспечить его безопасность путем идентификации опасностей производственного процесса, оценки производственного риска и управления им. Система управления охватывает деятельность продукции и услуг предприятия. Такой подход представляется весьма актуальным в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.

В целях обеспечения безопасных условий труда работодателю необходимо осуществлять ряд организационно-технических, лечебно-профилактических, социально-экономических и других мероприятий, руководствуясь ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена ст. 362 ТК РФ. Руководители и иные должностные лица организации, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случае и порядке, который установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Руководители и специалисты могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в три года.

Список использованных источников

Нормативные акты:

. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18. 06. 1998) / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Конференция №155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ю сессию Генеральной конвенции МОТ) / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г. / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

. «МДС 12-27.2006. Методическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

Нормативные акты утратившие силу:

. ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации». Утратил силу с 01.07.2009 г. в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст. «О введении в действие межгосударственного стандарта» / КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2013).

Основная литература:

. Безопасность жизнедеятельности. Защита и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. / В.В. Денисов , В.А. Грачев. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 720 с.

. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др.; Учеб. пособие для студентов средних спец. Учеб. заведений. - М.: Высш. шк., - 2001. - 431 с.: ил.

. Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФА-М», 2002. - Вып. 3. - 959 с.

. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

. Петрова М.С. Основы производства: Охрана труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Петрова, С.Н. Вольхин, Ю.Л. Хотунцев. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

. Графкин М.В. Охрана труда в непроизводственной сфере: учебное пособие / М.В. Графкина. - М.: ФОРУМ, 2009. - 320 с. - (Профессиональное образование).

. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. - 3-е изд., испр. и допл. / В.А. Девисилов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 448 с.: ил. - (Профессиональное образование).

. Куревина Л.В. Основный обязанности работодателя в сфере охраны труда. Статья [Электронный ресурс]: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации" № 11 / 30.10.2011 / КонсультантПлюс: справ. правовая система. 2011 г., - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).

. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: универсальная электронная - энциклопедия / Электрон. энцикл. - М., - URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 14.01.2013).

Похожие работы на - Охрана труда на предприятии: характеристика и сущность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!