Современная автомобильная заправочная станция
Введение
Экономические преобразования, произошедшие в
последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На
фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а
также полностью изменилось их качество. Все большее количество наших
автозаправочных станций стало соответствовать мировым стандартам. Пропускная
способность сегодняшней сети АЗС в несколько раз выше уровня начала 90-х годов.
Выросло количество высокопроизводительных топливораздаточных колонок (ТРК) и
увеличилась скорость заправки автотранспорта. Кроме того, на современных АЗС и
автозаправочных комплексах (АЗК) можно получить целый набор услуг (смена масла,
мелкий ремонт, мойка, магазин, кафе и пр.).
Все более жесткие требования сейчас
предъявляются и к эксплуатационным материалам (бензинам, дизельным топливам,
смазочным маслам) в плане повышения качества и экономичного использования.
Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных
характеристик нефтепродуктов является необходимым всем, кто связан с их
производством, транспортировкой, хранением, потреблением, маркетингом.
Номенклатура нефтепродуктов, которые выпускают
нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), за последние годы значительно изменилась.
Появились новые марки нефтяных топлив с улучшенными экологическими свойствами.
Это достигается за счет расширения процессов деструктивной переработки нефти,
особенно гидрокаталитических, и применения эффективных присадок, повышающих
функциональные свойства нефтепродуктов.
История АЗС
Впервые бензин и другие виды топлива, такие как
бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был
дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой
газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц
жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля на котором она совершила
первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году
Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.
АЗС - комплекс зданий с оборудованием,
предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным
средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей,
принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам
индивидуальных транспортных средств.
В нашей стране бурными темпами осуществляется
автомобилизация всех отраслей народного хозяйства. Интенсивному развитию
автомобильного транспорта должно сопутствовать и развитие связанных с ним
объектов, призванных обслуживать автомобили. Это, прежде всего, относится к
автозаправочным станциям. Очевидно, что без создания достаточной, целесообразно
размещенной хорошо спланированной сети высокопроизводительных АЗС трудно
обеспечить эффективную, экономичную работу государственного автомобильного
транспорта и удовлетворить потребности быстрорастущего индивидуального
автотранспорта.
Начало интенсивного развития сети АЗС у нас
следует отнести к 1960 г., т. е. к тому времени, когда АЗС были переданы в
систему нефтеснабжения.
За прошедшие годы произошли серьезные качественные
изменения в системе работы автозаправочных станций, резко повысился уровень
обслуживания, коренным образом изменилась техническая оснащенность
автозаправочных станций.
Созданы и широко внедряются отечественные
топливораздаточные колонки, характеризующиеся большой надежностью и
долговечностью.
Разработаны и внедряются сборные конструкции
зданий и помещений АЗС, а также технологических узлов.
Сборные автозаправочные станции характеризуются
большой эстетичностью.
Однако еще имеется необходимость в форсировании
развития сети автозаправочных станций и в дальнейшем их совершенствовании.
Назначение АЗС
Общие представления о АЗС
Главным назначением АЗС является заправка
топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной
мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых
норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.
Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или
бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и
сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи
заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию
нефтепродуктов.
НА АЗС должны быть установлены знаки о
расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта,
габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть
освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть
уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь
городской телефон.
Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в
металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.
Резервуары и их оборудование
Рис. 1 общая схема установки резервуара
Конструкция резервуара и технология его
эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более.
Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами,
позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры. Оборудование
резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых
технологических операций:
. прием (слив) нефтепродуктов
обеспечивается сливным устройством;
. отпуск нефтепродуктов обеспечивается
раздаточным устройством;
зачистка внутри резервуара производится через
специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической
горловины или отдельно.
Рис.
Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида
бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках
несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды
бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый
вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не
очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко
второму типу.
АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно
они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки,
находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и
востребованность АГЗС.
КАЗС - контейнерная АЗС или АЗС модульного
(контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска
одного - двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют
надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система
характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином
блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС
МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция.
Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо
и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое
оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.
Рис.
Дизельное топливо - жидкий продукт,
использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также
- и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из
керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Бензи́н
- горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.
Пропа́н,
C3H8 - органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе,
образуется при крекинге нефтепродуктов.
Бута́н
(C4H10) - органическое соединение класса алканов. В химии название используется
в основном для обозначения н-бутана. Такое же название имеет смесь н-бутана и
его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию
лёгочно-дыхательного аппарата.
Топливо раздаточные колонки
На АЗС применяются топливо-, масло - и
смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств
с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки
как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами,
погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре
окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25%
топливораздаточных колонок общего пользования.
ПО конструкции различают следующие типы колонок:
· КР- переносные с ручным приводом;
· КЭР- стационарные с электроприводом;
· КЭМ- стационарные с электроприводом
и управлением от местного задающего устройства;
· КА- стационарные с электроприводом,
автоматизированные.
Топливораздаточные колонки независимо от
конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство,
газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран,
обратный клапан и корпус.
Рис. 2 Типовая гидравлическая схема
топливораздаточной колонки
Топливо из резервуара 1, через приемный клапан
2, пройдя через фильтр 3, поступает в насос 4.
Эксплуатация АЗС
Охрана окружающей среды
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС
является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы
отработанных газов автотранспорта.
На территории АЗС необходимо периодически
проверять загазованность окружающего воздуха.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически
запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление
уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо
производить по мере необходимости.
Необходимо систематически следить за чистотой
канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в
год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования
канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.
Противопожарные мероприятия и
техника безопасности
При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать
правила пожарной безопасности.
В помещениях АЗС запрещается использовать
временную электропроводку, электроплиты, рефлекторы и другие электроприборы с
открытыми нагревательными элементами.
На территории АЗС запрещается:
· - курить и пользоваться открытым
огнем;
· -мыть руки, стирать одежду и
протирать полы помещения легковоспламеняющимися жидкостями;
· - присутствовать посторонним лицам,
не связанным с заправкой.
· - заправлять транспорт, водители
которого находятся в нетрезвом состоянии;
· - заправлять тракторы на резиновом
ходу, у которых отсутствуют искрогасители.
· - заправлять автомобили, кроме
легковых, в которых находятся пассажиры.
При заправке транспорта на АЗС должны
соблюдаться следующие правила:
· -Мотоциклы, мотороллеры, мопеды,
необходимо перемешать к топливо - и смесераздаточным колонкам и от них вручную
с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на
расстоянии не менее 15 метров от колонок;
· -Все операции при заправке
автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при
заглушенном двигателе;
· -Пролитые при заправке
автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны песком, а песок собран в
металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой;
· -Песок вывозят с территории
автозаправочной станции в специально отведенные места;
· -После заправки автотранспорта
горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку;
Расстояние между автомобилем, стоящим под
заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 метров, а между
последующими автомобилями, находящимися в очереди, - не менее 1 метра.
Защита от молнии
Сооружения предприятий нефтепродуктов
обеспечения должны быть защищены от прямых ударов молний, её вторичных
проявлений в соответствии с требованиями Инструкции по устройству защиты от
молнии зданий и сооружений РД 34.21.122-87.
При защите стальных резервуаров отдельно
стоящими молниеотводами корпуса резервуаров должны быть присоединены к
заземлениям. К этим заземлениям допускается присоединение токоотводов отдельно
стоящих молниеотводов.
Присоединение резервуаров к заземлению должно
быть осуществлено не более, чем через 50 м по периметру основания резервуара,
при этом число присоединений должно быть не менее двух.
Для резервуаров II
категории защита от электромагнитной индукции должна быть выполнена через
каждые 25-30 м в виде металлических перемычек между подведёнными к резервуару
трубопроводами, кабелями в металлическом корпусе и другими протяжёнными
металлическими конструкциями, расположенными друг от друга на расстоянии 10 м и
менее.
Установка перемычек в местах соединений (стыки)
металлических трубопроводов или других протяженных конструкции не требуется.
Автомобильные Бензины
Бензины являются топливом для карбюраторных
двигателей с принудительным воспламенением от искрового разряда. Для
обеспечения надежной работы двигателей на всех режимах бензины должны обладать
следующими свойствами: полной испаряемостью для достижения максимально
возможной полноты сгорания; высокой детонационной стойкостью; высокой
химической стабильностью, предопределяющей отсутствие склонности к образованию
отложения в топливной системе двигателя; хорошей совместимостью с материалами;
низкой коррозионной агрессивностью по отношению к металлам и отсутствием
воздействия на резинотехнические изделия.
Таблица. Технические
характеристики типовых АЗС
Типы
автозаправочных станций
|
Количество
заправок в сутки
|
|
250-500
|
500-1000
|
1
|
2
|
3
|
Номера
типовых проектов
|
503-204
|
503-202
|
Типовые
автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей
|
|
|
Площадь
земельного участка,
га
|
0,4
-
0,45
|
0,47 - 0,55
|
Количество
заправочных постов,
шт.
|
3-8 (топливо) 4
(масло)
|
10-12
(топливо) 4 (масло)
|
Количество
резервуаров:
|
|
|
Для
топлива (25м)
|
3-8
|
10-12
|
Для
масла (5м)
|
4
|
4
|
Для
отработанных масел (5м)
|
1
|
1
|
Потребляемая
электрическая мощность, кВт:
|
|
|
Освещение
|
2-7,4
|
6,6-7,4
|
Силовая
|
3,9-19
|
20-21
|
Отопление
|
7,3-25
|
25
|
Нагрев
воды
|
12
|
12
|
Номера
типовых проектов
|
3793
|
3795
|
Химические свойства
бензина
Бензины относятся к легкоиспаряющимся и
легковоспламеняющимся жидкостям. В них содержится по массе около 85% углерода (C),
водорода (H) и незначительное
количество кислорода (O),
азота (N) и серы S.
Поэтому при полном сгорании бензина выхлопные газы главным образом состоят из
воды и углекислого газа.
Физические свойства
бензина
К физическим свойствам относится: плотность,
вязкость, поверхностное натяжение, теплота сгорания, показатель преломления,
испоряемость, окисляемость, электропроводность, теплопроводность. коррозийная
активность, химическая стабильность, склонность к образованию отложений в виде
нагара, токсичность.
Современная АЗС
Автопроизводитель MAZDA
получил разрешение японских властей на эксплуатацию первой водородной АЗС.
Новая станция предназначена для заправки любых
типов автомобилей с водородными двигателями, где водород хранится в
газообразном сжатом состоянии.
Разработанные современные технологии дают
возможность производить экологически безвредную, благоприятную для окружающей
среды заправку топлива на воде, которая соответствует требованиям ЕС и РОССИИ.
Заключение
автомобильный
заправочный станция бензин
Современная АЗС - это не просто система
«емкость-насос-дозатор», созданная для заправки бензобака. Это целый комплекс
по предоставлению всех необходимых в дороге услуг. Будем надеяться, что
дальнейшее развитие АЗС будет идти в том же направлении : современный дизайн, современные
технологии, современные услуги и главное - высокое качество топлива.
В процессе выполнения курсовой работы я
усовершенствовала свои навыки работы в текстовом редакторе Word,
графическом редакторе Paint
и табличном процессоре Excel.
Также я освоила химический редактор CS
ChemDraw
Pro и научилась
создавать презентации в Power
Point.
Список используемой литературы
.В.Г.
Веревкин- Справочное Информационное пособие.
.Е.
И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами.
.Травень
В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2 т. / В.Ф. Травень. - М.: ИКЦ
«Академкнига», 2004.