Профессия оккупационный терапевт. Основные направления деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессия оккупационный терапевт. Основные направления деятельности

"Российский государственный социальный университет"

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный социальный университет"

Кафедра социальной работы, педагогики и социального права





Реферат

Дисциплина: Оккупационная терапия

Тема: Профессия оккупационный терапевт. Основные направления деятельности












Тольятти 2013

1. Оккупационная терапия: понятие и определение

Оккупационная терапия - терапия повседневными занятиями - профессиональная деятельность, существующая в большинстве стран мира, которой отводится важное место в работе команды специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Данная терапия применяется достаточно широко - от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека. Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру ОТ. В шведском языке эта же профессия называется arbetsterapi, что ближе русскому "трудотерапия".

Термин трудотерапия входит сегодня в профессиональную лексику сферы социально-реабилитационных технологий. Министерство социальной защиты Российской Федерации в новых учреждениях, центрах социальной реабилитации, вводит ставки трудотерапевтов. Люди, работающие в этой должности, нередко обозначают для себя новую свою профессию как "инструктор по труду". На первый взгляд эти понятия имеют много общего. В самом деле, ведь и в школе на уроках труда детей обучают тому, что им пригодится в повседневной жизни, чтобы стать самостоятельнее: готовить, шить, мастерить. Однако та профессия, которая в разных языках имеет примерно одинаковое значение, - трудотерапия, или терапия занятиями, - все-таки отличается от того, что делает школьный учитель труда.

2. Цель профессии

Эта профессия больше приближена к реабилитационной и оздоровительной сфере, чем к обычной образовательной системе. Было бы ошибкой приравнивать такой вид терапии и к лечебной физкультуре, хотя эти специалисты часто работают бок о бок, в одной команде. Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационный терапевт в странах Запада, есть в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога, а с недавнего времени - и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в его сферу компетенции.

Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.

Существуют различные определения трудотерапии, например британская традиция в большей степени наполняет это понятие социальным содержанием, тогда как американская - медицинским. Самое общее определение таково:

Обучение навыкам повседневной деятельности и реабилитация когда проходят и в группе. Так, ADL группа (по развитию навыков самообслуживания) предполагает выработку навыков личной гигиены или ведения домашнего хозяйства. Если это необходимо, тренировка включает приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (например, работа в ботаническом саду, в кон горе, занятие ремеслом, творческая деятельность, Занятие музыкой, движения, работа с глиной, текстилем или красками). Подбор соответствующих вспомогательных средств (коляска для передвижения, резиновое утолщение на авторучке или ложке, так же, позволяющее ребенку с нарушениями функций тонкой мотогонки самостоятельно делать записи, есть), делающих человека относительно самостоятельным, - также задача специалиста по трудотерапии.

Главная цель этой профессии состоит в том, чтобы создать все возможные условия для обеспечения активности человека в трех наиболее важных областях жизни: работа, досуг, самообслуживание.

Существует также близкий, но не совпадающий с трудотерапией вид реабилитации - социотерапия. Это, прежде всего различные вид деятельности, рассчитанные на свободное время, когда ставится цёль ликвидировать последствия изоляции и пассивности клиента. Образовательная деятельность (кружки, заочные курсы, обучение на Общеобразовательных курсах, развлечения, праздники, юбилеи), терзания окружающем средой (как физической, так и взаимоотношениями между пациентами) - все это инструмент психосоциальной помощи. Критерии ее эффективности - общая цель, добровольность, общая ответственность, позитивная коммуникация, обмен информацией, ее доступность, максимальная открытость и учет мнения каждого. Эта деятельность практически аналогична социокультурной анимации, существующей в ряде стран Европы.

План реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы станут средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.

Игровая деятельность часто становится важным средством в реабилитации детей, которым необходимо улучшать координацию зрения и рук, развивать мелкую моторику, например чтобы добиться успеха в школьных занятиях. На протяжении курса реабилитации статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в программе обсуждаются с членами всей команды, врачом, самим пациентом и его семьей.

3. Клиенты оккупационной терапии

Ключевой элемент оккупационной терапии - выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи - жизненно важная цель лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения - сущность оккупационной терапии.

Для кого предназначена оккупационная терапия?

Оккупационная терапия (ОТ) необходима младенцам и детям с проблемами, которые вызваны следующими диагнозами:

·недоношенность;

·церебральный паралич или мускульная дистрофия;

·отклонения в развитии, включая умственную отсталость, spina bifida, врожденные аномалии;

·педиатрические заболевания, например детский ревматический артрит;

·трудности в обучении, школьная неуспеваемость;

·эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии.

Ранняя ОТ для детей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

·облегчить нормальное развитие и стимулировать раннее обучение;

·развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;

·достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию.

ОТ необходима подросткам и молодым людям, испытывающим проблемы, связанные со следующими факторами:

·семейной и социальной адаптацией;

·алкогольной или наркотической зависимостью, патологическим социальным поведением, расстройствами аппетита;

·неврологической недостаточностью на почве травм, ранений головного и спинного мозга;

·ортопедическими ограничениями на почве несчастного случая или заболевания;

·нервно-психическими расстройствами и трудностями в обучении.

ОТ для подростков и молодых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

·улучшить сенсорику и моторику;

·увеличить мобильность, силу и выносливость;

·облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;

·стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;

·получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.

ОТ необходима взрослым, испытывающим проблемы, обусловленные следующими причинами:

·профессиональными травмами, включая ампутации, повреждение руки, ожоги;

·сердечно-сосудистыми заболеваниями, включая инфаркт миокарда, и периферийными сосудистыми заболеваниями;

·психическими заболеваниями и угрозой психическому здоровью, включая реакции на стресс, алкогольную и наркотическую зависимость, депрессию и шизофрению;

·неврологической дисфункцией, включая опухоли мозга, склероз.

ОТ для индивидов с этими и другими подобными проблемами позволяет:

·увеличить возможности для самостоятельного функционирования в ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков;

·расширить функции с использованием терапевтической деятельности или реабилитационных технологий, включая протезирование;

·помочь в поддержании и развитии выносливости с применением техники консервации энергии и упрощения работы;

·обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функций;

·развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями.

ОТ требуется пожилым людям с проблемами, связанными со следующими факторами:

·утратой физических функций в результате артрита, сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной травмы, болезни Паркинсона;

·ослаблением когнитивного функционирования по причине болезни Альцгеймера, органического поражения мозга, артериального склероза или депрессии.

ОТ для пожилых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

·затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или функциональных затруднений;

·увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанные с ней навыки самообслуживания;

·предоставить объективную оценку когнитивного функционирования в связи с важнейшими жизненными навыками, скажем, такими как обращение с деньгами, планирование питания и приготовление пищи;

·обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы поддержать или усилить функциональную независимость;

·оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайро-ментальных барьеров;

·справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому возрасту;

·найти ресурсы в социальном окружении;

·распознать и оказать сопротивление депрессии.

Оккупационный терапевт может также обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, престарелым или инвалидом, например:

·технике снятия физического и эмоционального стресса, возникающего при уходе за кем-либо;

·технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затрату усилий того, кто оказывает уход;

·умению найти занятия, значимые и интересные для человека;

·умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным;

·способам нахождения и применения ресурсов окружения - таких как временная няня или доставка обеда на дом;

К способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности. оккупационный терапия здравоохранение социальный

Оккупационная терапия в различных странах мира представляет собой интегральную часть основного комплекса услуг здравоохранения и социальной защиты, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В негосударственном секторе социально-медицинского обслуживания, широко представленном в США, существует система фондов крупных корпораций, среди них - "Дженерал Моторс", "Форд", "Крайслер", которые занимаются страхованием. Среди государственных программ, согласно которым покрываются эти расходы: Medicare, Medicaid, Программа гражданского здравоохранения, Федеральная программа здравоохранения служащих (FEHBP), Закон о реабилитации, Закон об образовании инвалидов, Закон о пожилых американках, программы охраны здоровья матери и ребенка, программы услуг по охране психического здоровья и лечения алкогольной и наркотической зависимости, программы компенсаций государственным работникам.

Оккупационная терапия выгодна с социально-экономической точки зрения, так как позволяет:

·значительно сократить пребывание человека в больнице;

·уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании в учреждении);

·обеспечить скорейшее возвращение на работу;

·сократить число услуг и время ухода, необходимые после выписки из больницы;

·предотвратить осложнения и последующую инвалидность;

·облегчить возвращение человека в общество.

В ряде стран оккупационные терапевты и ассистенты по ОТ работают в разнообразных учреждениях и организациях, например:

·отделениях скорой помощи;

·центрах детского здоровья, детских поликлиниках;

·реабилитационных центрах;

·психиатрических больницах;

·общежитиях и центрах "на полпути" (half-way) для людей, возвращающихся к нормальной жизни;

·центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;

·государственных и частных школах;

·поликлиниках и больницах;

·центрах дневного ухода за детьми, детских садах;

·центрах для людей с нарушениями развития;

·в частной практике;

·центрах лечения ожогов;

·клиниках, специализирующихся на реабилитации рук;

·учебных центрах микрорайонов;

·неонатальных центрах интенсивной терапии;

·ортопедических клиниках;

·домах престарелых.

Итак, оккупационная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и потому нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

4. Профессия оккупационный терапевт

Оккупационный терапевт - опытный специалист. В США, например, он должен быть выпускником бакалавриата или магистратуры по данному направлению и пройти от 6 до 9 месяцев практики-инструктажа в клинике. Ассистент по ОТ заканчивает аккредитованные курсы и по крайней мере 2 месяца проходит практический инструктаж. По окончании данного рода обучения терапевт или ассистент проходит государственную сертификацию, чтобы получить право работы по специальности.

В России эта профессия входит в число новых, но, безусловно, перспективных, она относится к междисциплинарным, и потому требуется соединение усилий различных ведомств и министерств, чтобы создать ее полноценный имидж и наполнить соответствующим содержанием. Оккупационная терапия может стать составляющей частью Асоциального обслуживания инвалидов, с ее помощью решаются задачи медико-социальной работы и социальной реабилитации.

Похожие работы на - Профессия оккупационный терапевт. Основные направления деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!