Патологии слуха

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    233,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Патологии слуха














Патологии слуха

Содержание

Введение

.Клинические и этиологические особенности патологии слуха

.Психолого-педагогические особенности детей с патологией слуха

.Особенности физического состояния детей с патологией слуха

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и влияет на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

1.Клинические и этиологические особенности патологии слуха

Патология слуха - это ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи или полная глухота. К патологиям слуха относятся различные его нарушения, которые проявляются в систематическом нарушении восприятия звуков, и кончая полной утратой аудиальной системой способности реагировать на какие бы то ни было звуки.

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих.

Органы слуха подразделяются на четыре анатомических области: наружное ухо, барабанная перепонка, среднее и внутреннее ухо.

Наружное (внешнее) ухо - это ушная раковина. Благодаря своему строению и размерам ушная раковина обеспечивает значительное резонансное усиление в частотном диапазоне от 2000 до 5000 Гц, что требуется для восприятия речи.

Барабанная перепонка - это тонкая стенка между наружным и средним ухом.

Среднее ухо - это небольшая барабанная полость и слуховая труба,

соединяющееся с носоглоткой. Барабанная область содержит слуховые

косточки - молоточек, наковальню и стремечко.

Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, трех слуховых косточек (молоточка, наковальни и стремечка), двух мышц среднего уха (мышцы, напрягающей барабанную перепонку, и стременной мышцы), а также связок, которые служат для придания слуховым косточкам необходимого положения в барабанной полости. Структуры среднего уха передают слуховую энергию из окружающей среды к внутреннему уху и обеспечивают механическую трансформацию получаемой энергии, которая в противном случае могла бы быть утрачена при передаче из газообразной среды (воздух) к жидкой среде (эндолимфа).

Два механизма среднего уха восстанавливают большую часть силы звука, теряемой при передаче энергии. Механическое усиление является результатом концентрации энергии, собранной относительно большой барабанной перепонкой, на небольшом овальном окне. Соотношение площадей барабанной перепонки и овального окна обеспечивает восстановление примерно 23 дБ из потерянных 30 дБ.

Внутреннее ухо - система каналов, называемая лабиринтом. Один из его отделов, улитка, содержит слуховые рецепторы.

Строение органа слуха

-наружное ухо;2-среднее ухо;3-барабанная перепонка;4-внутреннее ухо, лабиринт; 5- евстахиева труба.

Могут возникать проблемы с проводимостью звука внешним и средним ухом. В этом случае возникает проводящая потеря слуха. Возможные причины: патологии слуховых косточек, барабанной перепонки, непроходимость слухового канала. Иногда снижение или нарушение слуха происходит из-за скопления серы в слуховом проходе. Нарушение работы внутреннего уха и слуховых нервов ведут к нейросенсорной потере слуха. Возможные причины в этом случае: деформация либо разрушение волосковых клеток улитки, патология преддверно-улиткового нерва, нарушения отделов мозга.

Этиология патологии слуха

Основными причинами являются инфекции, травмы, хроническая недостаточность мозгового кровообращения, невринома VIII нерва, сифилис, радиоактивное облучение, аномалии развития внутреннего уха, болезни матери во время беременности, интоксикации интоксикация лекарственная и производственная, травмы (механическая, баротравма, акустическая, вибрационная), генетические факторы.

Кондуктивные и сенсориневральные нарушения, являются главной причиной глухоты и тяжелых степеней тугоухости. Сенсориневральные нарушения слуха -это нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. То есть анатомический субстрат сенсориневральных нарушений слуха располагается не на уровнях наружного и среднего уха, а во внутреннем ухе и головном мозге. По сравнению с кондуктивной тугоухостью, сенсориневральные нарушения слуха представляют собой более серьезную медицинскую и социальную проблему. Кондуктивные нарушения слуха - это нарушения, при которых страдает процесс проведения звуковых волн из внешней среды к структурам уха, трансформирующим эти волны в электрические сигналы.

Патогенез нарушения слуха

Важную роль играет расстройство кровообращения в сосудах, питающих внутренне головной мозг, особенно его стволовой отдел, главным образом в сосудах вертебробазилярной системы. Нередко заболевание возникает как проявление возрастной патологии.

При инфекционных болезнях поражаются ганглиозные клетки, волокна слухового нерва и волосковые клетки. Под влиянием инфекционных агентов нарушается капиллярное кровоснабжение во внутреннем ухе, и повреждаются волосковые клетки основного завитка улитки. Вокруг слухового нерва может образоваться серозно-фибринозный экссудат с лимфоцитами, нейтрофилами, распадом волокон и образованием соединительной ткани. Нервная ткань ранима, и уже через сутки начинается распад осевого цилиндра, миелина и вышерасположенных центров. Хронические дегенеративные процессы в нервном стволе ведут к разрастанию соединительной ткани и атрофии нервных волокон.

В основе глухоты и тугоухости при эпидемическом цереброспинальном менингите лежит двусторонний гнойный лабиринтит.

При гриппе отмечается высокая вазо- и нейротропность вируса. Инфекция распространяется гематогенно и поражает волосковые клетки, кровеносные сосуды внутреннего уха. Чаще бывает односторонняя патология. Под влиянием ототоксических антибиотиков происходят патологические изменения в рецепторном аппарате. Волосковые клетки вначале поражаются в основном завитке улитки, а затем - на всем ее протяжении. Развивается тугоухость по всему частотному спектру, но больше на высокие звуки. Наиболее частыми причинами поражения центральных отделов слуховой системы являются опухоли, хроническая недостаточность мозгового кровообращения, воспалительные процессы мозга, травмы черепа. Сифилитическая тугоухость может вначале характеризоваться нарушением звукопроведения, а затем - звуковосприятия за счет патологии в улитке и центрах слуховой системы. Прогрессирование кондуктивной и смешанной тугоухости нередко ведет к поражению слухового рецептора и образованию сенсорного компонента, а затем преобладанию сенсоневральной тугоухости.

Клиника патологии слуха

Слабослышащие дети склонны к головокружениям, повышенному

артериальному давлению, нарушениям ритма сердца. У них уменьшена

мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости. У слабослышащих чаше выявляется органическая кардиореспираторной патология, снижение функциональных резервов кардиореспираторной системы.

Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы. У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие - отставание в развитии мышц шеи, пояса верхней конечности, верхней части спины. Степень отставания зависит от степени тугоухости. У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются: эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога); нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам); моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм); вестибулярные расстройства (шаткая походка, «шарканье» ногами при ходьбе, головокружения); нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи); вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей). У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым, звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запёчатлённые в мозгу, в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой владения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии.

Классификация нарушений слуха

Острая (внезапная глухота) и хроническая

По течению - обратимая, стабильная, прогрессирующая.

По выраженности нарушений слуха:

I степень (лёгкая) - средняя потеря слуха на тоны не превышает 50 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 6 до 4 м.

II степень (средняя) - средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 4 до 1 м.

III степень (тяжёлая) - средняя потеря слуха превышает 70 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 1 до 0,25 м.

При средней потере слуха более 80 дБ и разговорной речи, воспринимающейся на расстоянии менее чем 0,25 м, говорят о глухоте.

По этиологии

Приобретённая (70- 80%) в результате родовой травмы (сопровождавшейся нарушением мозгового кровообращения и асфиксией), гемолитической болезни новорождённых.

Врождённая (20- 30%).

Генетически обусловленная (наследственная), передающаяся как по

аутосомно - рецессивному, так и по аутосомно - доминантному типу,

прогрессирующая.

Обусловленная инфекционным заболеванием матери во время беременности (краснухой, корью, гриппом, токсоплазмозом).

.Психико-педагогические особенности детей с патологией слуха

патология орган слух

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами. Эмоционально не устойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке. Отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии. При этом выделяется пять групп:

.С относительно высоким уровнем развития наглядного, словесно-логического и понятийного мышления. Не уступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления и отстают по развитию понятийного приблизительно на три года. Для них характерна высокая обучаемость, активность и самостоятельность. Эти дети усваивают школьную программу в полном объеме.

.Средний уровень наглядного и словесно-логического мышления. Средняя успеваемость. Для таких детей необходима дополнительная работа с дефектологом, без этой помощи программу они не усваивают.

.Низкий уровень развития наглядного и словесно-логического мышления. Низкая обучаемость, пониженная работоспособность. Необходим индивидуальный подход и более медленный темп обучения.

.Высокий уровень развития наглядного мышления, низкий уровень

словесно-логического. Дети обучаются сложно по таким предметам как: математика, русский язык, точные науки. Двигательно дети развиты, но требуется специальный подход, так как самостоятельно программу они не усваивают.

.Относительно высокий уровень словесно-логического мышления. При современной корректировке воспитания успевают хорошо, в полном объеме усваивают программу. Обучение детей, особенно на начальном этапе, базируется на организации дисциплины на занятиях. Необходимым условием является умение концентрировать и удерживать внимание, поэтому с первых занятий необходимо уделять время развитию внимания слабослышащих школьников. Для аномальных детей особенно важной становится задача обучения сосредоточению внимания на речи и развитие слухового внимания.

.Особенности физического состояния детей с патологией слуха

При нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух.

Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего при нормальном слухе не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде. Возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений. Вибрационная чувствительность теснейшим образом связана с слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухих совершенствуется.

Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:

.трудность сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом - до 21%;

.недостаточность точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

.относительно низкий уровнь ориентировки в пространстве;

.замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

.отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на коор-динационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями.

Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений. На точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства двигательного анализатора. Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.

У глухонемых полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направление вращения. У лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вес-тибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз, языка, акта жевания, иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства не слышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций. Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами.

Средние величины скорости сенсорно-двигательной реакции при снижении интенсивности звукового информационного потока меньше, чем при нормальном функционировании слухового анализатора.

Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от латентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в этих группах в младшем школьном возрасте составляет 72 мс, в среднем - 43 мс, старшем - 35 мс.

Тенденция изменения скорости реагирования на световой раздражитель у слабослышащих такая же, как у глухих.

Мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1-4 кг, а в 14-15 лет прирост составляет 5-9 кг. До 13-14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек. Отмеченная разница силы мышц между ведущей и неведущей рукой недостоверна. Показатели асимметрии более выражены у глухих (разница достигает у них 1-5 кг, у слышащих 0,5-2 кг).

Проявления скоростно-силовых качеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет - от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см. У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7-8 лет ниже, чем у слышащих. К 9-10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13-15 лет у всех школьников наблюдается не выраженное снижение статической выносливости, а к 16-17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.

К 16-17 годам уровень общей выносливости подростков с недостатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слышащих и зависит от состояния кардиореспираторной системы.

Таким образом, своеобразие психического и физического развития зависит от функциональных нарушений отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи.

Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.

Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы.

Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц.

Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, расположенный в трех взаимно-перпендикулярных полукружных каналах и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибулярного анализатора. Внутреннее ухо состоит из улитки и лабиринта, лабиринт в свою очередь из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочки: саккулюс и утрикулюс. Костная и перепончатая часть полукружных каналов и преддверия имеют одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой. Перемещение эндолимфы в полукружных каналах и отолитах саккулюса и утрикулюса происходит под влиянием ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускорением. Полукружные каналы реагируют в основном на угловое ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата служит начало и конец прямолинейного движения, а также сила тяжести. Отолитовые рецепторы участвуют в сложном процессе анализа отокинестетического состояния организма и обеспечения двигательных реакций, направленных на поддержание равновесия. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов просле-живаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.

-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляя передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь. Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.

Отолитовый отдел вестибулярного анализатора отвечает на тоны от 16 Гц до 1000 Гц и способен заменить, в некоторых случаях, кохлеарную (улитковую) активность.

Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.

Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор. Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими ceнсорными системами, особенно со зрительной.

Вывод

Речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то есть отклонение в ее развитии, и ее нарушение, что являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом.

Список использованной литературы

1.Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях // Методические рекомендации. - М.: Академия,2008. - 32с.

.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 2010. - 215с.

.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия,

.-154с.

.Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2009.-136с.

.Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

.Солдатов И.Б. Вестибулярная дисфункция. М.:Медицина, 2009.-238с.

.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия,

.- 245с.

.Хода Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет/ Л.Д. Хода.-

Я.:Нерюнгри, 2009. -160 с.

.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2008. - 145 с.

Похожие работы на - Патологии слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!