Учебно-воспитательный процесс по предмету 'Технология'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учебно-воспитательный процесс по предмету 'Технология'

1. Процесс повышения воспитательного потенциала урока "Технология"

.1 Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе

Воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание гармонично развитой личности - это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающиеся на его пути.

Воздействие воспитателя - совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника - объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя - это его реакции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые у личности - знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспитания.

Мотивы - побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания.

Поведение - особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.

Методы воспитания - способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями. Выделяются методы: убеждения, упражнения, поощрения и косвенного воздействия на учащихся.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении - это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально - и социально - психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Аффективное воспитание - формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам (например, курс обучения разрешению конфликтов).

Связь с жизнью - принцип организации учебно - воспитательного процесса, реализующийся посредством связи содержания и образования с процессами экономической реформы, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами: знакомство с организацией общественной деятельности и труда, участие в трудовых процессах; знакомство с современной наукой.

Воспитательный подход - это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 г. №574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №2 1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России №193 от 25.01.2002 г., призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;.

формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обусловливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности.

Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов.

Принципы гуманизации и гуманитаризации напрямую связаны с воспитательным потенциалом уроков, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур.

Построение школьных курсов с учетом принципа экологизации способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Принципы внешней и внутренней дифференциации предполагают выявление и развитие у школьника склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности; предоставление обучающимся возможности выбора ряда учебных дисциплин или возможности работать на разном уровне глубины освоения каждого конкретного предмета.

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры; в процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и других формах социальной практики.

Одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, при освоении учащимися естественно-научного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. На уроках естественно-научного цикла можно развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время, путем включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, в игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.

Предметы области «Искусство» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре. В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности.

При подготовке и переподготовке педагогических кадров следует направлять усилия на формирование у педагогов позиции воспитателя, которая заключается во внутренней психологической установке на решение воспитательных задач, на формирование представлений о воспитывающем влиянии собственной личности на социально-нравственное становление ученика. Учителю необходимы знания о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий.

Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры; в работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми - от привития им любви к своей Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

1.2 Формирование и особенности воспитательной системы

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.

Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.

Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы»,» воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Прежде всего, дается определение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

·цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

·деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

·субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

·рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

·управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

·создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;

·формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;

·ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;

·выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);

·включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;

·диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;

·создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Концепция может состоять из следующих разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

1.Основные параметры образовательного учреждения.

2.Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

.Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

1.Теоретико-методологические основы системы.

2.Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

.Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).

.Этапы построения системы.

.Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

Важную роль в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.

Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, «ключевые дела»).

На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Она проявляется:

·в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;

·во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;

·в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;

·в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Предлагаем программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А. Караковским.

Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы школы

I. Общие данные о школе.

1.Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).

2.Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

.Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).

.Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

.Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

II. Признаки гуманистической воспитательной системы и ее особенности.

1.Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).

2.Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.

.Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.

.Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.

.Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.

.Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.

.Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).

.Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.

.Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.

.Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: «ключевых дел», воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).

.Позиция педагога как воспитателя по отношению:

oк детскому сообществу школы,

oк собственному саморазвитию,

oк коллегам по педагогическому коллективу,

oк среде, окружающей воспитательную систему школы.

12.Управление воспитательной системой (органы, формы).

13.Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.

.Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.

.Психолого-педагогическое обеспечение.

III. Процесс развития воспитательной системы.

1.Противоречия в развитии воспитательной системы.

.Перспективы развития воспитательной системы.

.Наиболее оригинальные находки в жизни школы.

.Связь с наукой:

oнад какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;

oучастие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы «Теория и практика воспитательных систем». Темы исследования.

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

1.Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

2.Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

.Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

.Отношение к внутришкольным конфликтам.

.Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

.Событийный характер деятельности.

.Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

.Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем один из вариантов такого анализа.

Критерии эффективности воспитательной системыПоказателиМетодики изученияI. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося1. Освоение учащимися образовательной программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4. Сформированность учебной деятельности1. Школьный тест умственного развития 2. Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) 5. Педагогическое наблюдениеII. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося1. Нравственная направленность личности 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» 2. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы» 3. Методики «Акт добровольцев», «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора» 4. Метод ранжирования 5. Методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Магазин», «Золотая рыбка», «Цветик - семицветик»III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 2. МЭПО и СУ 3. Педагогическое наблюдениеIV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы1. Развитость чувства прекрасного 2. Сформированность других эстетических чувств1. Методика Торренса 2. МЭПО и СУ 3. Педагогическое наблюдениеV. Сформированность физического потенциала выпускника1. Состояние здоровья выпускника школы 2. Развитость физических качеств личности1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика 2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качествVI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» 2. Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе» 3. Анкета «Ты и твоя школа» 4. СоциометрияVI. Сформированность общешкольного коллектива1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность совместной деятельности.1. Методика «Наши отношения» 2. Методика М.И. Рожкова 3. Социометрический эксперимент

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей, развития системы духовно-нравственного, гражданского, правового, патриотического воспитания школьников. Программа должна способствовать формированию гражданских, патриотических чувств у молодых людей, обеспечить их участие в решении задач по консолидации общества, поддержании общественной и экономической стабильности, формированию у школьников высокой ответственности перед обществом и государством, упрочению единства и дружбы народов, населяющих Россию.

Реализация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном учреждении должна осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Развитие духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

  1. определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;
  2. формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
  3. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;
  4. создание условий для воспитания творческой личности с развитым эстетическим чувством, устремленной к высшим нравственным, духовным ценностям;
  5. повышение культурного уровня образовательного процесса;
  6. развитие системы воспитания с учетом специфики культурных ценностей, обычаев и традиций народов, населяющих Республику Башкортостан;
  7. создание условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического, творческого, духовного потенциала одаренных детей;
  8. формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
  9. совершенствование системы воспитательной работы в сфере формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, готовности к социализации и активной адаптации на рынке труда;
  10. повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
  11. создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
  12. включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) педагогов дополнительного образования;
  13. активизация деятельности классных руководителей и воспитателей.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  1. сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
  2. воспитание гражданина и патриота своей малой и большой Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  3. достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
  4. организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
  5. обеспечение вариативности воспитательных систем;
  6. развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
  7. усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом;
  8. оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, местным органам управления образованием в организации обучения детей религии, духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения вне рамок образовательной программы.

2. Влияние урока "Технология" на повышение воспитательного потенциала личности

.1 Пути и средства повышения уровня воспитания личности в образовательном процессе по предмету "Технология"

урок технология воспитательный личность

Технология - предмет многогранный. И в отличие от других учебных предметов, за последние несколько лет претерпела много изменений. В привычное содержание образования по трудовому обучению, помимо прочих изменений, включены новые разделы или; как называют их технологи, новые модели. Одним из них является модуль «Информационные технологии». Программа по технологии предусматривает его изучение с начальных классов. Он может быть выделен в отдельный раздел, а также применяется при изучении других моделей.

В силу ряда причин, объективных или субъективных, далеко не во всех сельских и даже городских школах это используется на практике.

Во всех школах имеются компьютерный класс, подключен Интернет. Есть возможность использовать компьютер на любом учебном занятии по любому учебному предмету, а также во внеурочное время. Дети всегда с большим интересом относятся к работе на компьютере.

В связи с большим объемом учебного материала не выделяются отдельные уроки на изучение информационных технологий, а включаются в работу на компьютере в другие модули.

Так, например, нравятся учащимся презентации, включенные в программе Power Point. Они содержат текстовую информацию, рисунки, но, по сравнению с учебником, более яркие, красочные, в них используются различные спецэффекты, что тоже очень нравится ребятам, способствуют развитию интереса к учебе. Работа с презентацией по силам даже ребенку, не умеющему работать на компьютере. Используются презентации при изучении кулинарии («Сервировка стола», 5 класс), при конструировании и моделировании изделий («Моделирование юбки», 6 класс) и др.

На уроках технологии используются технологические и инструктивные карты по изготовлению того или иного изделия. Нужно чтобы девочки не только работали по таким картам, но и сами могли их составлять, т.к. при этом развивается мышление. Таблицы ученицы учатся строить и заполнять на компьютере в программе Word.

В изучении модулей «Гигиена девушки. Косметика», «Конструирование и моделирование изделий» используем на уроках CD-диски, которые даже позволяют по заданным размерам распечатать с них выкройки изделий.

Большие возможности дает работа в Интернете. С его помощью можно узнать новости в мире моды, сделать распечатку сценария праздника, скачать понравившийся рисунок. Также ученицы в урочное и внеурочное время оформляют с помощью компьютера пояснительные записки к творческому проекту. В 5 классе ограничиваются титульным листом, а в 9 классе пояснительную записку выполняют в компьютерном варианте.

В прошедшем учебном году ученицы 9 класса выполняли коллективную творческую работу по информационным технологиям. Они разработали презентацию по кулинарии на тему «Овощи», которая в дальнейшем будет применяться на уроках по технологии в 5-х классах.

MS PowerPoint: образ как средство обучения, или ультиматум классной доске.

ИКТ не призваны заменить классную доску и классические формы обучения, они призваны помочь учителю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала. Когда без мультимедийности объяснить в полном объеме, ярко и исчерпывающе представляется затруднительным. Когда нужно показать скрытый от человеческого глаза, по естественным причинам, объект, например, строение клетки или молекулярную структуру вещества.

В условиях информатизации детского образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования).

Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации.

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Одними из главных целей образования являются формирование творческого интеллектуального потенциала, общего культурного уровня учащихся, формирование личности способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Один из них - организация творческой работы учащихся.

Задачи урока:

·Развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать.

·Развивать речь учащихся, умение высказывать своё мнение, доказывать его, делать выводы после выступления.

·Систематизировать знания учащихся.

. Использование информационных технологий для реализации целей педагогических технологий.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой - государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно «подслушать» диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

В материалах 11 международной конференции «Технологическое образование школьников в начале 21 века» отмечено, что образовательная область «Технология» помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя. Частью технологической культуры является информационная культура: знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности.

2.2 Метод проектов - одно из приоритетных средств развития воспитательного потенциала, интеллекта и творчества личности

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Слово проект латинское и означает в переводе «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем проектирование в конце 20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.

В материалах 11 международной конференции «Технологическое образование школьников в начале 21 века» отмечено, что образовательная область «Технология» помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя. Частью технологической культуры является информационная культура: знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности.

На уроках технологии в рамках реализации Национального проекта «Образование» при обучении учащихся одним из основных средств является проектная деятельность. Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовольствие не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости.

В современной жизни необходимо не только вооружить учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и, прежде всего, умению работать с электронным учебником. Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приёмах работы с текстом. Работа с учебником является творческим процессом.

Умение работать с электронным учебником пробуждает у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, это помогает при работе с проектом. Учебный проект дает возможность собрать, проанализировать информацию, связанную с изготовлением подобных изделий, разработать изделие по собственному замыслу. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера. Например, предлагаю детям проблемную ситуацию, указываю, где можно найти ответ, задаю наводящие вопросы; учащиеся, прочитав текст, разрешают ситуацию. Так уроках нужно формировать у ребят умения и навыки самостоятельной работы с электронной книгой. С 5 класса на уроках технологии применять современную компьютерную технику. Это позволяет разнообразить изучение нового материала, усовершенствовать процесс создания схем для лоскутной мозаики, выполнение рисунков для аппликации и т.д. Ребята с удовольствием включаются в работу.

При подготовке собственных презентаций учителю следует выполнять ряд требований, которые помогут сделать качественный учебный продукт не только для себя, но и для своих коллег. Здесь же отметим еще одну проблему, с которой Вы неизбежно столкнетесь. Ваши учителя, особенно наиболее творческие и увлеченные, будут с трепетом, не всегда адекватно, относится к своим разработкам. Дать, или даже показать кому-нибудь свое творение - да ни за что, хоть увольняйте! Никаких законных оснований «давить на учителя» и требовать от него делиться опытом, у Вас нет. Бороться с такими настроениями можно только силой убеждения. И вот для Вас сильный аргумент. Скрывая от широкой общественности свой труд, учитель дождется только одного. Другой учитель, из этой или из соседней школы, сделает что-то подобное. Причем сделает совсем не так качественно, но зато публично: вот, пользуйтесь! И теперь любая попытка показать свой труд, сравнить его с «недостойным» аналогом может привести к обвинению в плагиате.

Серьезная задача - подготовка не отдельных презентаций, а их комплексов, которые охватывают целые учебные курсы. Создание такого комплекса - сложный творческий процесс, в котором желательно, чтобы приняло участие несколько педагогов. Понятно, что ни одна школа не в состоянии в одиночку разработать такие комплексы по всем предметам. Поэтому крайне важным, является система, позволяющая собирать, систематизировать и обобщать результаты работы многих творческих коллективов, обмениваться между собой результатами разным школам. Разработчики Перспективной Школы начали реализацию такого проекта в сети Интернет и приглашают к участию в нем всех своих клиентов. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, расширить стоящие перед образовательными учреждениями задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Заключение

Цель работы реализована, в процессе работы был изучен как практический, так и теоретический материал.

Информационная поддержка образовательного процесса способствует активному развитию интеллекта личности, ее творческого потенциала. Выявлена роль коммуникационных технологий, в формировании обшей культуры личности и путей ее развития.

В процессе работы возникли новые вопросы по данной проблеме: детальная характеристика отдельных информационных технологий в образовательном процессе и др. Нереализованные вопросы станут предметом дальнейшего изучения.

Вывод в результате изучения этой проблемы:

Реализация напрямую зависит от учебно-технической оснащенности образовательного процесса, уровня педагогического мастерства учителя «Технологии».

Система учебно-воспитательной деятельности современной школы должна соответствовать актуальным потребностям личности, общества, государства. В этих условиях особое значение приобретает научный поиск, способствующий выявлению воспитательного потенциала трудового обучения.

Использованная литература

1.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Москва, 2000

2.Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999

.Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. - Владимир, 1993

.Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова: - Смоленск, 2000

.Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М., 1997

.Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995

.Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А. Степанова. - М., 2000

.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова - М., 2001

.В.В. Никитин. Информационно-методическое обеспечение перечня формирования направлений и специальностей в области информационно-коммуникационных технологий. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 3-е изд. - М: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

.Стражев В.И. Технологии информационного общества / В.И. Стражев // Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000. - СПб., 2000. - 292 с.

.Макарова Н.В. Интегрированное образовательное пространство на базе компьютерных технологий - фундамент информационного общества / Н.В. Макарова // XI международная конференция - выставка «Информационные технологии» в образовании

.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

.Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. - Омск, 1989.

.Воспитательный потенциал содержания образования. (сост. Н.И. Лебедева) - Омск, 2004.

.Глассер У. Школы без неудачников / пер. с англ. - М., 1991.

.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

.Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб., 1997.

.Коротов В.М. Воспитание и развитие личности: краткий терминологический словарь. - М., 1992.

.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения. - Омск, 2005.

.Лузина Л.М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу). - Псков, 2000.

.Педагогическая психология воспитания. - М., 1997.

Похожие работы на - Учебно-воспитательный процесс по предмету 'Технология'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!