Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    839,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ

.1 История возникновения речевого этикета

.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование

.3 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие

.4 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания

.4.1 Вежливость и взаимопонимание

.4.2 Речевые дистанции и табу

.5 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование

РАЗДЕЛ II. ИНТЕРНЕТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, СРАВНЕНИЕ, ПРАВИЛА, НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

.1 Интернет: происхождение, преимущества, недостатки

.2 Возникновение понятия речевого Интернет-этикета, правила, виды нарушений

.3 Виды общения в сети Интернет, нарушение правил речевого этикета на примере сообщений пользователей социальной сети и форума

.3.1 Нарушение правил речевого этикета пользователями социальной сети на примере ресурса «Вконтакте»

.3.2 Нарушение правил речевого этикета пользователями форума, на примере ресурса «4pda.ru»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet).

Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так, возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер Сети увеличивается на 7-10 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях.

Интернет превращается в полноценный источник всевозможной полезной информации, а также становится основной формой виртуального общения.

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена стремительным развитием технологий и Интернет коммуникаций, которые имеют важное влияние на формирование сознания людей.

Объектом исследования является популярная социальная сеть и форум.

Предметом исследования являются нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет. Целью данной работы является определение уровня речевого этикета в глобальной сети Интернет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        изучить научные источники, описывающие и раскрывающие понятие речевого этикета, историю его развития;

·        рассмотреть понятие речевого этикета в Интернете;

·        проанализировать сообщения пользователей социальной сети и форума для определения количества нарушений речевого этикета;

·        определить уровень речевого этикета в различных видах Интернет ресурсов;

Материалом исследования стали сообщения пользователей в социальной сети и форуме.

Структура курсовой работы включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ

1.1 История возникновения речевого этикета

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества.

Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой [3].

«Словарь определяет это понятие так: «этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться».

Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой мы упоминали выше. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, закрепивших речевой этикет систему норм и правил общения.

Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет [4].

Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

 

1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

В процессе воспитания человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д.

Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт следующее определение этикета: «Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности» [8].

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Это описывает В. Е. Гольдин в книге «Речь и этикет». «Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях» [11].

Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л. А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету: «Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения» [10]. Н. И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [21].

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л. А. Введенская так определяет эти факторы:

·        Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера [10].

·        Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник [15].

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

·        речевые формулы для начала общения

·        речевые формулы применяемые в процессе общения

·        речевые формулы для окончания общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на «ты» не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на «вы» не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе [27].

 

1.3 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие

Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы:

·        Разрешите с Вами познакомиться.

·        Я хотел бы с Вами познакомиться.

·        Давайте познакомимся.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

·        Позвольте (разрешите) представиться.

·        Моя фамилия Колесников.

·        Анастасия Игоревна.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

·        Доброе утро.

·        Добрый день.

·        Добрый вечер.

Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

·        Очень рад Вас видеть!

·        Моё почтение!

Обращение: Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.

1.4 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения, именины, знаменательные даты семьи или её членов, презентация, заключение договора, создание новой организации.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

·        Позвольте (разрешите) пригласить Вас

·        Приходите на праздник (юбилей, встречу), будем рады Вас видеть.

Поздравление:

·        Примите мои (самые) сердечные (тёплые, горячие, искренние) поздравления.

·        От имени (по поручению) поздравляем; сердечно (горячо) поздравляю.

Как и во всех других ситуациях межличностного общения поздравления должны быть предельно корректными, уместными и искренними. Только вот с искренностью нужно быть очень осторожным. Поздравление - принятый обществом ритуал уважения и радости за близкого человека, но это не как не способ ведения беседы или переписки, в поздравлениях не должны звучать сугубо личные темы и вопросы адресата поздравления. Содержательная часть поздравления - ритуальное выражение радости, но ничего более.

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казённым. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (Вам) свои (мои) глубокие (искренние) соболезнования. Приношу (Вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования. Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье) [26].

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. В любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведём речевые клише, которые используются в данных ситуациях.

Благодарность: Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку; фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за… [26]

Кроме официальных благодарностей существуют ещё и обыденные, неофициальные благодарности. Это обыкновенное «спасибо», «вы очень любезны», «не стоит благодарностей» и т.д.

Замечания, предупреждение: Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьёзное) предупреждение (замечание) .., К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)

.4.1 Вежливость и взаимопонимание

Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей... Что это значит - быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Невежливость - это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками. Следовательно, нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением партнера. Ну, а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике», который определяет вежливость так: «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.

 

1.4.2 Речевые дистанции и табу

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм.

В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников [16]:

·        степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому);

·        официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное);

·        характером взаимоотношений (ты - дружеское, «теплое», Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, «холодное»);

·        равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).

Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек.

Таким образом, выявляется ты родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

В зависимости от формы обращения на «ты» или «Вы» находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности [16]. Табу - это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению нецензурная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.

1.4.3 Комплименты. Культура критики в речевом общении

Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу [17].

Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку:

·        Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите.

·        Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны).

·        Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель).

·        Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).

·        Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.

·        С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Культура критики нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку.

Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.

Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.

Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.

Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.

Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина [17].

 

1.5 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование

Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения.

Они выражают пожелание:

·        Всего Вам доброго (хорошего)!

·        До свидания!

Надежду на новую встречу:

·        До вечера (завтра, субботы).

·        Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго.

·        Надеюсь на скорую встречу.

Сомнение в возможности ещё раз встретиться:

·        Прощайте!

·        Вряд ли ещё увидимся!

·        Не поминайте лихом!

Речевой этикет в узком смысле - это формулы, которые обеспечивают принятые в данной среде, среди данных людей и в данном случае включение в речевой контакт, поддержание общения в избранной тональности. А в широком смысле - это все правила речевого поведения, все речевые разрешения и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и обстановки, с одной стороны, и стилистическими ресурсами языка - с другой.

Речевой этикет задает те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение. Однако даже употребление общепринятых формул требует искреннего, доброжелательного внимания к собеседнику. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения сложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. Речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, без которых просто нельзя обойтись.

РАЗДЕЛ II. ИНТЕРНЕТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, СРАВНЕНИЕ, ПРАВИЛА, НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

.1 Интернет: происхождение, преимущества, недостатки

Интернет (Internet - inter + net - объединение сетей) - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации [24].

Как видим из определения, Интернет - это действительно принципиально новая, многофункциональная коммуникационная среда, сочетающая возможности печатных изданий, радио, телефона и, разумеется, телевидения.

К концу 2011 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2,3 млрд человек [1]. По данным InMind Opinion Media, регулярными Интернет-пользователями являются 19,7 млн украинцев в возрасте 15+ лет [7].

Рассмотрим данные опроса InMind Opinion Media.


Как видим из вышеприведенных данных, Интернет распространяется с большой скоростью, им пользуется более 19,5 млн. украинцев, что дает ему огромные преимущества. По данным Key statistical highlights в течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. Другим средствам коммуникации требовалось гораздо больше времени для достижения такой популярности, что хорошо видно на нижеприведенной таблице. [12].

Информационная среда

Время, лет

Радио

38

Телевидение

13

Кабельное телевидение

10

Интернет

5


Проведя анализ полученный информации, мы рассмотрели плюсы и минусы интернета:

Плюсы Интернета:

·        Оперативность получения любой информации.

·        Общение: Мой мир, Контакт, Одноклассники и другие социальные сервисы и форумы.

·        Самореализация.

·        Получения дополнительного образования.

·        Расширение территориальных границ.

·        Обеспечение досуга.

·        Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать.

Минусы Интернета:

·        Беспорядочная недостоверная информация.

·        Получение и передача ложных сведений.

·        Формирование недостоверных понятий об объектах, явлениях и процессах.

.2 Возникновение понятия речевого Интернет-этикета, правила, виды нарушений

Основными пользователями сетей Интернет первоначально были, в основном, работники государственных организаций и научных учреждений.

Порядок и способы использования Интернета описывались в инструкциях.

Этикет использования сетей основывался на устоявшихся в научных кругах нормах общения и обмена информацией.

С развитием техники и коммуникаций в Интернете стало больше пользователей, не относящихся ни к государственным чиновникам, ни к ученым мужам. Многие из них использовали Интернет именно в тех целях, для которых он создавался - для поиска информации. Для других Интернет стал местом удовлетворения своего любопытства и личных амбиций. Постепенно Интернет из сообщества чисто информационных сетей превращается в один из видов развлечения, оставаясь при этом, в первую очередь, источником информации.

Доступность электронной почты для пользователей позволила оценить ее преимущества по сравнению с традиционными видами почты. Отправленное письмо может оказаться на другой стороне земного шара за час. Стало очевидным, что появилась необходимость в выработке своих норм этикета как для пользователей, так и для тех, кто их обслуживает. В различных научных учреждениях, в электронных конференциях пользователей в процессе обсуждения появляются новые нормы поведения - нетикет (netiquette, от английского net- «сеть» и французского etiquette - «этикет») [15]. Обсуждение этих норм продолжается и по сей день, хотя и появились некоторые основополагающие правила. Содержание этих правил зависит от вида использования Интернета.

Рассмотрим свод правил netiquette [2].

Правило 1: Помните, что вы говорите с человеком.

Тут мало только помнить, нужно иногда ставить себя на место собеседника. Чаще задавайте себе вопросы: Приятно было бы вам получить такое сообщение, которое вы только что отправили? Сказали бы вы в лицо человеку такую фразу? Помните, что ваш оппонент также может ошибиться, поэтому не спешите писать разгромные письма и истолковывать (интерпретировать) полученную информацию по-своему.

Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

В сети правила поведения так же строги, как и в реальной жизни. Ненужно тешить себя иллюзией, что вероятность быть пойманным, «нашкодив» в Интернете, ничтожна мала. Оптимальный вариант - всегда оставаться в рамках закона (как в реальном, так и в виртуальном пространстве). Правило 3: Помните, где вы находитесь в киберпространстве.

Смысл этого правила заключен в следующем: вы сменяете группу общения, а вместе с ней меняются и правила поведения. То, что допустимо в одной группе, могут счесть за грубость, оскорбление, неуважение в другой.

Правило 4: Уважайте время и возможности других.

Смысл этого постулата прост - когда вы отсылаете кому-то письмо, сообщение на форум и т.д., вы претендуете на чье-то время. И потому вы автоматически становитесь ответственным за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Прежде чем отправлять кому-либо сообщение, письмо, подумайте, действительно ли ваш адресат нуждается в нем. Если нет, то не стоит тратить ни его, ни свое время.

Правило 5: Сохраняйте лицо.

В сети никто не видит вас, потому никто не будет оценивать вашу манеру одеваться, толщину вашего кошелька, внешность и другие подобные параметры. Зато ваши оппоненты будут оценивать то, как и что вы пишите. Начиная составлять послание, убедитесь в том, что оно ясное и логичное. Отдавайте предпочтение коротким и понятным предложениям, а также простым словам.

Правило 6: Помогайте другим там, где вы это можете делать.

Не бойтесь обмениваться своим опытом с другими пользователями. Если же вам требуется помощь, то, отправляя вопрос на форум, не забудьте потом выложить ответы, которые прислали вам на электронную почту.

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

В Интернете закрепилось устойчивое название - флейм (flame), которое обозначает эмоциональное замечание, целью которого является провоцирование реакции пользователя. Сетевой этикет, конечно, не запрещает использование флеймов, так как некоторые из них могут доставлять удовольствие, как самому сочинителю, так и читателям. Однако следует помнить, что затянувшаяся на форуме или конференции перепалка между двумя оппонентами может вызвать негативную реакцию других читателей темы, которые зашли на форум пообщаться, а не наблюдать состязание в красноречии.

Правило 8: Уважайте право на частную переписку.

Вряд ли есть человек, которому бы понравилось копание чужих в его личной почте. Уважайте чужую тайну переписки, поскольку это не только знак хороших манер, но и гарантия того, что у вас не будет проблем по этому поводу.

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями.

То, что вы имеете более обширные знания, или обладаете расширенными полномочиями, не дает вам право использовать их в своих корыстных целях, а также для удовлетворения своего любопытства.

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки.

Будьте снисходительны к тем, кто допускает ошибки, будь то опечатка, наивный вопрос или же неадекватный ответ. Если же вы все-таки обращаете внимание пользователя на его ошибку, делайте это корректно и непублично (в частном письме).

Как видим, они не отрицают заложенные правила речевого этиката, а лишь дополняют их в связи со сферой применения.

2.3 Виды общения в сети Интернет, их преимущества, сравнение, нарушение правил речевого этикета на примере сообщений пользователей социальной сети и форума

Для того чтобы понять на каком уровне находится речевой этикет в глобальной сети Интернет, рассмотрим ресурсы, где пользователи общаются чаще всего: социальную сеть и форум.

Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются:

·        предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.);

·        создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

·        подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники.

Веб-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум» [19].

Исходное понятие: Форум - (лат. forum) массовое представительное собрание, съезд [19].

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользователи форума могут сами создавать темы для обсуждения, устраивать опросы, голосования, задавать вопросы и получать на них ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Вопросы и ответы остаются в базе данных форума, и могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которых специально заходят на форум, зная адрес его сайта, или получают его от поисковых систем при поиске информации.

речевой этикет вежливость социальный сеть

2.3.1 Нарушение правил речевого этикета пользователями социальной сети на примере ресурса «Вконтакте» [26].

По данным статистики www.liveinternet.ru <#"605340.files/image004.gif">

Правила касающиеся речевого этикета установленные администрацией данной социальной сети [26]:

При пользовании Услугами Сайта Пользователь обязан:

·        соблюдать положения действующего законодательства Российской Федерации, настоящих Правил и иных специальных документов Администрации Сайта;

·        не размещать на персональной странице информацию и объекты (включая ссылки на них), которые могут нарушать права и интересы других лиц;

·        перед размещением информации и объектов (включая, но не ограничиваясь, изображениями других лиц, чужими текстами различного содержания, аудиозаписями и видеофильмами) предварительно оценивать законность их размещения;

Пользователю при использовании Сайта запрещается:

·        содержит угрозы, дискредитирует, оскорбляет, порочит честь и достоинство или деловую репутацию или нарушает неприкосновенность частной жизни других Пользователей или третьих лиц;

·        нарушает права несовершеннолетних лиц;

·        является вульгарной или непристойной, содержит нецензурную лексику, содержит порнографические изображения и тексты или сцены сексуального характера с участием несовершеннолетних;

·        содержит сцены насилия, либо бесчеловечного обращения с животными;

·        содержит описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению;

·        пропагандирует и/или способствует разжиганию расовой, религиозной, этнической ненависти или вражды, пропагандирует фашизм или идеологию расового превосходства;

·        содержит экстремистские материалы;

·        пропагандирует преступную деятельность или содержит советы, инструкции или руководства по совершению преступных действий,

·        содержит информацию ограниченного доступа, включая, но не ограничиваясь, государственной и коммерческой тайной, информацией о частной жизни третьих лиц;

·        содержит рекламу или описывает привлекательность употребления наркотических веществ, в том числе «цифровых наркотиков» (звуковых файлов, оказывающих воздействие на мозг человека за счет бинауральных ритмов), информацию о распространении наркотиков, рецепты их изготовления и советы по употреблению;

·        носит мошеннический характер;

·        а также нарушает иные права и интересы граждан и юридических лиц или требования законодательства Российской Федерации.

Мы рассмотрели нарушения норм речевого этикета на примере сообщества этой социальной сети - «MDK».

В частности, были рассмотрены нарушения норм речевого этикета по нескольким причинам:

·        Обращение к своему собеседнику, в неуважительной, для данной ситуации, форме

·        Употребление ненормативной лексики, оскорбление.

·        Воздержание от произнесения необходимых по ситуации формул этикета.

Адрес сообщества: «vk.com/mudachyo» уже нарушает правила речевого этикета и правила данной социальной сети.


Выше приведен скриншот (Скриншот (screenshot) - снимок экрана, картинка, которая точно отображает то, что показывает ваш монитор в конкретный момент времени [23].) данного сообщества. В данном сообществе состоит более двух миллионов пользователей «Вконтакте».

Сообщество называет себя «Культурной доминантой».

Доминанта культурная (лат. dominans - господствующий) в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры [25].

Из проанализированных 878 сообщений пользователей за январь 2013 мы выявили, что:

·        572 сообщения содержат нецензурную лексику, 312 из которых подразумевают оскорбления.

·        719 сообщений содержат лексические или грамматические ошибки.

·        В 593 сообщениях пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.


Примеры материалов, предлагаемых сообществом.

Примеры сообщений содержащих в себе лексические или грамматические ошибки:

·        я походу знаю этого пацана. он сидит щас вроде)

·        Захади только что открылись онлайн немаленький админки за пиар и лидерку любуй захади самп

·        Яб за ткую пиццу жил бы с ней

·        Все ко мне в други!

·        чёткая жи, хороша чертоффка

Примеры сообщений содержащих в себе нецензурную лексику или оскорбления:

·        С*ка вы можете чморить хачей ну собак не трогайте,они не виноваты ахахахаха

·        Бл*ть бараны, это пленка сверху прозрачная, на некоторых йогуртах есть.

·        збс повод не обмениваться ху*нёй

Примеры сообщений, в которых пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.

·        Здарова, пацанчики

·        Скинь музыку на стену

·        добавляйтесь в друзья, ребят )

.3.2 Нарушение правил речевого этикета пользователями форума, на примере ресурса «4pda.ru»


Ресурс «4pda.ru» [22] - один из популярных российских форумов, с количеством посетителей более двух с половиной миллионов человек.


Отличие от социальной сети заключается в том, что для каждого раздела назначены модераторы, следящие за строгим исполнением правил, установленных администрацией форума.

Модератор - социол. лицо, уполномоченное модерировать, профессиональный посредник, методический помощник, который организует процесс коммуникации при обсуждении и решении задач (проблем) в группе, помогая участникам достичь необходимого результата [18].

Даже для таких разделов как «трепалка» (Здесь можно поговорить на любые волнующие темы или просто поболтать (счетчик сообщений в этом форуме отключен) установлены жесткие правила [18] :

В этом разделе запрещается:

·        Создавать темы, вызывающие межрассовую, межнациональную или межрелигиозную вражду.

·        Создавать темы, связанные с просьбой о материальной помощи.

·        Создавать темы со ссылками на ресурсы, содержащие нецензурные выражения и порнографию, ресурсы сект и т.д.

·        Создавать темы политического характера, пиар политиков и т.д..B. Мы категорически против мата. Нарушивший данные правила будет наказан независимо от своего статуса.

Из проанализированных 725 сообщений пользователей за январь 2013 мы выявили, что:

·        17 сообщений содержат нецензурную лексику, 4 из которых подразумевают оскорбления.

·        418 сообщений содержат лексические или грамматические ошибки.

·        В 128 сообщениях пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.

 


Примеры сообщений содержащих в себе лексические или грамматические ошибки:

·        Назвался груздем........ держись короче!!!!!! сейчас курю, мне это просто нравиться.......

·        и зачем тогда ваще курить... 2-3 сигареты в день... Что это ваще дает???

·        почиму?

Примеры сообщений содержащих в себе нецензурную лексику или оскорбления:

·        Всю ж*пу отбили...

·        Б*я буду,такая же байда!

·        никого в твое отсутствие не тр*хнули...

Примеры сообщений, в которых пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.

·        Приветствую. Помогите с возможными вариантами.

·        Я ужо туточки.

·        братан ! в картах и навигации одно сообщение в день

Социальными сетями пользуется гораздо большее количество человек, чем остальными видами общения в Интернете. Правила речевого этикета эффективны и для Интернет общения. У каждого интернет ресурса существует свой свод правил, которые тесно взаимосвязаны с основными правилами речевого этикета.

Главные отличия между социальной сетью и форумом:

·        Популярность. Количество пользователей, рассматриваемой выше, социальной сети ВКонтакте более чем в 100 раз превосходит количества пользователей форума «4pda.ru».

·        Контроль добавляемой пользователями информации. В социальной сети существуют правила, но за их соблюдением следит очень малое количество человек. В отдельных сообществах позволяется не соблюдать все правила, установленные социальной сетью. На форуме за информацией постоянно следят модераторы. Каждый раздел, каждая тема находятся под наблюдением, и за несоблюдение правил форума, пользователю блокируется доступ к ресурсу.

Из приведенных во втором разделе данных, выведем среднее значение нарушений правил речевого этикета для форума и социальной сети:

 

Как видим из выше проанализированных данных, правила речевого этикета пользователями форума соблюдаются более чем в два с половиной раза чаще, чем пользователями социальной сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В веке научно технического прогресса место речевого этикета коренным образом переосмысляется.

С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортный климат для общения.

С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике.

В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых важнейших норм и правил:

·        Содержательность

·        Логичность

·        Доказательность

·        Убедительность

·        Ясность

·        Понятность речи.

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по - разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически, забывая употреблять необходимые формы речевого этикета, пользоваться правилами.

Проанализировав социальную сеть и форум, можно установить, что администрацией ресурсов предлагаются правила общения, для пользователей. На форуме эти правила соблюдаются более чем в 2,5 раза чаще, чем в социальной сети. Из 725 сообщений, только 188 были написаны с нарушением правил речевого этикета. В то время как в социальной сети 628 сообщений из 878 нарушают правила речевого этикета.

На основе полученных данных, выведем среднее значение нарушений правил речевого этикета в Интернете.


В среднем, более чем в 50% случаев в Интернете нарушаются правила речевого этикета. При этом на форумах в 26%, а в социальных сетях - 72%!

Для того чтобы правила речевого этикета соблюдались чаще, необходимо:

·        Пользователям Интернета знать правила общения на данных ресурсах и не нарушать их.

·        Администрации ресурсов следить за информацией, загружаемой пользователями, в случае нарушений блокировать доступ пользователя к своему ресурсу.

·        Создать свод правил, которых охватывал бы все аспекты речевого этикета, с учетом Интернет общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Key statistical highlights: ITU data release June 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.itu.int/ITU-D/ict/statistics/material/pdf/2011%20Statistical%20highlights_June_2012.pdf>

2.      THE CORE RULES OF NETIQUETTE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.albion.com/netiquette/corerules.html>

.        Акишина А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М.,1983. - 115c

.        Арова Э. В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств и поведения / Э. В. Арова Будьте добры : Молодой семье о культуре чувств и поведения. 2-е изд. Минск Полымя 1985. - 76с.

.        Архангельская М. Д. Бизнес-этикет или игра по правилам / М. Д. Архангельская. Бизнес-этикет или игра по правилам, М. 2001. - 159c.

.        Асадова. Н. Когда умрет бумажная пресса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/crisis_review/20090526/172322429.html#ixzz2GTVZL0t2 <http://ria.ru/crisis_review/20090526/172322429.html>

.        Аудитория Интернет пользователей Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.inau.org.ua/download.php?e378a9e184b2b01af8282058f060d440&target=1>

.        Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская Русский язык и культура речи. 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 121с.

.        Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи». М. 2002. - 24c.

.        Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи». М. 2002. - 67c.

.        Гольдин В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983. - 129c.

.        Новое лицо аукциона. Компьютерра-Онлайн (2 марта 1999) [Электронный ресурс]/Сергей Павлов - Режим доступа: http://old.computerra.ru/offline/1999/287/2444/

.        Правила пользования сайтом ВКонтакте.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://vk.com/terms.php>

.        Правила Трепалки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=38703>

.        Правила этикета в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://referat.resurs.kz/ref/pravila-etiketa-v-internete>

.        Речевые дистанции и табу [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl7.html>

.        Русский язык и культура речи. Учебник. [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://www.tepka.ru/uroki_russkogo/41.html>

.        Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/21975/>

.        Словарь синонимов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/форум>

.        Социальная сеть ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.vk.com>

.        Формановская Н. И. Речевой Этикет. Русско-английские соответствия / Н. И. Формановская и С. В. Шевцова «Речевой Этикет. Русско-английские соответствия». М.: Высш. школа, 1990г. - 48с.

.        Форум «4pda.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://4pda.ru/forum/index.php?act=idx>

.        Что такое скриншот (screenshot) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.e-gloryon.com/create_screenshot.html>

.        Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/INTERNET.html>

.        Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1536/>

.        Янышев В. Е. Речь и этикет. М., 1993. - 28с.

.        Янышев В. Е. Речь и этикет. М., 1995. - 132с.

Похожие работы на - Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!