Управление деятельностью объектов земельно-имущественного комплекса в условиях конкуренции (на примере ООО 'Магда')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    251,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление деятельностью объектов земельно-имущественного комплекса в условиях конкуренции (на примере ООО 'Магда')

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Управление деятельностью объектов земельно-имущественного комплекса в условиях конкуренции (на примере ООО "Магда")


Дипломник:

Руководитель: доцент, к. б. н.

Рецензент:

Консультант по БЖД:




Москва 2012г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности объектов земельно-имущественного комплекса

1.1 Критерии управления объектами земельно-имущественного комплекса в рыночно-регулируемой модели экономики

1.2 Правовая основа предоставления земельных участков для строительства

1.3 Основные аспекты конкурентоспособности предприятия

1.4 Оценка конкурентоспособности объектов недвижимости

Глава 2. Анализ управления деятельностью строительной организации ООО "Магда" в условиях конкуренции

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ инвестиционной деятельности предприятия

Таким образом, в целом, предприятие можно характеризовать как динамично развивающееся.

2.3 Анализ тенденций развития земельного рынка

2.4 Анализ внутренних и внешних факторов предприятия

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия

3.1 Совершенствование конкурентной стратегии организации

3.2 Место системы управления земельными ресурсами в деятельности ООО "Магда"

3.3 Безопасность жизнедеятельности

Выводы и предложения

Список используемых источников

Введение

По мере продвижения российской экономики к цивилизованным рыночным отношениям все острее становится проблема управления земельно-имущественными комплексами, которые представляют собой совокупность принадлежащих разным собственникам материальных объектов - земельных участков и прочно технологически и функционально связанных с ними объектов недвижимого и движимого имущества. Земельно-имущественный комплекс является одним из видов социально-экономических систем, основой производственного потенциала страны, региона, муниципального образования, предприятия и важнейшей ресурсной составляющей жизнеобеспечения граждан.

Необходимость создания современной технической базы, обновления и замены физически и морально изношенных основных фондов (в среднем по стране на 40-45 %) требует значительного повышения инвестиционной привлекательности земельно-имущественного комплекса субъекта Федерации, которая формируется на основе совокупного производственного технологического потенциала всех земельно-имущественных комплексов различного назначения, расположенных на его территории. Повышение эффективности функционирования земельно-имущественного комплекса субъекта Федерации требует разработки и реализации основных принципов системы стратегического управления процессами их создания и использования, ориентированных на долгосрочную перспективу мероприятий, которые должны учитывать всю совокупность природно-климатических, демографических, социально-экономических и других особенностей земельно-имущественного комплекса. Особое значение имеют проблемы повышения конкурентоспособности организаций, работающих в сфере жилищного строительства, становится все более актуальной и требует совершенствования и адаптации к принципиально меняющейся ситуации на рынке жилья. Актуальность темы повышения конкурентоспособности строительных организаций обосновывается несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках, в связи с расширением отрасли. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.

На повышение конкурентоспособности могут повлиять многие факторы, часть из которых относятся к управляемым и могут быть изменены организациями. Это, например, стратегия и цели предприятия, политика проводимая по повышению конкурентоспособности, занятие доли на рынке. Политические, экономические, экологические, природные и техногенные события относятся к неуправляемым факторам, которые могут повлиять на конкурентоспособность.

Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятий, занимающихся данными вопросами, является непременным условием рыночного успеха и является весьма актуальным.

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий, занимающихся возведением жилья и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности, на примере предприятия ООО "Магда".

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       рассмотреть теоретико-методологические основы оценки конкурентоспособности объектов земельно-имущественного комплекса;

-       проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО "Магда";

-       определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО "Магда".

конкуренция рыночный строительный управление

Предметом данной дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования выбрано строительное предприятие ООО "Магда".

Информационными источниками при написании дипломной работы являлись труды отечественных ученых, нормативные и правовые акты, публикации в периодической печати, материалы первичного учета и годового бухгалтерского учета объекта исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности объектов земельно-имущественного комплекса


1.1 Критерии управления объектами земельно-имущественного комплекса в рыночно-регулируемой модели экономики


Современная сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в системе земельно-имущественных отношений, как в Российской Федерации, так и в иных странах мирового сообщества, оказалась во многом предопределена недостаточной степенью изученности экономической наукой обширного спектра основополагающих теоретических вопросов развития аграрных (и в том числе земельных) отношений.

Классические (Т. Мальтус, Д. Рикардо, Д. Ст. Милль, Г. Джордж, А. Маршалл, К. Маркс) и неоклассические (А. Пигу, В. Баумоль, В. Оутц, Д. Пирс, Р. Тернер) направления анализа социально-эколого-экономической проблематики развития земельно-имущественного сегмента экономики акцентировали внимание на разноименных критериях, зачастую предлагая и аргументируя диаметрально противоположные концепции и версии. Однако в результате активной полемики представителей различных школ в рамках экономической теории оказались генерированы относительно автономные направления научной мысли, изучающие различные аспекты функционирования современного землепользования: теория имущественных прав; теория социального выбора; теория общественного благосостояния.

В контексте сказанного необходимо отметить тот факт, что минувшее десятилетие ознаменовало себя активизацией российской научной мысли, поскольку отечественная экономическая наука сосредоточила усилия на целенаправленном поиске социально-рыночных, рыночно-регулируемых вариантов развития национальной экономики, в целом, и ее земельно-имущественного комплекса, в частности.

Инструментарно-методические изыскания и рекомендации отечественных ученых послужили научной основой концепции становления земельно-имущественных отношений, а также выработки национальной стратегии развития земельно-имущественного комплекса России, выступающей гарантом эффективного управления земельно-ресурсными благами государства и преодоления кризисных тенденций современности, а также предполагающей постановку и разрешение следующих экономико-политических задач:

1) проведение мероприятий, направленных на передачу объектов земельной собственности в ведение федеральных властей, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) разграничение полномочий органов власти в вопросах владения, пользования и распоряжения отечественными земельно-имущественными ресурсами;

3) реорганизация системы хозяйственного освоения и охраны аграрных территорий, усиление экологической направленности землепользования;

4) совершенствование механизма арендных отношений в земельно-имущественном комплексе России, адаптированных к разнообразию форм собственности на земельную недвижимость и ориентированных на повышение бюджетных доходов различных уровней;

5) стимулирование экономического оборота объектов земельно-имущественного комплекса с целью перераспределения их в пользу конкурентоспособных эффективно хозяйствующих правообладателей и создания благоприятной финансово-инвестиционной обстановки в сфере отечественных земельно-имущественных отношений;

6) формирование действенной экономико-институциональной системы гарантий прав российских граждан на земельно-ресурсные блага.

Механизм управления региональной и муниципальной недвижимостью, в целом, и земельно-имущественными ресурсами, в частности, представляет собой сложноструктурированную рыночно-институциональную систему, включающую следующие структурные подразделения: Комитет по управлению муниципальным имуществом; региональные и муниципальные фонды имущества; Земельный комитет; Бюро технической инвентаризации; региональные и муниципальные институты архитектуры и градостроительства; региональные и муниципальные институты регистрации прав на недвижимость и оценки качества объектов земельно-имущественной недвижимости; систему управляющих компаний, функционирующих в системе менеджмента отечественного земельно-имущественного комплекса. В результате деятельности этих институций в практике организации земельно-хозяйственных отношений оказываются, задействованы разнообразные средства регулирования связей в земельно-имущественном комплексе (рис.1).

Рис. 1 - Инструментарно-методические средства регулирования современных земельно-имущественных отношений

В Конституции Российской Федерации закреплены и равным образом защищены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на земельно-имущественные блага. Проблема экономико-институциональной регламентации режима функционирования государственной собственности на земельно-имущественные блага явилась основополагающей в принятой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, концептуально-методологическим базисом, которого выступил принцип разграничения государственной собственности на землю на объекты собственности Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований.

Экономико-правовая демаркация комплекса объектов собственности на земельные участки и регламентация использования земли под объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, выступила институциональным гарантом целостности системы управления земельными ресурсами и создала необходимые предпосылки их приватизации. [11]

Принципы дифференцированного - федерального, регионального и муниципального - управления объектами отечественного земельно-имущественного комплекса позволяют достичь эффективного разрешения следующих экономико-хозяйственных задач:

-       рациональное использование и охрана земель как доминирующего территориально-базисного, социально-экономического и природохозяйственного объекта;

-       защита и улучшение качественного эколого-экономического состояния природной среды современных региональных и муниципальных образований;

-       формирование системы социально-экономических и организационно-управленческих предпосылок реализации форм собственности и финансово-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов-землепользователей;

-       создание предпосылок действенного механизма экономико-правовой ответственности предприятий-землепользователей за нанесение природохозяйственного ущерба другим собственникам земельных ресурсов и экосистеме в целом;

-       разработка экономико-политических основ механизма наделения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимыми властными полномочиями по регулированию земельно-имущественных отношений на подведомственных территориях.

Процесс рыночно-инновационных преобразований отечественного земельно-имущественного комплекса в настоящее время отличается активным развитием разнообразных институциональных форм рыночного оборота земель практически во всех регионах Российской Федерации.

1.2 Правовая основа предоставления земельных участков для строительства


Исследование и обобщение практики землепользования и землевладения, сформировавшейся к настоящему времени в регионах, показывает, что развитие земельно-имущественных отношений происходит с тенденциями, идентичными развитию системы отношений национального земельного рынка России, в целом, а их дальнейшее совершенствование во многом обусловлено своевременным завершением формирования действенной институционально-правовой базы, в частности, законов, регулирующих процессы ипотеки и залога земель сельскохозяйственного назначения, а также процедурой совершенствования ныне действующих законодательных актов о кадастре, землеустройстве и мониторинге земель.

Ст.30 ЗК РФ введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и имеет целью установить особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства. На основании того же Федерального закона комментируемая статья вступает в силу только с 1 октября 2005 г.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

. без предварительного согласования мест размещения объектов;

. с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ. [1]

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

) проведение работ по формированию земельного участка;

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ.

) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже прав на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

При предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка составляется проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка, в котором, как правило, рассматриваются несколько вариантов размещения объектов. [1,5]

Проект границ земельного участка с вариантами его размещения включает:

) пояснительную записку;

) проектный план;

) экспликацию земель, предполагаемых к изъятию;

) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, результаты оценки земель;

) сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного земельного участка, о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

) протоколы предварительных согласований с правообладателями земельных участков.

В пояснительной записке отражаются:

) требования к земельному участку;

) цель выбора земельного участка;

) описание вариантов выбора и обоснование выбранного варианта размещения.

На проектном плане показываются границы и кадастровые номера земельных участков, затрагиваемых землеустройством; границы зон с особыми условиями использования земель; варианты размещения объекта; проектные границы земельных участков и границы охранных, санитарно-защитных зон планируемого объекта. [1]

Площади земельных участков (частей земельных участков), затрагиваемых землеустройством, площади и состав сельскохозяйственных угодий и иных земель (экспликации земель), ориентировочные расчеты потерь сельскохозяйственного производства определяются по каждому варианту.

Площади вычисляются с точностью не ниже графической точности, соответствующей используемому картографическому материалу.

В случае предполагаемого изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд и изменения целевого назначения дополнительно по вариантам проводятся в установленном порядке ориентировочные расчеты размеров убытков правообладателей земельных участков и рыночной стоимости земельных участков.

Если особые условия использования земель и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах планируемого к размещению объекта непосредственно затрудняют использование земельных участков, попадающих в эти зоны, то по таким земельным участкам также проводятся ориентировочные расчеты возможных убытков.

Сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного земельного участка, о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются в установленном порядке.

Протоколы предварительных согласований по выбранному варианту оформляются с правообладателями земельных участков, интересы которых непосредственно затрагиваются возможным изъятием (выкупом) земельных участков. В протоколах отражается отношение (согласие или несогласие) землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков к размерам ориентировочно рассчитанных убытков и собственников земельных участков к изъятию и размеру выкупной цены.

Проектная документация брошюруется в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2003г. Проект границ земельного участка утверждается в установленном порядке (постановлением администрации). [13]

Дополнительно к проекту границ земельного участка прилагается акт о выборе земельного участка для размещения объекта, который согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается в соответствии со ст.32 Земельного кодекса.

1.3 Основные аспекты конкурентоспособности предприятия


На рынке товаров коммерческое предприятие, как правило, встречается с соперничеством других участников рынка, выпускающих и продающих аналогичные товары. Многие предприятия стремятся занять лидирующее положение на рынке, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Соперничество на рынке проявляется в форме роста продажи товаров в больших, чем у конкурента количествах, продажи товаров лучшего качества, чем у конкурента. Оно может быть результатом установления более низких, чем у конкурента, цен, может быть следствием интенсивной рекламной кампании, лучшей организации торгового процесса, активного поиска продавцов и покупателей и т.п.

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль. [8]

Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результатами конкурентной борьбы. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, от степени его насыщенности, от числа и мощности конкурирующих фирм, от технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей, как самой фирмы, так и ее конкурентов.

Конкурентная борьба - совокупность действий предприятия, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение конкурента с рынка. [24]

Формы конкурентной борьбы зависят от многих условий, но ее суть проявляется в стремлении продать товаров больше чем конкурент, и по более привлекательной цене, переманить у конкурента часть или всех потенциальных клиентов и в конечном счете получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка.

Цель конкурентной борьбы - достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Считается, что когда доля, занимаемая предприятием на рынке, равна или превышает 65%, то его позиция однозначно признается доминирующей. Однако, если его доля колеблется между 35% и 65%, то доминирующее положение предприятия должно быть доказано антимонопольными службами.

Предприятие, которое выступает на рынке, пребывает, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется рыночной деятельностью некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его.

Конкурентной средой - называется рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. [24]

На рынке товаров единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель, который, по словам П. Самуэльсона: "голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар". [35] То место, которое занимает конкурент, те показатели, которых ему удалось достичь в ходе конкурентной борьбы, определяет его конкурентную позицию.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Стандарты ISO 9000, [7] а также законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" [3], "О защите прав потребителей [4]", "О стандартизации [5]", вопросы конкурентоспособности затрагивают частично.

Стремление предприятий к увеличению прибылей практически всегда означает необходимость усиления его рыночной власти на рынке. Однако в практической деятельности фирмы чаще всего говорят не о необходимости усиления рыночной власти, а о получении преимуществ над конкурентами. Наличие у предприятия большей или меньшей рыночной власти по сравнению с конкурентами, по существу, означает наличие у него преимуществ в чем-либо над данными конкурентами. С этой целью предприятия разрабатывают конкурентную стратегию.

Успех долголетия компании связан с сохранением длительного времени конкурентных преимуществ на рынке. Теория конкурентных стратегий, предложенная российским экономистом А.Ю. Юдановым [42], позволяет объяснить путь становления и развития фирмы, завоевания ею лидирующих позиций на длительный срок.

Каждая фирма уникальна и ее поведение на рынке характеризуется определенной, только ей одной свойственной комбинацией стратегических идей. Тем не менее, существует, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждая из которых ориентирована на разные условия экономической среды и ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия.

Любому предприятию для получения устойчивой конкурентной позиции на рынке необходимо производить конкурентную продукцию. Конкурентная позиция фирмы позволит разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности. Таким образом, при формировании конкурентоспособности экономических субъектов, необходимо опираться на достоверную оценку ее реального уровня, а для повышения конкурентоспособности предприятий - разработать новые методологические подходы (методы):

. по сравнительным преимуществам;

. по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства);

. по рыночным позициям фирмы;

. по качеству продукции;

. матричный.

Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление предприятием в условиях рынка сводится, по существу, к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих конкурентоспособность предприятия, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели. Большое влияние на конкурентоспособность оказывают внутренние факторы. Их изменения могут быть скорректированы усилиями руководства предприятия. В качестве управляемых экономических факторов могут выступать показатели финансового состояния предприятия. [40]

Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятием необходимо:

·        обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка.

·        поднять потенциал конкурентоспособности предприятия и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.

На основе оценок, полученных при исследовании конкурентоспособности выявляют сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем направлениям конкурентоспособности.

Сфера деятельности исследуемого нами предприятия не возможна без суждения сущности категории "земельно-имущественный комплекс", совокупности земельно-имущественных благ в многообразии форм их присвоения и хозяйственного использования, специфицированных в силу уникальности сочетания свойств земли как природохозяйственного ресурса, пространственно-экономической основы развития общества, а также как условия организации его производительных сил и основополагающего фактора создания разнообразных продуктов и услуг.

Закономерным следствием вышеозначенного природохозяйственного феномена является уникальность тройственной ипостаси земельно-имущественных ресурсов: выступая в качестве незаменимого элемента современных производительных сил (непосредственно - в агропромышленном производстве и как пространственно-экономического базиса - в других отраслях народнохозяйственного комплекса), земельные ресурсы, с одной стороны, являются объектом гражданского экономико-правового оборота и, как следствие, обретают соответствующий спектр экономико-правовых свойств, с другой стороны, - они представляют объект недвижимости и, как овеществленный объект отношений собственности, характеризуются индивидуальным финансово-ценностным потенциалом и, кроме того, - с третьей стороны, - земельные ресурсы выступают в качестве безусловной пространственно-исторической первоосновы и экологообразующей среды развития человеческого общества.

Земельный рынок, выступающий в качестве неотъемлемой составной части рынка недвижимости в целом, представляет собой относительно автономную объектно-специфицированную экономическую структуру, обеспечивающую взаимодействие субъектов социально-экономических и политических интересов, реализацию ряда функций института собственности на земельно-ресурсные блага, механизма распределения и перераспределения земель с учетом дифференциации их по целевому назначению, по структуре и императивам кадастра и данным мониторинга земель и недвижимости, а также осуществление совокупности природохозяйственных и средоохранных мероприятий.

1.4 Оценка конкурентоспособности объектов недвижимости


Инструментарно-методический аппарат оценки земельно-имущественных благ, вовлеченных в процессы хозяйственного освоения и рыночного оборота представляет совокупность средств расчетно-аналитического процесса, имеющего целью определение ценностных (денежных) эквивалентов земельных участков, зафиксированных по их состоянию на определенный момент времени. Расчетно-аналитический аппарат определения рыночной цены земельного участка включает три основных инструментарно-методических приема: метода прямого сравнительного анализа продаж (называемого иначе методом сравнения продаж), метода капитализации доходов и метода учета затрат.

Метод прямого сравнительного анализа продаж основан на расчетно-аналитических процедурах стоимостного сопоставления трансакций с аналогичными земельно-имущественными объектами при соблюдении условия максимальной идентичности их природохозяйственных характеристик. Метод капитализации земельной ренты основывается на определении цены земельного участка (ценности имущества) по генерируемому им доходу (ренте) путем приравнивания её к капиталу, приносящему равновеликий с рентой доход при существующей средней норме ссудного процента. Затратный метод основан на положении о том, что рыночная цена земельного участка представляет сумму базовой оценки земли и амортизационной стоимости ее экономических улучшений. При существующем разнообразии инструментарно-методических приемов, процесс определения денежных эквивалентов земельно-ресурсных благ предполагает процедуру оценки социально-экономической эффективности предпринимаемых улучшающих природохозяйственных инноваций и, как следствие, необходимость формирования адекватного расчетно-аналитического инструментария оценки результативности земельно-имущественных нововведений.

Оценка эффективности земельно-имущественных сделок выполняет в современной экономике землепользования ориентирующую функцию. Ее измерение посредством оценки денежных эквивалентов альтернативных проектов (решений) позволяет унифицировать процедуру определения результативного направления инвестиций в земельно-имущественный комплекс.

Возводимые строительными организациями объекты недвижимости являются индикатором качества жизни общества и социально-экономического развития. Данный сектор экономики способствует стимулированию работы металлургических, машиностроительных заводов, агропромышленного сектора, транспорта страны, легкой промышленности.

Предприятия строительной индустрии при своей многочисленной территории разбросаны. Работа многих носит временный и сезонный характер. При этом функционирование строительных организаций отличает высокая мобильность и оперативная дислокация в соответствии с полученным портфелем заказов.

Строгая последовательность технологических процессов технологических процессов капитального строительства и отделочных работ предусматривает достаточно широкий диапазон услуг, начиная с монолитных работ, СМР, отделочных работ, дизайна и заканчивая электроснабжением, телефонизацией, радиофикацией, дизайном благоустройства, охранными системами. [45]

В современных строительных процессах в условиях рынка резко возрастают совокупные затраты на организацию сделок, т.е. рыночное участие.

На сроки и качество строительного процесса большое влияние оказывают климатические условия, что, безусловно, увеличивает проблемность выполнения прогнозных оценок о завершении работ и сроков сдачи-приемки готовых объектов. На итоги строительства также оказывают влияние природные факторы, в том числе рельеф местности, строение грунта, наличие и территориальная отдаленность источников сырья - песка, строительного кирпича и других важных компонентов.

Управление потокопроцессами усложняется сложностью и многообразием коммерческих связей между заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками, проектировщиками, логистическими провайдерами, инвесторами, а также огромным количеством ассортиментных позиций строительных материалов. Сказывается отсутствие высококвалифицированных кадров. Все это приводит к многочисленным простоям, срывам сроков исполнения заказов, низкому качеству готовых работ.

Анализ деятельности предприятия невозможен без внешних и внутренних факторов. Рассмотрим ниже внутренние факторы, дополнив их комментариями относительно связи со сферой жилищного строительства:

. Структурные

.1 Производственная структура организации.

.2 Миссия организации.

.3 Организационная структура.

.4 Специализация и концентрация производства.

.5 Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и

составных частей производства.

.6. Учет и регулирование производственных процессов.

.7 Персонал.

.8 Информационная и нормативно-методическая база управления.

.9 Сила конкуренции на выходе и входе системы.

. Ресурсные

.1 Поставщики.

.2 Доступ к качественному, дешевому сырью и другим ресурсам.

.3 Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям

жизненного цикла крупных объектов организации.

.4 Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции.

.5 Оптимизация эффективности использования ресурсов.

. Технические.

.1 Патентованные товары и технологии.

.2 Оборудование.

.3 Качество изготовления товаров.

. Управленческие.

.1 Менеджеры

.2 Анализ выполнения законов организации.

.3 Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий

по принципу "точно в срок".

.4 Функционирование системы менеджмента организации.

.5 Функционирование системы управления качеством в организации.

.6 Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и

систем.

. Рыночные

.1 Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации.

.2 Доступ к рынку новых технологий.

.3 Лидирующее положение на рынке товаров.

.4 Эксклюзивность товара организации

.5 Эксклюзивность каналов распределения.

.6 Эксклюзивность рекламы товаров организации.

.7 Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного

обслуживания.

.8 Прогнозирование политики ценообразования и рыночной

инфраструктуры.

. Эффективность функционирования организации.

.1 Показатели доходности.

.2 Интенсивность использования капитала

.3 Финансовая устойчивость функционирования организации.

К внешним факторам окружающей среды предприятия относят:

потребителей;

поставщиков;

посредников;

контактные аудитории (т.е. представителей, формирующих общественное мнение в стране или в ее регионе);

конкурентов.

Потребители - самые важные субъекты в этом списке. Именно на них в первую очередь и нужно обращать внимание, ведь если потребители окажутся равнодушными к предложенному им товару, то те или иные поставщики, посредники и другие могут оказаться просто лишними в системе маркетинговых мероприятий и взаимоотношений фирмы.

По структуре потребители далеко не одинаковы. Их виды схематически представлены на рис.2.

Рис.2. Классификация возможных потребителей

Фирма-продавец с каждым из таких потребителей должна работать по-разному. Посредники покупают товар не так, как производители, а те и другие в свою очередь совершенно не так, как домохозяйства или государственные учреждения. И уж совсем специфическим может оказаться потребители на международном рынке. Поэтому первой задачей при анализе потребителей, должна быть задача их классификации.

Для строительных организаций поставщиками являются предприятия, поставляющие различные виды строительных материалов, но не только они, а также предприятия по поставке других компонентов, в частности, электроэнергии, топлива, оборудования, транспорта - всего того, без чего невозможно строительство. От одних поставщиков фирма зависит постоянно, к другим она обращается от случая к случаю.

К числу посредников следует отнести фирмы, которые помогают (естественно, небескорыстно) данной фирме в продвижении ее товара на рынок, сбыте и распространении товара среди конечных потребителей. В структуре посредников можно выделить: торговые предприятия (торговые посредники), кредитно-финансовые учреждения, рекламные агентства и некоторые другие.

Любая фирма устанавливает многочисленные контакты с разными государственными учреждениями: территориальными администрациями, налоговыми инспекциями, таможнями. Все, что происходит в государственной сфере, должно учитываться фирмой в процессе принятия своих решений. Финансовые учреждения: банки, инвестиционные компании, фондовые биржи и др. - тоже являются контактной аудиторией для фирмы. При ведении дел фирма должна учитывать интересы и возможные действия этих учреждений. [42]

И наконец, собственные рабочие и служащие составляют большую группу внутренней контактной аудитории. Работа руководства фирмы с ней должна носить мотивационный характер, направленный на согласование интересов каждого работника с интересами фирмы. Если работники фирмы позитивно (не критически) настроены по отношению к своей фирме, их настрой распространяется и на другие контактные аудитории.

Конкуренция представляет собой сложное социально-экономическое явление. Она объективно присуща рыночной экономике и обеспечивает движение вперед в области совершенствования, развития потребительных свойств товара, создания принципиально новых товаров, услуг. Фирма изучает деятельность конкурента, разрабатывает стратегию конкурентной борьбы и различными способами оказывает на него давление. [11]

Таким образом, формируется конкурентоспособность любой организации. При этом необходимо понимать, что многие управленческие подходы и модели могут меняться со временем по мере развития науки и практики управления, в то время как удовлетворение потребностей основного источника финансирования организации - ее потребителей - всегда будут оставаться неизменным фактором, определяющим конкурентоспособность организации, не смотря на постоянную динамику самих потребностей.

К наиболее важным критериям конкурентоспособности относятся:

.        эффективность производственной деятельности;

2.      финансовое положение организации;

.        эффективность организации сбыта и продвижение товара;

.        конкурентоспособность продукции.

Оценка конкурентоспособности предприятия по первому критерию предполагает рассмотрение таких вопросов, как эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность использования основных фондов, совершенство технологии изготовления продукции, организация труда на производстве.

Наиболее важными составляющими потенциала фирмы являются ее экономическое и финансовое состояние. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. [31]

Эффективность организации сбыта и продвижении товара так же является важным параметром конкурентоспособности.

Сбытовая политика фирмы-товаропроизводителя неразрывно связана, с одной стороны, со спросом (его размерами, динамикой, структурой) на целевом рынке, а с другой, - с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно-управленческими и иными возможностями. Эта политика должна в максимальной мере удовлетворять потребности покупателей, причем с наибольшим удобством для них, и одновременно учитывать фактор давления со стороны конкурентов, проявляющийся в их сбытовой политике и практике. Если сбытовая политика конкурентов заведомо более эффективна, то изготовителю следует либо уйти с целевого рынка, либо коренным образом модернизировать всю систему сбыта с целью значительного повышения ее конкурентоспособности, либо изменить свою производственную и сбытовую специализацию. Подчеркнем, что сбыт понимается как в широком, так и в узком смысле слова. Эти различия необходимо знать хотя бы во избежание возникающих порой недоразумений. Сбыт в широком смысле слова - это все операции с момента выхода товара за ворота предприятия до момента передачи купленного товара покупателю. В узком понимании сбыт - это только конечная операция, т.е. общение (деловые контакты) продавца с покупателями, все же остальные операции относятся к товародвижению. [22]

Конкурентоспособность продукции. Она определяется как возможность успешной продажи продукта на конкретном рынке в данный период времени.

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Экономические показатели, показатели внутренней и внешней среды предприятия, анализ рынка и состояния в отрасли становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.

Таким образом комплекс мероприятий для улучшения конкурентоспособности предприятия, направлен на: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов.

Глава 2. Анализ управления деятельностью строительной организации ООО "Магда" в условиях конкуренции


2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


ООО "Магда" расположено в Российская Федерация, г. Саров, ул. Железнодорожная, д.17/4.

Основной целью Общества является расширение рынка строительных услуг, направленной на получение прибыли и ее распределение между Участниками в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества.

Предметом деятельности Общества является:

выполнение строительных, ремонтных и монтажных работ в жилом секторе, объектах производственного, административного, торгового, социально-культурного, сельскохозяйственного и бытового назначения;

строительство жилых домов;

реконструкция жилого фонда г. Саров;

строительство индивидуальных коттеджей;

подготовка строительной площадки;

земельные работы;

геодезические работы;

возведение инженерных сетей и оборудования;

отделочные работы;

транспортное строительство;

производство строительных материалов, конструкций и изделий;

посреднические услуги в строительстве и др.

ООО "Магда" утверждает показатели, разрабатывает годовые, месячные планы производственно-хозяйственной деятельности в целом и по подразделениям.

Генеральным директором Общества является Есеев В.В.

Участники Общества не отвечают по своим обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставной капитал не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Общество имеет в собственности абсолютное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие ООО "Магда" имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождение, штампы и бланки со своим наименованием.

Органами управления Общества являются:

общее собрание участников Общества;

генеральный директор.

Управление деятельностью осуществляется генеральным директором, который назначается Участником общества на срок 3 года. Генеральный директор общества:

а) без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

б) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверения;

в) издает приказы о назначении на должность работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

г) осуществляет иные полномочия, не отнесенных Федеральным Законом и Уставом предприятия к компетенции Участника Общества.

Управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, где специалисты одного профиля объединены в определенные отделы, а именно: плановый отдел, сметный отдел, ПТО, финансовый отдел (бухгалтерия). Таким образом, общая задача управления в данной организации делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. В каждом подразделении есть свой руководитель. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Организационная структура управления на предприятия ООО "Магда" является линейно-функциональной, которая представлена на рис.3.

Рис.3 - Организационная структура управления ООО "Магда"

Достаточно большая нагрузка лежит на дирекции предприятия, поскольку сотрудники каждого отдела должны обладать большим объемом разносторонних знаний для принятия решений по широкому кругу вопросов.

Всем процессом управляет генеральный директор, он же делегирует задачи, а вместе с ними и полномочия каждому конкретному подразделению или звену организации. В свою очередь, подразделения и звенья организации принимают на себя обязательства по выполнению этих задач и несут ответственность перед руководителем в рамках занимаемой должности.

Уровень квалификации персонала предприятия ООО "Магда" можно считать высоким, что обеспечивает высокий профессиональный и качественный уровень выполнения заказов.

Для развития, руководство предприятия реализует специальные программы по управлению персоналом:

·        проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;

·        дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;

·        постоянно проводит мастер-классы по их обучению.

На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления организации. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.

Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические данные.

На предприятии система управления персоналом включает в себя различные составляющие: прицельный точечный подбор новых работников (с дальнейшей психологической адаптацией); разработку схем мотивации, включающих в себя самые разнообразные стимулы помимо традиционных денежных, проведение корпоративных мероприятий и многое другое. В ведение службы персонала остается ведение кадрового делопроизводства в соответствии с ТК РФ.

Основные технико-экономические показатели работы ООО "Магда" за 2009-2011 гг. представлены в таблице 1.

Таблица - 1 - Основные технико-экономические показатели работы ООО "Магда" в 2009-2011 гг.

Показатели

Год

2011 к 2010, %

абсолютное изменение в 2011 г. к 2010 г.


2009

2010

2011



Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

65560,8

38366,3

59732,1

155,7

21365,8

Затраты, тыс. руб.

69202,9

30827,6

56098,6

181,9

25271

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1275,5

305

1779,7

583,5

1474,7

Чистая прибыль, тыс. руб.

306,5

4,6

255,6

5556,5

252

Рентабельность реализованной продукции, %

1,9

0,8

3,0

375

2,2

Величина внеоборотных активов

8970,4

8676,8

8460,6

97,5

-216,2

Величина оборотных активов

21133,1

12213,3

23363,5

191,3

11150,2

Среднесписочная численность работников

10332

5284

3110

58,8

-2174


Как показывают данные таблицы 1, в 2011 г. наблюдались следующие положительные тенденции: увеличилась выручка от продаж на 55,7 % по сравнению с 2010 годом; произошло снижение внеоборотных активов на 2,5% в 2011 году по сравнению с 2010 годом; увеличилась рентабельность реализованной продукции. Сокращение численность работников произошло за счет оптимизации организационной структуры управления и привлечения более квалифицированных кадров.

2.2 Анализ инвестиционной деятельности предприятия


В современной экономике предприятию для поддержания и эффективного развития необходим комплексный учет имеющихся ресурсов и повышение инвестиционной активности за счет внедрения новых способов привлечения инвестиций, роста их инвестиционного потенциала. Одним из перспективных направлений повышения инвестиционного потенциала ООО "Магда" является вовлечение земельно-имущественного комплекса в хозяйственных оборот для получения инвестиций, а также в связи со спецификой деятельности предприятия привлечения инвестиций для осуществления основной деятельности, учитывающей особенности и возможности современного рынка.

Стратегической целью государственной политики в сфере управления земельно-имущественными комплексами отечественных предприятий является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Целью ООО "Магда" является сокращение рисков текущей деятельности и увеличение прибыли, что приводит к необходимости поддержания определенного уровня инвестиционного потенциала.

Комплексное же решение государственных и коммерческих целей развития земельно-имущественных отношений возможно только при наличии возможностей привлечения инвестиций в производство на основе залога земельно-имущественных комплексов.

Рассмотрим инвестиционную деятельность ООО "Магда" за последние три года функционирования.

Рис.4 - Структура инвестиционной деятельности ООО "Магда" в 2009 году

Реализация Инвестиционной программы в 2009 году была направлена на дальнейшую оптимизацию технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений. В то же время по ходу реализации программы вносились значительные изменения в запланированные мероприятия в связи с развитием экономического кризиса.

Таблица - 2 - Плановые и фактические показатели капитальных вложений ООО "Магда" за 2009 год тыс. руб. (без НДС)

Виды основных средств

План 2009.

Факт 2009г.

% выполнения плана

Здания

63,2

97,1

153,6%

Сооружения и передаточные устройства

0

9,1


Машины и оборудование

314,1

108,3

34,5%

Транспортные средства

11,8

56,7

480,5%

Производственный и хозяйственный инвентарь

19,7


ИТОГО:

389,1

290,9

74,8%


В рамках реализации Инвестиционной программы 2009 года предприятием осуществлено инвестиций на техническое перевооружение и развитие в размере 290,9 тыс. руб. (без НДС).

Фактические объёмы капитальных вложений в 2009 году составили 290,9 тыс. руб. против 389,1 тыс. руб. по плану. Невыполнение плана капитальных вложений составило 98,2 тыс. руб. и обусловлено корректировкой общих бюджетных показателей деятельности ООО "Магда" и технической политики в частности. Значительно увеличился, по сравнению с планом, объём инвестиций в транспортные средства и производственный и хозяйственный инвентарь. При этом объём инвестиций в машины и оборудование соответственно уменьшился. Корректировка технической политики обусловила замену одних инвестиционных проектов (машины и оборудование) на другие (транспортные средства и инвентарь).

Размеры финансирования инвестиционных проектов технического переоснащения планировались на основе стратегии развития ООО "Магда", исходя из предполагаемого интенсивного роста производственной программы на период 2009-2011 гг. Однако уже в третьем квартале 2009 г. изменение финансовой и общеэкономической ситуации потребовало внесения корректив, как в прогнозные показатели деятельности в целом, так и в текущую инвестиционно-техническую политику.

Рис.5 Структура инвестиционной деятельности ООО "Магда" в 2010 году

Реализация Инвестиционной программы в 2010 году также была направлена на дальнейшую оптимизацию технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений. В рамках реализации Инвестиционной программы 2010 года предприятием осуществлено инвестиций на техническое перевооружение и развитие в размере 361,5 тыс. руб. (без НДС).

Целью проводимого технического перевооружения является применение многофункциональной, высокопроизводительной техники с использованием дополнительного навесного сменного оборудования, что позволило уменьшить численность парка машин и механизмов и, соответственно, затрат на их эксплуатацию.

Таблица - 3 - Плановые и фактические показатели капитальных вложений ООО "Магда" за 2010 год тыс. руб. (без НДС)

Виды основных средств

План 2010г.

Факт 2010г.

% выполнения плана

Здания

13,5

100,5

744,4%

Сооружения и передаточные устройства

10,8

2,4

22,4%

Машины и оборудование

179,8

167,3

93,0%

Транспортные средства

84,6

82,8

97,9%

Производственный и хозяйственный инвентарь

31,4

4,3

13,8%

ИТОГО:

320,1

361,5

112,9%


Фактические объемы капитальных вложений в 2010 году составили 361,5 тыс. руб. против 320,1 тыс. руб. по плану. Перевыполнение плана капитальных вложений составило 41,4 тыс. руб. и обусловлено увеличением затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий - 100,5 тыс. руб., вместо 13,5 тыс. руб. запланированных.

В течение отчетного периода по мере исполнения производственной программы незначительно корректировались суммы инвестиций, направляемых на приобретение объектов активной части основных фондов: так, инвестиции в транспортные средства и в машины и оборудование уменьшились по сравнению с планом - на 2,1 и 7%% соответственно. Объем инвестиций в хозяйственный инвентарь уменьшился до величины 4,3 тыс. руб., что составило 13,7% от запланированного объема.

Инвестиционная Программа ООО "Магда" на 2011-2012 гг. и Инвестиционный бюджет предусматривали инвестиции в сумме 267,1 тыс. руб. (без НДС), из них лизинговые платежи по заключенным ранее договорам лизинга - 85,9 тыс. руб.

Фактический объем капитальных вложений за 2011 год составил 332,1 тыс. руб. при плановом бюджете - 267,1 тыс. руб. и Инвестиционной программе - 459,4 тыс. руб.

Следует отметить, что планом были предусмотрены значительные объемы реконструкции действующих производственных мощностей, однако в связи с производственной необходимостью денежные средства, запланированные на реконструкцию административных помещений были переориентированы целью выполнения корпоративного заказа.

В то же время, с целью преодоления высокого уровня износа действующих объектов основных фондов инвестиции в техническое перевооружение путем замены старых физически и морально изношенных объектов средств труда на новые, более совершенные, составили 176,7 тыс. руб., превысив плановое значение на 7,6 %.

Любое предприятие функционирует с целью получения прибыли, которая в свою очередь является результатом финансово-хозяйственной деятельности. При оценке экономической эффективности производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) необходимо рассчитать такие показатели как прибыль (+) / убыток (-), от продажи продукции (оказания услуг, выполнения работ), а также чистую прибыль (убыток).

Финансовый результат деятельности ООО "Магда" за 2009-2011 гг. представлен в таблице 4.

Таблица - 4 - Финансовый результат деятельности предприятия ООО "Магда" в 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2009 г., %

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1275,5

1305,0

1779,7

139,5%

Чистая прибыль, тыс. руб.

306,5

301,1

255,6

83,4%


На протяжении рассматриваемого периода предприятие работало с прибылью от продаж, которая в 2009-2011 гг. имела тенденцию к ежегодному увеличению. В 2011 г. прибыль от продаж увеличилась по сравнению с показателем 2009 г. на 39,5%. При этом величина чистой прибыли составила лишь 83,4% от уровня 2009 г. Причина снижения - увеличение внереализационных расходов.

Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об её эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Для оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности используются показатели рентабельности.

В 2010 г. значение показателя "рентабельность" уменьшилось по сравнению с уровнем 2009 г., а в 2011 г. - возросло и составило 3,0%.

Таким образом, в целом, предприятие можно характеризовать как динамично развивающееся.

2.3 Анализ тенденций развития земельного рынка


Сущность определения "земельно-имущественный комплекс" означает совокупность земельно-ресурсных и объектно-имущественных благ в многообразии форм их присвоения и управления, специфицированных в силу уникальности сочетания свойств земли как природохозяйственного социоэкологического ресурса, пространственно-экономической основы развития общества, а также естественного базиса организации его производительных сил и основополагающего фактора создания разнообразных продуктов и услуг современного рынка.

Современные земельные ресурсы - это эколого-экономический объект управления, характеризующийся чрезвычайно сложной структурой, проявляющимся в процессе эксплуатации земельно-ресурсных благ, с чем связана деятельность ООО "Магда". Анализ сущности земельных ресурсов, используемых ООО "Магда" представлен в таблице 5.

Таблица - 5 - Категориальная характеристика земельных ресурсов как объекта земельно-имущественных отношений

Функциональная определенность земельных ресурсов

Сущность и особенности проявления в сфере земельно-имущественных отношений

Производственно- технологический ресурс

 Использование земли как приоритетного технологического ресурса в производственно-экономических процессах означает эксплуатацию природохозяйственных качеств земельных угодий. Потребление земельных ресурсов в данном ракурсе подразумевает взаимодействие общественных и частных интересов в целях формирования эффективного функционально-хозяйственного механизма использования земельных угодий и регулирования рыночных противоречий, имманентно обусловленных особенностями земельно-имущественных благ, невозможностью их трансформации в иные формы экономических товаров или услуг, необратимого физического уничтожения или переноса на другую территорию, а также полной амортизации.

Доминантный товар рынка недвижимости

 Функционирование земельно-ресурсных благ в качестве товара в сфере рыночно-экономических отношений подразумевает эксплуатацию их определенных характеристик, стимулирующих покупательских спрос на рынке недвижимости. Земельный потенциал, рассматриваемый в данном аспекте, представляет непосредственный объект экономического интереса для различных групп собственников: представителей государственного сектора, коммерческих структур, предпринимательского корпуса, физических лиц и т.д. В данном контексте проявляется многообразие целей использования земельных ресурсов: стремление к рациональному вовлечению земель в хозяйственный оборот и их охране; достижение возможной экономической выгоды от эксплуатации почвенно-земельных ресурсов; закрепление имущественных прав на землю и повышение ее ценности.

Территориально- природный фактор

 Вовлечение земельно-имущественных благ в хозяйственный оборот как территориально-природного фактора, интегрирующего природохозяйственный, пространственно-климатический и ресурсно-сырьевой потенциалы территории, является безальтернативным условием экономической деятельности общества и гарантом существования этноса. В данном ракурсе первостепенное значение приобретают общественные интересы, которые ориентированы на использование земельных ресурсов в качестве фактора, оказывающего непосредственное влияние на темпы общественного развития, формирующего экономическое благосостояние населения и определяющего продолжительность его жизни.


Земельные ресурсы представляют собой базовый фактор современного производства. В настоящее время Российская Федерация является доминирующим в мировой экономике обладателем земельно-ресурсных благ: земельный фонд государства по состоянию на 1 января 2008 г. в существующих административных границах составлял 1707,5 млн. га; на территории страны расположены практически все без исключения разновидности минерально-сырьевых ресурсов планеты, а в зоне непосредственного влияния находятся не менее 45 % пресных и 20 % морских вод.

В настоящее время именно в области земельно-имущественных отношений происходят институциональные преобразования.

Управление земельно-ресурсным комплексом государства представляет собой процесс целенаправленного воздействия на участников земельных отношений, через регулируемый земельный рынок.

Основные направления развития земельно-имущественных отношений государства, выступающих в качестве приоритетных и для ООО "Магда", заключаются в следующем: формирование единых объектов недвижимости, включающих земельные участки с расположенной на них инфраструктурой; регулирование процесса хозяйственного освоения земельных ресурсов согласно принципам зонирования; поэтапное вовлечение всего массива земельных ресурсов в экономический оборот, в том числе, посредством использования разнообразных конкурсных процедур; содействие развитию гражданского оборота земель с целью достижения их эффективного использования; установление научно обоснованной системы рыночных цен на объекты недвижимости, в целом, и земельные участки, в частности.

По роду своей деятельности ООО "Магда" вовлечена во взаимодействие с участниками земельного рынка. А ключевым элементом земельного рынка является земельный участок, рассматриваемый в данном случае как товар. Экономическими же субъектами земельного рынка являются покупатели, продавцы и профессиональные участники рынка недвижимости, в том числе в сфере своей деятельности ООО "Магда".

Очень важно для государства обеспечить условия для создания такой институциональной среды рынка, которая способствовала бы протеканию рыночных процессов в правовой плоскости, где возможно использование государственных механизмов регулирования рыночных отношений. Для этого необходимо совершенствовать законодательную базу, систему судебной защиты прав, развивать инфраструктуру рынка, тем самым, снижая трансакционные издержки на приобретение и защиту прав на земельные участки. Иначе существует опасность развития "неформальных правил игры" на рынке, способствующих распределению земельных ресурсов между относительно небольшим числом субъектов рынка, преследующих свои цели, отличные от целей государственного регулирования и способствующие тем самым обострению отдельных социальных, политических конфликтов, ослаблению социально-экономической стабильности в стране в целом.

Для анализа хода реализации земельной реформы в России было выделено три основных этапа:

.        с 1990 г. по 1993 г. - с момента вовлечения земель в хозяйственный оборот и до момента принятия Конституции Российской Федерации, окончательно утвердившей базовые положения о частной собственности на землю:

2.      с 1993 г. по 2001 г. - период регулирования земельных отношений Земельным кодексом РСФСР;

.        с 2001 г. по наше время - период регулирования земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации.

Каждому этапу соответствовали свои цели и задачи, однако, в процессе осуществления земельной реформы в течение всех этапов особо значимым являлось регулирование отношений, связанных и с предоставлением земельных участков под строительство, на чем и основывается деятельность ООО "Магда", которому при прохождении процедур, связанных с недвижимостью и землей, позволило сделать ряд выводов:

. На развитие земельного рынка в России оказывают влияние следующие факторы (по степени уменьшения влияния): экономические, правовые, организационные, политические, социальные и культурно-исторические.

. Цена, по которой на данный момент продаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, является ниже объективной (т.е. земля недооценена), и в ближайшие 5 лет она, скорее всего, останется на том же уровне, либо немного увеличится. Цена на землю населенных пунктов в большинстве случаев соответствует ее реальной цене (что свидетельствует о достаточно развитом рынке земельных участков) и в ближайшие 5 лет, вследствие объективных причин, цена на земельные участки в городах и поселениях будет увеличиваться.

. Полноценному вовлечению земли в хозяйственный оборот препятствует ряд факторов, одним из важнейших в числе которых является фактор административных барьеров на пути предпринимателей к покупке земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности.

. Ценовая ситуация на частном рынке земельных участков характеризуется сильным завышением цены участков. Существование подобных барьеров неизбежно ведет к повышению концентрации на рынке, степени его монополизации, что создает предпосылки для подрыва конкурентной среды и постепенного размывания стимулов к повышению конкурентоспособности предприятий.

К числу причин, обусловливающих существование ограничений свободы рынка, в первую очередь следует отнести деятельность бюрократического аппарата, которая характеризуется невысоким уровнем компетенции, а в ряде случаев умышленным поведением бюрократических служащих, направленным на извлечение ренты из административного ресурса.

. Процедура предоставления земельных участков является значительно менее удобной и доступной для предприятий малого и среднего бизнеса (в сравнении с приобретением на частном рынке). Сложность успешного прохождения процедуры предоставления земельных участков органами государственной власти или местного самоуправления один из наиболее важных факторов, ограничивающих возможности малых предприятий приобрести земельные участки в собственность. Помимо значительных издержек на получение необходимых разрешений, проведение землеустроительных работ и согласований с инженерными службами на практике зачастую обращается в широкое поле для коррупционных действий работников и руководителей соответствующих служб.

. После постановления о предоставлении земельного участка нередко выходит постановление об отмене предыдущего.

. Зачастую при принятии решений властями муниципальных образований существенно нарушается антимонопольное законодательство - главным образом - в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев малым и средним предприятиям сложно конкурировать на проводимых конкурсах и аукционах по продаже государственных или муниципальных земель с представителями крупного бизнеса. Следует заключить, что доступны малому бизнесу главным образом земельные участки из сегмента, который представляет для крупного бизнеса мало интереса.

2.4 Анализ внутренних и внешних факторов предприятия


Успешная деятельность предприятия напрямую зависит от того, насколько правильно выбрана стратегия поведения данного предприятия на рынке. В нашем случае предлагается произвести выбор стратегии предприятия на основе использования метода SWOT-анализа, который позволяет оценить сильные и слабые стороны фирмы в сопоставлении с возможностями и угрозами для нее во внешнем мире. Первым шагом SWOT-анализа является распределение всех данных по четырем группам: "сильные стороны", "слабые стороны", "возможности", "угрозы". К сильным и слабым сторонам относятся события, состояния и т.п., связанные с внутренними факторами маркетинга фирмы. К слабым сторонам - небольшие размеры организации по сравнению с конкурентами, значительные издержки производства и сбыта и т.п. Возможности и угрозы всегда связаны с внешними факторами маркетинга. Их необходимо своевременно выявить с тем, чтобы использовать знания о них в своих маркетинговых решениях.

Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Далее проведем SWOT-анализ, который позволит определить сильные слабые стороны предприятия.

В таблице 6 представлены основные возможности, угрозы, преимущества и недостатки предприятия ООО "Магда".

Таблица - 6 - Сильные и слабые стороны предприятия

Внешняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны


Возможности

Угрозы


1. Новые технологии 2. Захват смежных сегментов 3. Дополнительные услуги 4. Тенденции спроса Увеличение рекламы на ЦТ и в СМИ 5. Государственная поддержка.

1. Новые игроки на рынке 2. Смена тенденций спроса/моды 3. Активность конкурентов: программы продвижения дополнительные услуги

Внутренняя среда

Преимущества

Недостатки


1. Большой опыт работы 2. Высокое качество работ 3. Низкая себестоимость 4. Удовлетворенность клиентов 5. Сплоченный коллектив 6. Широкий ассортимент предоставляемых услуг 7. Обученный персонал

1. Отсутствие службы приема, обработки заказов 2. Медленное реагирование на постоянные рыночные изменения


Исходя из таблицы можно сказать, что у предприятия ООО "Магда" в значительной мере преобладают сильные стороны, много преимуществ. Недостатков хоть и немного, но они значительны. Это говорит о том, что предприятию необходимо проводить мероприятия относительно слабых сторон для того чтобы сделать их сильными.

Внешняя среда - это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании. [37]

Основные факторы внешней среды представлены на рисунке 8.

Рис. - 8 - Основные внешние факторы микросреды ООО "Магда"

а). Заказчики - юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчик принимает на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от стадии подготовки строительства до стадии реализация строительной продукции, определяют платежеспособный спрос и образуют рынки готовой строительной продукции.

б). Поставщики - создают материально - вещественные условия строительного производства, оказывают влияние на технику и технологию строительства.

Основными поставщиками ООО "Магда" являются следующие организации:

. ЭКСПО г. Владимир. Поставляет нержавеющие стальные трубопроводы и элементы оборудования.

. МЕТАЛМАШ г. Рязань. Поставляет машины и необходимое оборудование под лизинг.

. ООО "Стройдвор" г. Калуга. Поставляет изоляцию для труб.

. ООО "Максистрой" Мордовия. Поставляет строительные материалы - песок, щебень и т.д.

в). Субподрядчики - определяют рыночные возможности строительной организации, количество и качество строительной продукции.

ООО "Магда" являются субподрядной организацией, она выполняет все субподрядные работы, которые регламентируется уставом.

г). Коммерческие посредники - предоставляют готовую строительную продукцию потребителям.

Коммерческими посредниками ООО "Магда" являются: филиал ЭКСПО г. Москва, ООО "Экострой" г. Саров.

д). Конкуренты - своим поведением на рынке предопределяют маркетинговые условия, выбор стратегии и тактики маркетинга строительной организации.

Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО "Восход", ООО "Новые этажи", ООО "Максимум конструкция". В таблице 7 приведены основные характеристики конкурентов ООО "Магда".

Таблица - 7 - Основные характеристики конкурентов ООО "Магда"

Наименование фирмы

Основная деятельность предприятия

Вид конкурентной стратегии

1

2

3

ООО "Восход"

 - общестроительные работы; ремонтно-строительные работы; производство и реализация строительных материалов; проектно-сметные работы; переработка и реализация отходов производства;

Виолентная

ООО "Новые этажи"

 - общестроительные работы; ремонтно-строительные работы; проектно-сметные работы; оказание транспортных услуг.

Патиентная

ООО "Максимум конструкция"

 - строительно-монтажные работы; ремонтно-строительные работы; капитальный ремонт;

Коммутантная


Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым. [43]

ООО "Восход" и ООО СМУ № 6 является типичным представителем виолентной стратегии ("гордыми львами"). Это связано с тем, что на строительном рынке они являются достаточно крупными фирмами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.

ООО "Максимум конструкция" является фирмой - коммутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО "Максимум конструкция" является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.

ООО "Новые этажи" делает ставку на дифференциацию продукта и на сосредоточении максимума усилий на узком сегменте рынка, а именно на ремонтно-строительные и проектно-сметные работы. Данная организация учитывает специальные запросы потребителя, что позволяет фирме уклониться от прямой конкуренции с ведущими предприятиями.

Из предложенных конкурентных стратегий к ООО "Магда" относится патиентная стратегия.

Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО "Магда", проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ. Тому примером является газораспределительная станция в Рузаевском районе.

Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее она оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.

Градостроительные и строительные нормы предусматривают достаточно жесткие рамки для использования земельных участков, соответственно и возвести получится не любое строение. Например, при приобретении муниципального участка требуется указывать в каких целях будет использоваться данный земельный участок. ООО "Магда" выигрывает тендеры, предоставляя аргументированные проекты.

Несмотря на это реальной проблемой, стоящей перед ООО "Магда", является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства. В связи с чем новые потребители не имеют возможности ознакомится с положительными качествами организации по сравнению с конкурентами. У них нет возможности узнать о существовании фирмы.

При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.

Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.

Проанализировав показатели конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы о том, что предприятие "Магда" является ликвидным, платежеспособным, финансово устойчивым, активным в деловом отношении, прибыльным, рентабельным. Из всего этого мы делаем вывод, что наше предприятие является конкурентоспособным и имеет конкурентные преимущества среди других предприятий на данном рынке.

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия


3.1 Совершенствование конкурентной стратегии организации


ООО "Магда" придерживается в данное время патиентной стратегии. Чем меньше возможности у конкурентов быстро и с небольшими затратами скопировать действия ООО "Магда", тем привлекательней для нее эта стратегия. Легко копируемые отличительные характеристики товара не создают устойчивого конкурентного преимущества. Действительно, конкуренты, обладающие определенными ресурсами, могут с течением времени создать товар и оказать любую услугу. Вот почему поддержание патиентной стратегии должно быть связано с внутренними навыками, опытом и компетенцией. Когда компания имеет навыки и возможности, которых конкуренты не могут просто достичь, и когда ее опыт может быть использован для успешных действий по всей цепочке ценностей, тогда компания имеет сильную основу для использования патиентной стратегии в долгосрочном периоде. Как правило, патиентная стратегия обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:

техническом совершенстве;

качестве изделий;

-        превосходной рекламной кампании.

Такие отличительные характеристики широко осознаются клиентами и имеют ценность; более того, навыки и опыт, требуемые для производства этих характеристик, трудно спровоцировать конкурентам и использовать с выгодой для себя.

К рискам патиентной стратегии относится то, что нет никаких гарантий, что будет достигнуто значительное конкурентное преимущество. Это связано с тем, что конкуренты могут легко скопировать все действия, которые являются нашими преимуществами. Для этого организации необходимо создать и защитить на длительное время уникальные характеристики предлагаемого товара или услуги.

Одним из значительных способов защиты своих действий является создание рекламной кампании, которая будет оповещать потребителя о наших отличительных чертах.

При проведении рекламной компании рекомендуется использовать план, который представлен на рис.9.

Рис.9. Планирование рекламной компании в ООО "Магда"

Целевая аудитория: юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения, а так же частные лица из района города.

Вид рекламы - информативная. Это связано с тем, что организация никогда раньше не использовала рекламу и ей необходимо ознакомить потребителя со своей деятельностью и видом товара, с его ценой и качеством. В дальнейшем, после установления более стабильного спроса, рекомендуется использовать увещевательную рекламу. Данный вид рекламы приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.

Целью данной рекламы является увеличение объема продаж за счет привлечения новых потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

осведомление потребителей о деятельности организации,

укрепление хороших отношений с уже имеющимися клиентами.

Размер рекламного бюджета зависит от выбора рекламного источника. Предлагается использовать три источника: реклама на телевидении, размещение трех рекламных щитов, реклама в газете. Расходы на рекламу представлены в таблице 8.

Таблица - 8 - Смета расходов на рекламу ООО "Магда"

Источник рекламы

Размер источника

Стоимость за месяц, руб.

1

2

3

Реклама на телевидении

Рекламный ролик до 30секунд три раза в день, 15 дней за месяц

45 000


Похожие работы на - Управление деятельностью объектов земельно-имущественного комплекса в условиях конкуренции (на примере ООО 'Магда')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!