Экономическая эффективность работы судоходного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая эффективность работы судоходного предприятия

Содержание

Введение

Задание на курсовую работу по дисциплине «Экономика транспортного предприятия». Характеристика судоходного предприятия, его специализация и сферы деятельности

.Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота

. Транспортная характеристика грузопотоков

. Региональные направления транспортировки грузов

. Составление рациональных транспортных схем и возможных вариантов закрепления флота. Расчет и анализ основных показателей работы флота судоходной компании

. Структура и использование бюджета времени флота

. Расчёт и анализ рейсооборота и основных эксплуатационных показателей работы судов

. Расчёт основных экономических показателей работы судов. Обоснование экономической эффективности развития судоходного предприятия

. Расчет потребности в судах пополнения

. Транспортные схемы работы судов пополнения

. Расчёт нормативов использования судов пополнения

. Составление баланса флота

. Определение основных показателей работы флота судоходного предприятия

. Расчет показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов судоходного предприятия

Заключение        

Список использованной литературы

Введение


Данная работа подразделяется на три основных раздела. В первом разделе рассматриваются, исходя из данных задания, состав и структура флота судоходного предприятия, его специализация, характеристики балансового флота, грузов, подлежащих транспортировке, регионов работы судов и организации рациональных транспортных схем использования флота. На основании выполненного аналитического обзора и оценки всех факторов определяются главные направления деятельности судоходной компании, отбираются типы и размеры необходимого флота пополнения.

Во втором разделе рассчитываются и анализируются основные показатели работы флота судоходной компании. Правильное определение бюджета времени является ответственной частью планирования работы флота, поскольку от эффективного использования бюджета времени судов, а в частности, продолжительности эксплуатационного периода зависит объем транспортной работы, а, следовательно, и экономические показатели судоходной компании. И, на конец, в результате решения поставленных задач в третьем разделе указываются объемы грузопотоков, которые будут осваиваться судами пополнения и приводятся все необходимые для этого виды транспортных схем по типам судов.

Цель данной курсовой работы усвоить и закрепить теоретические знания и практические навыки по дисциплине «Экономика транспортных предприятий». Выполнение работы позволит:

ü Глубже усвоить понятия специализации флота судоходного предприятия и технико-экономических характеристик судов;

ü  Освоить методы планирования и анализа работы флота при различных вариантах закрепления его по транспортным схемам, а также расчета основных производственно-финансовых показателей его использования за год;

ü  Приобрести опыт технико-экономических расчетов при проектировании и обосновании потребности в пополнении флота по типам судов с учетом грузовой базы;

ü  Выполнять расчетно-аналитические работы по определению показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов судоходного предприятия;

ü  Углубить опыт использования исходных справочных, нормативных и литературных данных.

Задание на курсовую работу по дисциплине «Экономика транспортного предприятия»


Таблица 1

Задаваемые характеристики

Данные

1. Наименование типов судов

«Ессенс»

«Деффендер»

«Ларк»

«Веста»

2. Количество судов по типам

2

2

2

1

3. Грузопотоки:

Тунис-Италия

Италия-Румыния

род груза и объемы

сырая нефть

сырая нефть

партионность

5600 тыс. тонн

6900 тыс. тонн

порт погрузки

45 - 60 тыс. тонн

45 - 60 тыс. тонн

порт выгрузки

Ла-Схирра

Приоло

4. Внеэксплуатационный период:

Неаполь

Констанца

вид работы

докование

-

-

ремонт

продолжительность

3 суток

-

-

15 суток

5. Наименование типов судов пополнения:

По max ТЧЭ


I. Характеристика судоходного предприятия, его специализация и сферы деятельности


Судоходное предприятие, или судоходная компания представляет собой организационную структуру, основной целью которого можно выделить оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а так же многие другие, род которых зависит от мощи и сложности структуры самой компании.

Как любое производственное предприятие, судоходная компания обладает собственной, арендуемой или другой материально-технической базой и персоналом, ее обслуживающим.

Структура материально-технической базы:

МТБ судоходного предприятия представляет собой совокупность вещественных элементов транспортного производства, прежде всего средств труда, а также общих условий материального производства. Специфика транспорта определяет особенность структуры его МТБ - отсутствие сырья в составе материальных ресурсов. Решающим и необходимым элементом МТБ является техника, под которой понимают искусственно созданные материальные системы, в единстве с технологией и организацией производства.

Основным элементом МТБ судоходного предприятия, прежде всего, является флот, который находится на балансе данного предприятия. Флот подразделяют на транспортный, ледокольный, дноуглубительный, служебно-вспомагательный, гидрографический, технический. Основной доход предприятию, несомненно, приносит использование транспортного флота, который, в свою очередь, подразделяется на грузовой и грузопассажирский, а также транспортные буксиры.

Взаимосвязь и взаимодействие элементов МТБ:

Они проявляются двояко: во-первых, через соблюдение пропорций, масштабов развития отдельных элементов, во-вторых, через согласование параметров устройств, судов, сооружений и т.п. Оптимальные параметры элементов технической базы судоходного предприятия должны выбираться комплексно, с учетом взаимного влияния. Это влияние ограничивается чисто техническими аспектами; в значительной мере оно определяет экономическую эффективность всего комплекса.

Главный элемент МТБ - транспортный флот. С его помощью реализуется основная производственная функция судоходного предприятия, как уже говорилось выше, - перевозка. Вторым по значению элементом является портовое хозяйство, где начинается и завершается производство транспортной функции - перемещение грузов и людей, с которым активно сотрудничает судоходная компания на взаимовыгодных условиях. Исследование зависимостей параметров флота и портов, а особенно их количественная оценка, имеют очень важное значение. Количественные зависимости используются при технико-экономических обоснованиях, разработке планов развития судоходной компании.

Морской транспортный флот:

Морской транспортный флот - совокупность судов, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров по морским путям сообщения от пунктов погрузки (посадки) до пунктов выгрузки (высадки). Успешное решение стоящих перед морским транспортом задач, эффективность перевозок определяются соответствием масштабов и структуры перевозок, а параметров конкретных судов - характеристикам грузопотоков и условиям эксплуатации.

К показателям, характеризующим транспортный флот, относятся: число судов и тоннаж флота, структура флота по эксплуатационному назначению судов, грузоподъемность и скорость судов, их приспособленность для грузовых операций, возраст судов, уровень автоматизации, тип судовых энергетических установок, ледовый класс судов.

Рассмотрим некоторые из них -

Тоннаж судов:

Обычно измеряется в брутто-регистровых тоннах (БРТ) или тоннах дедвейта. Пассажировместимость характеризуется количеством классных мест. Тоннаж имеет свою структуру, по которой сравнивают отдельные виды флота и группы внутри них, например, сухогрузный, наливной, комбинированный и т.д.

Специализация:

Специализация судов отдельных видов транспортного флота проявляется в приспособлении к перевозке определенных видов грузов и их транспортному виду, районам плавания, к технологии перевозки грузов. Например, в зависимости от рода груза наливные суда подразделяют на танкеры (для перевозки сырой нефти), нефтепродуктовозы, газовозы, химовозы и др.

Грузоподъемность и скорость:

Грузоподъемность и скорость - главнейшие технико-эксплуатационные характеристики судна, определяющие его потенциальную провозную способность и экономические показатели работы. Реализация экономических преимуществ судов большей грузоподъемности зависит от факторов: мощные и стабильные во времени грузопотоки массовых грузов служат основой для строительства крупнотоннажных судов, для которых характерна высокая интенсивность погрузки-выгрузки и, следовательно, небольшая доля стояночного времени.

Цена грузов меняется в широких пределах. С увеличением скорости судна снижается срок доставки, и, следовательно, оборотные средства в грузах. Чем выше цена груза, тем больше значение экономически оптимальной скорости. Протяженность рейса и интенсивность обслуживания в портах воздействуют на выбор оптимальной скорости через соотношение ходового и стояночного времени. С увеличением дальности перевозки и интенсивности обслуживания в портах растет экономически оптимальная скорость судна.

Ценообразование на судоходном предприятии:

Цена - денежное выражение стоимости товара, услуг. Продукция судоходного предприятия, в основном, - процесс перевозки и он также имеет свою определенную цену. Транспортные затраты включаются в оптовую цену продукции, по которой предприятие осуществляет реализацию своей продукции предприятиям, с которыми судоходная компания заключает договора на перевозку товаров.

Особенности

Цена устанавливается на перемещение, не имеющего внешнего вида, в отличие от оптовых и розничных цен, которые устанавливаются за определенную продукцию

Судоходная компания осуществляет не только перевозку товаров на судне, но и другие работы и услуги: погрузочно-разгрузочные работы в портах, складирование грузов в портах, дноуглубительные работы (если имеются соответствующие резервы и фонды) и каждому виду деятельности соответствует своя цена

Цена за перевозку устанавливается отдельно в заграничном и каботажном плавании на базе себестоимости перевозки нормативной прибыли. При определении цены за перевозку грузов в заграничном плавании учитывается не только себестоимость перевозки, но и уровень цен на мировом фрахтовом рынке.

Цены за перевозку используются в судоходном предприятии в двух формах:

Тариф - односторонняя установленная цена за перевозку, одинаковая для всех клиентов и действующая определенный промежуток времени.

Фрахт - договорная цена, устанавливается в каждом конкретном случае по соглашению между фрахтователем и фрахтовщиком. Фрахт фиксируется в договоре о морской перевозке - чартере.

 

1. Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота


Эффективность использования флота во многом определяется его специализацией и технико-эксплуатационными характеристиками, среди которых важнейшими являются: линейные, массовые, объемные, скоростные, а также нормативы рейсовых запасов и приспособленность судна к грузовым операциям.

Таблица 2

Наименование характеристик

Условные обозначения

Единицы измерения

Численные значения характеристик

 




Типы судов

 




Деффендер

Ессенс

Ларк

Веста

 

Год и место постройки

-

-

Корея, 1997

Корея, 1995

Швеция, 1990

Хорватия, 1992

 

Длина максимальная

L

м

242,6

219,99

207,4

206,8

 

Ширина

B

м

32,29

35,24

32,3

32,23

 

Высота борта

Н

м

18,0

18,20

16,80

17,35

 

Осадка в полном грузу

tгр

м

13,6

11,8

12,6

12,6

 

Осадка порожнем

м

5,0

3,2

3,1

2,3

 

Число тонн на 1 см осадки

-

см/т

65,0

68,6

58,7

59,5

 

Водоизмещение в грузу

Д

т

84500

74139

66770

66978

 

Водоизмещение порожнём

Д0

т

16500

13187

10900

12478

 

Грузовместимость

W

м3

71000

75100

56981

63068

 

Дедвейт

Дw

т

68000

60952

55870

54500

 

Грузоподъёмность

-

т

60400

57300

45800

49600

 

Брутто регистровый тоннаж

ВРТ

рег. т

37409

37734

28259

31759

 

Нетто регистровый тоннаж

NРТ

рег. т

21432

17589

19874

22542

 

Скорость в грузу

vгр

узлы

13,4

12,6

13,1

14,0

 

Скорость в балласте

узлы

14,1

13,2

13,7

14,6

 

Расход топлива на ходу в грузу

qгр

т/сут

43

32

36

35

 

Расход топлива на ходу в балласте

т/сут

41

30

33

32

 

с гр. операц.: мазут / д.т.

qс гр.оп.

т/сут

38/5

33/2,5

22,5/2,5

14/9

без гр. операц.: мазут/ д.т.

qбез гр.оп.

т/сут

2/3

7/2

1,8/2,5

2/2,5

Численность экипажа

n

-

24

24

23

23

Исходя из возраста судов, не один из них не может быть списан, так как они не превышают планку в 25 лет.

 

2. Транспортная характеристика грузопотоков


Транспортная характеристика грузопотоков включает объем, направление, структуру, партионность и степень равномерности, причем каждая из этих характеристик обуславливает определенные требования к составу, провозоспособности, специализации и даже грузоподъемности флота.

Транспортная характеристика груза - это совокупность его свойств, которые определяют технику и условия перевозки, погрузки, выгрузки и хранения и позволяют обеспечить качественную и сохранную перевозку грузов.

Данные анализа транспортных характеристик приведены ниже в таблице 4:

Таблица 4

Транспортные характеристики

Наименование груза


Сырая нефть

Вид упаковки

Налив

УПО

1,15

Температура самовоспламенения паров, ºС

270

Температура вспышки

13

Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе, 0С

нижний

13


верхний

56


Сырая нефть.

Этот вид груза перевозится наливом (без тары), следовательно, отсутствуют габариты и масса одного места груза. За нормальную температуру принимается температура нефти примерно 2000С. Вязкость также является очень важным показателем, так как при ее изменении (в результате перекачки) у всех типов насосов в той или иной степени изменяется режим работы и соответственно подача, напор, мощность и коэффициент полезного действия. Вязкость нефти оказывает большое влияние на величину гидравлических потерь на всем пути движения жидкости в системе. Установлено, что для технико-экономических расчетов в качестве минимальной температуры подогрева нефти можно принять температуру, равную 5000С.

Нефть относится к огнеопасным грузам, и эта огнеопасность характеризуется температурой вспышки и самовоспламенения. Температура вспышки - это наименьшая температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом вспыхивает при поднесении к ней пламени.

Сырая нефть - смесь углеводородов различного строения, темная маслянистая жидкость. При концентрации паров в воздухе 74 - 123 г/м образуются взрывчатые смеси. Температура взрываемости насыщенных паров Д/Т в воздухе 130С - 560С. Температура самовоспламенения 2700С. Удельный погрузочный объем Д/Т - 1,15 м3/т.

Сырая нефть является опасным грузом, относящимся по классификации МОПОГ к классу 3 «Легковоспламеняющиеся жидкости». Разрешается перевозить при следующих условиях:

ü Хранение вещества этого класса должно осуществляться в прохладном месте;

ü Необходимо защищать груз от тепла, исходящего от переборок и других источников;

·   Для удаления из грузовых помещений легковоспламеняющихся паров должна быть предусмотрена соответствующая вентиляция;

·   Должны быть приняты соответствующие меры, чтобы предотвратить проникновение жидкости или паров в любую другую часть судна;

·   Помещение, в котором перевозятся легковоспламеняющиеся жидкости, должно быть соответствующим образом изолировано от других помещений судна во избежание проникновения в них паров легковоспламеняющихся жидкостей; вентиляционная система таких помещений должна быть отделена от вентиляционной системы других помещений.

·   Судам, груженным легковоспламеняющимися жидкостями, запрещается проводить какие-либо портовые работы (буксировку и т.п.);

·   Производство ремонтных работ с применением огня или могущих вызвать искрообразование инструментов в трюмах и на палубе не разрешается;

·   Категорически запрещается использование открытого огня и курение вблизи вентиляторов, ведущих в трюмы с грузом.

3. Региональные направления транспортировки грузов


Эффективность работы судоходной компании во многом определяется теми регионами, где работает принадлежащий ей флот. В данном разделе рассмотрим конкретные направления перевозок с учетом некоторых особенностей.

Пролив Босфор, Мраморное море.

Пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное моря и целиком входит в пределы порта Стамбул. Длина пролива около 15 миль, наибольшая ширина его 4 мили, наименьшая 4 кбт. Пролив Босфор глубоководен (20 - 110 м); опасностей, значительно удаленных от берегов в нем мало. Обрывистые берега пролива образованы крутыми склонами гор. На европейском берегу пролива расположены селения, отдельные дома, виллы, дворцы, развалины укреплений; на азиатском берегу их меньше. У южного входа в пролив Босфор раскинулся крупный порт Стамбул. При плавании проливом необходимо постоянно контролировать и точно знать место судна, так как здесь наблюдаются сильные течения.

Плавание по проливу днем не представляет особых трудностей, но ночью входить в него следует только при знании местных условий плавания.

По Мраморному морю проходят торговые пути, имеющие важное международное значение. В международной практике в понятие "черноморские проливы" включаются пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы. Существующий в настоящее время режим черноморских проливов определяется конвенцией, заключенной в 1936 году в городе Монтре (Швейцария). Он предусматривает свободный проход через проливы любого количества торговых судов всех стран мира.

Мраморное море простирается с востока на запад на 120 миль и с севера на юг на 40 миль. В ясную погоду плавание в Мраморном море довольно несложно. Море глубоководное, опасностей, удаленных от берега в нем мало. Сеть средств навигационного оборудования обеспечивает плавание в этих районах, как днем, так и ночью; имеется много ориентиров. Главными факторами, затрудняющими плавание в море, являются оживленное судоходство и наличие течения, которое может снести судно на прибрежную отмель. Мраморное море принадлежит Турецкой республике.

Северный берег Мраморного моря образован грядой невысоких гор, отроги которых спускаются к морю. На большом своем протяжении этот берег обрывист. В восточный берег Мраморного моря вдается Измитский залив, северный берег которого высокий и обрывистый. Южный берег Мраморного моря горист. У южного берега Мраморного моря вблизи входа в залив Бандырма находятся острова Мола. В западной части моря расположена группа островов. Центральная и восточная части Мраморного моря глубоководные, южная часть моря сравнительно мелководна. Опасностей в Мраморном море немного, и располагаются они главным образом вблизи берегов.

К особым физико-географическим явлениям, которые следует учитывать при плавании в Мраморном море, следует отнести сейсмическую деятельность и миражи. Сильные землетрясения часто происходят в районе полуострова Малая Азия.

В Мраморном море находятся районы (полигоны) боевой подготовки кораблей (подводных лодок) военно-морского флота Турции.

Климат в Мраморном море субтропический (средиземноморский). Для него характерны дождливая мягкая зима и жаркое сухое лето. Штили наблюдаются довольно часто, штормы в открытой части района наиболее вероятны с октября по май. Физико-географические особенности района - относительно небольшая протяженность моря и большая изрезанность берегов оказывают немалое влияние на волнение, течения и другие гидрологические элементы. В Мраморном море приливные колебания невелики и практического значения не имеют.

Пролив Дарданеллы.

Длина пролива около 65 миль, наибольшая ширина его 14 миль, а наименьшая - около 7 миль. Европейский берег пролива, представляющий собой юго-восточный берег гористого Галлипольского полуострова, преимущественно высокий, утесистый и довольно однообразный; азиатский берег пролива холмистый. В берега пролива вдается несколько бухт, причем бухты азиатского берега удобнее для захода и стоянки в них судов, чем бухты европейского берега.

Глубины в средней части пролива Дарданеллы более 50 м, причем у европейского берега они, как правило, несколько больше, чем у азиатского.

Плавание в проливе Дарданеллы обеспечивается береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования, которые обеспечивают плавание в нем как днем, так и ночью. Районы боевой подготовки имеются на подходах к проливу Дарданеллы из Эгейского моря.

На положение буев, ограждающих опасности в проливе Дарданеллы полагаться не следует. Ввиду большого количества паромов и малых судов в проливе Дарданеллы необходимо постоянно соблюдать осторожность и вести непрерывное наблюдение. Большим танкерам разрешается следовать проливом Дарданеллы только днем.

Эгейское море.

Плавание в Эгейском море с использованием радиотехнических средств не представляет трудности, так как обрывистые берега моря, а также многочисленные острова четко изображаются на экране радиолокатора. Вся акватория Эгейского моря является бывшим опасным от мин районом, открытым для надводной навигации.

Берега Эгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильно изрезаны. Они приглубы, опасностей вблизи них мало. Многочисленные острова, расположенные в Эгейском море, высокие. Значительное их количество вулканического происхождения. Плавание среди островов Эгейского моря несложно, так как они опознаются хорошо. Глубины вблизи островов большие, и подводных опасностей в многочисленных проливах и проходах между ними почти нет. Около островов находится много якорных мест, где можно укрыться от ветров и волнения.

Дно Эгейского моря отличается большой неровностью. Рельеф его в настоящее время не остается постоянным вследствие непрекращающихся тектонических колебаний. Неровный рельеф дна Эгейского моря не создает непосредственной опасности для плавания.

К особым физико-географическим явлениям, которые следует учитывать при плавании в Эгейском море, следует отнести сейсмическую и вулканическую деятельность и миражи.

Средства навигационного оборудования обеспечивают плавание по Эгейскому морю и подходы к портам и важнейшим бухтам.

В рассматриваемом районе резко выражены два сезона года: мягкая дождливая зима и сухое жаркое лето.

Средиземное море.

Средиземное море принадлежит к числу самых больших и глубоких морей Мирового океана. По 38-й параллели оно простирается на 2 тыс. миль это больше, чем ширина Атлантического океана между Африкой и Южной Америкой. Название моря точно характеризует его географическое положение. Море лежит на стыке между Европой, Азией и Африкой и со всех сторон окружено сушей.

Холодные глубинные воды океана не проникают в Средиземное море, и температура воды не опускается ниже +13 °С. Поверхностные слои петом нагреваются до 25 - 30°С. Поэтому море никогда не замерзает, почти круглый год на большей его части удерживается теплая, ясная погода.

Теплый, мягкий климат, большие глубины, незначительные приливо-отливные колебания уровня - все эти факторы сделали Средиземное море одним из самых безопасных и удобных для мореплавания районов.

В настоящее время Средиземное море (не считая Черного и Азовского морей, также принадлежащих его бассейну) омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути.

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный по водоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит по середине пролива. Поэтому при плавании по проливу, в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив - быстрины и сулои.

Материковая отмель в Средиземном море развита слабо, а материковый склон довольно крут. Почти повсеместно большие глубины начинаются вблизи берегов. Значительное повышение дна наблюдается только в центральной части моря. Этот порог, а также Апенинский полуостров и остров Сицилия делят Средиземное море на две почти равные части: западную и восточную. Эти два обособленных бассейна имеют существенные отличия. Берега восточной половины моря гораздо сильнее изрезаны, и там намного больше островов. Бассейны соединяются между собой двумя проливами - Тунисским и Мессинским.

Ионическое море.

Это центральная часть Средиземного моря, между юго-западным берегом Балканского и юго-восточным берегом Апеннинского полуостровов и островами Крит и Сицилия. Соединено на севере проливом Отранто с Адриатическим морем, на западе Мессинским проливом с Тирренским морем. Берега сильно расчленены, особенно на востоке у берегов Греции. Крупные заливы - Патраикос и Коринфский; у берегов Италии - Таранто. На востоке расположены Ионические острова. Дно представляет собой котловину с глубиной более 4000 метров (максимальная до 4594 м.). Донные отложения - преимущественно ил, ближе к берегам - илистый песок, песок, ракушечник. Поверхностные течения образуют циклональный круговорот; их скорость около 1 км/ч. Температура воды от 140С в феврале до 25,50С в августе. Солёность более 38 0/0. У дна температура около 130С, солёность 38 0/0. Рыболовство (скумбрия, красный тунец, камбала, кефаль). Крупные порты: Патры, Керкира - в Греции, Таранто, Катания - в Италии.

Черное море.

Черное море размерами и формой вытянуто в широтном направлении. Его наибольшая длина с запада на восток 610 миль. Самая узкая часть 142 мили является одновременно и самой глубокой 2244 м. Всю центральную часть занимает обширная впадина с плоским дном и глубинами более 2 тыс.м, поэтому велика и средняя глубина Черного моря - 1271 м, и общий объем его вод - 537 тыс.км3. материковый склон отличается значительной крутизной.

Дно вблизи берегов неустойчиво. Под действием тектонических сил прибрежная платформа проседает и сползает в сторону глубоководной ложбины.

Климатические условия на Черном море благоприятствуют судоходству. Оно не замерзает, за исключением крайнего северо-западного участка, однако там даже в суровые зимы навигация не прерывается.

Своеобразной географической особенностью являются лиманы, то есть затопленные морем приустьевые участки. Наиболее крупными являются Днестровский и Днепровский.

Характерная особенность Черного моря - почти полное отсутствие островов. Наиболее значительные из них в северо-западной части моря: Змеиный (Фидосини) - близ дельты Дуная, Березань - у входа в Днепровский лиман, Кефкен - в 50 милях восточнее пролива Босфор.

Из-за многочисленных отмелей, замерзаемости и сильных северо-восточных штормов этот участок наиболее опасен для судоходства. Зимой здесь отмечается до 15 штормовых дней в месяц, тогда как в других частях моря их количество не превышает 3-5 наблюдаются сильные туманы. В целом течения и приливы в черном море выражены довольно слабо. Основное течение направлено против часовой стрелки. Кольцо течений шириной 50-70 км на расстоянии 5-10 км от берега охватывает все Черное море. Иногда у кавказского побережья бывают волновые длиннопериодные колебания масс воды, называемые тягуном. Такое движение воды вдоль причалов нарушает нормальную работу портов, грузовые операции часто прерываются. Побережье Кавказа изрезано слабо.

Ла-Схирра (Тунис).

Порт расположен на побережье залива Габес (Gulf of Gabes) и является конечным пунктом нефтепровода, проведенного от Edjeleh и Zarzaitine в Сахаре.

Порт может принимать суда длиной до 300 м с осадкой от 14,4 до 15,5 м при полной воде. Извещения о предполагаемом времени прибытия подаются за 48 и за 24 часа до подхода судна к порту; в ответ портовые власти информируют суда о возможности следования к причалам прямым ходом, либо указывают становиться на якорь в ожидании очереди.

Два грузовых причала расположены по сторонам терминала, соединенного с берегом молом. Эти причалы могут принимать суда длиной до 300 м. Глубина у причалов - от 15,8 до 16,7 м при малой воде. Причалы оборудованы тремя грузовыми трубопроводами диаметром по 0,61 м каждый. Кроме того, причал оснащен четырьмя гибкими шлангами диаметром по 0,3 м, общей длиной 270 м, длина трубопровода - около 3950 м.

При выполнении швартовных операций суда обычно пользуются услугами 3 буксиров.

Лоцманская проводка обязательна. Суда могут вызывать лоцмана либо по международному своду сигналов, либо заблаговременно по радио. Лоцманский катер окрашен в черный и белый цвет. Лоцман поднимается на борт судна примерно в 3 милях от погрузочного причала.

Топливо и пресная вода в порту судам не предоставляются.

Неаполь (Италия).

Крупный торговый и военный порт, центр судостроения. Гавани порта соединены между собой, а также с портом Кьоджа и гаванью Маламокко каналами. Доступными для плавания больших судов являются каналы Сан-Марко, Джудекка, Витторио-Эммануэле, Индустриале-Уэст и другие. Кроме того, в порту много мелких бассейнов и каналов, доступных лишь для малых судов. Общая длина причального фронта 10 км. Глубины на подходных фарватерах 9-11 м, на фарватерах основных каналов 9-10 м, на якорных местах 12-15 м, у причалов 3,7-11,3 м.

Грузооборот 23,9 млн. тонн. В порт ввозят уголь, нефть, хлопок, химическое сырье, лес, зерно, мороженое мясо и мороженую рыбу; вывозят изделия из стекла, мебель, пряжу, ткани, кружева, мозаику, фарфор, мрамор, ювелирные изделия.

Приоло (Италия).

Второй по объему грузооборота порт Италии и один из основных портов по ввозу нефти. Доступен для судов с осадкой до 21 м. Общая длина причального фронта 0,8 км. Глубины на фарватерах 18-22 м. Грузооборот 29,2 млн. тонн. В порт ввозят в основном нефть, а также цемент, фосфаты, муку; вывозят мазут, керосин, парафин, соль, апельсины, химикаты.

Констанца (Румыния).

Порт Констанца расположен на западном побережье Черного моря в 179 милях от Босфора и 85милях от порта перехода Сулина, через который Дунай впадает в море, а также приблизительно в 250 километрах восточнее Бухареста.

Это основной порт Румынии и самый большой на Черном море. Он охватывает область 3600 гектаров и способен обрабатывать до 85000000 тонн ежегодно.

Порт ограничен северным и южным волнорезами, длины которых 8874 м и 5560 м соответственно. Имеются 133 места с полной длиной причала 28.5 км.

Комплекс порта состоит из Старого Порта к северу и Нового Порта к югу.

Северный Порт полностью операционный и состоит из 12 бассейнов, водная глубина которых колеблется между 7 м и 13.5 м, длиной причала 15.5км и имеет 82 места. Он имеет специализированные терминалы для руд, угля, сырой нефти и нефтепродуктов, зерна, химикатов, прокрученных металлов, контейнеров, общих товаров для платформ и складов.

Южный Порт является частично операционным. Имеется 13 км причалов, 25 операционных мест и мощностей для обработки руд, угля, фосфата, сырой нефти и нефтепродуктов, прокрученных металлов, общих товаров для платформ и складов. Часть движения управляется в системе паромов и судов типа «РО-РО». Южный Порт охватывает вход в канал «Дунай - Черное море», который является частью наиболее важного Европейского водного пути «Рейн - Майн - Дунай».

Чтобы перегрузить груз в речные суда (баржи), Южный Порт имеет специализированный речной - морской бассейн.

Из груза, обрабатываемого в Констанце, 80 % - насыпной груз. Из этого, половина - жидкий груз, главным образом сырая нефть и производные изделия, а другая половина - твердый насыпной груз, главным образом железная руда и цветные руды, уголь, кокс, фосфат, апатиты, стальные изделия и хлебные злаки.

Общий груз состоит из импорта индустриального оборудования, пищевых продуктов, удобрений и химикатов, одежды, электрических приборов, а экспорт состоит из мебели и древесины, металлических изделий, удобрений, пищевых продуктов, текстиля, стеклянных изделий и автомобилей.

4. Составление рациональных транспортных схем и возможных вариантов закрепления флота


Движение судов при перевозках должно быть организовано так, чтобы производительность работы флота судоходного предприятия была наибольшей, а себестоимость перевозок - наименьшей, что достигается минимальными балластными пробегами. Схемы движения должны быть составлены так, чтобы суда по возможности загружались и в прямом, и в обратном направлениях. Для этого определяются конкретные порты: погрузки и выгрузки в прямом направлении и с учетом минимальных балластных пробегов, порты погрузки и выгрузки в обратном направлении.

Партионность грузопотоков.

Партионность - количество груза, которое должно быть перевезено на одном транспортном судне, в адрес одного грузополучателя, в количестве одной партии.

Грузопоток 1: Ла-Схирра - Неаполь (5600 т.т. сыр нефть) имеет партионность 45 - 60 тыс. т.

Грузопоток 2: Приола - Констанца (6900 т.т. сыр нефть) имеет партионность 45 - 60 тыс. т.

Таблица 5 Валовое стояночное время в портах:

Наименование типа судов

Количество судов

Продолжительность, ч



Погрузка



Ла-Схирра

Приола

Неаполь

Констанца

Деффендер

2

80

75

50

40

Ессенс

2

80

70

50

80

Ларк

2

70

70

60

80

Веста

1

70

60

60

80


II. Расчет и анализ основных показателей работы флота судоходной компании


1. Структура и использование бюджета времени флота


Бюджетом времени судна называется расчленение календарного периода времени судна на составные части в зависимости от нахождения судна в эксплуатации или вне эксплуатации.

Календарный период выражается текущим временем нахождения судна в составе транспортного флота пароходства. Эксплуатационный период судна - это время нахождения его на перевозках грузов и пассажиров, а также в аренде и тайм чартере. Внеэксплуатационный период - это время нахождения судна на ремонте, отстое, котломоточистках, доковании и других работах.

Таблица 6 Плановый бюджет времени балансового флота на текущий год

Наименование судов

Дедвейт судов, т.

Бюджет времени



Календарный период

В эксплуатации

Вне эксплуатации

Докование

Ремонт



суд-сут.

тнж-сут.

суд-сут.

тнж-сут.

суд-сут.

тнж-сут.

суд-сут.

тнж-сут.

суд-сут.

Тнж-сут.

«Деффендер»

68000

366

24888000

363

24684000

3

204000

3

204000



Всего по типу

136000

732

49776000

726

49368000

6

408000

6

408000



«Ессенс»

60952

366

22308432

351

21394152

15

914280



15

914280

Всего по типу

182856

1098

66925296

1053

64182456

45

2742840



45

2742840

«Ларк»

55870

366

20448420

366

20448420







Всего по типу

55870

366

20448420

366

20448420







«Веста»

54500

366

19947000

366

19947000







Всего по типу

109000

732

39894000

732

39894000







Всего по флоту

483726

2928

177043716

2877

173892876

51

3150840

6

408000

45

2742840


2. Расчёт и анализ рейсооборота и основных эксплуатационных показателей работы судов


Экономическая эффективность работы флота зависит в первую очередь от объема выполненной транспортной работы, а, следовательно, от рейсовой загрузки судна и продолжительности выполняемого рейса.

Bpeмя рейса определяется из выражения:

tр = tx + tст

где tx - ходовое время, сут.;

tст - стояночное время в рейсе, сут.;

В свою очередь ходовое и стояночное время в рейсе определяются соответственно из выражения:

tx = (Lгр - Lогр)/Vгр + (Lб - Lогр)/Vб + ∑ Lогр/ Vогр

tст = tпогр + tвыгр

где Lгр и Lб - дальность плавания судна в рейсе с грузом и в балласте, мили;

Lогр - протяженность участков, проходимых со снижением скорости, мили;

Tк = 366 сут. - календарный период;

Vгр и Vб - техническая скорость судна в грузу и в балласте, узлы;

Vогр - ограниченная скорость судна.

Количество рейсов определяется по следующей формуле:

r = Tэ / Tр, где Tэ = 366 - tрем

Tр = tр. гр.1 + tр.гр.2

Для определения загрузки судна на рейс необходимо рассчитать потребное количество рейсовых запасов, исходя из стояночных нормативов переменных ходовых и стояночного запасов топлива и воды и продолжительности ходового и стояночного времени. Стояночные запасы по порту погрузки можно не учитывать, поскольку они будут израсходованы к концу погрузки. Таким образом, при расчете загрузки судна принимается во внимание продолжительность ходового времени и стоянки в порту выгрузки.

Количество запасов рассчитывается для каждого из выполняемых по схеме рейсов в отдельности. Прием запасов производится только в портах погрузки, вне зависимости от того российский порт или иностранный. Далее рассчитывается количество выполняемых по схемам рейсов. Все показатели определяются по законченным рейсам.

Загрузка судна (чистая грузоподъемность) в рейсе определяется по формуле:

Dч = Dw - Gзап

где Gзап - рейсовые переменные запасы, тонны;

Рейсовые запасы:

Gзап = G х зап + G стзап

где G х зап, G стзап - ходовые и стояночные запасы топлива и воды.

Ходовые и стояночные запасы на рейс:

G х зап = qхтоп*tгрх + qхтоп*tбх*kшт + qсн*N*( tгрх + tбх*kшт)

G стзап = qcnтоп*tвыгрcn + qсн* tвыгрст *N,

где qхтоп и qcnтоп - суточные нормативы расходов топлива и котельной воды на ходу и на стоянке;

qсн - суточные нормативы питьевой и мытьевой воды на 1 человека принимаются равными 200 л/сут и продовольственного снабжения, принимаются равными 3 кг на 1 человека в сутки;

kшт - коэффициент штормового запаса для данного рейса плавания.

Расчетные величины штормового запаса бункера судов, Rшт

Продолжительность ходового времени, сут

Штормовой запас бункера на 1 рейс, %

до 5 сут

15

5,1 - 10

14

10,1 - 15

12

15,1 - 20

10

20,1 - 25

8

25,1 - 30

6

Свыше 30

5

Таблица 7

Коэффициент штормового запаса не учитывается при переходе судна в грузу.

Это связано с тем, что допускается возможность пополнения запасов в порту выгрузки, если в результате каких-либо форс-мажорных обстоятельств судну придется израсходовать запасы, рассчитанные на переход в балласте.

Определенная таким образом чистая грузоподъемность судна представляет максимальное количество груза Dч=Qmax, которое может быть перевезено в данном рейсе, однако, при транспортировке легких грузов или сухогрузов с большими значениями удельного погрузочного объема m необходимо проверить всё ли количество расчетного груза поместится в грузовые помещения судна, исходя из его грузовместимости:

Qрейс = W/m

где W - удельная грузовместимость судна, м3;

m - удельный погрузочный объем, м3/т

Если в результате проверки Qрейс ³ Dч , то к расчету принимается Qрейс = Dч, если Qрейс < Dч, то для дальнейших расчетов принимается Qрейс.

Судно типа «Деффендер»

Грузопоток №1

tx = ((1430-16)/13,4 + 772/14,1 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 80 + 50 = 6 (сут.)

tр = 7 + 6 = 13 (сут.)

G х зап = 43*5 + 31*1,15*3 + 0,203*24*(5 + 3*1,15) = 397,6 (т.)

G стзап = 43*3 + 0,203*3*24 = 143,6 (т.)

Gзап = 397,6 + 143,6 = 541,2 (т.)

Dч = 68000 - 541,2 = 67458,8 (т.)

Qрейс = 71000 / 1,09 = 65137,6 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

Грузопоток №2

tx = ((1706-16)/13,4 + 476/14,1 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 75 + 40 = 5 (сут.)

tр = 7 + 5 = 12 (сут.)

G х зап = 43*6 + 31*2*1,15 + 0,203*24*(6 + 2*1,15) = 392,7 (т.)

G стзап = 43*2 + 0,203*2*24 = 95,7 (т.)

Gзап = 392,7 + 95,7 = 488,4 (т.)

Dч = 68000 - 488,4 = 67511,6 (т.)

Qрейс = 71000 / 1,09 = 65137,6 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

Судно типа «Ессенс»

Грузопоток № 1

tx = ((1430-16)/12,6 + 772/13,2 + 16/10)/ 24 = 8(сут.)

tст = 80 + 50 = 6 (сут.)

tр = 8 + 6 = 14 (сут.)

G х зап = 32*5 + 30*1,15*3 + 0,203*24*(5 + 3*1,15) = 304,6 (т.)

G стзап = 35,5*3 + 0,203*3*24 = 121,1 (т.)

Gзап = 304,6 + 121,1 = 424,7 (т.)

Dч = 60952 - 424,7 = 60526,3 (т.)

Qрейс = 75100 / 1,09 = 68899 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

Грузопоток № 2

tx = ((1706-16)/12,6 + 476/13,2 + 16/10)/ 24 = 8 (сут.)

tст = 70 + 80 = 7 (сут.)

tр = 8 + 7 = 15 (сут.)

G х зап = 32*6 + 30*1,15*2 + 0,203*24*(6 + 2*1,15) = 301,4(т.)

G стзап = 35,5*4 + 0,203*4*24 = 161,4 (т.)

Gзап = 301,4 + 161,4 = 462,8 (т.)

Dч = 60952 - 462,8 = 60489,2 (т.)

Qрейс = 75100 / 1,09 = 68899 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

Судно типа «Ларк»

Грузопоток №1

tx = ((1430-16)/13,1 + 772/13,7 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 70 + 60 = 6 (сут.)

tр = 7 + 6 = 13 (сут.)

G х зап = 36*5 + 33*1,15*3 + 0,203*24*(5 + 3*1,15) = 333,3 (т.)

G стзап = 25*3 + 0,203*3*24 = 89 (т.)

Gзап = 333,3 + 89 = 422,3 (т.)

Dч = 55870 - 422,3 = 55447,7 (т.)

Qрейс = 56981 / 1,09 = 52276,1 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 52276,1 (т.)

Грузопоток № 2

tx = ((1706-16)/13,1 + 476/13,7 + 16/10)/ 24 = 4 (сут.)

tст = 60 + 80 = 7 (сут.)

tр = 4 + 7 = 11 (сут.)

G х зап = 36*3 + 33*1,15*2 + 0,203*24*(3 + 2*1,15) = 208,6 (т.)

G стзап = 25*4 + 0,203*4*24 = 118,6 (т.)

Gзап = 208,6 + 118,6 = 327,2 (т.)

Dч = 55870 - 327,2 = 55542,8 (т.)

Qрейс = 56981 / 1,09 = 52276,1 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 52276,1 (т.)

Судно типа «Веста»

Грузопоток № 1

tx = ((1430-16)/14 + 772/14,6 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 70 + 60 = 6 (сут.)

tр = 7 + 6 = 13 (сут.)

G х зап = 35*5 + 32*1,15*3 + 0,203*23*(5 + 3*1,15) = 324,8 (т.)

G стзап = 23*3 + 0,203*3*24 = 89 (т.)

Gзап = 324,8 + 89 = 413,8 (т.)

Dч = 54500 - 413,8 = 54086,1 (т.)

Qрейс = 63068 / 1,09 = 57860,5 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 54086,1 (т.)

Грузопоток № 2

tx = ((1706-16)/14 + 476/14,6 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 60 + 80 = 6 (сут.)

tр = 6 + 7 = 13 (сут.)

G х зап = 35*6 + 32*1,15*2 + 0,203*23*(6 + 2*1,15) = 322,3 (т.)

G стзап = 23*4 + 0,203*4*23 = 118,6 (т.)

Gзап = 322,3 + 118,6 = 441 (т.)

Dч = 54500 - 441 = 54058 (т.)

Qрейс = 63068 / 1,09 = 57860,5 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 54058 (т.)

В целом использование грузоподъемности судов довольно эффективно.

Объём перевозок рассчитаем по следующим формулам:

Q = Q1рейс + Q2рейс

Объём перевозок по схеме за год:

Qгод = Q*r

Объём перевозок по схеме за год по типу:

Qпо типугод = Qгод*Nсудов

Количество рейсов определяется по следующей формуле:

r = Tэ/ tр

1. Судно «Деффендер»

r = 363/25 = 14

Q = 60000 + 60000 = 120000 (т.)

Qгод = 120000*14 = 1680000 (т.)

Qпо типугод = 1680000*2 = 3360000 (т.)

2. Судно «Ессенс»

r = 351/29 = 12

Q = 60000 + 60000 = 120000 (т.)

Qгод = 120000*12 = 1440000 (т.)

Qпо типугод = 1440000*3 = 4320000 (т.)

. Судно «Ларк»

r = 366/24 = 15

Q = 52276,1 + 52276,1 = 104552,2 (т.)

Qгод = 104552,2*15 = 1568284 (т.)

Qпо типугод = 1568284 (т.)

4. Судно «Веста»

r = 366/26 = 14

Q = 54086,1 + 54058 = 108145,1 (т.)

Qгод = 108145,1*14 = 1514032 (т.)

Qпо типугод = 1514032*2 = 3028063 (т.)

3. Расчёт основных экономических показателей работы судов


Необходимо рассчитать по каждому из рейсов и по схемам в целом следующие экономические показатели работы судов:

Ø Доходы за рейс по схеме и в целом за эксплуатационный период;

Ø  Расходы в рублях и в валюте за рейс, по схеме и в целом за эксплуатационный период;

Ø  Чистую валютную выручку (ЧВВ);

Ø  Финансовый результат;

Ø  Себестоимость перевозки 1 т. груза и 1 т-мили;

Ø  Тайм - чартерный эквивалент (ТЧЭ).

Для перевода валюты в рубли применяется курс доллара: К= 30 руб./дол.

Тарифная ставка - односторонне устанавливаемая цена за перевозку 1 тонны груза, одинаковая для всех фрахтователей, публикуется для общего сведения и действий.

Тарифная ставка для сырой нефти на грузопотоке Ла-Схирра - Неаполь равна 5,65 $, а на грузопотоке Приола - Констанца равна 15,72 $.

Наименование судна

Суточная себестоимость содержания судна


в рублях

в $


на ходу

на стоянке

на ходу

на стоянке

«Деффендер»

188264

169440

7131

6418

«Ессенс»

188005

171951

6921

6423

«Ларк»

113889

100682

6591

5832

«Веста»

150773

135696

6715

6040

Таблица 8

Число рейсов: r = Tэ / Tр

Доходы за перевозку: Dинв = ∑fинв*Qрейс

где f - тарифная ставка

Расходы в рублях: Rруб = Sxруб*tx + Scтруб *tст

Расходы в валюте: Rинв = Sxинв*tx + Scтинв *tст,

где Sxинв , Sxруб - себестоимость содержания судна но ходу;

Scтинв , Scтруб - себестоимость содержания судно но стоянке.

Чистая валютная выручка: ЧВВ = Dинв - Rинв

Финансовый результат: Ф = Dприв - Rприв

Приведенные доходы: Dприв = Dруб + Dинв * Курс$

Себестоимость перевозки 1 тонны груза: Sт = Rприв / Q

Себестоимость перевозки 1 тонно-мили: Sт-м = Rприв / Q

Тайм - чартерный эквивалент: ТЧЭ = ЧВВ / tр

Расчет экономических показателей по судну типа «Деффендер»

Грузопоток 1: Ла-Схирра - Неаполь - Приола

∑fинв = 5,65 ($)

Dинв = 5,65*60000 = 339000 ($)

Rруб = 188264*7 + 169440*6 = 2334488 (руб.)

Rинв = 7131*7 + 6418*6 = 88425 ($)

ЧВВ = 339000 - 88424 = 250575 ($)

Dприв = 0 + 339000*30 = 8000400 (руб.)прив =2334488 + 88425*30 = 4421318 (руб.)

Ф = 8000400 - 4421318 = 3579082 (руб.)

Sт = 4421318 / 60000 = 73,68 (руб./т.)

Sт*м = 4421318 / (60000*1430) = 0,051 (руб./т.- м.)

ТЧЭ = 250575 / 13 = 19275 ($/сут.)

Грузопоток 2: Приола - Констанца - Ла-Схирра

∑fинв = 15,72 ($)

Dинв = 15,72*60000 = 943200 ($)

Rруб = 188264*7 + 169440*5 = 2165048 (руб.)

Rинв = 7131*7 + 6418*5 = 82007 ($)

ЧВВ = 943200 - 82007 = 861193 ($)

Dприв = 0 + 943200*30 = 22259520 (руб.)прив = 2165048 + 82007*30 = 4100413,25 (руб.)

Ф = 22259520 - 4100413,25 = 18159106 (руб.)

Sт = 4100413,25 / 60000 = 68,34 (руб./т.)

Sт*м = 4100413,25 / (60000*1706) = 0,04 (руб./т.-м.)

ТЧЭ = 861193 / 12 = 71766 ($/сут.)

Вывод: Произведенные расчеты позволят нам оценить прибыльность каждого типа судна в отдельности.

Такой показатель, как ТЧЭ помогает определить эффективность работы судна на данной линии, а также является основным критерием для выбора типа судов пополнения.

Результаты расчета основных экономических и эксплуатационных показателей сводятся в таблицы 9, 10, 11 и 12.

Основные показатели работы судов Таблица 9

Наименование показателей

Тип судна


«Деффендер»


за рейс 1

за рейс 2

по схеме

по схеме за год

по схеме за год по типу

1. Объем перевозок Q, т.

60000

60000

120000

1742400

3484800

2. Грузооборот Ql, т.-м.

85800000

102360000

188160000

2732083200

5464166400

3. Продолжительность рейса tр, сут.

13

12

25

363

726

4. Число рейсов r, ед.




14

28

5. Доходы за перевозку Dинв, $

339000

943200

1282200

18617544

37235088

6. Расходы за перевозку Rинв, $

88425

82007

170432

2474672,64

4949345,28

7. Расходы Rруб, руб

2334488

2165048

4499536

65333262,7

130666525

8. Чистая валютная выручка ЧВВ, $

250575

861193

1111768

16142871,4

32285742,7

9. Финансовый результат Ф, руб.

3579082

18159106

21738188

304334632

608669264

10. Себестоимость перевозки 1 т. груза Sт., руб./т.

73,69

68,34

71,01

71,01

71,01

11. Себестоимость перевозки 1 т.-м. груза S т.-м., руб./т.-м.

0,05

0,04

0,05

0,05

0,05

12. Тайм-чартерный эквивалент, $/сут

19275,00

71766,09

44470,72

44470,72

44470,72


Таблица 10

Наименование показателей

Тип судна


«Ессенс»


за рейс 1

за рейс 2

по схеме

по схеме за год

по схеме за год по типу

1. Объем перевозок Q, т.

60000

60000

120000

1452413,79

4357241,38

2. Грузооборот Ql, т.-м.

85800000

102360000

188160000

2277384828

6832154483

3. Продолжительность рейса tр, сут.

14

15

29

351

1053

4. Число рейсов r, ед.




12

36

5. Доходы за перевозку Dинв, $

339000

943200

1282200

15519041,4

46557124,1

6. Расходы за перевозку Rинв, $

93906

100329

194235

2350913,28

7052739,83

7. Расходы Rруб, руб

2535746

2707697

5243443

63463741,1

190391223

8. Чистая валютная выручка ЧВВ, $

245094

842871

1087965

13168128,1

39504384,3

9. Финансовый результат Ф, руб.

3248472,5

17184058

20432530,5

245190366

735571098

10. Себестоимость перевозки 1 т. груза Sт., руб./т.

79,20

84,59

81,89

81,89

81,89

11. Себестоимость перевозки 1 т.-м. груза S т.-м., руб./т.-м.

0,06

0,05

0,05

0,05

0,05

12. Тайм-чартерный эквивалент, $/сут

17506,71

56191,40

37516,03

37516,03

37516,03


Таблица 11

Наименование показателей

Тип судна


«Ларк»


за рейс 1

за рейс 2

по схеме

по схеме за год

по схеме за год по типу

1. Объем перевозок Q, т.

52276,1

52276,1

104552,3

1594422,4

1594422,4

2. Грузооборот Ql, т.-м.

74754888

40357184

115112072

1755459098

1755459098

3. Продолжительность рейса tр, сут.

13

11

24

366

366

4. Число рейсов r, ед.




15

15

5. Доходы за перевозку Dинв, $

295360,219

821781

1117141,22

17036403,6

17036403,6

6. Расходы за перевозку Rинв, $

81129

67188

148317

2261834,25

2261834,25

7. Расходы Rруб, руб

1401315

1160330

2561645

39065086,3

39065086,3

8. Чистая валютная выручка ЧВВ, $

214231,219

754593

968824,219

14774569,3

14774569,3

9. Финансовый результат Ф, руб.

3654542

16648065

20302607

304539105

304539105

10. Себестоимость перевозки 1 т. груза Sт., руб./т.

63,43

52,53

57,98

57,98

57,98

11. Себестоимость перевозки 1 т.-м. груза S т.-м., руб./т.-м.

0,04

0,07

0,05

0,05

0,05

12. Тайм-чартерный эквивалент, $/сут

16479,32

68599,37

40367,68

40367,68

40367,68


Таблица 12

Наименование показателей

Тип судна


«Веста»


за рейс 1

за рейс 2

по схеме

по схеме за год

по схеме за год по типу

1. Объем перевозок Q, т.

54086,1

54059,0

108145,1

1522350,4

3044700,9

2. Грузооборот Ql, т.-м.

77343184

92224608

169567792

2386992764

4773985529

3. Продолжительность рейса tр, сут.

13

13

26

366

732

4. Число рейсов r, ед.




14

28

5. Доходы за перевозку Dинв, $

305586,688

849807,063

1155393,75

16264388,9

32528777,9

6. Расходы за перевозку Rинв, $

80985

80985

161970

2280039,23

4560078,46

7. Расходы Rруб, руб

1871315

1871315

3742630

52684714,6

105369429

8. Чистая валютная выручка ЧВВ, $

224601,688

768822,063

993423,75

13984349,7

27968699,4

9. Финансовый результат Ф, руб.

3429285

16272885

19702170

275830380

551660760

10. Себестоимость перевозки 1 т. груза Sт., руб./т.

69,94

69,97

69,95

69,95

69,95

11. Себестоимость перевозки 1 т.-м. груза S т.-м., руб./т.-м.

0,05

0,04

0,04

0,04

0,04

12. Тайм-чартерный эквивалент, $/сут

17277,05

59140,16

38208,61

38208,61

38208,61


III. Обоснование экономической эффективности развития судоходного предприятия


1. Расчет потребности в судах пополнения

. Транспортные схемы работы судов пополнения


Обоснование направлений и объемов развития основных производственных фондов судоходной компании выполняется исходя из анализа работы балансового флота с учетом возможного списания и пополнения его новыми судами. Расчет пополнения выполняется с учетом максимально возможного освоения грузопотоков мирового фрахтового рынка с целью увеличения прибыльности предприятия.

На основании закрепления балансового флота необходимо рассчитать объемы грузопотоков, неосвоенных балансовым флотом. С учетом этих остатков необходимо закрепить флот пополнения за определенными транспортными схемами.

Количество груза, перевезенного судами, принадлежащими судоходной компании:

Грузопоток 1: Ла-Схирра - Неаполь - Приола

Q1пер =2*60000*14+2*60000*12+2*52276,1*15+1*14*54086,1 =

,3 (т.)

Всего по заданию: Q1зад = 7500000 (т.)

Тогда остаток будет составлять:

Q1ост = 7500000 - 6138552,3 = 1361447,7 (т.)

Q2пер = 2*14*60000+2*12*60000+2*15*52276,1+1*14*54058 = 6137765,5 (т.)

Всего по заданию: Q2зад = 6900000 (т.)

Тогда остаток будет составлять:

Q2ост.1 = 6900000 - 6137765,5 = 762234,5 (т.)

Для полного освоения данных грузопотоков компании выгоднее использовать суда типа «Деффендер», так как именно они показывают максимальный ТЧЭ.

Рассмотрим грузопотоки 1 и 2. Найдем количество судов пополнения для грузопотока 1, необходимых для перевозки остатков груза:

n = Q1ост / (Qрейс*r)

n = 1361447,7 / (60000*14) ≈ 2 (судна)

r = 840000 / 60000 = 14 (рейсов)

Тр = 14 * 13 = 182 (дня)

r = 521447,7 / 60000 = 9 (рейсов)

Тр = 9 * 13 = 117 (дней)

Найдем количество судов пополнения на втором грузопотоке, необходимых для перевозки остатков груза:

n = Q2ост.2 / (Qрейс*r)

n = 762234,5 / (60000*14) ≈ 2 (судна)

r = 762234,5 / (60000*2) = 8 (рейсов)

Тр = 8 * 12 = 96 (дней)

Исходя из полученных результатов, видно, что для полного освоения необходимо два судно типа «Деффендер». Из которых: первое судно сделает 8 полных рейсов по всей схеме и 6 рейсов по первому грузопотоку, эксплуатационный период начнется с 1 июня; второе судно сделает 8 полных рейсов по всей схеме и 1 рейс по первому грузопотоку эксплуатационный период начнется с 1 августа.

Вывод: После решения поставленных в разделе задач, получили, что для освоения заданного грузопотока судоходной компании недостаточно 8 судов, потребуется дополнительно ввести 2 судна типа «Деффендер».

 

3. Расчёт нормативов использования судов пополнения


Технические нормы и нормативы определяют использование транспортных средств, а так же затраты всех видов ресурсов для производства продукции. Технические нормы на морском транспорте служат для обоснования организации движения флота и расчёта экономической эффективности основной производственной деятельности судоходного предприятия. Показатели для работы судна «Деффендер».

Судно типа «Деффендер»

Грузопоток №1

tx = ((1430-16)/13,4 + 772/14,1 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 80 + 50 = 6 (сут.)

tр = 7 + 6 = 13 (сут.)

G х зап = 43*5 + 31*1,15*3 + 0,203*24*(5 + 3*1,15) = 397,6 (т.)

G стзап = 43*3 + 0,203*3*24 = 143,6 (т.)

Gзап = 397,6 + 143,6 = 541,2 (т.)

Dч = 68000 - 541,2 = 67458,8 (т.)

Qрейс = 71000 / 1,09 = 65137,6 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

∑fинв = 5,65 ($)

Dинв = 5,65*60000 = 339000 ($)

Rруб = 188264*7 + 169440*6 = 2334488 (руб.)

Rинв = 7131*7 + 6418*6 = 88425 ($)

ЧВВ = 339000 - 88424 = 250575 ($)

Dприв = 0 + 339000*30 = 8000400 (руб.)прив =2334488 + 88425*30 = 4421318 (руб.)

Ф = 8000400 - 4421318 = 3579082 (руб.)

Sт = 4421318 / 60000 = 73,68 (руб./т.)

Sт*м = 4421318 / (60000*1430) = 0,051 (руб./т.- м.)

ТЧЭ = 250575 / 13 = 19275 ($/сут.)

Грузопоток №2

tx = ((1706-16)/13,4 + 476/14,1 + 16/10)/ 24 = 7 (сут.)

tст = 75 + 40 = 5 (сут.)

tр = 7 + 5 = 12 (сут.)

G х зап = 43*6 + 31*2*1,15 + 0,203*24*(6 + 2*1,15) = 392,7 (т.)

G стзап = 43*2 + 0,203*2*24 = 95,7 (т.)

Gзап = 392,7 + 95,7 = 488,4 (т.)

Dч = 68000 - 488,4 = 67511,6 (т.)

Qрейс = 71000 / 1,09 = 65137,6 (т.)

П = 45000 : 60000 (т.)

 Qрейс = 60000 (т.)

∑fинв = 15,72 ($)

Dинв = 15,72*60000 = 943200 ($)

Rруб = 188264*7 + 169440*5 = 2165048 (руб.)

Rинв = 7131*7 + 6418*5 = 82007 ($)

ЧВВ = 943200 - 82007 = 861193 ($)

Dприв = 0 + 943200*30 = 22259520 (руб.)прив = 2165048 + 82007*30 = 4100413,25 (руб.)

Ф = 22259520 - 4100413,25 = 18159106 (руб.)

Sт = 4100413,25 / 60000 = 68,34 (руб./т.)

Sт*м = 4100413,25 / (60000*1706) = 0,04 (руб./т.-м.)

ТЧЭ = 861193 / 12 = 71766 ($/сут.)

4. Составление баланса флота


Баланс флота помогает определить транспортные ресурсы, которыми будет располагать судоходная компания в планируемом периоде. Баланс позволяет установить количество и тоннаж судов к началу планового периода, их изменение в течение этого периода и наличие на конец планового периода, а также размер тоннажа в среднегодовом исчислении.

Баланс флота Таблица 13

Тип судна

Наличие флота на начало периода

Поступление флота

Списание флота

Наличие флота на конец периода


Количество судов, ед.

Дедвейт, тыс. т

Количество судов, ед.

Дедвейт, тыс. т

Количество судов, ед.

Дедвейт, тыс. т

Количество судов, ед.

Дедвейт, тыс. т

«Деффендер»

2

136000

2

136000



4

272000

«Ессенс»

2

182856





2

182856

«Веста»

1

55870





1

55870

«Ларк»

2

109000





2

109000

Итого по флоту

7

483726

2

136000



9

619726

 


5. Определение основных показателей работы флота судоходного предприятия


Учет и анализ выполнения производственно - финансовых планов судоходными предприятиями - важное средство улучшения использования флота, снижения себестоимости морских перевозок, повышения рентабельности. Финансовые показатели работы судоходного предприятия позволяют судить обо всех сторонах его транспортно-финансовой деятельности (техническом уровне и организации перевозок, использовании тоннажа, внедрении новой техники и передовой технологии перевозок).

Таблица12 Основные показатели работы флота

№ п.п.

Наименование показателей

Типы судов

Всего по флоту



«Деффендер»

«Ессенс»

«Ларк»

«Веста»


1

Объем перевозок, т.

3503632,32

4357241,38

1594422,4

3044700,9

12500000

2

Грузооборот, млн.т.-м.

5464166400

6832154483

1755459098

4773985529

18825765510

3

Продолжительность рейса, сут.

726

1053

366

732

2877

4

Число рейсов, ед.

28

36

15

28

107

5

Доходы инвалютные, $

37235088

46557124,1

17036403,6

32528777,9

133357393,6

6

Расходы инвалютные, $

4949345,28

7052739,83

2261834,25

4560078,46

18823997,82

7

Расходы в рублях, руб.

130666525

190391223

39065086,3

105369429

465492263,3

8

ЧВВ, $

32285742,7

39504384,3

14774569,3

27968699,4

114533395,7

9

Финансовый результат, руб.

608669264

735571098

304539105

551660760

2200440227

10

Себестоимость перевозки 1 т. груза, руб./т.

71,01

81,89

57,98

69,95

62,74059392

11

Себестоимость 1т.-м. руб./т.-м.

0,05

0,05

0,05

0,04

0,048324123

12

ТЧЭ, $/сут.

44470,72

37516,03

40367,68

38208,61

39810



В целом работа флота на данных грузопотоках - эффективна, приносит прибыль в размере 2200440227 рублей и имеет показатель ТЧЭ равный 39810 $/сут.

6. Расчет показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов судоходного предприятия


На современном этапе интенсификации экономики особое значение приобретают интенсивные направления использования основных фондов,

Состояние и движение основных фондов судоходной компании характеризуется следующими стоимостными показателями

ü коэффициент годности фондов

Кг = (Фк - А) / Фк

ü коэффициент износа

Кизн = А / Фк

ü коэффициент обновления фондов

Коб = Фп / Фк

ü коэффициент выбытия фондов

Квыб = Фв / Фн

ü коэффициент прироста фондов

Кприр = (Фп - Фв) / Фк

где Фн, Фк - стоимость фондов на начало и конец периода, тыс. руб.

Фп, Фв - стоимость поступивших и выбывших фондов в течение периода, тыс. руб.

А - стоимость износа фондов.

Эффективность использования характеризуют следующие показатели:

Ø Фондоотдача - отношение валовых доходов предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов;

Ø Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче;

Ø Рентабельность - отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Оборотные средства принимаются в размере 10% от стоимости основных фондов.

Ø  Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется по следующей формуле:

Фср = Фн + (Фп*К) / 12 - Фв (12 - К1) / 12

где К - количество полных месяцев от начала поступления фондов до конца года;

К1- количество месяцев функционирования фондов, включая месяц их выбытия;

Балансовая стоимость судов Таблица 13

Наименование судна

Балансовая стоимость, $

«Деффендер»

33153323

«Ессенс»

33107744

«Ларк»

20055897

«Веста»

26551282


Фн = 2*33153323+3*33107744+20055897+2*26551282 = 238788339 $

Фв = 0 $.

Фп = 2*33153323 = 66306646 $.

Фк = 238788339 + 66306646 = 305094985 $.

. «Деффендер»:

А = (На*Фбал*nс*Тсл) / 100% = (5,6%*33153323*11*2)/100% = 40844893,9 $.

2. «Ессенс»:

А = (На*Фбал*nс*Тсл) / 100% = (5,6%*33107744*13*3) / 100% = 72307312,89 $.

3. «Ларк»:

А = (На*Фбал*nс*Тсл) / 100% = (5,6%*20055897*18*1)/100% = 20216344,17 $.

4. «Веста»:

А = (На*Фбал*nс*Тсл) / 100% = (5,6%*26551282*16*2)/100% = 47579897,3 $.

Рассчитаем амортизацию для судов пополнения:

А = (5,6%*33153323*(6/12)*1) / 100%*12 = 77357,7 $.

А = (5,6%*33153323*(4/12)*1) / 100%*12 = 51571,8 $.

Суммарный износ основных фондов:

Аобщ = 181077377,76 $.

коэффициент годности фондов:

Кг = (Фк - А) / Фк = (305094985 - 181077377,76) / 305094985 = 0,4

коэффициент износа:

Кизн = А / Фк = 181077377,76/ 305094985 = 0,59

коэффициент обновления фондов:

Коб = Фп / Фк = 66306646 / 305094985 = 0,21

коэффициент выбытия фондов:

Кв = Фв / Фн = 0

коэффициент прироста фондов:

Кпр = (Фп - Фв) / Фк = 66306646 / 305094985 = 0,21

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов:

Фср = Фн + (Фп*K1) / 12 - (Фв (12 - K2)) / 12 = 238788339 +(66306646*((6*1)+(4*1)))/12 = 294043877,3 $

фондоотдача: f0 = Добщ / Фср = 133357393,6/ 294043877,3 = 0,45

фондоемкость: fе = 1 / fо = 1/ 0,45 = 2,22

рентабельность: Р = П / (Фср + ос)*100% = 2200440227 / ((294043877,3 + +29404387,7)*30)*100% = 2200440227 / 7633379054 = 0,28*100% = 28 %

Результаты расчётов по данному разделу в целом за год приводятся в форме таблицы.

Таблица 14

Показатели использования основных фондов судоходной компании

наименование показателей

численное значение в целом по флоту

1. Коэффициент годности фондов

0,04

2. Коэффициент износа

0,59

3. Коэффициент обновления фондов

0,21

4. Коэффициент выбытия фондов

0

5. Коэффициент прироста фондов

0,21

6. Фондоотдача

0,45

7. Фондоемкость

2,22

8. Рентабельность

28 %

 


Заключение


В курсовой работе рассчитан и выбран экономически наиболее эффективный план работы указанных типов судов данного судоходного предприятия с учетом его развития на перспективу.

Судоходная компания на начало года имела в своем составе 7 судов различных типов (2 судна типа «Деффендер», 2 судна типа «Ессенс», 2 судно типа «Ларк» и 1 судна типа «Веста»). В качестве судов пополнения были выбраны суда типа «Деффендер», так как у этих судов наивысший тайм-чартерный эквивалент. В результате приведенных выше расчетов выяснилось, что нам понадобится 2 судно пополнения. На конец года на балансе судоходной компании состоит 10 судов, которые являются наиболее эффективными при освоении предложенных грузопотоков, так как получают 39810 $ прибыли в сутки (ТЧЭ = 39810 $).

Из расчётов можно сделать вывод, что положение судоходного предприятия в отношении спроса на его продукцию, является достаточно устойчивым, так как спрос (объемы грузопотоков) в данном случае значительно превышает предложение (суммарный дедвейт судов судоходной компании). Таким образом, весь эксплуатационный период судов оказался не только полностью исчерпанным, но и потребовался также еще и дополнительный тоннаж. Финансовые показатели судоходной компании, такие как финансовый результат, ЧВВ, себестоимость перевозки, ТЧЭ - как по каждому судну в отдельности, так и по всем судам, в целом можно считать нормальными, соотношение доходов и расходов допустимо.

В целом судоходная компания обладает приемлемыми показателями состояния, движения и эффективности использования основных фондов. Основные фонды обновляются со скоростью (коэффициент обновления) 0,21, а коэффициент выбытия фондов равен 0. Коэффициент годности и коэффициент прироста фондов 0,4 и 0,21.

Эффективность использования основных фондов данной судоходной компании характеризуется:

1. Фондоотдачей, которая указывает на то, что с каждого 1 рубль вложенных основных фондов судоходное предприятие получает 0,45 $ дохода;

2. Фондоемкостью, то есть, чтобы заработать 1 рубль дохода судоходное предприятие должно вложить 2,22 $ основных фондов;

3. Рентабельность предприятия составляет 28%, что указывает на эффективность его работы, так как это один из основных показателей, характеризующих уровень отдачи затрат на основные фонды и оборотные средства.

грузопоток бюджет флот судоходный

Список использованной литературы


1. «Технико - эксплуатационные характеристики судов А/О НМП».

. Снопков В. И. «Морская перевозка грузов», - М.: Транспорт.

. Жуков Е. И., Письменный М. Н. «Технология морских перевозок», - М.: Транспорт.

. Тарифное руководство 4М.

. Надточий Г. Л. «География морского судоходства», - М.: Транспорт, - 1985г - 263 с.

. Бриллиант Л.А. «География морского судоходства», 3 изд., переработанное и дополненное, - М.: Транспорт, 1983 - 301 с.

. Таблицы морских расстояний.

. Лоции морских бассейнов.

. Порты мира.

. Краев В. И. «Экономика морского транспорта», - М.: Транспорт ,1990

. Конспект лекций по дисциплине «Экономика транспортного предприятия».

. Ротко Л. А. «Основы экономики морского транспорта», - Ла-Схирра: НГМА, 2000

. Винников В.В. «Экономика предприятия морского транспорта», - Одесса: Латстар, 2001

Похожие работы на - Экономическая эффективность работы судоходного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!