Проектирование деталей машин
Введение
вал эксцентриковый
насос
Одной из основных задач конструктора в процессе
проектирования новых изделий является решение проблемы взаимодействия деталей в
сборочной единице, их установки, центрирования, обеспечения характеристик
контактирующих поверхностей, осевой игры и др. Эти проблемы решаются при
проектировании и правильной подготовке графической документации, которая
способствует обеспечению необходимой технологичности и высокого качества
изделий. Решение этой задачи связано с обоснованным выбором необходимой
точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости
поверхности, а также выбором допусков формы и расположения поверхностей.
Курсовая работа предусматривает критический анализ сборочной единицы среднего
уровня сложности, разработку сборочного чертежа узла и рабочих чертежей его
деталей типа «вал», «вал-шестерня», «зубчатое колесо», «втулка» и т.п.,
разработку контрольного комплекса для обеспечения необходимой точности изделий.
В соответствии с сборочным чертежом и служебным
назначением машины, в которую всходит сборочная единица, предоставляется
техническое описание и технические требования к сборочной единице и ее деталям.
В результате приобретаются навыки по разработке и обоснованию технических
требований применительно к широко распространенным конструкциям сборочных
единиц и деталей, на стадии разработки рабочей документации в соответствии с
требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Системы
допусков и посадок (СДП) и Основных норм взаимозаменяемости (ОНВ).
Допуски и посадки гладких
цилиндрических соединений
Задача 1
Известны предельные значения
варианта сопряженных диаметров отверстия и вала: D = 150мм и d= 150-0,027мм.
Как изменится характер посадки, если изменятся предельные отклонения у
сопрягаемых деталей на EI= -15 мкм и es= +25 мкм,
при неизменных значениях величин допусков TD и Td. Решение представить
аналитически и графически.
Решение.
По данным в условии задачи построим
схему расположения полей допусков заданного сопряжения. Смотреть рисунок 1. Из
задания видно, что отверстие имеет: номинальный размер 150 мм с предельными
отклонениями ES = +0,062
мм, а EI = +0,012
мм. А вал имеет: номинальный размер 150 мм с предельными отклонениями es = 0мм ei = -0,027
мм.
Допуск на изготовление отверстия
будет равен
TD = ES - EI =
0,062-0,012 = 0,050 мм.
Допуск у вала
Td = es - ei = 0 -
(-0,027) = 0,027мм.
Выясним характер посадки методом «max-min» для этого
выясним, что возникнет в сопряжении, если отверстие и вал будут иметь значения,
определяемые их предельными отклонениями. При сопряжении Dmax и dmax
размеротверстия будет больше размера вала и в сопряжении возникнет зазор (S).
Соответственно сравним варианты сопряжения предельных размеров через их
предельные отклонения.
Из схемы полей допусков видно, что ES>ei,
а EI>es-
тогда возникнут максимальный и минимальный зазоры
Smax =ES - ei = 0,062 -
(-0,027) = 0,089мм.min=
es - EI = 0 - 0,012 = -0,012мм.
Из анализа видно, что в сопряжении возникают
зазоры, это посадка с зазором.
Если изменить координаты предельных отклонений,
а при этом величина допуска у вала и отверстия останется неизменным, то тогда
координаты других предельных отклонений у вала и отверстия будут равны:
ES = EI + TD = 0,015 +
0,050 = 0,035мм,
еs = ei + Td =
0,025- 0,027 = -0,002мм
По полученным данным построим схему расположения
полей допусков у изменённой посадки. Смотреть рисунок 1.2.
Проанализируем характер посадки методом
сравнения. Из схемы видно, что выполняется условие ES>ei,
но в тоже время EI<es,
значит это переходная посадка.
Для такой посадки необходимо знание
максимального и минимального натяга. Они будут равны
Smax
= ES - ei
= 0,035 - (-0,002) = 0,037мм,
Nmax
= es - EI
= 0,025 - 0,015 = 0,040мм.
Вывод: в случае изменения предельных отклонений
у вала и отверстия, при неизменных значениях их допусков, изначальный характер
посадки cзазором изменится
на переходную посадку.
Рис.
Задача 2
В новой машине посадка двух деталей
имела свое значение Ø 45 H9/js9. При
ремонте машины, в результате износа отверстия, был изготовлен вал размером Ø 50,5 . Каким
должен быть ремонтный размер отверстия для сохранения первоначального характера
посадки. Решение должно сопровождаться аналитическим и графическим решением.
Решение.
Из условия задачи установим размеры
и поля допусков сопрягаемых деталей.
Размер отверстия Ø 45 H9, а вала Ø 45js9.
Из справочной литературы[1, табл. A.2 и A.1] по
условному обозначению полей допусков, состоящего из обозначения основного
отклонения (буква) и квалитета (цифра), определим их предельные отклонения.
Для отверстия ES = +0,062
мм;EI = 0 мм.
Для вала es = 0,031 мм,
ei =
(-0,031)мм.
По полученным данным построим схему
расположения полей допусков (см. рисунок 3) и проанализируем характер посадки.
Используя метод сравнения из схемы видно, что EI<esиei<ES отсюда
делаем вывод - в новой машине установлена переходная посадка. Для такой посадки
необходимо знание максимального натяга и максимального зазора возможного в
соединении.
Они будут равны:
Nmax = es - EI = 0,031 - 0
= 0,031мм,
Smax = ES - ei = 0,062 -
(-0,031) = 0,093мм.
Для того чтобы с выточенным
ремонтным валом остался прежний характер посадки отверстие должно иметь такие
предельные отклонения:
ES = ei + Smax = 0,003 +
0,093 = 0,096мм,=
es - Nmax = 0,049 - 0,031 = 0,018мм.
В результате вычислений ремонтное
отверстие должно быть расточено с таким размером: Ø 50,5 .
Рис.
Допуски и посадки подшипников
качения
Задача 3
Для подшипника 214 выбрать посадки колец на вал
и в корпус. Исходные данные: радиальная нагрузка Fr = 16000 H, нагрузка
ударная, перегрузка 150%, осевая нагрузка отсутствует. Вид нагружения колец:
внутреннего -местный, наружного - циркуляционный.
Решение.
Из маркировки подшипника следует, что задан
радиальный однорядный шариковый подшипник легкой серии, класс точности 0.
В таблице В.1[1,с.72] находим основные размеры
подшипника:
- посадочный размер наружного кольца D
= 125 мм;
- посадочный размер внутреннего кольца
d = 70 мм;
- ширина колец В = 24 мм;
- радиус фаски r
= 2,5 мм.
В таблице В.2 и В.3[1,с.73] находим предельные
отклонения посадочных размеров колец.
Внутреннее кольцо имеет отклонения:= 0,= - 15
мкм = - 0,015 мм.
Наружное кольцо:= 0,= - 18 мкм = - 0,018 мм.
Внутреннее кольцо испытывает местный вид
нагружения. Длявала, соединенного с этим кольцом, по таблице В.4 [1,с.74]
выбираем рекомендуемое поле допуска h6.
Отклонения отверстия Æ70h6
по таблице А.1 [1,c. 52]
составляют:= 0 мкм,= -19 мкм = -0.019 мкм.
Наибольший натяг составит:
Nmax=es-EI
= 0 - (- 0,015)= 0,015 мм.
Проверим допустимость этого натяга из условия
прочности кольца
где d-
диаметр внутреннего кольца подшипника, м;
[sp]
- допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали ШХ15 [sp]
« 400 МПа);
k - коэффициент,
зависящий от серии подшипника (для легкой серии
k = 2,8).
Условия прочности кольца выполняются, так как=
0,015 < [N] = 0,25.
Внутреннее кольцо подшипника имеет размер Æ70-
0, 015 мм.
Для внешнего кольца, испытывающего
циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки
где Fr
= 16000H = 16 кH
- радиальная нагрузка;
В = 24 мм= 0,024 м - ширина кольца;
r = 2,5 мм = 0,0025
м - радиус фаски;
К1 - динамический коэффициент посадки
при перегрузке до 150% К1 = 1,0;
К2 - коэффициент, учитывающий
ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2
= 1,0);
К3 - коэффициент неравномерности
распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или
сдвоенных подшипниках.
Для однорядных К3 = 1,0.
Значения коэффициентов взяты из [3, C.286].
Тогда интенсивность нагрузки будет:
Согласно таблице В.5, [1,С.74] заданным условиям
нагрузки для вала соответствует поле допуска k6.
Из таблицы А.2 [1,С.57] находим предельные отклонения вала Æ125M7:
es = 0 мкм,
ei = - 40 мкм
= -0,040 мм.
Внешнее кольцо подшипника имеет размер Æ125-
0, 018 мм.
Отверстие, соединяемое с этим кольцом, имеет
размер мм.
По таблице В.6 [1,С.75] назначаем шероховатость
посадочных поверхностей.
Для вала Rа£1,25
мкм,
для отверстия Rа£
1,25мкм,
для торцов заплечиков Rа£2,5
мкм.
Определяем отклонения геометрической формы:
допуск круглости, допуск профиля продольного сечения и допуск непостоянства
диаметра в сечении. Для подшипников класса точности P0
и P6 допуски
составляют
Для валадопуск
T=0,005 мм.
Для отверстия в корпусе допуск
T= 0,01мм.
Допуск перпендикулярности для заплечиков вала
составляет T=0,012 мм (для
подшипников I группы - шариковый
радиальный по 0-й степени точночти).
Выполняем графическую часть.
Рис.
Допуски и посадки шпоночных
соединений
Задача 5
Исходные данные: номинальный диаметр вала d = 18
мм, тип соединения - плотное.
Решение.
Находим размеры элементов шпоночного соединения
[1, табл. Г.1, с.76]
Номинальные размеры шпонки:
Ширинаb=6
мм, высотаh=6 мм, длиннаl=2
∙ d=2 ∙ 18=36
мм.
Номинальные размеры паза на валу; ширина b
= 6 мм, глубина t1
= 3,5 мм, длина l = 36 мм.
Номинальные размеры паза во втулке: ширина b
= 8 мм, глубинаt2=2,8
мм.
Выбираем поля допусков для размеров шпоночного
соединения.
Исполнительные размеры шпонки: ширина b
= 6h9(-0.030)
мм, высота h= 6h9(-0.030)
мм, длина 1 = 36h14 (-0.43)
мм.
Исполнительные.размеры пазов:
паз во втулке - ширина b
= 6P9
мм, глубина t2=
2,8+0.1 мм;
паз на валу - ширина b = 6P9 мм,длина
1 = 36Н15 (+0,1) мм,
глубина t1 = 3,5(+0,1) мм
[1, табл. Г.4, с.78].
На рисунке 5.1 показано шпоночное соединение. На
рисунке 5.2 схема расположения полей допусков.
Требования к относительному расположения паза на
валу и паза во втулке определяется отклонением от параллельности и отклонением
от cимметричности
плоскости симметрии паза вала относительно оси цилиндрической поверхности 18h6
и отклонением от параллельности и отклонением от симметричности плоскости
симметрии паза втулки относительно оси цилиндрической поверхности отверстия
втулки 18G7.
Опредёляем численное значение. допусков:
отклонение от параллельности не должно превышать 60% допуска на ширину .паза,
отклонение от симметричности - 40%.допуска на ширину паза.
Тогда,
Для паза во втулке:
отклонение от- параллельности Т=0,032 ∙
0,6=0,0192; округляем до стандартного значения Т=0,02 мм
отклонение от симметричности Т=0,032 ∙
0,4= 0,0128; округляем до стандартного значения Т=0,012 мм (на диаметр)
Для паза на валу:
отклонение от параллельности Т=0,030 ∙
0,6=0,018; округляем до
стандартного значения Т=0,02 мм
отклонение от симметричности Т=0,030 ∙ 0,4=
0,012; округляем до стандартного значения Т=0,012 мм (на диаметр)
Требования проставляем на рисунке .5.3
Рис.
Допуски и посадки резьбовых
соединений
Задача 6
Исходные данные: задано резьбовое соединение
М5-6G/4h
Решение.
Задана метрическая резьба, шаг крупный,
направление винтовой линии правое, резьба однозаходная, наружный диаметр
наружной резьбы (болта) d
=5 мм, поле допуска резьбы гайки 6G
(т.е. поле допуска среднего диаметра 6G
и поле допуска внутреннего диаметра 6G),
поле допуска резьбы болта 4h
(т.е. поле допуска среднего диаметра 4h
и поле допуска наружного диаметра 4h),
длина свинчивания нормальная.
Для номинального диаметра d=5
мм находим шаг резьбы Р = 0,8 мм [1, табл. Д.1, С.79].
Находим размеры среднего и внутреннего диаметров
резьбы (болта и гайки):
средний диаметр d2
= D2
= d- 1 + 0.480 = 4,480
мм,
внутренний диаметр d1
= D1
= d- 1 + 0.134 = 4,134
мм [1, табл. Д.2, С.80].
Высота исходного профиля Н »
0,866·Р = 0,866·0,8 = 0,6928 мм, рабочая высота профиля Н1 = 0,541·Р
= 0,541·0,8 = 0,4328 мм, радиус закругления впадины резьбы болта R
= 0,144·Р = 0,144·0,8 = 0,1152 мм, внутренний диаметр резьбы болта по дну
впадины d3
= d - 1,2269·P
= 5 - 1,2269·0,8 = 4,01848 мм.
Находим предельные отклонения диаметров резьбы
[1, табл. Д.3, С.81]:
(d, d2, d1)=
0,(d2)= - 60 мкм
= - 0,060 мм,
ei (d)
= - 95мкм = - 0,095мм,
ES (D2) = + 149 мкм
= + 0,149 мм,(D1) = + 224 мкм
= + 0,224 мм,
EI (D, D1, D2)=+24 мкм = + 0,024 мм.
Предельные диаметры резьбы болта:
dmax
=d + es(d)=5-
0 = 5мм,
dmin = d + ei(d) = 5-0,095= 4,905мм,2
max = d2 + es(d2) = 4,480- 0 = 4,480мм,2
min = d2 + ei(d2) = 4,480- 0,090=4,390мм,1
max = d1 + es (d1) = 4,134 - 0= 4,134 мм,
d1 min не
нормируется
Предельные
диаметры резьбы гайки:
Dmax не
нормируется,
Dmin = D + EI (D) = 5 +0,024
= 5,024мм,
D1 max = D1 + ES(D1)
= 4,134 + 0,224=4,358мм,1
min = D1 + EI(D1) = 4,134 + 0,024 = 4,158 мм,2
max = D2 + ES(D2) = 4,480 + 0,095 = 4,575мм,2
min = D2 + EI(D2) = 4,480 + 0,149 = 4,629мм.
Рассчитанные
параметры резьбового соединения приведем в графической части.
Рис.
Допуски зубчатых колес
Задача 7
Исходные данные: степень точности по ГОСТ
1643-81 7-8-8-C; модуль m = 5 мм;
число зубьев z=28; число зубьев сопрягаемого колеса z1 = 2 ∙ z
= 56; ширина зубчатого венца b = 10 ∙ m = 10 ∙ 5 = 50 мм;
делительный диаметр d = m ∙ z = 5 ∙ 21 = 140 мм; исходный контур
стандартный по ГОСТ 13755-81; коэффициент смещения х = 0.
Решение.
Зубчатое колесо имеет седьмую степень по нормам
кинематической точностиинормам плавности, седьмая степень по нормам пятна
контакта, вид сопряжения C.
Исходя из степени точности зубчатого колеса, его
размеров и средств измерения по таблице Е.1 [1, С.91] выбираем для контроля
венца пятый комплекс. Показатели комплекса:
- для контроля кинематической
погрешности допуск радиального биения зубчатого венца Fr;
- для контроля плавности работы
предельные отклонения шага зацепления (основного шага) fpt;
- для контроля контакта зубьев допуск
на направление зуба Fb;
- для контроля вида сопряжения
(бокового зазора) наименьшее отклонение средней длины общей нормали EWms
и допуск на среднюю длину общей нормали Twm.
Измерение показателей Fr,
fpt, Fb
производится на рабочей оси вращения колеса, а при измеренииEWms
в качестве измерительной базы используется боковая поверхность зуба.
Таким образом, диаметр вершин зубьев для
базирования средств измерения не используется и, следовательно, не требуется
пересчет производственных допусков.
По таблицам приложения Е[1, С.91-104] определяем
числовые значения отклонений и допусков показателей точности.
По таблице Е.3 находим числовое значение допуска
на радиальное биение зубчатого венца Fr=
56мкм.
По таблице Е.5 находим отклонение шага fpb=±19
мкми отклонения шага fpt=±19
мкм.
По таблице Е.6 находим числовое значение допуска
на погрешность направления зуба Fb=16
мкм.
Длина общей нормали
W = W1´m
= 10,72460´,5 =53,623»53,6
где W1
=
10,2460 при [3, С.360].
Наименьшее отклонение средней длины общей
нормали Ewmsнаходим
как сумму двух слагаемых. Слагаемое I
равно 70 мкм для вида сопряжения B
и девятой степени точности по нормам плавности (табл. Е.9).
Слагаемое II
равно 35 мкм. (табл. Е.10)
Тогда Ewms=
-(70+35)= - 105 мкм.
Допуск на среднюю длину общей нормали Twm=140
мкм (табл.Е.11).
Наибольшее отклонение средней длины общей
нормали
Ewmi=
- (Ewms+ Twm)
= - (105+140)= -245мкм.
Размер общей нормали на чертеже зубчатого колеса
Определяем отклонения и допуски, необходимые для
выполнения чертежа зубчатого колеса.
Диаметр вершин зубьев da=m(z+2)=
5(28+2)=150 мм.
Радиальное биение этого диаметра Fda=
0,1´m
= 0,1 ´5
= 0,5 мм [3, С.354].
Поле допуска этого размера h8.
Биение базового торца зубчатого колеса Ft=32
мкм = 0,032 мм[3, C.355].
Допуск на ширину зубчатого венца (выбираем из
ряда h11, h12,
h13, h14)
[2, табл. 2.86] - окончательно h11.
Шероховатость рабочей поверхности зубьев Ra≤1.25
мкм. [3,С.330, табл.5.12]
Выполняем графическую часть. При этом учитываем
следующее: показатели комплекса Fr,
Fc, Fb,
fpb, fpt,
Ewm, Twm
на рабочем чертеже зубчатого колеса не указываются, т.к. эти показатели
используют для наладки станков и разработки карт технологического процесса
механической обработки колеса.
Выполняем графическую часть.
Рис.
Расчет размерной цепи
Задача 8
На рис. 8.2 показана схема размерной цепи узла
крепления вала эксцентрикового насоса (рис 8.1). Зазор между торцом крышки и
торцом кольца подшипника S=AS = 0,5±0,19 мм. Заданы
номинальные размеры составляющих звеньев: А1=А3=2 мм, А2=95,5 мм, А6=140 мм.
Ширина кольца подшипника В=20-0,15 мм (стандартный размер).
Определить допуски и отклонения составляющих
звеньев.
Рисунок 8.1 - Узел крепления вала
эксцентрикового насоса
Рисунок 8.2- Схема размерной цепи
Применяя правило обхода по контуру определяем,
что звено А6является увеличивающим , а звенья А1,А2,
А3, B-
уменьшающими.
По основному уравнению размерной цепи проверяем
правильность назначения номинальных размеров звеньев
,5 = 140 - (2 + 20 + 95.5+20+2) = 0,5.
Равенство выполняется, следовательно, размеры
назначены верно.
Определяем расчетное значение допуска
замыкающего звена
Определяем среднее число единиц допуска
составляющих звеньев
где i
= 0,45- единица допуска для звена,
определяется потаблице Ж.1 [1,С.105].
Для А1=А3=2 мм i=0,55,
для А2=98,5 мм
i=2,17, для А6=140
мм i=2,52.
По таблице Ж.3 [1,С.106] находим допуски звеньев
размерной цепи:
ТА1=ТА3=10 мкм = 0,010 мм,
ТА2=35 мкм = 0,035 мм, ТА6= 40 мкм = 0,040 мм,
Назначаем отклонения размеров звеньев. Так как
составляющие звенья А1=А3
и А2
являются уменьшающими, то допуск Т распределяем в минус (нижнее отклонение EJ
= -T, верхнее
отклонение ES=0).
A1=A3=2-0,010мм
,А2=95,5-0,035мм, А6=140+0,040мм,
В=20-0,15
мм.
Решаем ту же размерную цепь вероятностным
методом.
Принимаем, что рассеяние размеров звеньев близко
к нормальному закону, следовательно, коэффициент относительного рассеяния .
Примем также коэффициент относительной симметрии звеньев Для
заданного процента риска P
= 0,05%по таблице Ж.4 [1,с.105] находим коэффициент t
= 3,48.
Определяем расчетное значение допуска
замыкающего звена
Для А1=А3=2 мм i=0,55,
для А2=98,5 мм
i=2,17, для А6=140
мм i=2,52 по таблице
Ж.1 [1,с.105].
Определяем среднее значение допуска:
По таблице Ж.2 [1,с.105] принимаем для цепи
допуски на размеры по IT8.
По таблице Ж.3 [1,с.106] назначаем допуски на
звенья:
TА1=TА3=14
мкм = 0,014мм, ТА2=54мкм
=
0,054мм, ТА6= 63 мкм = 0,063 мм, ТВ = 150 мкм = 0,15мм (задано).
Проверяем правильность назначения допусков по
уравнению:
где -
вероятностный допуск замыкающего звена,
− заданный допуск
замыкающего звена.
Вероятный допуск:
Допуски назначены верно, так как
Оценим действительный процент риска Рд
по коэффициенту .
По таблице Ж.4 [1,с.105] находим, что
действительный процент риска
Рд =0,003%, меньше установленного,
что приемлемо.
Сравнивая результаты расчёта размерной цепи
методом полной взаимозаменяемости и вероятностным, убеждаемся в преимуществе
вероятностного метода.
Допуски, рассчитанные по вероятностному методу,
получились в несколько раз шире. Следовательно, требуемая точность замыкающего
звена достигается с меньшими затратами на изготовление деталей.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были
определены условия и требования для изготовления, сборки и эксплуатации
заданного сборочного узла в соответствии со стандартами на изготовление, сборку
и эксплуатацию.
Для всех соединений были выбраны, рассчитаны и
обоснованы посадки с учетом требований к конструкции и режиму работы.
Составлена размерная цепь на линейные размеры
деталей, входящих в состав заданной сборочной единицы. Для размеров, которые
входят в состав размерной цепи определены: квалитет точности и допуск на
изготовление отдельных деталей и сборку единицы. Расчет выполнен методом
максимума-минимума и вероятностным методом.
Для контроля действительных размеров деталей
были выбраны и обоснованы универсальные измерительные средства. С помощью их
рабочий на стадии изготовления, сборки и технического обслуживания узла может
установить отклонение действительного размера от номинального и выявить причину
дефекта, что ведет к предотвращению выхода из строя механизма за время эксплуатации.
Для сложных профильных размеров целесообразно
применять калибры, которые позволяют с большой точностью и меньшими затратами
времени на измерительные операции определить пребывания действительного размера
в пределах допускаемых отклонений от номинального размера. Узел имеет зубчатые
передачи, для контроля точности изготовления зубчатых колес, точности
зацепления, плавности хода применяются универсальные измерительные комплексы.
Перечень ссылок
.
Егоров А.А., Стародубов С.Ю.Пособие к решению задач курса взаимозаменяемость,
стандартизация и технические измерения. - Алчевск, ДГМИ, 2003. - 111 с., ил.
.
Допуски и посадки. Справочник. Часть 1/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов,
В.А. Брагинский. - Л.: Машиностроение, 1982. - 544с., ил.;
.
Допуски и посадки. Справочник. Часть 2/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов,
В.Д. Брагинский. - Л.: Машиностроение, 1982. - 448 с., ил.;