Теория организации. Процесс управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория организации. Процесс управления

Оглавление

1. Теория организации

. Процесс управления и его характеристики

. Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере вашей организации)

. Тест. Укажите определяющий принцип линейной структуры управления

Список литературы

1. Теория организации

Теория (в переводе с греческого означает учение, рассмотрение, исследование) - учение, система идей и принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать - следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Организация (в переводе с греческого означает инструмент) - это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.

) Организация - это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы.

) Организация - это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

Теория организации - это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей нас действительности.

Под теорией организации понимают систему суждений, описывающую и объясняющую процесс создания, функционирования и развития организаций, дающую знание реальных оснований всех выдвинутых положений и обобщений и сводящую открытия в области организационных связей и отношений тенденции, закономерности, законы и принципы к единому началу.

Таким образом, в понятии теории организации выделяется несколько аспектов. Данная теория:

выражает соотношение организационного знания и практики;

обозначает структурный элемент знаний в динамической системе организационно-управленческого знания;

отличает уровень развития знания по степени обоснованности (проблема - гипотеза - теория);

служит для обозначения связанностей некоторой совокупности высказываний (все категории отношениями следования, а понятия - отношениями определения);

выполняет несколько групп функций, соответствующих определённому уровню развития теоретического знания об организационных отношениях и связях.

Функции теории организации.

Первая группа функций (собирательная, описательная и систематизаторская) соответствует эмпирической стороне познавательной деятельности исследователя.

Вторая группа (объяснения, обобщения и прогнозирования) соответствует собственно абстрактно-теоретической деятельности.

Третья группа (поисковая и предсказательная функция) отражает производственно-практическую деятельность.

Предмет теории организации.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.

По данному вопросу сегодня существует несколько точек зрения - от расширенных трактовок до отрицания необходимости определения предмета организационной теории. Наиболее часто встречающиеся определения предмета теории организации:

. Теория организации - это научная организация организаций.

. Система знаний в области анализа и синтеза социальных организаций.

. Предмет теории организации составляют организационные отношения.

. Это наука о том, как действуют организации в сложном окружении.

. Это дисциплина, исследующая процессы изменения в организациях во времени.

. Предмет теории организации - изучение многообразных организационных явлений и процессов, того, что существует в организационной действительности и в каком направлении идёт развитие в организации.

. Это наука, которая изучает поведение организации с точки зрения отношений между её целями и ограниченными ресурсами и нахождения доходов для того, чтобы достичь поставленных целей.

. Это учение о закономерностях, законах и принципах построения, функционирования и развития организаций.

. Это своеобразная философия организации и организационной деятельности.

. Это цельное учение об организациях (объектах организационной науки), выраженное системой категорий, идей, концепций, принципов, закономерностей и законов.

. Это скорее интеллектуальный инструментарий, психология мышления, чем учение; это не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования.

. Предмет (цель) теории организации - на научной исследовательской основе провести анализ явлений, свершающихся в мире организаций, вскрыть в этих явлениях тенденции, закономерности, противоречия и законы, определяющие организационные соотношения и связи.

Существует и иная точка зрения по вопросу определения предмета теории организации - определение никогда не стоит фиксировать, так как оно никогда не будет точным. В немецких учебниках по теории организации не приводятся трактовки её предмета, вместо этого в основу положены такие понятия, как организационный порядок, организационные проблемы, принципы и методы их решения.

Основополагающая задача теории организации - изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

В теории организации речь идет не о технологиях производства, а об информационных технологиях управления на всех уровнях организационной деятельности. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин для решения этих задач.

Объекты теории организации.

Организационная теория обладает особыми объектами изучения и преобразования, отражёнными в трёх типах отношений:

организационных: внутриорганизационных взаимоотношениях и взаимосвязях, явлениях, структурах и процессах;

институциональных: отношениях между организацией и внешней средой;

поведенческих, отражающих реакцию и действия организации, её работников и других заинтересованных сторон на определённые внешние и внутренние условия, стимулы и побуждения.

Миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.

Вообще говоря, с учетом влияния на Миссию всей иерархии надсистем (государственное макроокружение, континентальные сообщества, мировые рынки и т.д.) система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось - <МОЖНО> будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения.

Некоторые руководители считают, что главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Зачастую такая точка зрения отражается на качестве производимой продукции. В то же время, производство продукции без получения прибыли приведет к разорению предприятия. Поэтому две цели: прибыль и удовлетворение потребностей потребителей, - должны быть уравновешены.

Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:

·    Экономические:

·              - выживание в долгосрочной перспективе;

·              - получение прибыли;

·              - увеличение стоимости предприятия;

·              - увеличение доли рынка;

·              - повышение качества продукции;

·              - бережное отношение к окружающей среде;

·              - улучшение сервисного обслуживания.

·              Социальные:

·              - повышение доходов работников;

·              - социальная защищенность;

·              - удовлетворение от работы;

·              - социальная интеграция;

·              - развитие персонала.

На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:

·    наличие и объем спроса на продукцию;

·              уровень рентабельности продукции;

·              капиталоемкость продукции;

·              наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования);

·              наличие квалифицированных кадров.

2. Процесс управления и его характеристики

организация управление формальная группа

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М.Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

1.   Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2.      Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

.        Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

.        Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Термин "процесс управления" характеризуется как течение какого-то явления, последовательной смены состояний, этапов, стадий развития и совокупности последовательных действий для достижения результата.

Под процессом социального управления можно понимать общее выявления его функционирования как действие системы управления, как ход реализации управленческих функций. Другими словами, процесс управления - это функционирование системы социального управления.

Процесс управления занимает в системе управления особое место. Если механизм управления характеризует основополагающие, фундаментальные категории системы управления, то процесс управления - реальная жизнь системы.

В процессе управления действуют и взаимодействуют элементы системы управления, поэтому он означает постоянное возникновение качественно новых признаков в системе управления. Процесс управления, по сравнению с другими категориями системы управления, имеет более творческий характер. Здесь больше субъективизма, труднее найти строгие правила и принципы, а характер конкретной ситуации приобретает очень большое значение.

Следовательно, процесс управления - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов и объектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применение соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления имеет три основные характеристики: содержательную, организационную и технологическую.

Содержательная характеристика (или содержание процесса управления) определяется характером проблем, решаемых и представляет собой совокупность стадий (операций), которые характеризуют последовательность качественных изменений работ в процессе управления. В связи с этим различают:

Методологический содержание процесса управления, который предусматривает выделение определенных закономерно проходящих этапов и стадий, отражающих специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность двух основных состояний: первый - подготовка и принятие управленческого решения; второй - организация выполнения управленческого решения;

Функциональный смысл - оказывается в масштабной последовательности и реализации основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль;

Экономическое содержание - воплощается в форме определения экономических потребностей, оценке, распределении и использовании ресурсов;

Социальное содержание - определяется тем, что субъектом и объектом социального управления всегда является человек;

Организационно-правовое содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность по соответствующим правовым закреплением;

Информационное содержание - состоит в неразрывной связи процесса управления и процессов добычи, передачи и обработки информации.

Организационная характеристика процесса управления охватывает ряд моментов:

Наличие характеристики участников процесса управления и определения порядка их взаимодействия;

Определение процедуры взаимодействия различных органов, подразделений, конкретных исполнителей в процессе управления путем предсказания стандартных управленческих действий. Перечень последних зависит от содержания процесса управления, а также задач, поставленных перед ним;

Организация процесса управления описывает его как этапы и стадии процесса, изменяющихся во времени, а также включает анализ процесса управления как процесса принятия и реализации управленческого решения.

Технологическая характеристика процесса управления включает компоненты:

Организацию системы управленческой информации, которая обладает совокупностью сведений о состоянии объекта и субъекта управления;

Делопроизводство (документирование и документооборот). В целях рационализации потоков документированной информации (постановлений, приказов, распоряжений, решений, указаний, уставов, положений, инструкций, актов, предписаний, протоколов, отчетов, сообщений, обращений и т.п.) их регламентируют путем определения получателя, отправителя и номенклатуры документов. Схема документирования связей должна соответствовать структуре органа управления и его внешним связям;

Процедуры, разрабатываемые для всех основных видов управленческой деятельности: подготовке плана основных организационных мероприятий, проведение служебной совещания, оперативного совещания, коллегии, пресс-конференции и тому подобное. Четко организованная технология процесса управления всегда предполагает наличие наборов различных управленческих процедур;

Технику управления - орудия и средства труда, которые предназначены для выполнения информационных преобразований в процессе управления. Техника управления может условно делиться на три группы: материальные носители информации, средства преобразования информации, средства оснащения (оборудование, помещения, сооружения и средства для создания нормальных условий труда).

К носителям информации можно отнести как непосредственно доступные человеку, так и носители, используемые техническими средствами (бумажные, магнитные носители, используемые на базе лазерной и цифровой техники и т.п.).

К средствам преобразования информации относятся средства механического и логического преобразования информации, а также универсальные комплексы (АСУ, технические комплексы организационной техники, локальные, корпоративные информационные сети и т.д.).

3. Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере вашей организации)

Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.

Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т.п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.

Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.

В «Кондитерском доме «Иона» образована формальная группа во главе с руководителем, который ставит перед подчиненными определенные задачи и контролирует их выполнение.

Неформальная группа в «КД «Иона» состоит из 6 - 7 человек. Их интересы, как группы, не касаются рабочих моментов, а сходятся только в вопросах проведения досуга.

4. Тест. Укажите определяющий принцип линейной структуры управления

1) Полноправное распорядительство

2)      Адаптация

3)      Единоначалие

4)      Децентрализация

)        Демократизация

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Изобразим схему линейной организационной структуры управления:

Рис. 1. Схема "Линейная организационная структура управления"

 

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Список литературы

1.   Глобальная цель. - Электрон. дан. - 2010. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id582444p1.html

2.      Горелик С. Миссия - основополагающий регламент компании. - Электрон. дан. - 2011. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.md-management.ru/articles/html/article32892.html

.        Основы менеджмента. - Электрон. дан. - 2009. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://college.ru/economics/part2/21.htm

.        Предприятие в условиях рыночной экономики. - Электрон. дан. - 2010. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m203/1_1.htm

.        Содержание, основные характеристики процесса управления. - Электрон. дан. - 2007. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://glptf.ru/soderzhanie_osnovnye_harakteristiki_processa_upravlenij-3.html

.        Сущность предприятия и цели его функционирования. - Электрон. дан. - 2010. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://ugolok-studenta.ru/sushhnost-predprijatija-i-celi-ego-funkcionirovanija

.        Формальные и неформальные группы в организации. - Электрон. дан. - 2009. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/management-0048/

Похожие работы на - Теория организации. Процесс управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!