Разработка урока математики в технологии проблемного обучения
Практическая
работа
Разработка
урока математики в технологии проблемного обучения
урок математика образовательный
Технологическая карта
. Ф.И.О. учителя: Леоненко Елизавета Геннадьевна
. Класс: 4 Предмет: математика Программа:
Перспектива Авторы учебника: Л.Г.Петерсон
Тема
урока: Тип урока:
|
Задачи
на движение в одном направлении проблемный
|
Основное
содержание темы: Термины и понятия:
|
Работа
со схемами и величинами Скорость, расстояние, время
|
Цель
урока:
|
Развитие
познавательного интереса, умение переносить знания в новые условия
|
Планируемые
результаты
|
Личностные:
-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения
оказывать помощь товарищу
|
Метапредметные:
познавательные - формирование умения обобщать, делать выводы коммуникативные
- формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом
вопросе регулятивные - понимание причины успеха/неуспеха
|
Предметные:
- Развитие памяти и речи на языке предмета - формирование умения различать
разностороннее движение и движение в одну сторону - формирование умения
соотносить наглядно объект и его скорость -формирование умения решать задачи
на одностороннее движение
|
Организация
образовательного пространства
|
Ресурсы:
информационный материал интерактивный материал
|
Карточки
презентация
|
Формы
организации деятельности:
|
Технология
изучения темы
|
Название
этапа (дозировка времени)
|
Содержание
деятельности
|
Планируемые
результаты: (Пр); (М(п), М(к), М (р); (Л)
|
I.
Самоопределение деятельности
|
Организация
учащихся ( мин.)
|
Улыбнулись
друг другу, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу. Сегодня на уроке мы
попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий учёный Фалес: -
Что быстрее всего? - Что приятнее всего? И сравним наше мнение с мнением
ученого. Откройте тетради и запишите число…
|
Л-формирование
умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь
товарищу
|
Актуализация
знаний/ проектирование самооценки ( мин.)
|
км,
см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек.. 1) Выпишите единицы
измерения: 1) Скорости. 2) Расстояния. 3) Времени. - Какие величины
отсутствуют? (площади и объема) 2) Следующее задание на внимание:
зрительно-слуховая игра “Да/Нет” I вариант II вариант Устно
S=t*V t=V*:S V=S*:t
Зрительно
V=S: t S=V:t t=S: V Проверка. 3) Блиц-турнир 1) Сверхзвуковой
самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; в 2 раза быстрее звука.
Найти скорость звука? (1225км/ч) 2) Реактивный самолёт Ил-86 пролетает от
Москвы до Владивостока расстояние в6417 км за 9 часов. Найти скорость Ил-86.
Является ли Ил-86 сверхзвуковым? 3) Скорость света 300.000км/с. На Солнце
произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле. Если расстояние от
Земли до Солнца 150.000.000 км (500сек.=8мин.20сек.)Проверка. 4) Проверка
индивидуальной работы у доски. Определить какому животному принадлежит
скорость. Рыба-парусник - 100км/ч =
33м/сек. Сокол-сапсан - 250км/ч = 69м/сек. Скаковая лошадь - 70 км/ч
Таракан - 30см/сек Гепард - 96 км/ч. Эти данные я взяла из книги “Тайны живой
природы”. А теперь определите место скорости звука, света, самолёта ТУ-144 в
нашей таблице. Скорость света 300.000 км/сек Скорость звука 1225 км/ч
Сокол-сапсан - 250 км/ч Мы готовы ответь на первый вопрос: Что быстрее всего?
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем -
Кто представил, поднимите руку. - За сколько секунд вы это сделали? - Так что
же на свете всего быстрее (наши мысли).
|
Л-формирование
умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь
товарищу М(п) - формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ -
формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом
вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- формирование умения
соотносить наглядно объект и его скорость
|
|
|
|
|
|
|
Формулирование
учебной задачи ( мин.) Постановка проблемы: (создание проблемной ситуации)
А теперь решим несколько задач. 1) 2 объекта движутся навстречу друг другу.
Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.
На каком расстоянии они будут друг от друга через час? Как найти
скорость сближения? Vсб=V1+V2 2) Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6
км/ч. Расстояние между ними 30 км.
(Эту
задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения)
Зададим
направление движения.
Учащиеся
предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном
направлении и предлагает решить задачу.
Учащиеся
- Такие задачи мы ещё не решали.
подводящий
диалог:
Как
называется направление движения зад.1 и 2 ( в противоположном направлении)
Как
движутся точки А и В в задаче 3. (в одном направлении).
Как
могут называться такие задачи ? (ответы детей)
Такие
задачи называются: задачи на движение в одном направлении с отставанием.
Попытаемся их решить.Л-формирование умения организовывать свою деятельность
формирование
умения оказывать помощь товарищу
М(п)
- формирование умения обобщать, делать выводы
М(к_
- формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом
вопросе
М(р)
- понимание причины успеха/неуспеха
П-
Развитие памяти и речи на языке предмета
формирование
умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону
формирование
умения соотносить наглядно объект и его скорость
-формирование
умения решать задачи на одностороннее движение
|
|
|
II.
Учебно-познавательная деятельность
|
Восприятие
учебного материала ( мин.)
|
Поиск
решения Класс делиться на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно.
Обсуждение всех гипотез. Анализ правильного решения - Почему расстояние между
А и В будет увеличиваться? ( VВ>VA) - На сколько? (на 1) - Как узнали
6-5=1. Чему равна скорость удаления (Vуд=VВ -VА) - Чему будет равно расстояние
через час? - Было 30 увеличивалось на 1 стало. 31 км (30+ (6-5)*1=31 км) -
Чему будет равно расстояние через 2 часа. 32 км (30+ (6-5)*2=32 км) и т.д.
- Что такое V*t ? расстояние Vуд*t - расстояние на которое будет удаляться
объект. Можно записать так (V1-V2)*t. Заменим числа переменными, получим
формулу: S=S+(V1-V2)*t
|
Л-формирование
умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь
товарищу М(п) - формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ -
формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом
вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- Развитие памяти и речи на
языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и
движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и
его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение
|
Внедрение
знаний в практику ( мин.)
|
Вывод:
Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление
движения, и какое это движение с отставанием или вдогонку. Vуд=V1
-V2 S=S+(V1-V2)*t/ Определите
движение с отставанием
|
|
III.
Диагностика качества освоения темы
|
Самостоятельная
работа ( мин.)
|
Расстояние
между собакой и лисицей 600м. скорость собаки 750м/мин, а лисицы 800м/мин.
Догонит ли собака лисицу через 8 минут? Другими словами, нам нужно узнать,
какое расстояние будет между собакой и лисицей через 8 минут? Если S= 0, то
догонит, если S увеличится, то не догонит. 1) Vуд =800-750=50м/мин. 2)
600+50*8=1000м. Расстояние увеличится, следовательно, собака не догонит
лисицу.
|
Л-формирование
умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь
товарищу М(п) - формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ -
формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом
вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- Развитие памяти и речи на
языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и
движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и
его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение
|
|
|
IV.
Рефлексивная деятельность
|
Самоанализ
(текущий и итоговый) ( мин.)
|
Мы
узнали, как решать такие задачи? Ответим на второй вопрос Фалеса: - Что
приятнее всего? - Достичь желаемого.
|
М(п)
- формирование умения обобщать, делать выводы М(р) - понимание причины
успеха/неуспеха
|
Самооценка
(текущая и итоговая) ( мин.)
|
Я
работал самостоятельно без ошибок. Получил 5. Я работал с подсказками без
ошибок. Получил 4. Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.
|
Л-формирование
умения организовывать свою деятельность М(р) - понимание причины
успеха/неуспеха
|