Преимущества использования АСУ производством ТО и Р перед традиционными технологиями, цель внедрения АСУ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    414,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущества использования АСУ производством ТО и Р перед традиционными технологиями, цель внедрения АСУ

Введение

Тема моей курсовой работы - «Преимущества использования АСУ производством ТО и Р перед традиционными технологиями, цель внедрения АСУ».

Техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) автомобильного транспорта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности автотранспорта при использовании, ожидании, хранении и транспортировке.

Автоматизированная система управления (АСУ) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия.

Организация производства технического обслуживания и ремонта машин - важнейшая подсистема комплексного предприятия автомобильного (технологического) транспорта, которая во многом определяет эффективность использования транспортно- технологических машин в эксплуатации. Использование АСУ повышает качество управления за счет возможностей нахождения наиболее рациональных с точки зрения установленных критериев решений по отдельным задачам управления, обеспечивая оптимизацию критерия функционирования всей системы управления.

1. Определение понятия организации производства технического обслуживания и ремонта машин

Производство представляет собой процесс создания материальных благ и естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов человеческой деятельности.

Если рассматривать организацию применительно к производству вообще, то можно утверждать, что организация производства - это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования средств труда и трудовых ресурсов.

Организация производства, как производственно-экономическая система, представляет собой совокупность производственной и организационной структуры, взаимодействующих между собой по определенным правилам и алгоритмам с помощью прямых и обратных информационных связей и технических средств управления, образующая определенную целостность и обеспечивающая возможность достижения целей управления.

Производственная структура любого предприятия - это комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, служб), их соотношения и взаимосвязь при осуществлении производственного процесса.

Поскольку объектом управления в технической службе комплексного автотранспортного предприятия (АТП) или УТТ является производственный процесс (производство ТО и Р машин), то совокупность элементов производственного процесса, взаимодействующих между собой и образующих определенную целостность, и представляет собой производственную структуру технической службы.

Таким образом, под производственной структурой технической службы комплексного АТП (УТТ) понимают состав ее основных и вспомогательных подразделений, а также связи между ними в рамках совместного осуществления процесса обеспечения работоспособности машин.

Под организационной структурой технической службы комплексного АТП (УТТ) понимается совокупность ее подразделений с зафиксированной системой взаимоподчинения, закрепленной ответственностью и правами, обеспечивающими возможность выполнения закрепленной ответственности.

Следующим важнейшим системообразующим элементом организации производства как системы является организация функционирования, обеспечивающая организационные и управленческие возможности достижения целей управления.

Взаимосвязь (взаимодействие) производственной и организационной структур в процессе функционирования осуществляется с помощью прямых (управляющие воздействия) и обратных (результат управления) информационных связей (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схема взаимодействия управляющей и управляемой систем управления: 1 - информация, получаемая извне; 2 - информация, получаемая внутри системы управления

При этом в процессе функционирования системы управления информационные связи обеспечивают взаимодействие и связь не только между производственной и организационной структурами, но и внутри самих структур между их элементами.

Для повышения эффективности отдельные информационные связи объединяются в единую информационную систему, оснащенную различными техническими средствами, которые необходимы по условиям функционирования системы управления.

Для организации любого производства необходимо решить следующие задачи:

- сформировать его производственную структуру;

-       разработать соответствующую ей организационную структуру;

-       предложить способы их функционирования;

-       создать систему информационного обеспечения, обеспечив ее соответствующими техническими средствами управления.

При этом процесс функционирования системы и представляет собой собственно процесс управления. Управление производством - это процесс преобразования информации о состоянии производственно-экономической системы и внешних факторах в определенные целенаправленные действия, восстанавливающие ранее намеченный ход производственного процесса или переводящие управляемую систему (производственный процесс) из исходного состояния в заданное, для обеспечения наилучшего результата при наименьших затратах. Таким образом, управление производством является неотъемлемой и составной частью организации производства.

. Производственный процесс технического обслуживания и ремонта машин

В производственно-экономических системах объектом управления является производственный процесс. В общем случае, производственный процесс - это совокупность процессов труда, направленных на преобразование предмета труда в продукт труда с помощью средств труда.

Рис. 2.1 Этапы производственного процесса за весь жизненный цикл автомобильного (технологического) транспорта и специальной техники в нефтегазодобыче

Следовательно, конечным результатом (продуктом труда) производственного процесса ТО и Р машин является исправная машина, прошедшая ТО и Р и способная осуществлять свои функции по прямому назначению (перевозить грузы и пассажиров, оказывать технологические услуги и т.д.). Совокупность исправных машин, готовых выполнять свои функции по назначению, образует работоспособный парк.

Таким образом, только реализация второго этапа производственного процесса (поддержание машин в исправном техническом состоянии) обеспечивает фактическую возможность осуществления транспортного и технологического обслуживания.

Производственный процесс, связанный с выполнением машинами функций по прямому назначению, протекает по-разному для автомобильного транспорта общего пользования и технологического транспорта и спецтехники.

Автомобильный транспорт общего пользования, относясь к сфере материального производства, тем не менее, не преобразует предмет труда в продукт труда, а лишь своим производительным автомобильным парком занимается перемещением грузов и пассажиров. Результатом транспортного процесса является объем и себестоимость перевозок.

Технологический транспорт и специальная автотракторная техника, в отличие от автомобильного транспорта общего пользования, непосредственно участвует в производственном процессе. В этом состоит принципиальное отличие технологического транспорта и специальной автотракторной техники от транспорта общего пользования.

С точки зрения управления производством хорошо организованный производственный процесс должен обеспечивать:

- эффективное сочетание отдельных частей процесса (например, профилактики и восстановления);

-       рациональное использование орудий труда (как по мощности и производительности, так и по времени);

-       наиболее целесообразное взаимное расположение отдельных подразделений, работников и оборудования с учетом технологической последовательности выполнения работ по ТО и Р машин;

-       внедрение научной организации труда, передовых методов и приемов труда в каждом подразделении и на каждом рабочем месте.

Обобщающим показателем рациональной организации производственного процесса ТО и Р машин может быть, например, минимальное время простоя ТМО в обслуживании и ремонте, коэффициент технической готовности, наработка на отказ и т.д.

автоматизированный система технический ремонт

3. Предпосылки создания автоматизированных систем управления производством

Совершенствование технологии ТО и Р автомобилей происходит значительно быстрее, чем совершенствование процессов труда, применяемых в управлении. В то же время с развитием производства функции управления не только увеличиваются, но и усложняются. Все это вызывает повышение трудоемкости процессов управления.

Для успешного внедрения прогрессивных способов управления производством, основанных на применении экономико-математических методов, необходим более высокий уровень специальных знаний в области управления. Совершенствование процессов управления выдвигает также задачу технического перевооружения процессов управления.

Технической базой реализации экономико-математических методов управления служит вычислительная техника, включающая комплекс технических средств сбора, передачи, хранения и обработки производственной информации. Наиболее эффективное использование технических средств для решения задач управления достигается в условиях функционирования автоматизированных систем управления производством (АСУП).

Автоматизированной системой управления называется человеко-машинная система, в которой за счет применения современных технических средств удается значительно повысить эффективность процесса сбора, обработки информации и принятия управленческих решений.

Являясь принципиально более высокой ступенью организации управления, АСУП требует и более высокого, чем существующий, уровня организации производства. При этом содержание процесса управления остается неизменным, поскольку функции аппарата управления, его структура, методы управления и другие элементы системы управления зависят, главным образом, от процесса производства, а оно с созданием АСУП не изменяется.

Основным содержанием деятельности любого руководителя производства является принятие управленческих решений, т.е. выбор из имеющихся в его распоряжении способов действий наилучшего. Ясно, что такой выбор можно сделать только на основании объективных данных о фактической ситуации, складывающейся на производстве и в состоянии окружающей среды, которые получаются путем сбора и переработки информации в процессе управления.

С усложнением производства объем информации, которую должен «переработать» руководитель производства в процессе принятия решений, становится настолько большим, что он физически не в состоянии это сделать, и поэтому принимаемые решения часто оказываются далеко не лучшими.

В общем виде технология управления любой производственно- экономической системой включает в себя три этапа (блока):

- сбор и подготовка информации о состоянии объекта управления;

-       переработка полученной информации с целью принятия управленческих решений;

-       организация функционирования системы управления.

Основная цель внедрения АСУП состоит в повышении эффективности управления путем автоматизации первых двух элементов процесса управления. Однако эта цель никогда не будет достигнута, если мы упустим из виду третий элемент процесса управления - организацию функционирования, т.е. создание таких условий на производстве, при которых не только будет собираться нужная для принятия решения информация, но и принятые управленческие решения будут фактически выполняться.

В самом деле, если мы автоматизировали процесс сбора информации, т.е. поставили на предприятии современные технические средства регистрации, обработки и передачи данных, но собираем не все данные, нужные для принятия решений, такая автоматизация не улучшит качество принимаемых решений. Однако такие случаи встречаются редко. Обычно делают ошибку другого рода: пытаются максимально увеличить объем собираемой информации и скорость ее передачи, не думая о том, нужен ли такой объем и такая скорость для принятия решений. В этом случае технические средства управления, даже если они сильно загружены, работают, по существу, вхолостую, так как они перерабатывают не используемую в управлении производством информацию.

Наконец, предположим, что процесс сбора информации организован правильно и с помощью технических средств переработки Информации (таких, как ЭВМ) принимаются оптимальные управленческие решения, но при существующей организации производства эти решения не выполняются. Очевидно, что если в первом случае технические средства управления используются неэффективно, то в этом случае они оказываются попросту бесполезными, так как не влияют на поведение системы.

Следовательно, автоматизация сбора информации и принятия управленческих решений принесет пользу лишь при правильной организации функционирования системы.

К сожалению, все еще нередки случаи, когда при разработке и внедрении АСУП делают основной упор на технические средства управления, забывая об организации функционирования. Технические средства управления (ЭВМ, современные средства связи и т.п.) - это не средство лечения болезни, а всего лишь усилитель. В правильно функционирующей системе эти средства улучшают процесс управления, в неправильно функционирующей - часто только ухудшают.

Рис. 3.1 Схема функционирования системы управления в условиях АСУП

Основу функционирования производственно-экономических систем составляют хорошо налаженная обратная информационная связь и четко организованная система (ММС).

Допустим, что система ММС удовлетворяет всем изложенным требованиям и каждый участник производственного процесса заинтересован в выполнении именно той задачи, которая нужна для достижения цели, поставленной перед предприятием. Достаточно ли этого для достижения цели? Нет, поскольку, кроме одного желания, необходимы объективные предпосылки. Существует ряд помех, не зависящих от участников производственного процесса (например, нарушение сроков поставок оборудования, плохие погодные условия и т.д.). Эти помехи неизбежно вызывают отклонения производственного процесса от намеченного графика, и устранение их последствий требует от руководства предприятия принятия соответствующих управленческих решений. Для того чтобы эти управленческие решения были эффективны, т. е. действительно позволяли восстанавливать ранее намеченный ход производственного процесса, одного лишь желания руководителя недостаточно. Для этого необходимо иметь хорошо налаженную информационную обратную связь. Поясним это на схеме управления производственным процессом (рис. 3.2). Управляющие воздействия (оперативные планы, графики выхода постановки автомобилей, маневрирование имеющимися ресурсами) являются результатом принятия управленческих решений.

Рис. 3.2 Схема управления производственным процессом с помощью ЭВМ

Для принятия управленческих решений необходима информация об отклонении фактического хода производственного процесса от запланированного. Для этого нужно использовать совокупность учетных данных, имеющихся «на выходе» производственного процесса (сообщения об отклонениях, копии исполненных нарядов, накладных, путевых и ремонтных листов, больничных листов и т.д.).

Но принимать какие-либо решения непосредственно на основании всего объема первичной информации невозможно. Поэтому необходимы операции обработки первичной информации (т. е. укрупненного описания ее в виде набора показателей, характеризующих фактическое состояние производства) и анализа (т.е. выяснения, по каким показателям имеется отставание от намеченного графика и по каким причинам). По результатам обработки и анализа информации уже можно принимать управленческие решения.

Мы видим, что эта схема очень напоминает систему с обратной связью для управления техническим (технологическим) объектом. Разница лишь в том, что обратная связь осуществляется не с помощью каких-либо физических устройств типа рулей, усилителей и т.п., а с помощью переработки информации.

Роль чувствительного элемента, улавливающего отклонения фактического значения выхода от заданного, играет блок «Обработка и анализ информации», а роль усилителя - блок «Принятие управленческих решений». Такая обратная связь называется информационной.

Из сказанного следует, что для реализации информационной обратной связи нужны два блока: 1) обработка и анализ информации и 2) принятие управленческих решений. Обработку и анализ информации можно организовать с помощью технических средств АСУП. Вспомним, что цель обработки информации - формирование из массы первичных данных небольшого набора производственных и финансовых показателей. Это делается с помощью простых арифметических операций суммирования, умножения на коэффициенты и т.п. Что касается анализа информации, то суть его состоит в сравнении фактических показателей с запланированными. Все эти операции быстро и легко могут выполнить современные ЭВМ. Таким образом, реализация блока «Обработка и анализ информации» не представляет каких-либо принципиальных трудностей.

Что же касается блока «Принятие управленческих решений», то здесь вопрос использования технических средств оказывается значительно более сложным.

Если в простейшем механическом регуляторе числа оборотов двигателя роль усилителя играет простой рычаг, то при организации функционирования производственно-экономических систем роль усилителя играет система ММС. Правильная организация ММС (т.е. выбор подходящих показателей, разделение ответственности и т.д.) является делом достаточно сложным, но, будучи хорошо организована, система ММС действует так же просто, как механический рычаг: лучше показатели - больше поощрения. Разумеется, деятельность блока «Принятие решений» далеко выходит за рамки выработки простейших управляющих воздействий типа увеличить - уменьшить. Возникает вопрос, нельзя ли все-таки эту деятельность хотя бы частично автоматизировать, т.е. использовать при выработке решений современные ЭВМ. Это не праздный вопрос, так как большинство АСУП не дают сейчас ожидаемого экономического эффекта именно потому, что автоматизация не распространяется пока на процесс принятия решений.

Этим вопросом занимается специальная наука - теория принятия решений. В соответствии с этой теорией в процессе принятия решений можно выделить следующие элементы:

- формулировка цели и критериев оценки решения;

-       формирование множества вариантов;

-       оценка вариантов по критериям; выбор наилучшего варианта.

Трудности автоматизации процесса принятия решений обусловлены творческим характером элементов «Формулировка цели и критериев» и «Формирование множества вариантов», а также качественным характером многих критериев, так как не все можно охарактеризовать числом, например, принятие решения о выборе кандидата на руководящую должность - такие решения не принимаются на основе одних лишь анкетных данных; несравнимостью критериев, например, как сравнить два варианта в случае, когда по некоторым критериям лучше первый, а по другим - второй.

Тем не менее, несмотря на эти трудности, ЭВМ начинает все шире использоваться при принятии решений. Дело в том, что существует большой класс управленческих задач, где критерий один и может выражаться числом, а число возможных вариантов чрезвычайно велико. К этому классу задач относятся различные задачи планирования и оперативного управления.

Требование эффективности регулятора в этой схеме означает, что управленческие решения должны быть правильными и своевременными. Оказывается, что при управлении большими производственно-экономическими системами возможностей человека недостаточно для удовлетворения этих требований.

Во-первых, поиск наилучшего (оптимального) управленческого решения часто требует просмотра огромного числа возможных вариантов и сложных расчетов. Соответствующий объем работы намного превышает возможности самого одаренного руководителя.

Во-вторых, ручная обработка и анализ первичной информации, в силу огромного ее количества, занимает непомерно много времени. Поэтому и решения будут приниматься с большим опозданием и могут оказаться несвоевременными.

Вот почему и возникла идея использовать для обработки информации мощные современные технические средства (в частности, ЭВМ), т.е. автоматизировать управленческие операции. На этой основе стали создаваться АСУП.

Система управления с использованием ЭВМ призвана разрешить основные противоречия между традиционными методами обработки информации и растущими потребностями в ее преобразовании, усилить роль экономических методов в управлении. При этом основная цель производственно-хозяйственной деятельности предприятий остается неизменной.

4. Классификация автоматизированных систем управления

Многообразие объектов управления, их функций, форм и методов управления порождает большое разнообразие типов автоматизированных систем. В зависимости от роли человека в процессах управления, различия форм взаимосвязи и разделения функций управления между человеком и машиной все системы управления, имеющие в своем составе ЭВМ, подразделяются на две большие группы: автоматизированные и автоматические.

В АСУП человеку принадлежит основная, а машине - вспомогательная роль.

Электронные вычислительные машины в АСУП обеспечивают сбор, переработку, хранение и выдачу информации, а также разработку рекомендаций по принятию решений, на основании которых персонал вырабатывает окончательное решение и осуществляет управление. Человек здесь выбирает и корректирует цели и критерии эффективности управления, внося творческий элемент в поиск наилучших путей достижения поставленных целей, осуществляет окончательный отбор вырабатываемых машиной решений и придает им юридическую силу, готовит информацию, сбор которой невозможно или нецелесообразно автоматизировать. В этих системах основной формой передачи информации служит документ. Автоматизированные системы управления производством предназначены главным образом для управления производственно-экономическими объектами, но могут быть использованы и для управления техническими (технологическими) объектами.

По характеру разделения функций между машиной и управленческим персоналом АСУП АТП является информационно-советующей системой, в которой не только автоматизируется регистрация, накопление и выдача информации о текущем ходе производства, уровне запасов и затрат, но в определенной мере даются сравнение и оценка вариантов решений, а также подготовка предложений и рекомендаций для принятия решений. Регулярно или по специальному запросу вычислительный (управляющий) центр выдает руководителям производства «проекты» возможных решений.

Автоматические системы управления (АСУ) в отличие от автоматизированных обеспечивают не только сбор и переработку информации, но и выдачу непосредственно команды исполнителям (исполнительным механизмам). Здесь основная роль принадлежит машине. После монтажа и наладки эти системы могут функционировать без участия человека, за которым остается только функция контроля. Автоматические системы широко применяются для управления техническими объектами и технологическими процессами в силу особенностей их функционирования. Такие системы обычно работают в реальном масштабе времени, т.е. в темпе производственных операций. Основной формой передачи информации здесь служат сигналы (электрические, оптические, тепловые и др.).

5. Основные принципы разработки и функционирования АСУП

С целью снижения затрат при разработке и внедрении и повышения эффективности при эксплуатации АСУП их разработка должна осуществляться на базе следующих основополагающих принципов, выработанных практикой.

Принцип единства - обеспечение методологического, математического, технического, информационного и организационного единства как системы в целом, так и стыковки ее с АСУП более высокого уровня.

Принцип функционального подхода - всесторонний охват АСУП всех направлений по уровням и функциям управления.

Принцип новых задач - включение в совокупность задач системы ряда принципиально новых задач, которые не могут быть решены без применения соответствующего математического аппарата и ЭВМ.

Принцип целостности системы - заключается в определении комплекса задач, автоматизированное решение которых на базе использования ЭВМ и экономико-математических методов должно существенно улучшить управление предприятием. При этом система должна представлять собой единое целое при взаимоувязке входов и выходов решаемых задач. Это обеспечивает повышение качества управления и общего уровня управляемости в производственно-экономической системе.

Принцип системного подхода - означает анализ и синтез производственно-экономической системы как единого целого.

Принцип субоптимизации - заключается в независимой оптимизации каждой из автономных подсистем, цели и критерии качества управления которых должны быть согласованы и не вступать в противоречие с глобальной целью всей системы.

Принцип готовых элементов - максимально возможное применение типовых проектных решений при создании АСУП.

Принцип эволюции - постоянное развитие системы, возможность замены устаревших элементов и блоков без прекращения функционирования системы, совершенствование системы, предусматривающее возможность решения новых технико-экономических задач.

Принцип поэтапного создания системы - возможность выбора из имеющегося состава задач системы наиболее важных, для первоочередного их внедрения с обязательным учетом дальнейшей возможности наращивания системы в заданной последовательности.

Принцип первого руководителя - работу должен возглавлять первый руководитель. Опыт создания АСУП показал, что там, где эту работу возглавил первый руководитель предприятия, разработка и внедрение АСУП проходят в минимальные сроки и системы функционируют наиболее эффективно.

Принцип оперативности - специфика автомобильного транспорта, являющегося промежуточным звеном между грузоотправителем и грузополучателем, требует особого подхода при создании подсистемы оперативно-диспетчерского управления. Это условие еще более актуально для технологического транспорта, от оперативной работы которого зависит эффективность нефтегазодобывающих предприятий.

Принцип рассредоточенности - «транспортная продукция» создается вне территории АТП (УТТ), что усложняет контроль за ходом производственного процесса и техническим состоянием подвижного состава.

Принципы обеспечивающей подсистемы - используемые на предприятии формы внешних и внутренних документов должны являться одновременно входными документами АСУП; система должна решать задачи не только вычисления, но и оформления документов; выходные документы должны готовиться на ЭВМ и подвергаться контролю со стороны органов управления, которые выбирают один из нескольких вариантов решения, после чего документ приобретает юридическую силу и выпускается в виде управляющего воздействия.

Принцип одноразового ввода информации - одноразовый ввод информации в систему на месте ее возникновения и возможность ее использования для решения самых различных задач всех подсистем с исключением возможности дублирования. Например, информация о пробеге автомобиля, взятая на КТП, может использоваться затем в план-графике, ремонтном листке, бортовом журнале, оперативном плане и т.д.

Принцип отклонений - возможность работы системы по отклонениям контролируемого параметра от заданного; этот сигнал побуждает оператора к принятию решений, приводящих систему в заданное состояние; этот принцип избавляет оператора от избыточной информации.

Принцип накопления машинных массивов - постоянное накопление и обновление массивов информации на машинных носителях.

Принцип единого построения нормативно-справочной базы на машинных носителях - необходимость кодовой, программной и технической совместимости средств регистрации, сбора, передачи и обработки информации.

Принцип модульного комплексирования технических средств - обеспечение возможности гибкой перестройки и наращивания комплекса технических средств (КТС) в случае изменения содержания и набора задач АСУП.

Принцип персональной ответственности - четкое распределение и закрепление прав, обязанностей, функций и ответственности за каждым подразделением и исполнителем аппарата управления.

Принцип беспрерывной перспективы - постоянная подготовка резерва из числа специалистов инженерно-технической службы (ИТС) для работы в условиях АСУП. Дело в том, что в процессе разработки и внедрения АСУП на предприятия автомобильного и технологического транспорта приходят в значительном количестве молодые техники и инженеры. Они зачастую заменяют практиков, которым их подготовка и привычка к традиционным формам организации и управления производством не дает возможности адаптироваться к новым условиям. Молодые инженеры и техники быстро осваивают новые методы организации и управления, становятся высококвалифицированными специалистами: начальниками и инженерами отдела управления производством, начальниками производственных комплексов и участков. Однако проходит два-три года, и эти специалисты, не видя перспективы дальнейшего роста, покидают предприятия.

Для их замены необходимо создавать группы резерва. Специалисты этих групп проходят стажировку в АТП, где внедрена эффективная система управления производством и элементы АСУП. Из их состава выбираются инженеры и техники для перевода на предприятия, в которых начинается внедрение новой системы управления. Из их же состава должны назначаться руководители отдельных подразделений вместо тех специалистов, которые будут переводиться на вышестоящие должности в другие АТП.

Реализация такого принципа поможет закрепить кадры и обеспечить быстрое внедрение новой системы управления.

6. Основные этапы разработки и внедрения автоматизированной системы управления производством

Знание принципов, структуры построения АСУП и ее возможностей является необходимым, но вовсе не достаточным условием для того, чтобы можно было непосредственно приступить к ее внедрению. Опыт практической работы АСУП на многих предприятиях показал, что для успешного внедрения АСУП на конкретном предприятии необходима специальная подготовка производственного персонала. Кроме того, само внедрение АСУП должно происходить поэтапно, причем сами этапы и очередность внедрения каждого этапа определяются спецификой производства.

Первым этапом проведения работ по совершенствованию подсистемы «Управление ТО и Р» должно являться внедрение четкой системы организации и управления производством ТО и Р автотранспортных средств.

Аналогично, работам по созданию других подсистем должно предшествовать совершенствование производственной и организационной структуры, а также методов управления, так как действующие структуры и методы, как правило, неадекватны требованиям АСУП.

Для дальнейшего развития системы и ее внедрения на всех этапах необходимо создать рабочую группу (отдел, лабораторию), в состав которой, кроме работников автотранспортных предприятий, объединений или региональных управлений (в зависимости от того на каком уровне совершенствуется система управления), должны быть включены «операционисты», психологи, экономисты и другие специалисты. Последние могут быть работниками проектных, отраслевых и учебных институтов, а также других организаций (например, ВЦ, специализированных организаций по проектированию нестандартных средств регистрации, отображения и передачи информации, оргтехники и т.д.). Эти специалисты могут привлекаться по мере надобности на определенное время для исследования отдельных задач при решении проблемы I) целом.

Очень важно, чтобы основной состав этих подразделений был по возможности постоянным и пополнялся лишь при переходе отдельных сотрудников непосредственно на производство, нате объекты и в те подразделения, для которых они проводили работы по созданию АСУП. Такие переходы должны всячески поощряться.

При совершенствовании системы управления и создании АСУП группой разработчиков и управленческим персоналом предприятий реализуются следующие основные задачи:

определение (и корректировка) целей и критериев управления; поиск путей достижения поставленных целей; отбор вырабатываемых системой решений и их юридическое обеспечение;

введение в систему первичной информации. Реализация этих задач должна пройти через два этапа: получение информации об АСУП на аналогичных предприятиях; организация и проведение обследования объекта управления.

Для получения информации о разрабатываемых, разработанных и внедренных АСУП на аналогичных предприятиях необходимо выяснить, существуют ли планы разработок или разработки АСУП соответствующей отрасли. В случае, когда такие разработки существуют, необходимо выяснить, какие материалы могут быть полезны для разработки АСУП данного АТП (УТТ). Но при этом всегда нужно помнить, что фактически нет двух одинаковых предприятий, поэтому при создании АСУП обязательно учитывается специфика конкретного предприятия.

Обследование объекта управления проводится с помощью специально разработанных методик. Целью обследования является получение информации, на основе которой руководство может принять решение о целесообразных формах внедрения АСУП, выбрать конкретную схему АСУП и, наконец, произвести предварительный подсчет экономической эффективности и сроков окупаемости АСУП. Обычно обследование проводится в три этапа. Предварительное обследование включает в себя предварительные переговоры, утверждение состава группы, программы обследования и т.п. Очень важно, чтобы все обследование проходило под непосредственным контролем директора предприятия или одного из его заместителей. В этом случае достаточно быстро разрешаются конфликты (как правило, возникающие потому, что кто-то не хочет или не может дать необходимую информацию).

В основном обследовании участвуют три группы работников, причем каждая из групп имеет свои задачи.

Первая группа состоит из специалистов по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), силовому электрооборудованию, техническим системам управления и решает задачи выбора технических средств сбора и переработки информации.

Вторая группа состоит из инженеров-технологов, специалистов по организации производства, экономистов, проектировщиков, бухгалтеров, математиков и решает задачи сбора данных для проектирования организационно-экономической части АСУП.

Третья группа состоит из экономистов, статистов, бухгалтеров, решает задачи сбора данных для обоснования экономической эффективности АСУП.

Текущее обследование проводится для уточнения возникших вопросов в процессе рабочего проектирования АСУП.

В процессе обследований должны быть получены данные о следующих характеристиках предприятия:

общая характеристика объекта (объем продукции, численность работающих и т.д.);

характеристика производственного процесса; характеристика организационной структуры предприятия; характеристика существующей системы управления; перечень и характеристика учетно-плановых процедур;

характеристика процедур сбора и обработки первичной информации.

После того, как обследование проведено, его результаты докладываются руководству, которое принимает решение о целесообразности внедрения АСУП на предприятии. Если принято положительное решение, то принимается также решение о структуре АСУП (функциональные подсистемы, технические средства, кадры, сроки этапов внедрения и т.д.).

Принятие этих решений в основном определяет будущее АСУП, поэтому здесь следует обратить внимание на целый ряд обстоятельств.

Во-первых, само решение о целесообразности внедрения АСУП на предприятии (объединении) не является столь очевидным, как это иногда кажется. Действительно, проведение обследования, разработка и проектирование АСУП, приобретение соответствующей техники требует, как правило, значительных средств. В условиях работы крупного предприятия (объединения) с современной технологией эти средства окупаются очень быстро и получаемый выигрыш очевиден. В условиях же относительно небольшого предприятия внедрение АСУП может оказаться нецелесообразным, т.е. суммарные затраты не покроются выгодами от внедрения АСУП. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, сами затраты относительно велики, а с другой стороны, на небольшом предприятии руководство, как правило, успевает перерабатывать даже ту избыточную информацию, которая к нему поступает, и поэтому АСУП не будет давать существенного выигрыша. Однако это не исключает возможности использования ЭВМ для решения отдельных задач управления.

Вот почему те предприятия, которые начинали внедрение АСУП под влиянием «моды», а не в результате серьезного экономического обоснования, часто оказывались в убытке. В этом случае целесообразнее, например, создавать АСУП объединения (группы кооперированных предприятий), в которое входят данные предприятия.

Во-вторых, очень важно правильно выбрать конкретную структуру АСУП. Если для одного предприятия целесообразно создание ВЦ, то на другом достаточно ограничиться унификацией документов, рационализацией документопотоков, совершенствованием оргструктуры и методов управления. В этом случае крупные или средние ЭВМ устанавливаются в объединении, а на самих предприятиях используются автоматизированные рабочие места либо 1ерминалы, а также средства приема-передачи данных в ВЦ объединения.

В-третьих, одно время АСУП и ЭВМ были синонимами, поэтому внедрение АСУП предприятие начинало с покупки ЭВМ. В итоге нередко получалось, что купленная ЭВМ не один год лежала нераспакованная, пока ее не перепродавали или списывали. Именно поэтому перед разработкой рабочего проекта АСУП необходимо утвердить подробную структуру АСУП, технические средства, желательно с указанием типа, модели, марки и т.д.

В-четвертых, внедрение любой структуры АСУП начинается с рационализации документопотоков. Поскольку основной информацией для систем планирования и управления является документальная информация (путевые листы, ремонтные листы, технологические карты, карточки складского учета и т.д.), то эффективность АСУП во многом зависит от надежности, скорости первичной обработки и унификации документов.

Одновременно с унификацией документов производится и рационализация документопотоков. Часто оказывается, что на предприятии циркулирует много документов, дублирующих друг друга, да еще и в большом количестве копий. Более того, на одном и том же документе часто требуется большое число виз и согласующих подписей, совершенно бесполезных для дела. Особенно это относится к документации по материально-техническому снабжению и бухгалтерскому учету. При проведении рационализации документопотоков удается значительно сократить как число документов, так и время их прохождения.

Для того чтобы осуществлять оперативное управление, необходимы регулярные сведения о реальном ходе производства, которые являются базой для принятия соответствующих решений. Отсюда следует, что структура информационной системы в основном будет определяться схемой системы оперативного планирования и управления.

Заключение

Понятие АСУ прежде всего связано с автоматизацией организационного (административного) управления. Большое значение имеют также автоматизированные системы управления технологическими процессами.

Преимущества использования АСУ перед традиционными технологиями заключаются в повышении качества управления за счет своевременного предоставления информации работникам в требуемые сроки и в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал получает возможность уделить большее внимание вопросам принятия более рациональных решений на основе полной и достоверной информации.

Цель внедрения АСУ заключается в резком повышении качества управления производством за счет возможностей нахождения наиболее рациональных с точки зрения установленных критериев решений по отдельным задачам управления, обеспечивая оптимизацию критерия функционирования всей системы управления.

Похожие работы на - Преимущества использования АСУ производством ТО и Р перед традиционными технологиями, цель внедрения АСУ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!