Нормирование труда при многостаночном обслуживании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    321,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормирование труда при многостаночном обслуживании

Введение


Многостаночное обслуживание - это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное обслуживание нескольких станков. Планомерное сочетание машинной работы на одних станках с ручной или машинно-ручной на других обеспечивает успешную эксплуатацию оборудования на участках многостаночного обслуживания.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что многостаночная работа является важным элементом в процессе организации труда. Именно многостаночное обслуживание - это важный резерв роста производительности труда и экономии трудовых ресурсов.

Многостаночная работа требует особенно высокой квалификации рабочих, заработок которых при обслуживании станков сверх установленных норм возрастает в зависимости от использования рабочего времени и оборудования, сложности работы или операции и условий труда.

Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации используемого оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, в результате которых уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.

Организационными предпосылками введения многостаночного обслуживания являются:

·        рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;

·        кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;

·        реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест;

·        изменение формы разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих - станочников и обслуживаемого ими оборудования.

Цель данной работы является изучение нормирования труда при многостаночном обслуживании на примере предприятия.

В рамках достижения заданной цели предстоит решить следующие задачи:

.        Изучить теоретические аспекты нормирования при организации многостаночного обслуживания.

.        Проанализировать процесс нормирования труда при многостаночном обслуживании на предприятии.

.        Рассчитать нормы труда при многостаночном обслуживании на предприятии.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Теоретические аспекты нормирования при организации многостаночного обслуживания

.1 Сущность и разновидности многостаночного обслуживания

Одним из важных направлений совершенствования разделения труда при современном уровне производства является многостаночное обслуживание.

Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машинно-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах).

В основе многостаночного обслуживания лежит использование машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим машинах и переходов от одной машины к другой.

Материальные предпосылки развития многостаночного обслуживания определяются применяемым технологическим оборудованием, степенью оснащения средствами автоматизации и механизации, использованием станков с программным управлением, что обусловливает уменьшение как абсолютной величины ручного (машинно-ручного) времени, так и его доли в балансе рабочего времени. Как показывают исследования, время пассивного наблюдения в период машинно-автоматической работы станков нередко достигает 45-50% времени оперативной работы, что и позволяет обслуживать другие станки (агрегаты).

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.

Переходу на такое обслуживание должна предшествовать соответствующая организационно-техническая подготовка.

Подготовительная работа при переходе на многостаночное обслуживание состоит из следующих элементов:

·        необходимы проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и анализ баланса рабочего времени и работы оборудования с целью выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности выполнения норм;

·        определение оптимальной зоны обслуживания;

·        выбор рационального функционального разделения труда между рабочими;

·        отбор станков с учетом структуры оперативного времени и единообразия в методах управления ими;

·        оснащение оборудования удобными пультами управления, приспособлениями и т.п.;

·        рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем месте, разработка удобных маршрутов передвижения многостаночника от одного станка к другому;

·        подбор соответствующих деталей (изделий) для обработки в условиях многостаночного обслуживания;

·        разработка рациональных приемов и методов труда, обучение им рабочих;

·        определение наиболее эффективных систем обслуживания многостаночного рабочего места;

·        расчет экономической эффективности внедрения многостаночного обслуживания;

·        обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на многостаночное обслуживание и в достижении высоких результатов их труда.

По виду многостаночное обслуживание делится на бригадное, звеньевое (групповое) и индивидуальное. При бригадном обслуживании определенная зона обслуживания закрепляется за бригадой, при звеньевом (групповом) - за звеном или группой рабочих, входящих в бригаду, при индивидуальном - за каждым рабочим бригады.

Многостаночные комплексы различают:

. По виду совмещаемых операций:)        одинаковые операции на однотипных станках-дублерах;)      последовательно выполняемые различные операции на разнотипных станках;)         различные операции на различных видах работ, выполняемых на разнотипных станках.

. По соотношению длительности совмещаемых операций:)       равной длительности;)    кратной длительности;)        разной длительности (неравные и некратные длительности операций).

. По типу оборудования:)     из станков-автоматов;)          из станков-полуавтоматов;)  из универсальных станков;)      из технологически разнородных станков.

. По способу обслуживания:)         циклический;)     нециклический(сторожевой);)         комбинированный.

В многостаночный комплекс в первую очередь должно включаться оборудование, на котором: автоматизированы процессы выключения и переключения механизмов главного движения и подачи; имеются приспособления и устройства для механизированной уборки стружки; смонтированы устройства, предупреждающие об окончании рабочего хода; применены стандартизированные и унифицированные режущие и мерительные инструменты, приспособления; механизированы зажимные операции; применяется многоинструментальная обработка и т. д.

С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т. д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В случае выполнения рабочим операций на нескольких разнородных станках возникает необходимость освоения рабочим двух или нескольких профессий, и тогда многостаночное обслуживание принимает одновременно форму совмещения профессий.

Многостаночное обслуживание может быть сторожевым, маршрутным или маршрутно-сторожевым.

При сторожевом методе обслуживания рабочий наблюдает за всеми станками и определяет необходимость их обслуживания.

Возможны два варианта обслуживания таким методом:

·        без приоритетов, когда станки обслуживают по мере необходимости;

·        с приоритетом, когда очередность обслуживания определяется с учетом стоимости и степени загрузки оборудования.

При маршрутном методе рабочий обслуживает станки по заранее установленному маршруту.

Маршрутно-сторожевой метод сочетает в себе элементы маршрутного и сторожевого: рабочий следует по определенному маршруту, однако, обслуживая последний станок, при необходимости он может вернуться к станку, обслуженному ранее.

Многостаночное обслуживание оборудования применяется в следующих случаях:

)        на прямоточных поточных линиях с ручным управлением оборудования;

)        при обслуживании полуавтоматического оборудования;

)        при обслуживании оборудования, работающего в автоматическом режиме.

В первых двух случаях многостаночное обслуживание называется циклическим; в третьем - нециклическим (стохастическим).

Циклическое многостаночное обслуживание характерно тем, что рабочий по одному и тому же маршруту обходит оборудование, осуществляя одни и те же ручные манипуляции, связанные с обслуживанием каждой единицы оборудования. При циклической системе станки обслуживают в определенной последовательности, по разработанному маршруту и в соответствии с заранее составленным графиком. Как правило, циклическое обслуживание применяют на поточных линиях и на рабочих местах, где установлены станки с одинаковым или близким по времени циклом обработки деталей. Примером такого обслуживания является работа на рабочего на токарных полуавтоматах.

Нециклическое многостаночное обслуживание имеет ту особенность, что рабочий обслуживает оборудование по мере необходимости в случайные моменты времени. Поэтому не существует стабильного маршрута обхода оборудования. Такое обслуживание применяется в единичном и мелкосерийном производстве при выполнении неповторяющихся операций различной длительности. Примером нециклического обслуживания является обслуживание ткацких станков - рабочий связывает оборвавшуюся нить на том станке, где это произошло. Заранее предвидеть это событие невозможно.

Многостаночное обслуживание требует изменения в организации рабочих мест. При многостаночном обслуживании станки комплекса должны располагаться так, чтобы обеспечить минимальную длину маршрута обслуживания (Рис. 1.).

Рис. 1. Возможные варианты планировки рабочего места многостаночника

 

Для циклического обслуживания чаще всего рациональна кольцевая расстановка, которая позволяет совместить начало и конец маршрута. При нециклическом обслуживании целесообразно применять линейное расположение оборудования.

Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания - важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.

Таким образом, многостаночное обслуживание - это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное обслуживание нескольких станков. В его основе лежит использование машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим машинах и переходов от одной машины к другой.

1.2 Особенности нормирования при многостаночном обслуживании


Нормирование в условиях многостаночной работы охватывает расчет не только оперативного времени для каждого вида оборудования по соответствующим нормативным материалам, но и времени, связанного с обслуживанием нескольких станков, учитывающего переход от станка к станку, активное наблюдение и т.д.

Поскольку время, связанное с обслуживанием нескольких станков, зависит от характера процесса, структуры и группировки технологических операций, применяемого оборудования, его количества, особенности технологической планировки, специализации рабочих мест, принятых форм обеспечения и обслуживания оборудования, при организации многостаночного обслуживания и установлении норм времени следует придерживаться следующей последовательности:

1. Определяется основное (технологическое) время выполнения работы на каждом станке.

Основное (технологическое) время представляет собой время, в течение которого осуществляется непосредственная цель данного технологического процесса. В зависимости от характера технологического процесса этой целью могут быть:

·        изменение формы и размеров заготовки снятием стружки на металлообрабатывающих станках (точение, фрезерование, сверление, строгание и т.п.);

·        изменение формы и размеров заготовки в процессе деформации, осуществляемой под внешним давлением в горячем и холодном виде (ковка и холодная штамповка, гибка и т.п.);

·        изменение состояния или свойств материала (например, наплавка металла);

·        изменение формы и размеров заготовки с применением механизированного или ручного инструмента (сверление электродрелью, резка ручными ножницами или ручной ножовкой, обрубка пневматическим или ручным зубилом, опиловка напильником и т.п.);

·        изменение структуры, физико-химических и механических свойств металла посредством термической обработки (закалка, отпуск, отжиг, нормализация, цементация и т.п.);

·        изменение внешнего вида детали или изделия травлением, полированием, окраской и т.д.;

·        соединение и крепление деталей при сборке, сварке, пайке и т.п.

2. Рассчитывается оперативное время выполнения операции (Топ), которое представляет собой сумму свободного машинного времени и времени занятости рабочего:

 

Время автоматической работы станка (Тма), не перекрываемое временем занятости рабочего при работе на данном станке, называется свободным машинно-автоматическим временем и определяется по формуле:

 

или


где    То - основное (технологическое) время;

Тмр - машинно-ручная работа;

Тзп - время занятости рабочего, перекрываемое машинным временем работы на данном станке.

К оперативному относится время, которое затрачивается на непосредственное выполнение заданной операции и повторяется с выполнением каждой единицы изделия через строго определенное их число.

При обслуживании любого станка время занятости рабочего (Тзi) представляет собой сумму следующих элементов:

 

где    Тв.н - вспомогательное неперекрываемое время;

Тв.п - вспомогательное перекрываемое время;

Тан - время активного наблюдения за работой станка;

Тпер - время перехода от станка к станку.

Вспомогательным называется время, затрачиваемое рабочим на выполнение действий, создающих возможность выполнения основной работы. Например, к вспомогательным элементам рабочего времени относится время съема готовой продукции, управления оборудованием, время на промеры обрабатываемых поверхностей и переустановку инструмента.

Перекрываемое вспомогательное время - время выполнения рабочим тех элементов основной, вспомогательной работы и обслуживания, которое осуществляется в период автоматической работы данного оборудования.

Неперекрываемое вспомогательное время - время выполнения вспомогательных работ при остановленном (неработающем) оборудовании (например, загрузка сырья в аппараты прерывного действия и выгрузка из них готовой продукции).

Временем активного наблюдения за работой оборудования называется период времени, в течение которого рабочий следит за работой оборудования, ходом технологического процесса и т.д., чтобы обеспечить необходимое качество продукции и исправность оборудования. В течение этого времени его присутствие на рабочем месте необходимо.

3. Определяется общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков (Тзрм), которое будет равно сумме времени занятости рабочего по каждому из обслуживаемых станков:


. Основное условие многостаночного обслуживания заключается в превышении свободного машинно-автоматического времени на одной из операций над временем занятости рабочего на всех остальных закрепленных за ним станках:


В случае, если Тмазрм, у рабочего возникает свободное время, при Тмазрм образуются простои оборудования. В крайнем случае должно выдерживаться равенство между названными затратами, тогда оборудование не будет простаивать.

5. Определяется количество станков, которые можно объединить в группу для многостаночного обслуживания.

Норма многостаночного обслуживания - это число станков одновременно обслуживаемых рабочим-многостаночником. Норма многостаночного обслуживания (Ноб) может быть установлена как для циклических, так и для нециклических процессов. В общем случае для рабочего места рабочего-многостаночника справедливо следующее равенство:

, (7)

где D - среднее число действующих станков на рабочем месте рабочего-многостаночника; H - среднее число станков, находящихся в состоянии обслуживания со стороны рабочего; L - среднее число станков, простаивающих в ожидании обслуживания.

Норма обслуживания для одного рабочего-многостаночника определяется по формуле:


где Н - количество одновременно обслуживаемых станков, Кд - коэффициент, учитывающий микропаузы в работе (таблица 2.).

Таблица 1. Значения коэффициента Кд

Тип производства

Оборудование


универсальное

специализированное

Массовое

0,85

0,9

Серийное

0,7

0,8

Единичное

0,65

0,75


. Выбирается наиболее рациональные система и маршрут обслуживания станков (циклический, сторожевой) и согласно планировке производится расчет пути обхода станков (линейный, кольцевой).

Критерием выбора той или иной планировки являются затраты времени на подходы рабочего к станкам (Тпер).

При кольцевом расположении оборудования и циклическом обслуживании:

где    n - число обслуживаемых станков;

l - среднее расстояние между станками, м;

,015 мин - норматив времени на 1 м перехода рабочего от станка к станку.

При линейном расположении оборудования и циклическом обслуживании:


При нециклическом обслуживании среднее время перехода от станка к станку может определяться по эмпирической зависимости:


. Определяется длительность цикла обслуживания (Тц) - период времени, в течение которого рабочий регулярно выполняет весь комплекс работ по обслуживанию закрепленных за ним станков.

Его величина при обслуживании станков-дублеров рассчитывается следующим образом:


Если у рабочего внутри цикла нет свободного времени, то время цикла будет равно сумме занятости по обслуживанию всех станков:

Такой случай характерен при обслуживании станков-дублеров и станков, на которых выполняются операции равной длительности.

В случае, когда общая занятость рабочего по обслуживанию всех станков меньше суммы свободного машинно-автоматического времени и занятости по обслуживанию одного станка, то есть

 

то в каждом цикле у рабочего возникают простои (Тпр). Их величина равна:


При этом продолжительность цикла (Тц) составит:


Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков, имеющих неравную, но кратную длительность операций.

В случае совпадения перерывов в работе станков и невозможности для рабочего их обслужить возникают простои оборудования.

Величину простоев каждого станка Тпсi можно определить по формуле:


или

При этом время цикла (Тц) составит:


Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков, на которых выполняются операции с неравной и некратной длительностью.

В случае совмещения обслуживания станков с многоподходными операциями, для которого характерно наличие простоев у станков и свободного времени у рабочего, цикл многостаночного обслуживания определяют по наибольшей величине оперативного времени у одного из обслуживаемых станков, используя формулу:


где    Топ.б - наибольшее оперативное время у одного из обслуживаемых станков;

Тма.б - наибольшее свободное машинно-автоматическое время одного из станков;

Тз.б - наибольшая занятость обслуживанием одного из станков.

Соответственно, время простоя каждого станка (Тпсi) составит:


Время простоя рабочего определяется по формуле:

8. Дается обоснование целесообразности организации многостаночного рабочего места.

Эффективность вариантов многостаночного обслуживания оценивается по степени занятости рабочего (Кзан) и коэффициента загрузки оборудования (Кзаг) в течение цикла:


Соответственно, наиболее эффективным вариантом многостаночного обслуживания будет тот, при котором указанные коэффициенты будут равны единице. нормирование труд многостаночный фрезеровщик

9. Определяется норма штучного времени в условиях многостаночного обслуживания.

Для условий многостаночного обслуживания применяется типовая структура нормы штучного времени:


где    Ттех - время технического обслуживания рабочего места ;

Торг - время организационного обслуживания рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности.

В данном параграфе были изучены особенности многостаночного обслуживания. Поскольку время, связанное с обслуживанием нескольких станков, зависит от характера процесса, структуры и группировки технологических операций, применяемого оборудования, его количества, особенности технологической планировки, специализации рабочих мест, принятых форм обеспечения и обслуживания оборудования, при организации многостаночного обслуживания и установлении норм времени следует придерживаться следующей последовательности: определяется оперативного времени, рассчитывается оперативное время выполнения операции, определяется общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков, определяется число станков, которые можно объединить в группу для многостаночного обслуживания, выбираются рациональные система и маршрут обслуживания станков, определяется длительность цикла обслуживания, дается обоснование целесообразности организации многостаночного рабочего места и определяется норма штучного времени в условиях многостаночного обслуживания.

1.3 Методы нормирования и виды норм труда при многостаночном обслуживании

 

Метод нормирования труда - способ изучения и проектирования трудовых процессов с целью установления необходимых затрат труда. В условиях многостаночного обслуживания применяются аналитический и суммарный методы нормирования труда.

Аналитический метод нормирования труда - метод нормирования труда, предполагающий расчленение операции на составные элементы и исследование факторов, влияющих на продолжительность выполнения каждого элемента. На основе полученных данных рассчитываются необходимые затраты времени на каждый элемент операции и определяется норма времени на операцию в целом. Различают два варианта аналитического метода:

-       аналитически-исследовательский метод, при котором затраты времени на каждый элемент и операцию в целом определяются на основе исследования этих затрат непосредственно на рабочем месте;

-       аналитически-расчетный метода, при котором затраты на операцию или ее отдельные элементы определяются с помощью заранее разработанных нормативов времени и нормативов режимов работы оборудования.

Суммарный метод нормирования труда - метод нормирования труда, при котором норма труда определяется в целом на всю работу или операцию без расчленения ее на отдельные элементы. Различают три разновидности суммарного метода нормирования труда:

-       опытный метод, при котором норма устанавливается на основе личного опыта нормировщика;

-       статистический метод, при котором норма устанавливается на базе статистических отчетов о фактических затратах времени на аналогичную работу в прошлом;

-       сравнительный метод, при котором норма устанавливается путем сравнения сложности и объема нормируемой работы с аналогичной работой, выполненной ранее.

В условиях многостаночного обслуживания рассчитываются норма выработки, норма времени, норма обслуживания рабочего места.

Норма выработки рассчитывается для каждого станка в отдельности по формуле:


где n - количество станков, обслуживаемых рабочим.

Норма выработки для рабочего в смену определяется по формуле:

где    Нц - количество циклов в смену;

Нвыр.ц - выработка всех станков за цикл.

В расчётах элементов, входящих в норму штучного времени, есть некоторые особенности.

Оперативное время изготовления одной детали определяется по формулам:

. При работе на станках-дублёрах:


где Тц - продолжительность цикла многостаночного обслуживания;- число деталей, изготавливаемых в течении одного цикла многостаночного обслуживания, или повторяемость операций в цикле.

. При совмещении операций неравной и некратной деятельности:


где Кс - коэффициент совпадения окончания машинной работы станка с занятостью рабочего по обслуживанию другого станка. Он представляет собой отношение времени цикла к оперативному времени.

Для удобства расчётов может быть использована таблица коэффициентов, полученных с помощью теории массового обслуживания (таблица 2).

Время активного наблюдения за ходом работы станка Тан для условий серийного и крупносерийного производства берётся равным 5% основного машинного времени.

Таблица 2. Коэффициенты совпадения

Число станков,  обслуживаемых одним рабочим

Коэффициент занятости рабочего (Кз)

2

0,10

0,20

0,30

0,40

0,50

3

1,01

1,04

1,09

1,16

1,25

4

1,02

1,10

1,20

1,40

1,60

5

1,04

1,16

1,40

1,70

2,05

6

1,05

1,23

1,65

2,00

2,50

7

1,07

1,40

1,85

2,40

3,00

8

1,12

1,45

2,04

2,50

3,10


Время по организационному обслуживанию рабочего места Торг определяется в процентах от оперативной работы по формуле:


где aорг i - время организационного обслуживания рабочего места, % от оперативного времени.

При этом следует учитывать, что если внутри цикла у рабочего имеется свободное время, время организационного обслуживания рабочего места может быть полностью или частично перекрыто основным машинным временем.

При определении времени на техническое обслуживание станков необходимо учитывать, что при организации многостаночного обслуживания предусматривается увеличение периода стойкости инструмента, так как обработка часто осуществляется при понижении режимах резания. Соответственно уменьшается и время технического обслуживания рабочего места. Основными составляющими технического обслуживания рабочего места являются смена режущего инструмента и подналадка станков. Эти работы могут выполняться либо наладчиком, либо самим рабочим-многостаночником.

Это изменение времени на техническое обслуживание рабочего места учитывается с помощью коэффициента Km, который зависит от числа обслуживаемых станков.

Таблица 3. Значение Km при разном числе обслуживаемых станков.

Число обслуживаемых станков

2

3

4

5

6

7 и более

Кm

0,7

0,53

0,45

0,38

0,35

0,32


Используя коэффициент Km время на техническое обслуживание рабочего места в расчете на одну деталь можно определить по формуле:


где атех i - время технического обслуживания рабочего места, % от оперативного времени.

Время на отдых и личные надобности в расчете на одну деталь определяется по формуле:


где aотл - время на отдых и личные надобности, % от времени цикла многостаночного обслуживания Tц.

Учитывая высокую интенсивность труда при многостаночном обслуживание, время на отдых и личные надобности рассчитывается по нормативам для массового производства.

Нормы штучного времени при многостаночном обслуживании рассчитывается по формулам 33 и 34:

. Для условий крупносерийного и массового производств:


. Для условий серийного и мелко серийного производства:

2. Нормирование труда при многостаночном обслуживании в ОАО «Промтрактор»

 

.1 Общая характеристика ОАО «Промтрактор»


Чебоксарский тракторный завод "Промтрактор" - единственный в России и странах СНГ завод, входящий в четверку мировых предприятий-лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Машины, выпускаемые предприятием, используются в нефтегазовой, горнорудной и строительной отраслях.

Строительство чебоксарского тракторного завода "Промтрактор" началось 12 января 1972 года. 30 декабря 1974 года вступил в строй первый производственный корпус завода, в котором началось изготовление узлов и деталей будущего бульдозера Т-330. Уже 25 октября 1975 года появился первый бульдозер Т-330 под маркой Чебоксарского тракторного завода. В настоящий момент одним из приоритетных направлений является производство семейства бульдозеров, кранов-трубоукладчиков и погрузчиков "Четра".

Открытое акционерное общество «Промтрактор» учреждено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом, другими действующими нормативными актами и в своей деятельности руководствуется ими.

Фирменное наименование Общества: Открытое акционерное Общество «Промтрактор».

ОАО «Промтрактор» является коммерческой организацией, основной целью которого является получение прибыли.

Основными видами деятельности являются:

·        изготовление узлов трансмиссий промышленных тракторов всех модификаций;

·        производство и реализация запасных частей к автотракторной технике;

·        производство и реализация товаров народного потребления различного назначения;

·        организация ремонта и обслуживания производимой Обществом продукции;

·        оказание платных услуг организациям и населению различного характера;

·        реализация вторичных ресурсов;

·        ремонт сложной бытовой радиоаппаратуры и бытовых электрических приборов, автомобилей;

·        организация ответственного хранения материальных ценностей;

·        разработка программ для станков с ЧПУ сторонним потребителям.

ОАО "Промтрактор" имеет номенклатуру изготовляемых деталей и сборочных единиц на собственном производстве для комплектации трактора - 58 тысяч наименований. Номенклатура покупных изделий - более 3000. Количество предприятий-поставщиков - 400. помощью бульдозеров чебоксарского тракторного завода "Промтрактор" ведется добыча золота и алмазов на просторах Сибири и Дальнего Востока, угля - в Кузбассе, Красноярском крае и Приморье, осуществляется мелиорация земель в республиках Средней Азии и Кавказа. Краны-трубоукладчики чебоксарского тракторного завода "Промтрактор" эксплуатируются на освоении газовых месторождений в районах Западной Сибири и Крайнего Севера, погрузчики - на разработке минеральных удобрений в Волго-Вятском, Центральном и Поволжском регионах, о также в странах ближнего зарубежья - Казахстане и на Украине и в странах дальнего зарубежья.

Благодаря мощной поддержке и активному содействию Правительства Чувашской Республики ОАО "Промтрактор" участвует в реализации долгосрочных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Кабинетами Министров ЧР и Республики Саха - Якутии, администрациями Кемеровской, Тюменской и Магаданской областей, РАО "Российский Никель".

Сегодня ОАО "Промтрактор" - ведущий производитель мощных промышленных тракторов, не имеющих аналогов в России и странах СНГ. На производство поставлено 7 моделей бульдозерно-рыхлительных агрегатов, 5 модели трубоукладчиков и 4 модели колесных бульдозеров.

Основными поставщиками ОАО «Промтрактор» являются следующие:

1. Инвестиционно - промышленная группа "Сибал";

. ОАО "Холдинговая компания "Интеррос";

. Химическая компания СИБУР;

. ОАО "Завод электроники и механики";

. Братский алюминиевый завод;

. Златоустовский металлургический завод.

Основными потребителями услуг являются предприятия следующих отраслей:

-        дорожное строительство;

-       угледобывающая;

-       нефтегазодобывающая;

-       лесозаготовительная;

-       золото-алмазодобывающая;

-       сельское хозяйство,

-       предприятия-изготовители гусеничной и автомобильной техники.

Основными конкурентами являются следующие: Ижевский механический завод «Купол»; Заволжский моторный завод; Долгопрудненское научно-производственной предприятие; Челябинский тракторный завод "Уралтрактор".

Структура управления ОАО «Промтрактор» относится к линейно- функциональной структуре управления производством. К достоинствам данной структуры можно отнести высокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных конкретных сферах, что обеспечивает высокое качество и высокую эффективность принимаемых управленческих решений. Организационная структура ОАО «Промтрактор» представлена в приложении 1.

3. Мероприятия по совершенствованию нормирования труда сотрудников В ОАО «Промтрактор»

 

.1      Анализ фотографии рабочего времени фрезеровщика


В данном курсовом проекте рассмотрим индивидуальную фотографию рабочего времени фрезеровщика.

Таблица 4. Наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня

Что наблюдалось

Текущее время, ч, мин

Индекс

Продолжительность, мин

1

Начало смены

8°°



2

Отсутствует на рабочем месте

-



3

Получает наряд, чертеж, приспособление

805

Тпз

5

4

Получает инструмент

-



5

Доставка материала к станку

815

Тв

10

6

Проверка и техническое обслуживание станка

-



7

Работает на станке

850

То

35

8

855

Тпот

5

9

Показывает наладчику технические неполадки

902

Тпот

7

10

Доставка материала к станку

906

Тв

4

11

Ожидание подналадки

926

Тпот

20

12

Доставка заготовок к станку

931

Тв

5

13

Работает на станке

1020

То

49

14

Сметает стружку

1024

Тобс

4

15

Работает на станке

1115

То

51

16

Преждевременный уход на обед

1130

Тнтд

15


Обед 1130-1230




17

Опоздание с обеда

1234

Тнтд

4

18

Работает на станке

1315

То

41

19

Ожидает заготовки

1345

Тпот

30

20

Доставка материала к станку

1350

Тв

5

21

Работает на станке

1440

То

50

22

Личные надобности

1455

Тотл

15

23

Работает на станке

1520

То

85

24

Посторонний разговор

1631

Тнтд

11

25

Работает на станке

1650

То

19

26

Уборка рабочего места

1656

Тобс

6

27

Сдает приспособления

17°°

Тпз

4


ИТОГО



480

 

Примечание: заготовки на рабочее место подвозятся подсобными рабочими, получение инструмента и его сдача вменены в обязанности рабочим.

При индексации затрат рабочего времени использовались следующие индексы:

Тсм - продолжительность смены, мин;

То - время основной работы, мин;

Тпз- подготовительно-заключительное время, мин;

Тобс - время обслуживания рабочего места, мин;

Тотл - время на отдых и личные надобности, мин;

Тнтд - потери времени, зависящие от исполнителя (нарушения трудовой дисциплины), мин;

Тпот - потери времени, не зависящие от исполнителя, мин;

Тв - время вспомогательной работы, мин.

Сводка одноименных затрат рабочего времени приводится в табл. 5.

Таблица 5. Сводка одноименных затрат рабочего времени

Затраты рабочего времени

Продолжительность, мин

Итого

Тпз

5,4

9

То

35,49,51,41,50,85,19

330

Тв

10,4,5,5

24

Тобс

4,6

10

Тотл

15

15

Тнтд

15,4,11

30

Тпот

5,7,20,30

62


Итого: 9+330+24+10+15+30+62=480 мин.

Составим баланс рабочего времени в таблице 6.

Балансом рабочего времени называется соотношение (в минутах, процентах) элементов рабочего времени, составляющих общую продолжительность рабочего дня.

Нормативные затраты времени: Тпз = 8 мин., То = 378 мин., Тв = 27 мин., Тобс = 11 мин., Тотл = 12 мин., Тнтд = 9 мин., Тпот = 35 мин.

Таблица 6. Баланс рабочего времени

Наименование затрат

Индекс

Нормативный баланс

Фактический баланс

Потери времени («+» экономия) гр. З - гр. 5



мин

%

мин

%


1. Подготовительно-заключительное время

Тпз

8

1,67

9

1,88

-1

2. Основное время

То

378

78,75

330

68,75

-

3. Вспомогательное время

Тв

27

5,62

24

5

+3

4. Время обслуживания рабочего места

Тобс

11

2,29

10

2,08

+1

5. Время на отдых и личные надобности

Тотл

12

2,5

15

3,12

-3

6. Потери времени, зависящие от рабочего

Тнтд

9

1,88

30

6,25

-21

7. Потери времени, не зависящие от рабочего

Тпот

35

7,29

62

12,92

-27

ВСЕГО


480

100

480

100

-48


Исходя из таблицы 6 потери рабочего времени составляют 48 минут, в состав которых входят потери времени, зависящие и не зависящие от работника, время на отдых и личные надобности и подготовительно-заключительное время.

Коэффициент потерь рабочего времени определяем по формуле:

Кпот = 100 × Q / Тсм

где    Q -выявленные потери рабочего времени, мин;

Тсм - продолжительность смены, мин.

Кпот = 100×48 / 480 = 10%.

Возможное повышение производительности труда за счет ликвидации выявленных потерь рабочего времени:

П = 100 × Кпот / (100 - Кпот) = 100×10 / (100-10) = 11,1%.

На основании проведенного анализа можно предложить мероприятия, направленные на ликвидацию потерь рабочего времени такие как: совершенствование организации централизованной доставки материалов и заготовок на рабочее место, принятие мер по устранению причин нарушения трудовой дисциплины, совершенствование организации обслуживания рабочих мест наладчиками.

На основании фотографии рабочего времени фрезеровщика было выяснено, что в его работе имеются потери рабочего времени, которые составляют 48 минут. Коэффициент потери рабочего времени составил 10%. Возможное повышение производительности труда за счет ликвидации выявленных потерь рабочего времени составляет 11,1%.

Заключение

Многостаночное обслуживание - одна из эффективных форм организации труда.

Благодаря организации многоагрегатной работы появляются возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.

Организация работы на нескольких станках - важный фактор повышения эффективности использования персонала, роста эффективности труда и производства. Многостаночное обслуживание способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи, а так же снижению количества оборудования, необходимого для выполнения производственной программы.

При работе на нескольких станках увеличивается уровень загрузки рабочего и оборудования, что показали произведенные в курсовой работе расчеты, происходит уплотнение рабочего дня рабочих без существенных изменений характера выполняемых ими функций.

Список использованной литературы

1.   Адамчук, В. В. Организация и нормирование труда : учебное пособие для вузов / В. В. Адамчук. - М. : Кнорус, 2009. - 256 с.

2.      Бородина, В. В. Нормирование труда: учеб. пособие. / В. В. Бородина. - М. : Новое знание, 2009. - 192 c.

.        Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда : уч. для вузов. - 3-е изд. исп. и доп. / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 424 с.

.        Быгин, В. Б. Нормирование труда на предприятии : учебное пособие. / В. Б. Быгин, С. В. Малинин. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 325 с.

.        Васильева, М. Н. Нормирование труда : учеб. пособие. / М. Н. Васильева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 95 с.

.        Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : уч. для вузов. / Б. М. Генкин. - М. : Норма, 2010. - 478 с.

.        Зубкова, А. Ф. Организация нормирования труда на предприятиях : учебное пособие. / А. Ф. Зубкова,Г. Э. Слезингер. - М. : Экономика, 2009. - 408 с.

.        Кобец, Е. А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли: учеб. пособие. / Е. А. Кобец, М. Н. Корсаков. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2008. - 275 с.

.        Костюков, Н. И. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие. / Н. И. Костюков. - Ростов-на-Дону: Кнорус, 2009. - 160 с.

.        Лабскер, Л. Г. Теория массового обслуживания в экономической сфере : учеб. пособие для вузов. / Л. Г. Лабскер, Л. О. Бабешко. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 364 с.

.        Новожилов, С. С. Научная организация труда в промышленности : учебное пособие. / С. С. Новожилов, Л. А. Костин, Е. Л. Смирнов. - М. : Экономика, 2008. - 416 с.

.        Павленко, А. П. Организация нормирования труда на предприятиях в современных условиях : учебное пособие. / А. П. Павленко, Л. М. Суетина. - М. : Альфа, 2010. - 354 с.

.        Панина, Н. А. Экономика труда : учеб. пособие для вузов. / Н. А. Панина, Ю. Г. Одегов. - М. : Экзамен, 2010. - 346 с.

.        Пашуто, В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: уч. практ. пособие для вузов. - 5-е изд., стер. / В. П. Пашуто. - М. : КНОРУС, 2009. - 320 с.

.        Рофе, А. И. Организация и нормирование труда : учебник для вузов. / А. И. Рофе. - М. : МИК, 2009. - 368 с.

.        Смирнов, Е. Л. Справочное пособие по НОТ : уч. пособие. / Е. Л. Смирнов. - М. : Экономика, 2008. - 399 с.

.        Суетина, Л. М. Методы изучения затрат рабочего времени : учебное пособие. / Л. М. Суетина. - М. : Экзамен, 2009. - 320 с.

.        Фильев, В. И. Нормирование труда на современном предприятии : учебное пособие. / В. И. Фильев. - М. : Новое знание, 2009. - 225 с.

.        www.promtractor.ru

Приложение 1

Похожие работы на - Нормирование труда при многостаночном обслуживании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!