Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,35 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ











Курсовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выполнила: студентка Курганская Евгения Алексеевна

Научный руководитель: к.п.н.,доц. Записных Ольга Валерьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления в обучении иностранным языкам

.1Сущность понятия «творческое мышление»

.2Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения

Глава 2. Методика развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

.1 Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК

.2 Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

Заключение

Библиография

Введение

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В 20 веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжается.

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от мышления машинного. Другой признанный исследователь Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности.

Актуальность исследования. В условиях модернизации российского образования перед школой ставится задача формирования таких качеств личности, как инициативность и способность творчески мыслить.

Цели:

·представить приемы и методы работы развития творческой активности;

·формирование творческих способностей учащихся путем использования различных методов работы, способствующих их творческой активизации.

Задачи:

·рассмотреть особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения;

·раскрыть сущность понятия «творческое мышление»;

·выяснить, какие возможности развития творческого мышления младших школьников представлены в современных УМК;

Методы:

·Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

Объект - творческое мышление как важнейший психологический компонент учебно-познавательной деятельности младшего школьника.

Предмет - особенности развития творческого мышления младшего школьника.

Методологическую основу исследования составляют деятельностный подход к изучению психических явлений (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), в том числе к мышлению (A.M. Матюшкин, О.К.Тихомиров).

Практическое значение работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы в начальном образовании для развития творческого мышления учащихся. Рекомендациями, составленными на основе данного исследования, учителя начальной школы, практические психологи, разработчики компьютерных игр, программ, сайтов для младшего школьного возраста, то есть все, кто реализует основные идеи развивающего и личностно-ориентированного подходов в современном образовании. Исследование будет полезно и тем, кто осуществляет психологическую экспертизу образовательных программ и учебников для начальной школы.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления в обучении иностранным языкам

.1Сущность понятия «творческое мышление»

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Итак, для начала разведём три понятия: мышление, творчество и творческое мышление. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Существует несколько видов мышления. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Но существует много классификаций. Возьмём для примера ещё одну классификацию. Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наглядно-действенное мышление у ребенка образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением. Наглядно-образное мышление - один из этапов онтогенетического развития мышления.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Теоретическое мышление отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений.

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При пралогическом мышлении природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил.

Л. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы пралогического мышления проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы пралогического мышления у психически больных.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.

Мы выяснили, что такое мышление. Что же собой представляет творчество? В психологии этот вопрос до сих пор окончательно не решён. За последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества.

Как и к слову «мышление», существует огромное количество определений к понятию «творчество». Вот некоторые из них:

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

Творчество - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

Творчество - деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

Творчество - психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

Мы возьмём за основу определение из Большого Энциклопедического Словаря. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Творческая деятельность представляет высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими способностями:

·получением результата, которого раньше никто не добивался;

·возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;

·априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

·отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

·необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.

Что же тогда такое творческое мышление? Творческое мышление человека связано с образованием всё новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, с другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.

Приведём несколько примеров определения «творческого мышления»:

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.

Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества.

Творческое мышление - способность взглянуть на проблему со стороны.

Творческое мышление - результат взаимодействия ума и стимулов окружающего мира.

Творческое мышление - созидание нового, не существовавшего прежде.

Творческое мышление - умение взглянуть на мир способом, отличным от того, как на мир смотрят другие. Умение выразить и передать этим другим свое восприятие окружающего мира.

Творческое мышление - смотреть на то же, что находиться перед глазами всех остальных людей, но думать при этом несколько иначе.

Творческое мышление - существенный компонент, способствующий преобразованию и прогрессу.

Творческое мышление - познание чего-то нового. Составная часть интеллекта.

Творческое мышление - способность находить принципиально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда представляет собой совершенно новую мысль, которая до этого момента никому не приходила в голову.

Творческое мышление - способность генерировать необычные и новаторские идеи.

Творческое мышление - создание чего-то из ничего.

Можно продолжать и дальше, но и из этих определений можно сделать определенный обобщающий вывод.

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.

Творческое мышление - высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

.Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;

.Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

.В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие

.объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;

.Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок и формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.

Из всего этого следует, что перед учителем начальной школы встает задача развития творческих способностей ребенка, воспитание творческой личности в целом.

В современной психологии и педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный домысел ребенка.

Данные новейших научных исследований свидетельствуют, что до 90-95% учащихся на уроках вообще не задают вопросов. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности.

1.2 Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения

Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он использует операции.

Отличительный признак творческой деятельности детей этого возраста - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески выполнять различные задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них определённого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно правильно выражать свои мысли. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте. Обновление учебного процесса в начальной школе опирается на те поиски, которые ведутся в теории и практике развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения достигается, прежде всего, посредством активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а добывать и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные.

Активизация учебной деятельности учащихся выражается, главным образом, в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это должно стимулироваться такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;

- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников привели дидактов к идее личностно-ориентированного обучения. Исследования в области личностно-ориентированного обучения проводятся в нашей стране в нескольких направлениях:

изучение влияния на развитие творческого мышления школьников развивающих методов и приемов обучения (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.С. Матрусов, И.С. Якиманская и др.);

выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного творческого мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Д. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, М.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.).

Многие исследователи решают проблему формирования творческого мышления учащихся, занимаясь в рамках развивающего обучения разработкой и экспериментальной проверкой различных деятельностных подходов.

Итак, мы выяснили, что существует несколько видов мышления. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Наглядно-образное мышление - такое мышление, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. А вообще мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Проанализировав большое количество определений к слову творчество, мы взяли за основу определение из Большого Энциклопедического Словаря. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Исходя из этого, мы сделали вывод, что творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.

Глава 2. Методика развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

.1 Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК

Итак, мы выяснили, что среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся.

Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались. Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей административно-командной системы, а людей социально-активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречие между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях школьного обучения. Поэтому сейчас в педагогике интенсивно ведется поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей познавательную активность учащихся.

Как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным - непростая задача каждого учителя. Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.

Но достаточно ли в современных УМК представлено заданий на развитие творческого мышления? Для анализа мы взяли УМК немецкого языка Бим, И.Л., Рыжовой Л.И, Фомичёвой Л.М. для третьего класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. Первая часть состоит из четырех глав, а вторая из трёх. Главы первой части называются:

1.Hallo, 3. Klasse! Wiedersehen mit Freunden.

2.Sabine geht gern in die Schule. Und ihr?

3.Es ist Herbst. Wie ist jetzt das Wetter?

.Und was bringt uns der Winter?

Второй части:

1. In der Schule haben wir viel zu tun.

2. Der Frühling ist da. Und auch tolle Feiertage, nicht?

3. Geburtstag! Ist das nicht ein schöner Tag?

В учебнике представлено большое количество разнообразных заданий на развитие всех видов речевой деятельности. Упражнения подобраны очень хорошо и их достаточное количество, чтобы тема была хорошо усвоена. Что же касается упражнений на развитие творческого мышления, то в каждой части данного УМК есть только по одному проектному заданию. Один раз мы встречаем задание-игру. В первой части предлагается составить или дописать три диалога на развитие творческого мышления, параллельно тренируя грамматические и лексические навыки, а во второй - пять.

Несомненно этого количества упражнений не хватит, чтобы в полной мере способствовать развитию творческого мышления младших школьников. Таким образом, школа в большинстве своем выступает в качестве фактора, тормозящего развитие творческого мышления учащихся - недостаточное количество продуктивных заданий на уроках сдерживает развитие творческого мышления младших школьников.

.2 Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

Проанализировав УМК, мы выяснили, что в учебнике представлено недостаточное количество заданий на развитие творческого мышления. На наш взгляд необходимо использовать большее количество различных приёмов для развития творческого мышления, но обязательно учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников. На начальном этапе обучения иностранному языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением (монологической, диалогической речью), чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение и фонетическая отработка грамматических структур, лексики по данной теме и т.д. Зачастую такое повторение не только однообразно и скучно для детей, но и создает значительный шумовой фон на уроке, который утомляет и является причиной снижения работоспособности. При этом монотонность повторений, утомляет больше, чем звуковые волны. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы.

Прием - элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия.

Игровые приемы - приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию (Н.Д.Гальскова).

Игровые приемы предназначаются, например, для формирования грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, прекоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Основной задачей игровых упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирования у них различных навыков.

Игровым приемам присущи четыре главные черты:

.свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

.творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

.наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;

.присутствие обучающего характера.

Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

группа - творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые - высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации.

группа - интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач. Могут применяться на уроках иностранного языка.

группа - технические, конструкторские игры.

группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках».

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.

Так как мы решили представить в виде игр возможности развития творческого мышления младших школьников, приведём несколько примеров:

Следующая игра называется Кто быстрее

Учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.

Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего - назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул. Например:- America, apple- ball, ballon

Игра «Узнай слово». На доске записываются слоги, из которых учащиеся составляют слова:

tur-, -zen, tan-, -nen, -len, -nen, ler-, spie-, -men, kom-.

«Ролевые игры» - кукольный театр. Дети разыгрывают с куклами диалоги по определённым темам.

Например, когда проходим тему «Время» учащиеся описывают свой рабочий день с использованием часов.

Побеждает тот, кто больше и правильнее назовёт предложений.

Игра «Числа в моей жизни».

Учитель пишет на доске несколько чисел, а учащиеся должны догадаться, что они значат.

Потом можно предложить сделать то же ученикам (дата рождения, номер телефона, номер дома, номер машины и т.д.)

Вариант - Места в моей жизни (географические названия - место учебы, рождения и пр.).

Игра «Рассказ по рисунку».

Играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

Цель следующей игры: морфемный анализ слова, развитие воображения. Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки.

Представим ещё ряд игр, которые можно использовать на уроках немецкого языка в младших классах.

Игра 1

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? и т. п.

Игра 2

Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

Игра 3

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.

Игра 4. Вернуть число на место

Цель игры: развитие мышления, логики.

Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.

Игра 5

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 - 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать дорожку(27-3=24, 24-3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.

Игра 6

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три - пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех - пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.

Игра 7

Цель игры: развитие умения классифицировать.

Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

Игра 8

Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.

Ход игры: дается ряд признаков ( gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).

Игра 9

Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики.

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Игра 10

Цель игры: развитие мышления, умения сопоставлять, навыков правописания. Ход игры: учитель: Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?

Игра 11. Кто быстрее составит слово?

Цель игры: развитие мышления, координации движений, повторение лексики.

Ход игры: учитель пишет на доске слова в 2 столбика; в словах отсутствует начало/середина/конец. Играют 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее допишет слова.

Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, графо- моторных навыков.

Ход игры: учитель рисует фигуру (или элемент фигуры), ученики дорисовывают образ, вспоминая изученную лексику и дают ему название. Учителю необходимо избегать многозначности в выборе фигур (элементов); возможна также обучающая помощь, например: Вспомните, какие существительные мы изучали вчера, и дорисуйте картину!

Итак, мы выяснили, что из успешных методов вовлечения максимального числа детей в активную учебную деятельность является игра, так как она помогает детям преодолеть психологический барьер в общении на иностранном языке, и даже некоммуникабельный ученик в игре может принять активное участие и стать первым. Сформулированные в игровой форме задачи исключают монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. Кроме того, необходимо отметить, что игровые задания вовлекают в учебный процесс даже слабых учеников, не обладающих достаточным уровнем знаний. Такие дети при выполнении обычных тренировочных упражнений предпочитают отмалчиваться. В то время как в игре на иностранном языке они принимают активное участие и даже могут оказаться в числе лидеров, так как находчивость и сообразительность играют здесь важную роль. Исходя из вышесказанного, можно в каждый урок включать игровые упражнения с целью добиться максимальной активности учащихся. Проанализировав УМК, мы выяснили, что в учебнике представлено недостаточное количество заданий на развитие творческого мышления. На наш взгляд необходимо использовать большее количество различных приёмов для развития творческого мышления, но обязательно учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников. Мы в данной работе решили представить несколько игровых приемов.

Нужна ли игра на уроке иностранного языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность.

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации - то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.

Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.

Заключение

В нашей работе «развитие творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка» мы попытались выяснить, что такое мышление, творчество и творческое мышление, а также проанализировав УМК Бим, Рыжовой и Фомичевой, пришли к выводу, что учебник содержит недостаточно заданий на развитие творческого мышления. Мы выяснили, что необходимо проводить больше различных приемов для развития творческого мышления при обучении иностранным языкам. Особенно важно это учитывать при обучении младших школьников. Особое место мы решили уделить игровым приемам.

Итак, мы представили несколько приемов и методов работы развития творческой активности, рассмотрели особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения, раскрыли сущность понятия «творческое мышление», выяснили, какие возможности развития творческого мышления младших школьников представлены в современных УМК.

Проанализировав большое количество определений к слову творчество, мы взяли за основу определение из Большого Энциклопедического Словаря. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

На начальном этапе обучения иностранному языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением (монологической, диалогической речью), чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы.

Игровые приемы - приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию (Н.Д.Гальскова).

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации - то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.

Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

творческий мышление учащийся обучение

Библиография

1.Андриевская, В.В. О психологических основах преподавания иностранного языка в 4 классе общеобразовательной школы//ИЯШ, 2008, №4

.Байкова, Л.А. Гребёнкина Л.К., Ерёмкина О.В. Технология игровой деятельности, - М.: Просвещение, 1994. - 249с.

.Бим, И.Л. Обучение иностранного языка: поиск новых путей// Иностранный язык в школе, 1989. - 257с.

.Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка.- М.: Просвещение, 2005. - 148с.

.Буланкина Н.Г. Развитие воображения и творчества на уроках французского языка. - М.: Просвещение, 1997. - 301с.

.Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. Ярошевского.//М.: «Педагогика»,1987, 344с.

.Дружинин В.Н. Психология творчества. - М.: «Педагогика», 2005. - 376с.

.Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

.Зимняя И.А. Проектная методика обучения иностранного языка. - М.: Просвещение, 1993. - 276с.

.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 234с.

.Зимняя, Сахарова Проектная методика обучения английскому языку //ИЯШ, 1991, №3

.Конышева А.В. Игровой метод в обучении 2 иностранного языка.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 184с.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - Москва.: ТЦ Сфера,1965. - 462с.

.Лащикова И.И. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка, - М.: Просвещение, 2003. - 127с.

.Лежнева Ю.А., Тарадайко С.В. Методическая работа в школе, Минск, 2008. - 412с.

.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, - М.: Просвещение, 1969. - 398с.

.Манилова Н.Я. Игра на уроке английского языка, - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 195с.

.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. - М.: Просвещение, 1994. - 530с.

.Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1976. - 261с.

.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии, Москва, 1994. - 317с.

.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка, - М.: Просвещение, 1984. - 170с.

.Слабова Г.Л. Нетрадиционные уроки, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 287с.

.Эльконин Д.Б. Психология игры.//М.: «Педагогика», 1978. - 305с

Интернет-источники

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.eduhmao.ru/info/1/3954/83781/

Похожие работы на - Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!