Расчёт тягового электродвигателя
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра «Электрический подвижной состав»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Расчёт тягового электродвигателя
Разработала
студентка
группы МГ-41
Дорощук Д.В.
Проверил
Преподаватель
Шашарук И.Е.
2012г.
Введение
Проектирование электрических машин и тяговых двигателей, в частности, -
задача в значительной степени неопределённая, аналогичная решению одного
уравнения со многими неизвестными. Это приводит к необходимости при
проектировании принимать целый ряд величин. Практика и опыт тягового
электромашиностроения позволили установить целесообразные границы изменения
этих величин, а так же создать ряд эмпирических формул, упрощающих
проектирование двигателей. Всё это позволяет так же приблизить принимаемые
решения к оптимальным.
В результате электрического расчёта тягового электродвигателя выбирается
тип обмотки якоря, рассчитываются размеры и параметры его активного слоя,
коллекторно-щёточного узла, а так же магнитной цепи и катушек главных и
добавочных полюсов. В заключении всех расчётов строятся характеристики
намагничивания, нагрузочные и электромеханические.
1. Расчёт параметров передачи и диаметра якоря ТЭД
1.1 Определение частоты вращения и диаметра якоря ТЭД
Номинальная частота вращения двигателя
,
где m - передаточное
число передачи; m =
12,1;н - скорость номинальная, км/ч; Vн = 27 км/ч;- диаметр ведущих колёс, м; D
= 1,07 м;
об/мин.
Диаметр якоря
,
где Рдн - мощность номинальная, кВт; Рдн = 110 кВт;- коэффициент Шенфера,
k = 60;
см.
По стандартному ряду принимаем Da=24,5 см.
Проверим диаметр якоря по максимальной окружной скорости.
Номинальная окружная скорость
км/ч.
Максимальная окружная скорость
где Vmax - максимальная скорость, км/ч; Vmax = 70 км/ч;
км/ч.
По условию крепления обмотки в пазах двигателя км/ч.
Максимальные обороты двигателя
об/мин.
2. Электромагнитный расчёт ТЭД
2.1 Выбор числа пар полюсов и типа обмотки якоря
По опыту проектирования ТЭД при использовании диаметра якоря равного 24,5
см число полюсов принимаем равным четырём (2p = 4).
Номинальный ток двигателя
где Uдн - напряжение на коллекторе, В; Uдн = 750 В;
hдн - КПД двигателя, hдн = 0,91 [1, рис.3.5];
А.
Предварительно принимаем простую волновую обмотку, для которой= 1.
Величина тока параллельной ветви
А.
Количество активных проводников
где А - линейная нагрузка, А/см; А = 370 А/см [1];
шт.
2.2 Расчёт числа пазов, размеров проводников, паза и
зубца0
2.2.1 Расчёт числа пазов
Зубцовое деление
где zn - число зубьев, принимаем zn = 29 [1, рис.3.7];
мм.
Число активных проводников в пазу
шт.
Число коллекторных пластин на паз
uk =
12 / 2 = 6 пластин.
По условиям нагревания обмотки необходимо выполнение условия
А
,5 · 12 = 967 ≤ 1200 - 1500 А.
Уточнённое число проводников
Nа =
12 · 29 = 348 шт.
Уточнённое значение линейной нагрузки
А/см.
Определяем число коллекторных пластин
где Wc - число витков в секции обмотки якоря; Wc=1;
пластин.
Среднее межламельное напряжение
В
В.
Минимальный диаметр коллектора
где βk - коллекторное деление, см; βk =0,40 см;
см.
Исходя из технологического требования соединения пайкой петушков
коллектора должно выполняться условие
,
см.
Принимаем Dk = 20 см.
Тогда
.
Максимальная окружная скорость
,
м/с.
2.2.2 Расчет размеров проводников, паза и зубца
Глубина паза hп, мм
hп
=(0,08 - 0,12)τ · 10,
где τ - полюсное деление
см.
hп =0,12 ·19,2 ·
10 = 2,3 см = 23 мм.
Рекомендуемая
ширина паза
bп,
bп = 0,35 · 26 =
9,1 мм;
Принимаем тепловой фактор Aja = 2000 - 3000 А2/(см×мм2) для класса изоляции F.
Плотность тока в обмотке якоря
А/мм2.
Принимаем jа = 5,8 А/мм2
[2].
Сечение меди проводника обмотки
мм2 ,
Принимаем медный провод сечением 6,7 ´ 1,12, у которого qa = 7,289 мм2;
Расчёт размеров паза сведём в таблицу 1.
Таблица 1 - Результаты расчётов размеров паза
Наименование
|
Материал
|
Размер, мм
|
Число слоёв
|
Общий размер, мм
|
Проводник
|
Медь ПММ
|
1,12 / 6,7
|
6 / 4
|
6,72 / 26,8
|
Витковая изоляция
|
Пленка полиамидная
|
0,08 / 0,08
|
12 / 8
|
0,96 / 0,64
|
Корпусная изоляция
|
Пленка полиамидная
|
0,08 / 0,08
|
2 / 4
|
0,16 / 0,32
|
Покровная изоляция
|
Стеклолента
|
0,15 / 0,15
|
2 / 4
|
0,3 / 0,6
|
Прокладки
|
Стеклотекстолит
|
- / 0,35
|
- / 6
|
- / 2,1
|
Клин
|
Стеклотекстолит
|
- / 6
|
- / 1
|
- / 6
|
Зазор на укладку
|
-
|
0,20 / 0,20
|
- / -
|
0,20 / 0,20
|
Зазор на расшихтовку
|
-
|
0,15 / -
|
- / -
|
0,15 / -
|
|
|
Итого:
|
bп / hп = 8,49 /35,6
|
|
|
|
|
|
|
Проверка правильности принятия высоты и ширины паза
п / bп =
п / bп = 35,6 / 8,49 = 4,2.
Ширина зубца в расчётном сечении
мм.
2.3 Определение магнитного потока и длины якоря
Определяем магнитный поток номинального режима
где Едн - противоЭДС двигателя, В;
Едн = (0,94 - 0,96) Uдн,
Едн = 0,94 · 750 = 705 В,
Вб.
Расчётная длина сердечника якоря
,
где kc - коэффициент заполнения сталью сердечника якоря, учитывающий
толщину изоляции (толщину лаковых прослоек); kc = 0,96 [1] ;
-
индукция в расчетном сечении зубца, Тл; = 1,85
Тл;
at - коэффициент
полюсного перекрытия; at = 0,61 [1];
la см.
Удельная магнитная проводимость паза
,
где ls - длина лобовых частей обмотки якоря, см;≈ (1,2…1,3)t;
ls=1,25 · 19,2=24 см,
.
Среднее значение реактивной ЭДС
,
В.
2.4 Расчет параметров обмотки якоря
Шаг по коллектору при волновой обмотке
.
Шаг по реальным пазам
где eп - пазовое
укорочение шага, для волновой обмотки при 2p = 4
eп = 0,75;
.
Первый частичный шаг по элементарным пазам
.
Второй частичный шаг по элементарным пазам
.
Сопротивление обмотки якоря при 20°С
где r - удельное
электрическое сопротивление меди при 20 °С, Ом×мм2/м;
r = 1/57 Ом×мм2/м;
Sla - суммарная длина проводников одной параллельной ветви обмотки, м;
где lп - полная длина одного проводника обмотки, м;
,
м,
м,
Ом.
2.5 Расчет коллектора и щеток
Контактная площадь щёток одного щёткодержателя
где jщ - допустимая плотность тока под щёткой, А/см2;
принимаем jщ = 12 А/см2 [1];щ - количество пар щёткодержателей, pщ = p = 2;
см2.
По приложению З [1] принимаем щётку ЭГ61.
Щёточное перекрытие
.
Принимаем g =
3.
Отсюда найдём ширину щётки
,
см.
Согласно ГОСТ 12232-89 принимаем, bщ = 1,25 см.
Общая длина щёток одного щёткодержателя
см.
Принимаем количество щеток Nщ = 2.
Длина щётки
см.
Согласно ГОСТ 12232-89 принимаем, длину щётки lщ = 3,2 см.
Плотность тока под щёткой
А/см2.
2.6 Определение размеров магнитной цепи0
2.6.1 Сердечник якоря
Эффективная высота якоря
где Ва - индукция в сердечнике якоря, Тл; Ва= 1,4 Тл;
см.
Высота якоря
,
где mk - количество рядов вентиляционных каналов;- диаметр вентиляционных
каналов, см.
Число рядов вентиляционных каналов и их диаметр связаны соотношением
,
где Dв - диаметр вала, см; Dв = 3,8 см, [1, график 2.8]
.
Принимаем mk = 2; dk = 2,26 см.
Подставив значения, получим
см.
2.6.2 Расчёт воздушного зазора
Величина зазора под центром полюса
,
Зазор
выполняется расходящимся с целью ослабления влияния реакции якоря
см .
2.6.3 Сердечник главных полюсов
Принимаем индукцию в сердечнике главного полюса Вт = 1,6Тл;
Площадь сечения сердечника главного полюса
где s - коэффициент
рассеивания главных полюсов; s = 1,2;
м2.
Ширина сердечника полюса
где k`c - коэффициент заполнения сталью сердечника полюса; k`c = 0,975;
lТ -
длина сердечника полюса, см; lТ = lа = 37 см;
см.
Высота сердечника полюса
,
см.
2.6.4 Станина
Станину выполняем круглой формы.
Принимаем индукцию в станине Вст = 1,5 Тл.
Площадь станины
м2.
Длина расчётного сечения станины
37 + 0,4
· 24,5 = 46,8 см.
Толщина станины
см.
Внутренний диаметр станины
см.
Внешний диаметр станины
см.
2.7 Расчёт магнитных напряжений участков магнитной цепи
2.7.1 Воздушный зазор
Магнитная индукция в воздушном зазоре
Тл.
Магнитное сопротивление воздушного зазора
,
где kδ - коэффициент учитывающий зубчатое
строение якоря;
-
эквивалентный воздушный зазор;
,
см.
Принимаем
= 0,35 см.
,
где t1 - зубцовое деление, см;
bz1 -
ширина зубца на поверхности якоря;
bz1 = t1 - bп,
bz1 =
2,6 - 0,849 = 1,75 см
,
А.
2.7.2 Зубцовая зона
Принимаем сталь 1312 для которой при Вz1/3 = 1,85 Тл, Нz1/3 = 200 А/см.
Падение магнитного потенциала в зубцовой зоне
=200 ·
3,56 = 713,2 А.
Площадь зубцовой зоны
м2.
2.7.3 Сердечник якоря
Принимаем сталь 1312 для которой при Ва = 1,4 Тл; На = 18,2 А/см.
Длина средней силовой линии в сердечнике якоря
,
см.
Магнитное напряжение
18,2 ·
6,8 = 123,7 А .
2.7.4 Сердечник главных полюсов
Принимаем листовую сталь, для которой при Вт = 1,6 Тл; Нт = 40 А/см.
Магнитное напряжение в сердечнике главных полюсов
Fт = 40 · 6,7 =
268 А.
2.7.5 Станина
Выбираем стальное литьё, для которого Вст = 1,5 Тл, Нст = 30 А/см.
Длина средней силовой линии в станине
,
см.
Магнитное напряжение в станине
= 30 · 16
= 480 А .
Общая МДС магнитной цепи при холостом ходе
2809,52 +
713,2 + 480 + 123,7 + 268 = 4394,42 А.
2.8 Расчёт размагничивающего действия реакции якоря
МДС, компенсирующая размагничивающее действие якоря
, kр =
0,135;ря - реакция якоря, А;
А;
= 0,135 ·
3494,4 = 471,7 А .
Общая МДС главных полюсов
,
4394,42 +
471,7 = 4866,12 А,
.
При
kр=0,105, тогда
= 0,105 ·
3494,4 = 367 А .
4394,42 +
367= 4761 А,
Результаты расчёта магнитной цепи приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты расчёта магнитной цепи
Участок магнитной цепи
|
Длина участка, см
|
Площадь сечения, м2
|
Индукция, Тл
|
Напряжённость поля, А/см
|
МДС участка, А
|
Воздушный зазор
|
0,4
|
0,029
|
0,865
|
6409
|
2809,52
|
Зубцовая зона
|
3,56
|
0,02
|
1,85
|
200
|
713,2
|
Сердечник якоря
|
6,8
|
0,0049
|
1,4
|
18,2
|
123,7
|
Сердечник полюса
|
6,7
|
0,0281
|
1,6
|
40
|
268
|
Станина
|
16
|
0,015
|
1,5
|
30
|
480
|
МДС при холостом ходе
|
4394,42
|
Размагничивающая сила якоря
|
367
|
МДС при нагрузке
|
4761
|
2.9 Расчёт главных полюсов
МДС последовательной обмотки Fc, А, при преобладании МДС параллельной обмотки
Fcн =
(0,4 ÷ 0,5) Fв,
Fcн =
0,4 · 4866,12 = 1946,4 А.
Требуемое число витков катушки главных полюсов
где αн - ослабление магнитного потока в номинальном режиме; для
двигателя с тиристорным регулированием αн = 1;
= 12
витков.
Поперечное сечение меди катушки
где jс - плотность тока в проводниках обмотки, А/мм2; jс = 4А;
мм2.
Принимаем провод 20 ´2 мм, площадь поперечного сечения проводапр = 30 мм2.
Средняя длина витка параллельной обмотки
= 0,97 м.
Площадь проводника параллельной обмотки
,
где Fш max - максимальная МДС параллельной обмотки, А;
,
= 0,75 ·
4866,12 = 3649,59 А,
= 0,33
мм2.
Плотность тока параллельной обмотки в номинальном режиме, А/мм2;
А/мм2.
Максимальная
плотность тока параллельной обмотки
,
А/мм2.
Максимальный ток в параллельной обмотке
,
= 0,33 ·
6 = 1,98 А.
Число витков в обмотке
= 1843
витка.
Сопротивление обмотки при 200 С
= 380 Ом.
Расчетный диаметр провода обмотки
мм.
Ток параллельной обмотки в номинальном режиме
где Fшн - МДС параллельной обмотки, А;
,
А;
А.
2.10 Расчёт
параметров коммутации и добавочных полюсов
Индукция в зоне коммутации
Тл.
Магнитный поток в зоне коммутации
где bdд - расчётная
дуга наконечника добавочного полюса, см;
где
- ширина наконечника добавочного полюса, см;
,
= 1,35 ·
26 · 10−1 = 3,51 см;
-
воздушный зазор под добавочным полюсом со стороны якоря, см;
= 0,245 +
0,055 = 0,3 см,
= 3,51 +
2 · 0,3 = 4,11 см,
Вб.
Магнитный поток в сердечнике полюса
где sд - коэффициент
рассеивания добавочного полюса, принимаем sд = 3;
= 3 ·
0,0018 = 0,0054 Вб.
Индукция в сердечнике полюса при номинальном токе Втд = 0,8 Тл.
Ширина сердечника добавочного полюса
см.
Величина воздушного зазора
см.
МДС на один полюс
где kdд -
коэффициент, учитывающий зубчатое строение якоря;
где
− ширина зубца на поверхности якоря, см;
см,
;
А.
Число витков катушки добавочного полюса
витков.
А.
Степень компенсации поля реакции якоря
.
Площадь сечения проводника катушки добавочного полюса
где jд - плотность тока в проводниках обмотки, А/мм2; jд = 5 А.
мм2.
Принимаем провод 2,15 ´ 2,5 мм, площадь поперечного сечения провода qд = 32,7 мм2 [2].
2.11 Расчёт размеров и параметров катушек главных и
добавочных полюсов
2.11.1 Параметры катушек главных полюсов
Средняя длина витка последовательной обмотки
где b1 - ширина катушки последовательной обмотки, см; из чертежа
полюсного окна принимаем b1 = 0,018 м;
м.
Общая длина последовательной катушки меди
,
где Wс - число витков последовательной обмотки; Wс = 12 витков;
0,7 · 12
= 8,4 м.
Сопротивление меди катушек главных полюсов
,
Ом.
2.11.2 Параметры катушек добавочных полюсов
Средняя длина витка провода добавочных полюсов
где bкд - ширина катушки добавочных полюсов, м; из чертежа полюсного окна
принимаем bкд = 0,015 м.
2 · 0,245
+ 3,14 · (0,018 + 0,015) = 0,594 м.
Общая длина провода катушки
,
0,594 ·
29 = 17,23 м.
Сопротивление меди катушек добавочных полюсов
,
Ом.
2.12 Определение
коэффициента полезного действия
Потери в меди
,
где rat, rпt, rдпt,
rшt - соответственно сопротивление обмоток якоря,
последовательной, добавочных полюсов и шунтовой
при t = 115°С,
Ом.
Приведение сопротивлений практически холодных обмоток к требуемому
значению температуры производится по формуле
,
где rit - сопротивление i-й обмотки при температуре tг=115°С;- сопротивление i-й обмотки при
температуре tх=20°С;
a0 - температурный коэффициент меди при 0°С; a0=0,004255.
Перечисленные сопротивления приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Пересчёт сопротивления обмоток
Название обмотки
|
Обозначение
|
Сопротивление, Ом
|
|
|
При 20°С
|
При 115°С
|
Якорная
|
rat
|
0,064
|
0,087
|
Главных полюсов
|
rnt
|
0,0147
|
0,02
|
Добавочных полюсов
|
rдnt
|
0,03
|
0,041
|
Шунтовая
|
rшt
|
380
|
521,4
|
Вт.
Потери в стали при холостом ходе
где kx - коэффициент потерь в стали, зависящий от её марки; kx=2,5;, pa -
соответственно удельные потери в зубцах и сердечнике
якоря, Вт/кг;, ma - соответственно масса стали зубцов и сердечника якоря,
кг;
,
,
где
- частота перемагничивания стали, Гц;
Гц.
Вт/кг,
Вт/кг,
где gс - плотность
стали, г/см3; gс = 7,85 г/см3;
bz1/2
- ширина зубца на высоте ½ от основания, см;
,
,
кг,
,
27,2 кг,
Вт.
Добавочные потери
,
где kдоб - коэффициент добавочных потерь, принимаем kдоб = 0,3 [2].
Вт.
Потери в переходных контактах щёток
,
где DUщ - падение
напряжения в переходных контактах щёток, принимаем
DUщ = 2В [2].
Вт.
Механические потери:
− потери в подшипниках и на трение якоря о воздух
Вт;
− потери на трение щёток о коллектор
,
где Fщ - удельное давление на щётки, МПа; принимаем Fщ = 0,03 МПа;тр -
коэффициент трения щёток о коллектор; принимаем fтр = 0,1 [2];
100 ·
6,71 · 0,03 · 0,1 · 20,75 · 2 · 2 = 167,1 Вт;
− мощность, затрачиваемая на самовентиляцию
Вт.
Сумма потерь в тяговом двигателе
,
= 4717 +
1451 + 435,3 + 322 + 220 + 167,1 + 268 = 7580,4 Вт.
КПД двигателя
,
.
2.13 Расчёт и построение характеристик тягового
электродвигателя
Расчёт характеристик тягового электродвигателя производится аналогично
номинальному режиму п. 2.4 - п. 2.11.
Нагрузочные характеристики рассчитываются с учётом размагничивающего
действия якоря для нескольких постоянных значений токов нагрузки.
Расчёт сводится к определению той дополнительной МДС F`ря, которая
потребуется для получения при нагрузке того же магнитного потока, как и при
холостом ходе.
Расчёт проводим по методике А.Ф. Иоффе, которую использовали в п. 2.7.
Результаты расчёта сведены в таблицы 4 и 5.
Таблица 4 - Кривая намагничивания
Участок магнитной цепи
|
Размеры участка
|
|
|
|
|
|
Поперечное сечение, м2
|
Длина, см
|
Вб ВбВб Вб
|
|
|
|
|
|
|
В, Тл
|
Н, А/см
|
F, А
|
В, Тл
|
Н, А/см
|
F, А
|
В, Тл
|
Н, А/см
|
F, А
|
В, Тл
|
Н, А/см
|
F, А
|
Воздушный зазор
|
0,029
|
0,4
|
0,35
|
3248
|
1137
|
0,52
|
4826
|
1689
|
0,69
|
6403
|
2241
|
0,99
|
9187
|
3215
|
Зубцовая зона
|
0,021
|
3,56
|
0,73
|
3,50
|
12,5
|
1,09
|
11,3
|
40,2
|
1,46
|
142
|
505,5
|
2,09
|
457
|
1627
|
Сердечник якоря
|
0,0049
|
6,8
|
0,31
|
2,90
|
19,7
|
0,46
|
4,8
|
32,6
|
0,61
|
12,8
|
87
|
0,88
|
29
|
197
|
Сердечник полюса
|
0,0281
|
6,7
|
0,64
|
3,20
|
21,4
|
0,96
|
5,50
|
36,9
|
1,28
|
12,6
|
84,4
|
1,84
|
154
|
1032
|
Станина
|
0,015
|
16
|
0,6
|
2,20
|
35,2
|
0,9
|
4,1
|
65,6
|
1,2
|
10,5
|
168
|
91
|
1456
|
Суммарная намагничевающяя
сила , А1225,81864,33085,97527
|
|
|
|
|
Таблица 5- Нагрузочные характеристики
,Вб,АА,Тл,А,А,А,А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,015
|
1225,8
|
0,73
|
80,5
|
1750,9
|
1,2
|
0,025
|
218,9
|
1444,7
|
|
|
|
120,75
|
2626,3
|
1,7
|
0,035
|
328,3
|
1567,2
|
|
|
|
161
|
3501,8
|
2,1
|
0,04
|
437,7
|
1698,5
|
|
|
|
201,25
|
4377,2
|
2,4
|
0,047
|
547,1
|
1838,6
|
|
|
|
241,5
|
5252,6
|
2,6
|
0,05
|
656,6
|
1987,4
|
0,0225
|
1864,3
|
1,09
|
80,5
|
1750,9
|
0,8
|
0,045
|
213,6
|
2077,9
|
|
|
|
120,75
|
2626,3
|
1,1
|
0,055
|
472,7
|
2337,0
|
|
|
|
161
|
3501,8
|
1,5
|
0,075
|
483,2
|
2347,5
|
|
|
|
201,25
|
4377,2
|
1,7
|
0,08
|
647,8
|
2512,1
|
|
|
|
241,5
|
5252,6
|
2,0
|
0,09
|
787,9
|
2652,2
|
0,03
|
3085,9
|
1,46
|
80,5
|
1750,9
|
0,5
|
0,05
|
210,1
|
3296,0
|
|
|
|
120,75
|
2626,3
|
0,8
|
0,076
|
336,2
|
3422,1
|
|
|
|
161
|
3501,8
|
1,0
|
0,085
|
497,2
|
3583,1
|
|
|
|
201,25
|
4377,2
|
1,2
|
0,095
|
639,1
|
3725,0
|
|
|
|
241,5
|
5252,6
|
1,4
|
0,12
|
782,6
|
3868,5
|
0,043
|
7527
|
2,09
|
80,5
|
1750,9
|
0,2
|
0,03
|
211,9
|
7738,9
|
|
|
|
120,75
|
2626,3
|
0,3
|
0,06
|
338,8
|
7865,8
|
|
|
|
161
|
3501,8
|
0,4
|
0,10
|
500,8
|
8027,8
|
|
|
|
201,25
|
4377,2
|
0,5
|
0,12
|
643,4
|
8170,4
|
|
|
|
241,5
|
5252,6
|
0,6
|
0,125
|
777,4
|
8304,4
|
Электромеханические характеристики рассчитываем для режимов работы ТЭД
при полном и ослабленном возбуждении.
Скоростная характеристика рассчитывается по формуле
,
где Се - машинная постоянная;
DUд - падение напряжения на омических сопротивлениях обмоток, В.
.
Скорость движения троллейбуса и вращающий момент рассчитываем по формулам
,
где hдi - КПД двигателя.
Сила тяги одной оси троллейбуса
где hз - КПД
зубчатой передачи; hз =
0,97.
Машинная постоянная
Результаты расчётов по выше перечисленным формулам представим в таблицах
6 и 7.
Таблица 6 - Электромеханические характеристики
, %, А, А, Вб, В, В В, об./мин, м/ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50
|
80,5
|
966
|
0,014
|
750
|
13,9
|
4533
|
75,6
|
75
|
120,75
|
1449
|
0,0151
|
750
|
19,8
|
4169
|
69,5
|
100
|
161
|
1932
|
0,016
|
750
|
25,8
|
3900
|
65
|
125
|
201,25
|
2415
|
0,0164
|
750
|
31,7
|
3775
|
62,9
|
150
|
241,5
|
2898
|
0,0168
|
750
|
37,7
|
3655
|
60,9
|
|
50
|
80,5
|
2879
|
0,0125
|
750
|
13,1
|
5082
|
84,7
|
75
|
120,75
|
3120
|
0,013
|
750
|
18,6
|
4850
|
80,9
|
100
|
161
|
3362
|
0,0134
|
750
|
24,2
|
4669
|
77,9
|
125
|
201,25
|
3603
|
0,0137
|
750
|
29,7
|
4532
|
75,6
|
150
|
241,5
|
3845
|
0,014
|
750
|
35,3
|
4400
|
73,4
|
Таблица 7 - Электромеханические характеристики
,% %, А А, Вт,Вт,Вт, Вт, Вт, Вт, Вт, Н·мFк,
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50
|
80,5
|
959,1
|
161
|
7079,7
|
366,7
|
616,4
|
1592,9
|
10775,9
|
0,82
|
104,5
|
2363,3
|
75
|
120,75
|
2157,9
|
241,5
|
6167,3
|
337,3
|
566,9
|
1541,8
|
11012,6
|
0,88
|
182,2
|
4121,4
|
100
|
161
|
3836,3
|
322
|
5531,5
|
315,5
|
530,3
|
1659,5
|
12195,1
|
0,90
|
265,8
|
6012,0
|
125
|
201,25
|
5994,2
|
402,5
|
5247,3
|
305,4
|
513,3
|
1889,0
|
14351,7
|
0,90
|
345,5
|
7814,9
|
150
|
241,5
|
8631,7
|
483
|
4981,0
|
295,7
|
497,0
|
2191,7
|
17080,1
|
0,91
|
428,6
|
9694,2
|
|
50
|
80,5
|
1775,4
|
161
|
8569,6
|
411,2
|
691,0
|
1928,2
|
13536,4
|
0,78
|
88,0
|
1990,7
|
75
|
120,75
|
2893,3
|
241,5
|
7923,3
|
392,4
|
659,5
|
1980,8
|
14090,8
|
0,84
|
150,6
|
3405,6
|
100
|
161
|
4458,3
|
322
|
7436,1
|
377,8
|
634,8
|
2230,8
|
15459,8
|
0,87
|
215,4
|
4870,8
|
125
|
201,25
|
6470,4
|
402,5
|
7077,1
|
366,7
|
616,2
|
2547,8
|
17480,7
|
0,88
|
281,2
|
6360,4
|
241,5
|
8929,6
|
483
|
6739,4
|
356,0
|
598,3
|
2965,3
|
20071,6
|
0,89
|
349,6
|
7905,9
|
3. Расчёт массы и технико-экономических показателей ТЭД
Удельная масса ТЭД оценивается по массе отнесенной к единице номинальной
мощности и по массе отнесенной к единице вращающего момента.
,
где
- масса двигателя, кг;
кг.
,
Кроме того, оценивают регулировочные свойство ТЭД, которые
характеризуются использованием мощности в широком диапазоне скоростей.
Для качественной оценки регулировочных свойств применяется коэффициент
использования мощности
где
- мощность ТЭД при максимальной скорости.
Установлены
параметры, от которых зависит коэффициент использования мощности
где
- ослабление магнитного потока в номинальном режиме, = 1; -
коэффициент ослабления магнитного потока при ;
-
коэффициент насыщения;
-
коэффициент скорости;
,
.
;
=1,73.
Принимаем.
,
0,32.
Заключение
В данной курсовой работе были произведены следующие расчеты:
-
расчет параметров передачи и диаметра якоря ТЭД: здесь были определены
номинальная частота вращения двигателя об/мин,
диаметр якоря Da=24,5 см, номинальная окружная скорость км/ч, максимальные обороты двигателя об/мин;
был
рассчитан номинальный ток двигателя А,
величина тока параллельной ветви А,
количество активных проводников шт;
выбрали
тип обмотки, её параметры, размеры проводников, паза и зубца;
рассчитан
коллекторно-щёточный узел, была выбрана щётка типа ЭГ61, шириной bщ =
1,25 см и длиной lщ = 3,2 см;
определён
магнитный поток Фдн = 0,0375 Вб и длина якоря lа = 37 см;
определены
размеры магнитной цепи (п. 2.6);
рассчитаны
магнитные напряжения участков магнитной цепи и общая МДС: магнитное
сопротивление воздушного зазора А,
падение магнитного потенциала в зубцовой зоне = 713,2
А, магнитное напряжение 123,7 А, магнитное напряжение в сердечнике главных
полюсов Fт = 268 А, магнитное напряжение в станине = 480 А, общая МДС магнитной цепи при холостом ходе 4394,42 А.
расчёт
размагничивающего действия реакции якоря: МДС, компенсирующая размагничивающее
действие якоря = 471,7 А, общая МДС главных полюсов 4866,12 А;
рассчитаны
параметры катушек главных и добавочных полюсов, а также параметры коммутации
(п. 2.9-2.10)
определён
коэффициет полезного действия двигателя ;
рассчитана
масса двигателя кг, а также технико- экономические показатели ТЭДа.
В результате электрического расчёта тягового электродвигателя выбирается
тип обмотки якоря, рассчитываются размеры и параметры его активного слоя,
коллекторно-щёточного узла, а так же магнитной цепи и катушек главных и
добавочных полюсов. На основании всех расчётов были построены характеристики
намагничивания, нагрузочные и электромеханические.
обмотка
якорь тяговый электродвигатель
Литература
1. Ефремов
И.С., Косарев Г.В. Теория и расчёт троллейбусов (электрическое оборудование ),
ч.1 Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа.1981.- 293 с.
. Рафаловский
В.В. Электромагнитный расчёт тягового электродвигателя тепловоза: Метод.
указание к курсовому проекту. - Гомель, РИО БелИИЖТа, 1991. - 61 с.
Приложение Б
Кривая намагничивания и нагрузочные характеристики ТЭД
Приложение В
Электромеханические характеристики ТЭД
Приложение Г
Электротяговые характеристики ТЭД