Кинематический и силовой анализы кривошипно-ползунных механизмов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    703,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кинематический и силовой анализы кривошипно-ползунных механизмов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Институт дополнительного профессионального образования





Курсовая работа

по учебной дисциплине «Теоретическая механика»

тема: « Кинематический и силовой анализы кривошипно-ползунных механизмов»

Выполнил:

Студент группы ЭЛЭ-21

Фарафонов В.Ю.

Проверил:

Арсланов Ф.Х.



Бежецк, 2013

Содержание

Задание

1. Структурный анализ механизма

2. Кинематический анализ механизма

2.1 План положений

.2 Планы скоростей и ускорений

3. Силовой расчет

3.1 Определение сил инерции

.2 Определение сил тяжести

.3 Определение реакций в кинематических парах

.4 Силовой расчет механизма 1 класса

.5 Определение сил тяжести

.6 Определение реакций в кинематических парах

4. Условные обозначения звеньев

Список литературы

Задание

Автомобиль с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Основным механизмом двигателя внутреннего сгорания является кривошипно-ползунный механизм, который преобразует возвратно-поступательное движение ползуна (поршня) 3 во вращательное движение кривошипа 1. Передача движения от ползуна к кривошипу осуществляется через шатун 2. Цикл движения поршней включает такты расширения, выпуска и сжатия.

Взорвавшаяся в камере сгорания рабочая смесь перемещает поршень из н.м.т. в в.м.т. Отработанные газы удаляются в выпускную систему. При выпуске цилиндр заполняется чистым воздухом, который в такте сжатия сжимается до 1,5 мПа


Исходные данные

ПАРАМЕТР

ЧИСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВАРИАНТОВ


1

Угол поворота кривошипа, град

300

Угловая скорость кривошипа ω. с-1

200

Длина кривошипа l1, м

0,075

Длина шатуна l2, м

0,3

Расстояние AS2 l3, м.

0,1

Масса кривошипа m1, кг

6

Масса шатуна m2, кг

3

Масса ползуна m3, кг

1

Момент инерции относительно центров масс шатуна IS2

0,068

Значение силы, Н

37400



. Структурный анализ механизма

Кривошипно-ползунный механизм состоит из четырех звеньев:

          - стойка,

          - кривошип,

          - шатун,

          - ползун.

Также имеются четыре кинематические пары:- стойка 0-кривошип ОА;

II - кривошип OА-шатун АВ- шатун АВ-ползун В;

IV - ползун В-стойка 0.

I, II и III являются вращательными парами;

IV- поступательная пара.

Все кинематические пары являются низшими, т.е. рНП = 4 ,рВП = 0



Где п - число подвижных звеньев, п = 3

рНП - число низших пар,

рВП - число высших пар.

По классификации И.И. Артоболевского данный механизм состоит из механизма I класса (стойка 0-кривошип ОА) и структурной группы II класса второго порядка (шатун АВ-ползун В). Из этого следует, что механизм является механизмом II класса.

. Кинематический анализ механизма

.1 План положений

План положений - это графическое изображение механизма. Начальное положение кривошипа задается углом φ0, отсчитанным от положительного направления горизонтальной оси кривошипного вала против часовой стрелки. Для данного механизма φ0 =300˚.

Выбираем масштабный коэффициент длин µ1


где l1 - действительная длина кривошипа, м;

О А - изображающий её отрезок на плане положений, мм.

Расстояние от точки А до центра масс S2 шатуна на плане положений:



.2 Планы скоростей и ускорений

Скорость точки А находим по формуле:


гдеω1 - угловая скорость кривошипа, с-1;

l1 - длина кривошипа, м.

Выбираем масштабный коэффициент плана скоростей µV:


гдеVA - скорость точки А, м/с;

Ра - изображающий её отрезок на плане скоростей, мм.

Из полюса Р в направлении вращения кривошипа перпендикулярно к О А откладываем отрезок Ра, изображающий вектор скорости точки А, длиной 60 мм. Определяем скорость точки В:


где  - вектор скорости точки В при ее вращательном движении относительно точки А и перпендикулярен к звену АВ.

Далее на плане скоростей из точки а проводим прямую перпендикулярно звену АВ до пересечения с линией действия скорости точки В (направления движения ползуна).

Полученный отрезок Pb = 58,6 мм, является вектором абсолютной скорости точки В, а отрезок ab = 31 мм, - вектором скорости точки В относительно точки А.

Тогда


Скорость точки S1 находим из условия подобия:

Ps1/Pa=OS2/OA,

Откуда1=(OS1/OA) • Pa,2 = (0,0375 / 0,075) • 60 = 30 мм


Скорость точки S2 находим из условия подобия:

as2/ab=AS2/AB,

Откуда

as2=(AS2/AB) • ab,

as2 = (20 / 60) • 31 = 10,3 мм.

Соединив точку S2 c полюсом Р, получим отрезок, изображающий вектор скорости точки S2, т.е. Ps2= 57,7 мм. Тогда


Угловую скорость шатуна АВ определяем по формуле:


Нормальное ускорение точки А по отношению к точке О при условии ω1=const равно:


Выбираем масштабный коэффициент плана ускорений μα:

,

Где аа - нормальное ускорение точки А, м/с; Ра - отрезок, изображающий его на плане ускорений, мм.

Нормальное ускорение центра массы кривошипа (точка S1) равно:


Из полюса Р откладываем отрезок Ра, являющийся вектором нормального ускорения точки А кривошипа, который направлен к центру вращения кривошипа. Определяем ускорение точки В:


где  - вектор ускорения точки В при вращательном движении относительно точки А.

Определяем ускорение :


На плане ускорений из точки а проводим прямую, параллельно звену АВ и откладываем на ней в направлении от точки В к точке А отрезок an, представляющий собой нормальную компоненту ускорения в масштабе μa.

Из точки n проводим прямую перпендикулярную звену АВ до пересечения с линией действия ускорения точки В (ползуна). Полученный отрезок nb = 44 мм, представляет собой вектор касательного ускорения токи В относительно точки А, а отрезок Рb = 16,2 мм, - вектор абсолютного ускорения точки В.

Тогда

,


Продолжаем расчет:


Соединив точки а и b, получим отрезок ab= 44 мм, изображающий вектор полного ускорения точки В относительно точки А.


Ускорение точки S2 находим из условия подобия:

as2 / ab = AS2 / AB,

Откуда

as2 = (AS2 / AB)• ab,

as2= (20 /60)• 44 = 14,7 мм.

Соединив точку s2 с полюсом P получим отрезок, изображающий вектор ускорения точки S2, т.е. Ps2=38,4 мм.

Тогда


Угловое ускорение шатуна АВ определяем по формуле:


Итак получим:

3. Силовой расчет

кривошипный ползун кривошип поршень

Основной задачей силового расчета является определение реакций в кинематических парах механизма и внешней уравновешивающей силы, являющейся реактивной нагрузкой со стороны отсоединенной части машинного агрегата. В основу силового расчета положен принцип Даламбера, позволяющий применять уравнения равновесия кинетостатики, учитывая инерционную нагрузку для определения реакций связей. При этом рассматриваются статически определимые кинематические цепи (группы Ассура) и механизм I класса, т.е. звено кривошипа.

Силовой расчет группы Ассура второго класса

Для выполнения силового расчёта необходимо знать значения сил, действующих на звенья механизма: силы тяжести, движущие силы и силы инерции этих звеньев. От механизма, начиная с исполнительного звена (ползуна), отсоединяется группа Ассура, а точки разрыва этой группы заменяются реакциями.

.1 Определение сил инерции

Модули сил инерции звеньев определяем по формуле:

Фi=mi • ai,

гдеmi - масса i-го звена, кг;

ai - ускорение центра масс i-го звена, м/с2.

Подставив числовые значения, получим:

Ф1= m1 • aS1 = 6 • 1500 = 9000 Н;

Ф2= m2 • aS2 = 3 • 23040 = 69120 Н

Ф3= m3 • aB = 1 • 9720 = 9720 Н

Направления сил инерции противоположны направлениям соответствующих ускорений. Направление момента сил инерции противоположно угловому ускорению шатуна ε2.

Момент сил инерции шатуна определяется по формуле:


Систему сил инерции шатуна, т.е. главный вектор сил инерции Ф2, приложенный в центре масс, и момент сил инерции МФ2 относительно центра масс, приводим к одной силе Ф2 приложенной в некоторой точке К. Расстояние между линиями действия силы инерции и приведенной силой вычисляется по формуле:


Направление приведенной силы совпадает с направлением силы инерции, а направление момента приведенной силы относительно точки S2 совпадает с направлением момента МФ2.

3.2 Определение сил тяжести

Силы тяжести определяем по формуле:

Gi= mi • g,

Где mi - масса i-го звена , g - ускорение силы тяжести.

Подставив числовые значения, получим:

G2 = 3 • 9,81= 29,4 Н;

G3 = 1 • 9,81= 9,81 Н

3.3 Определение реакций в кинематических парах

Определение реакций в кинематических парах начинаем с рассмотрения равновесия группы Ассура (2-3).

На звенья этой группы действуют силы: движущая сила Fд, силы тяжести G2, G3, результирующие силы инерции Ф3, Ф2, реакция R03э заменяющая действие стойки 0 на ползун 3 и реакция R12 заменяющая действие кривошипа 1 на шатун 2.

Силы, приложенные в точке В, приводим к одной силе F3. Величину этой силы определяем по формуле:


Знак (+) показывает, что сила F3 направлена вверх.

Условие равновесия группы (2-3) выражается следующим образом:


Реакцию R12 раскладываем на две составляющие:  - действующая вдоль оси звена АВ и  - перпендикулярно звену АВ.

Составляющую  определяем из уравнения суммы моментов всех внешних сил относительно точки В, действующих на шатун АB.

Применительно к рассматриваемой схеме механизма это уравнение можно записать так:


Откуда


h1 = 8,5 · 0,005 = 0,043 м

h2 = 55 · 0,005 = 0,275 м

План сил строим в масштабе: μF = Ф2 / 50 = 69120/50 = 1382,4 Н/мм.

Из произвольной точки P последовательно откладываем вектора , F3+G2, Ф2. Через конечную точку вектора Ф2 проводим линию действия реакции R03 , а через начальную точку вектора  - линию действия силы . Получим точку пересечения. Соединив конечную точку вектора Ф2 с точкой пересечения, получим вектор R03. Соединив точку пересечения с конечной точкой вектора , получим вектор R12. Умножив соответствующие длины на масштабный коэффициент, получим: R03 = 80594 Н; R12= 142841 H; = 142249 H



Или


Тогда




.4 Силовой расчет механизма 1 класса

К кривошипу приложена сила тяжести G1, известная реакция

. Неизвестная по значению и направлению реакция R01.


Чтобы кривошип мог совершать вращение по заданному закону, к нему со стороны отделенной части машинного агрегата должна быть приложена реактивная нагрузка в виде уравновешивающей силы Fy. Допустим, что неизвестная по модулю уравновешивающая сила приложена перпендикулярно кривошипу в точке А.

3.5 Определение сил тяжести

Силу тяжести кривошипа определяем по формуле:

G1 = m1 • g,

гдеm1 - масса кривошипа; g - ускорение силы тяжести.

G1 = 6 • 9,81= 58,9 Н

.6 Определение реакций в кинематических парах

Реакция R01 в паре кривошип-стойка и уравновешивающий момент Му определяем из условия равновесия кривошипа ОА:


Силу Fy находим из условия:

y=R21 • h3 / l1

Fy= 142841· 14,3·0,005/0,3= 34044 H

План сил строим в масштабе: μF = 3404 Н/мм.

Из произвольной точки последовательно откладываем вектора R21, G1. Соединив конечную точку вектора G1 с начальной точкой вектора R12 получим вектор R01. Умножив полученную длину на масштабный коэффициент, получим: R01 =145010 Н.

Уравновешивающий момент My определяется по формуле:

My=Fy • l1

Му =34044 · 0,3 = 10213 Н • м



4. Условные обозначения звеньев

№ п/п

Наименование

Обозначение

Характер движения

Примечание

1

Стойка

Отсутствует


2

Кривошип

Колебательное

Полный оборот

3

Коромысло



4

Шатун

Плоскопараллельное

Нет пар, связанных со стойкой

5

Ползун

Поступательно е


6

Кулиса

Колебательное , вращательное

Направляющ ая ползуна

7

Кулачок

Вращательное Поступательное

Профиль определяет движение ведомого звена

8

Вращательное

Без учета конструкцио иных особенностей

9

Соединение звеньев: Жесткое Шарнирное

Вращательное




Список литературы

1.   К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др. Теория механизмов и механика машин. - М. Высш. шк., 2005.-496 с.

2.   С.А. Попов, Г.А. Тимофеев. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин. - М.: Высш. шк., 2002. 411с.

Похожие работы на - Кинематический и силовой анализы кривошипно-ползунных механизмов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!