Расчет интенсивности входящего пассажиропотока и оптимального количества стоек регистрации при свободном и порейсовом методах обслуживания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В АЭРОВОКЗАЛЕ
1.1 Расчет величин интенсивности входящего потока пассажиров
и потока пассажиров, проходящих регистрацию
.2 Расчет оптимального количества стоек регистрации по
свободному методу
.3 Расчет оптимального количества стоек регистрации по
порейсовому методу
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ПЛОЩАДЕЙ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ЗОН АЭРОВОКЗАЛА
.1 Определение вместимости основных технологических зон
аэровокзала
.2 Расчет площадей основного технологического назначения
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГРУЗОГО КОМПЛЕКСА АЭРОПОРТА
.1 Расчет вместимости основных зон хранения грузового склада
.2 Расчет площадей зон хранения грузового комплекса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе необходимо по исходным данным определить
интенсивность входящего пассажиропотока и оптимальное количество стоек
регистрации при свободном и порейсовом методах обслуживания для трех случаев и
рассчитать вместимости и площади основных технологических зон аэровокзала и
грузового комплекса аэропорта.
1. РАСЧЕТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В АЭРОВОКЗАЛЕ
1.1 Расчет величин интенсивности входящего потока пассажиров и
потока пассажиров проходящих регистрацию
Интенсивность входящего потока пассажиров, прибывающих в операционный зал
аэровокзала, является функцией времени и определяется как
,
где
- интенсивность входящего потока пассажиров; t -
время; N - число пассажиров, прошедших обслуживание в операционном зале
аэровокзала.
Расчет
проводится, как правило, для наиболее загруженного
момента времени («часа пика») - операционного времени . Тогда
где
- число пассажиров, прибывших в операционный зал в
«час пик» в течение интервала времени .
Величина
включает в себя суммарное количество пассажиров всех
рейсов, регистрация на которые выполняется в момент времени
где
- число пассажиров i-го рейса, прибывших в
операционный зал аэровокзала в течение интервала ; - число рейсов, пассажиры которых прибывают в
операционный зал в момент времени .
Расчетная
формула для определения в окончательном виде имеет
вид
,
-
коэффициент, учитывающий пассажиров, проходящих регистрацию в городском
аэровокзале
-
вероятность попадания пассажира i-го рейса в j-й промежуток времени
-
пассажировместимость воздушного судна
Величины параметров Т и tрасч зависят от группы, к которой относится
аэропорт, и имеют следующие значения:
для аэропортов магистральных воздушных линий, обслуживающих один город,
Т=164 мин, tрасч=12 мин;
для аэропортов, обслуживающих большой район тяготения, Т=210 мин,
tрасч=15 мин;
для аэропортов местных воздушных линий, Т=270 мин, tрасч=30 мин.
Следует учитывать, что интенсивность потока пассажиров, непосредственно
проходящих регистрацию, несколько отличается от интенсивности входящего потока,
так как часть пассажиров следует совместно с членами семьи или группами.
Определение интенсивности потока пассажиров, проходящих регистрацию,
производится при известных данных о потоке, по эмпирической формуле:
,
где
- коэффициент, учитывающий наличие пассажиров,
производящих регистрацию нескольких билетов. По экспериментальным данным для
большинства аэропортов =0.8.
Из расписания движения самолетов отбираются рейсы, вылетающие 3 июля 2011
г. (среда), удовлетворяющие значениям оперативного времени 10:00, 13:00, 16:00.
Учитывая, что для рассматриваемого аэропорта Т=164 мин, условие можно записать
в виде
.
Данные
для оперативного времени приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Аэропорт
назначенияАвиакомпанияТип
ВС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
11:15
|
Москва
|
ЮТ
|
Ту-154
|
164
|
0,52
|
75
|
0,110
|
9,381
|
2
|
10:20
|
Москва
|
Е5
|
Ту-134
|
80
|
0,545
|
20
|
0,066
|
2,878
|
3
|
11:45
|
Анапа
|
ЮТ
|
Ту-134
|
80
|
0,52
|
105
|
0,037
|
1,539
|
4
|
10:35
|
Краснодар
|
Е5
|
Ту-134
|
80
|
0,545
|
35
|
0,145
|
6,322
|
5
|
10:55
|
Мин.воды
|
ЮТ
|
Ту-134
|
80
|
0,52
|
55
|
0,195
|
8,112
|
6
|
12:05
|
Санкт-Петербург
|
Е5
|
Ту-134
|
80
|
0,545
|
125
|
0,011
|
0,479
|
7
|
11:35
|
Хабаровск
|
Х8
|
Ту-154
|
164
|
0,75
|
95
|
0,056
|
6,888
|
Итого
|
35,599
|
Учитывая,
что для рассматриваемого аэропорта = 12 мин,
получаем величину входящего потока пасс/мин.
Интенсивность
потока пассажиров, проходящих регистрацию, равна
пасс/мин.
.
Данные
для оперативного времени приведены в таблице 1.2
Таблица 1.2
п/пАэропорт
назначенияАвиаком-панияТип
ВС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
15:00
|
Москва
|
ЮТ
|
Ту-154
|
164
|
0,52
|
120
|
0,011
|
0,938
|
2
|
13:40
|
Москва
|
Е5
|
Б-737
|
168
|
0,545
|
40
|
0,190
|
17,396
|
3
|
13:35
|
Москва
|
СУ
|
Ту-134
|
80
|
0,63
|
35
|
0,145
|
7,308
|
4
|
13:50
|
Новосибирск
|
Х8
|
Ту-154
|
164
|
0,75
|
50
|
0,195
|
23,985
|
Итого
|
49,627
|
Учитывая,
что для рассматриваемого аэропорта = 12 мин,
получаем величину входящего потока
пасс/мин.
Интенсивность потока пассажиров, проходящих регистрацию, равна
пасс/мин.
.
Данные
для оперативного времени приведены в таблице 1.3
Таблица 1.3
п/п
Аэропорт
назначения Авиаком-пания Тип ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 16:00 Москва ЮТ Ту-154 164
0,52 0 0,006 0,512 2 17:25 Москва Е5 Ту-134 80 0,545 85 0,056 2,442 3 17:55
Москва СУ Ту-134 80 0,63 115 0,020 1,008 4 16:50 Екатеринбург У6 Ан-24 48 0,49 50 0,195 4.586
5
17:45 Нижневартовск Е5 Ту-134 80 0,545 105 0,037 1,613 6 17:05
Новосибирск Х8 Ту-154 164 0,75 65 0,155 19,065 7 16:30 Санкт-Петербург ПЛ
Ту-134 80 0,56 30 0,145 6,496 8 17:40 Сургут ЮТ Ту-134 80 0,52 100 0,037 1,539 9 18:30
Хабаровск Х8 Ту-154 164 0,75 65 0,155 19,065 Итого 56,326
|
Учитывая,
что для рассматриваемого аэропорта = 12 мин,
получаем величину входящего потока
пасс/мин.
Интенсивность потока пассажиров, проходящих регистрацию, равна
пасс/мин
.2 Расчет оптимального количества стоек
регистрации по свободному методу
Поведение системы наземного обслуживания пассажиров в аэровокзале при
свободном методе регистрации описывается с использованием моделей теории
массового обслуживания.
Система массового обслуживания в рассматриваемом случае состоит из п
однотипных обслуживающих аппаратов, в нее поступает простейший (пуассоновский)
поток требований с интенсивностью λ, время обслуживания каждого требования
каждым прибором подчиняется показательному закону с параметром ν.
Требование, поступившее
в систему в момент, когда все обслуживающие аппараты заняты, не покидает
систему, а «становится» в очередь и ждет пока его не обслужит один из
освободившихся аппаратов. Состояние системы меняется во времени случайным
образом, то есть ее переход из одного состояния в другое совершается
скачкообразно, и, следовательно, система характеризуется дискретными состояниями
и непрерывным временем. Таким образом, рассматриваемая система является
системой массового обслуживания с дискретными состояниями с ожиданием.
Входящий поток пассажиров обладает свойствами стационарности,
ординарности и отсутствия последействия и является вследствие этого простейшим
потоком.
Такому случаю может соответствовать, например, работа аэровокзала в час
пика движения, когда в течение некоторого, достаточно продолжительного времени
в операционный зал прибывает поток пассажиров, характеризующийся максимальной
слабо зависящей от времени интенсивностью. Этот поток обслуживается с
неизменной интенсивностью постоянным количеством мест регистрации.
В теории массового обслуживания доказывается, что в рассматриваемом
случае система массового обслуживания в течение некоторого времени переходит в
предельный установившийся режим, который характеризуется постоянством во
времени всех вероятностных показателей.
Определим
теперь потребное количество мест обслуживания (стоек регистрации). Очевидно,
чтобы избежать неограниченного возрастания очереди, необходимо выполнение
условия .
Однако
время ожидания обслуживания пассажиром в очереди у стойки регистрации является
случайной величиной и выполнение условия не дает
гарантии, что эта величина будет приемлемой.
Определим
оптимальное значение численности стоек регистрации, исходя при этом из
требования, чтобы фактическое время ожидания обслуживания пассажиром в очереди
не превышало некоторого заданного расчетного времени.
Введем
величину W, представляющую суммарную вероятность того, что все стойки
регистрации заняты обслуживанием пассажиров независимо от наличия у каждой из
них очереди. Тогда, пользуясь теоремой сложения вероятностей, будем иметь:
В
теории массового обслуживания доказывается: когда распределение времени
обслуживания подчиняется показательному закону, вероятность того, что
фактическое время ожидания в очереди может превысить заранее заданное расчетное
время определяется формулой
где
- расчетное максимальное время ожидания обслуживания
пассажиром в очереди, мин; -
фактическое время ожидания в очереди, мин; -
вероятность того, что фактическое время ожидания пассажиром в очереди сможет
превысить расчетное время ожидания.
При
расчете оптимального числа стоек регистрации интенсивность входящего потока
пассажиров, проходящих регистрацию, и интенсивность обслуживания пассажиров на
рабочих местах определяется по формулам, приведенным выше. Значение расчетных
величин , задаются
исходя из непосредственных условий технологии наземного обслуживания
пассажиров.
Методом
итераций можно определить потребное количество стоек регистрации в соответствии
со следующим алгоритмом:
.
Определяется начальное приближение:
.
Для принятого п0 по формулам находятся величины и W
.
По формуле определяется величина ,
соответствующая принятому п и заданному .
.
Выполняется проверка условия:
<
где
- заданная величина вероятности.
Если
условие выполняется, то принятая величина п и является искомым потребным
количеством стоек: . В случае невыполнения условия величина п
увеличивается на 1, выполняется переход к пункту 2 алгоритма при
.
Расчетное
максимальное время ожидания обслуживания пассажиром в очереди задается в
пределах 2-5 мин, что позволяет обеспечить хороший уровень обслуживания пассажиров.
Заданное расчетное значение времени ожидания должно обеспечиваться с достаточно
высокой надежностью, составляющей 0.90-0.99. Значение вероятности того, что
фактическое время ожидания обслуживания пассажиром в очереди может превысить
расчетное время ожидания, должно задаваться, таким образом, достаточно малым -
в пределах 0.1-0.01.
Проведем расчеты для каждого оперативного времени.
1.
= 0,02
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
Условие
< выполняется,
т.о. .
.
= 0,02
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
Условие
< выполняется,
т.о. .
.
= 0,02
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
= 0,02
Условие
< не
выполняется. Тогда , т.е.
Условие
< выполняется,
т.о. .
1.3 Расчет оптимального количества стоек регистрации по порейсовому
методу
При порейсовом методе регистрации пассажиров необходимое число аппаратов
обслуживания - стоек регистрации в операционном зале аэровокзала определяется
исходя из интенсивности потока пассажиров, проходящих регистрацию, и
интенсивности их обслуживания на рабочем месте:
где
- некоторое количество добавочных стоек. Необходимость
в наличии добавочных стоек вызвана тем, что, во-первых, стойки в процессе
регистрации загружаются работой неравномерно, во-вторых, в большинстве
аэропортов в соответствии с технологией наземного обслуживания по окончании
регистрации выделяется некоторый интервал времени для подведения ее итогов.
На
практике для определения числа стоек используются формулы
,
где
ПРМ - производительность одного места регистрации, пас/мин; kН- коэффициент,
учитывающий неравномерность загрузки мест регистрации (kН =0,8-0,9).
Производительность
одного места регистрации рассчитывается по формуле
,
где
kвр-коэффициент загрузки рабочего места во времени работой по непосредственному
обслуживанию пассажирского потока.
Величина
коэффициента загрузки kвр определяется по формуле
,
где
- время на регистрацию пассажиров одного рейса, мин; - дополнительное время на подведение итогов по рейсу
и подготовку к оформлению следующего рейса, мин. Величины и зависят от
рассматриваемого аэропорта, вида рейса (внутрироссийский или международный,
первоначальный или транзитный), типа ВС. Таким образом, по продолжительности
времен и все рейсы можно разбить на несколько классов. Вследствие этого
используются средние значения величин и , определяемые по формулам:
и
где
Т - количество классов рейсов, для которых выполняется осреднение временных
характеристик; - относительное количество рейсов i-го класса. Величина
коэффициента определяется с помощью расписания воздушного движения
аэропорта для рассматриваемого периода времени по формуле:
,
где
- число рейсов i-го класса, - общее количество рейсов, вылетевших из аэропорта за
рассматриваемый период времени.
Проведем расчеты для каждого оперативного времени.
1.
По
условию , . Тогда
Производительность
одного места регистрации равна
Учитывая, что интенсивность потока пассажиров, проходящих регистрацию,
для рассматриваемого времени составляет величину 2,373 пас/мин, требуемое число
мест регистрации определится как
.
По
условию , . Тогда
Производительность
одного места регистрации равна
Учитывая, что интенсивность потока пассажиров, проходящих регистрацию,
для рассматриваемого времени составляет величину 3,308 пас/мин, требуемое число
мест регистрации определится как
.
По
условию , . Тогда
Производительность
одного места регистрации равна
Учитывая, что интенсивность потока пассажиров, проходящих регистрацию,
для рассматриваемого времени составляет величину 3,756 пас/мин, требуемое число
мест регистрации определится как
2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ПЛОЩАДЕЙ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН АЭРОВОКЗАЛА
.1 Определение вместимости основных
технологических зон аэровокзала
Суммарное количество присутствующих в здании аэровокзала в час пик
состоит из пассажиров различных категорий (первоначальных, конечных,
транзитных, трансферных), а также провожающих и встречающих их лиц:
,
где
Nпас - число пассажиров всех категорий; N′ - число провожающих и
встречающих лиц.
Пассажиры,
провожающие и встречающие распределяются по различным зонам, поэтому
,
где
i - зоны аэровокзала; п - количество зон аэровокзала; Ni - число лиц,
присутствующих в i-й зоне.
Для
любой зоны
,
где
Nпас i - число пассажиров различных категорий, находящихся в i-й зоне; - число лиц, провожающих либо встречающих пассажиров
различных категорий, находящихся в i-й зоне.
В
каждой зоне могут одновременно находиться пассажиры нескольких, как правило,
вполне определенных категорий. Например, в зоне регистрации могут одновременно
пребывать пассажиры, относящиеся к трем различным категориям: первоначальные,
транзитные и трансферные:
,
где
- число пассажиров j-й категории, находящихся в i-й
зоне; m - число категорий пассажиров, находящихся в i-й зоне.
По
аналогии можно записать
,
где
- число лиц, встречающих и провожающих пассажиров j-й
категории, находящихся в i-й зоне. ′ijN
В
общем случае количество пассажиров j-й категории, находящихся в i-й зоне,
определяется по формуле:
,
где
Кj - доля пассажиров j-й категории в общем числе пассажиров, находящихся в
аэровокзале в расчетный (пиковый) момент времени; β - расчетная интенсивность движения самолетов, ВС/ч; Q -
среднее количество пассажиров, приходящееся на рейс, пас/ВС; τij - среднее время пребывания пассажиров j-й
категории, находящихся в i-й зоне, ч.
Количество
провожающих и встречающих считается прямо пропорциональным числу пассажиров:
,
где
αj - доля лиц, провожающих либо встречающих пассажиров
j-й категории.
Величины
коэффициентов пропорциональности Кj и αj определяются по результатам обработки статистических данных, они
зависят главным образом от пропускной способности аэровокзала.
Таким
образом, в общем случае количество пассажиров j-й категории и провожающих либо
встречающих их лиц, находящихся в i-й зоне, определяется по формуле
.
В
ряде случаев следует учитывать наличие в зонах пассажиров задержанных рейсов.
«1»
- операционная зона;
«2»
- зона ожидания регистрации вылетающих пассажиров;
«3»
- зона трансфера;
«4»
- «накопитель»;
«5»
- зона прилета
Пассажиров,
обслуживаемых в аэропорту, разобьем на следующие категории, которые обозначим
соответствующими индексами:
«1»
- первоначальные пассажиры;
«2»
- трансферные пассажиры;
«3»
- транзитные пассажиры;
«4»
- прибывшие пассажиры.
В
последней категории выделим две подкатегории:
«4б»
- прибывшие, получающие багаж;
«4н»
- прибывшие, не получающие багажа.
Указанное
разбиение удобно при расчете вместимостей и площадей зон аэровокзала, однако
следует помнить, что категории «2», «3» и «4» образуют пересекающиеся
множества, так как что в общем случае часть трансферных и транзитных пассажиров
в рассматриваемый момент времени обслуживаются как прибывшие.
Ниже
приводятся расчетные формулы для определения вместимостей зон, в которых
нижними индексами обозначены номер зоны и/или категории пассажиров.
1. Операционная зона (Зона «1»)
Количество присутствующих в операционной зоне складывается из числа
первоначальных пассажиров с учетом провожающих и из числа трансферных
пассажиров. Методика расчета предполагает, что трансферные пассажиры, пересаживающиеся
с рейса на рейс, обслуживаются вначале как прибывшие, а затем как вылетающие.
При этом необходимо учитывать, что часть первоначальных пассажиров, приехавших
в аэропорт заранее, до объявления регистрации, находится не в операционной
зоне, а в зоне ожидания регистрации. В операционной зоне следует также
учитывать присутствие пассажиров задержанных рейсов:
где
N1 - количество присутствующих в зоне регистрации, чел; N11 - количество
первоначальных пассажиров с учетом провожающих, чел; N12 - количество
трансферных пассажиров, находящихся в операционной зоне, чел; N1зад -
количество пассажиров задержанных рейсов, чел; N21 - количество первоначальных
пассажиров, прибывших заранее, ожидающих начала регистрации своего рейса в зоне
«2».
Слагаемые
определятся следующим образом:
,
,
,
,
где
К1 - доля первоначальных пассажиров в общем пассажиропотоке; К2 - доля
трансферных; К21 - доля первоначальных пассажиров, приехавших заранее, среди
всех первоначальных пассажиров; - доля
пассажиров задержанных рейсов среди всех пассажиров, присутствующих в
операционной зоне. Вне зависимости от пропускной способности аэропорта по
статистике ; τ11 -время пребывания первоначальных пассажиров в зоне
регистрации, ч; τ12
-время пребывания трансферных пассажиров
в зоне регистрации, ч; τ21
- время пребывания пассажиров, приехавших
заранее, в зоне регистрации, ч; α1 - доля провожающих первоначальных пассажиров.
2. Зона ожидания регистрации (Зона «2»)
Зона ожидания регистрации вмещает первоначальных пассажиров, приехавших
заранее до начала регистрации рейса. В этой зоне также могут находиться
транзитные пассажиры.
Транзитные пассажиры после прилета находятся в нестерильной зоне и перед
вылетом проходят досмотр.
,
где
N2 - количество присутствующих в зоне ожидания, чел; N23 - транзитные пассажиры
в зоне ожидания регистрации, чел.
,
где
К3 - доля транзитных пассажиров в общем пассажиропотоке; τ23 - время пребывания транзитных пассажиров в зоне ожидания
регистрации, ч.
3. Зона трансфера (Зона «3»)
В соответствии с нормативными документами по проектированию аэровокзальных
комплексов для организации длительного пребывания трансферных пассажиров между
прилетом и вылетом следует предусматривать специальную зону ожидания.
Вместимость этой зоны рассчитывается по формуле
,
где
N3 - количество присутствующих в зоне трансфера, чел; N32 - количество
трансферных пассажиров в зоне «3» в условиях нормальной работы аэропорта, чел;
N3зад - пассажиры задержанных рейсов, чел.
, (3.13)
где
τ32
- время пребывания трансферных пассажиров
в зоне «3», ч.
,
где
- доля пассажиров задержанных рейсов среди всех
пассажиров, присутствующих в зоне «3». Вне зависимости от пропускной
способности аэропорта по статистике.
4. «Накопитель» (Зоны «4»)
Величина вместимости зоны ожидания пассажиров, прошедших досмотр
(«накопителя») - N4, определяется по таблице в зависимости от пропускной
способности аэровокзала.
. Зоны прилета (Зоны «5»)
Количество присутствующих в зоне прилета складывается из числа
пассажиров, получающих багаж, числа пассажиров без багажа и количества
встречающих эти две категории пассажиров:
,
где
N5 - количество присутствующих в зоне прилета, чел; N54б - количество
пассажиров, получающих багаж, чел; N54н - количество пассажиров, не получающих
багажа, чел; N′54б - количество встречающих пассажиров, получающих багаж,
чел; N′54н - количество встречающих пассажиров, не получающих багажа,
чел.
Определение
величин слагаемых, входящих в выражение (3.15), производится по формулам
,
,
,
где
К4 - доля прибывших пассажиров; К4б , К4н - доли пассажиров, получающих и не
получающих багаж соответственно в общем потоке прибывших пассажиров; τ54б, τ54н -
величины времени пребывания пассажиров, получающих и не получающих багаж
соответственно в зоне прилета, ч; τ′54б, τ′54н
- величины времени пребывания встречающих пассажиров, получающих и не
получающих багаж соответственно в зоне прилета, ч; α4 - доля встречающих.
Анализ
статистических данных, собранных в различных аэропортах, относящихся к
различным классам, показал, что величины времени пребывания лиц, встречающих
пассажиров, получающих и не получающих багаж, в зоне прилета совпадают, поэтому
можно записать:
τ′54б = τ′54н
= τ′54,
где
τ′54
- время пребывания встречающих в зоне
прилета, ч.
.
Теперь
рассчитаем вместимости основных технологических зон аэровокзала, у которого
пропускная способность 100 пасс/ч и среднее количество пассажиров, приходящееся
на рейс 21 пасс/сам ()ВС/ч.
Значения
коэффициентов необходимых для расчетов представлены в таблице 2.1.
Таблица
2.1
0,50.45
|
|
|
|
0,183,0
|
|
|
|
0,10,58
|
|
|
|
0,070,67
|
|
|
|
0,70,42
|
|
|
|
0,690,08
|
|
|
|
1,17
|
0,1
|
|
|
0,750,1
|
|
|
|
Операционная зона (Зона «1»)
0,5∙7∙125∙1,17∙(1+0,1)
= 1367,438 чел;
0,1∙17∙125∙0,45
= 95,625чел;
0,5∙0,18∙17∙125∙0,75∙(1+0,1)
= 157,782чел;
0,125∙(1367,438+95,625-157,782)
= 163,161 чел.
Вместимость
операционной зоны:
1367,438+95,625+163,161-157,782
= 1468,442 чел.
Зона ожидания регистрации (Зона «2»)
0,07∙17∙125∙0,58
= 86,275 чел.
157,782+86,275
= 244,057 чел.
Зона трансфера (Зона «3»)
01∙17∙125∙3
= 637,5 чел;
0,75∙637,5
= 478,125 чел;
637,5+478,125
= 1115,625 чел.
«Накопитель»
(Зона «4»)
При
2200 пас/час равна:
чел.
Зона прилета (Зона «5»)
0,7∙17∙125∙[0,69∙0,42+(1-0,69)∙0,08+0,67∙0,1]
= 568,225 чел.
Таким образом, общая вместимость основных технологических зон аэровокзала
равна:
1468,442+244,057+1115,625+1044+568,225
= 4440,349 чел.
2.2 Расчет площадей зон основного технологического
назначения
В основу расчета потребной площади зоны для конкретных категорий
пассажиров положена следующая формула:= { Ni [ (YCiSCУ + YДiSДУКЭ) КР КП] + Sоб
i } КК ,
аэровокзал грузовой склад регистрация
где Si - площадь i-й зоны, м2; Ni - расчетная единовременная вместимость
i-й зоны, чел; YCi , YДi - доли от расчетной вместимости сидящих и движущихся в
зоне пассажиров и прочих лиц; SCУ, SДУ - удельные площади сидящих и движущихся
пассажиров с учетом местных проходов и необходимых дистанций, м2/чел; Sоб i -
площадь в зоне, занятая дополнительным оборудованием (реклама, киоски,
информационные материалы и другое оборудование), м2; КЭ - коэффициент,
учитывающий долю площади магистральных проходов для свободного перемещения в
зоне; КР - коэффициент, учитывающий случайное распределение пассажиров и
посетителей между зонами; КП - коэффициент, учитывающий поступление пассажиров
и посетителей группами; КК - коэффициент, учитывающий композиционные
особенности зоны и планировочные ограничения (наличие лестниц, колонн,
перегородок и др.).
Значения коэффициентов и показателей определяются в соответствии с
нормативными документами. Величины YCi , YДi ; Sоб i зависят от пропускной
способности аэровокзала и вида зоны, остальные величины принимаются
постоянными, равнымиУ = 2.5 м2/чел; SДУ = 1.75 м2/чел;
КЭ = 1.1; КР = 1.2; КП = 1.15; КК = 1.15.
После определения площади каждой зоны может быть подсчитана суммарная
площадь зон основного технологического назначения аэровокзала SΣ:
.
1. Операционная зона (Зона «1»)
Площадь операционной зоны (зоны регистрации) вылетающих пассажиров
складывается из площади зоны в условиях нормальной работы аэропорта, площади
для пассажиров задержанных рейсов и площади, занятой специальным оборудованием
для проведения регистрации:
,
где
S1 - площадь операционной зоны, м2; S1H - площадь зоны в условиях нормальной
работы аэропорта, м2; S1зад - площадь зоны, предназначенной для пассажиров
задержанных рейсов, м2; S1СО - площадь зоны, занятая специальным оборудованием,
м2. Следует принимать во внимание, что величины Sоб i и S1СО имеют разный
смысл, так как учитывают площади, занятые оборудованием различного назначения.
Площадь
операционной зоны в условиях нормальной работы аэропорта определяется по
формуле при величине расчетной вместимости зоны, не учитывающей пассажиров
задержанных рейсов:
Площадь
операционной зоны, предназначенной для пассажиров задержанных рейсов,
рассчитывается по формуле для количества пассажиров N1зад. При расчете площадь,
занятая дополнительным оборудованием, учтенная ранее, не учитывается:
при Sоб
1 = 0.
2. Зона ожидания регистрации вылетающих пассажиров (Зона «2»)
Площадь зоны ожидания регистрации вылетающих пассажиров и провожающих S2
определяется по формуле на основании полученного ранее значения вместимости
этой зоны:
3. Зона трансфера (Зона «3»)
Площадь зоны ожидания трансферных пассажиров S3 складывается из площади
зоны в условиях нормальной работы аэропорта и площади зоны, предназначенной для
пассажиров задержанных рейсов:
где
- площадь зоны в условиях нормальной работы
аэропорта, м; - площадь зоны, рассчитанная на пассажиров
задержанных рейсов, м.
Площадь
зоны в условиях нормальной работы аэропорта при
вместимости зоны :
при Sоб
3 = 0;
Площадь
зоны , рассчитанная на пассажиров задержанных рейсов для
количества пассажиров :
при Sоб
3 = 0.
Величины
коэффициентов YC 3 зад, YД 3 зад зависят от пропускной способности аэропорта.
4. «Накопитель» (Зона «4»)
Площадь зоны ожидания для пассажиров, прошедших досмотр:
,
где
- удельная площадь зоны ожидания для пассажиров,
прошедших досмотр, м2/чел.
5. Зона прилета (Зона «5»)
Площадь зоны ожидания прилетевших пассажиров и встречающих S5 при
вместимости зоны N5:
.
Для
этой зоны Sоб 5 = 0 при всех пропускных способностях аэропорта.
Рассчитаем площади основных технологических зон аэровокзала.
Значения коэффициентов необходимых для расчетов представлены в таблице
2.2.
Таблица 2.2
S1СО
|
314
|
YC1
|
0.2
|
Sоб 1
|
81
|
YД1
|
0.8
|
Sоб 2
|
81
|
YC2
|
0.7
|
YC3 зад
|
0.3
|
YД2
|
0.3
|
YД3 зад
|
0.7
|
YC3 н
|
0.9
|
1,4YД3 н0.1
|
|
|
|
YC5
|
0.1
|
YД5
|
0.9
|
Операционная зона (Зона «1»)
{(1468,442-163,161)∙[(0,2∙2,5+0,8∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]+81}∙1.15=4320,173
,
{163,161∙[(0,2∙2,5+0,8∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]}∙1.15=528,382,
4320,173+528,382+30=5162,555.
Зона ожидания регистрации (Зона «2»)
{244,057∙[0,7∙2,5+0,3∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]+81}∙1.15=995,21.
Зона трансфера (Зона «3»)
{637,5∙[(0,9∙2,5+0,1∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]}∙1.15=2472,098,
{478,125∙[(0,3∙2,5+0,7∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]}∙1,15=1592,348,
2472,098+1592,348=4064,446.
«Накопитель»
(Зоны «4»)
1044∙1,4=1461,6.
Зона прилета (Зоны «5»)
{568,225∙[(0,1∙2,5+0,9∙1,75∙1,1)∙1,2∙1,15]}∙1,15=1788,517.
Таким образом, общая площадь основных технологических зон аэровокзала
равна:
5162,555+995,21+4064,446+1461,6+1788,517=13472,328.
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГРУЗОГО КОМПЛЕКСА АЭРОПОРТА
.1
Расчет вместимости основных зон хранения
грузового склада
Грузовой комплекс для обработки грузов представляет собой совокупность
зданий и сооружений, предназначенных для приема, кратковременного хранения,
обработки и выдачи грузов, для размещения обслуживающего персонала,
автотранспорта, средств механизации и оборудования.
Стеллажный склад − склад, предназначенный для проведения операций,
связанных с полной обработкой отправляемых и прибывших грузов со стороны города
и перрона.
Основными характеристиками, определяющими объемно-планировочные решения
грузового комплекса и технологию его работы, являются процентное соотношение
грузов, перевозимых пассажирскими и грузовыми воздушными судами, процентное
отношение контейнерных перевозок в общем грузообороте, годовые, суточные и
часовые объемы грузопотоков со стороны перрона и города, соотношение основных
категорий грузов в общем грузообороте, нормативные сроки хранения отдельных
категорий грузов, режим работы грузового склада.
Суточный грузооборот со стороны перрона:
,
−
годовой грузооборот отправленных грузов, т (=1300 т);
−
годовой объем прибывших грузов, т (=1600 т);
- годовой
объем трансферных грузов, т (=120 т);
−
коэффициент суточной неравномерности со стороны перрона (=2,0…3,0);
−
количество дней в году, когда аэропорт открыт для обработки грузов, сутки (=365 сут).
Суточный грузооборот со стороны города:
,
−
коэффициент суточной неравномерности со стороны города (=2,0…3,0);
-
количество дней в году, по завозу-вывозу грузов (=313
сут).
Объем хранения грузов в контейнерах и на авиационных поддонах в зоне
контейнерного склада:
,
−
суточный грузооборот контейнерных перевозок, т;
−
доля грузов в общем грузообороте, хранящихся в многоярусных складских стеллажах
(=0,8…0,9);
−
доля грузов, перевозимых в контейнерах на грузовых ВС от объемов грузов, хранящихся
в стеллажах (=0,1…0,3);
−
доля грузов, перевозимых на пассажирских ВС от объемов грузов, хранящихся на
стеллажном складе (=0,1…0,2).
Вместимость
контейнерного склада:
,
−
нормативный срок хранения грузов, перевозимых в контейнерах на грузовых ВС,
сутки (=0,5 суток);
−
нормативный срок хранения грузов, перевозимых в контейнерах на пассажирских ВС,
сутки (= 0,25 суток).
Вместимость
зоны стеллажного склада:
,
−
усредненный нормативный срок хранения прибывших, отправленных, транзитных
грузов, сутки (=1,5 суток).
Объем
хранения грузов в специальных зонах:
По
виду обработки грузы подразделяются на обычные и специализированные.
Специализированные грузы: скоропортящиеся, опасные (при перевозке создают
значительную угрозу жизни и здоровью пассажиров и безопасности полета),
технические (массой более 80 кг), тяжеловесные, длинномерные, ценные грузы,
требующие особых санитарных условий (продовольственные товары).
Вместимость
соответствующих зон хранения каждого типа грузов:
,
−
вместимость соответствующей зоны для хранения данной категории грузов, т;
−
нормативный срок хранения i-ой категории груза, сутки;
−
доля i-ой категории в суточном грузообороте со стороны
перрона.
По заданию имеются следующие сведения:
Годовой объем первоначальных отправок:
=1300 т;
годовой
объем прибывших грузов:
=1600 т;
годовой
объем трансферных грузов:
=120 т.
Число
дней работы в году грузового комплекса аэропорта:
=365 сут;
Число
дней работы в году грузового комплекса аэропорта по завозу (вывозу) грузов:
=313 сут.
Грузооборот
суточный со стороны перрона:
т.
Грузооборот
суточный со стороны города:
т.
Общий
суточный грузооборот грузового комплекса:
=21,98+23,2=45,18
т .
Объем
хранения груза в контейнерах и на авиационных поддонах в зоне контейнерного
склада:
т.
Вместимость контейнерного склада:
т/сут.
Вместимость стеллажного склада:
т/сут.
Объемы
хранения грузов в специальных зонах:
Зона
для хранения технических грузов:
т/сут;
Зона
для хранения тяжеловесных и длинномерных грузов:
т/сут;
Зона
для хранения ценных грузов:
т/сут;
Зона
для хранения скоропортящихся грузов:
т/сут;
Зона
для хранения радиоактивных грузов:
т/сут;
Зона
для хранения опасных грузов:
т/сут;
Зона
для хранения вакцин и биопрепаратов:
т/сут;
Зона
для хранения животных и птиц:
т/сут;
Зона
для хранения растений и цветов:
т/сут;
Зона
хранения особых грузов:
т/сут.
3.2 Расчет площадей зон хранения грузового
комплекса
В контейнерный склад грузового комплекса могут помещаться универсальные
авиационные контейнеры (УАК-5), багажные контейнеры (АК-1,5), авиационные
поддоны (ПАВ-2,5).
Размеры одной ячейки контейнера: 3200∙2600∙2500 мм. В эту
ячейку помещаются либо 2 багажных контейнера, либо 1 жесткий поддон, либо 1 АК,
либо 1 УАК.
Размеры
одной ячейки составляют мм., максимальная грузоподъемность 5 тонн.
Ориентировочное
количество мест хранения для грузовых и багажных контейнеров определяется по
следующей формуле:
,
=1 −
количество контейнеров типа УАК в одной ячейке;
=2 −
количество багажных контейнеров в одной ячейке;
=0,8 −
коэффициент использования грузоподъемности для универсального контейнера;
=0,4 −
коэффициент использования грузоподъемности для багажного контейнера;
=5700 кг,
грузоподъемность УАК;
=1500 кг,
грузоподъемность багажного контейнера.
Считаем,
что контейнеры хранятся в стеллажах, количество рядов в которых равно 2, откуда
площадь, необходимая для хранения:
.
Общая
площадь контейнерного склада:
,
−
площадь зоны комплектовки и раскомплектовки грузового контейнера, (=0,2);
−
площадь занятая оборудованием для перегрузки контейнеров на перронные средства
механизации, (=0,175);
=0,2…0,3 −
коэффициент использования площади склада в зоне комплектования и
раскомплектования и хранения контейнеров;
=0,12 −
коэффициент использования площади склада в зоне перегрузки-выгрузки
контейнеров.
Расчет
площади стеллажного склада:
При
использовании электропогрузчиков соотношение длины и высоты выбираются в
диапазоне:
,
Количество
ячеек для технических грузов вычисляется по формуле:
,
где
− доля технических грузов в общем объеме
стеллажного склада, (=0,6…0,9);
−
доля мелких партий грузов (=0,1…0,4);
=0,315 т/ − нормативная нагрузка технических грузов, при
высоте укладки 0,8 м;
=0,13 т/ − нормативная нагрузка мелких партий грузов,
при высоте укладки 0,4 м.
Площадь
под стеллажами определяется исходя из принятой ярусности и габаритных размеров
стеллажей:
,
где
l=1,5 м, b=1 м.
Количество
стеллажных рядов для технических грузов:
,
I=3…6 −
количество ячеек по высоте;
J − количество ячеек по длине стеллажа.
Количество
рядов для грузов в мелких партиях:
,
i=4…8 −
количество ячеек по высоте;
j − количество ячеек по длине стеллажа.
Общая
площадь стеллажного склада:
,
−
коэффициент использования площадей стеллажного склада
=0,27
(погрузчики),
=0,45
(краны-штабелеры).
Расчет
площадей специальных зон хранения:
,
где
- усредненная нормативная нагрузка рассчитываемой
категории груза;
−
вместимость зоны хранения, рассчитываемой категории груза.
Контейнерный
склад
Определим ориентировочное количество ячеек в контейнерном складе:
ячейка.
Определим
площадь зон хранения контейнерного склада:
м,
=0,2∙4,16=0,832,
=0,175∙4,16=0,728.
Определим
общую площадь контейнерного склада:
м.
Стеллажный
склад
Определим
ориентировочное количество ячеек, предназначенных для хранения технических и
мелких партий груза :
ячеек.
Определим
количество рядов стеллажного склада, предназначенных для хранения технических
грузов:
пусть
по высоте стеллажа будет 4 ячейки, по длине 6 ячеек, тогда
ряда.
Определим
количество рядов стеллажного склада, предназначенных для хранения мелких партий
грузов:
пусть
по высоте стеллажа будет 6 ячеек, по длине 3 ячейки, тогда
ряд.
Таким
образом, площадь, занятая стеллажами, равна:
1,5∙1∙(6∙3+3∙3)
= 27+13,5 = 40,5м.
А
площадь стеллажного склада будет равна:
м,
Определим
площади специальных зон хранения:
техническая
зона м;
зона
ценного груза м;
зона
скоропортящегося груза м;
зона
растений, цветов м;
зона
животных, птиц м;
зона
вакцины, биопрепаратов м;
зона
тяжеловесных, длинномерных грузов м;
особая
зона м;
радиоактивная
зона м;
опасная
зона м.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были подсчитаны интенсивность входящего
пассажиропотока и оптимальное количество стоек регистрации при свободном и
порейсовом методах обслуживания для трех случаев, а также были рассчитаны
вместимости и площади основных технологических зон аэровокзала и грузового
комплекса аэропорта.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Конспект
лекций по предмету "Аэровокзальные и грузовые комплексы".
) Организация воздушных
перевозок. Русинов И.Я., Цеханович Л.А., Подшипников.В.А., "Транспорт", 1976. 184 с.
3) Методические указания по
выполнению курсового проекта по курсу аэровокзальные и грузовые комплексы. Ксерокопия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 6 - Характеристики большого грузового комплекса
Вид груза
|
Большие ГК
|
|
q, %
|
T, сутки
|
, т
|
Технические грузы
|
70
|
2
|
0,315
|
Тяжеловесные, длинномерные
|
12
|
2
|
0,68.. 0,78
|
9
|
2
|
0,32
|
Скоропортящиеся
|
5
|
1
|
0,3..0,33
|
Радиоактивные
|
0,8
|
1
|
0,2
|
Опасные
|
1,5
|
2
|
0,475
|
Вакцины, биопрепараты
|
1,5
|
1
|
0,404
|
Животные птицы
|
0,4
|
1
|
0,29
|
Растения, цветы
|
0,22
|
1
|
0,205
|
Особые
|
0,3
|
1
|
0,1
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Общая технологическая схема обслуживания пассажиров и обработка багажа в
аэровокзале.
Рисунок 1
− багажное помещение прилета;
− зона выдачи багажа;
− зал ожидания прилетевших пассажиров и встречающих;
− зал транзитных и трансферных пассажиров (стерильная зона);
− зал транзитных и трансферных пассажиров (общая зона);
− зал регистрации (операционная зона);
− багажное помещение вылета;
− зал-накопитель вылета (стерильная зона):
− зона спецдосмотра;
− зона информации и распределения;
− зона распределения со стороны перрона;
− сектор международных рейсов;
− сектор VIP и
делегаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 2 - Примерная схема стеллажного склада
Зоны:
I -
рабочее место приемосдатчика;
II -
специализированные зоны хранения;
III -
административно-служебные помещения;
IV -
зона хранения отправляемых грузов;
V -
зона хранения прибывших грузов;
VI -
навес (зона хранения малоценных грузов).
Оборудование:
- весы;
- стеллаж;
- зона хранения скоропортящихся продуктов;
- рольганг (роликовые дорожки);
- транспортное средство;
- электропогрузчик;
- кран-балка (оборудование для перемещения грузов);
- место для хранения грузов на грузовом дворе.