Основные потребительские свойства товара

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные потребительские свойства товара















Эссе

Основные потребительские свойства товара

1. Понятие потребительских свойств

потребительский товар экспертный оценка

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называются потребительскими. Не все свойства товаров являются потребительскими. Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструкторские и патентноправовые, свойства транспортабельности. Однако они прямо влияют на потребительские свойства. Например, стандартизация размеров бытовой техники способствует удобству пользования и размещения ее в квартирах.

Совокупность потребительских свойств составляет качество. Иногда под качеством понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов или условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество, которое не отражает всей полноты понятия качество. Качество, как и потребительная стоимость, мерой которого она является, имеет социально-экономический категорией. Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется, прежде всего, в том, в какой мере эта продукция позволяет удовлетворять потребности людей. Номенклатура потребительских свойств товаров

Номенклатура потребительских свойств - это перечень потребительских свойств, разделенный на уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру потребительских свойств товаров.

Для оценки качества товаров пользуются развернутой номенклатурой потребительских свойств определенной группы товаров, которая включает в себя совокупность всех комплексных и единичных показателей.

Выбор потребительских свойств при оценке качества групп товаров зависит от наличия общественных потребностей, сложившейся структуры потребления и ее особенностей.Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления.

Целями выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

Проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности; включение перечня потребительских свойств в нормативные документы на продукцию (стандарты, регламенты, технические условия); комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство; определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров; определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям: учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара; отражать современные достижения науки и техники, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения; способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и эксплуатации.

Основным методом определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров является экспертный метод.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает в себя три этапа: изучение товара; разработку номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара; определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Изучение конкретного товара предусматривает выявление свойств и особенностей товара, условий его производства, реализации, хранения, и транспортирования, использования и утилизации. Это делается для определения комплекса свойств товара, характеризующих его качество. Каждая группа товаров имеет особые признаки, которые определяют характерные требования, предъявляемые к выбору их потребительских свойств и показателей качества. Например, к одежде, обуви и к косметическим средствам предъявляют ряд эргономических и эстетических требований.

Для наиболее полного определения функционального назначения товаров необходимо изучить потребителей товаров, условия и сроки хранения, транспортирования и потребления.

. Потребительские свойства товаров

потребительский качество экспертный

Выделяют следующие группы потребительских свойств товаров: функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности и безопасности.

Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности для использования товара потребителем по назначению. Для стиральной машины это качество отстирываемости белья и щадящая способность стирки, для плащевой ткани - водонепроницаемость, телевизор - для воспроизведения изображения на экране, для часов - точность хода, для пылесоса - эффектив-ность очистки поверхности от загрязнений. Эффективность выполнения ос-новной функции товаром определяется его техническими показателями, со-держащимися в нормативных документах. К примеру, пылеочистительная способность пылесоса зависит от потребляемой мощности, разряжения, емко-сти пылесборника.

Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования изделия на всех этапах функционального процесса: транспортирования, установки, управления и эксплуатации, обслуживания, ремонта, хранения и утилизации. Например, подготовка пылесосов к работе требует много времени: свертывание шнура, чистка пылесоса, складывание шланга и других принадлежностей пылесоса. Использование одноразовых мешков для сбора пыли значительно сокращает время этих операций.

Универсальность применения характеризует возможность выполнения дополнительных операций товаром, полезных для потребителя. Вспомогательные функции товаров значительно расширяют возможности и повышают удобство использования. К примеру, использование системы оттаивания Ноу фрост значительно экономит время при обслуживании холодильника. Для пылесосов универсальность связан с возможностью мыть ковры и пол, распылять жидкость.

Эргономические свойства товаров. Свойства изделия, обусловливающие удобство и комфорт его потребления в системе «человек-среда-изделие», называются эргономическими. Они направлены на обеспечение удобства эксплуатации изделия, оптимизацию всей психической и физической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта. Эти свойства делятся на следующие группы: антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические, удобство пользования изделием на основных этапах функциональ-ного процесса.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей. Единичными антропометрическими свойствами являются размеры и форма изделий (обувь и одежда, мебель).

Физиологические свойства обусловливают соответствие непродовольственных товаров силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека. К единичным физиологическим свойствам можно отнести массу и жесткость одежды при деформировании. Особенности пищевой ценности пищевых продуктов (сбалансированность элементов) определяют их физиологические свойства.

Психофизиологические свойства характеризует соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Учитываются для теле и радиоаппаратуры, музыкальных инструментов. В этих группах товаров психофизиологические свойства проявляются как функциональные свойства.

Гигиенические свойства - это физические свойства материалов и изде-лий, влияющие на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма человека. Эти свойства наиболее важны для одежных, обувных и строительных материалов. Гигиенические свойства подразделяют на следующие группы: сорбционные свойства (газ); проницаемость (влага); свойства электризуемости; теплозащитные свойства (теплопроводность, теплоемкость); свойства загрязняемости и очищаемости.

Психологические свойства - характеризуют соответствие изделия психологическим особенностям человека. К психологическим свойствам товара относится его соответствие возможностям человека воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, формировать и закреплять навыки при пользовании данным изделием. Эти свойства включают легкость освоения потребителем функциональных возможностей товара, быстроту навыков взаимодей-ствия с товаром (к примеру, навыков управления автомобилем).

Эстетические свойства товаров удовлетворение потребностей человека происходит не только в физической, но и в социальной (общественной) среде. В понятие «социальная среда» входит все, что связано с устройством общества. В социальной среде происходят сложные процессы формирования эстетической ценности предметов потребления, которые проявляются через форму этих предметов.

Эстетические свойства - свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках. Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, технологии производства.

К эстетическим свойствам относят: информационную выразительность; целостность композиции; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, то есть степень современности изделия. Это свойство складывается из более простых свойств: знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю. Знаковость - отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей. Оригинальность - своеобразие изделий, выделяющее его среди других аналогичных изделий. Соответствие моде и стилю - важный критерий соответствия изделия эстетическим требо-ваниям.

Целостность композиции характеризует органичную связь элементов изделия, единство частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами отдельных элементов.

Тектоничность - это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изделия; прочности и устойчивости.

Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.

В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит - соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Колорит может быть теплым, холодным, спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет - основное средство художественного оформления.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью.

Текстура - видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины - естественный рисунок разреза древесины.

Рациональность формы - соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность.

Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, то есть, выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями.

Эргономическая обусловленность характеризует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида определяется чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей, отсутствием видимых дефектов изготовления и тщательностью отделки поверхностей, устойчивостью элементов формы и поверхности и по-верхности к внешним воздействиям, четкостью исполнения фирменных зна-ков и сопроводительной документации.

Товар, полностью соответствующий потребностям человека, может оказаться бесполезным, если при его проектировании и производстве не обеспечена способность этого товара сохранять необходимый уровень функциональных, эргономических, эстетических, экологических свойств, безопасности при длительном использовании этого товара.

Надежность - свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров. Это комплексное свойство, включающее безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность - это способность изделия сохранять свою работоспособность в течение некоторого времени. Например, два телевизора прослужили десять лет, но один телевизор побывал в ремонте 1 раза, а другой - 10 раз. Таким образом, безотказность первого телевизора в 10 раз выше, чем второго.

Долговечность - свойство товара выполнять требуемые функции до перехода в предельное состояние. Различают долговечность физическую, связанную с физическим износом изделий и социальную, связанную с их моральным старением.

Ремонтопригодность - характеризует особенности конструкции и способа изготовления изделия, которые заключаются в приспособленности его к техническому обслуживанию и ремонту.

Сохраняемость характеризует способность изделия выполнять заданные функции после хранения и транспортирования.

Безопасность - состояние объекта, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. В зависимости от вида опасности и возникающего при этом риска для жизни, здоровья и имущества человека безопасность подразделяют на механическую, термическую, электрическую, электромагнитную, химическую, биологическую, радиационную, пожарную, безопасность от шума и вибраций, взрывов.

С безопасностью товаров тесно связана фальсификация товаров.

Использованная литература

1. Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник, - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 512 с.

Похожие работы на - Основные потребительские свойства товара

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!