Психологическая готовность детей к школьному обучению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,61 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Содержание

Введение

Глава 1. Исторический обзор исследований по проблеме

психологической готовности неорганизованных детей к обучению в школе

.1 Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

.2 Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Глава 2. Диагностика психологической готовности к школе

.1 Процедура определения психологической готовности к школе

.2 Основные психологические тесты, применяемые при проведении психологической диагностики к школьному обучению

.2.1 Тест Керна - Йирасека

.2.2 Исследование внимания

.2.3 Изучение восприятия

.2.4 Анализ различных видов мышления

.2.5 Изучение различных свойств памяти

.2.6 Исследование развитости воображения

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Минобразования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации 11 декабря 1996 г. В ее решении было отмечено: «Одной из острых оказалась проблема преемственности между дошкольным воспитанием и начальным обучением. Численность детей, не посещающих дошкольные учреждения, снижается по ряду причин с каждым годом и сократилась до 55% (против 73% в 1992 г.), что привело к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению. Семейное же воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования» [22, с. 21].

Требования, предъявляемые школой к будущему первокласснику (иногда необоснованно завышенные), заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться услугами различных организаций, которые создают подготовительные классы, школы, прогимназии, центры подготовки к школе и т.д. Чаще всего подготовка в этих учреждениях проводится с помощью учебников для 1-го класса и направлена на обучение чтению и счету. Появляется негативная тенденция раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования, неблагоприятно влияет на здоровье детей. Более того, такая подготовка отрицательно влияет на обучение в 1-м классе. У дошкольников, прошедших подготовку по учебникам 1-го класса, создается иллюзия знания всего материала, с которым дети знакомятся в школе, и уже к концу первого года обучения они начинают отставать в учебе.

Вместе с тем не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению, есть определенный процент детей, которые приходят в школу не подготовленными даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая и др., что делает процесс обучения для них сложным, а иногда и непреодолимым.

Сейчас родителям доступны многие пособия, которые могут помочь в подготовке ребенка к школе. Надо отобрать способствующие выработке таких качеств, которые помогут ребенку учиться и в то же время сохранят у него желание идти в школу.

Цель курсовой работы является изучение особенности подготовки неорганизованных детей к школьному обучению.

Задачи:

·изучить материал по психологической подготовке неорганизованных детей к школьному обучению;

·рассмотреть работы разных исследователей;

·обобщить полученную информацию и попытаться теоретически подойти к решению данной проблемы.

Объем и структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2х теоретических глав, заключения и списка литературы. Основной текст занимает 33 с., библиографический список включает 22 источника.

Глава 1. Исторический обзор исследований по проблеме психологической готовности неорганизованных детей к обучению в школе

.1 Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри одного аспекта существуют и могут быть выделены различные подходы. Учитывая все многообразие и разноплановость ведущихся в данной области исследований, выделяют четыре основных подхода к этой проблеме [14].

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в психологии и педагогике мощное развитие в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста.

В исследованиях этого направления установлено: дети 5-6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы I класса в подготовительную группу детского сада. Работы, которые, могут быть отнесены к этому подходу, - это исследования, выполненные в лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Их авторы (Т.В. Тарунтаева, 1980; Д.Е. Журова, 1978; и др.) демонстрируют, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.

Второй подход, заключается в том, что, с одной стороны, определены требования, предъявляемые к ребенку школой, а с другой, исследуются новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.

Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знании и навыков» [8, с. 5]?.

В то же время Л. И. Божович выделяет такие новообразования в психике ребенка, которые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям. Так, у ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у него должны возникнуть опосредствованная мотивация, самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет, по мнению ученых, работающих в рамках данного направления, психологическую готовность к школьному обучению [8].

Следует отметить, что школьное обучение и учебная деятельность далеко не однозначные понятия. При современной организации школьной жизни учебная деятельность, как указывают В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, складывается далеко не у всех учащихся и овладение учебной деятельностью зачастую происходит вне рамок школьного обучения. «Традиционные формы школьного обучения неоднократно подвергались критике многими советскими психологами Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Поэтому проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как, психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте» [цит. по 18, Сю 72].

Учет названного положения составляет отличительную особенность третьего подхода. Его суть состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

В специальных исследованиях (Т.С. Комарова, 1974; А.Н. Давидчук, 1973; Т.Н. Доронова, 1979; О.М. Анищенко, 1979; и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась психологическая готовность к школьному обучению [22].

При несомненном теоретическом и практическом значении работ данного направления в плане поиска путей организации эффективного обучения в дошкольном возрасте он, не может быть признан оптимальным. Так как учебная деятельность не должна иметь своими предпосылками свои же собственные элементы, из которых, как из кирпичиков, она должна будет впоследствии складываться. Рассматривая учебную деятельность с точки зрения ее происхождения и развития, следует иметь в виду то, что ее источник - только единое, целостное психологическое образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи.

Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, к четвертому подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Авторы использовали модифицированную методику К. Левина, направленную на выявление уровня пресыщения. Перед ребенком ставилась задача перенести очень большое количество спичек из одной кучки в другую, причем правило состояло в том, что можно было брать только по одной спичке. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с задачей вопреки пресыщению и даже в отсутствие взрослого [17].

После констатации у детей наличного уровня пресыщения, который оказался весьма низким у всех испытуемых, был поставлен формирующий эксперимент. В ту же самую экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Оказалось, что после проведения формирующего эксперимента уровень пресыщения у детей значительно повысился. Это позволило авторам сделать вывод о формировании в данном эксперименте психологической готовности к школьному обучению.

В рамках четвертого подхода, выполнено исследование Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. В нем мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача нарисовать узор под диктовку. По указанию взрослого ребенок должен был последовательно выполнить три задания. Ребенок должен был соблюсти и усвоить для правильного выполнения задания ряд правил, которые ему предварительно объясняли. Эксперимент проверялся на большой выборке дошкольников. В результате был установлен средний уровень овладения детьми некоторыми предпосылками учебной деятельности. В настоящее время эта методика используется как диагностическая [8, с. 7].

В указанных исследованиях не раскрыты источники этих новообразований в дошкольном возрасте и не показаны их дальнейшее развитие и обусловливающее значение для становления полноценной учебной деятельности. Таким образом, при всем теоретическом значении данных исследований они оставляют нерешенными ряд немаловажных вопросов.

1.2 Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой, данные экспериментальных научных исследований. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но также врачи и антропологи. Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями, а также между этими показателями и школьной успеваемостью [8].

Исследованиями этого вопроса занимаются также: С. Штребел, А. Керн, и др , по мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. п.

«Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. Но при безусловной значимости работ этих авторов, интересности применявшихся тестов и верности основных параметров школьной зрелости они не охватывают всей проблемы психологической готовности к школе» [цит. по 1, с. 153].

Большое количество исследований, посвященных готовности ребенка к школе, проводится в США. Так, по замечанию Д.Е. Эванс, почти все исследователи, занимающиеся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста, прямо или косвенно, решают эту проблему. При этом в зарубежной литературе часто путаются понятия «готовность» и «зрелость». По мнению некоторых авторов, готовность к школьному обучению очень часто рассматривается как функция возраста. Другими словами, ребенок, достигший определенного возраста, тем самым уже считается готовым к школе. В противовес этому мнению, Д.П. Озубел предлагает считать готовность к школе функцией не возраста, а поведения, так как достигшие определенного возраста дети не равны по темпу созревания и имеют различный социальный опыт [15].

В 1965г. Ф.Л. Илг и Л.Б. Эймс предприняли исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют несомненное практическое значение и обладают хорошей прогнозирующей способностью [6].

Аналогичные результаты получены и во многих других подобных исследованиях: D. Goslin, R. Epstein, В. Hallok, 1965; К. Hirsch, I.Y. Jansky, W.S. Langford, 1966.

Кроме тестовых заданий перечисленные авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности.

Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает в случае неподготовленности ребенка изменить программу обучения в школе и тем самым выравнивать постепенно развитие всех детей.

Некоторые авторы: F.T. Tyler 1964, Gagne 1977, R.M. Brandt 1970 изучают готовность ребенка к школе с точки зрения требований современного обучения [14].

Несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и сколько-нибудь существенно не зависит от социальных условий жизни и воспитания. Основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей.

«Лишь небольшое число зарубежных авторов: U.A. Bronfenbrenner 1969, R. Zazzo et al. 1960, J.S. Bruner 1970 критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении» [10, с. 37].

При определении путей исследования данного вопроса, как и «при определении общей стратегии умственного воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе, необходимо иметь в виду ту особую роль, которую играет дошкольное детство в общем процессе формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом» [8, с. 11]

Для нас исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению выступает специфика дошкольного детства, взятая в общем контексте онтогенеза личности, обусловливающая основные линии психического развития ребенка в этом возрасте и тем самым создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности. С этой точки зрения, вопросы, связанные с психологической готовностью к школьному обучению, включаются в контекст более общей проблемы детской и возрастной психологии - проблемы критических возрастов и возрастных психологических новообразований.

Глава 2. Диагностика психологической готовности к школе

.1 Процедура определения психологической готовности к школе

Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели [19]:

·понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

·выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

·распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

·отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

«Практически все обследования проводятся в присутствии родителей, только они не должны отвлекать детей и влиять на выбор ребенка. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты» [6].

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе [4].

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом. При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

На какие вопросы должен отвечать ребенок при поступлении в школу? [2]. Ваш ребенок должен знать свои имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом, телефон и т.д.), имена (отчества) своих родителей, где они работают. Знать мир, который его окружает: времена года, деревья, животных, насекомых. Отличие времен года, деревьев, животных, насекомых и т.д. Он должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь. Важно, чтобы ваш ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Но кроме аналитических способностей у ребенка должны сформироваться определенные знания из предметных областей: так, например, понимает ли ребенок прочитанное ему стихотворение, рассказ и т.д., может ли он выделить героев произведений, определить время действия (сначала, потом и т.д.), расположить картинки в порядке следования сюжета; различает ли он в произнесенном слове звуки; знает ли он названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; считает ли до 10, получается ли у него счет от 10 до 1. Приобретайте ребенку детские журналы («Веселые картинки» и т.п.) и игры (лото, мозаика и т.п.), в них много различных упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Следует отметить, что в настоящее время, рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ письмом от 22 июля 1997г. № 990/14-15, специальная подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах [14].

. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:

·в конце учебного года, с середины мая, весь июнь, по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий;

·один раз в неделю в течение всего учебного года, по два занятия, что составит примерно 68 занятий;

·ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по два занятия, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы группы продленного дня.

. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания.

При организации занятий с детьми на базе общеобразовательных учреждений могут использоваться учебно-методические материалы, разработанные под руководством Н.А. Федосовой и С.Г. Шевченко (для консультативных групп).

Помните, что для подготовки детей к школе используются пособия, рекомендованные Минобразования России. Ни в коем случае не используйте учебники для первого класса. Этим вы нанесёте вред своему ребенку. В первые дни занятий ему будет неинтересно заниматься по уже знакомым учебникам. Он пропустит тот основной материал, который ему необходим для дальнейшего обучения, и будет отставать в учебе, но преуспевать в нарушении дисциплины.

2.2 Основные психологические тесты, применяемые при проведении психологической диагностики к школьному обучению

.2.1 Тест Керна - Йирасека

Данный тест направлен на определение школьной зрелости.

Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием [10].

Тест Керна - Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция к тесту представлена в приложении 1 (см. приложение 1).

Во время выполнения заданий требуется следить за детьми, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.

Оценка результатов теста:

Задание 1.

балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги [10].

балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

балла. Фигура должна иметь голову, туловище, и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30 градусов.

балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

баллов. Каракули.

Задание 3

балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот - даже не 180 градусов.

балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях [10].

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна - Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают среднем уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, (напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3- за второе и 4- за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10- 15 баллов (10-11 баллов - нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов - развитие ниже нормы) [12, c. 40].

.2.2 Исследование внимания

Тест: «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа [12].

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Тест: «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Тест: «Корректурная проба»

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком [3].

Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты. Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка. [10, c. 73]

.2.3 Изучение восприятия

Тест: «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков [3].

Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты.

Тест: «Найди квадрат»

Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию [3].

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

Тест: «Закрась фрукты»

Определение способности цветовоспрнятия [3].

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха [3].

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.

Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них - это хороший результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» - из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка). [10, c.65]

психологический школа мышление готовность

2.2.4 Анализ различных видов мышления

Тест: «Обведи контур»

Оценка наглядно-действенного мышления [3].

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест: «Лишний предмет»

Оценка образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения [3].

На рисунке изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум у 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления [12].

Покажите ребенку картинку на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития образно-логического мышления [10, c. 97].

Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

.Какое из животных больше - лошадь или собака?

.Утром люди завтракают. А вечером?

.Днем на улице светло, а ночью?

.Небо голубое, а трава?

.Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

.Что такое Москва, Санкт - Петербург, Хабаровск?

.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

.Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка это?..

.На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

. Для чего нужны автомобилю тормоза?

. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

. Что общего между белкой и кошкой?

. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

. Какие ты знаешь виды транспорта?

. Чем отличается старый человек от молодого?

. Для чего люди занимаются спортом?

. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы приведены в приложении 2 (см. приложение 2).

При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов.

2.2.5 Изучение различных свойств памяти

Тест: «Картинки»

Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения [3].

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

Тест: «Запомни слова»

Оценка слуховой памяти - кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

-7 - летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Тест: «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

) Осенью идут дожди.

) В саду растут яблони и груши

) В небе летит самолет.

) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Тест: «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти [3].

Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить. Слова представлены в приложении 3 (см. приложение 3).

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).

Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти. Далее, сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка. [10, c. 88]

2.2.6 Исследование развитости воображения

Тест: «Вербальная (словесная) фантазия

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу [3].

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

. Быстрота воображения.

. Необычность, оригинальность образов воображения.

. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Тест: «Невербальная фантазия»

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил [10, c. 83]

Заключение

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания, - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. В реформе общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрен переход детей к обучению с 6 лет. Однако первые попытки реализации этого положения реформы нельзя признать полностью удачными. Значительное количество детей, несмотря на «паспортный возраст» и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Учителя, работающие в классах «шестилеток», зачастую терпят неудачи, и многолетний опыт им не помогает. Однако и в классах «семилеток» также есть - дети, которые с самого начала школьного обучения испытывают значительные трудности. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще «малы» психологически, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школе, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Проанализировав источники по данной теме, структурировав и систематизировав материал можно сделать вывод:

Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Проблема психологической диагностики готовности к школьному обучению связана с возрастом, который традиционно выделяется в психологии и педагогике как переходный и получивший наименование кризиса семи дет.

В настоящее время достаточно хорошо разработан психологический инструментарий, который позволяет определить различные проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако, на наш взгляд, необходима дальнейшая работа над совершенствованием психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Список литературы

1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе: Новосиб. гос. пед. ин - т. - Томск: Пеленг, 1994. - 206 с.

. Аремов И.А. Особенности детского возраста: Очерки. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчинова. - Томск.: Пеленг, 1992. - 89 с.

. Венгер Л.А. Воспитание и обучение: Дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 1989. - 365 с.

. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1997. - 288 с.

. Дубровина И.В. и др. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. . Дубровина И.В. - М.: Академ. Проект, 2001. - 96 с.

. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.

. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе: Науч. ис-след. ин-т дошкольного воспитания.- М.: Педагогика, 1991.-152 с.

. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети нашего времени: Размышления детских психологов. - М: Изд-во «Информпечать» ИТРК РСПП, 2000. - 224 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1992. - 160 с.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 128с.

. Безруких М. Подготовка к школе: Истоки школьных проблем // Начальная школа.- 1997. - № 13. - с. 1, 16.; № 14. - с. 16.; № 15. - с. 14-15.; № 17. - с. 12, 16.; № 19. - с. 1, 16.

. Белова Е. Ребенок идет в первый класс: Психолог. готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - с. 87 - 91.

. Крушельницкая О., Третьякова А. Живой вечер // Семья и школа. - 2000. - № 7- 8. - с. 6-8.

. Кучурова Е. Сто дней до школы: Несколько советов родителям будущих первоклассников // Семья и школа. - 2002. - № 5 5/6. - с. 14-15.

. Лебедева О. и др. Готов ли к школе, малыш? // Домашнее воспитание. - 1998. - № 4. - с. - 15-19, 42-48.

. Мирская Н. Знание и навыки необходимые первокласснику // Здоровье детей: [Прил. к газ. «Первое сентября»]. - 2004. - 1-15 янв. № 19. - с. 36-39.

. Морика Н. Готов ли ваш ребенок пойти в первый класс: Советы психолога // Учительская газета. - 1998. - 3 ноября. - с. 17.

. Федорова Н. Первый раз в первый класс // Начальная школа. - 2000. - № 30. - с. 14-15.

. Федорова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения // Начальная школа плюс, минус. - 1999. - № 8. - с. 21-23.

. Шишова Т. Первый раз в первый класс // Здоровье детей. - 2000. - № 33-34. - с. 19.

Приложения

Приложение 1

Тест Керна - Йирасека

Инструкция по применению теста:

Перед выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр., сказав: «Рисуй, у тебя все получится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

По окончании рисования детей просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают им скопировать два слова «Это шарик», написанных письменными буквами (второе задание). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций внимания.

Приложение 2

Правильные ответы к тесту «Нелепицы»

Правильные ответы:

. Больше лошадь.

. Вечером ужинают.

. Темно.

. Зеленая.

. Фрукты.

. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

. Города.

. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

. Щенок, ягненок

. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

. Это инструменты.

. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..

.Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

. Виды спорта.

Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

. Три существенных признака как минимум: Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д..

. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

.Так платят за пересылку письма.

Приложение 3

Серии слов (тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию).

Серия А

ТАРЕЛКА - СУП

ПОЧТА - ПИСЬМО

ЗИМА - СНЕГ

БУЛКА - МУКА

КАРАНДАШ - БУМАГА

МАШИНА - ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ - КНИГА

САПОГ - НОГА

РЫБА - ВОДА

Серия Б

Зачитываются другие пары слов:

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Похожие работы на - Психологическая готовность детей к школьному обучению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!