Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

Содержание

Введение

Теоретические основы личностно-ориентированного обучения

.1Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного обучения

1.2Подходы и отличительные черты личностно-ориентированного обучения

2 Методика организации личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

.1 Принципы обучения дизайну

.2 Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

.3 Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современное общество приоритетами своего развития определяет формирование творчески активного нового поколения, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях изменчивой и насыщенной информационной среды. Деятельность человека в этих новых условиях носит ярко выраженный творческий характер, выражающийся в способностях выявлять проблемы, формулировать и осуществлять инновационные проекты, инициативно и плодотворно работать с информацией. В настоящее время наблюдается интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей новых технологий для его личностного развития. Возросшие требования общества к личности будущего специалиста определяют необходимость пересмотра профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Нужны инициативные и образованные работники широкого профиля, обладающие разносторонними знаниями. Важно учитывать избирательность учащихся, их мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. Поэтому ведущим стратегическим направлением развития системы образования в мире, в том числе обучения дизайну, на сегодняшний день является личностно - ориентированное образование.

Степень научной разработанности проблемы отражают труды ведущих ученых, которые подчеркивают сложность выделения ведущих качеств личности будущего специалиста, компонентов дизайнерской деятельности, создания эффективной модели организации учебного процесса.

Среди исследований в области развития дизайнерского образования следует назвать работы К.Р. Акропова, Л.Ю. Анцукова, И.Ф. Волкова, Н.В. Воронова, М.С. Кагана, К.М. Кантора, Г.Б. Минервина, В.И. Михайленко, И.А. Розенсон, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко и др. Современный опыт дизайн-образования представлен в работах Е.Н. Ковешниковой, В.П. Климова, Л.Б. Переверзева, И.В. Приваловой, В.О. Родина, Х.Г. Тхагапсоева и др.

Роль, значение профессии в обществе исследовали: И.М. Дуранов, В.И. Жернов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др. Вопросами профессиональной подготовки занимались психологи: В.А. Бодров, Н.Н. Грачев, И.С. Гриншпун и др; педагоги: Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Я. Наин, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин и др.

Анализ теоретического материала позволил сформулировать проблему данного исследования: выявление особенностей личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения.

Объект исследования - личностно-ориентированное обучение. Предметом исследования является применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дизайна.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования можно сформулировать цель работы: выявить особенности личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения.

В ходе исследования определены следующие задачи:

рассмотреть аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного обучения;

проанализировать подходы и отличительные черты личностно-ориентированного обучения;

выделить принципы обучения дизайну;

изучить организацию личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну;

разработать план-конспект уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского.

Методологическую основу исследования составляет системный и личностный подходы к анализу личностно-ориентированного обучения на уроках дизайна, а также принципы научности и объективности.

Методы исследования: анализ теоретического материала, метод планирования.

Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы для дальнейшего изучения личностно-ориентированного обучения дизайну. Материалы исследования могут также использоваться при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «Педагогика», в разработке спецкурсов.

Структура работы: введение, два раздела, пять подразделов, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения

.1 Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного обучения

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель - ученик» в последнее время получил название авторитарной педагогики.

Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессора В.Г. Пряникова и З.И. Равкин полагают, что «личностно-ориентированный подход к каждому ученику» был уже у Конфуция (VI-V вв. до н.э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция) Эразма Роттердамского (XV-XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л.Н. Толстого CXIX - начало XX в., Россия) также пронизаны идеей уважения личности ребенка, свободного воспитания. Исторические примеры можно продолжить.

Между тем эти идеи, несмотря на их прогрессивность, не воплощались в практику массовых школ. Они, естественно, имели место в системе домашнего обучения детей в дворянских, помещичьих семьях. Там можно было учесть всесторонне особенности каждого ребенка. Но общего положения в массовой системе воспитания и обучения отдельные примеры не меняли.

Сильное влияние на реформу системы образования в США, а затем в ряде стран Европы, в том числе и в СССР, в начале XX в. и в течение нескольких десятилетий имели идеи Д. Дьюи (1859-1952). Он считал, что словесно-репродуктивное обучение не готовит учащихся к жизни; авторитарную педагогику заменял активной самодеятельностью самих учащихся в учении. В середине XX в. и позднее о себе заявили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль, Р. Берне и др.). Я-концепция, которую они разработали, исходит из того, что поведение человека есть внешнее проявление его внутреннего мира. И с этой идеей нельзя не согласиться. По их мнению, причины поведения людей заключаются в их эмоциях и убеждениях, надеждах, ценностях и устремлениях. Внутренний же мир ребенка формируется, прежде всего, в условиях семьи, ближайшего социального и природного окружения. Школьное обучение будет успешным только тогда, когда учитывается реальная Я-концепция учащегося любого возраста. Этот фактор может быть и стимулирующим, и тормозящим учебную деятельность. Я-концепция, признает изначальную ценность человека как уникальной личности.

Исходя из этого, представители гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Берне и др.) предлагают создать систему обучения, при которой учитель не занимается натаскиванием учащихся до определенного уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, но оказывает помощь в их развитии. И тогда целью обучения признается само развитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения.

Эти идеи под названием «личностный подход» разрабатывают с начала 80-х годов советские (теперь - российские и белорусские) педагоги и психологи К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др. В дидактике это название уточнено как новый термин «личностно-ориентированное обучение». У исследователей этой проблемы пока нет однозначного толкования этого понятия. Есть понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения». И казалось бы, они идентичны понятию «личностно-ориентированное обучение». Однако разработчики последней проблемы находят целый ряд отличий от ранее названных.

И.С. Якиманская, анализируя различные представления прежних исследователей личностно-ориентированного подхода к обучению, видит в них много общего, а именно:

а) основным источником развития личности признается обучение;

б) личность формируется с заранее планируемыми заданными качествами и способностями;

в) развитие понимается как наращивание знаний, умений и навыков, овладение образцами поведения;

г) определение механизма усвоения обучающих воздействий выступает в качестве основного источника развития личности.

Все эти положения И.С. Якиманская находит не отвечающими современной идее личностно-ориентированного обучения. В них, по мнению исследователя, игнорируется неповторимый субъектный опыт индивида. Термин «субъектный опыт», по И.С. Якиманской, означает «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей». Субъектный опыт принадлежит «конкретному человеку как носителю собственной биографии».

Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Исходя из примата субъектности ученика, определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное - стиль взаимоотношений учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнером учебной деятельности. Здесь учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития ученика.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности. Из него вытекает целый ряд положений.

Учебный материал не может быть одинаковым для всех учащихся. Ученику надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных текстов возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Ученик не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти ученика, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают ученика к этому.

Кроме научных знаний, в содержание образования включаются «метазнания» (И.С. Якиманская), т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал. Для реализации принципа субъектности необходима постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития ученика, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности. Без такой диагностики личностно-ориентированное обучение невозможно.

В этом типе обучения заслуживают одобрения такие его особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности ученика, оригинальное построение содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.

Между тем у личностно-ориентированного обучения есть и слабые стороны. По нашему мнению, это известная переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Такое следование может привести к отрывочным, а не систематизированным знаниям. Обучение, основанное на принципе субъектности, в работе по формированию личности в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Ведь личность живет не только в семье, но и взаимодействует с одноклассниками, испытывая их влияние, которое воздействует на внутренний мир той же личности. Стало быть, это влияние нельзя не учитывать и в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, в которых учится по 25-30 человек. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.

1.2 Подходы и отличительные черты личностно-ориентированного обучения

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия. Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель - ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Существуют определенные отличия личностно - ориентированного урока от традиционного:

. Целеполагание. Цель - развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог - учитель - ученик.

. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура - ученик. Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера.

. Отношения «учитель - ученик». Субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л.С. Выготского, базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы учителя.

С.Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание» предлагает иной подход к организации процесса познания - «внешнее через внутреннее» - что, с нашей точки зрения, означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.

К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной дидактике.

Традиционно способности связываются с успешностью в деятельности и, являются более высоким уровнем (метауровнем) по отношению к действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и поведенческого репертуара. Так как реализация способностей происходит через конкретное поведение и действия, следовательно, качественные основания для определения способностей следует искать в структуре поведения, соответствующего данной способности. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную поведенческую характеристику, которая позволяла бы качественно различать разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями.

2. Методика организации личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

.1 Принципы обучения дизайну

Дизайнер - человек своего времени, и он должен ощущать и передавать специфику этого времени. Критерием выбора учебных программ является не красивая картинка, а целесообразность учебных дисциплин и разработанных под специальность учебных заданий, их важность в профессиональной перспективе. Каждая ведущая отечественная и зарубежная школы дизайна постоянно ведут искания в области преподавания основ композиции и изобразительной грамотности. Важно не только понимать, чувствовать, но и практически успешно применять специальные методики организации процесса обучения.

Дизайн (англ. </wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>design инженер-конструктор, от лат. </wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA></wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>designare отмерять) - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора </wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80>, проектировщика, иллюстратора </wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80>, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Альтернативные определения термина:

) Дизайн - творческий </wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> метод, процесс </wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> и результат художественно-технического проектирования </wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям </wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> человека, как утилитарным, так и эстетическим.

) Дизайн - творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии </wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F> форму вещи.

) Дизайн - неразрывная взаимнообусловленная связь эстетик и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму.

Исходной базой для профессионального роста будущего специалиста являются теоретические знания, которые учащийся приобретает на занятиях. Полученные в полном объеме и закрепленные в практических заданиях и упражнениях, эти законы, навыки и умения дают возможность будущему дизайнеру уверенно судить об эстетической и художественной полноценности произведений композиционного творчества, а также осознавать сущность их гармоничного строения и механизма воздействия таких произведений на эмоционально-чувственную сферу восприятия человека.

Процесс профессионального обучения должен строиться таким образом, чтобы учащийся на собственном опыте убедился, что без определенно упорядоченной системы из знаний, навыков и умений, без четкой методической программы и строгих целевых установок он не в состоянии будет успешно решать поставленные задачи.

Суть общей технологии работы учащихся над учебным заданием сводится к триаде: осознать - прочувствовать - выразить (организовать). Благодаря этой системной организации учащийся способен сознательно осуществить синтез образного и логического.

Важно свободно мыслить в направлении от рационального к эмоциональному и обратно к новому рациональному.

Педагог должен научить принимать заданные вещи без учета своего личного отношения к объекту или предмету, собственное настроение должно опускаться, и зависимость от вдохновения должна сводиться к минимуму. Формула: «Профессионал должен справиться с поставленной творческой задачей вне зависимости от присутствия вдохновения».

В соответствии с актуальными проблемами преподавания дизайна намечаются следующие пути воздействия:

1)установление роли методических принципов работы на начальных этапах обучения;

2)определение уровня освоения учащимися методических принципов работы;

)выявление психологических основ формирования творческого мышления в процессе изучения начальных основ изобразительной грамоты;

)разработка методов формирования процессов мышления;

)проверка эффективности исполнения полученных данных в процессе экспериментального обучения.

Обучение дизайну строится на следующих принципах:

целью обучения должно быть развитие личности;

учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения;

учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона»;

обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка;

прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания;

познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены образовательных технологиях;

в процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

в процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний;

в процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания;

презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов ее переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции);

логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания;

познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения;

образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий;

система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания;

в творческой деятельности ребенок, прежде всего, является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры;

художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта;

«вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки - задания, дидактические тесты.

Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием школьника.

Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

В основе личностно - ориентированного обучения дизайну также лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;

индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию;

взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения;

самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно - ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

цели личностно - ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально - значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально - значимые ценности.

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача - организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; личностный ориентированный урок дизайн

в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;

личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.

В настоящее время все большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как «… человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым».

.2 Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта, которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъективного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Так как центром всей образовательной системы при личностно-ориентированном подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на уроках ИЗО, то методической основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда и основными организационными формами будут классно-урочная и индивидуально-дифференцированная. Но, так как рассматривается личностно-ориентированный подход на уроках ИЗО, а не в индивидуальной работе, то основным видом деятельности на уроках может являться система малых групп.

Так, например, в 5 классе темой третьей четверти является: «Декор: человек, общество, время». Дети знакомятся с такими понятиями как эмблема, герб, искусство Древнего Египта, Греции и т.д., особенности одежды и украшений в различных слоях общества. Конечно, все это детям отчасти знакомо, но с исторической точки зрения, а с искусствоведческим пониманием этих терминов они встречаются впервые. Для одних это сложно, так как приходится много работать в самостоятельно в поиске необходимой информации, чтобы создать для себя определенный образ, для других - сложно этот образ перенести на бумагу с помощью красок или мелков. Именно поэтому можно разделить весь класс на несколько поисковых групп. «Древний Египет», «Древний Рим», «Древняя Греция». А в своих группах дети сами делятся на подгруппы:

«научные работники» (те, кто собирает материал);

«художники-оформители» (те, кто иллюстрирует полученную информацию);

«докладчики» (те, кто эмоционально, красочно доносит материал уже до всего класса).

На итоговых третьем и четвертом уроках группы создают по одной декоративной работе. Тема выбирается опять же самой группой. Это может быть и портрет представителя той страны, о которой они собирали материал, украшения, эскизы ваз, зданий, одежды, обуви и т.д. На таких уроках все ребята находят для себя интересный вид деятельности, каждый стремится проявить себя, применить свои творческие способности, организаторские или консультативные.

На уроках ИЗО важно инициировать субъективный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность, особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно, прежде познакомив их с различными видами творчества. Некоторые учащиеся умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге, в таких случаях очень помогает личностно-ориентированный подход.

В 6 классе в третьей четверти на нескольких уроках ребята знакомятся с темой «Портрет». Тема довольно сложная, требующая наблюдательности, внимания и, конечно, усердия. Сначала они учатся изображать портрет человека в соответствии с пропорциями, затем на основе полученных навыков рисуют графический портрет, пишут живописный портрет.

В программе сказано, что на итоговом занятии по теме «Портрет» ученики должны сделать зарисовки с портретов известных мастеров. Здесь опять можно предложить разделиться на несколько групп:

уличные художники;

художники-мультипликаторы;

реставраторы.

Естественно, самая сложная работа у уличных художников, которым придется создавать портреты с натуры. Работают они углем или пастелью.

«Мультипликаторы» могут пофантазировать, так как сложно в наши дни создать новых «мультяшек», не похожих на уже известные образы. Эти ученики работают гуашью, цветными карандашами или фломастерами.

«Косметологам» можно предложить создать эскиз макияжа для маскарада. Материалы для работы они выбирают сами.

А вот «реставраторы» будут дорабатывать портреты кисти известных мастеров (заранее подготовленные черно-белые ксерокопии с «испорченными» чертами лица).

Урок получится ярким, веселым. Каждый ученик самореализуется; даже уровень самооценки некоторых ребят значительно повысится.

Важно с самого начала для каждого ребенка создать не изолированную, а разностороннюю школьную среду, чтобы дать возможность проявить себя. Когда педагог выявит эту возможность, тогда можно рекомендовать или давать выбрать благоприятные для развития ребенка дифференцированные формы обучения. Мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации позволяют фиксировать избирательные предпочтения ребенка, активность и самостоятельность ученика.

В методах Толстого, как и в методе личностно-ориентированного, основной целью было развитие индивидуальных, познавательных способностей ребенка, максимально выявить, использовать, «окультурить» личный опыт ребенка, помочь ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее данные свойства. В технологии личностно-ориентированного образования ценно то, что каждый ученик важен не столько в общественном понимании, сколько в индивидуальном развитии, отсюда и работа на уроке строится «от ученика», от его способностей и особенностей. «Луч развития» идет от ученика к педагогическому воздействию со стороны педагога, а в результате - индивидуальное развитие его личного опыта. Поэтому и учение - не прямая производная от обучения, а самостоятельный, личностно значимый источник развития. «Ученик не становится вдруг субъектом обучения, а является им изначально, как носитель субъективного опыта» - И.С. Якиманская «Личностно-ориентированное развивающее обучение».

2.3 Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского

.3.1 План-конспект урока в 6 классе, по программе Б.М. Неменского

Тема урока: «Натюрморт»

Цели и задачи:

формирование интереса к предмету;

воспитание эстетического вкуса;

развитие навыков к выполнению конструкции предметов; грамотному построению и выполнению рисунка;

познание композиционного расположения предметов в натюрморте.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

для учителя: наглядное пособие, репродукции, конспект, учебник;

для учащегося: формат А-3, карандаш, ластик, учебник.

План урока:

) организационный момент;

) объяснение нового материала;

) практическая работа;

) итог урока.

) Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста! Тема нашего урока: «Натюрморт».

) Объяснение нового материала:

Скажите, пожалуйста, кто знает, что это такое? Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, постановка, которая является объектом изображения. Как вы думаете, из чего может состоять натюрморт? Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Искусство натюрморта, как жанр возникло в Голландии в начале 17в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков (показываю репродукции). Одни художники изображали натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах: много дичи, рыбы, цветов (Б. Класс, В. Хеда, Ф. Снейдерс).

Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного французского художника Ж. Шардена (показ репродукций, совместное обсуждение с учащимися картин).

С 20в. к жанру натюрморт обращаются художники разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой, и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры.

) Практическая работа:

А теперь ребята давайте приступим к работе. Попробуем нарисовать наш натюрморт.

Первым этапом выполнения натюрморта будет служить композиционное расположение предметов на плоскости. Неприятно смотрится рисунок, на котором главный предмет составляющий центр зрительной композиции, находиться в центре листа. Так же, рисующий сознательно может переместить предметы. На начальной стадии рисунок выполняется легкими линиями, без нажима на карандаш, что позволит в дальнейшем уточнять и конкретизировать форму (подхожу к каждому ребенку, рисую его рукой, показывая силу нажатия). Давайте попытаемся ответить на вопросы: в чем основное отличие предметов друг от друга? Как они расположены на плоскости, и каковы их размеры? Где находиться линия горизонта?

Теперь попробуйте выполнить линейно-конструктивное построение. Строить предмет начинаем от большой формы по опорным точкам. Параллельно рассказывая, рисую на доске.

Второй этап нашей работы заключается в выявлении формы предметов, при помощи светотени. Т. е. лепим форму тоном, для этого выясняем, как распределяется светотень на различных по форме предметов. Затем, сравниваем между собой предметы по светлоте. Светлое на темном, темное на светлом. Тут же намечаем падающие тени и фон. Работу надо вести осмотрительно, постепенно усиливая тональные отношения. Чтобы прийти к правильному решению, необходимо непрерывно сравнивать предметы между собой в натуре в собственном рисунке. Нельзя делать тени черными (глухими), так как в природе не существует черного цвета. На этом этапе хожу по рядам, слежу за работой учащихся, все работы разные и оригинальные. У каждого ребенка вырабатывается свой стиль штриховки.

Третий этап. Сравниваем рисунок с натюрмортом, убеждаемся, что на переднем плане светотеневые отношения выступают контрастнее, чем на дальнем плане, где они становятся мягче, воздушнее. Нужно помнить, что мы начинали рисунок от целого к частному, а сейчас необходимо перейти от частного к целому.

) Подведение итогов урока:

Итак, наш урок подошел к завершению. Что вы узнали нового? Что такое натюрморт? Сколько этапов в выполнении натюрморта? С чего мы начинаем работу над натюрмортом?

2.3.2 План-конспект урока в 6 классе по программе Б.М. Неменского

Тема урока: «Цветоведение»

Цели и задачи:

формирование интереса к предмету;

воспитание эстетического вкуса;

формирование цветового видения;

развитие внимательности и аккуратности;

расширение знаний о цвете.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

для учителя: конспект, наглядное пособие;

для учащегося: краски, кисти. Формат-А3, клей, карандаш.

План урока:

) организационный момент;

) беседа;

) объяснение нового материала;

) практическая работа;

) итог урока.

) Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста! Тема нашего занятия «Цветоведение».

) Беседа:

Что же такое цветоведение? Цветоведение - это наука о цвете, она помогает художникам лучше понять особенности цвета: использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве. Так же всем известно, что в темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света (световые волны), у нас возникает ощущение света. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например, в трехгранной стеклянной призме, то появляется радуга. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон - ему удалось разложить белый цвет на цвета спектра. Показываю цвета, и цветовой круг. Он определил в спектре семь цветов и объяснил, что их смешение, является главной причиной многообразия цветовых гармоний, богатства красок природы.

) Объяснение нового материала:

Призма разделила составляющий луч волны на группы коротких, средних и длинных. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные волны - синих и фиолетовых цветов. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.

Другая группа - это хроматические цвета, к ним относятся цвета солнечного спектра и их производные (красный, синий, зеленый, розовый, голубой и т.п.). Цветовой круг обычно делиться на две части - теплую и холодную. К теплым цветам относятся - красные, желтые, оранжевые оттенки. Холодные цвета - синий, голубой, зеленый.

Цвета, которые невозможно получить при смешении каких либо цветов называют - основными: желтый, красный, синий. Цвета, которые можно получить при смешивании основных красок, условно называют составными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов, дает нам ощущение особой яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительный у такого красного будет желто-зеленый.

Цветовой круг может состоять из 12, 24 цветов, и далее. Его можно расширить за счет введения новых оттенков, между каждой соседней парой цветов. Цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары.

) Практическая работа:

А теперь, ребята, я порошу вас, нарисовать мне абстрактную композицию. Т.е. каждый из вас постарается посредством красок передать свое настроение. У кого-то оно хорошее, следовательно, это оттенки теплых, веселых цветов, у кого-то задумчивое, или грустное - это более холодные оттенки (синие, зеленые, может быть где-то серый цвет). Вы можете изобразить свое настроение посредством геометрических фигур, линий, или каких либо других форм.

Показываю работы предыдущих учащихся, комментируем их вместе с учениками, после чего они приступают к работе.

Собираю работы учащихся, делаю выставку, идет активное комментирование собственных работ. Проводим параллель между выполненными работами и прошедшей темой по цветоведению.

Большое спасибо за внимание. До свидания!

Заключение

Сложная технология личностного ориентирования состоит в том, что она предполагает специальное составление учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в процессе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективного образования, можно говорить о построении личностно- ориентированного процесса в целом. В наши дни, к сожалению, образование обособлено, закостенело, направлено скорее на расширение объема знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, а не на преобразование личного опыта каждого ученика. Поэтому применение личностного ориентирования как основы пока невозможно, скорее, только частично, избирательно, в качестве педагогического подхода, а не системы. Нужно стараться на уроках ИЗО использовать этот метод почти на каждом уроке. Да, это сложно и требует дополнительных затрат времени и сил, кроме того, особенность этого метода состоит в необходимости контроля и оценки не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик (в математике - выбор решения; в литературе - выбор вида работы (анализ, ответы на вопросы, выразительное чтение, иллюстрирование) над произведением; а на уроках ИЗО - процесс работы, индивидуальность, творчество, использование различных материалов и методов). Результат субъективной деятельности ребенка на уроке, а в особенности на уроке изобразительного искусства превосходит все границы: работы детей настолько индивидуальны, красочны, значимы, что каждую такую работу можно назвать произведением детского творчества.

Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать учащимся возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно, прежде познакомив их с различными видами творчества.

В наши дни учителя не должны давить на детей. Обучая их, должны помочь им развить их собственный опыт, это и будет личностно-ориентированное обучение, которое является составляющей частью педагогики сотрудничества.

Список использованной литературы

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1996. - №4

. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1999

. Дизайн-образование в высшей школе: состояние и перспективы // Материалы межвузовской научно-практической конференции 22-23 мая 2009г. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009 - 120с.

. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2001

. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Народное образование. - 1996. - №6

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998

. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001

. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. - №9

Якиманская И.С. Личностно-ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2

. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - №3

Похожие работы на - Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!