Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050705 Специальное дошкольное образование




Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентка : Бердяева Ирина

Научный руководитель: Васильева М.И.









Абакан, 2013

Оглавление

Введение

глава. Теоретические подходы к решению проблемы воспитания толерантности в исследованиях ученых

.1 Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка

.2 Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста

.3 Особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР Ш уровня

глава. Пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

.1 Анализ уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста

.2 Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

.3 Анализ результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой - принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Цель исследования: выделить и обосновать педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста как социально-нравственная проблема.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать эффективно, если созданы следующие педагогические условия:

педагоги и родители демонстрируют толерантное отношение к другим людям;

ведется целенаправленная работа по расширению представлений детей о разных расах, их традициях, особенностях;

в педагогический процесс включены проекты, предполагающие демонстрацию и развитие уровня социально-коммуникативного развития детей.

Задачи исследование:

. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

. Раскрыть специфику воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

3. Охарактеризовать особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР III уровня

. Выявить уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

. опытно-экспериментальным путем показать эффективность условий воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с OHP III уровня

Теоретико-методологичской основой исследования: концепция социально-нравственного развития дошкольников С.А. Козловой, теоретические положения об условиях и методах нравственного воспитания дошкольников В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова, Е.И. Радина , Р.С.Буре и др.

Методы научного исследования:

1.   Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

.     Эмпирические методы: диагностические задания О.В. Дыбиной «Необитаемый остров», «Помощники», анкета для родителей, беседа с воспитателями.

.     Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.

I глава. Теоретические подходы к решению проблемы воспитания толерантности в исследованиях ученых

.1 Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования <#"603854.files/image001.gif">

Из этих данных видно, что до создания нами системы работы по формированию толерантности, у детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем представления было выявлено 12%, после проведенной работы процент детей с низким уровнем значительно уменьшился до 5%. Средний уровень увеличился на 6%, и даже высокий уровень увеличился на 1%.

Важно отметить, после проведенной нами работы дошкольники стали внимательнее относится друг к другу, взрослым, стараться оценивать свои поступки, дети стали охотнее обсуждать значение толерантных поступков, также стремиться реализовать полученные знания, представления в своем поведении к другим.

Таким образом, предложенная нами система работы с детьми старшего дошкольного возраста способствовала формированию у них представлений о толерантности.

Заключение

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности - признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности - процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Итак, выделенные нами задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу.

Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.

Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольноевоспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2002. - 251с.

. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2001. - 118с.

. Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация / Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. - 101с.

. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2000. - 272с.

. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности // сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Универс групп, 1999. - Т.2. - С. 90-94.

. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000. -376с.

. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: «Эго», 2008. - 791с.

. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / «Мемориал»: вестник Ленинградского общества. М., 2001, - № 24. - С. 134140.

. Асмолов Л.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л.Г. Асмолова. М., 2000. - С. 149-152.

. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.-С. 35-36.

. Бардиер Г.JI. Социальная психология толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с.

. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445с.

. Безюлева Г.В., БондыреваС.К., ШеламоваГ.М. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2005. - 152с.

. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240с.

. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2004. - 196с.

. Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? / вестник Моск. ун-та., 1996. № 1. - С. 160-165.

.        Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева. - М.: 1980.

.        Агавелян, М.Г. Воспитывать тактичного собеседника / М.Г. Агавелян. - М.: 1985.

.        Зернова, Т. Воспитание любви и уважения к книге / Т. Зернова. - М.: 1989.

.        Гелло, В. Учите беречь книгу / В. Гелло - М.: 1976 .

         Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова - М.: 2001.

.        Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. Т.А. Марковой . М.: Просвещение, 1986. - 53-55 с.

.        http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac38

30.    http://www. allbest.ru

.        http://www.bibliofond.ru

32.    Зенина. Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: «Центр педагогического образования», 2007. - 80 с.

.        Детский сад и семья / Под ред. ТА. Марковой. М.: Просвещение, 1986. - 346с.

.        Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / О.Л. Зверева. - М.: Академия, 1999. - 328 с.

.        Данилина, Т. А., Степина, Н.М. Социальное партнерство педа¬гогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. - М.: Академия, 2004.-112с.

.        Емельянов, С. М. Практикум по педагогике/ С.М. Емельянов.- СПб., 2000. - 462 с.

Приложение

Приложение А

Диагностика «Я и мир вокруг меня»

.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

.Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? Кто в твоей семье главный?

.Как нужно себя вести в детском саду, в общественных местах, среди сверстников?

. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это злой, жестокий человек?

. Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?

. К вам в группу пришел новый ребёнок, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

. Где живут русские (белорусы, поляки, англичане, американцы и т.д.)?

.Чем славится наш город, Россия?

.Какая страна самая холодная (жаркая)?

. Как ты думаешь, во что любят играть дети в Америке?

.Как выглядит одежда людей, живущих в жаркой (холодной) стране?

. Как ты будешь встречать гостя из другой страны?

. Что такое мир? Что такое война?

. Что нужно делать, чтобы на нашей планете был мир?

Протокол беседы с ребенком

Сальникова Надя, Высокий уровень

.        я, это значит, что я - человек, девочка, ребенок, который живет на Земле.

.        Да, у меня есть друзья, и очень много, они самые лучшие. Я и другие, это значит, что я - человек, имею много других людей, может быть друзей, маму, папу, они будут для меня другими.

.        Да, я живу с мамой, папой, братом, сестрой. Они моя семья, когда мы все дома, мы веселимся, радуемся. Мы все семья.

.        Я всегда слушаюсь взрослых, ведь это плохо если тебя ругают за непослушание. А в семье у нас главный папа, мы все его слушаемся, и никогда с ним не ругаемся.

.        Дома нужно вести себя, как папа говорит, или как мама разрешает. В общественных местах нельзя кричать, бегать, прыгать, нужно делать так как тебе говорит мама или папа. Среди сверстников мы ведем себя так как они ведут себя, и за это нас даже наказывают.

.        Я думаю, что он злой. Потому что слабых надо защищать как и маленьких.

.        Я никогда не ссорюсь со своими друзьями, потому что я боюсь их потерять.

.        Нет, я не буду с ним дружить, ведь он черный. Я скорее всего напугаюсь его.

.        Русские это мы и мы живем в России. Англичане живут в Англии, американцы в Америке, поляки в Польше.

.        Наш город славиться чистотой и природой. Она у нас самая красивая и все приезжают на нее посмотреть.

.        Самая холодная страна это на севере, потому что там много белых медведей. А самая жаркая это Африка, там еще люди голые ходят.

.        Я думаю они такие же как мы, любят играть в разные интересные игры.

.        В жаркой стране люди ходят без одежды, ведь там жарко, зачем им одежда. В холодной стране, нет людей, потому что там холодно и живут только белые медведи.

.        Я поздороваюсь с ним и буду дружить, если он не будет черным.

.        Мир - это когда мы ходим к памятникам погибших воинов. А война - это где погибают люди, все стреляют, где наши зеленые солдаты, дрались с армейцами в красном.

.        Нужно защищать страну, и никогда не драться с армейцами.


Анкета для родителей

. Определите, каково отношение Вашего ребенка к членам семьи:

Заинтересован в общении со всеми членами семьи одинаково

Предпочитает общение с некоторыми членами семьи

Относится ко всем избирательно

Относится равнодушно

Свой вариант_________________________________________________

. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:

Оказывает помощь самостоятельно

Всегда охотно помогает

Помогает только по просьбе

Неохотно помогает

Помощь носит формальный характер

Отказывается помочь

Игнорирует просьбу о помощи

Свой вариант _________________________________________________

. Определите, как реагирует Ваш ребенок на изменение Вашего настроения:

Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т.д.)

Самостоятельно замечает малейшие изменения в Вашем настроении, чутко реагирует

Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры, общения)

Замечает и реагирует на изменение моего настроения, когда я сама об этом говорю

Всегда замечает изменение моего настроения

Редко обращает внимание на мое настроение. Не реагирует

Никогда не замечает изменение моего настроения

Игнорирует изменение моего настроения

Свой вариант ________________________________________________

. Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к другим:

Всегда

Часто

Время от времени (при обращении внимания)

Редко

Забота носит избирательный характер

Никогда

Свой вариант ________________________________________________

. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:

Радуется, огорчается вместе со всеми

Иногда завидует успеху других, радуется неудаче

Проявляет равнодушие, игнорирует

Свой вариант_________________________________________________

. Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению к другим людям, можно сказать,

что:

Поведение изменилось в лучшую сторону

Ребенок стал более внимательным, участливым

Ребенок стал более эмоциональным

Поведение ребенка существенно не изменилось

Поведение по отношению к другим ухудшилось

Свой вариант_________________________________________________

Протокол анкеты для родителей

Вековцева Наталья Александровна

1.      Относится ко всем избирательно

2.      Зависит от настроения, от «самостоятельно. охотно», если есть настрой, до игнорирования, если нет настроения

.        Опять же зависит от настроения Алены - может заметить, может нат

.        Зависит от настроя

.        Радуется, огорчается вместе со всеми, иногда завидует успеху других, радуется неудачи

.        Поведения ребенка существенно не изменилось

Приложение В

Беседа с воспитателями

1.Знаете ли Вы национальный состав вашей группы? Учитываете ли Вы его при организации деятельности детей?

.Является ли предметно - развивающая среда фактором формирования межличностных отношений детей разных национальностей? Ответ обосновать

.Какие Вы предпримите усилия для расширения предметно - развивающей среды?

.Какие формы и методы Вы используете для формирования основ дружбы и толерантности между детьми разных национальностей?

.Знакомите ли Вы детей с культурой других национальностей? Если да, то уточните с культурами каких народов знакомите? Какие формы и методы Вы при этом используете?

.Как Вы считаете, достаточна ли проводимая Вами работа в воспитании и образовании детей в условиях поликультурного ДОУ?

Протокол беседы с воспитателем

Ярченкова Надежда Ивановна

Ответы на вопросы:

.  Да, конечно, каждый воспитатель должен знать состав своей группы. И организуя деятельность и занятия мы ставим детей в равные рамки обучения.

2.      Думаю, что да. Так как именно там дети общаются в тесной форме.

.        Развитие знаний детей о культуре и быте русских и бурят. Так как у нас смешанная группа.

.        проводятся праздники «Сагаалган», «Масленица», что касается игр, то перечень игр, которым обучаются дети, принадлежат к двум основным нациям, представленным в группе, т.е. бурят и русских, например: «Салочки», «Жмурки», «Шагай наадан» и др.

.        Мы считаем свою работу вполне достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладают две нации.

Приложение Г

Методика «Необитаемы остров»

Цель: выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

Методика проводиться с подгруппами детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

.  С чего вы бы начали свое существование на острове?

2.      Решите, какие предметы необходимо взять с собой?

.        Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

.        Кого бы выбрали командиром?

.        На острове много хищных зверей. Как вы можете спастись от них?

.        На острове надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

Высокий уровень (3 балла) - ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умения выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить;

Средний уровень (2 балла) - ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своего мнения, либо проявляет отрицательную направленность в общении.

Приложение Д

Методика «Помощники»

Цель: выявить умение детей выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

Материал: тазики, тряпочки, клей, ножницы, кисти, полоски бумаги, лейки. Тряпочки.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана, подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание каждой подгруппе:

.        Помочь маме вымыть столы и стулья;

.        Помочь дедушке - у него порвалась любимая книга;

.        Помочь бабушке полить цветы, вытереть пыль с листьев;

.        Помочь младшем навести порядок в игровой зоне.

Высокий уровень (3 балла) - ребенок берет на себя функцию организатора, распределяет обязанности, проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить, способен оказать взаимопомощь, и обратиться в случае затруднения, за помощью к взрослому или сверстнику;

Средний уровень (2 балла) - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложение более активного ребенка, однако может возразить, учитывая свои интересы , принимает помощь других, но сам не обращается;

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих предложений, от помощи взрослого и сверстников отказывается

Приложение Е

Таблица 2

Протокол исследования

№ п/п

Ф.И. ребенка

Умение предложить цель деятельности

Умение планировать содержание деятельности

Умение распределить обязанности с учетом интересов детей

Умения выбрать средства для осуществления деятельности

Умение принимать и оказывать помощь

Умение учитывать мнение партнера

1

Вяткина Лиза

+

+

+

+

+

+

2

Легошина Вероника

+

+

+

+

+

+

3

Сальникова Надя

+

-

+

+

-

-

4

Гладышева Виолета

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

6

Метряшев Саша

+

+

+

+

+

+

7

Карцев Кирилл

-

+

-

-

+

-

8

Похильченко Алеша

+

-

+

+

-

-

9

Кочетов Валера

-

-

-

+

+

+

10

Дронова Алина

+

+

+

+

+

+

11

Девятов Егор

+

+

+

+

+

+

12

Даркуновская Юлия

+

-

+

+

-

+

13

Вековцева Алена

+

-

-

+

-

+

Пашин Тимофей

+

+

+

+

+

+

15

Бакирова Ариша

-

-

+

+

+

+

16

Козликина Юлия

-

-

+

+

+

+

17

Попов Антон

-

-

+

+

+

+

18

Беспалова Наташа

-

-

+

+

+

+

19

Смирнов Сережа

+

+

+

+

+

+

20

Бажитов Максим

-

-

+

+

-

-

21

Белева Аня

-

+

+

-

-

-

22

Животов Денис

+

+

+

+

+

23

Боровиков Сережа

-

-

+

+

+

+

24

Титов Ваня

-

+

+

+

-

+


Похожие работы на - Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!