Организация управления производством в хозяйстве сигнализации и связи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Автоматика и телемеханика»
Контрольная работа
по дисциплине
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ДИСТАНЦИИ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
«Организация управления производством в
хозяйстве сигнализации и связи»
Выполнила
Студентка
группы ЗСПИ-61
Учебный
шифр-03-ЗЭТ-063г.
Хилькевич Т.Л.
Принял
профессор
Модин Н.К.
Гомель 2012 г
ВВЕДЕНИЕ
3aдaчa повышения эффективности и качества работы железнодорожного
транспорта решается на основе совершенствования организации эксплуатационной
работы железных дорог и их технического перевооружения. Ha железных дорогах
интенсивно внедряются современные средства автоматики, телемеханики и связи,
значительно повышающие пропускную способность участков, безопасность движения
поездов и производительность труда железнодорожников, обеспечивающие
оперативность управления сложными процессами перевозок. Однако рост количества
внедряемых технических средств еще не решает поставленной задачи, так как
регулярность и безопасность перевозок в значительной степени зависят от
надежности функционирования устройств, которая обеспечивается техническим
обслуживанием и зависит от уровня организации и управления всем хозяйством
сигнализации, связи и вычислительной техники железных дорог, объединяющим
деятельность десятков тысяч специалистов.многоканальной аппаратуре связи наряду
с частотными системами уплотнения применяются современные, с импульcнo-кoдoвoй
мoдуляциeй. таким образом, техническое обслуживание устройств автоматики
телемеханики и связи систематически сочетается с внедрением новой техники и
модернизацией существующей, что значительно усложняет организацию и управление
хозяйством сигнализации и связи. Технический прогресс на транспорте требует от
хозяйства сигнализации и связи бесперебойной работы техники.
Наиболее сложна организация технического обслуживания устройств
автоматики и связи, рассредоточенных по всем станциям и перегонам железных дорог.
Основной задачей хозяйства сигнализации и связи является организация системы
технического обслуживания устройств для обеспечения их нормальной работы. При
этом техническое обслуживание сочетается с внедрением новой техники и
модернизации существующей, что значительно усложняет организацию и управление
хозяйством сигнализации и связи. При этом значительной функцией управления и
хозяйственного руководства является организация производства, охватывающая
подготовку производства, установление и поддержание определенных пропорций
между отдельными его участками и элементами и др.
Цель данного курсового проекта является изучение закономерностей
развития, методов и форм организации, планирования и управления в
подразделениях хозяйства сигнализации и связи железнодорожного транспорта.
Проект охватывает узловые проблемы: производственно экономический, социальный и
организационно-технологический аспект деятельности подразделений
хозяйства.данной курсовой работе на основании заданной технической оснащенности
дистанции необходимо рассчитать нормативный штат управления дистанции,
разработать схему организации технического обслуживания, функциональной и
организационной структуры ремонтно-технологического участка, построить схему
организационной структуры дистанции.
1. Разработка производственной структуры дистанции
.1 Характеристики технической оснащённости дистанции сигнализации и
связи
Индивидуальное задание варианта 3. Для данного варианта схема
железнодорожного участка представлена на рисунке 1.1.1.
Рисунок
1.1.1 - Железнодорожная схема участка дистанции
Дистанция обслуживает: участок №1 А-Б-Л и участок №2 Б-В-Г. На участковой
станции А расположены дистанция сигнализации и связи (ШЧ), отделение дороги
(НОД) и локомотивное депо (ТЧ).
Общая протяженность 680 км, температурная зона региона - 3. На
производственной базе технического обслуживания (ПБТО) имеются:
ремонтно-технологический участок (РТУ) СЦБ, проводной и радиосвязи; транспорт -
15 автомашин, 4 мотодрезины, 4 трактора.
Участок А-Б двухпутный, протяжённостью 160 км, на нем расположены 16
промежуточных станций.
Участок Б-Л однопутный, протяженностью 160 км, на нем расположены 30
промежуточных станций.
Участок Б-В двухпутный протяжённостью 170 км, на нем расположены 17 промежуточных
станций.
Участок В-Г двухпутный, протяженностью 190 км, на нем расположены 19
промежуточных станций.
На участке в целом расположены 82 промежуточных станций (включая станции
Б, В, Г, Л) и одна участковая (станции А). Схемы промежуточных станций приведены
на рисунке 1.1.2.
Рисунок
1.1.2 - Схемы промежуточных станций
Участок №1 оснащен поездной радиосвязью, высокочастотной магистральной и
дорожной связью, организуемой по двухкабельной магистрали (емкость каждого
кабеля 4х7).
На каждой промежуточной станции имеются: аппаратура проводной связи
(высокочастотного уплотнения, АТС, КДН и т.п.), стационарная радиостанция
поездной радиосвязи. На участковой станции А в доме связи имеются:
автоматическая телефонная станция на 2000 номеров (АТС/2000);
линейно-аппаратный зал на 200 каналов (ЛАЗ/200); узел автоматической коммутации
на 40 канала (УАК/40); аппаратура частотного телеграфирования на 40 каналов
(ТТ/40); 16 электронных телеграфных аппаратов (ТС/16); 6 распорядительных
станций всех видов избирательной связи (ИС/6); автоматическая телеграфная
станция емкостью 200 номеров (АТА/200).
При локомотивном депо станции А работает контрольный пункт (КП) поездной
радиосвязи и автоматической локомотивной сигнализации, к которому приписаны 90
локомотивов. В КП обслуживают 90•2 = 180 локомотивных радиостанций поездной
радиосвязи (по две на каждый локомотив). На станции имеются: 10 локомотивных и
2 стационарных радиостанции станционной радиосвязи (СР/2-10), 10 носимых
радиостанций (НР/10), 3 усилителя мощностью 600 Вт для громкоговорящей связи
(ГС/3x600), громкоговорителей 50 (ГГ/50).
1.2 Расчет показателя объема работы
Характеристика технической оснащенности дистанции включает в себя как
описание обслуживаемых устройств, так и расчет показателей объема работ Вд [1].
Показатель Вд - это количество обслуживаемых дистанцией устройств, выраженное в
технических единицах (техн. ед.).
Одна техническая единица - это количество любой техники, на обслуживание
которой требуется работа одного специалиста в течение месяца (169,5
нормо-часа).
Показатель объема работ Вд дистанции рассчитывается по формуле
(1.2.1)
где k - общее количество отдельных видов
технических систем на дистанции (устройств автоматики, телемеханики, проводной
и радиосвязи);
Вдi - количество технических единиц по нормативу на измеритель i-й
технической системы (ЭЦ, АТС и др.);
mi -
общее количество измерителей данной технической системы.
Таким образом, величина Bд
равна сумме технических единиц устройств проводной и радиосвязи Вдс:
(1.2.2)
При расчете показателя Вд необходимо учесть все линейные и станционные
устройства связи, обслуживаемые дистанцией и перечисленные при описании
технической оснащенности.
Таблица 1 - Техническая оснащенность дистанции
Станции и участки
|
Устройства, обслуживаемые
дистанцией
|
Единица измерения
|
Количество единиц измерения
(ТО)
|
Технические единицы
|
|
|
|
mi
|
Норматив Bдi
|
Всего по ШЧ
|
Участок А-Б-Л
|
Кабельная линия связи
2хКЛС/7
|
10 км
|
30
|
0,2
|
6
|
|
Аппаратура связи
промежуточных станций
|
1 станция
|
30
|
0,25
|
7,5
|
|
Поездная радиосвязь:
|
|
|
- стационарные радиостанции
|
10 р/станций
|
3,0
|
0,83
|
Участок Д-Б-К
|
Воздушная линия связи
|
10 км
|
26
|
0,2
|
5,2
|
|
Аппаратура связи
промежуточных станций
|
1 станция
|
43
|
0,25
|
1,075
|
|
Поездная радиосвязь:
|
|
|
- стационарные радиостанции
|
10 р/станций
|
4,3
|
0,83
|
2,158
|
Станция Б
|
Автоматическая телефонная
станция
|
100 номеров
|
22
|
0,8
|
17,6
|
|
Автоматическая телеграфная
станция
|
10 номеров
|
22
|
0,28
|
6,16
|
|
Телеграфные аппараты
|
1 аппарат
|
15
|
0,12
|
1,8
|
|
Узел автоматической
коммутации
|
10 каналов
|
3
|
0,32
|
0,96
|
|
Линейно-аппаратный зал
|
10 каналов
|
40
|
0,32
|
12,8
|
|
Аппаратура частотного
телеграфирования
|
10 каналов
|
8
|
0,18
|
1,44
|
|
Распорядительные станции
диспетчерской связи
|
1 комплект
|
6
|
0,2
|
1,2
|
|
Локомотивная станционная
радиосвязь
|
10 р/станций
|
1
|
1,09
|
1,09
|
|
Стационарная станционная
радиосвязь
|
10 р/станций
|
0,2
|
0,65
|
0,13
|
|
Носимая станционная
радиосвязь
|
10 р/станций
|
2
|
0,19
|
0,38
|
|
Усилитель громкоговорящей
связи
|
1 усилитель 600 Вт
|
0,45
|
1,35
|
|
Громкоговорителей
|
10 шт.
|
5
|
0,05
|
0,25
|
|
ИТОГО Вдс
|
79,374
|
1.3 Расчёт штата для технического обслуживания устройств
.3.1 Расчёт численности ШНС, ШН, ШЦМ для ТО дома связи
Магистральный кабель:
участок И-Б-Л: протяженность 340 км по 16 пар жил, следовательно, это
составляет 5440 пар-жил/км. Штат ТО по расчету составляет:
ШН - 5440/2750 = 1,98 человек,
ШЦМ - 5440/4620 = 1,18 человек.
Воздушная линия связи:
участок Д-Б-К: протяженность 260 км, 30 проводов. Штат ТО по расчету
составляет:
ШН - 260/85 = 3,06 человека,
ШЦМ - 260/85 = 3,06 человека.
Аппаратура связи промежуточных станций:
участок И-Б-Л: 57 промежуточных станций. Штат ТО по расчету составляет:
ШН - 57/4 = 14,25 человека,
ШНС - 14,25/8 = 1,78 человека.
участок Д-Б-К: 43 промежуточных станции. Штат ТО по расчету составляет:
ШН - 43/8 = 5,4 человека,
ШНС - 5,4/8 = 0,675 человека.
Стационарные радиостанции поездной радиосвязи:
участок И-Б-Л: 57 радиостанций. Штат ТО по расчету составляет:
ШН - 57/38 = 1,5 человек,
ШНС - 1,5/6 = 0,25 человек.
участок Д-Б-К: 43 радиостанций. Штат ТО по расчету составляет:
ШН - 43/38 = 1,13 человека,
ШНС - 1,13/8 = 0,14 человека.
Результаты расчёта сведём в таблицу 1.3.1.1.
Таблица 1.3.1.1 - Численность штата линейных производственных участков
Участки и устройства
|
Штат для обслуживания
устройств связи
|
Всего
|
|
ШНС
|
ШН
|
ШЦМ
|
|
Участок 1 И-Б-Л
|
2,03
|
17,73
|
1,18
|
20,94
|
Участок 2 Д-Б-К
|
0,815
|
9,59
|
3,06
|
13,465
|
Итого
|
2,845
|
27,32
|
4,24
|
34,405
|
1.3.2 Расчёт численности для ТО устройств дома связи
Линейно-аппаратный зал:
аппаратура ВЧ телефонирования:
ШН - 400/250/4 = 0,4 человека;
распорядительная станция диспетчерской связи:
ШН - 6/10/4 = 0,15 человека;
УАК:
ШН - 30/165 = 0,15 человека;
Телеграфная связь:
аппаратура тонального телеграфирования:
ШН - 80/140 = 0,57 человека;
АТА:
ШН - 1/4 = 0,25 человека;
телеграфные аппараты:
ШН - 15/40 = 0,375 человек;
АТС:
ШН - 1/8 = 0,13 человека.
NN*5
км = 11000 пар-жил/км.
ШЦМ - 11000/4950 = 2,22 человека;
ШН - 11000/3300 = 3,33 человека.
.3.3 Расчёт численности для ТО устройств радиосвязи
Поездная радиосвязь:
ШН - 240/40 = 6 человек;
ШНС - 6/6 = 1 человек.
Станционная радиосвязь:
ШЦМ - 2/112 + 20/65 = 0,326 человек;
ШН - 3/20 + 20/130 + 2/50 + 10/38 = 0,61 человека;
ШНС - 0,61/6 = 0,1 человека.
Результаты расчёта сведём в таблицу 1.3.3.1.
Таблица 1.3.3.1 - Численность штата на участковой станции
Вид устройств
|
Штат для обслуживания
устройств, чел.
|
Всего
|
|
ШНС
|
ШН
|
ШЦМ
|
|
Устройства проводной связи
|
ЛАЗ
|
-
|
0,7
|
-
|
0, 7
|
Телеграфная связь
|
-
|
1,195
|
-
|
1,195
|
АТС
|
-
|
0,13
|
-
|
0,13
|
Кабельная линия местной
связи
|
-
|
3,33
|
2,22
|
5,55
|
Итого
|
-
|
5,62
|
2,22
|
7,84
|
Устройства радиосвязи
|
Поездная радиосвязь
|
1
|
6
|
-
|
7
|
Станционная радиосвязь
|
0,1
|
0,61
|
0,326
|
1,36
|
Итого
|
1,1
|
6,61
|
0,326
|
8,036
|
Всего
|
1,1
|
12,23
|
2,546
|
15,876
|
1.3.4 Структура управления линейными участками
Общее численность штата:
ШЦМ - 7 человек;
ШН - 40 человек;
ШНС - 4 человек.
Структура управления линейными участками представлена на рисунке 1.3.4.1.
Рисунок 1.3.4.1 - Структура управления линейными участками
1.4 Разработка структур звеньев, производственных бригад,
производственных участков для каждой крупной станции и железнодорожного участка
.4.1 Расчёт штата ремонтно-технологического участка
Для сокращения объема расчетов принимаем, что численность штата РТУ
составляет 15 % от технической оснащенности дистанции. Тогда условный штатный
коэффициент Крту = 0,15 чел./техн. ед., а штат РТУ можно определить по формуле
. (1.4.1.1)
Возглавляет участок начальник РТУ.
Штат РТУ дистанции при Вд = 80 техн. ед.
Чрту = 0,15 · 80 = 12 чел.
Общий штат РТУ, с учетом его руководителя (ШЧУ), составляет 13 чел.
организационный
сигнализация связь железнодорожный
1.4.2 Расчет штата аварийно-восстановительной летучки, дистанционных
мастерских, бригады механизации и автотранспорта
Расчет численности бригады аварийно-восстановительной летучки.
На дистанции имеются: 5440 пар жил/км магистрального кабеля, 11000
проводо-км воздушной линии. Штат бригады:
ШЦМ - 5440/4120 + 11000/1000 = 12,3 ≈ 13 человек;
ШН - 1 человек;
ШНС - 1 человек.
Расчет численности бригады дистанционной мастерской. На дистанции имеются
400 каналов, 22 сотни номеров АТС:
ШЦМ - (400 + 22) / 700 = 0,6 ≈ 1 человек;
ШН - (400 + 22) / 650 = 0,64 ≈ 1 человек;
ШНС - 1 человек.
Бригада по механизации и автотранспорту. На дистанции по заданию 20
автомашин, 2 трактора, 3 мотодрезины. Штат бригады: водителей автотранспорта 20
человек, тракторов - 2 человека, водителей мотодрезины и их помощников 3 · 2 =
6 человек, слесарь по ремонту 1 человек:
Чбр.мех = 20+ 2 + 6 + 1 = 29 чел.
Штат бригады состоит из 30 человек с ее руководителем - ШНС.
1.4.3 Расчет штата ПБТО
Общая численность штата ПБТО определяется суммированием штата РТУ,
бригады аварийно-восстановительной летучки связи и СЦБ, бригады дистанционной
мастерской и бригады по механизации и автотранспорту:
Чпбто = Чрту + Члет + Чмаст + Чбр.мех. (1.4.3.1)
Чпбто = Чрту + Члет + Чмаст + Чбр.мех. = 13+ 15+ 3 + 30 = 61 человек
1.4.4 Эксплуатационный штат
Для обеспечения линейных предприятий, отделения и управления железной
дороги, а также предприятий и организаций железнодорожного транспорта всеми
видами связи на дистанции сигнализации и связи организуются телеграфные и
телефонные станции.
Эти станции, находящиеся при управлении и отделениях железной дороги, а
также на крупных железнодорожных узлах, обслуживаются круглосуточно штатом
дежурных телеграфисток и телефонисток, который можно рассчитать путем деления
объема работы на установленный норматив.
Во главе всех телефонно-телеграфных станций дистанции стоит начальник,
отвечающий за работу всех станций, а во главе каждой - старшая телеграфистка
или старшая телефонистка.
Для упрощения расчетов считаем, что в эксплуатации на один телеграфный
аппарат требуется 2 человека, а на один канал - 0,1 человека. Например, при
отделении дороги имеются ТС/15 и ЛАЗ/400. В таблице 1.4.4.1 сведен расчет
штата.
Таблица 1.4.4.1 - Эксплуатационный штат дистанции
Наименование станции
|
Назначение станции
|
Емкость
|
Эксплуатационный штат, чел.
|
Б
|
Телеграфная Телефонная
|
ТС/15 ЛАЗ/400
|
30 40
|
|
Начальник ТТ станции
|
|
1
|
|
Всего
|
71
|
В результате всех расчетов определяется общий производственный штат
рассматриваемой дистанции: Чпроизв = 61 + 71 = 132 чел.
2. РАЗРАБОТКА
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
2.1 Нормирование и распределение функций управления
Функции управления - это часть управленческой деятельности, включающая в
себя совокупность решений, действий или процессов, объединенных общностью
осуществляемых задач по управлению производством.
Несмотря на кажущуюся общность, функции управления зависят от специфики
конкретной дистанции: ее размеров и конфигурации, технической оснащенности,
территориальной разобщенности подразделений, характера производственных
процессов и т.п.
Численность работников аппарата управления дистанции определяется с
учетом штатных нормативов в зависимости от группы дистанции, контингента
оперативно-производственного штата и местных условий.
Группа дистанции определяется по величине Чпроизв, рассчитанного
ранее:группа - при Чпроизв > 400 чел.,группа - при Чпроизв = 400…301
чел.,группа - при Чпроизв = 300…201 чел.,группа - при Чпроизв < 200 чел.
Чпроизв = 132*2 = 264 чел.
Следовательно, группа дистанции - III.
Норматив штата аппарата управления приведен в таблице 2.1. К
руководителям дистанции относятся: начальник дистанции (ШЧ), главный инженер
(ШЧГ) и заместители по связи.
Таблица 2.1 - Штат управления дистанцией
Наименование должности
|
Количество штатных единиц в
дистанциях II группы
|
1 Начальник дистанции
|
1
|
2 Зам. начальника дистанции
|
1
|
3 Главный инженер
|
-
|
4 Инженер дистанции
|
1
|
5 Техник
|
1
|
6 Инженер по труду
|
-
|
7 Зам. нач. (по
идеологической работе, кадрам и социальным вопросам)
|
-
|
8 Главный бухгалтер
(старший бухгалтер на правах главного)
|
1
|
9 Старший бухгалтер
|
-
|
10 Бухгалтер (счетовод)
|
1
|
1
|
12
Делопроизводитель-машинистка
|
-
|
Итого
|
7 - 8
|
Суть распределения функций управления состоит в следующем:
рациональной централизации и децентрализации отдельных функций;
исключении дублирования отдельных функций;
систематизации отдельных функций с целью выделения оргструктуры
(подразделений, групп, должностных лиц);
предусмотрении ответственности на каждом уровне за выполнение каждой
элементарной функции одного из работников управления.
Распределение функций управления между исполнителями представим в виде
таблицы 2.2
Таблица 2.2 - Распределение функций управления между исполнителями
Исполнитель функции управления
|
Функция управления, ее
содержание
|
Реализуемые цели (а,б,в,г)
|
ШЧ
|
1.1 Административное
руководство
|
а,б,в
|
|
1.2 Совершенствование
системы и процессов управления
|
а,б
|
|
1.3 Рационализация
деятельности аппарата управления
|
а
|
|
1.4 Подбор и подготовка кадров
руководителей
|
а,б
|
Зам.начальника дистанции по
связи
|
2.1 Годовое планирование
внедрения новой техники
|
а,г
|
|
2.2 Рассмотрение и
удовлетворение жалоб трудящихся
|
б
|
|
2.3 Организация
прогрессивных видов, технологий и методов ТО
|
а,в,г
|
|
2.4 Организация капитального
ремонта устройств
|
а
|
Инженер дистанции
|
4.1 Организация
проектирования и строительства
|
а,б,в,г
|
|
4.2 Модернизация устройств
|
а,б,в,г
|
|
4.3 Обеспечение
эффективного функционирования системы управления качеством ТО
|
а
|
Главный бухгалтер (старш.
бух. на правах глав.)
|
6.4 Организация
подсобно-вспомогательной деятельности
|
в
|
|
7.1 Организация хоз.
расчета во всех звеньях производства
|
в
|
|
7.2 Анализ
технико-экономической деятельности
|
в
|
|
7.3 Планирование
материального обеспечения
|
а,б,г
|
Бухгалтер (счетовод)
|
7.4 Управление маркетингом
|
в
|
|
8.1 Организация финансового
учета и отчетности
|
в
|
|
8.2 Коммерциализация услуг
телефонной и телеграфной связи
|
в
|
Кассир
|
9.1 Организация хозрасчета
во всех звеньях производства
|
в
|
2.2 Построение организационной структуры управления дистанцией
Организационная структура определяет взаимосвязи ступеней и звеньев
производства, дает возможность четко распределить ответственность за отдельные
участки производства. Сущность ее разработки заключается в правовом закреплении
форм кооперации и разделении труда для обеспечения эффективного управления
предприятием с учетом его оснащенностей и других местных условий. Оргструктура
обычно изображается в виде схемы, состоящей из отдельных элементов и их
взаимосвязей. Элементами структуры являются конкретные органы управления и
исполнения, а также отдельные руководители и исполнители. Связи между
элементами могут быть линейными (административными), определяющими обязательное
подчинение по одной или нескольким функциям управления. Оргструктура всегда
строится по иерархическому принципу. При этом вертикальные связи в структуре
изображают линии подчинения, а горизонтальные - связи кооперации равноправных
подразделений или исполнителей. В дистанциях используются типовые
комбинированная либо блочно-целевая оргструктуры.
На рисунке 2.2.1 показана типовая структура управления дистанцией,
построенная по типу комбинированных оргструктур.
Рисунок
2.2.1 - Организационная структура дистанции
Заключение
В результате выполнения курсового проекта была разработана
организационная структура дистанции сигнализации и связи. Было изучены
закономерности развития, методы и формы организации, планирования и управления
в подразделениях хозяйства сигнализации и связи железнодорожного транспорта.
Был рассмотрен организационно-технологический аспект деятельности
подразделений хозяйства сигнализации и связи.процессе выполнения работы
получены знания о научной организации труда и управления на дистанциях, а также
получены общие сведения о штатных нормативах и прогрессивных методах управления
и технического обслуживания устройств.
ЛИТЕРАТУРА
1
Модин Н.К.,
Максименюк А.А., Зобов С.Н. Производственная структура сигнализации и связи:
Пособие по выполнению расчётно-графической, контрольной работ и самостоятельной
управляемой работы студентов. - Гомель: УО «БелГУТ», 2005. - 49 с.
2
Брейдо А.И,
Анисимов H.K. Организация, планирование и управление в хозяйстве сигнализации и
связи. - M.: Транспорт, 1981. - 247 с.
3
Брейдо А.И,
Овсянников В.А. Организация технического обслуживания железнодорожных устройств
автоматики и связи - M.: Транспорт, 1983 - 55 с
4
Mирошниченко
Т.B., Mодин H.K. Разработка организационно-технологического проекта внедрения
на дистанции индустриального метода технического обслуживания устройств
автоматики и связи. - Гомель: БелИИЖТ, 1987. - 47 с.
5
Бугаёв В.П.
Менеджмент. Краткий курс. - Гомель: БелГУТ, 1995. - 159 с.