Проект зоны ТО-1 для автомобилей КамАЗ-44108 и КрАЗ-65055
Введение
Перевозки автомобильным транспортом
предполагают использование подвижного состава, находящегося в исправном
техническом состоянии.
Исправное техническое состояние
означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемым правилами
технической эксплуатации и характеризует его работоспособность.
Основной задачей транспорта всегда
являлось полное своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и
населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной
системы.
Автомобильный транспорт играет
существенную роль в транспортной системе любой страны. Требования к надежности
транспортных средств повышаются в связи с ростом скоростей и интенсивности
движения, мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей, а также
технологической и организационной связью автомобильного транспорта с
обслуживаемыми предприятиями и другими видами транспорта.
Одной из важнейших проблем, стоящих
перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности
автомобилей и снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с одной
стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска
автомобилей с большей надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с
другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации
автомобилей, повышением производительности труда, снижением трудоемкости работ
по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, увеличением межремонтных
пробегов. Это требует создания необходимой ремонтной базы для поддержания
подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств
механизации.
Трудоемкость изготовления
современного грузового автомобиля средней и большой грузоподъемности не
превышает 120-150 нормо-ч, в то время как трудоемкости обслуживания и ремонта в
зависимости от интенсивной эксплуатации может составить ежегодно 400-700
нормо-ч.
Это положение обусловливает
необходимость иметь одного ремонтного рабочего на 3-5 грузовых автомобилей и
1-2 автобуса. Структура грузовых автомобилей определяется следующими примерными
соотношениями: техническая эксплуатация, включающая техническое обслуживание
(ТО) и текущий ремонт (ТР), составляет 91, изготовление 2 и капитальный ремонт
автомобиля и агрегатов 7% от общих затрат.
Исследования и опыт передовых автотранспортных
предприятий свидетельствует о том, что разработка и внедрение рациональных
технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта является
значительным резервом повышения уровня технического состояния подвижного
состава и снижение затрат на его техническое содержание.
В соответствии с планом развития
народного хозяйства Российской Федерации расширяется материально-техническая
база для производства технического обслуживания и ремонта автомобилей, строятся
гаражи, ремонтные заводы, станции обслуживания; совершенствуются методы
организации технологических процессов, внедряется механизация производственных
процессов, автохозяйства оснащаются новыми образцами гаражного оборудования.
.
Краткая характеристика объекта проектирования
Автотранспортное предприятие
располагается загородом в пригородной зоне. Категория условий эксплуатации - 3,
за пределами пригородной зоны дорожное покрытие - щебень без обработки, район
гористый (свыше 2000 м над уровнем моря).
Автотранспортное предприятие
выполняет работу по доставке грузов промышленных и сельскохозяйственных
предприятий и удовлетворяет потребности населения в перевозкахна основании
заключенных договоров.
На АТП работают две марки грузовых
автомобилей КамАЗ-44108 и КрАЗ-65055. Количество рабочих дней на линии 249,
количество дней работы ТО в году 249. В распоряжении АТП находиться 58
автомобилей КамАЗ-44108 и 60 автомобилей КрАЗ - 65055. Среднесуточный пробег
КамАЗ-44108 - 290 км, КрАЗ-65055 -300 км.
Автомобили хранятся на открытой
площадке оборудованной подводом горячей воды.
На предприятии установлен
восьмичасовой рабочий день.
Количество смен в сутки - 1.
Категория условий эксплуатации - 3.
Условие хранения - Открытое.
Количество рабочих дней на линии 249
Количество дней работы в году 249
автотранспортный
оборудование производственный
Исходные данные
Марка автомобилей:
|
камАЗ-44108
|
КрАЗ-65055
|
Списочное количество автомобилей:
|
58
|
60
|
Среднесуточный пробег автомобилей:
|
290
|
300
|
Количество дней работы автомобилей на линии в году:
|
249
|
249
|
Количество смен работы автомобилей на линии:
|
1
|
1
|
Количество дней работы зон ТО год:
|
249
|
249
|
Категория дорог:
|
3
|
3
|
Климатические
|
условия
|
Холодный
|
Холодный
|
Условие
|
хранения
|
Открытое
|
Открытое
|
Схема автомобиля КамАЗ-44108
Схема автомобиля КрАЗ-65055
2.
Расчетно-технологическая часть
.1 Расчет годовой
производственной программы всех видов ТО
Нормативная периодичность ТО по
ОНТП-01-91
КамАЗ-44108
|
КрАЗ-65055
|
Lcc=290
(км)
|
Lcc=300
(км)
|
L1=4000
(км)
|
L1=2000 (км)
|
L2=12000
(км)
|
L2=10000 (км)
|
2.2 Корректирование
периодичности ТО
Так как нормативная периодичность ТО
дана для 1 категории условий эксплуатации, то корректируем с учетом реальных
условий.
К1 - коэффициент
корректирования периодичности ТО, учитывающий категории условий эксплуатации.
Коэффициент периодичности по
ОНТП-01-91
КамАЗ - 44108
|
КрАЗ-65055
|
К1=0,8
|
К1=0,8
|
К3=0,9
|
К3=0,9
|
2.3 Определение
скорректированной периодичности ТО и ремонта
L1=L1. К1· К3 (км)
L2=L2. К1· К3 (км)
Lкр=L1. К1. К2. К3(км)
Где, L1,L2,Lкр - соответственно скорректированные пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР.
КамАЗ-44108
|
КрАЗ-65055
|
L1=4000.0,8
∙ 0,9=2880
|
L1=2000.0,8
∙0,9 =1440
|
L2=12000.0,8∙0,9
=8640
|
L2=10000. 0,8∙0,9 =7200
|
Lкр=300000.0,8.1,1.0,8=211200
|
Lкр=300000.0,8.1,15∙0,8=220800
|
Расчет кратности пробега
Камаз-44108
Виды пробега, км
|
Обозначения, км
|
Нормативный, км
|
Скорректированный, км
|
Принятый, км
|
Среднесуточный
|
Lcc
|
-
|
-
|
290
|
до ТО-1
|
L1
|
4000
|
2880
|
2880/290=9,93 10.290=2900
|
до ТО-2
|
L2
|
12000
|
8640
|
8640/2900=2,97 2900.3=8700
|
до КР
|
Lкр
|
300000
|
237600
|
211200/8700=24,2 8700.24=208800
|
Цикловой график технического
обслуживания автомобилей
Краз-65055
Виды пробега, км
|
Обозначения, км
|
Нормативный, км
|
Скорректированный, км
|
Принятый, км
|
Среднесуточный
|
Lcc
|
-
|
-
|
300
|
до ТО-1
|
L1
|
2000
|
1440
|
1440/300=4,8 300.5=1500
|
до ТО-2
|
L2
|
10000
|
7200
|
7200/1500=4,8 1500.5=7500
|
Lкр
|
300000
|
248400
|
220800/7500= 29,44 7500.29=217500
|
Цикловой график технического
обслуживания автомобилей
.4 Определение
средневзвешенного пробега автомобиля за цикл
L /кр=0,8.Lкр(км)
Где, L/кр - скорректированный
пробег до очередного КР автомобилей, прошедших КР, км
КамАЗ-44108
|
КрАЗ-65055
|
L
/кр=0,8.208800=167040
|
L
/кр=0,8.217500=174000
|
Lкр.А+ L /кр.А/
Lкр ср= -
А +А/
где, Lкр ср - скорректированный пробег до очередного КР парка автомобилей, км.
А - число автомобилей не прошедших
КР.
А/ - число
автомобилей прошедших КР,
А = (0, 1 … 0,25) А и, то А/= Аи - А
КамАЗ44108
|
КрАЗ - 65055
|
А = 0,1. 58 =6
|
А = 0,1. 60 = 6
|
А/=
58-6 = 52
|
А/=
60 - 6 = 54
|
208800. 6 + 167040. 52 Lкр ср= - =171360 6+52
|
217500. 6+ 174000. 54 Lкр ср= - = 178350 6 + 54
|
2.5 Корректирование
нормативов трудоемкости
По ОНТП - 01 - 91 выбираем нормативную
трудоемкость ТО и ТР/ 1000 км
t1н - нормативная трудоемкость ТО, чел. ч;
t2н - нормативная трудоемкость ТО, чел. ч;
tЕОн - нормативная трудоемкость ЕО, чел. ч;
tТРн - нормативная трудоемкость ТР на 1000 км, чел. ч;
КамАЗ 44108 t1н
- 5,7 t2н-21,6
tЕОн-0,35
tТРн-5
|
КрАЗ - 65055 t1н-7,8
t2н-31,2
tЕОн-0,5
tТРн-6,1
|
tЕО= tЕОн. К2
где, tЕО - скорректированная трудоемкость ЕО, чел. ч;
К2 - коэффициент
корректирования трудоемкости ЕО.
КамАЗ 44108
|
КрАЗ - 65055
|
К2= 1,1
|
К2 = 1,15
|
tЕО
= 0,2. 1,1 = 0,22
|
tЕО0,2.
1,15 = 0,23
|
tТО1 = tн ТО1.КТО
tТО2 = tн ТО2.КТО
где, tТО1, tТО2 - скорректированная
трудоемкость ТО -1, ТО - 2, чел. ч;
КТО - результирующий
коэффициент корректирования трудоемкости ТО-1, ТО-2
КТО = К2.
К4
где, К2 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТО, учитывающий модификацию подвижного состава; по
ОНТП-01 - 91,
К4 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТО, учитывающий число технологически совместимого
подвижного состава; по ОНТП - 01 - 91.
КамАЗ 44108
|
КрАЗ - 65055
|
К2 = 1,1
|
К2 = 1,15
|
К4= 1,19
|
К4= 1,19
|
КТО = 1,1. 1,19 = 1,37
|
КТО =1,15. 1,19 = 1,37
|
tТО1= 5,7. 1,37 = 7,81
|
tТО1= 7,8. 1,37 = 10,69
|
tТО2
= 21,6. 1,37 = 29,6
|
tТО2
= 31,2. 1,37 =42,7
|
tТР= tТРн. КТР
где, tТР - скорректированная трудоемкость ТР на 1000 км. пробега, чел. ч.
КТР = К1.
К2. К3. К4.
К5
где, К1 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТР, учитывающий категорию условий эксплуатации; по
ОНТП - 01 - 91.
К2 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТР, учитывающий модификацию подвижного состава; по
ОНТП - 01 - 91.
К3 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТР, учитывающий климатический район; по ОНТП - 01
- 91.
К5 - коэффициент
корректирования трудоемкости ТР, учитывающий условия хранения подвижного
состава; по ОНТП - 01 - 91.
КамАЗ 44108
|
КрАЗ - 65055
|
К1= 1,1
|
К1= 1,1
|
К2= 1,1
|
К2= 1,15
|
К3 = 1,2
|
К3 = 1,2
|
К4= 1,19
|
К4= 1,19
|
К5 = 1
|
К5 = 1
|
КТР = 1,1.1,1.1,2.
1,19.1=
1,7
|
КТР = 1,1.1,15. 1,2.
1,19.1=1,81
|
tТР
=5. 1,7 = 8,5
|
tТР
= 6,1. 1,81= 11
|
2.6 Определение годового
объема работ по ТО и ТР для подвижного состава
Зона ТО-1, ТО-2
Т1 Г = N1 Г. t1 CР
Т2 Г = N2 Г. t2 CР
где, Т1 Г,Т2 Г
- годовой объем работ по зоне ТО - 1 или ТО - 2, чел. ч;
N1Г, N2Г - годовое число обслуживаний ТО - 1, ТО - 2 для данной модели
подвижного состава; t1CР, t2CР - средняя расчетная трудоемкость ТО для группы подвижного
состава, человек
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
|
|
Т1 Г =796. 7,81= 6216,76 Т2
Г = 398. 29,6 = 11780,8
|
Т1 Г = 1971. 10,69 = 21069,99 Т2
Г = 493. 42,7 = 21051,1
|
Так как при проведении работ ТО
проводят несложный сопутствующий текущий ремонт, то определим годовой объем
работ по ТО с сопутствующим ТР.
Т1 (ТР) Г = Т1 Г +
ТСП. Р.1
Т2 (ТР) Г = Т2 Г +
ТСП. Р.2
где, Т1(ТР)Г, Т2(ТР)Г
- годовой объем работ по зоне ТО - 1 или ТО - 2 с сопутствующим ремонтом, чел.
ч.
Т1 Г, Т2 Г -
годовой объем работ по зоне ТО - 1 или ТО - 1 чел.ч.
ТСП.Р.1, ТСП.Р.2
- соответственно годовые объемы работ, сопутствующих ТР при проведении ТО - 1
или ТО - 2, чел. ч.
ТСП. Р.1 = С ТР.Т1
Г
ТСП. Р.2 = С ТР.Т2
Г
где, ТСП. Р.1, ТСП.
Р.2 - соответственно годовые объемы работ, сопутствующих ТР при
проведении ТО - 1, чел. ч.
СТР= 0,15…0,20 - доля
сопутствующего ТР, зависящая от состояния автомобилей.
Т1 Г, Т2 Г -
годовой объем работ по зоне ТО - 1 или ТО - 2, чел. ч.
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
ТСП. Р.1 = 0,15. 6216,76= 932,5
ТСП. Р.2 = 0,15. 11780,8= 1767,1
|
ТСП. Р.1 = 0,15. 21069,99= 3160,5 ТСП.
Р.2= 0,15. 21051,1= 3157,7
|
|
|
Т1 (ТР) Г = 6216,76+ 932,5=7149,26 Т1
(ТР) Г = 11780,8+ 1767,1= 13547,9
|
Т1(ТР)Г=21069,99+3160,5=24230,5 Т1
(ТР) Г = 21051,1+ 3157,7=24208,8
|
Зона ТР
ТТР Г = LП.Г. tTР/1000
где ТТР Г - годовой объем
работ по зоне ТР (постовые и участковые), чел. ч.;
LП.Г - годовой пробег
автомобилей технологически совместимой группы, км;
tTР - расчетная
трудоемкость ТР для группы подвижного состава, чел. ч.
Годовой объем постовых работ зоны ТР
по каждой технологически совместимой группе:
ТТР Г (ПОСТ) = (ТТР
Г - ТСП. Р.1). СП
где СП - доля постовых
работ ТР, табл. 2.8. ОНТП-01-91
ТСП. Р - суммарные
годовые объемы работ сопутствующих ТР при проведении ТО-1 и ТО-2, чел. ч.
ТСП. Р= ТСП. Р.1
+ ТСП. Р.2
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
|
|
ТТР Г = 3438008. 8,5/1000 = 29223,1
ТТР Г (ПОСТ) = (29223,1 - 2699,6). 0,5=132766,75
ТСП. Р= 932,5+ 1767,1= 2699,6
|
ТТР Г = 3547800. 11/1000=39025,8
ТТР Г (ПОСТ) = (39025,8 - 6318,2). 0,5 = 16353,8
ТСП. Р= 3160,5+ 3157,7=6318,2
|
2.7 Определение годового
объема работ
ТВСП = (Т1 Г +
Т2 Г + ТТР Г).КВСП/100
где ТВСП - годовой объем
вспомогательных работ по АТП, чел. ч;
КВСП - объем
вспомогательных работ, зависит от количества автомобилей, (до 50 авт. - 30%, от
100 до 125 - 25%, свыше 250 - 20%).
КамАЗ 44108
ТВСП = (6216,76+ 11780,8+
29223,1). 30/100 = 14166,2
КрАЗ - 65055
ТВСП = (21069,99+
21051,1+ 39025,8). 30/100 = 24344,1
.8 Расчет численности
производственных рабочих
РТ = Т Г /ФТ
где, РТ - технологически
необходимое число рабочих;
Т Г - общий годовой объем
работ по зоне, чел. ч;
ФТ - годовой фонд времени
технологически необходимого рабочего при 1-сменной работ, ч.;
ФТ = 2070 ч. для
производств с нормальными условиями труда;
РШ = ТТР Г /ФШ
Т Г - общий годовой объем
работ по зоне, чел. ч;
Фш - годовой фонд времени
штатного рабочего при 1-сменной работ, ч.
Фш =1820 ч. для
производств с нормальными условиями
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
РТ = 6216,76/2070 =3 РШ = 6216,76/1820
=3,14= 4
|
РТ = 21069,99/2070 = 10,2 = 10 РШ =
21069,99/1820 = 11,5=11
|
2.9 Расчет числа постов
зоны ТО-1 при организации процесса на универсальных постах
Количество постов ТО-1n, шт., вычисляем по формуле
,
где - такт поста, т.е. время обслуживания автомобиля на посту, мин;
R - ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин.
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
Принимаем 1 пост ТО-1. Принимаем 4
поста ТО-1.
Такт поста определяем по формуле:
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
где: - годовая трудоемкость постовых работ зон ТО1, ТО2 (чел. ч);
-
коэффициент неравномерности загрузки постов
-
численность рабочих, одновременно работающих на посту;
-
годовая программа ТО-1 или ТО-2;
-
коэффициент использования рабочего времени на посту;
- время
установки автомобиля на пост и съезда с него
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
Ритм производства определяется по
формуле:
КамАЗ 44108 КрАЗ - 65055
где: - продолжительность работы зоны ТО за одну смену
-число
смен;
-сменная
программа ТО-1 или ТО-2
3. Подбор оборудования
№
|
Наименование оборудования
|
Тип, марка, ГОСТ
|
Краткая характеристика
|
Количество
|
Общая площадь
|
1
|
Установка для заправки моторным маслом
|
С-239
|
Емкость бака, л-63. Масса, кг-32. Габаритные размеры
(425-470-1050) мм.
|
1
|
0,19
|
2
|
Солидолонагнетатель смазочный
|
С-322
|
Вместимость бака, л-63. Масса, кг-37. Габаритные размеры
(470-540-1200) мм;
|
1
|
0,25
|
3
|
Установка передвижная для сбора отработанного масла
|
С-508
|
Емкость бака, л-63. Масса, кг-34. Габаритные размеры
(730-550-1080) мм.
|
1
|
0,4
|
4
|
Установка заправочная для трансмиссион-ных масел
|
С-223-1
|
Масса, кг-20. Габаритные размеры (540-730-1000) мм.
|
1
|
0,39
|
5
|
Компрессор передвижной
|
МК-3
|
Масса, кг-40. Габаритные размеры (660-400-600) мм.
|
1
|
0,26
|
Шкаф для инструмента
|
Собственного производства
|
Габаритные размеры (1200-550-1000)
|
2
|
1,32
|
7
|
Верстак слесарный, металлический
|
Собственного производства
|
Тип - двухтумбовый. Количество ящиков, шт. - 12. Масса, кг -
106. Габаритные размеры (1500-1300-770) мм.
|
2
|
1,94
|
8
|
Ящик для песка
|
ОРГ-1468 03 320
|
Масса, кг - 30,2 Габаритные размеры (1000-500-1100) мм.
|
3
|
0,5
|
9
|
Ларь для отходов
|
Собственного производства
|
Габаритные размеры (800-800-540) мм.
|
2
|
0,64
|
10
|
Гайковерт для гаек колес.
|
И-330
|
Габаритные размеры (1100-650-1100) мм.
|
1
|
0,72
|
4. Расчет
производственной площади объекта проектирования
Fз=(fa ∙ n + fоб) ∙ Kп
Fз - производственная
площадь объекта проектирования, м2;
ѓа - площадь горизонтальной
проекции автомобиля, м2;
n - количество постов по зоне ТО и ТР и постов диагностики;
Fоб - суммарная площадь
горизонтальной проекции технологического оборудования, расположенного вне
площади, занятой постами или линиями, м2;
KП - коэффициент плотности
расстановки оборудования и постов.
Fз = (20,23∙1+24,63∙4+11,51)
∙4=521у, 04
Согласно принятой сетке колонн 6x6 и с учетом стандартных
железобетонных конструкций, принимаем 504 м2.
Список литературы
автотранспортный
оборудование производственный
1. «Положение о
техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта» Москва «ТРАНСПОРТ» 1988 г. Ред. Л.А. Мостицкий
. «Исследовательская и
расчетно-технологическая часть» 2010 г. (методичка)