Трансформация учетной системы по МСФО на основе формирования новой учетной политики предприятия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    554,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трансформация учетной системы по МСФО на основе формирования новой учетной политики предприятия

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования




Кафедра Бухгалтерского учета,

финансов и аудита



РЕФЕРАТ

на тему: «Трансформация учетной системы по МСФО на основе формирования новой учетной политики предприятия»










Уссурийск

г.

1.
АДАПТАЦИЯ УЧЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


Переход на МСФО влечет за собой изменение налогового законодательства, усовершенствование системы анализа и аудита. Следовательно, претерпевает изменения вся учетно-налоговая система.

На данный момент времени модель учено-налоговой системы в России имеет вид (рис.1):

Рис. 1. - Модель учетно-налоговой системы в России

В странах Европейского союза применение МСФО является обязательным. Это дает возможность формировать единое экономическое пространство, сопоставимость и понятность данных для инвесторов любой из стран ЕС и обеспечивает свободное сотрудничество и вложение капитала. Модель учета в Великобритании представлена на рис. 2:

Рис 2. - Модель учетно-налоговой системы Великобритании

Согласно мнению английских ученых, налоговое планирование является составной частью системы финансового менеджмента. При этом оно занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.

Целью налогового планирования является оптимизация налогов, а также повышение финансовой устойчивости предприятия и его значимости. Разрабатываются специальные модели экономии налогов. Этим занимается отдельная служба на предприятии, состоящая из 3-10 человек, имеющих соответствующую квалификацию. Модели утверждаются финансовым директором и руководителем фирмы. Все решения принимаются на основе правила реальной доходности после уплаты налога.

Адаптация учетно-налоговой системы к МСФО должна базироваться на принципах:

нет жесткого регулирования финансового учета государством;

правила и стандарты разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров;

отчетность ориентирована на широкий круг инвесторов;

обращение ценных бумаг, защита интересов акционеров лежит на биржах ценных бумаг;

применение профессионального суждения бухгалтера;

истинное и непредвзятое представление данных о финансовом положении компании;

приоритет экономического содержания над формой;

сумма бухгалтерской прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой величины;

параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета;

невмешательство налогового законодательства в систему бухгалтерского учета;

развитая система управленческого учета, встроенного в финансовый учет;

разработка методик налогового анализа, учитывающих производственные особенности, на уровне профессиональных обществ;

большая роль налогового планирования в организациях и высокая научная проработанность данной области;

четкое разграничение налогового и финансового анализа, а также аудита в силу принципа «невмешательства» налогового законодательства в бухгалтерскую систему;

выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И МСФО


При применении МСФО очень важно грамотно составить учётную политику. От того, насколько хорошо продумана система учета в компании, будут зависть итоговые показатели финансовой отчетности. Если же учет в организации ведут по российским стандартам и затем трансформируют полученные данные в международный формат, необходимо четко разграничить принципы отражения активов и обязательств обеих систем.

Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ принимает Минфин России по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и ЦБ РФ на основании заключения экспертного органа. Это  Положение вступило в силу с 19 марта 2011 года.

Для того, чтобы организация могла составлять отчетность по МСФО необходимо выполнение следующих условий:

наличие квалифицированного персонала или привлечение внешних консультантов;

разработка единой учетной политики для всех компаний группы;

применение автоматизированных средств для подготовки консолидированной отчетности;

выбор способа составления отчетности: консолидация по РСБУ и ее трансформация по МСФО или составление отчетности по МСФО на уровне отдельной группы и ее дальнейшая консолидация.

В соответствии с МСФО вопросы, связанные с выбором, применением и раскрытием учетной политики, рассматриваются в МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки». Стандарт обязывает составлять учетную политику, основанную на достоверности финансовой отчетности, а ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» трактует учетную политику как совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни предприятия.

По МСФО может быть составлено несколько учетных политик по группе однородных вопросов. В России Учетная политика у предприятия одна и ее нужно утверждать соответствующим распорядительным документом - приказом. По МСФО утверждать учетную политику, как отдельный нормативный документ, не обязательно.

Фирмы, которые ведут сегодня учет по МСФО, могут не выбирать один из этих вариантов, а использовать оба. Но для подготовки отчетности имеет смысл утвердить учетную политику как отдельный документ. Для полноценного предоставления информации целесообразно раскрывать нужные сведения в комментариях по статьям.

Затем утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов и документов внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота, порядок проведения инвентаризации. Это необходимо по российским стандартам отчетности.

МСФО не требуют составления приложений, поскольку относят их к системе внутреннего контроля фирмы. Стандарты содержат достаточно полное и подробное руководство по отражению хозяйственных операций в отчетности, учитывают специфику отраслей, однако могут возникать ситуации, которые МСФО не регламентируют. В этих случаях необходимо действовать исходя из потребностей пользователей и надежности информации.

Под надежностью понимают качественные характеристики: правдивость, нейтральность, существенность и др.

Подходы к составлению плана счетов также различны. В РСБУ это нормативный документ. Предприятия могут только вводить дополнительные счета и субсчета. В МСФО нет единого плана счетов. Они рекомендуют разрабатывать такой план, исходя из деятельности компании, для максимального соответствия специфике деятельности.

Необходимо, чтобы соблюдались условия:

была возможность проведения анализа всех элементов отчетности;

максимальное упрощение анализа путем выделения важных статей;

простота составления отчетов о финансовом положении, о совокупных доходах и др.;

возможность быстрой доработки плана счетов к задачам управленческого учета, а не к задачам управления имуществом;

Параллельный учет основан на автономном отражении каждого факта хозяйственной жизни предприятия по РСБУ и МСФО. Такой вариант учета более достоверный, но требует больших затрат на осуществление, связанных с большими вмененными издержками и высокими запросами к квалификации персонала. Для ведения параллельного учета необходимо иметь 2 бухгалтерии, либо одни и те же бухгалтеры должны выполнять двойную работу. Поэтому так важно введении автоматизации на предприятии. Особенно этот вопрос актуален для предприятий, вынужденных публиковать отчетность несколько раз в год, например при размещении акций на бирже.

Внедряют табличный редактор MS Excel. Модель представляет собой расшифровку всех статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Составляются аналитические таблицы по объектам учета и операциям. Производится пересчет итогов и приведение их в соответствие требованиям. Работа ведется вручную. Между отделами распространяются формы Excel для заполнения данных:

Бухгалтерия - по запасам, основным средствам и задолженности;

Кредитный отдел - информацию по кредитам и займам;

Юридический отдел - данные по объектам недвижимости (здания, земля).

Заполненные формы поступают в бухгалтерию, где данные объединяются и, на основе полученной информации, составляется первичная разноска по статьям учета по МСФО и РСБУ.

Окончательное преобразование происходит в плане статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Эффективность автоматизации необходимо сопоставлять с затратами на ее осуществление. При разработке учетной политики по МСФО страховым компаниям необходимо произвести ревизию всех договоров на предмет принятия на себя значительного страхового риска по ним, произвести пересчет их по справедливой стоимости.

Немаловажное значение в определении элементов учетной политики для целей управленческого учета, ориентированного на МСФО, приобретает институциональный подход. Институционализм - взаимосвязь экономических явлений с правовыми, социальными, политическими и др.

Методика формирования учетной политики для целей управленческого учета, ориентированного на МСФО, представляет многоэтапный процесс, отражающий взаимосвязь управленческого и финансового учета и международных стандартов. (Рис. 3)














Рис. 3. - Методика формирования учетной политики для целей управленческого учета в соответствии с принципами МСФО

Необходимо определить ключевые элементы управленческого учета, чтобы не допустить копирование статей нормативных документов.

Рассмотрим подробно методический отдел учетной политики для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, т.к. учет затрат является основной системы управленческого учета и заключается в сборе и группировке затрат, их распределении по объектам учета, для которых требуется отдельный учет и оценка.

Информация, формируемая в учетной политике для целей финансового учета по РСБУ, управленческого учета и отчетности в соответствии с принципами МСФО, может различаться методами ее подготовки (табл. 1).

Организационный раздел учетной политики включает вопросы формирования управленческой службы, центров ответственности и ответственных лиц, системы внутреннего контроля, уточнение управленческой терминологии, регламент внутреннего документооборота и др. Технический отдел учетной политики включает технику учета: разработка плана счетов; технику составления формы учетных регистров и внутренней управленческой отчетности; определение валюты учета и отчетности; определение калькуляционного периода; источники информации для отражения в управленческом учете и др. Методический раздел предполагает отражение элементов методики, определяющих варианты представления в финансовой отчетности информации о деятельности предприятия исходя из альтернативных приемов и способов. При этом построение его может быть разнородным.

При разработке учетной политики необходимо придерживаться принципов: экономической обоснованности применения МСФО; связь с системой мотивации; единства терминологии с МСФО.

Принятие элементов учетной политики по принципам МСФО обеспечивает высокий уровень прозрачности механизма принятия управленческих решений.

учетная политика налоговый управленческий

Положение учетной политики

МСФО

РСБУ

Управленческий учет

Сближение управленческого учета с МСФО

1.Порядок признания расходов

Нет специального стандарта. МСФО 2 «Запасы» регулирует оценку расходов по материалам, МСФО 16 «Основные средства» - затраты по амортизации, МСФО 19 «Вознаграждения работникам» - расходы по оплате труда. Данные стандарты регулируют порядок включения затрат в первоначальную стоимость продукции, о.с., нма, а также порядок их списания в виде амортизации или выбытия. МСФО 23 «Затраты по займам» определяет учет расходов по займам.

ПБУ 10/99

Система управленческого учета законодательно не регламентирована и ведется в соответствии с информационными запросами менеджеров организации.

Нет препятствий для применения расходов по МСФО в системе управленческого учета

2. Процедура распределения косвенных расходов. Выбор базы.

МСФО 2 «Запасы» для каждой группы косвенных затрат определяет свою базу: - нормальная производственная мощность для постоянных косвенных расходов; - фактическая производственная мощность для переменных косвенных расходов. Если фактическая мощность соответствует нормальной мощности, то можно применять и ее.

- заработная плата производственных рабочих; - стоимость основных фондов; - сумма прямых затрат; - число машино-часов

Применяются любые базы в зависимости от метода калькулирования. Для этого определяется: - носитель затрат; - величина распределяемых расходов; - способ распределения; - база распределения

Возможен вариант распределения косвенных расходов и выбор базы в соответствии с МСФО

3. Перечень статей калькуляции

 - затраты на приобретение; - прочие затраты (приведение запасов в фактическое состояние); -затраты на переработку (прямые затраты труда, распределенные постоянные и переменные накладные расходы)

Статьи калькуляции разрабатывают самостоятельно с учетом отраслевых инструкций

Произвольно с учетом отраслевых особенностей, структуры предприятия, видов деятельности

Нет препятствий для составления калькуляции по принципам МСФО

4. Оценка запасов при отсрочке платежа

МСФО 2 кредиторская задолженность дисконтируется и не включается в себестоимость продукции

Все расходы включаются в себестоимость

В зависимости от методов калькулирования и целей управления себестоимостью

Ввести дисконтирование кредиторской задолженности.

5. Затраты на хранение запасов

 Если хранение - не часть производственного процесса, то не включаются в себестоимость

Запасы на хранение в незавершенном производстве относят на себестоимость

Организация самостоятельно выбирает вариант учета затрат на хранение

Нет препятствий

6. Расходы будущих периодов

Нет статьи. Признается расход текущего периода, либо конкретного актива

Отдельная статья в группе мпз

Выбор метода зависит от метода калькулирования и целей управления

По возможности, отказ от РБП.

7. Выбор метода калькулирования

-нормативный; - метод продаж

- нормативный; - попередельный; - попроцессный; -позаказный.

- калькулирование полной себестоимости; - неполной себестоимости; - учет фактической себестоимости; - учет нормативных затрат; - попроцессный метод; - попередельный метод; - позаказный; - ABS-costing; - Just in time

Выбор метода зависит от конкретной деятельности предприятия. В учетной политике прописываются способы разделения затрат на постоянные и переменные.

8. Признание общехозяйственных расходов

Относятся на текущие расходы

ПБУ 10/99: суммы, признаваемые на счет 26, относят на счет 20 «Основное производство» или на счет 90 «Продажи»

Организация самостоятельно выбирает вариант учета косвенных расходов

Необходимо списывать в ограниченных объемах суммы на счет 25, а 26 целиком списывать на счет 90 «Продажи»




Таблица 2. - элементы организационного раздела учетной политики для целей управленческого учета, ориентированного на МСФО.

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты учета или разработанные самостоятельно

МСФО

Сближение управленческого учета с МСФО

Организационный раздел

Формирование внутренних сегментов деятельности - центров ответственности

Центр доходов Центр расходов Центр прибыли Центр инвестиций

МСФО 8 «Операционные сегменты» разрешает определять операционные сегменты, используя управленческий подход: сегменты устанавливаются менеджерами компании

Количество ЦО зависит от специфика деятельности, структуры, отраслевой принадлежности компании.

Формирование системы управленческой терминологии

Разработка отдельного положения об управленческой терминологии

В МСФО в каждом стандарте имеется раздел «Определения», в котором приводятся все термины и определения, используемые в данном стандарте

В положении об управленческой терминологии помимо специфических терминов необходимо указать терминологию по МСФО, используемых в организации.


Содержание элементов технического раздела учетной политики для управленческого учета, ориентированного на МСФО, представлено в таблице 3.

Важное значение при формировании учетной политики имеет содержание методического раздела (табл. 4).

Таблица 3. - Элементы технического раздела учетной политики для целей управленческого учета, ориентированного на МСФО.

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты учета или разработанные организацией самостоятельно

МСФО

Сближение управленческого учета с МСФО

Технический раздел

План счетов управленческого учета

На основе российского Плана счетов с максимальной детализацией. В управленческом учете чаще всего счета доходов и расходов группируют по функциям затрат (заработная плата, аренда, реклама и т.д.) и по характеру (расходы на продажу, управленческие расходы)

На основе кодировки счетов по МСФО

Техника составления и формы учетных регистров внутренней управленческой отчетности (с учетом качественных характеристик информации)

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» - формы управленческой отчетности и специфичны для каждой организации и конкретного уровня управления и определяются потребности менеджеров. Качественные характеристики бухгалтерской информации установлены Концепцией бухгалтерского учета. К ним относятся: уместность, надежность, сопоставимость информации. Характеристика понятности информации отсутствует.

МСФО 8 «Операционные сегменты». МСФО 34 «Промежуточная отчетность». Качественные характеристики по МСФО: понятность, уместность, надежность, правдивое представление, преобладание содержания над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота, сопоставимость, своевременность. МСФО 18 «Выручка» определяет порядок учет выручки по конкретным сделкам.

Для формирования управленческой отчетности применимы требования МСФО 8 к составу раскрываемой информации по сегментам бизнеса. Использование МСФО 34 полезно для управленческого учета, так как стандарт определяет общие принципы составления промежуточной финансовой отчетности. Для целей управленческого учета оптимальнее использовать качественные характеристики информации по МСФО. Критерии признания выручки в МСФО 18 применимы для составления управленческой отчетности.

Валюта учета и представления отчетности

Рубль, доллар, евро

Условные единицы

На выбор валюты управленческого учета затрат могут влиять разные факторы. Например, существование материнской компании или основного акционера, ведущего свой учет в другой валюте (доллар, евро).


Таблица 4. - Элементы методического раздела учетной политики для целей управленческого учета, ориентированного на МСФО

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты учета или разработанные организацией самостоятельно

МСФО

Сближение управленческого учета с МСФО

Методический раздел

Порядок отнесения имущества к оборотным и внеоборотным активам

Согласно ПБУ: - внеоборотные активы - активы, способные приносить доход, которые не потребляются полностью в течение операционного цикла (или имеют срок полезного использования свыше года). - оборотные активы - денежные средства, а также активы, которые в последующем будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее чем через год или в течение одного производственного цикла.

В МСФО актив представляет собой элемент, связанный с оценкой финансового положения, и одновременно ресурс контролируемый компанией. Используется два метода группировки и отражения активов: - оборотные (краткосрочные) - удовлетворяют любому из следующих критериев: предназначены для использования или реализации в течение года и представляют собой денежные средства (их эквивалент); - внеоборотные (долгосрочные) - это все прочие активы.

Для управленческого учета полностью подходят принципы отнесения активов к оборотным и внеоборотным по МСФО. Все, что выходит за рамки перечисленных категорий основных средств, более детально прописывается в отдельных стандартах: МСФО 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращенная деятельность»; МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость». МСФО 16 «Основные средства».

Первоначальная оценка внеоборотных активов

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» По фактической себестоимости (в сумме расходов на приобретение, сооружение, изготовление)

МСФО 16: актив оценивается по первоначальной стоимости. МСФО 38: нематериальный актив должен первоначально оцениваются по себестоимости. МСФО 40: первоначальная оценка инвестиционной недвижимости должна производиться по себестоимости. В первоначальную стоимость необходимо включать затраты по сделке.

Применение критериев первоначальной оценки по МСФО. В отличие от национальных стандартов, в оценке объектов о.с. по МСФО присутствуют имущества, взамен которого приобретается и устанавливается новый объект о.с.

Методы последующей оценки (переоценки) внеоборотных активов

В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческая организация может не чаще одного раза в год (начало отчетного) переоценивать группы однородных объектов по текущей (восстановительной) стоимости. Согласно п. 22 ПБУ 14/07 нма могут проверяться на обесценение в соответствии с МСФО

МСФО 38 «Нематериальные активы» и МСФО 16 «Основные средства» практически идентично определяют две модели оценки внеоборотных активов после первоначального признания: - по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (основные средства); - по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (нма); - по переоцененной стоимости: по сумме переоценки, за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (о.с. и нма).

Для управленческого учета будет полезно применение критериев МСФО 38 о сроках полезной службы нма.

Формирова-ние резервов

В российской системе бухгалтерского учета порядок создания резервов строго регламентирован. Количество резервов, которые могут создавать организации, ограничено: -условные резервы; - предстоящих расходов и платежей; - оценочные резервы.

МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» определяет критерии признания и количественной оценки резервов, условных обязательств и условных активов. Устанавливает требования по раскрытию соответствующей информации в финансовой отчетности. Если положения, регламентирующие учет специальных резервов, условных обязательств и активов, содержатся в других МСФО, то применяется следующий стандарт

Для управленческого учета целесообразно использовать принципы раскрытия информации о резервах по МСФО: - постатейная подробная сверка балансовой стоимости резервов; - описание характеристики обязательств и предполагаемого срока и погашения по каждому резерву; - наличие и причины неопределенности в отношении суммы и срока погашения обязательств; - предполагаемые компенсации любой третьей стороны с указанием суммы признанных активов по известным компенсациям

Трансферт-ное формиро-вание цены (внутрифир-менное)

НК РФ с 1.01.2012 регулирует вопросы трансфертного ценообразования. На практике наиболее широко применяют методы расчета: - на основе рыночных цен; - на основе себестоимости по принципу «себестоимость плюс»; - на основе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги)

МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» определяет цены между аффилированными лицами: - метод сопоставимой неконтролируемой цены (цена устанавливается по стоимости аналогичной продукции, проданной покупателю, не являющемуся аффилированным лицом); - метод цены перепродажи; - метод «затраты плюс» (прибавление соответствующей надбавки к цене поставщика). Считается возможным применение МСФО 24 для регулирования отдельных аспектов трансфертного ценообразования, т.к. названный стандарт регламентирует ситуации, при которых связанные стороны могут взаимодействовать на условиях, не соответствующих концепции «справедливой стоимости».

Трансфертные цены (ТЦ) складывается при сделках между взаимосвязанными компаниями исходя из соображений целесообразной организации бизнеса и оптимизации финансовых потоков, что относится к области управленческого учета. Применение зарубежных принципов расчета трансфертных цен: - ТЦ должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений; - ТЦ должна поддерживать автономность ЦО (децентрализованное управление внутри предприятия); - ТЦ должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.

Выбор способа оценки готовой продукции (работ, услуг)

- по фактической производственной себестоимости; - по нормативной (плановой) себестоимости; - по прямым статьям расходов; - по договорным ценам; - по ценам, предусмотренным вышестоящей организацией

МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»: - по справедливой стоимости готовой продукции

Подходят способы оценки готовой продукции, определенные по МСФО, т.е. от прогнозирования продаж.

Критерии оценки деятельности ЦО

Зависят от стратегии компании: -финансовые показатели; -нефинансовые показатели. Часто используется модель сбалансированной системы показателей Д. Нортона и Р. Каплана (США).

МСФО 8 регулирует порядок раскрытия информации по каждому отчетному сегменту: - финансовые показатели (прибыль, сумма активов каждого сегмента); -нефинансовые (степень зависимости от крупных покупателей и др.)

Считаем целесообразным использование интегрированного механизма деятельности ЦО, сочетающего в себя финансовые и нефинансовые показатели, сформированные в ССП и МСФО

Учет дебиторской и кредиторс-кой задол-женности

В отечественном учете ДЗ отражается в полном объеме без создания резервов. ДЗ учитывается: - по срокам возникновения; - по периодам погашения; - по степени надежности.

Учет ДЗ и КЗ регулируется МСФО 32 «Финансовые инструменты: предоставление в финансовой отчетности», МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», МСФО 36 «Обесценение активов»

Для управленческого учета считаем целесообразным применение принципов оценки ДЗ и КЗ по МСФО. Все финансовые инструменты подлежат справедливой стоимости, исключение - долговые инструменты с базовыми признаками займа, которые могут оцениваться по амортизационной или справедливой стоимости.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Васильева М. В. «Алгоритм трансформации отечественной информационной учетно-налоговой системы к МСФО». Управленческий учет. №2, - 2012 г. - 87-98с.

.        Ложкина С. Л. «Институциональная характеристика положений учетной политики в системе управленческого учета, ориентированного на МСФО». Управленческий учет. №12,- 2011 г. - 88-99с.

.        Попова Л. В. «Структура модели учетно-налоговой системы, адаптированной МСФО». Управленческий учет. №2, - 2012. - 99-106 с.

Похожие работы на - Трансформация учетной системы по МСФО на основе формирования новой учетной политики предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!