Методы компенсации рисков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    281,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы компенсации рисков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие теории риска в процессе эволюции экономической мысли

2. Понятие, роль и функции предпринимательских рисков      

. Методы компенсации предпринимательского риска, их практическое применение в российской практике  

Примеры практического применения в российской практике методов компенсации риска

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность предприятия во всех ее формах и проявлениях, всегда связана с многочисленными рисками. Эти многочисленные риски, генерирующие различные финансовые угрозы, выделяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее значимую роль в общем “портфеле рисков” предприятия.

Из этого следует, что выявление экономической сущности предпринимательских рисков и установление форм их воздействия на результаты деятельности предприятия является одной из актуальных задач.

В основе предпринимательской деятельности всегда лежат ожидания получить прибыль. Эти ожидания достаточно неопределенные - могут сбываться или нет, поэтому всегда предпринимательство ассоциируется с риском.

Прогнозирование и минимизация негативных последствий неопределенности ожиданий составляют, в самом общем понимании, суть управления риском.

Методы компенсации риска - одно из перспективных направлений борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности.

По виду воздействия данные методы относят к упреждающим методам управления.

1. Развитие теории риска в процессе эволюции экономической мысли

Термин “риск” имеет достаточно древнюю этимологию. В первоначальной своей буквальной трактовке, упоминаемой еще Гомером, он характеризовался как “опасность лавирования между скал” [3, с. 10].

В предпринимательской деятельности практика учета фактора риска известна с древних времен. Испокон веков, она связывалась, в первую очередь, со страхованием имущественных ценностей. Так, самые первые договоры о коллективной компенсации убытков, которые связаны с риском гибели или повреждения судов при перевозке грузов, были зафиксированы еще в третьем тысячелетии до новой эры в Финикии; аналогичные договоры собственников перегоняемого скота на случай его гибели или кражи составлялись и в Палестине. Законодательная база страхования рисков была заложена во втором тысячелетии до новой эры в Вавилоне. Так в широко известных “Законах Хаммурапи” предусматривалась необходимость заключения договоров между участниками торговых караванов на предмет возмещения убытков, которые связаны с риском грабежа или нападения разбойников [3, с. 10].

Несмотря на более чем древнюю историческую практику учета риска в предпринимательстве, теоретические аспекты этой категории стали объектом научного экономического анализа только с XVIII века. Генезис теории предпринимательского риска связан с научными постулатами представителей разнообразных школ и течений экономической мысли.

Начало формирования основных принципов теории риска в предпринимательской деятельности неразрывно связано с парадигмой экономического анализа классической политэкономии, и в первую очередь, с работами А. Смита. В своем труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1784 г.) он рассматривал теорию предпринимательского риска на примерах оплаты труда наемных рабочих, функционирования лотерей, а также практики страхового дела. Так, подробно описывая различия в уровнях заработной платы с позиций фактора риска, он утверждал, что рабочим необходима более высокая оплата труда в тех случаях, если им не гарантирована постоянная занятость. Данный принцип формирования условий трудового контракта лег позже в основу одной из известных теорий, в которой он рассматривается как сделка между работником, избегающим риска, и фирмой, которая нейтральна к риску.

А. Смит одним из первых выявил, что в основе предпринимательского риска лежит не только экономическая, но и психофизическая природа. Так, чтобы проиллюстрировать тот факт, что многие люди склонны переоценивать шансы удачи и, при этом, недооценивать шансы потери, он приводит примеры из практики лотерей и страхового бизнеса, в которых и описывается “страсть к риску”.

Постепенно А. Смит пришел к выводу о том, что “профессии с высоким уровнем риска гарантируют в среднем более высокую оплату, чем профессии с низким уровнем риска”. Этот вывод позднее и был заложен в основу известного современного постулата о взаимосвязи уровней доходности и теории риска.

Значительный прорыв в развитии теории предпринимательского риска связан с исследованиями маржиналистов. В основе их экономической парадигмы лежит теория предельной полезности. Маржиналисты сосредотачивают внимание на микроэкономическом анализе, в частности, на поведении потребителя в условиях риска и неопределённости. Ими предложены ряд известных математических моделей оценки поведения потребителей. Их основные принципы используются в предпринимательской практике и по сей день.

Начальные попытки оценки рисковых решений в условиях неопределенности с учетом поведения потребителей лежат в статье известного швейцарского математика Д. Бернулли о Санкт-Петербургском парадоксе (1738 г.), который выдвинул гипотезу о том, что математическое ожидание выигрыша определяется с учетом его субъективной оценки. То есть, принимая свои решения в условиях неопределенности, люди руководствуются не “математическим ожиданием” шансов на успех, а “моральным ожиданием успеха, при котором вероятность взвешивается на полезность дохода”. При этом предельная полезность дохода с каждым приростом данной полезности будет снижаться. В условиях снижающейся предельной полезности денежного дохода люди будут настаивать на увеличении выплат, с целью компенсации риска от данной потери. Например: “Никто не станет платить 1 доллар за шанс выиграть 2 доллара с вероятностью 50 процентов”, - утверждал он [3, с. 11].

Во второй половине XIX столетия гипотеза Д. Бернулли инициировала возникновение самостоятельного психофизического направления школы исследования предпринимательского риска (а именно - поведения индивидуумов в условиях неопределенности), основателями которой являются В. Вебер и Г. Фехнер. Сформулированный ими “Закон Вебера-Фехнера” утверждал, что осязаемые различия в восприятии явлений прямо пропорциональны интенсивности стимулов. Под стимулами ими понимался прирост доходов. Иными словами, этот теоретический вывод утверждал, что выбор решений в условиях неопределенности в значительной степени обусловлен субъективной оценкой уровня риска и доходности конкретными людьми.

Развивая учение маржиналистов, дальнейшее развитие теории риска получила благодаря исследованиям Й. фон Тюнена. В своей работе “Изолированное государство” (1850 г.) он впервые рассмотрел сущность инновационных рисков в процессе предпринимательской деятельности. Характеризуя инновационную деятельность как самую рискованную в экономическом процессе, он элиминировал размер прибыли предпринимателя в разрезе следующих составляющих: “дохода после уплаты налогов, платы за управление и страховой премии по исчисленным рискам потерь”.

Этот вывод впервые определил различия между “условиями риска” (т.е. условиями, вероятность которых может быть рассчитана) и “условиями неопределенности” (т.е. условиями, вероятность которых непредсказуема и не поддается количественному анализу). Другими словами: так как инновационная деятельность в экономическом процессе характеризуется невозможностью предсказания с какой-либо точностью доходов или убытков, то предприниматель, осуществляющий её является единственным претендентом на непредсказуемый остаточный рисковый доход [3, с. 12].

Теория получения сверхприбыли в процессе осуществления рисковой инновационной деятельности получила значительное дальнейшее развитие благодаря трудам марксистов. Согласно К. Марксу, внедрение нового оборудования является одним из двух главных источников сверхприбыли капиталистов, при этом, вторым источником выступает принуждение рабочей силы к более интенсивному труду. В соответствии с выводами Маркса, осуществление рисковых инновационных инвестиций, с одной стороны, позволяет в значительной мере преодолевать ограниченность экономической отдачи факторов производства, а с другой, - существенно нейтрализовать действие закона снижения доходности инвестируемого капитала. В соответствии с марксистской теорией, инновационное инвестирование, хоть риски его и значительны, является важнейшим инструментом активного формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Значительное внимание проблемам риска было обращено представителями неоклассической экономической школы, среди которых следует в первую очередь отметить работы А. Маршалла. Прежде всего, он поставил под сомнение выводы своих предшественников, рассматривающих прибыль “сугубо как вознаграждение за нестрахуемый риск” на том основании, что от большинства видов риска предприниматель способен застраховаться. А. Маршалл отмечал, что если субъекты хозяйствования, вовлеченные в определенную отрасль, являются чрезмерно азартными игроками, для которых сдерживающее влияние риска понести убытки значит притягательности шанса получить большую выгоду, неопределенность условий может действительно снизить средний уровень доходов в отрасли. Однако он утверждал, что, все таки, в подавляющем большинстве случаев риск действует в противоположном направлении, т.е. большинство предпринимателей ограждает себя от чрезмерного риска. То есть, другими словами, для них общая полезность растущего дохода увеличивается медленнее, чем растущий уровень риска. С течением времени эта теория А. Маршалла была положена в основу одной из моделей экономического поведения предпринимателей в условиях риска, получившей название “модель неприятия риска ”.

Весомый вклад в развитие инновационной теории риска был внесен представителем школы институционализма Й. Шумпетером, который в своей книге “Теории экономического развития” (1912 г.) предложил новый подход к оценке роли предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность в условиях риска. Шумпетер утверждал, что только технологические инновации способны породить положительную ставку процента. Из этого следует, предприниматель, осуществляющий инновационную деятельность в условиях высокого риска, является источником всех положительных динамических изменений в экономике.

Американский экономист Ф. Найт, в своей поистине революционной для того времени книге “Риск, неопределенность и прибыль” (1921 г.) развивает вывод Й. Тюнена о различиях между исчисляемым и неисчисляемым предпринимательским риском. Первый он четко формулирует как собственно риск, а второй - как неопределенность (uncertainty).

Условия риска он характеризует как таковы, в которых или известна “априорная вероятность” (например, вероятность выпадения в азартных играх одной из граней игральной кости заведомо равна одной шестой) или известна “статистическая вероятность” (например, вероятность человека дожить до определенного возраста, исчисляемая на основе статистического учета смертности). От такого риска всегда можно застраховаться, включив страховые взносы в “постоянные издержки отрасли”, возмещаемые потребителями в цене товара подобно другим издержкам производства.

Условия неопределенности Найт рассматривает как таковы, в которых ни вероятности, ни даже полный набор возможных результатов неопределенны, из-за отсутствуя прецедента. Эта неопределенность, с которой сталкивается большинство предпринимателей, “не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы”. Предпринимателю заранее неизвестна цена, по которой будет продан его продукт, но в то же время он обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства. Если реальная выручка превысит этих выплаты, он получит прибыль, а если меньше - то неизбежно потерпит убыток [3, с. 14].

Теоретические выводы Ф. Найта позволили впервые со времен А. Смита четко отделить фактор риска от факторов производства в процессе формирования предпринимательской прибыли.

Теория риска получила определенное развитие и в работах представителей экономической школы кейнсианства. В своей статье “Общая теория занятости” Дж. Кейнс акцентирует внимание на неопределенности, которая господствуя в экономической жизни, не поддающется вероятностным оценкам.

Эта неопределенность в значительной степени оказывает влияние на экономическое поведение людей. Вследствие этой неопределенности, отмечал он, инвестиции обречены колебаться вместе с колебаниями доверия в сфере бизнеса, не находящимися ни в какой предсказуемой зависимости от стандартных экономических величин.

Современный синтез теории риска включает в себя многочисленные его характеристики, связанные в основном с практическими аспектами ее использования в разнообразных видах экономической деятельности - страховом бизнесе, банковском деле, инвестициях и т.п. Современная парадигма финансового риск-менеджмента, формирование которой получило интенсивное развитие начиная с 50-х годов двадцатого столетия, базируется на работах преимущественно американских исследователей. В финансовом риск-менеджменте наиболее широкое использование получили такие теории риска, как “современная портфельная теория” (Марковица, Тобина и др.), модель оценки стоимости финансовых активов (Шарпа, Линтнера, Моссина и др.), модель оценки стоимости опционов (Блэка, Скоулза, Мертона и др.) и ряд других [3, с. 15].

2. Понятие, роль и функции предпринимательских рисков

Риск, как явление, имманентен любой сфере деятельности человека, что непосредственно связано с многообразием условий и факторов, которые влияют на исход решений, принимаемых людьми.

Сущность предпринимательского риска связано необходимо рассматривать в связи с функциями, которые присущи риску в предпринимательской деятельности. В экономической литературе, большинство авторов выделяют следующие функции риска:

инновационная;

регулятивная;

защитная;

аналитическая [1].

Стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем, предпринимательский риск выполняет инновационную функцию.

При помощи анализа зарубежной литературы можно выявить, что в международной хозяйственной практике есть огромный положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большинство фирм, компаний, которые достигли значительных успехов, стали, взяв за основу своего развития инновационную стратегию, связанную с риском. Согласно исследованиям, рисковый тип хозяйствования приводит к более эффективному производству, от которого выигрывают предприниматели, потребители, а также общество в целом.

В основе регулятивной функции лежит противоречивый характер. Данная функция проявляется в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, сопряжен с получением значимых результатов с помощью нестандартных, нетрадиционных способов, позволяя тем самым преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным инновациям. В этих свойствах и проявляется суть конструктивной формы регулятивной функции предпринимательского риска, которая также заключается и в таком постулате, который гласит о том, способность рисковать - один из основных путей успешной деятельности предпринимателя.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, риск может послужить признаком авантюризма, субъективизма, особенно в ситуации неопределенности, дефицита информации. В этом случае риск носит «негативный оттенок», выступая в роли дестабилизирующего фактора. Исходя из этого, можно сделать вывод, что хотя риск и "благородное дело", не любые решения стоит слепо и наобум реализовывать на практике, поскольку все они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

В связи с вышеизложенным напрашивается следующий вопрос: что же такое "разумный риск"? Удачным может послужить определение К. Татеиси, который в своей работе "Вечный дух предпринимательства" пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался "правила 70/30" [2].

«Предположим, что вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется "разумным риском"". Однако К. Татеиси полагает, что в некоторых случаях "правило 70/30" чрезмерно регламентирует свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать "правило 30/70" [2].

Защитная функция риска, в свою очередь, проявляется в том, что если для предпринимателя риск является естественным состоянием, то, следовательно, в порядке вещей должно стать ему и терпимое отношение к неудачам. Инициативные, предприимчивые хозяйственники нуждаются в социальной защите, юридических, политических и экономических гарантиях со стороны государства, минимизирующие в случае неудачи крупные потери, а также стимулирующие оправданный риск. Чтобы решиться на риск, предпринимателю нужно быть уверенным, что вероятная ошибка не может уничтожить ни его дело, ни его реноме. Вероятность ошибки необходимо расценивать как атрибут, который имманентен независимости и свободе, а не как явление, возникающее вследствие профессиональной несостоятельности.

Целесообразно выделить также и аналитическую функцию предпринимательского риска, связанную прежде всего с тем, что сам факт наличия риска предполагает необходимость выбора одного из нескольких альтернативных вариантов решений. В этой связи, предприниматель в процессе принятия решения анализирует все имеющиеся альтернативы, выбирая, таким образом, те, в которых эффект наиболее превышает затраты и риск, то есть - наиболее рентабельные. Данная альтернативность, в зависимости от конкретного содержания ситуации риска, обладает различной степенью сложности, разрешаясь разными вариантами. В простых ситуациях, к примеру, при заключении договора поставки сырья, предприниматель полагается, как правило, на интуицию, а также на прошлый опыт.

Однако, при оптимальном решении гораздо более сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, нужно руководствоваться специально разработанными гигантами, в основном, западной экономической мысли, специальными методы анализа. Анализируя функции предпринимательского риска, следует также раз подчеркнуть, что, не взирая на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и потенциальным источником значительной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя состоит вовсе не в отрицании принятия на себя рисков, а в выборе решений, которые, хоть и связанные с риском, но уже на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, сознательно идя на риск. Чувствительность к риску у предпринимательской фирмы, имеющей большой капитал или выпускающей многономенклатурную продукцию, в определенной степени будет ниже, чем у небольшой фирмы. Но при этом, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.

3. Методы компенсации предпринимательского риска, их практическое применение в российской практике

При разработке стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в форме комплекса, состоящего из двух стадий процедур: "оценки" и "управления риском".

Оценка риска - совокупность механизмов анализа риска, идентификации причин возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска, а также определения роли каждого источника в общем профиле риска предприятия. Оценка риска стратегии предприятия формируется на многостороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) обследовании предприятия и среды его функционирования как потенциальных источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составлении цепочек логического развития событий при действии тех или иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на разработке механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

Полученные оценки уровня риска, стратегии предприятия могут трактоваться по разному. Во-первых, для предварительного упорядочения по критерию уровня риска вариантов стратегии или ее элементов, во-вторых, после выбора наиболее приемлемого варианта стратегического решения полученные оценки "стартового" уровня риска используются для менеджмента риском при разработке комплекса действий по уменьшению риска в ходе реализации стратегии.

Риск-менеджмент содержит в себе разработку и реализацию экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня, в контексте рассматриваемого предприятия. Управление риском берет себе за основу также и результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые, а также иные необходимые исследования.

Объектом оценки и управления риском выступают стратегические решения предприятия, стратегический план, который содержит ряд утверждений и предположений касаемо будущего развития внешней среды, рекомендаций по тактическим действиям руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о поведении потребителей продукции, поставщиков сырья, конкуренции в данном сегменте рынка и др.

В реальных хозяйственных ситуациях, а именно, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться разнообразные методы снижения уровня риска, которые воздействуют на те или иные стороны функционирования предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа (рис 1.) [4].: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска.

Методы компенсации риска - одно из основных направлений борьбы с различными угрожающими ситуациями, которое связано с созданием систем предупреждения опасности. Оно представляет собой группу специфичеких методов компенсации риска. По своему характеру и виду воздействия их следует относить к упреждающим методам управления [5]. Недостатком является то, что эти методы, как правило, в значительной мере трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности, которой будет зависеть эффективность их реализации.

Рисунок 1 - Классификация методов управления риском

К наиболее эффективным методам рассматриваемого типа методов относится использование стратегического планирования как основы, своеобразного фундамента и консолидирующей составляющей предприятия. Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает эффект лишь в том случае, если буквально все сферы деятельности предприятия вовлечены в процесс разработки стратегии. Серьезная работа по стратегическому планированию, которой обычно предшествует изучение потенциала предприятия, может нейтрализовать значительную долю неопределенности. В рамках исследования стратегического потенциала предприятия могут быть обнаружены узкие места в производственном цикле, источники ослабления рыночных позиций предприятия в своем рыночном сегменте, и, в итоге, заранее подготовлен профиль факторов риска данного предприятия в стратегической перспективе. Разработанный на основе изучения потенциала стратегический план будет, соответственно, включать комплекс компенсационных механизмов, план использования и подключения резервов и т.д.

Составной частью данного метода можно считать прогнозирование внешней среды, в частности и её экономической составляющей. Суть его заключается в периодической разработке тщательно продуманных возможных сценариев развития, а также оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения потенциальных партнеров или поведения конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие играет роль продавца или покупателя, и, наконец, в прогнозировании уже на глобальном и на макроуровне.

Естественно, эти прогнозы немыслимы и без мониторинга текущей информации о происходящих процессах. Поэтому следует назвать еще один важный и эффективный метод - мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Фундаментом здесь может стать информатизация, а именно, приобретение компьютерных систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих информационных услуг. Полученные в результате данные позволяют выявить свежие тенденции во взаимоотношениях предпринимателей, заранее подготовиться к инновациям, предусмотреть необходимые мероприятия по компенсации потерь от изменения правил ведения предпринимательской деятельности, "на лету" скорректировать тактические и стратегические планы.

Метод создания системы резервов чрезвычайно близок к страхованию, но делает акцент на внутренней среде самого предприятия, а именно: создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, резервируются производственные мощности, заблаговременно, как бы «на будущее», устанавливаются новые контакты и связи.

Следует подчеркнуть, что при относительном снижении инфляции, зачастую отдается предпочтение финансовым резервам - своеобразной «подушке безопасности». Эти резервы могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.п.

Следовательно, для предприятия актуальными становятся задачи разработки финансовой стратегии, политики управления капиталом, организация его оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности средств.

Метод Активного целенаправленного маркетинга подразумевает интенсивное формирование спроса на свою продукцию. Для данной цели можно использовать различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Многие директора активно ведут время от времени своеобразные "профилактические" работы по компенсации различных факторов риска. Например, чтобы воздвигнуть препятствия на пути недружественных поглощений и попыток "мягкого шантажа" применяется прием, известный под названием "отравленная пилюля" (poisonpill) [5].

Смысл этого приема компенсации риска состоит в том, что предприятие выпускает незначительное количество конвертируемых привилегированных акций, которые получают в свою собственность владельцы обыкновенных акций. Эти ценные бумаги можно конвертировать в обыкновенные голосующие акции корпорации. Однако их держателям выгодно это делать, когда кто-то ведет активную скупку обыкновенных акций и, следовательно, вызывает увеличение их курса. Таким образом, "налетчик", начиная скупку акций корпорации, провоцирует увеличение акций в обращении и рост их курсовой цены, что соответственно требует от него больших затрат для приобретения желанного контрольного пакета.

К компенсационным профилактическим мерам борьбы с факторами риска недружественного поглощения относится также так называемое "позитивное лоббирование". В США "позитивное лоббирование" привело к обложению 90%-ным налогом сумм, полученных фирмами - "налетчиками", в случае, если факт "мягкого шантажа" удается доказать.

Другим примером компенсационного антирискового поведения предприятий, обеспечивающего защиту экономических интересов путем создания препятствий утечке информации, можно назвать способы борьбы с различными проявлениями промышленно-экономического шпионажа. Как показывают исследования, утечка важной и конфиденциальной для данного предприятия информации осуществляется в основном через его персонал.

В российской практике практике распространены следующие приемы, частично заимствованные из опыта развитых стран:

·  придание информации статуса коммерческой тайны;

·        введение специального ограничительного делопроизводства;

·        разбивка массивов информации на отдельные блоки с ранжированным доступом к ним сотрудников;

·        воспитание у персонала чувства ответственности, корпоративной чести, навыков защиты конфиденциальной корпоративной информации;

·        применение аппаратных средств защиты от промышленно экономического шпионажа (создание препятствий визуальному наблюдению и дистанционному прослушиванию, нейтрализация паразитных электромагнитных излучений и наводок, использование технических средств обнаружения несанкционированных подслушивающих и записывающих устройств, применение программно-технических средств защиты информации, передаваемой по каналам связи и обработки информации).

К сожалению, в отечественной практике довольно редко, но все же проводится предупредительная работа с персоналом, направленная на воспитание чувства ответственности, выработку навыков защиты конфиденциальной информации предприятия и т.п. В государствах с развитой экономикой необходимый уровень защиты подобной информации в дополнение к этому достигается еще и мерами административного и организационного характера, которые обеспечивают высокий корпоративный дух, низкую текучесть кадров, реальное участие сотрудников в управлении предприятием.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ МЕТОДОВ КОМПЕНСАЦИИ РИСКА

Пример принятия решения в условиях риска

Реальный пример принятия управленческого решения в условиях риска построен на примере автомобильной компании «Арбат-Авто».

В условиях постоянно растущей конкуренции компания сделала вывод о том, что клиентам компании, которые покупают дорогие и шикарные машины, целесообразно предложить дополнительную услугу, такую, как застрахованный автомобиль. При этом расходы по страхованию первые три года несет компания.

Разумеется, точно неизвестно, будут ли аварии. сколько и какой ущерб они причинят, будет машина угнана или нет, но, при этом, согласно статистике транспортных происшествий, а также исходя из данных ГИБДД по угону автомобилей марки «BMW» известно было, что одна из десяти машин раз в году попадает в аварию и средний ущерб составляет $ 1 000 (цифры условные). Если предположить, что среднегодовой объем продаж автомобилей составляет 240 автомашин, то за год вероятны 24 аварии, которые в своей совокупности нанесут ущерб в $24000.

Исходя из этих данных. принимается решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере страховой суммы.

В данной ситуации использовался вероятностный подход, который предполагает прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. использовались:

а) известные, типовые ситуации ( наподобие вероятности появления герба при

бросании монеты равна 0.5);

б) предыдущими распределениями вероятностей (например ,из выборочных

исследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);

в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно или с привлечением экспертной группы.

Последовательность действий в этом случае такова:

• прогнозируются возможные исходы Ak, k = 1 ,2,....., n;

• каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk, причем Ерк=1

• выбирается критерий (например максимизация математического

ожидания прибыли );

• выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.

Величина планируемого дохода в каждом рассматриваемом случае (страхования или не страхования) не определенна и приведена в виде распределения вероятностей:

Таблица 1 - Величина планируемого дохода в виде распределения вероятностей

СО СТРАХОВАНИЕМ

БЕЗ СТРАХОВАНИЯ

Прибыль (в у.е.)

Вероятность

Прибыль

Вероятность

130000

0,1

90000

0,1

135000

0,2

100000

0,2

140000

0,4

110000

0,35

145000

0,2

120000

0,25

150000

0,1

130000

0,1


В таком случае, математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно

У(Да)=0.1 * 130000 + 0.2 * 140000+......+ 0.1*170000 = 140000

У(Дб) 0.1 * 90000 + 0.2 * 100000+......+ 0.1*130000 = 110500

Таким образом проект A более предпочтителен . Следует , правда отметить , что этот проект является и относительно более рискованным.

Пример, основанный на методе построения дерева решений

В более сложных ситуациях в анализе ситуаций используется так называемый метод построения дерева решений. Рассмотрим логику этого метода на следующем примере:

Управляющему автосервису «Вектор» необходимо принять решение о целесообразности приобретения для проведения работ «сход-развал» станка М1 или станка М2. Станок М2 является более экономичным, что обеспечивает более высокий доход на единицу обслуживаемой техники, вместе с тем он более дорогой и, при этом, требует относительно больших накладных расходов:

Таблица 2 - Постоянные и операционные расходы на единицу обслуживаемой техники


Постоянные расходы (в у.е.)

Операционный расход на единицу обслуживаемой техники (в у.е.)

Станок М1

15000

Станок М2

21000

24 


Принятие решения может был выполнено в несколько этапов :

Этап 1. Определение цели .

В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли .

Этап 2. Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение)

Управляющий может выбрать один из двух вариантов :

а1 = {покупка станка М1}

а2 = {покупка станка М2}

Этап 3. Оценка возможных вариантов исходов и их вероятностей (которые носят случайный характер ).

Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса (количество обслуживаемых автомобилей) на продукцию и соответствующие им вероятности следующим образом :

х1 = 1200 единиц с вероятностью 0.4

х2 = 2000 единиц с вероятностью 0.6

Этап 4. Оценка математического ожидания возможного дохода

Рисунок 2 - Оценка математического ожидания возможного дохода в виде дерева решений

Е (Да ) = 9000 * 0 . 4 + 25000 * 0 . 6 =8600

Е (Дб) = 7800 * 0 . 4 + 27000 * 0 . 6 = 19320

Исходя из этого, вариант с приобретением станка М2 является более экономически целесообразным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются со значительной совокупностью различных рисков, которые различны как по месту и времени возникновения, так и по внешним и внутренним факторам проявления и т. п. Как правило, все риски взаимосвязаны и оказывают совокупное влияние на деятельность предпринимателей. Для того чтобы давать верную оценку влиянию рисков на деятельность предприятия, является необходимой классификация их на основные виды.

Метод диссипации риска представляет собой более гибкий инструмент управления рисками. Один из основных приемов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.

Метод «создание системы резервов» очень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.

Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Наука о предпринимательском риске чрезвычайно сложна.

Методы анализа и оценки предпринимательского риска предстоит во многом ещё разрабатывать и создавать. Предпринимательский риск - это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение, направленное на достижение поставленной цели, теряет полностью или частично свои ресурсы, недополучает ожидаемый доход или несет не предусмотренные замыслом дополнительные материальные и финансовые расходы.

риск прогнозирование предпринимательский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Гончаренко, Л.П. Риск-менеджмент [Текст]: учебное пособие / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин. - М.: КноРус, 2007. - 216 с.

2.      Татеиси, К., Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. [Текст] / К., Татеиси, К., - М. 2010.

.        Бланк И.А. Управление финансовыми рисками.- К.: Ника-Центр, 2009- 600 с.

4.      Коршунова, Л.Н. Оценка и анализ рисков [Текст] / Л.Н. Коршунова, Н.А. Проданова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 96 с.

5.      Мескон, М.Х., Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2009. - 704 с.

.        Бартон Т. Л., Шенкир У.Г., Уокер П.Л. Риск-менеджмент. Практика ведущих компаний.- М.: Вильямс, 2008.- 208 с.

.        Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения : учеб. пособие / В. М. Гранатуров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и Сервис, 2010. - 208 с.

.        Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. - М.: Бератор-ПРЕСС. 2009 - 205 с.

Похожие работы на - Методы компенсации рисков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!