Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте















Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте

Уже в первые три месяца жизни нормально развивающегося ребенка заметен прогресс в его эмоциональной сфере: малыш не только плачет, но и смеется. В 3-4 месяца младенец пытается установить эмоциональный контакт со взрослым. Он улыбается, заглядывает в глаза, издает звуки и реагирует на попытки взрослого оставить его одного. В возрасте 10 месяцев ребенок эмоционально реагирует на свое настроение, выражая его изменением голоса (тоном, громкостью). В этом же возрасте он активно подражает выражению лица взрослого. В 1 год 4 месяца малыш начинает реагировать на яркие эмоциональные проявления других, например, обращает внимание на плачущего ребенка, а с 2-2,5 лет начинает подражать поведению взрослых или играть в «кого-либо» (повар, врач и др.). Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для новых игр, а реакции взрослых помогают уточнить их отношение к различным поступкам малыша. Игра позволяет в контролируемой ситуации получать новые знания и наращивать свой эмоциональный и социальный опыт. В 2-3 года нормально развивающийся ребенок может ориентироваться в таких понятиях, как плохой, хороший, веселый, злой. Внутренний мир его расширяется, активно развивается воображение. Ребенок стремится говорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке, истории, событиях детской жизни.

Однако не всегда развитие ребенка соответствует параметрам нормы. Хотим обратить внимание на специфику развития детей с нарушениями эмоциональной сферы, которые могут диагносцироваться как дети с ранним детским аутизмом в усвоении социальных навыков. (РДА). У них наблюдаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерны явное

стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, нарушение или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи. С возрастом у детей может проявиться задержка психического развития, трудности в усвоении социальных навыков.

Несмотря на то, что раннее развитие детей с аутизмом подобно нормальному развитию, можно заменить ряд специфических особенностей, которые могут насторожить родителей и специалистов уже с первых месяцев жизни малыша. Остановимся подробнее на этих особенностях.

Некоторые дети с нарушенным эмоциональным развитием первого года жизни малоактивны, могут терпеть мокрые пеленки, не просят пить или есть. Они характеризуются как гиповозбудимые. Такой ребенок не интересуется даже яркими игрушками, не стремится исследовать окружающую среду, остается максимально пассивным. Может несколько часов лежать тихо, не засыпая, не требуя к себе внимания взрослого, долго оставаться в одиночестве.

Другие дети (гипервозбудимые) в раннем возрасте повышенно возбудимы, отличаются двигательным беспокойством, которое сочетается с беспричинным криком, сопротивлением при купании, пеленании, с трудом засыпают, избирательны в еде. У них начинают вырабатываться особые ритуалы в процессах кормления, укладывания спать, в процедурах гигиенического ухода, нарушение которых приводит к резкому недовольству или даже к агрессии. Когда же ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он становится практически неуправляемым - может бежать без оглядки, не чувствуя никакой опасности. Подобная активность малыша не связана с исследованием окружающего мира.

Наблюдая такое разное раннее развитие детей с аутизмом, можно выделить ряд общих особенностей, свойственных как гиповозбудимым, так и гипервозбудимым детям.

Взаимопонимание матери и нормально развивающегося ребенка проявляется в его улыбке, адресованной маме. Улыбка ребенка с аутизмом, как правило, появляется вовремя, но не адресуется конкретному человеку, существует сама по себе и может быть вызвана различными посторонними факторами - звуком погремушки, пестрыми обоями, солнечным зайчиком на стене. Малыш не испытывает потребности в телесном контакте. Он не просится к матери на руки, на ее руках испытывает неловкость, дискомфорт, затрудняется в принятии удобной позы, а иногда проявляет особую напряженность, скованность, пытается отстраниться. Уже в раннем возрасте малыша можно заметить и такой специфический признак аутизма, как избегание взгляда глаза в глаза. Родителям трудно поймать взгляд ребенка, который смотрит как бы «сквозь» или крайне непродолжительно на лицо другого человека.

Исследователи отмечают, что у 80% детей с РДА на первом году жизни фиксируются различные страхи. Предполагают, что дети с аутизмом имеют физиологическую готовность к страхам. Они могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства, могут бояться прикосновения, шума пылесоса, шелеста бумаги и Страхи детей с нарушениями эмоционального развития условно можно разделить на группы:

·объяснимые (малыш боится определенных предметов и явлений, у него возникают страхи из-за присутствия мнимой угрозы для жизни, например, при умывании боится задохнуться в потоке воды; страшится шума пролетающего самолета и т. п.);

·необъяснимые (ребенок находится в состоянии общей тревоги и беспокойства);

·страхи перед всем новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим сложившиеся жизненные привычки ребенка. Страх перед изменением в окружающей обстановке, эта одна из основных проблем аутизма, начинает проявляться уже в раннем возрасте.

В своем наиболее характерном виде ранний детский аутизм проявляется в возрасте 2,5-3 года. В настоящее время разработаны международные критерии диагностики, в основе которых лежат аутизм, стереотипные действия и специфическое речевое развитие.

Аутизм проявляется как «уход в себя», отгороженность ребенка от реального мира, крайняя затрудненность или невозможность установления эмоционального контакта с малышом.

Стереотипность выражается в многократном повторении однообразных действий и может наблюдаться уже с первых двух лет жизни, когда ребенок постоянно раскачивается в кроватке, подпрыгивает, постукивает по предметам, обнюхивает или облизывает их. Стереотипии могут быть весьма разнообразными: верчение или потряхивание кистями рук, удары по своим ушам, надавливание на глаз, трясение тряпочек, разрывание бумаги, перелистывание страниц книги и многое другое. Такие действия становятся особенно заметными в момент перевозбуждения ребенка и носят явный самоуспокаивающий характер. Стереотипность наблюдается также в повторении одних и тех же звуков, слов, фраз, задавании одних и тех же вопросов.

Специфическое речевое развитие ребенка - это один из симптомов раннего детского аутизма. Своеобразность речевого развития может насторожить родителей уже с первых лет жизни ребенка. У некоторых детей может наблюдаться почти полное отсутствие речи, у других - механическое повторение слов, фраз, сказанных другими людьми. Характерно наличие в речи слов-штампов, фраз-штампов, которые произносятся без осмысления. В речи отсутствуют обращения, длительное время не используются личные местоимения. Дети, как правило, о себе говорят в третьем лице - «Петя пойдет», «Девочка хочет», или используют выраженные в неопределенной форме глаголы: «Дать пить!». Наблюдаются нарушения темпа речи, звукопроизношения, невнятность речи и др. Первые слова,

которые произносит малыш, могут быть специфичны и оторваны от его потребностей, например, трактор, лампочка. Слова «мама», «папа», как правило, возникают после двух лет вслед за другими словами. Фразовая речь может появиться в возрасте от 1,5 до 3 лет. Фразы достаточно сложны по построению и представляют собой цитаты из радио- или телепередач.

В основе обследования ребенка с целью точной диагностики нарушений или задержек в развитии и выработки на этой основе системы коррекционной помощи лежит длительное наблюдение за ним. Необходимым является знание основных симптомов аутистического дизонтогенеза, так как оно позволяет осуществить раннее выявление патологии развития и построить коррекционную работу в начале формирования этого сложного нарушения психического развития ребенка. Важно отметить, что коррекционная помощь, проводимая, по возможности, уже с первых месяцев жизни ребенка, может значительно снизить тяжесть и глубину проявления аутизма.

Определим некоторые направления работы с малышом в раннем возрасте (до трех лет), которые помогут в коррекции нарушений раннего эмоционального развития. Как отмечают специалисты Е. Р. Баенская, К. С. Лебединская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская и др. (1991, 2003), для успешности такой работы важно, чтобы с ребенком занимались все члены семьи. Проявлением аутизма является нарушение коммуникативных способностей ребенка. Нередко наличие особой симбиотической привязанности к матери или к тому человеку, который проводит с малышом наибольшее количество времени. Подобная избирательность еще больше отдаляет ребенка от окружающих. Включение в процесс общения с малышом на наиболее ранних этапах других близких ему людей позволит смягчить эту проблему. В этом случае, даже если ребенок и будет стремиться к общению в привычных жестких стереотипных формах, то количество стереотипов расширится, а взаимодействие с окружающими может стать более гибким и разнообразным. Участие двух взрослых в процессе коррекционной работы является и практически необходимым, поскольку один родитель берет на себя внешний контакт с малышом, а второй является помощником ребенка в плане реагирования, т. е. действует его руками, ногами, издает за него звуки, тем самым помогая малышу высказываться и действовать. С такой помощью легче формировать моторные навыки, элементы игры, развивать речь и т. д.

Малышу с аутизмом свойственна выраженная эмоциональная незрелость, поэтому обязательно определяются его реальные возможности, учитывается его реальный «эмоциональный», а не биологический возраст. Быстрое пресыщение даже приятными впечатлениями, предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требование от ребенка немедленного выполнения действий без учета характерных для него задержанных реакций - все это может усилить проблему взаимодействия с окружающим. Вначале важно определить доступный ребенку уровень взаимодействия. Незнание и возможное превышение этого уровня может вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии ребенка.

Основным приемом коррекционной помощи ребенку с нарушением эмоционального развития является организация соответствующей окружающей среды. Важнейшей ее составляющей можно считать специальный, постоянно поддерживаемый взрослыми эмоционально окрашенный режим воспитания. В него включаются два направления: режим положительного эмоционального комментирования и режим временной и пространственной организации жизни ребенка. К режиму положительного эмоционального комментирования относится регулярное проговаривание взрослым в присутствии ребенка всех происходящих действий, обязательное объяснение смысла событий, помощь в установлении связей между ними. Замечая стереотипные действия ребенка, взрослый регулярно озвучивает их, придает им осмысленность и положительную окраску. Например, если дочь любит раскладывать открытки или иные карточки в ряд, родитель может прокомментировать это следующим образом: «У тебя все всегда правильно разложено. Ты очень аккуратная девочка». Так комментируются любые события, различные мельчайшие детали жизни ребенка, осуществляется ее планирование и подытоживание произошедшего за день, например: «Сейчас мы с тобой наденем курточку и пойдем гулять в парк! Тебе нравится там качаться на качелях! Закроем дверь на ключ и пойдем...» и т. п. Ласковая, радостная окраска голоса при этом подбадривает ребенка, он может повторять сказанное взрослым или лепетать в ответ. Но даже если ребенок внешне остается безучастным. не следует прекращать эмоциональное комментирование, поскольку в этом случае оно особенно необходимо, оно усваивается ребенком неосознанно, незаметно для окружающих. Начатый по возможности раньше и активно применяемый взрослыми режим положительного эмоционального комментирования, учет ими положительных эмоциональных реакций самого малыша и акцентирование на них в дальнейших беседах позволяют расширять представления о происходящих событиях, помогают ребенку в дальнейшем познании окружающего мира.

Ребенок с нарушенным эмоциональным развитием затрудняется в самостоятельном установлении причинно-следственных связей между отдельно происходящими событиями и явлениями. В решении этой проблемы поможет использование режима временной и пространственной организации жизни, так называемая визуализация времени и пространства. Для этого оформляется режим дня, расписание, которое помогает малышу увидеть и усвоить общую последовательность происходящих событий. Режим дня может быть представлен в виде фотографий или картинок, на которых ребенок выполняет гигиенические процедуры, ест, читает книгу вместе с мамой, одевается, гуляет, готовится ко сну и т. д. Повторяя изо дня в день определенный распорядок дня, взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования, т. е. проговаривают вместе с ребенком утром, днем и вечером, что будут делать сегодня, что сделали и что планируют на завтра. Режим дня дает возможность вносить в привычный распорядок действий что-то новое. Непривычное или не совсем приятное для ребенка событие легче воспринимается, если оно запланировано заранее. Например, взрослый обращается к ребенку: «Сейчас мы с тобой уберем игрушки - видишь, это записано в нашем расписании. А потом по расписанию у нас прогулка». Вначале расписание лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий, чтобы у него не возник явный протест. Расписание рекомендуется составлять совместно с малышом, разъясняя внесенные в содержание пункты.

Пространственная организация также важна для малыша с аутизмом. При этом взрослыми используется режим положительного эмоционального комментирования. Они постоянно объясняют (рассказывают) ребенку, что происходит в данном месте, например: «Здесь мы чистим зубы... здесь обедаем... здесь одеваемся... а здесь мы помашем из окна папе рукой на прощанье...». Это помогает формировать простейшие бытовые стереотипы, которые будут способствовать дальнейшей социально-бытовой адаптации малыша. Использование режима временной и пространственной организации жизни ребенка, многократность повторений не только заранее готовит малыша к происходящим событиям, но и расширяет возможность изменения привычного стереотипа и переключения на другие действия. А значит, позволяет противостоять еще одной проблеме аутичного ребенка - быстрой пресыщаемости и застреваемости на отдельных событиях, страху перед изменением в окружающей действительности, расширяет возможности взаимодействия с малышом.

Ребенок с аутизмом очень чувствителен к сенсорным впечатлениям от окружающей обстановки. Поэтому при взаимодействии с ним следует использовать различные стимулы, способные подтолкнуть малыша к выполнению желаемых действий. Этому может помочь особая настроенность малыша на ритмическую организацию контакта, общения.

Например, ритмично качаясь на качелях, ребенок может послушать сказку или историю из его жизни, заучить небольшое стихотворение; ритмичный узор или орнамент в книге позволит дольше фиксировать внимание на картинке; выполнение привычного ритмичного действия (раскладывание карточек, собирание мозаики) позволяет прослушать фрагмент из детской книги.

Ребенок с аутизмом может с интересом складывать развивающие игрушки, построенные на принципе завершенности формы, например пирамидки, разрезные картинки, матрешки и т. п. Подобные действия успокаивают его, занимают на длительное время. Но, чтобы избежать стереотипизации и механичности выполняемых действий, взрослому необходимо помнить о режиме положительного комментирования и в такие моменты эмоционально говорить о ловкости и умелости малыша, хвалить его. ребенок нарушение эмоциональный речевой

Для повышения эмоционального тонуса ребенка используются игры со светом, водой, мыльными пузырями, мячом и другие, производящие приятное впечатление. Игры подбираются индивидуально, поскольку то, что нравится одному ребенку (например, игры с мыльными пузырями), другого может испугать, спровоцировать агрессию. Так, малышу с тяжелыми проявлениями аутизма может нравиться торможение, кружение или щекотание, поглаживание по рукам, прижимание к взрослому своими руками. При этом взрослому следует стремиться поймать взгляд малыша, повернуть его к себе лицом, поиграть в «прятки» - спрятать свое лицо, а потом неожиданно с улыбкой выглянуть. Постепенно ребенок будет учиться общаться, смотреть в глаза собеседнику, привыкать к тактильным контактам. Организуя подобное взаимодействие, взрослый постоянно помнит о том, что разговаривать с ребенком следует тихо и мало, не стоит быть резким и навязчивым, необходимо соблюдать дистанцию, чтобы не разрушить налаживающееся общение.

Большую проблему составляют страхи ребенка с аутизмом. Они могут быть связаны с особой повышенной чувствительностью и восприятием таких детей. Испытывая страх, дети часто не умеют объяснить его причину. Но, возможно, с возрастом ребенок сможет рассказать о том, что его пугало (например, мягкие игрушки, которые ему предлагали для игры, предметы одежды, обуви). Чтобы смягчить страхи, взрослые организуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации, подавляются влияния страхов. Страхи необходимо стараться предупреждать, обязательно объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя различные события, действия, шумы. Зная об этой особенности ребенка, необходимо тщательно подбирать игрушки, книги, стихи, исключая то, что может его эмоционально травмировать.

Следует отметить исключительно важную роль матери в развитии малыша с нарушениями эмоционального развития. Из-за постоянной тревоги и неуверенности в себе он нуждается в подбадривании, подчеркивании своих умений, силы, храбрости. Чем спокойнее, увереннее сама мать, тем легче ей привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контактов с ним. В общении с ребенком необходимо избегать фиксации на неудачах малыша, не рекомендуется использовать травмирующие слова типа «Ты испугался... У тебя не получилось... Не бойся...». Постоянно отмечаются и подчеркиваются любые его успехи. Вера матери в свое дитя - важное условие позитивного эмоционального развития ребенка.

Беспокоит родителей ребенка с аутизмом на третьем году его жизни и особое специфическое развитие речи, характеризующееся малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов. В этом случае можно использовать следующие приемы стимуляции речевого развития:

·Использование вокализаций (звуков) самого ребенка, которые взрослый повторяет вслед за ним, играет с этими звуками, меняя тембр и высоту их произнесения. Постепенно подобную вокализацию следует наполнять смыслом. Например, ребенок произносит «би», взрослый интерпретирует это как «обидели» или «би-би» - машинка. Малыш может принять предлагаемый вариант и научиться использовать его потом в конкретной ситуации;

·стимуляция речевой активности ребенка, которая осуществляется в

момент наибольшего эмоционального подъема. Например, во время игры с игрушечной собачкой взрослый произносит «ав-ав», при катании ребенка на качелях - «кач-кач» и др. Расширению активного словарного запаса может способствовать произнесение взрослым реплик за ребенка в тот момент, когда малышу чего-либо хочется, например: «Дай мне», «Мама, лови». Регулярное повторение отдельных восклицаний или слов взрослым будет способствовать появлению новых эхолалий в речи ребенка.

Для организации взаимодействия и развития речи предлагаем некоторые коррекционные игры, которые помогут определить направление работы с ребенком.

Игры для развития взаимодействия с ребенком

Нарисуй свое настроение

Ребенку предлагается нарисовать свое настроение. Для этого используется гуашь в баночках. На листе бумаги пальцами ребенок изображает, как он себя чувствует. При этом рисунок может быть бессюжетным, абстрактным. Основная задача - выразить в рисунке свое эмоциональное состояние.

Рисуем вместе

Совместно с малышом взрослый рисует «дождик», «солнышко», «зайчика». Нарисованный предмет обыгрывается: ребенку предлагается «пойти на прогулку», «встретить» этого зайчика или разных людей, игрушечных персонажей, «поговорить с ними». Рисунки, игрушки используются для вовлечения ребенка в контакт. Занятия по такой схеме проводятся несколько раз в день.

Взрослый ставит на стол баночку с мыльной пеной, проверив, чтобы крышка с кольцом для пузырей не была сильно прижата, и привлекает внимание ребенка. Показывает ему, как открыть и снять крышку, удерживая при этом баночку, чтобы не уронить на стол или на пол. Подняв крышку с кольцом вверх, машет ею, чтобы появились мыльные пузыри, вновь окунает кольцо в банку и слегка заворачивает крышку.

Берет руку малыша, помогает ему опять отвинтить крышку, вертит кольцо его же рукой, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закрывает крышку детской рукой, оставляет баночку на столе, а ребенку дается сигнал открыть ее самостоятельно. Затем необходимо показать ребенку предполагаемые движения и, если нужно, направить его руку в соответствующее положение.

Взрослый продолжает выполнять необходимые движения тогда, когда малыш смотрит на него. Эти действия повторяются до тех пор, пока ребенок не откроет крышку без помощи взрослого.

Поздоровайся с Зайчиком

За спинки стульев прикрепляются две ленты так, чтобы они образовали небольшой проход (дорожку). Дорожка может быть выложена с помощью клеенки. В конце дорожки ставится детский стульчик, на котором располагают игрушечного зайца (мишку).

Малышу предлагается пойти по этой дорожки в гости к Зайке. Подходя к игрушке, ребенок здоровается с ней (можно за лапку), уходя - прощается, машет рукой. При этом взрослый эмоционально комментирует все выполняемые ребенком действия и следит за сохранением им правильного направления движения.

Найди игрушку

Показать ребенку игрушку и дать ему с ней немного поиграть. Взять игрушку у ребенка и положить перед ним на стол, чтобы он это видел. Затем быстро накрыть игрушку салфеткой. Помочь ребенку стянуть салфетку его рукой. Воскликнуть: «О-о-о!» Взрослый делает вид, что очень удивлен, увидев игрушку, что-бы пробудить интерес у ребенка. По мере того, как ребенок осваивает игру и начинает сам с интересом стягивать салфетку, ему помогают все меньше и меньше.

Покатай Зайку

Показать ребенку игрушку «Заяц-барабанщик» (или другую звучащую) и словами «Смотри, Саша!» привлечь его внимание, показать, как взрослый тянет за веревочку и приводит в движение игрушку. Когда заяц стучит по тарелочкам и появляется звук, дать малышу в руку веревочку, зажать ее в его руке и, крепко удерживая, потянуть.

Похвалить его. После нескольких таких упражнений побудить ребенка тянуть за веревочку самостоятельно, указав ему на веревочку и изображая, как взрослый тянет ее. Если малыш не справляется, взрослый помогает ему. Добиваются того, чтобы он тянул веревочку без помощи.

Игры для развития речи

Начальная имитация звуков

Когда ребенок спонтанно произносит звук, взрослый копирует его и налаживает «беседу» так, чтобы звук повторялся ими поочередно. Каждый раз после повторения звука малышом взрослый поглаживает его, чтобы сообщить, как он хорошо подражает.

Время от времени взрослый повторяет различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом. Когда малыш начинает проявлять радость при подражании звукам, взрослый позволяет ему копировать только определенный из них, а затем переходит к другому простому звуку, чтобы выяснить, повторяет ли ребенок звуки взрослого.

Подражание звукам

Взрослый садится в кресло и усаживает ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая малыша, 4 раза подбрасывает его на коленях, повторяя при этом ритмично «бум-бум-бум-бум!». Затем, слегка наклонив малыша назад и

сразу же вернув его в прежнюю позу, говорит «гуп». После нескольких таких повторений подбрасывания замедляются. Взрослый наблюдает за ребенком, про-износит ли тот звук «гуп», чтобы возобновить игру. Если малыш ничего не говорит, то взрослый показывает, что он должен повторить этот звук, касаясь рукой его губ и указывая на губы взрослого. Если ребенок и на это не реагирует, взрослый продолжает свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа малыша. Ждать следует несколько секунд, а затем взрослый произносит звук сам, касаясь при этом губ ребенка и показывая, что он должен также произнести этот звук. Игра повторяется каждый день.

Первые звуки

Сесть с ребенком за стол.

Восклицания

Во время игры с мячом, взрослый роняет его и восклицает: «О-о!» Повторяет много раз оба действия (роняет мяч и произносит: «О-о!»), добиваясь, чтобы малыш ему подражал. Если необходимо, то взрослый придает рту ребенка форму «О». Если тот вместе со взрослым начал восклицать «О-о!», то, бросив мяч, следует подождать, чтобы проверить, правильно ли ребенок издает восклицание самостоятельно. Следует хвалить его, если звук произносится правильно. Затем малыша обучают протяжному произношению «О-о-о-о!» для выражения удивления. Для этого ему показывают любимую игрушку или лакомство и удивленно произносят: «О-о-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем получит это. В течение дня создаются такие ситуации, в которых ребенок будет применять полученные знания. Если он издает другой звук, то взрослый, повторив его пару раз, снова возвращается к звуку «О-о-о-о!».

Первые слова

Мама усаживает ребенка на колени лицом к лицу и, указывая на себя, говорит: «Мама». Затем подносит руку ребенка к своему лицу и повторяет еще раз: «Мама». Каждую попытку ребенка повторить слово «мама» поощряют, добиваясь

более четкого его произношения. Так же поступают со словами «баба», «папа». Затем более удобными являются слова «би-би» (машина), «ку-ка» (кукла). Называемые предметы всегда должны быть рядом, чтобы малыш мог соотнести слово с предметом. Обучая первым словам, взрослый выбирает лишь те, которые состоят из одного или двух слогов, звучащих идентично. Желательно, чтобы начальные звуки были простыми, легкими в произношении.

Отзовись на свое имя

Чтобы научить ребенка узнавать свое имя, нужно несколько раз в день называть его по имени громким, но спокойным голосом. Если при этом малыш смотрит на взрослого, то ему дают небольшое вознаграждение. Если же он не реагирует, то переходят в поле его зрения и снова повторяют имя. Хвалят малыша каждый раз, когда он повернет к взрослому голову. Если ребенок начинает реагировать на свое имя, то целесообразно разговаривать, постепенно увеличивая расстояние между ним и взрослым. Это упражнение рекомендуется выполнять постоянно, например, при кормлении, в процессе игры и т. д.

Кто это?

К двум годам малыш может научиться называть свое имя, некоторые предметы и действия. После этого его учат соотносить имя с самим собой. Подойдя с ребенком к зеркалу, показывают его отражение и многократно повторяют его имя. Когда ребенок покажет на себя и свое отражение, нужно сказать: «Кто это? - Это...» - и назвать лишь первый звук его имени. Если же малыш сделает попытку сам его произнести, назвать имя полностью, не забывая хвалить за каждую попытку. Научить ребенка называть свое имя будет намного легче, если создавать такие условия, в которых он имел бы возможность и необходимость делать это. Например, члены семьи, сидящие за столом, называют по очереди свои имена и одновременно показывают на себя. Малыш, подражая взрослым, должен будет сделать так же. В случае необходимости, можно оказать ему в этом помощь.

Назови членов твоей семьи

Показать фотокарточку ребенку. Если он посмотрит на сфотографированного человека, сказать: «Мама. Это мама. Саша, кто это? Это...» (пусть ребенок сам скажет). Если ребенку трудно, указать ему на свои губы, медленно повторяя слово. Затем помочь малышу произнести это слово, составив рукой взрослого губы ребенка соответственно слову. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет слово минимум пять раз. Добавив вторую фотокарточку, действуют с ней аналогично. Затем показывают малышу то одну, то другую фотокарточку, добиваясь правильного называния не менее пяти раз. После этого показывают на реального человека и опять задают вопрос. Если ребенок усвоил имена двоих членов семьи, можно переходить к именам других членов семьи. Многократно спрашивают у ребенка имя того, кого он видит, и имя самого ребенка.

Назови лакомства

Расположить лакомства так, чтобы ребенок их видел, и спросить: «Коля, что можно есть!» Четко подчеркнуть слово «есть». Если малыш показывает нужное, сказать: «Хорошо, Коля, что это?» Несколько раз назвать продукт, а ребенок должен повторить название. Если ему трудно произнести все слово, пусть скажет неполное. Через некоторое время он будет говорить лучше. Если же ребенок найдет не все, привлечь его внимание к оставшимся лакомствам.

Назови действие

Сесть с ребенком за стол и показать ему картинку, на которой изображен человек, выполняющий хорошо различимое простое действие, например, бегущий или идущий. Обращаясь к малышу: «Смотри, Андрей, человек бежит).» - подчеркивать слово, выражающее действие, чтобы он понял и увидел о чем идет речь. Важно повторять предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спросить: «Андрей, что делает человек?» Поощрять ребенка сразу же, как только он попытается сказать слово «бежит» или «бежать».

Таким же образом следует проводить работу и с другими картинками, иллюстрирующими простые, четко различимые действия, например «сидеть, спать, бежать, прыгать». Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, стоит следить за четкостью проговаривания нужного слова, использовать любую возможность для его закрепления.

Например, если ребенок бежит по комнате спросить его: «Что делает Андрей?» или «Андрей, тебе нравится бегать?» Если ребенок увидел человека, проходящего около дома, покажите на него и спросите: «Что делает человек? - Идет» Изучать рекомендуется не более двух-трех слов, постепенно доводя их количество до пяти, не забывая повторять все слова, которые изучались ранее. Так расширяется словарный запас ребенка.

Похожие работы на - Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!