Оценка радиоактивного загрязнения территории Беларуси
Введение
беларусь
постчернобыльский радиационный экологический
Формирование радиоактивного загрязнения
природной среды на территории Европы, в том числе Беларуси, началось сразу же
после взрыва реактора. Особенности метеорологических условий, которые наблюдались
в период с 26 апреля по 10 мая 1986 г., а также состав и динамика аварийного
выброса радиоактивных веществ обусловили сложный характер загрязнения
территории.
Анализ радиоактивного загрязнения территории
Европы цезием-137 показывает, что 34% чернобыльских выпадений этого
радионуклида на европейском континенте пришлось па территорию Беларуси, 24 - на
территорию России, 20 - на территорию Украины, 22% - на остальную территорию
Европы.
Загрязнение территории Беларуси свыше 37 кБк/м2
по цезию-137 составило 23% от всей площади республики, для Украины - 7, для
европейской части России - 1,5%. Это свидетельствует о более сложных и тяжелых
последствиях чернобыльской катастрофы для Беларуси по сравнению с Россией и
Украиной.
Важной задачей в послеаварийный период явилась
оперативная оценка радиоактивного загрязнения территории, а в настоящее время
проведение радиационного мониторинга объектов природной среды.
1. Радиационная обстановка на
территории Республики Беларусь в постчернобыльский период
.1 Радиоактивное загрязнение
территории
В результате аварии на Чернобыльской АЭС
суммарная активность выброса радионуклидов оценивается величиной порядка
1,85-1018 Бк (50 МКи). Анализируя пространственный характер
чернобыльских выпадений, следует выделить две особенности - масштабность
радиоактивного загрязнения и неоднородность распределения радиоактивных веществ
по территории. Высота выброса (до 2000 м) радиоактивных веществ определила
глобальный характер загрязнения, а выпадение осадков в момент прохождения облака,
мезо- и микрорельеф местности обусловили пестроту (пятнистость) загрязнения
территорий.
В результате аэрального осаждения радионуклидов
были загрязнены как сельскохозяйственные земли, так и природные экосистемы
(лесные, водные).
Огромные пространства были загрязнены
долгоживущими биологически значимыми радионуклидами - 37Cs
и ,0Sr.
Согласно действующему законодательству, одним из критериев отнесения территорий
к зоне радиоактивного загрязнения является превышение плотности загрязнения 3
Cs величины 37 кБк/м2.
Такое превышение было установлено на 46,5 тыс. км2 в 6
административных областях Беларуси.
Уровни загрязнения территории 90Sr
выше 5,5 кБк/м2 (законодательно установленный критерий для отнесения
территории к зоне радиоактивного загрязнения) обнаружены на площади 21,1 тыс.
км2 в Гомельской и Могилевской обл., что составляло 10 % от
территории республики.
Загрязнение территории изотопами 238>
23М40Ри с плотностью более 0,37 кБк/м2 (законодательно
установленный критерий для зон загрязнения) охватывало около 4,0 тыс. км2,
или около 2 % площади республики. Эти территории находятся преимущественно в
Гомельской обл. (Брагинский, Наровлянский, Хойникский, Речицкий, Добрушский и
Лоевский р-ны) и Чериковском р-не Могилевской обл.
Природные процессы распада радионуклидов за 25
лет, прошедших после аварии на Чернобыльской АЭС, внесли существенные
коррективы в структуру распределения радионуклидов на территории Беларуси. За
этот период уровни и площади загрязнения 137Cs
и 9(1 Sг
сократились. С 1986 по 2010 г. площадь территории республики, загрязненной l37Cs
с уровнем выше 37 кБк/м* (выше 1 Ки/км2), уменьшилась с 46,5 до 30,1
тыс. км2 (с 23 до 14,5 %), или в 1,6 раза. По загрязнению ’"Sr
с уровнем 5,5 кБк/м2 (0,15 Ки/км2) сокращение площадей
произошло - с 21,1 до 11,8 тыс. км2 (с 10 до 5,6 %), или в 1,8 раза.
Из общей площади загрязненной 137Cs
территории 20,86 тыс. км2 (69%) имеет плотность 37-185 кБк/м2
(1-5 Ки/км2), 6,60 тыс. км2 (22%)- 185-555 кБк/м2
(5- 15 Ки/км2) и 2,64 тыс. км2 - выше 555 кБк/м2
(выше 15 Ки/км2).
1.2 Изменение радиационной
обстановки в населенных пунктах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в
зоне радиоактивного загрязнения оказалось около 3600 населенных пунктов, в том
числе 27 городов, где проживало 2,2 млн человек. Из 471 населенного пункта
население было эвакуировано или отселено (295 - в Гомельской обл., 174 - в
Могилевской и 2 - в Брестской обл.). Всего отселено 137,7 тыс. человек, в том
числе эвакуировано в течение 1986 г. 24,7 тыс. жителей из 107 наиболее
пострадавших населенных пунктов, и в дальнейшем переселено 113 тыс. человек из
364 населенных пунктов.
Согласно Закону Республики Беларусь «О правовом
режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статья 4), перечень населенных пунктов,
находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, периодически обновляется.
Первый перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в зонах
радиоактивного загрязнения, утвержден в 1992 г. и далее пересматривался в 1996,
2002, 2004 и 2010 гг.
За послеаварийный период количество населенных
пунктов в зонах радиоактивного загрязнения и проживающего в них населения
существенно сократилось. Это связано, с одной стороны, с переселением жителей с
наиболее загрязненных населенных пунктов, а с другой - со снижением уровней
загрязнения территорий и доз облучения населения, обусловливающих переход
населенных пунктов из более «жестких» зон в менее «жесткие» или выход из зон
радиоактивного загрязнения. За 25 лет количество населенных пунктов,
находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, уменьшилось с 3600 до 2402, или
на 33 %. Количество населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения,
сократилось за анализируемый период с 2200 до 1141,3 тыс. человек, или в 1,9
раза (рис. 2).
Согласно действующему Перечню населенных пунктов
и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения [4], в зонах
радиоактивного загрязнения находится 2402 населенных пункта, в которых
проживают 1141,3 тыс. человек. По сравнению с Перечнем 2004 г. количество
загрязненных радионуклидами населенных пунктов уменьшилось на 211 с общим
количеством населения 153,4 тыс. человек. Данные изменения отражают снижение
плотности радиоактивного загрязнения территории (176 населенных пунктов),
уменьшение средних годовых доз облучения населения (11 населенных пунктов), а
также отсутствие в настоящее время жителей в 24 населенных пунктах.
В табл. 3 приведена динамика распределения
населенных пунктов по зонам радиоактивного загрязнения за период с 1992 по 2010
гг.
Количество населенных пунктов увеличилось в зоне
проживания с периодическим радиационным контролем с 1749 до 1904, но
уменьшилось в зоне с правом на отселение - с 836 до 480, в зоне последующего
отселения - с 28 до 18.
По состоянию на 01.01.2010 г. удельный вес
площадей, загрязненных 137Cs,
по зонам по отношению к площади территории республики составил: зона проживания
с периодическим радиационным контролем - 10%, зона с правом на отселение - 3,2,
зона последующего отселения - 1,1, зона первоочередного отселения - 0,2 %.
В настоящее время не представляется возможным
достаточно надежно прогнозировать изменение доз облучения населения в
конкретных населенных пунктах в связи с многофакторностью влияния на их
формирование. В то же время прогноз изменения плотности загрязнения почв может
быть выполнен достаточно точно, поскольку основным его механизмом является
радиоактивный распад, законы которого достоверно известны.
Республиканским центром радиационного контроля и
мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды дан прогноз изменения количества населенных пунктов Республики
Беларусь, плотность загрязнения которых 137Cs
и 90Sr
будет соответствовать значениям, определяющим отнесение их к зонам
радиоактивного загрязнения. На рис. 3 приведены прогнозные данные на период до
2050 г. (с интервалом в 10 лет) изменения количества населенных пунктов
Республики Беларусь, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения по
загрязнению Cs и 90Sr.
1.3 Динамика эффективных доз
облучения населения
В первый год после аварии доминирующим фактором
формирования эффективной дозы являлось внешнее облучение человека от осевших на
почву и растительность радионуклидов. С лета 1986 г. и по настоящее время доза
внутреннего облучения формируется главным образом за счет поступления ,37Cs
в организм жителей с пищевыми продуктами.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О
социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС,
других радиационных аварий» (статья 5), проживание и трудовая деятельность
населения на территории радиоактивного загрязнения не требуют каких-либо
ограничений, если средняя годовая эффективная доза облучения населения не
превышает 1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона.
При превышении средней годовой эффективной дозы облучения населения 1 мЗв над
уровнем естественного и техногенного радиационного фона проводятся защитные
мероприятия.
По данным Министерства здравоохранения, в 2004
г. средняя годовая эффективная доза облучения населения превышала 1 мЗв в 723
населенных пунктах республики, что составляло 28 % от общего количества (2613)
населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения. В этих
населенных пунктах по состоянию на 2004 г. проживало 162 тыс. человек, или 12,5
% населения, проживавшего на территории радиоактивного загрязнения.
Согласно Каталогу средних годовых эффективных
доз облучения жителей населенных пунктов Республики Беларусь, в 2009 г. средняя
годовая эффективная доза облучения населения превышала 1 мЗв в 191 населенном
пункте, что составляло 8 % от общего количества (2402) населенных пунктов,
расположенных в зонах радиоактивного загрязнения. В этих населенных проживало
48,1 тыс. человек, или 4,2 % населения, проживавшего на территории
радиоактивного загрязнения.
В 2009 г. ни в одном населенном пункте годовая
эффективная доза облучения не превысила 5 мЗв, тогда как в 2004 г. таких
населенных пунктов было 3. Данные населенные пункты расположены на территории с
плотностью загрязнения 131Cs
выше 555 кБк/м2, (выше 15 Ки/км2). К дополнительным
факторам формирования повышенных доз облучения в этих населенных пунктах можно
отнести близость зоны отчуждения, источника загрязненной продукции леса и
фуража для скота.
1.4 Динамика загрязнения 137Cs
и 90Sr сельскохозяйственных земель
Широкомасштабное радиоактивное загрязнение
сельскохозяйственных земель, определившее поступление радионуклидов в организм
человека с продуктами питания и последующее его облучение, в настоящее время
является одним из наиболее тяжелых радиоэкологических последствий чернобыльской
катастрофы.
Цезий-137 и стронций-90 - основные радионуклиды,
формирующие радиационный фон и радиоактивное загрязнение почв. Данные
радионуклиды, являясь долгоживущими изотопами, в течение многих лет будут
определять радиоактивное загрязнение сельскохозяйственной продукции, продуктов
питания и уровни дозовых нагрузок на население.
В Беларуси первоначально загрязнено I37Cs
с плотностью выше 37 кБк/м (выше 1 Ки/км2) 1866,0 тыс. га сельскохозяйственных
земель (около 20 % их общей площади) в 59 административных районах, в том числе
1725,0 тыс. га с плотностью загрязнения до 555 кБк/м2 (до 15 Ки/кьГ)
и 141,0 тыс. га - от 555 до1480 кБк/м2 (от 15 до 40 Ки/км2).
В результате из оборота выведено 265,4 тыс. га земель, в том числе - 84,1 тыс.
га пахотных [9].
На рис. 6 приведена динамика (с 1992 по 2011
гг.) сельскохозяйственных земель, загрязненных 137Cs
с плотностью выше 37 кБк/м2. За анализируемый период общая площадь
земель сократилась с 1480,0 до 1024,1 тыс. га, или на 455,9 тыс. га. Сокращение
земель происходит в основном благодаря процессам естественного распада
радиоизотопа в почве.
Ежегодно площадь сельскохозяйственных земель с
плотностью загрязнения 37 кБк/м2 и выше уменьшается в среднем на
10-35 тыс. га, или на 1,5-2 %. Только в период 2000-2001 гг. в результате
проводимой оптимизации землепользования на основе результатов кадастровой
оценки земель (изъятие из сельскохозяйственного пользования низкоплодородных
почв) площадь их снизилась на 90 тыс. га.
По состоянию на 01.01.2011 г. в республике в
сельскохозяйственном пользовании находится 1006,3 тыс. га земель, загрязненных l37Cs
с плотностью 37 кБк/м2 и выше, что составляет 11 % от общей площади
землепользования.
По уровню загрязнения преобладают земли с
плотностью 37-185 кБк/м2 (1,0-4,9 Ки/км2), которые
занимают 782,9 тыс. га (77,8 % от общей площади). Площади сельскохозяйственных
земель с плотностью загрязнения от 185 (5,0) до 555 кБк/м2 (15 Ки/км2)
составляют 155,2 тыс. га, или 15,4 % от общего их количества.
В республике ведется сельскохозяйственное
производство на 26,5 тыс. га земель с высокой плотностью загрязнения 137Cs
- от 555 до 1480 кБк/м2 (15-40 Ки/км2).
В результате чернобыльской катастрофы
радиоактивному загрязнению подверглись территории всех шести областей
республики. Однако площади загрязненных земель и их удельный вес по областям
значительно различаются. Основные массивы загрязненных 137Cs
земель расположены в Гомельской и Могилевской обл. - 85,3 % от общей их
площади. Так, в Гомельской обл. в сельскохозяйственном пользовании находится
580,7 тыс. га, Могилевской - 277,8, Брестской - 66,2, Минской - 53,8,
Гродненской - 27,3 тыс. га.
Удельный вес загрязненных земель в составе
сельскохозяйственных землепользований областей также существенно различается и
распределяется следующим образом: Гомельская обл. - 42,1 %, Могилевская - 19,8,
Брестская - 4,5, Минская - 2,9, Гродненская - 2,3, Витебская - 0,02 %.
В составе загрязненных земель по областям
преобладают земли с плотностью 37-185 кБк/м2 (1,0-4,9 Ки/км2).
В Гомельской обл. их удельный вес составляет 73,7 %, Могилевской - 75,9,
Брестской - 96,1, Минской - 98,5, Гродненской - 98,9 и в Витебской - 100 %.
Загрязнение земель 9l)Sr
носит более локальный, по сравнению с l37Cs,
характер. На рис. 7 приведена динамика сельскохозяйственных земель республики,
загрязненных 90Sr
с плотностью 5,55 кБк/м2 (0,15 Ки/км2) и выше. За период
с 1996 по 2011 гг. общая площадь таких земель сократилась с 555,1 до 348,2 тыс.
га, или на 206,9 тыс. га.
Уменьшение площадей загрязненных земель
происходит в основном благодаря процессам естественного распада радиоизотопа в
почве. Ежегодно площадь сельскохозяйственных земель с плотностью загрязнения
5,55 кБк/м2 и выше сокращается в среднем на 15-16 тыс. га.
В республике по состоянию на 1 янв. 2011 г. в
сельскохозяйственном пользовании находится 348,2 тыс. га земель, загрязненных
радиостронцием с плотностью 5,55 кБк/м2 и выше, что составляет около
4 % от общей площади землепользования (табл. 5). По уровню загрязнения
преобладают земли с плотностью 5,55-11,10 кБк/м2 (0,15-0,30 Ки/км2),
которые занимают 198,9 тыс. га (57,1 % от общей площади).
В республике, прежде всего в Гомельской обл.,
имеются значительные массивы земель (149,3 тыс. га), загрязненных 90Sr
с плотностью от 11,47 до 111,00 кБк/м2 (0,31-3,00 Ки/км2),
где наблюдаются превышения допустимых уровней загрязнения сельскохозяйственной
продукции, в первую очередь зерна на продовольственные цели.
Из общей площади земель с плотностью загрязнения
11,47 кБк/м2 и выше (0,31 Ки/км2 и выше) 73,1 тыс. га
(48%) занимают земли с уровнем 11,47-18,50 кБк/м2 (0,31-0,50 Ки/км2),
тыс га (34,7%) - земли с уровнем 18,87-37,00
кБк/м2 (0,51-1,00 Ки/км2) и 22,0 тыс. га (15,4 %) - земли
с уровнем 37,37-74,00 кБк/м2 (1,01-2,00 Ки/км2).
В результате чернобыльской катастрофы
радиоактивному загрязнению радиостронцием подверглись территории четырех
областей республики. Однако площади загрязненных земель, их удельный вес по
областям значительно различаются. Основные массивы земель, загрязненных 90Sr,
скощентрированы в Гомельской обл. - 332,3 тыс. га (95,4 % от общей их площади).
В сельскохозяйственном пользовании Могилевской обл. находится 14,8 тыс. га (4,3
%), Брестской - 1,1 (0,3 %).
В зависимости от удельного веса загрязненных
земель все административные районы сгруппированы в 4 группы. Первую группу
представляют районы, в которых доля таких земель не превышает 10 %, вторую
группу - районы с долей 11-25 %, третью - с долей 26-50 % и четвертую - районы
с долей загрязненных земель > 50 %.
Как показывают данные, представленные в табл. 6,
из 58 пострадавших районов в 24 удельный вес загрязненных Cs
сельскохозяйственных земель не превышает 10 %, в 11 районах такие земли
занимают 11-25 %, в 10 - 26-50 % и в 13 районах - более 50 %.
В 23 административных районах, относящихся к
третьей и четвертой группам по степени загрязнения, сосредоточено 80 % (809,0
тыс. га) всех загрязненных 137Cs
сельскохозяйственных земель, тогда как в остальных 35 районах, относящихся к
первой и второй группам, - 20 % (197,2 тыс. га).
Из 27 районов, загрязненных 90Sr,
в 12 удельный вес загрязненных земель не превышает 10 %, в 3 районах такие
земли занимают 11-25 %, в 7 - 26-50 % и в 5 районах - более 50 %.
Следует отметить, что в 12 наиболее загрязненных
по радиостронцию административных районах сосредоточено 93 % (323,8 тыс. га)
всех загрязненных этим нуклидом сельскохозяйственных земель, тогда как в
остальных 15 районах - 7 % (24,4 тыс. га).
1.5 Загрязнение радионуклидами
сельскохозяйственной продукции
Радиоактивное загрязнение сельскохозяйственной
продукции формируется в основном за счет корневого поступления радионуклидов в
растения и далее в животноводческую продукцию. При одинаковой плотности
загрязнения почв 1 7Cs
и ^Sr поступление
последнего из почвы в растения в среднем в 10 раз выше, чем радиоцезия.
Параметры перехода радионуклидов из почвы в сельскохозяйственные культуры
изменяются со временем в зависимости от степени фиксации !37Cs
и 90Sr
почвенным поглощающим комплексом. За счет этого процесса в период с 2000 по
2010 гг. переход 137Cs
снизился на 5-20% (на 5% - на торфяных, до 20% - на дерново- подзолистых
почвах). Коэффициенты перехода ^Sr
снижаются на порядок более медленно, чем l37Cs.
В ближайшие 10 лет не ожидается статистически значимых их изменений [2].
Переход радионуклидов из кормов в продукцию
животноводства зависит от полноценности кормления и сбалансированности рационов
по основным минеральным элементам, возраста, физиологического состояния и
продуктивности животных. Прогноз загрязнения животноводческой продукции
строится на основе данных загрязнения компонентов рациона. По сравнению со 90Sr,
Cs более интенсивно
переходит из кормов в молоко и мясо.
Применение защитных мер в сельском хозяйстве в
первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС (1987-1992 гт.) имело высокую
эффективность. Произошло значительное снижение перехода l37Cs
в сельскохозяйственные культуры, что уменьшило дозу внутреннего облучения
населения, образующуюся за счет потребления продуктов питания. Эффективность
защитных мероприятий в растениеводческой отрасли в последующий период после
аварии (1992-2005 гт.) снизилась в среднем на 20-50 %. За послеаварийный период
поступление 137Cs
в сельскохозяйственную продукцию снизилось в 10-12 раз. Поступление wSr
в пищевые продукты с 1986 г. снижено в 3 раза в основном за счет защитных мер.
В 1986-1987 гг. производство зерна, непригодного
для использования на продовольственные цели по содержанию 137Cs,
составляло 320-340 тыс. т, картофеля - достигало 89,5 тыс. т. В результате
системного проведения защитных мероприятий с 1993 г. за период с 1995 по 2005
гт. объемы зерна, не соответствовавшего на продовольственные цели допустимому
уровню по содержанию радиоцезия, не превышали 970 т, а в целом за последние 5
лет (2006-2010 гт.) составляли всего 154 т. За последние 10 лет не отмечено
производства картофеля и овощей с превышением санитарно-гигиенических
нормативов по содержанию 137Cs.
Значительно улучшилось и радиологическое
качество продукции животноводства. Так, производство молока в общественном
секторе выше допустимого содержания i37Cs
в 1986- 1987 гт. составляло 308,9-524,6 тыс. т, в 1995-2005 гг. колебалось от
0,35 до 8,0 тыс. т в год, а за весь пятилетний период с 2006 по 2010 гг.
произведено 598,7 т молока с содержанием n7Cs
выше 100 Бк/л, которое направлено на переработку. Аналогичная радиологическая
ситуация складывается с производством мяса. Откорм животных на заключительной
стадии кормами с низким содержанием радиоцезия позволил практически исключить
возврат скота с мясокомбинатов по результатам прижизненной дозиметрии.
Несколько по иному складывается ситуация с
радиологическим качеством производимой сельскохозяйственной продукции по
содержанию радиостронция, что требует значительного внимания к этой проблеме.
Как уже отмечалось, поступление ^Sr
в пищевую цепочку за постава- рийное время снижено в 2-3 раза. Снижение
произошло в большей мере за счет защитных мер, т. к. подвижность данного
радионуклида в почве и доступность его растениям не уменьшилась, а чаще имеет
тенденцию к повышению.
В Беларуси приняты на порядок более жесткие, чем
в России и Украине, допустимые уровни содержания Sr
в продуктах питания. В Гомельской обл. имеются большие массивы пахотных почв,
загрязненных 9 Sr
с плотностью 0,3-3,0 Ки/км2, всего около 82 тыс. га, где наблюдаются
превышения допустимых уровней загрязнения продовольственного зерна в объемах
30-50 тыс. т в год (табл. 8). Отмечаются случаи производства картофеля с
превышением норматива (3,7 Бк/кг по ^Sr).
За последние 5 лет в Гомельской обл. ежегодно
регистрируется до 20 ферм, где молоко не соответствует нормативу (< 3,7
Бк/л) по содержанию ^Sr.
2. Радиационно-экологический
мониторинг
Чернобыльская катастрофа положила начало
образованию уникального естественно-экологического комплекса на обширном
участке биосферы. Эта новая биогеографическая провинция вызывает огромный
интерес у радиоэкологов. Изучение динамики естественных экосистем может дать
ценную информацию об их развитии, сукцессии и адаптации. Организация системы
радиациионно-экологического мониторинга па загрязненных территориях необходима
для процесса принятия экологических решений и прогнозирования изменений
радиоэкологической ситуации. Такой радиационно-экологический мониторинг и
программа длительных экологических исследований могут стать важным стимулом для
международного научного сотрудничества. Изучение путей миграции радионуклидов в
окружающей среде, а также в наземных и водных экосистемах является главной
задачей дальнейшей совместной деятельности. Изучение долгосрочного влияния
радионуклидов на зоо- и фитоценозы представляет интерес для радиоэкологов
многих стран.
Изменения в практике землепользования, вызванные
катастрофой и последующим переселением людей, сняли антропогенный стресс о
многих естественных экосистем. Это имело глубокие экологические последствия и,
прежде всего, инициировало вторичные процессы смены сообществ Детальное
описание изменения флоры и фауны на загрязненных территориях поможет лучше
понять природу экологических процессов и их на- правление. Приоритетной задачей
макромониторинга изменений естественных экосистем является картирование
растительности в пораженных зонах. Сравнение предыдущих и новых карт
растительности даст ясную картину изменения структуры естественных экосистем и
динамики биологического разнообразия.
Система радиационно-экологического мониторинга
является долгосрочной, иерархичной, взаимодополняющей, междисциплинарной и
основанной на взаимном сотрудничестве. Долгосрочный характер мониторинга
определяется двумя факторами: большим временем жизни основных радионуклидов (цезия-137
и стронция-90) и высокой изменчивостью экологических процессов, которые требуют
длительных наблюдений для определения тенденций развития экосистем.
Иерархический характер систем мониторинга должен отражать естественную
иерархическую природу структуры и функций экосистем. Сложная и
взаимопересекающаяся система потоков вещества и энергии, трофических пирамид и
многоуровневая структура управления генетическими системами требуют
иерархической системы наблюдений от уровня клетки до уровня экосистемы. Необходимо
выбрать систему количественных измерений для сравнительного изучения с
использованием количественных параметров, которые адекватно отражают состояние
системы на любом уровне биологической организации. Сравнительный
территориальный экологический мониторинг должен включать четыре типа мест
наблюдения с различными уровнями загрязнения (высокий, средний и низкий) и в
качестве эталона - интактную экосистему на чистых территориях.
Программа радиационно-экологического мониторинга
должна обеспечить всестороннее описание динамики отобранных естественных
экосистем в сочетании с изменением окружающей среды, динамику флористической и
фаунистической составляющих биоценоза, включая изменения в соотношении видов.
Целостный подход к реакции естественных экосистем на прямое и косвенное
воздействие радиоактивного загрязнения - одна из наиболее важных задач
программы мониторинга. Междисциплинарный характер радиационно-экологического
мониторинга связан с иерархической структурой естественных экосистем и
различной реакцией на загрязнение на уровне организма, популяции и сообщества.
На уровне организма использование методов генетики и цитогенетики, биохимии и
физиологии, иммунологии и эволюционной биологии может дать ответ на вопросы,
как организм реагирует на накопление радионуклидов и участвует в их переносе.
На уровне популяции необходимо определить отношение смертности к рождаемости,
взаимодействие между мутационными повреждениями и репарационными процессами,
взаимосвязь между интенсивностью и направлением естественного отбора и
приспособительной реакцией.
На уровне сообщества необходимо изучить все
стороны взаимодействия видов, взаимные коэволюционные процессы, направление и
скорость смены сообществ в естественных экосистемах. Только на основе
междисциплинарного подхода можно понять истинный смысл изменений, которые
произошли в естественных экосистемах в результате воздействия радионуклидов.
Сотрудничество в процессе выполнения программ
радиационноэкологического мониторинга на национальном уровне обусловлено их
комплексностью и междисциплинарностью. Системный подход к программе
радиационно-экологического мониторинга означает, что ее результаты следует
оценить с позиций устойчивого социального и экономического развития.
2.1 Система радиационного
мониторинга в Республике Беларусь
Система радиационного контроля носит
ведомственный характер (рис. 1)
Рис. 1 Система ведомственного радиационного
контроля Республики Беларусь
Она необходима для организации защитных
мероприятий государственными структурами и нужна каждому жителю при выживании в
условиях радиоактивного загрязнения среды. Наиболее широкий радиационный
контроль проводят Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга
природной среды (ЦРКМ) Комитета по гидрометеорологии, радиологические службы
Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и
продовольствия, Министерства лесного хозяйства, Министерства по чрезвычайным
ситуациям, Министерства торговли и др.
Республиканский центр радиационного контроля и
мониторинга природной среды осуществляет:
ежедневное измерение мощности экспозиционной
дозы гамма- излучения на 54 станциях, равномерно размещенных по всей территории
республики;
ежедневное измерение естественных радиоактивных
выпадений в 24 пунктах с суточной экспозицией;
ежедневное измерение аэрозолей в воздухе на 6
станциях с суточной экспозицией;
обследование и уточнение радиоактивного
загрязнения почвы (один раз в 5 лет на территории 29 наиболее загрязненных
радионуклидами районов в Минской. Могилевской и Гомельской областях);
регулярный контроль радиоактивного загрязнения
на реберной сети (181 точка);
ежемесячный контроль загрязнения радионуклидами
вод и донных отложений (проводится 4 раза в год на реках Днепр, Припять, Сож,
Ипуть, Бесядь);
обследование домов и подворий с плотностью
загрязнения более 37кБк/ км2.
Получателями информации являются: Совет
безопасности, Совет Министров, МЧС, Министерство здравоохранения.
В настоящее время проведено обследование около
350 тыс подворий. Изданы карты радиационной обстановки 29 наиболее загрязненных
радионуклидами районов Республики Беларусь и территорий Гомельской, Могилевской
и Минской областей. Кроме того, санитарно- эпидемиологическая служба Минздрава
контролирует и радиоактивное загрязнение воды в местах водозабора.
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия, имея наиболее разветвленную сеть радиологических лабораторий и
постов, контролирует степень радиоактивного загрязнения продуктов питания.
Основные пункты сбора информации:
областные центры Гидрометеорологии;
сетевые гидрометеорологические станции;
радиометристы в районах;
Министерство по чрезвычайным ситуациям и
Госкомчернобыль.
Оповещение населения о радиационной обстановке
производится по
радио и телевидению периодически, так как
изменение радиоактивного загрязнения происходит медленно.
Значительную сеть пунктов радиологического
контроля имеет Министерство торговли. Па рынках проводится радиационный
контроль продукции сельского хозяйства, производимой в личных приусадебных
участках, и даров леса, продаваемых частными лицами.
3. Совместная деятельность
Белоруссии и России по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы
Общность и сложность порожденных чернобыльской
катастрофой проблем послужили предпосылкой для объединения в их решении
финансовых возможностей, организационного опыта, научно- практического
потенциала двух государств. В условиях Союзного государства Беларуси и России
стало возможным решать «чернобыльские» проблемы в рамках Союзных программ.
С момента создания Союзного государства успешно
завершены три чернобыльские программы. Первая программа выполнялась в течение
1998-2001 гг., вторая - 2002-2005 гг., а в 2010 году завершена третья.
Приоритетами первых двух были создание основ для сближения нормативных,
правовых и методических подходов в сфере защиты населения и реабилитации
территорий, а также создание материально-технической базы системы оказания
специализированной медицинской помощи. В результате налажено хорошее
взаимодействие специалистов медицинских центров и лечебных учреждений
загрязненных территорий двух стран, в Республике Беларусь завершено
строительство и оснащение Гродненского завода медицинских препаратов, РНПЦ
радиационной медицины и экологии человека.
Третья совместная программа носила ярко
выраженный внедренческий характер и включала три направления:
- Совместная деятельность по созданию
элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи гражданам
России и Беларуси, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы;
- Создание единых нормативных
документов по возврату в хозяйственный оборот загрязненных в результате
чернобыльской катастрофы сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда;
- Разработка и реализация общей
информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской
катастрофы на основе единой организационно-технической базы.
В рамках первого направления программы выполнено
более 20 проектов по внедрению новых технологий диагностики и лечения с
использованием высокотехнологичного медицинского оборудования. Например,
внедрены: уникальный измерительный комплекс «Экспертный бета-гамма-СИЧ»;
аппаратно-программный комплекс «Хромосома»; система адресной консультативной
медицинской помощи населению на основе телемедицинских технологий, позволяющая
использовать опыт высококвалифицированных специалистов республиканского уровня
при лечении жителей даже самого удаленного населенного пункта.
Еще одним примером совместной деятельности в
рамках медицинского раздела является единый чернобыльский регистр России и
Беларуси, на основе которого определяются группы повышенного риска развития
радиационно-индуцированной патологии, что позволяет оказывать медицинскую
помощь на более ранних стадиях.
Сельскохозяйственное направление представлено
проектами по возврату в хозяйственный оборот загрязненных радионуклидами земель
и производству на этих землях нормативно чистой по радиологическому параметру
продукции. Реализовано 27 пилотных проектов адресной реабилитации
сельскохозяйственных предприятий, различных подсобных хозяйств и
сельских населенных пунктов.
В рамках «лесного» направления Союзной программы
специалистам обеих стран удалось наладить наиболее тесное взаимодействие.
Работники «Беллесрад» и Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного
хозяйства организовали совместный радиационный мониторинг объектов лесного
фонда на стационарных участках, расположенных на территории спецлесхозов
Гомельской, Могилевской и Брянской областей. Обследованы 766 кварталов леса на
площади 75 тыс. га.
В рамках программы создан тематический атлас
современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на
пострадавших территориях России и Беларуси, включающий в себя картографические,
аналитические и справочные материалы, отражающие социально-экономическую,
медико-демографическую и радиационно-эпидемиологическую ситуацию на
загрязненных радионуклидами территориях России и Беларуси.
Подготовлен «Каталог завершенных разработок и
продуктов, созданных в рамках Программы совместной деятельности по преодолению
последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010
годы».
Для решении задач информирования населения
Союзного государства по вопросам последствий чернобыльской катастрофы и
безопасного проживания на загрязненных территориях созданы Российское и
Белорусское отделения Российско-белорусского информационного центра по
чернобыльским проблемам (РБИЦ). За три года существования Белорусское отделение
центра (БОРБИЦ) реализовало целый ряд информационных проектов, направленных на
повышение качества жизни населения на пострадавших территориях и сумело стать
необходимым информационным звеном между органами государственного управления и
населением.
Заключение
Таким образом, природные процессы распада
радионуклидов за 25 лет, прошедших после аварии на Чернобыльской АЭС, внесли
существенные коррективы в структуру распределения радионуклидов на территории
Беларуси и России. За этот период уровни и площади загрязнения Cs
и Sr сократились. В то
же время, долгоживущие изотопы - 7Cs
и ^Sr - основные
радионуклиды, формирующие радиационный фон, в течение многих лет будут
определять радиационную обстановку на загрязненных территориях.
Литература и нормативные акты
1.Асвадуров К.Д. Перспективы
использования нетрадиционных источников энергии. Аналитический обзор. - М.:
ВНТЦ. 1991.
.Васильев Г.М., Ганжа В.Л. Некоторые
экологические аспекты использования органических топлив. / Энергоэффективность.
- 1999. - № 2. - с. 10 - 12.
.Ганжа В.Л. Пути решения
энергетической проблемы в Беларуси. / Энергоэффективность. -1997.- № 11. - с. 3
- 5 - № 12. - с. 5 - 7.
.Ермашкевич В.Н. Возобновляемые
источники энергии Беларуси: прогноз, механизмы реализации: Учебн. Пособие /
В.Н. Ермашкевич, Ю.Н. Румянцева. - Мн.: НО ООО «БИП-С», 2004. - 121 с.
.Твайдел Дж.,Уэйр А. Возобновляемые
источники энергии. - М., 1987.
.О. В. Свидерская Основы
энергосбережения Курс лекций.
.Материалы WEB-сервера www.eneca.by.
.Материалы WEB-сервераwww.agriculture.by.
.Материалы
WEB-сервераwww.greenbelarus.info-альтернативные-источники-энергии-в-Беларуси.
.МатериалыWEB-сервераwww.rodniki.bel.ru.
.Материалы
WEB-сервераwww.energocentre.by.
.Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 24.12.2010 N 1882 "Об утверждении Республиканской
программы энергосбережения на 2011 - 2015 годы"
.Закон Республики Беларусь № 204-Зот
27 декабря 2010 г. «О возобновляемых источниках энергии».