Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    107,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт"

Экономический факультет

Кафедра "Финансы и кредит"

Курсовая работа

по дисциплине ”Финансы организаций (предприятий) ”

на тему "Формирование, распределение и использование прибыли предприятия."



Выполнила студентка заочной формы обучения 5 курс

Специальность "Финансы и кредит"

Иванова Д.Ю.

Проверил: к. э. н., доцент К.А. Васильев




Кемерово - 2013 г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

1.1 Экономическое содержание категории прибыли

1.2 Распределение и использование прибыли предприятия

Глава 2. Методические аспекты анализа формирования и использования прибыли предприятия

2.1 Этапы анализа формирования и использования прибыли. Методика анализа состава, динамики балансовой прибыли и финансовых результатов от обычных видов деятельности

2.2 Методика анализа распределения и использования прибыли

Глава 3. Распределения прибыли на примере ООО "Стройсервис"

3.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

3.2 Анализ балансовой прибыли

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Прибыль, финансы и чистый доход общества - объективно и неразрывно связанные между собой категории, охватывающие разные уровни единого процесса распределения. Чистый доход общества служит основным источником финансовых ресурсов, образования централизованных фондов и доходов государства.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Глава 1. Прибыль предприятия: экономическое содержание, формирование и использование в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическое содержание категории прибыли


Функционирование предприятия, независимо от видов его деятельности и форм собственности, в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы, и для предпринимателя представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия, в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия-товаропроизводители реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию (себестоимостью).

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли, при затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, т.е. отрицательный финансовый результат.

Прибыли присущи три функции:

·        экономическая функция, характеризующая финансовые результаты хозяйственной деятельности,

·        стимулирующая функция, проявляющаяся в процессе ее распределения и использования,

·        функция одного из источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях рыночной конкуренции.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рис. № 1) .

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

К субъективным факторам можно отнести: организационную деятельность и технический уровень предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции и услуг, уровень цен на готовую продукцию и услуги.

Субъективные факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Рисунок 1 - Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

К внепроизводственным факторам относят, например, снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную деятельность, социальные условия труда и быта и пр.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует практика, имеется две основных стратегии получения прибыли:

Первая - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукции. Получение прибыли предприятием, ориентированным на эту стратегию, предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противоречия, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Вторая стратегия связана с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность использования этой стратегии зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее производство. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом), во-вторых, от создания конкурентоспособных условий (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.), в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли), в четвертых, от ассортимента продукции и издержек производства.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, сохраняющейся инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары и услуги, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущее прибыли функции, что является следствием расстройства экономки, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

При планировании и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года (балансовая прибыль, убыток).

прибыль распределение балансовая финансовый

Не учитывая сейчас положений Налогового Кодекса РФ, отметим, что балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия (в соответствии с уставом). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой, от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Происхождение прибыли связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированного на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Прибыль от реализации - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг), НДС, акцизов и экспортных пошлин.

Конечный результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Для исчисления облагаемой налогом прибыли отечественные предприятия руководствуются главой 25 Налогового Кодекса РФ.

Сумма налога на прибыль определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот, которые, впрочем, значительно сокращены Налоговым Кодексом РФ, и ставки налога на прибыль.

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли: с дивидендов, с процентов, полученным по акциям и облигациям, принадлежащим предприятиям, а также с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории России, с доходов казино, видеосалонов, от проката видео - и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем, с прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на площадках и в помещениях, с числом мест более двух тысяч. Указанные налоги взимаются у источника этих доходов.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью, величиной налога с учетом льгот, а также сальдо чрезвычайных доходов и расходов. К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.) .

Чистая прибыль представляет собой главную форму чистого дохода предприятия и выражает стоимость прибавочного продукта. Часть чистой прибыли может быть направлена на капитальные вложения производственного и социального характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда социальной сферы, резервного фонда или других фондов аналогичного назначения. Порядок формирования и использования этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами конкретного предприятия. Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена для капитализации, по своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, используемых для развития.

 

.2 Распределение и использование прибыли предприятия


Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находятся в компетенции предприятия.

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом. В распоряжение государства прибыль поступает через соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, состав, ставки, порядок исчисления и взносов которых устанавливаются законодательно.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, - чистая прибыль. Направляется она на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Распределение чистой прибыли предприятием отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения) .

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В ту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включают в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся: единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам подорожания питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий

В акционерных обществах распределение прибыли, в том числе на выплату дивидендов, в соответствии со ст.48 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (в ред. от 24.03.2004 г.) относится к компетенции общего собрания акционеров, а в обществах с ограниченной ответственностью распределение прибыли между участниками общества в соответствии со ст.33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. № 14-ФЗ относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Общим собранием может быть предусмотрено предоставление полномочий по распределению и использованию части прибыли на определенные цели исполнительному органу. Поэтому бухгалтер не вправе покрывать расходы за счет чистой прибыли, если это не определено уполномоченными органами и требованиями действующего законодательства.

Действующим законодательством для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью предусмотрена возможность использования прибыли на следующие цели.

В акционерных обществах нераспределенная прибыль отчетного года может быть использована на выплату дивидендов.

Нераспределенная прибыль может быть направлена (а в акционерных обществах должна быть) на образование резервного фонда:

·              в акционерных обществах в размере, предусмотренном Уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала;

·              в обществах с ограниченной ответственностью в порядке и размерах, предусмотренных Уставом.

Кроме того, прибыль может быть направлена на формирование фондов специального назначения.

·              в акционерных обществах перечень и порядок образования фондов предусматривается Уставом общества и решениями уполномоченных органов управления обществом.

·              в обществах с ограниченной ответственностью в порядке и размерах, предусмотренных Уставом общества.

Перечень и порядок отражения в учете фондов оговаривается в учетной политике. Принятие решения о направлении использования резервного и иных фондов общества относится к исключительной компетенции совета директоров или общего собрания акционерного общества.

Общим Собранием организации может быть определено производить поощрительные выплаты работникам по итогам работы за квартал. В трудовом договоре может быть предусмотрена выплата работникам премии за выполнение финансового плана по итогам работы за квартал за счет чистой прибыли, размер которой определяется Приказом Генерального директора.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Эффективность и рациональность использования и распределения прибыли предприятия оценивается на основе экономического анализа. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Глава 2. Методические аспекты анализа формирования и использования прибыли предприятия


2.1 Этапы анализа формирования и использования прибыли. Методика анализа состава, динамики балансовой прибыли и финансовых результатов от обычных видов деятельности


Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

. Анализ уровня среднереализационных цен.

. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рис. № 3. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Рисунок 2 - Схема факторного анализа прибыли

В процессе анализа состава и динамики балансовой прибыли необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж:

изменение суммы прибыли за счет объема реализации продукции:

 (2.1)

изменение суммы прибыли за счет структуры товарной продукции:

 (2.2)

изменение суммы прибыли за счет цен реализации:

 (2.3)

изменение суммы прибыли за счет себестоимости реализуемой продукции:

 (2.4)

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

. (2.5)

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

. (2.6)

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

 (2.7)

где Riпл - плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 (2.8)

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (D Цкач) можно определить следующим образом:

 

 (2.9)

 

где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн - объем реализации продукции нового качества; VРПобщ - общий объем продаж i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц. Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножают на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируют и делят на 100:

 (2.10)

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

2.2 Методика анализа распределения и использования прибыли


Предприятия ответственны за выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, обеспечение финансирования затрат па развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств, социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.

Достижение правильных соотношений между основными направлениями при распределении прибыли определяется эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основой гарантий усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий за повышение эффективности производства.

Основной задачей анализа распределения прибыли является изыскание резервов роста чистой прибыли. В процессе анализа изучается следующее: формирование налогооблагаемой прибыли; пропорции и конкретные направления распределения прибыли, а также пути наиболее рационального размещения созданной прибыли; влияние факторов формирования, распределения и использования чистой прибыли.

Информационная база анализа: форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", специальные расчеты по налогооблагаемой прибыли и налогам на нее, льготам по налогообложению и др.; данные текущего бухгалтерского учета по счетам 99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

На величину налогооблагаемой прибыли предприятия влияют факторы, представленные на рис. № 5.

Рисунок 3 - Схема формирования налогооблагаемой прибыли

На изменение суммы налога на прибыль влияют факторы, отраженные на рис. № 6.

Уровень влияния факторов первого порядка рассчитывается по формуле:

, (2.11)

где ∆Нп. н - приращение налога за счет налогооблагаемой прибыли;

∆Пн - приращение налогооблагаемой прибыли;

Сн - действующая ставка налога.

, (2.12)

где ∆Нс. н - изменение налога за счет изменения его ставки;

Иc. н - изменение ставки налога;

Пн1 - налогооблагаемая прибыль фактическая.

Рисунок 4 - Структурно-логическая модель факторной системы налога на прибыль

Расчет уровня влияния факторов второго и последующих порядков производится по формуле:

, (2.13)

где ∆Нпi - приращение налога за счет i-го фактора;

Пнi - приращение налогооблагаемой прибыли за счет i-го фактора.

Одним из важнейших показателей конечных результатов для предприятия является чистая прибыль. Она представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налогов и других обязательных платежей, внесенных в бюджет.

Наглядное представление о факторах формирования чистой прибыли дает структурно-логическая модель ее факторной системы № 7.

Рисунок 5 - Модель факторной системы чистой прибыли

Уровень влияния факторов 1.1.1-1.3.5 на чистую прибыль рассчитывается по формуле:

∆Пчi = ∆Фi·Уч0, (2.14)

где ∆Пчi - приращение суммы чистой прибыли за счет i-го фактора;

Уч0 - удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой в базисном периоде;

факторов 2.1-2.4 по формуле:

∆Пчi = Пб1*∆Унi, (2.15)

где ∆Унi - приращение удельного веса i-го фактора (налогов, отчислений) в балансовой прибыли.

Глава 3. Распределения прибыли на примере ООО "Стройсервис"

3.1 Технико-экономическая характеристика предприятия


Общество "Стройсервис" в соответствии с законодательством Российской Федерации является обществом с ограниченной ответственностью, Учредителями которого, согласно Договора о создании общества с ограниченной ответственностью, являются граждане Российской Федерации. Общество зарегистрировано постановлением Главы администрации Центрального района города Кемерово от 14 марта 2002 года. Общество является юридическим лицом, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "ОБ обществах с ограниченной ответственностью". Имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, расчетные счета в банках Российской Федерации.

ООО "Стройсервис" осуществляет следующие виды деятельности:

производство строительных материалов;

торгово-закупочная и посредническая деятельность,

оптовая, мелкооптовая торговля,

оказание услуг по аренде и найму различного имущества, оборудования и сооружений заинтересованным предприятиям, организациям и гражданам,

маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления.

Общество действует на основе принципа хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, краткосрочные финансовые вложения, стоимость которых отражается в балансе фирмы.

Прибыль предприятия после расчетов с трудовым коллективом, бюджетом, выплаты иных обязательных платежей, формирования фондов поступает в распоряжение Собрания учредителей. Решением участников о распределении прибыли определяется: размер чистой прибыли, подлежащей распределению; форма выплаты; дата выплаты. Чистая прибыль по решению Собрания учредителей может быть направлена в резервный фонд или иные фонды общества.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2010-2011гг.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ООО "Стройсервис" за 2010-2011гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

Объем производства продукции, тыс. руб.

17235,3

18148,8

105,3

Численность работающих, чел. В том числе рабочих

98 80

98 80

100,0 100,0

Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. Одного рабочего, тыс. руб.

 175,9 215,4

 185,2 226,9

 105,3 105,3

Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб. Рабочих, тыс. руб.

 3292,8 2376,0

 3390,8 2452,0

 102,9 103,2

Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. Одного рабочего, тыс. руб.

 33,6 29,7

 34,6 30,7

 102,9 103,2

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

 1546,6

 1612,3

 104,3

Фондовооруженость, тыс. руб.

15,8

16,5

104,3

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

167776,0

17609,8

104,9

Прибыль от реализации, тыс. руб.

459

539

117,4

Рентабельность реализации, %

2,7

2,9

-


По данным таблицы № 1 видно, что темп роста объема производства продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 5,3 %. Численность работающих в 2011 г. не изменилась по сравнению с 2010 г. и составила 98 человек. Численность рабочих также осталась без изменения и составила 80 человек. Среднегодовая выработка одного работника в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 5,3%, что свидетельствует о росте производительности труда на предприятии. Фонд оплаты труда работников в 2011 г. составил 3390,0 тыс. руб., что выше показателя предыдущего года на 2,9 %. Фонд оплаты труда рабочих составил в 2011 г. 2452,0 тыс. руб., что выше аналогичного показателя предыдущего года на 3,2 %. Темпы роста производительности труда (как в целом по работникам предприятия, так и в расчете по рабочим) выше темпов роста средней заработной платы: на 2,4 пункта (105,3 - 102,9). Данный факт свидетельствует о выполнении на предприятии требования о соблюдении соответствия между темпа роста производительности труда и средней заработной платы.

Таким образом, деятельность ООО "Стройсервис" в 2011 г. можно характеризовать как экономически эффективную:

объем производства продукции увеличился на 5,3 %, что достигнуто за счет роста производительности труда (численность работников в 2011 году не изменилась по сравнению с показателем 2010 г.),

темп роста производительности труда опережает темп рост средней заработной платы работников (коэффициент опережения 1,023),

основная деятельность предприятия прибыльная, темп роста прибыли в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 117,4 %.

3.2 Анализ балансовой прибыли


Данные для оценки динамики балансовой прибыли ООО "Стройсервис" за 2010-2011 гг. приведены в таблице № 2.

 

Таблица 2 - Анализ динамики балансовой прибыли предприятия за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

2009

2010

2011

Отклонение





2011 от 2009

2011 от 2010





В руб.

В %

В руб.

В %

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб.

 17050

 17235

 18149

 1099

 6,45

 914

 5,30

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

 16630

 16776

 17609

 979

 5,89

 833

 4,97

Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.

420

459

539

119

28,33

80

17,43

Операционные доходы, тыс. руб.

40

43

41

1

2,50

-2

-4,65

Операционные расходы, руб.

65

58

51

-14

-21,54

-7

-12,07

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, тыс. руб.

 395

 444

 529

 134

 33,92

 85

 19,14

Балансовая прибыль (убыток) отчетного года, тыс. руб.

 450

 520

 575

 125

 27,78

 55

 10,58


Из данных табл. № 2 видно, что основная деятельность ООО "Стройсервис" в течение всего анализируемого периода - прибыльная. В 2011 году прибыль от реализации продукции составила 539 тыс. руб., что на 119 тыс. руб., или 28,33 % выше показателя 2009 г. и на 80 тыс. руб., или на 17,43 % выше показателя 2010 г.

Сальдо операционных доходов и расходов предприятия (результат реализации основных средств и прочего имущества) в течение всего анализируемого периода - отрицательное. В 2009 году этот показатель составил 25 тыс. руб. (65-40), в 2010 году - 15 тыс. руб. (58-43), в 2011 году - 10 тыс. руб. (61-41).

Величина балансовой прибыли, полученной в 2011 году выше показателя 2009 года на 125 тыс. руб., или 27,78 % и на 55 тыс. руб., или на 10,58 % выше показателя 2010 г. На рисунке 8 представлена структура балансовой прибыли в 2009-2011 гг.

Условные обозначения:

Ряд 1 - 2009 год

Ряд 2 - 20011 год

Рисунок 6 - Структура балансовой прибыли в 2009-2011 гг.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции для выявления влияния различных факторов на сумму прибыли.

Таблица 3 - Анализ динамики реализации продукции и прибыли

Наименование показателя

2010 г. (базис)

2011 г.



По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически

Выручка от реализация продукции и услуг (без НДС), тыс. руб.

 23000 * 0,750 = 17235

 24038 * 0,750 = 18029

 24038 * 0,755 = 18149

Полная себестоимость реализованных продукции и услуг тыс. руб.

 23000 * 0,730 = 16776

 24038 * 0,730 = 17548

 24038 *0,733 = 17609

Прибыль от реализации продукции и услуг, тыс. руб.

 459

 481

 539


Сравнение итогов изменения объема реализации продукции в 2011 г. с данными 2010 года показывает, что при увеличении объема реализации продукции на 5,30 % (18149*100/ 17235 - 100), себестоимость продукции повысилась только на 4,97 % (17609*100/16776 - 100). Это привело к росту прибыли от реализации продукции по сравнению с аналогичным показателем 2010 года на 80 тыс. руб. (539-459), или на 17,43 % (80*100/ 459)

Коэффициент изменения объема реализации продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 годом составил 1,046 (18029/17235), в оценке по себестоимости также 1,046 (17548/16776).

Влияние изменения объема реализации на величину прибыли составит:

Р1 = 459 * 1,046 - 459 = + 20 (тыс. руб.),

при оценке реализации продукции по себестоимости также 20 тыс. руб.

Таким образом, за счет увеличения объема реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 0,046 пункта (1,046 - 1,0) и в оценке по себестоимости также на 0,046 пункта прибыль от реализации продукции возросла на 20 тыс. руб.

Влияние доли более рентабельной продукции составило:

Р2 = 481 - 1,046 * 459 = + 0,886 (тыс. руб.)

при оценке по себестоимости также 0,886 тыс. руб.

Следовательно, из-за роста доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации увеличение прибыли составило 0,886 тыс. руб.

Рассмотрим влияние на прибыль фактической себестоимости продукции. Фактическая себестоимость реализованной в 2011 году продукции составляет 17609 тыс. руб., а в 2010 году - 17548 тыс. руб., то есть получен перерасход в сумме:

Р3 = 17609 - 17548 = + 61 (тыс. руб.)

Прибыль в результате влияния этого фактора сократилась на 61 тыс. руб. Другой фактор, влияющий на прибыль от реализации - изменение средних цен. В результате изменения средних цен прибыль увеличилась на 120 тыс. руб.:

Р4 = 18149 - 18029 = + 120 (тыс. руб.)

Расчеты влияния факторов на изменение прибыли (убытка) от реализации продукции в 2011 году против показателя 2010 года обобщены в таблице № 4.

 

Таблица 4 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли (тыс. руб.)

Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции

Сумма прироста прибыли в 2011 г. По сравнению с 2010 г.


В расчете по объему реализации

Изменение объема реализации продукции и услуг

 +20

 +20

Изменение структуры и ассортимента продукции и услуг

 +1

 +1

Изменение себестоимости продукции и услуг

-61

-61

Изменение средних цен продукции и услуг

+120

+120

Итого

+81

+81


Фактическое увеличение прибыли от реализации продукции в 2011 году по сравнению с показателем 2010 года составило 80 тыс. руб. Рост прибыли от реализации, главным образом, обусловлен ростом средних цен на продукцию и услуги, а также увеличением объема реализации продукции и услуг. За счет увеличения себестоимости продукции и услуг прибыль от реализации сократилась на 61 тыс. руб.

Заключение


Прибыль - это рыночная форма движения (распределения) чистого дохода общества. Процесс распределения валового общественного продукта и его составных частей, включая чистый доход общества, не происходит в одностадийной форме. Прежде чем совершиться актам непосредственного потребления созданного продукта, должно произойти дальнейшее распределение его стоимости, то есть перераспределение. Это вызвано необходимостью выполнения государством своих функций и обеспечения частным бизнесом эффективности капиталов, инвестиций и сбережений.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Обычно основополагающими называются три функции - стимулирующая, распределительная и показатель эффективности деятельности предприятия.

Проведенный анализ показал, что основная деятельность ООО "Стройсервис" в течение всего анализируемого периода - прибыльная.

Общий анализ прибыли показывает каковы у данного предприятия резервы роста прибыли, то есть количественно измеряемые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство, недопущения внереализационных убытков.

Для повышения эффективности работы предприятий первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Основными резервами увеличения суммы прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение себестоимости продукции, повышение качества товарной продукции; реализация продукции на более выгодных рынках сбыта. Следует учитывать, что при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все выявленные факторы роста объема прибыли находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Список литературы


1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Налоговый кодекс РФ, части 1и 2.

.        Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2.

.        Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 208.

.        Богатырева С.В. Доходы, расходы и финансовый результат деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности // Консультант - 2009.

.        Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - М.: Издательский дом Герда, 2010.

.        Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Дело и сервис, 2003.

.        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятиях. - Минск: "Новое знание", 2009.

.        Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

.        Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2011, № 5.

.        Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. - М.: Манускрипт, 2010.

.        Финансы предприятий: Учеб. пособие / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина и др.; Под ред.Е.И. Бородина. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010.

.        Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/ Пер. с дат.А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. - М.: Высшая школа, 2009.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Министерство юстиции, 2008.

.        Грибов В. Д, Организационные и экономические основы бизнеса. - М.: ИЭП, 2005.

.        Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. пособие. - М.: Софит, 2004.

.        Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 2009.

.        Райзберг Б.А. Основы бизнеса. - М.: - Рассиана: Ось-89, 2010.

.        Современный бизнес: Учебник. В 2-х т.: Пер. с англ. / Д.Д. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В. Тилл. - М.: Республика, 2010.

.        Учебник по основам экономической теории (экономика) /В.Д. Камаев и др. - М.: Владос: издательство МГТУ, 2010.

.        Финансы в управлении предприятием / Под. ред.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.        Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пособие: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл.В. Рыбалкина. - М.: Международные отношения, 2003.

.        Шамхалов Ф.И. Новое российское предпринимательство / Под. ред.А.И. Архипова. - М.: Экономика, 2004.

.        Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.        Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. - М.6 Прогресс, 2010.

Приложения


Приложение № 1

 

Бухгалтерский баланс ООО "Стройсервис" на 01.01.2010 г. (извлечения)

Актив


На начало года

На конец года

Внеоборотные активы



Нематериальные активы

40

40

Основные средства

7075

20938

Итого

7115

20978

Оборотные активы



Запасы

1900

1400

Налог на добавленную стоимость

155

145

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

 15850

 22320

Краткосрочные финансовые вложения

7000

-

Денежные средства

695

1335

Итого

25600

25200

Баланс

32715

46178

Пассив

Капитал и резервы



Уставный капитал

40

40

Добавочный капитал

8900

8900

Резервный капитал

5473

6063

Нераспределенная прибыль

347

417

Итого

14760

15420

Краткосрочные обязательства



Кредиторская задолженность

17955

30758

Итого

17955

30758

Баланс

32715

46178



Приложение № 2

 

Бухгалтерский баланс ООО "Стройсервис" на 01.01.2011 г. (извлечения)

Актив


На начало года

На конец года

Внеоборотные активы



Нематериальные активы

40

40

Основные средства

4388

7075

Итого

4428

7115

Оборотные активы



Запасы

1870

1900

Налог на добавленную стоимость

240

155

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

 14200

 15850

Краткосрочные финансовые вложения

6300

7000

Денежные средства

1690

695

Итого

24300

25600

Баланс

28728

32715

Пассив

Капитал и резервы



Уставный капитал

40

40

Добавочный капитал

8900

8900

Резервный капитал

3454

5473

Нераспределенная прибыль

315

347

Итого

12709

14760

Краткосрочные обязательства



Кредиторская задолженность

16019

17955

Итого

16019

17955

Баланс

28728

32715



Приложение № 3

 

Отчет о прибылях и убытках ООО "Стройсервис" за 2011 год (извлечения)


2011 год

2010 год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 18149

 17235

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

17609

16776

Валовая прибыль

539

459

Прибыль (убыток) от продаж

539

459

Прочие операционные доходы

41

43

Прочие операционные расходы

51

58

Внереализационные доходы

55

87

Внереализационные расходы

9

11

Прибыль (убыток) до налогообложения

575

520

Налог на прибыль

158

173

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

417

347



Приложение № 4

 

Отчет о прибылях и убытках ООО "Стройсервис" за 2010 год (извлечения)


2010 год

2009 год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 17235

 17050

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

16776

16630

Валовая прибыль

459

420

Прибыль (убыток) от продаж

459

420

Прочие операционные доходы

43

40

Прочие операционные расходы

58

65

Внереализационные доходы

87

64

Внереализационные расходы

11

9

Прибыль (убыток) до налогообложения

520

450

Налог на прибыль

173

135

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

347

315

 

Похожие работы на - Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!