Организация перевозок грузов на железнодорожном транспорте
Контрольная
работа
По курсу:
Технические
средства железных дорог
1. Рассчитать площадь и линейные размеры склада
тарно-штучных грузов
Дано:
Годовой
грузооборот
|
QГ,
тыс. т
|
130
|
Средняя
загрузка вагонов
|
q, т
|
45
|
Число
подач в сутки
|
zn
|
2
|
Число
перестановок вагонов на грузовом фронте
|
zc
|
2
|
Коэффициент
неравномерности поступления грузов
|
kH
|
1,2
|
Коэффициент
складируемости
|
kсклд
|
0,85
|
Удлинение
грузового фронта на длину наиболее длинного вагона подаваемого под погрузку и
выгрузку
|
а,м
|
15
|
Ширина
склада
|
В,
м
|
24
|
Длина
вагонов
|
lв
|
14,73
|
Решение
Грузооборот - объем
транспортной работы железнодорожного транспорта, основной показатель его работы
по грузовым перевозкам Суточный грузопоток с которым выполняется
погрузочно-разгрузочные работы и складские операции на рассматриваемой станции,
рассчитывается на основании заданного годового грузооборота, по тарно-штучным
грузам отдельно по прибытии и отправлению.
Будем рассматривать общий
грузооборот
Расчет выполняется по формуле:
Qсут
= Qг*kH/365,
где Qr
- годовой грузооборот по прибытию или отправлению, т;
кн - коэффициент
неравномерности прибытия или отправления грузов;
- число суток работы склада в
году.
Qсут
= 130 000*1,2/365 = 427,397 т,
Линейные размеры крытого склада
зависят от потребной вместимости. При определении потребной вместимости склада
надо выявить объем непосредственной перегрузки грузов с одного вида транспорта
на другой минуя склад, и на этот объем уменьшить складской грузопоток.
Вместимость склада определяется
в зависимости от суточного грузопотока и срока хранения по формуле:
Qскл
= (1- к пприб ) Qсутприб*
txpприб
+ (1- кпотпр) Qсутотпр
*
txpотпр
где кпприб
- коэффициент прямой переработки по прибытии,
Qсутприб
- суточный грузопоток по прибытии,
кпотпр -
коэффициент прямой переработки по отправлению,
Qсутотпр
- суточный грузопоток по отправлению,
txpотпр
txpприб - время хранения по прибытии и отправлению, для
повагонных отправок 2 суток.
В нашем случае:
Qскл
= к п Qсут*
txp
кп - коэффициент
складирования
Qскл
= 0.85 * 427.397* 2 = 363.297*2 = 726.575 (т)
Количество прибывающих вагонов:
nВ
= =
=
9.498 9.5
вагона
Определив потребную вместимость
склада, необходимо рассчитать его площадь, а далее линейные размеры, длину и
ширину.
Потребная площадь склада
определяется методом ориентировочного расчета по средней нагрузке на один
квадратный метр площади склада по формуле:
Fскл=
Qскл
* кпр /ρ
где Qскл
- вместимость склада, т;
кпр - коэффициент,
учитывающий площадь складских проездов:
для повагонных отправок
принимается 1,7;
р - удельная нагрузка на 1 м2
полезной площади склада:
для повагонных отправок
принимается 0,85 т/м2.
Fскл
=726.575 * 1,7 / 0,85 = 1453.15 (м2)
Ширина крытого склада
принимается по типовым проектам в зависимости от типа склада. Для однопролетных
складов принимается: 12, 18, 24 или 30м. Допускается ширина склада 36 м, но при
этом необходимо предусматривать пожарные автоподъезды к склады.
Длина склада определяется по
формуле:
Lскл
=
Fскл /
Вскл ,
где Fскл
- площадь склада, м2,
Вскл - ширина
склада,24 м.
Lскл
= 1453.15 /24= 60.55 (м).
Полученную по этому расчету длину складов
следует сопоставить с необходимой длиной погрузочно-выгрузочного фронта со
стороны железнодорожных путей и принять большие значения.
На фронте подачи может быть размещено более
вагонов, чем одновременно перерабатываться на фронте погрузки (выгрузки).
Длину фронта подачи вагонов Lфп, м, находят по
формуле
= +
aM
= +
15 = 84.9675 85 м
а длину погрузочно-выгрузочного фронта, м,
= +
aM
= +
15 = 42,48375 42,5 м
где nв - среднесуточное число вагонов,
поступающих на грузовой фронт
nВ
= =
=
9.498 9.5
вагона
в - средняя загрузка вагона, т; lв - длина
вагона данного типа по осям сцепления автосцепок, м; zп - число подач вагонов;
zс - число смен (перестановок) на грузовом фронте; ам - удлинение грузового
фронта, необходимое для маневрирования локомотивными или другими средствами (по
заданию 15 м).
Рассчитав длину погрузочно-разгрузочного фронта,
окончательно принимают размеры склада. Длина его Lскл ≥ Lфр должна быть
кратна 12 м (для открытых платформ - кратна 3 м), что связано с размерами
типовых строительных конструкций; ширина принимается равной 12, 15, 18 или 24
м.
Окончательно принимаем большую величину, кратную
12:
Lскл
= 72 м 60,60
м
Затем устанавливают необходимую высоту склада,
которая зависит от высоты штабеля груза, подлежащего хранению, и некоторого
пространства, обеспечивающего свободную работу людей, средств механизации.
Обычно высота железнодорожных складов равна 5,5-6,5 м.
Уточним окончательную площадь
склада:
Fскл
= 72*24 = 1728 м2
. Определить время цикла, мощность привода
погрузчика, его техническую и эксплуатационную производительность при
перегрузке в складе тарно-штучных грузов на поддонах
Продолжительность смены Тсм = 8
часов.
Остальные данные:
Тип
погрузчика
|
|
02
|
Высота
подъема, м
|
Н,м
|
3,0
|
Средняя
дальность перемещения, м
|
L,m
|
40
|
Масса
груза, кг
|
QСР
|
400
|
Грузоподъемность,
т
|
QН
|
1.5
|
Средняя
скорость передвижения погрузчика, км/ч с грузом без груза
|
vn vn/
|
6.5 7.5
|
Скорость,
м/ мин подъема опускания
|
vгр
vгр/
|
4,25
6,2
|
Собственная
масса погрузчика, кг
|
QП
|
2650
|
Масса
грузозахватных механизмов, кг
|
QГМ
|
220
|
Покрытие
пола в складе
|
|
бетон
|
Решение:
Для погрузки в вагоны, контейнеры и на
автомобили, выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и
транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные
электропогрузчики общего назначения. ГОСТ 20805-83 предусматривает их
изготовление на четырех- и трехопорном шасси. Первые обладают большей боковой
устойчивостью, а вторые - большей маневренностью и меньшим радиусом поворота,
что облегчает их использование в стесненных условиях. Отечественная
промышленность выпускает ряд электропогрузчиков общего назначения, в том числе
контейнерные и во взрывозащитном исполнении.
Для работы в крытых складах и вагонах широкое
применение получили четырехопорные малогабаритные погрузчики моделей 4004А,
ЭП-103, ЭП-202, 02 и др. Техническая характеристика электропогрузчиков модели
02 приведена в табл. 1.
Таблица
1
Техническая характеристика электропогрузчика
модели 02
№
|
Показатель
|
Величина
|
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
|
Грузоподъемность,
т Расстояние от центра тяжести груза до передних стенок вил, мм Размеры, мм:
ширина длина с вилами высота с опущенным грузоподъемником Наибольшая высота
подъема груза, мм Наименьший радиус поворота, мм Скорость подъема груза,
м/мин Скорость опускания вил с грузом (без груза), м/мин Наибольшая скорость
передвижения с грузом (без груза), км/ч Нагрузка на пол от колес, кН:
передних с грузом (без груза) задних с грузом (без груза) Масса с вилами, кг
Размеры массивных шин, мм: передних задних Аккумуляторная батарея:
напряжение, В энергоемкость, А-ч Дорожный просвет,мм Ширина проездов:
пересекающихся под углом 90 °, мм для штабелирования с поворотом на 90 °, мм
|
1,5
450 1000 3000 2100 2750 2100 4,25 6,2 6,5 (7,5) 34,8 (11,0) 6,8 (15,5)
2650 520 х 152 400 х 128 30 500 60 1900 3500
|
Определение мощности привода и производительности
электропогрузчиков
Определение мощности приводов погрузчика
Основные потребители мощности погрузчиков -
механизмы передвижения и подъема груза. У электропогрузчиков они имеют
раздельный привод.
Выбирая привод элетропогрузчика, следует
учитывать его максимальную грузоподъёмность. Например, модель, предназначенная
для работы с грузами весом до 1,5 тонн, должна комплектоваться задним ведущим
колесом. Если погрузчик вилочный электрический должен поднимать грузы свыше 1,5
тонн, то следует отдать предпочтение моделям с передним приводом.
Для вилочного погрузчика. Мощность,
затрачиваемая погрузчиком на передвижение (кВт), определяется по формуле
Nпр
=
где Qп - масса погрузчика, кг;гр - масса груза,
перемещаемого за 1 цикл, кг;- коэффициент сопротивления перемещению погрузчика
в ходовом устройстве; f =0,15…0,20
i - уклон пути, ‰;
или сопротивление перемещению погрузчика под уклон:
і = tgα=tg30= ±0.6
α =30 град. - угол
наклона пути к горизонту, принимаемый со знаком «минус» при движении под уклон.
ηпер - КПД
передаточного механизма (ориентировочно в расчетах можно принять от 0,8 до
0,95);
Мощность, затрачиваемая на подъем груза (кВт),
определяется по формуле
Nпод
=
где Qгп - масса грузозахватных приспособлений,
кг;под - скорость подъема груза, м/с;
ηпод - КПД механизма
подъема, учитывающий все сопротивления (0,75-0,85).
Определение производительности погрузчика.
Техническая производительность погрузчика, т/ч, определяется по формуле
Техническая производительность, т/ч,
погрузочно-разгрузочной машины периодического действия определяется по формуле
ПТ = 3600*QH/Тц
где Qн - масса груза, перемещаемая машиной за один
цикл (номинальная грузоподъемность), т;
Тц - продолжительность одного цикла, с;.
Продолжительность цикла, c, для вилочного
погрузчика определяется по формуле
Тц = ϕ ( t1 + t2 + ... + t11) ,
где ϕ - коэффициент, учитывающий совмещение
операций рейса во времени (примерно равен 0,85);- время наклона рамы
грузоподъемника вперед, заводки под груз, подъем груза на вилах и на клона рамы
назад до отказа (для средних условий работы можно принять t1 = 10-15 с);- время
разворота погрузчика (при развороте на 90 ° можно принять t2 = 6-8 с, а на 180
- t2 = 10-15 с);- продолжительность передвижения погрузчика с грузом, с;- время
установки рамы грузоподъемника в вертикальное положение с грузом на вилах (t4 =
2-3 c);- время подъема груза на необходимую высоту, с;- время укладки груза в
штабель, с (t6 = 5-8 с);- время отклонения рамы грузоподъемника назад без груза
(t7 = 2-3 с);- время опускания порожней каретки вниз, с;- время разворота
погрузчика без груза, с (равно t2);- время на обратный (холостой) заезд
погрузчика, с;- суммарное время для переключения рычагов и срабатывания
исполнительных цилиндров после включения, с (t11 = 6-8 с).
Время передвижения погрузчика (с) с грузом или
без него определяется по формуле
,10 = L/vпер + tрз ,
где L - среднее расстояние транспортирования
груза, м;рз - время на разгон и замедление погрузчика (может быть принято от 1
до 1,5 с).
vпер(с грузом) = 6,5*1000/3600 = 1,8 м/спер (без
груза) = 7,5*1000/3600 = 2,083 м/с= L/vпер + tрз = 40/1,8 + 1,25 = 23,5 с=
L/vпер + tрз = 40/2,083+ 1,25 = 19,2 с
Продолжительность подъема, с, и опускания груза
определяется по формуле
,8 = H/vпод(оп) + tрз ,
где Н - средняя высота подъема (опускания)
груза, м.
под = 4,25/60 = 0,071 м/соп = 6,2/60 = 0,103
м/с= H/vпод + tрз = 3/0,071 + 1,25 = 43,5 с= H/vоп + tрз = 3/0,103 + 1,25 =
30,4 с
в итоге получаем:
Тц = ϕ ( t1 + t2 + ... + t11) = 0,85*(12,5
+ 8 + 23,5 + 3 +43,5 + 7 + 3 + 30,4
+ 12,5 + 19,2 + 7) = 0,85*169,6 = 144,16 с =
144,2 с = 2,4 мин
ТЦ = 144,2 с = 2,4 мин
Мощность, затрачиваемая погрузчиком на
передвижение с грузом (кВт):
Nпр
= =
=
47,84313725 кВт
Мощность, затрачиваемая на подъем груза (кВт):
Nпод
= =
=
0,539460784 к Вт
Тогда суммарная мощность двигателя составит:
N = Nпр
+ Nпод
= 47,84313725 + 0,539460784 = 48,38259803 кВт
Из стандартного ряда мощностей выберем двигатель
мощностью Р = 50 кВт. технический эксплуатационный
погрузчик конвейер
Техническая производительность:
ПТ = 3600*QH/Тц
= 3600*1500/144,2 = 37 448 кг = 37,448 т/ч.
ПТ = 37,448 т/ч
Эксплуатационная производительность погрузчика
определяется по формуле:
Псм = Пт*kв*kгр*Тсм
Где kв- коэффициент использования машины во
времени (отношение времени работы в течение смены к ее продолжительности); kв =
0,8гр - коэффициент использования машины по грузоподъемности (отношение массы
груза, перемещаемой в среднем за один рабочий цикл, к номинальной
грузоподъемности); kгр = 400/1500 = 0,26(6)
Тсм - число рабочих часов в смене (8 часов).
Псм = 37,448*0,8*0,26(6)*8 = 63,911
т/смену, Псм = 63,911 т/см
Вывод: Необходимо повышать среднюю массу
перемещаемого груза
3. Определить сменную эксплуатационную
производительность для горизонтального конвейера и такого же конвейера
установленного под углом α к горизонту
Продолжительность смены Тсм = 7
часов.
Дано:
Тип
конвейера
|
Ленточный
с желобчатой лентой
|
Основные
характеристики конвейера: Ширина ленты настила, м
|
В,
м
|
1,4
|
Скорость
движения несущего органа (ленты), м/с
|
V,м/с
|
2,0
|
Угол
наклона конвейера к горизонту, град
|
α
|
100
|
Наименование
груза
|
пшеница
|
Коэффициент
использования конвейера по времени
|
K,в
|
0,75
|
Решение:
Рис. 1. Конструкция желобчатого ленточного
конвейера
Конвейер ленточный УКЛС-1400
Желобчатый ленточный конвейер (транспортер)
устанавливают на эстакадах и открытых площадках, в туннелях, галереях
(отапливаемых и не отапливаемых), в зданиях для осуществления
погрузо-разгрузочных работ.
Рабочей поверхностью желобчатого конвейера
транспортера является резинотканевая лента, движущаяся по роликоопорам.
Желобчатая роликовая опора - наиболее распространенный вариант основания для
ленты транспортеров, предназначенных для эксплуатации в таких сферах, как
строительство и деревообрабатывающая промышленность.В зависимости от длины,
нагрузки и скорости передачи по всей длине рамы устанавливается разное
количество роликоопор, а также подбирается привод необходимой мощности.
Натяжная станция состоит из барабана, которым можно регулировать натяжение
ленты. Привод ленточного конвейера состоит из мотор-редуктора напрямую
подсоединенного к валу приводного барабана, через который приводится в движение
лента.
Техническая производительность конвейера с
желобчатой лентой (т/ч):
= Кж(0,9В
- 0,05)2 * v
*
Г де Кж - коэффициент, зависящий от
формы сечения груза на полотне конвейера;
При угле естественного откоса груза в движении и
угле наклона трехроликовой опоры 20°, 30° и 36° значения коэффициента
соответственно равны 470-550, 550-625 и 585-655.
В - ширина ленты, м;
v - скорость
движения конвейерной ленты, м/с;
- плотность груза,
т/м
*Справочные данные: (СНиП 2.05.07-85 «Ленточные
конвейеры»)
Плотность зерна пшеницы =
800 кг/м3
Наибольший допускаемый угол наклона конвейера β
= 160
Угол естественного откоса слоя груза в движение φ
= 0.35φ0.
Угол естественного откоса слоя груза в покое
Для пшеницы:
яровая - φ0 = 290 - 36 0.
озимая - φ0 = 260 - 310 .
выберем угол естественного откоса груза в покое φ0 = 300
тогда φ = 0,35 * 300= 10,50
Коэффициент трения зерна по резине в покое f0
= 0,55.
Коэффициент трения зерна по резине в движение
f = (0,7 … 0,9 )f0 = 0,8*0,55
= 0,44,
Проверка возможности транспортировки груза под
заданным углом наклона конвейера: Угол трения груза по резине
γ` = arctg f = arctg 0,44 = 23,700 .
γ` = 23,70 ; γ = γ` - 4 = 23,70 - 40
= 19,700
Т.к. β = 300 γ
= 19,70
,
то осыпание груза против направления движения не
происходит
тогда, сменная техническая производительность:
= Кж(0,9В
- 0,05)2 * v
* γ = 600*(0,9*1,4 - 0,05)2
* 2,0 *
1405,536 т/ч
= Тсм* =
7*1405,536 = 9638,752 т/смена
Техническая производительность наклонных
ленточных конвейеров по сравнению с горизонтальными уменьшается в зависимости
от угла наклона ленты к горизонту:
Угол наклона ленточного конвейера, град - 10 15
20 25 30
Уменьшение производительности по отношению к
производительности горизонтального конвейера, %
- 5 10 17 23 43
тогда
= =
0,95* =
0,95*1405,536 =
1335,259 т/ч
= 7*1335,259 =
9346,673 т/смена
Сменная эксплуатационная производительность
определяется по формуле:
В =
Q - сменная
эксплуатационная производительность
C - коэффициент,
учитывающий уменьшение площади сечения груза в результате осыпания;
Коэффициент С принимают в зависимости от угла β
наклона рабочей ветви конвейера из следующих значений:
β,
град
|
0…10
|
10…15
|
15…20
|
20…25
|
С
|
1
|
0,95
|
0,9
|
0,85
|
φ = 0,35 * 300= 10,50
γ = 800 кг/м3 -
плотность пшеницы
в итоге получаем
для горизонтального конвейера:
Q = B2*
Q0
= 1.42*(0.576*1*tg10.50 +0.157)*800*2 =
1.96*442.008 = 827,137 т/ч
Для конвейера с рабочей ветвью, расположенной
под 100
к горизонту:
Q10
= 1.42*(0.576*0,95*tg10.50
+0.157)*800*2 = 1.96* 413,468 = 810,397
т/ч
ε = (827,137 - 810,397)*100% / 827,137 = 2%
. Определить техническую производительность
вертикального ленточного элеватора и мощность электродвигателя его привода для
транспортировки сыпучего груза
Дано:
Тип
элеватора
|
ленточный
|
Расстояние
между ковшами (шаг), м
|
а
|
0.3
|
Скорость
движения тягового элемента, м/с
|
v
|
3.0
|
Высота
подъема груза, м
|
Н
|
Емкость
ковша
|
e0, л(дм3)
|
1.5
|
Род
груза
|
Рожь
|
Плотность
груза , т/м3 Коэффициент заполнения ковша
|
γ
ψ
|
0.75 0.8
|
Решение:
Элеваторами называют машины непрерывного действия,
предназначенные для вертикального или близкого к нему наклонного перемещения
штучных, кусковых или сыпучих грузов. По типу тягового органа они разделяются
на ленточные и цепные.
В зависимости от вида захватных приспособлений
элеваторы бывают ковшовые (нории) для сыпучих грузов, люлечные или с жесткими
захватами для штучных грузов. Будем рассматривать первые - ковшовые.
Промышленность выпускает ленточные элеваторы ЭЛ
(рис. 1) с глубокими ковшами для транспортирования сухих легкосыпучих
материалов, с мелкими ковшами для влажных и слежавшихся мате- риалов
(модификации ЭЛГ и ЭЛМ)
Рис 1. Ленточный ковшевой элеватор
Определение производительности элеватора.
Техническая производительность ковшовых
элеваторов (т/ч)
П = 3,6
*v* ψ*γ
где е0 - вместимость ковша, л;
а - расстояние между ковшами (шаг), м;- скорость
тягового элемента, м/с;
ψ - коэффициент
заполнения ковша, принимаемый для порошкообразных грузов и продуктов размола
0,8-1,0; для зерновых 0,75-0,9; кусковых грузов средних размеров 0,6-0,7;
тяжелых крупнокусковых грузов 0,5-0,6 (0,6-0,85);
γ - плотность груза,
т/м3.
П = Q
= 3,6
*3,0* 0,8*0,75 = 32,4 т/ч
Расчетная мощность привода определяется по
формуле:
Р = Ftv/η
где Ft
- окружное усилие на приводном барабане, Н
η - КПД привода: при
использовании цилиндрических редукторов 0,8…0,85
Ft
= (W0
+
W + Wx)
= 1.05…1.10 -
коэффициент учитывающий потери в опорах барабана;
W0 -
сопротивление при загрузке элеватора
W
- сопротивление грузонесущей (рабочей) ветви элеватора
Wx
- сопротивление движению холостой ветви
Находим:
W0 = g*q*v2
*Кзаг
q = Q/3.6v
- линейная плотность груза
q = Q/3.6v
= 32.4/3.6*3 = 3 кг/м
Кзаг = 1,25…4,0 - коэффициент,
учитывающий способ загрузки - чем мельче фракция, тем меньше коэффициент (в
нашем случае для зерна рожь = 2)
W
= g(q
+ qT)*L*(ξCosβ+Sinβ)
= g(q
+ qT)*Н
где qT
- линейная плотность тягового органа вместе с ковшами;
g= 9,8 м/с2
- ускорение свободного падения;
Wx
= -gqTL
Знак - указывает на то, что сила Wx
способствует
движению тягового органа
Выбор ковшей:
VKZK
= =
=
5 дм3/м
Выбираем ковш вместимостью 1,5 дм3,
массой 4 кг и шириной Вк = 330 мм. шаг установки ковшей на ленте а =
300 мм, ширина ленты Вл = 400 мм = 0,4 м.
Линейную плотность ленты определяем из условия:
qn
= 1.12(
при толщине одной прокладки =
1,25 мм и толщинах обрезанных слоев и
числе прокладок (по норме 4…5)
qn
= 1.12(
= 4,6 кг/м
Тогда линейная плотность ленты с ковшами
qT
= qn + mk/a
= 4.6 + 4/0.3 = 17.93(3) кг/м
Определяем сопротивления движению тягового
органа:
W0 = g*
q*v2
*Кзаг = 3*9,81*32*2 = 529,74 Н
W
= g(q
+ qT)*Н = 9,81*(3 +
17,93(3))*50 = 10 267,8 Н
Wx
= -gqTН = -
9,81*17,93(3)*50 = - 8 796,3 Н
Окружное усилие на приводном барабане:
Ft
= (W0
+
W + Wx)
= 1,05*(529,74 + 10 267,8 - 8 796,3) = 2101,302 Н
Выбор электродвигателя.
Для расчета можно принять η
= 0,8
Р = Ftv/η
= 2101,302*3/0,8 = 7879,8825 Вт
Для привода элеватора целесообразно выбрать
двигатель с повышенным скольжением для обеспечения возможности пуска
загруженного элеватора: 4АС1606УЗ у которого Рдв = 11 кВт ; п = 940
об/мин-1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единые нормы выработки и времени на вагонные
автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, - М.: транспорт,
1977.
2. Комплексная механизация и автоматизация
погрузочно-разгрузочных работ: Учебник для вузов ж.-д. трансп.: Под редакцией
А.А.Тимошина, И.И. Мачульского. М.: Маршрут, 2003.
. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и
грузовые устройства. Голубков В.В., Бриллиантов С.Н., Изд.2-ое, М, «Транспорт»,
1974.
4. Технические условия размещения и крепления
грузов в вагонах и контейнерах.- М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003.
. Гриневич Г.П. Комплексная механизация и
автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте:
Учебник для вузов ж.д. трансп. 4-ое изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт,
1981.
6.
Голубоков В.В., Киреев В.С. «Механизация погрузочно-разгрузочных работ и
грузовых устройств»,- М.: Транспорт,1981.- с.351
7.
Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог России (альбом-справочник),- М.:
Транспорт,1988.- с.176
.
Погрузочно-разгрузочные машины: учебник для вузов ж.-д. транспорта / И.И.
Мачульский. - М.: Желдориздат,2000.-с.476
.
Киреев В.С. «Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ / В.С.
Киреев.- М.: Транспорт, 1991.-с.352
.
Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: учебник для вузов и
техникумов ж.д. транспорта.- М.: Маршрут, 2003.- с. 496