Финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса















Финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса

Специальность 080105.65 - Финансы и кредит

Курсовая работа по финансам предприятий


Быханова Оксана Сергеевна







Железнодорожный 2010

Содержание

Введение

. Сущность и принципы организации финансов предприятий

.1 Сущность финансов предприятий

.2 Принципы организации финансов предприятий

. Социальная ответственность бизнеса

.1 Сущность социальной ответственности бизнеса

.2 Благотворительность как форма социальной ответственности

. ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" как пример социально-ответственного бизнеса

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Финансы предприятий охватывают процесс создания, распределения и использования денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели, такие как финансирование затрат, арендная плата и т.д.

Основными источниками получения денежных ресурсов для деятельности предприятия является денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи товаров, работ и услуг). Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Другая важнейшая сторона финансов предприятий - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода. Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на уровне предприятия.

Кроме основных задач, перед предприятием стоят и социальные задачи. Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют, т.е в соответствии с социальной ответственностью организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Объектом исследования в работе являются финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса.

Предметом исследования в данной работе являются финансы организаций, т.е. финансовые отношения предприятий, функции финансов и принципы организации финансов и социальная ответственность бизнеса, т.е. влияние бизнеса на общество.

Целью работы является рассмотрение сущности финансов предприятий, принципов организации финансов предприятий, сущности социальной ответственности бизнеса, благотворительности и рассмотрение социальной ответственности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:

·раскрыть сущность финансов предприятий, принципы организации финансов;

·рассмотреть социальную ответственность бизнеса;

·рассмотреть социальной ответственности предприятия.

Информационную базу данной работы составят данные нормативных правовых актов, интернет сайты и газетные статьи, как самый свежий материал на тему финансов предприятий и социальной ответственности бизнеса, учебные пособия и учебники различных авторов. В данной работе будет рассматриваться финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса.

Курсовую работу составят 3 основных пункта. В первом разделе будут рассмотрены общие положения финансов предприятий, то есть, будут даны определение, функции финансов и принципы организации финансов. Во втором разделе будет рассмотрена социальная ответственность бизнеса и благотворительность как форма социальной ответственности. В третьей части работы будет рассматриваться социальная ответственность на примере «Пивоваренной компании «Балтика».

.Сущность и принципы организации финансов предприятий

.1Сущность финансов предприятий

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности или в широком смысле предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Предприятие может осуществлять какой-либо из видов деятельности либо одновременно все виды деятельности.

В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги, но необходимым условием для их возникновения является реальное движение денежных средств, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы предприятий - это совокупность финансовых отношений, возникающих в реальном денежном обороте в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организации. Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и т.д.

Финансовые отношения предприятий можно сгруппировать по следующим направлениям:

·Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного капитала (уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов).

·Между предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиками и покупателем сырья, материалов, готовой продукции, отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней и т.д. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. На них приходится наибольший объем платежей, от их эффективной организации во многом зависит финансовый результат коммерческой деятельности.

·Между предприятиями и его подразделениями: филиалами, цехами, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства.

·Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов.

·Между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета. От организаций этой группы отношений зависит финансовое состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов разных уровней.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий понимается способность финансов объективно отражать и контролировать финансовое состояние предприятия с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.

1.2 Принципы организации финансов предприятий

Организация финансов предприятия должна строиться на определенных принципах, соблюдение этих принципов является важным условием эффективной работы финансовой системы предприятия. Основными принципами являются:

1.Принцип самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость предполагает, что финансовые средства, направляемые в текущую деятельность и развитие предприятия, должны окупаться. Самофинансирование предполагает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, вложение средств в инвестиции с целью расширения производства с помощью собственных денежных средств и привлеченных источников.

. Принцип материальной заинтересованности. Этот принцип исходит из основной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства.

. Принцип материальной ответственности.

Смысл принципа материальной ответственности заключается в том, что в организации должна существовать система ответственности за ведением и результатами хозяйственной деятельности. Предприятие должно функционировать эффективно, поэтому оно обязано постоянно стремиться к экономии ресурсов и не должно допускать их перерасхода. Наиболее полно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

·вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;

·суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

·руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

·ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта т.п.

Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий (затраты, доходы, прибыль, инвестиции) определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (cost center) - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия. Трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (revenue center) - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов. Например, отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Или при продаже продукции завода, руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость. Главная его задача - организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидок в рамках установленной ценовой политики и т.д. В этом случае возникают затраты, но не они являются объектом контроля со стороны вышестоящего руководства.

Прибылеобразующий центр (profit center) - подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании.

Инвестиционно-развивающий центр (investment center) - подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями. Например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций, кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений.

5. Принцип формирования финансовых резервов.

Этот принцип предполагает, что для обеспечения непрерывной деятельности предприятия могут формироваться финансовые резервы. Финансовой основой формирования финансовых резервов является чистая прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей. Резервы позволяют предприятию сделать свою финансовую и производственную деятельность более равномерной и стабильной.

Вывод: финансами предприятия являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования средств предприятия. Финансовые отношения могут возникать между различными сторонами, например, между предприятием и работниками этого предприятия, между предприятием и его подразделениями и т.д. Для наиболее эффективной работы предприятия, используются принципы организации финансов, такие как принцип самоокупаемости, самофинансирования, принцип материальной ответственности и др.

социальный ответственность бизнес благотворительность

2. Социальная ответственность бизнеса


Социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В социальную ответственность бизнеса входят:

благотворительность;

Благотворительность - это оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

меценатство;

Изначально меценат - имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа, и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства, но существует более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.

корпоративная социальная ответственность;

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

спонсорство.

Под спонсорством понимают осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Под социальной ответственностью в общем следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, т.е. всеми необходимыми вещами для его развития, но в реальности все оказывается не так просто. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях. Общество состоит из отдельных индивидов, которые в свою очередь формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Основными задачами социальной политики являются:

. Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

. Создания условий для обеспечения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

. Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищённых групп населения.

. Обеспечение рациональной занятости в обществе.

. снижения уровня криминализации в обществе.

. Развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

. Обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

·Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

·Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

·Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

Социальная ответственность бизнеса бывает 2 видов: внутренняя и внешняя.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

.Безопасность труда;

.Стабильность заработной платы;

.Поддержание социально значимой заработной платы;

.Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;

.Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;

.Оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

.Спонсорство и корпоративная благотворительность

.Содействие охране окружающей среды

.Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

.Готовность участвовать в кризисных ситуациях

.Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

2.2 Благотворительность как форма социальной ответственности

Понятие «благотворительность» охватывает широкую область деятельности. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественной помощи. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената.

Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания государством предпринимались недостаточные усилия из-за недостатка финансовых средств.

В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как коллектива в целом.

Чтобы разобраться в мотивах, которые подталкивают предпринимателей к благотворительности, нужно прибегнуть к истокам благотворительности, т.к. сегодня предприниматели ровняются на русских дореволюционных предпринимателей.

Одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство становилось компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет, это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.

Традиции, накапливавшиеся веками, не могут просто исчезнуть, не оставив и следа в нашей памяти, в нашем сознании. И поэтому современные меценаты в какой-то степени тоже руководствуются этими мотивами. Конечно же, сегодня ситуация сильно изменилась: отношение между людьми, их мироощущение и прочее. Так вот те самые мотивы, которыми руководствовались богатые люди прошлого, с большой вероятностью могут существовать в подсознании состоятельных людей нашего поколения, независимо от их взгляда на идеи благотворительности, однако они перестали быть определяющими, как мне кажется.

Современный этап развития благотворительности в России происходит в специфических условиях, которые оказывает сдерживающее влияние на ее развитие. Во-первых, сказывается негативное наследие недалекого социалистического прошлого, при котором благотворительность, в лучшем случае, рассматривалась как жалкие крохи. После социализма в России больше не оказалось всеми разделяемой концепции общественного блага как блага для отдельного человека. И поэтому благотворительность, ее причины отличны от ранее существующих.

Сегодня в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Во-первых, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для предприятий, работающих с массовым потребителем. Дело в том, что благотворительная акция понимается как схожее помощи действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому предприниматель, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, а значит и увеличивает спрос на производимую продукцию, что способствует росту прибыли.

Во-вторых, благотворительная деятельность, сотрудничество с общественными организациями может быть дополнительной положительной характеристикой при взаимоотношениях с государственными, финансовыми структурами. Например, чтобы получить какой-нибудь льготный кредит, или получить выгодный государственный заказ.

В-третьих, благотворительность может способствовать укреплению репутации в глазах партнеров. Партнеры, видя, что корпорация оказывает помощь, будут знать, что она достаточно твердо стоит на ногах, что здесь собрались люди, которые не сливки хотят снять, а думают о земле, на которой живут, о городе, об обществе. Если люди оказывают благотворительную помощь, значит, у них есть деньги, то есть они развиваются, рентабельно существуют, значит с ними стоит иметь дело.

В-четвертых, благотворительная деятельность может способствовать созданию притока квалифицированных клиентов (юридических лиц) через знакомство на почве общей благотворительной деятельности.

Традиции российских меценатов продолжают в настоящее время фонды, ассоциации и общества, ставящие своей целью поддержку отечественной культуры в самых разных её сферах. Правда, нельзя не признать, что их количество пока ещё ничтожно мало для того, чтобы ситуация в культуре получила тенденцию к изменению в лучшую сторону. Нельзя не увидеть, что шумные действа под вывеской благотворительных акций, претендующие на национальный масштаб, так и остаются действами в границах узкой территории и для избранного круга людей.

Возрождаемая сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Художественная и научная общественность с чувством какой-то ностальгии призывает "новых русских" равняться на Мамонтовых и Третьяковы.

Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.

Сегодня в любом поступке большинство ищет некий тайный смысл, подтекст. Причина этому - нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» деньгами.

Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть убытки. Это означает, что предпринимателю для благотворительности может просто не доставать оборотных средств.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства. Если бы в законодательном порядке было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в затраты предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований было бы гораздо больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за высоких налогов она практически не работает. Так, вместо того, чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия. Дело в том, что имущественные пожертвования облагаются налогом, и если, например, коммерческая структура хочет передать школе списанные компьютеры, то придется заплатить государству за свой порыв к милосердию.

Также отрицательное влияние оказывает такой фактор, как недоверие к общественным организациям. Так как все отчетливо помнят смутное время перестройки, когда создавалось огромное количество мошеннических предприятий. Сегодня благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи хотят быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, хотят видеть, кому они помогают.

Немаловажную роль в решении сделать пожертвования играют рекомендации родственников, знакомых, а также информация из объединений собственно предпринимателей. Небольшое число предприятий имеет относительно устоявшиеся контакты с заведениями (главным образом, связанные с государственной опекой), которым оказывают регулярную помощь.

Очень часто жертвователи предпочитают сами приобретать на свои деньги то, что считают необходимым для нуждающихся. Так они обретают уверенность в том, что выделенные на благотворительность деньги никуда не пойдут на сторону. Некоторые предприятия оказывают не финансовую помощь, а бесплатно предоставляют свои услуги, имеющиеся в их распоряжении материальные ценности, товары, например: ставят школам рекламу бесплатно, передают в школу мебель, предоставляют церквям и монастырям саженцы, обеспечивают бесплатную охрану городских мероприятий (День города, 1, 9 мая).

Так, реальная ситуация мало способствует развитию благотворительной деятельности и из-за этого спонсорство и меценатство сегодня в немалой степени определяются рациональными (или рационально формулируемыми) мотивами. Это - стремление вкладывать деньги непосредственно, минуя государственные институты, в те или иные непроизводственные сферы. Цели таких вложений могут быть различными - от реализации личных интересов или даже чудачеств, до создания дополнительной рекламы, снижения налогов, развития определенных областей науки или подготовки специалистов определенного профиля и качества. Даже если это и носит характер выполнения морального долга перед обществом, то в достаточно небольшой степени. Свое моральное обязательство удачливый бизнесмен как бы выполняет тем, что создает дополнительные рабочие места и платит налоги, перераспределяющие, таким образом, доходы в пользу общества в целом. Спонсорская деятельность предполагает определенную программу и обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.д. В некотором роде это финансирование либо с отдаленной выгодой, либо с заведомо рискованным результатом. Но все же - это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие.

Но, тем не менее несмотря на наличие негативных факторов, у русских предпринимателей желание помочь есть и останется.

Одновременно, благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Феномен благотворительности касается таких основных общественных ценностей, как "общественная справедливость", "добро" и "зло". Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью благотворительности в духе особо деликатного по форме и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма и толерантности.

Благотворительность вносит весомый вклад в решение проблемы социальной справедливости. Дело здесь заключается не только в том, что многомиллионные благотворительные акции существенно выравнивают уровни доходов, по крайней мере, в тенденции благотворителей, простых рабочих и служащих, но и, прежде всего в том, что они способствуют установлению в обществе принципов социальной справедливости.

Нынешний опыт благотворительных пожертвований со стороны предпринимателей является преимущественно адресный. Они хотят видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям свои услуги и материальные ценности.

Ограниченное участие в благотворительных акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

Тем не менее, очень важно, что представители коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса. Сама деятельность общественных организаций должна выглядеть для жертвователей прозрачной.

То есть, несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно, современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества, и я считаю, что государство должно всячески стимулировать подобного рода деятельность.

Что касается перспектив развития благотворительности в России, то мне кажется, они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей.

Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, мне кажется, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития, данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.

Вывод: под социальной ответственностью понимают ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться, благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества, обеспечение защиты окружающей среды своего производства. Благотворительная деятельность предпринимателей играет большую роль для уровня жизни общества, культурного наследия и для духовного развития людей.

3. ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" как пример социально-ответственного бизнеса

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" самая крупная в России компания в сфере производства товаров народного потребления основанная в 1990 году. На сегодняшний день компания выпускает около 30 брендов пива (в их числе «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, ряд региональных марок) и 11 непивных брендов (Квас «Хлебный Край», Eve со вкусом маракуйя, Eve со вкусом грейпфрут).

В течение нескольких лет пивоваренная компания «Балтика» реализует социально-значимую программу.

Компания «Балтика», стремясь активно участвовать в общественно значимых событиях и социальных проектах национального и регионального масштаба, поддерживает:

·некоммерческие лечебные учреждения;

·некоммерческие организации, осуществляющие поддержку социально незащищенных слоев населения;

·культурные, религиозные, научные и образовательные учреждения;

·спортивные организации и соревнования, программы по развитию массового спорта;

·региональные проекты в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры и образования;

·массовые городские и национальные праздники.

На уровне компании, благотворительность - это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

Одним из приоритетных направлений программы «Балтика - России!» является именно благотворительность. Базовые принципы благотворительных проектов компании «Балтика», во-первых, в том, что помощь должна идти напрямую людям и учреждениям, которые в ней нуждаются; во-вторых, - помощь должна осуществляться под гарантией властей. Территориальное распространение филиалов «Балтики», позволяет ей осуществлять социально-ориентированные проекты по всей стране.

Приоритетным направлением в благотворительной деятельности компании является содействие в реализации национального проекта «Здоровье». В числе некоммерческих лечебных учреждений, получивших поддержку «Балтики»: НИИ детской ортопедии им. Турнера, детская поликлиника №63 и детский хоспис в Санкт-Петербурге, центр реабилитации больных алкоголизмом «Дом Надежды на Горе» в Ленинградской области, детский санаторий и травматологическое отделение городской больницы скорой помощи Ростова-на-Дону, детский кардиологический санаторий в Туле, клиническая больница в Воронеже.

Особую категорию составляют учреждения для детей-сирот, детей из неблагоприятных семей и нуждающихся в социальной адаптации. В 2007 году «Балтика» финансировала капитальный ремонт детского дома-интерната №5 в Санкт-Петербурге, оказала поддержку детскому дому №8, детскому саду №99 в Туле, Павловскому специализированному дому ребенка и Таловской школе-интернату для детей-сирот в Воронеже. В Красноярске были выделены средства для дома ночного пребывания «Родник» и благотворительной столовой «Милосердие».

Компания «Балтика» - давний участник Петербургской программы «Долг», оказывающей поддержку ветеранам Великой Отечественной войны.

Благотворительная программа не несёт прямой финансовой прибыли организаторам, но это не значит, что выгода для них в данном случае отсутствует вовсе. Прямые инвестиции в общество, адресная помощь нуждающимся, в широком смысле - это шаг навстречу повышению уровня жизни в стране, что, безусловно, входит в интересы зрелого бизнеса.

Большая часть спонсорских программ компании «Балтика» связана с проведением дней городов в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Самаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Челябинске и Красноярске, а также проведением других городских праздников, музыкальных фестивалей, спортивных соревнований, различных конкурсов. В сотрудничестве с городской и областной администрацией проводятся мероприятия по благоустройству жилых районов и мест отдыха.

Спортивные спонсорские проекты «Балтики», направленные на поддержку спортивных клубов, после вступления в действие новой редакции закона «О рекламе», фактически, перешли в благотворительность. В Санкт-Петербурге футбольные команды «Политех» и «Аврора» не утратили возможности проводить тренировки и сборы на корпоративной базе отдыха компании.

В 2008 году компания вложила в благотворительные проекты 136 млн. руб.

Располагая современными производственными мощностями в разных регионах страны, пивоваренная компания «Балтика» уделяет внимание экологической ситуации в районах расположения своих заводов и предъявляет самые высокие требования к экологической безопасности производства. Предприятие активно вкладывает средства в проекты по уменьшению вмешательства промышленности в экосистему - строит современные пыле и газоочистные сооружения, использует оборотную тару, а также экономит природные ресурсы.

Так на дальневосточном заводе запущен уникальный экологический проект по сжиганию биотоплива. В качестве альтернативного источника энергии «Балтика-Хабаровск» использует биогаз, образующийся при очистке сточных вод. На филиалах «Балтика-Ярославль», «Балтика-Самара» реконструированы имеющиеся или построены новые очистные сооружения. На филиале «Балтика-Тула» запущена в эксплуатацию установка для сушки пивной дробины и отработанных дрожжей.

Наиболее важные проекты, реализуемые компанией «Балтика»: строительство первой ступени сооружений очистки сточных вод завода «Балтика-Санкт-Петербург»; модернизация насосной станции подачи сточных вод на станцию нейтрализации на заводе «Вена» в Санкт-Петербурге; начало строительства II-ой очереди биологических водоочистных сооружений в Самаре; модернизация существующих биологических очистных сооружений в Хабаровске с целью создания отдельной зоны денитрификации; строительство водоочистных сооружений детского оздоровительного лагеря «Балтика» в поселке Молодежное Ленинградской области.

Совместно с экологическими организациями и самостоятельно «Балтика» проводит экологические акции по благоустройству территорий: в рамках фестивалей авторской песни, пивных фестивалей и дней городов в течение года проходят акции по сбору мусора «Балтика - за чистоту!». В 2007 году компания вложила более 450 млн. рублей в экологические проекты и в 2004-2006 гг. «Балтика» удостаивалась самой престижной награды пивоваренной отрасли «Янтарной звезды» за «Социальную ответственность в бизнесе» и за «Успешное формирование деловой репутации».

Так же копания «Балтика» проводит рейды «Пивной дозор». «Пивной дозор» - это инициатива компании «Балтика», желающей объединить людей, которые не могут остаться равнодушными к нарушению закона и продаже пива подросткам. Компания считает необходимым усилить общественный контроль за соблюдением закона о запрете на продажу пива несовершеннолетним и с этой целью организуем «Пивные дозоры».

В 2008 году общественный контроль над соблюдением правил торговли пивом с участием «Балтики» прошли на всех массовых мероприятиях, организованных Компанией в 12 городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В 2009 году проверки прошли также в торговых точках для снижения случаев недобросовестного поведения продавцов. В рейдах приняли участие добровольцы в 24 городах России, среди них: Астрахань, Воронеж, Волгоград, Екатеринбург, Иваново, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Новомосковск, Новосибирск, Пенза, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Тамбов, Тула, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Ярославль, и один в Казахстане - Алматы. Было проведено 42 рейда с проверкой 890 торговых точек, в которых зафиксировали около 200 нарушений. Представители власти, общественные организации, простые люди вступают в ряды «дозорных» и поддерживают идею «Нет 18 - нет пива!».

Задача «дозорных» - напоминать продавцам о нормах закона, запрещающих продажу пива лицам моложе 18 лет, и, в случае необходимости, пресекать подобные действия.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать несколько выводов. Финансы предприятий выражают денежные отношения, возникающие в реальном денежной обороте в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий. Финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств. В процессе кругооборота этих средств формируются финансовые отношения предприятия. Отношения могут возникать между различными сторонами, такими как предприятие и учредители, организации, филиалы, цехи, работники, финансовая система государства в момент уплаты налогов.

Поскольку финансы предприятий как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятия. Осуществление финансовой деятельности предприятия основано на реализации принципа самостоятельности и самоокупаемости, принципа материальной заинтересованности, материальной ответственности и принципа формирования финансовых ресурсов.

Как было сказано ранее, социальная ответственность предприятия - это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, производителя и участника социальных отношений. Каждая компания вольна выбирать способы проявления социальной ответственности, соответствующие её позиции, задачам, возможностям. В понятие социальной ответственности входят благотворительная деятельность предприятия, меценатство, КСО, спонсорство. Социальная ответственность бизнеса не является правилом для предприятия и зависит только от морали и нравственности предпринимателя.

Компания «Балтика» представляет набор социально-направленных программ разного уровня. Причём данный набор не может и не должен быть бездейственным. Ежегодно список социально-направленных действий предприятия пополняется и компания регулярно находит новые возможности проявить себя в общественной сфере. Компания имеет широкий круг социальной деятельности начиная спонсированием спортивного клуба и заканчивая акциями по благоустройству территорий.

Список использованных источников и литературы

I.Источники

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

.Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе»..Литература

3.Алексеева О. История доверия в недоверительные времена. Современная российская благотворительность / О. Алексеева. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с.

.Волгина Н.А. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А.Волгина, В.К. Егорова. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 1048 с.

.Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство, история предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го - начало 20-го вв. / М.Л. Гавлин. - М.: РОССПЭН, 2000.

.Злобин Б.К., Экономика рыночного хозяйства / Б.К. Злобин. - М.: «Экономика», 2000. - 510 с.

.Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова; Под. Ред. Проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 447 с.

.Корсакова М.И. Корпоративная социальная ответственность / М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 100 с.

.Моляков Д.С, Шохин Е.И. Теория финансов предприятий / Д.С. Моляков, Е.И. Шосин. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 112 с.

.Николаева Т.П. Финансы предприятий / Т.П. Николаева; Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 158 с.

.Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 250 с.

.Поршнева А.Г. Управление организацией: Учебник. - 2-е изд./Под ред. А.Г. Поршнева, В.Л. Румянцевой. - М.: Инфра-М, 2001. - 669 с.

.Продиус И.П., Филиппова С.В., Захарченко В.И., Балан А.С. экономика предприятия. Краткий курс / И.П. Продиус, С.В. Филиппова, В.И. Захарченко, А.С. Балан. - Харьков: Одиссей, 2004. - 192 с.

.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под. ред. проф. А.Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512с..Ресурсы Интернет

15.Пивоваренная компания «Балтика» [Электронный ресурс]: Благотворительность. - Электр. Дан.- М.: ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», 2010.

.Фролова Л.Н., Социальная ответственность крупных российских компаний [Электронный ресурс] / Л.Н. Фролова. - Электрон. дан. - М.: Вестник Научно-исследовательского центра, 2010.

Похожие работы на - Финансы предприятий и социальная ответственность бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!