Краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе

Содержание

Введение

Глава 1. Краеведение, как часть регионального компонента: особенности и принципы внедрения в образовательный процесс

1.1 Модернизация современного школьного российского образования: перспективы и возможности

1.2 Внедрение регионального компонента в школьное образование

Глава 2. Возможности использования краеведения в изучении «Экономики»

2.1 Экономика в системе школьного образования

2.2 Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»

Заключение

Список литературы

Введение

Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традиция своего народа, патриотизма.

Родной край изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно и в преподавании курса экономики. Использование краеведческого компонента в экономике предлагает комплексный подход к изучению своей местности. Он позволит сформировать глубокие знания и умения обучающихся краеведческого содержания. Данный курс предполагает организовать разнообразные формы самостоятельной деятельности детей поискового, исследовательского характера, оформить материал в рукописные пособия. Сильной стороной включения краеведческого компонента является его прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению, ученики как бы проживают явления экономики, пропуская их через собственное творчество.

С учетом того, что экономика во многих школах является факультативом, использование краеведческого компонента фактически не ограничено. Что дает значительные возможности использования его ресурсов. Однако, изучение возможностей применения краеведения в изучении экономики на современном этапе по-прежнему ограничено так, как курс экономики является ограниченным в учебной программе школы. Изучение возможностей использования краеведческого компонента обосновано стремлением современных педагогов следовать инновационным направления и тенденциям в методике преподавания и организации педагогического процесса.

Объектом изучения в данной работе является краеведение, как часть регионального компонента в школе.

Предметом изучения в данной работе являются краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе.

Целью в данной работе было поставлено изучить краеведческие принципы в обучении одному из курсов экономики в школе.

Задачи:

. определить перспективы и возможности модернизации современного школьного российского образования;

. изучить возможности внедрения регионального компонента в школьное образование;

. выявить роль экономических дисциплин в системе школьного образования;

. рассмотреть принципы краеведения в курсе «Экономика родного края».

В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа, систематизации, обобщения.

Глава 1. Краеведение, как часть регионального компонента: особенности и принципы внедрения в образовательный процесс

1.1 Модернизация современного школьного российского образования: перспективы и возможности

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [2]. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования [3].

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [5].

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства [6].

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты [6].

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования [3].

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. Доступность качественного образования означает также государственные гарантии: обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек [2]. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [8].

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени; разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Таким образом, в Стратегии модернизации образования, в частности, подчеркивается необходимость:

выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе;

перехода к профильному обучению в старших классах школы;

изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций.

Как было указано, основная задача модернизации образования - значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, то есть государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала [3].

Для каждого предмета разработаны свои федеральные государственные образовательные стандарты.

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, - научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация - одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране [8].

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.

Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона [9].

Комментарий к Закону РФ «Об образовании» дает разъяснение, что национально-региональный компонент «учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры. ...Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ...» [11].

Региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом региональной политики в области образования. Региональный компонент должен базироваться не на предметном подходе, а реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента, не достраиваться над федеральным компонентом, а органично в него интегрироваться в рамках образовательных областей, не увеличивая учебную нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а реализуя процесс познания за счет введения дополнительных тем и рационального структурирования учебного материала [7]. Содержание регионального компонента может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента или введением в учебный план спецкурсов и факультативов.

Вариативная часть содержания регионального компонента должна строиться на деятельностно-практической основе, означающей систематический поиск учителем и всем педагогическим коллективом образовательного учреждения разнообразных форм и методов усвоения программируемого содержания образования, на усвоении его как в учебной, так и во внеучебной практической деятельности с использованием самых разнообразных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Федеральный компонент определяет содержание образования, общее для всех систем образования РФ, региональный - отражает национальные и региональные интересы и потребности в области образования народов в лице субъектов федерации, школьный - рассчитан на специфику конкретного образовательного учреждения.

Часы школьного компонента могут быть использованы на:

организацию индивидуальных и групповых занятий;

факультативные курсы;

увеличение количества часов, отводимых на образовательные области базового и регионального компонента;

занятия с одаренными и со слабоуспевающими учащимися;

занятия активно-двигательного характера.

Ученик имеет право выбора предметов, а также участия в формировании индивидуальной образовательной программы.

Цель регионального компонента: создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества, углубление чувства патриотизма и любви к родному краю, создание положительного образа территории своей малой Родины.

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности за счет часов регионального компонента увеличено количество часов на изучение учебных предметов факультативов в соответствие с потребностями последних. Указанные часы рекомендуется (необходимо) использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента» [3].

Формы реализации национально-регионального компонента в содержании образования:

. Включение разделов и тем национально-регионального компонента в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.

. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др.

. Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Таким образом, функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.

1.2 Внедрение регионального компонента в школьное образование

Образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и педагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, культурных явлений, как единство среды и обучаемого.

Основы нормативной базы в области общего образования для субъектов Российской Федерации зафиксированы в Конституции РФ и Законе «Об образовании» (ст. 7). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» установленный государственный образовательный стандарт, как «обязательный минимум основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требований к уровню подготовки выпускников», подразделяется на два компонента, учитывающих федеральный характер устройства России: федеральный и национально-региональный компоненты [2].

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Региональный компонент государственного образовательного стандарта, установление которого находится в компетенции субъектов РФ, определяет по ступеням общего образования те нормативы в области изучения родного языка и литературы, природы, истории, экономики и культуры, которые учитывают особенности и интересы региона.

Таким образом, ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за содержание образования, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников возлагается на государственные органы власти. К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также рабочих программ учебных курсовых дисциплин. Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют с помощью сформированных ими экспертных советов контроль за содержанием создаваемых по инициативе педагогов оригинальных авторских программ, учебных пособий и других дидактических материалов [2]. Поэтому, учитывая, что и сам педагог, и обучаемый им ребенок в равной мере защищены законом, возможно педагогическое творчество образовательного учреждения в части обновления содержания образования, в частности, использования возможностей федерального и регионального компонентов в целях национального образования учащихся, тем самым способствуя интеграции личности в национальную и мировую культуру; формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.


Таблица 1

Разграничение компетенций между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами

КомпонентСтупени обученияНачальная школа 1-4 классыОсновная школа 5-9 классыСредняя школа 10-11 классыИтогоФедеральный539418165(47,4%)Региональный487758183(52,6%)Итого10117176348(100%)

Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы обшекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия. 47% учебного времени, отводимого на федеральный компонент, дают возможность и для региональной ориентации содержания образования, позволяют реализовать задачи по формированию личности с гуманистическим национальным самосознанием.

Содержание школьного курса естественно-научных дисциплин определяется значимостью данных наук в создании и развитии человеческой цивилизации, в формировании интеллектуальной и эмоциональной сфер деятельности человека, значимостью приобретаемых знаний в повседневной жизни, их необходимостью для изучения других предметов. Данные дисциплины позволяют решить одну из основных задач, стоящих перед современной школой, - воспитание у подрастающего поколения «продуктивного, парадоксального, нестандартного ума, совершенствование характера и интеллекта каждого человека» [4].

В условиях внедрения новых информационных технологий на первый план выходит задача формирования комплексных интеллектуальных умений, позволяющих эффективно работать с информацией и оценивать ее социальную значимость. В связи с этим необходимо изменить акценты в учебной деятельности школьников, а именно:

значительно увеличить удельный вес заданий практического содержания, связанных с описанием реальных ситуаций, подготовив таким образом учащихся к свободному использованию математических знаний и умений в жизненных ситуациях;

более широко использовать в обучении виды деятельности, направленные на интеллектуальное развитие учащихся путем уменьшения доли репродуктивной деятельности;

как можно раньше дать школьникам знания в области естественнонаучного образования, необходимые для решения личных и социальных проблем.

Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:

акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых - соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;

иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;

нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника [2].

При этом главное - не только дополнение содержания образования, а освоение новых подходов, способов и форм педагогической деятельности по всем предметам учебного плана. Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовное обогащение. Урок разворачивается как последовательное, в рамках учебной темы, исследование, познание, оценка жизни во всех ее проявлениях [6].

На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 47,14, 29 п. 2), разрабатывается национально-региональный компонент, отражающий конкретные исторические, культурные, национальные, географо-демографические, этнические, природно-экологические, социальные особенности региона, обеспечивающий удовлетворение особых потребностей и интересов в области образования различных групп населения и включающий в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие.

Выработка регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем которого (в часах) задается на федеральном уровне, составляет компетенцию региона [7].

Можно выделить следующие основные подходы к разработке регионального компонента:

Содержательная структура знания, воплощаемая в региональном компоненте, должна находиться в общей логике закономерностей, определяющих структуру содержания общего образования.

Для последовательного обеспечения всестороннего развития человека необходимо выстроить содержание регионального компонента таким образом, чтобы можно было осуществить корреляцию между базовой инвариантной структурой деятельности и структурой содержания фундаментального образования.

Регион как объект изучения, отражаемый в региональном компоненте содержания общего среднего образования, следует рассматривать как часть предметной области фундаментального образования. Поэтому основная структура изучения объекта-региона должна быть отражена и в предметной структуре научного знания.

Конкретный набор образовательных областей (учебных курсов), отражающих содержание регионального компонента общего образования, может быть составлен, исходя либо из комплексного влияния двух факторов

структуры изучаемого объекта и разновидностей культуры, отражающих структуру деятельности, либо по крайней мере одной из этих детерминант.

Содержание регионального компонента общего образования структурируется по «вертикали» с учетом логики изложения учебного материала в условиях непрерывного образования и возрастных особенностей усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков [4].

Логично предположить, что компоненты учебного плана, как единого комплекса, где-то могут и должны пересекаться. Нельзя проводить границу между компонентами стандартов, группируя соответствующие образовательные области, граница между федеральным и региональным компонентами содержания образования проходит, как правило, внутри образовательных областей. Большая часть учебных курсов объективно «скроена» так, что включает в себя как федеральную, так и региональную составляющие образования. Хотя можно выделить учебные курсы, полностью относящиеся к федеральному или региональному компоненту [3].

Соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами определяется базисным учебным планом (таблица 2).

Таблица 2

Базисный учебный план (фрагмент) (по Щербакову А.В.)

Образовательные области1-4 классы5-9 классы10-11 классыВсегоВ т ч. Регион.ВсегоВ т. ч. Регион.ВсегоВ т. ч. Регион.Язык и литература2816473288Математика162461Природа8222382Общество1328Искусство828461Физкультура81102Трудовая подготовка8212542Информатика24014Итого762314147Обязательные занятия по выбору141524Факультативные занятия111512

Из приведенной выше таблицы можно сделать выводы:

. Нормирование инварианта остается за Российской Федерацией, нормирование регионального компонента - сфера компетенции субъекта Российской Федерации.

. Доля учебных часов в неделю, отведенных на региональный компонент по отношению к федеральному, изменяется в зависимости от образовательной области и ступени обучения.

. Явно прослеживается тенденция нарастания роли региона в определении содержания образования от начальной к старшей школе.

Возможно выделить четыре различных способа реализации регионального компонента содержания школьного образования, в том числе и в курсе «Экономика»:

. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;

. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана;

. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи;

. школьный вариант регионального содержания образования - элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям.

Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам регионального компонента в таком случае может выполнять, к примеру, «Экономика края» [3]. Введение данного предмета в содержание регионального компонента предполагает не только усвоение школьниками теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в среде современного общества.

В региональном базисном учебном плане дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий:

) обязательные занятия, составляющие базовое ядро регионального компонента общего среднего (полного) образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к региональным значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям;

) обязательные занятия по выбору учащихся и

) факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личные особенности, интересы и склонности [3].

Включение сквозных региональных образовательных областей, изучаемых на начальной, средней и старшей ступенях школы, позволяет, несмотря на различия в содержательной специфике региональных областей, выделить универсальный для образовательных областей набор целей. К ним могут быть отнесены: реализация национально-региональной политики в области образования; конкретизация, расширение и углубление знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом; формирование системы знаний, расширение воспитательных и познавательных задач.

региональный экономика краеведение образование

Глава 2. Возможности использования краеведения в изучении «Экономики»

2.1 Экономика в системе школьного образования

На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора «ключевых» компетентностей:

в сфере познавательной деятельности;

в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

в сфере трудовой деятельности;

в бытовой сфере.

От широты и качества экономических знаний и умений зависит не только уровень общей культуры современного человека, но и уровень его жизни и благосостояния. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной школы. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники и т.д.

Хорошие знания, как экономики, так и любой другой науки, нельзя получить сразу, быстро. Они будут являться результатом большого кропотливого и интересного труда.

Существует много точек зрения на определение подходов к преподнесению школьникам экономических знаний, но сегодня достаточно четко проявилось четыре основных подхода, практически реализующихся в российских школах: бизнес - ориентированный, теоретический, культурно-функциональный, академический.

Профессионально-ориентированный (бизнес-ориентированный) подход, предполагает выработку навыков поведения в хозяйственной жизни, представляет своего рода систематизацию полезных советов. Эти советы не всегда работают применительно к российской экономике, поэтому у школьников часто складывается мнение об абстрактности такого подхода и ненужности получаемых знаний. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание прикладных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем бухгалтерами и «предпринимателями по диплому». Некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Теоретический подход, рассматривает школьное экономическое образование как упрощенное академическое, университетское. Если школа или учитель принимает данный подход, то обычным явлением становится преподавание нескольких курсов, чаще всего абсолютно несвязанных друг с другом. В одной возрастной параллели (например, 7-9-й класс) могут преподаваться одновременно «Введение в бизнес», «Экономическая история», «Макроэкономика» и даже «Бухучет». Понятно, что для школьника наука экономика не становится яснее или проще в результате данного подхода, знания не укладываются в единую систему, а обилие лишней информации не способствует возникновению интереса к предмету [1].

Культурно-функциональный подход, сторонники культурно-функционального подхода, видят его задачи в формировании общей культуры, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль уделяется привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формировании способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формировании системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Академический подход, уверенно возобладал на уровне органов управления. Об этом однозначно свидетельствует содержание «официальных» (одобренных министерством образования) учебников и учебных программ.

Например, по мнению И.В. Липсица, тяготеющего к «академическому» направлению, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. В этом, безусловно, большой плюс академического подхода - системность, постепенное углубление в предмет - от основ, начал экономики - к достаточно сложному теоретическому материалу. В чем же проблематика данного подхода - в первую очередь, в объеме предлагаемого к изучению материала - он очень велик для школы. В результате, школьники, поступающие потом в вузы (даже экономического профиля), сталкиваются с проблемой «а это мы уже проходили», теряется интерес к получению знаний, первокурсник уже уверен, что ничего нового он не узнает. Здесь, конечно, и перед преподавателями, и перед учениками встанет вопрос о необходимости получения таких знаний всеми учащимися (и в первую очередь теми, кто вовсе не ориентирован на дальнейшее получение экономического образования). Также, материал подобных учебников крайне мало соотносится с реальной жизнью. В результате учащийся воспринимает экономику как очередную абстрактную теорию, которая еще дальше от реальной жизни, чем бизнес-вариант экономического образования [10].

Социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.

Образование в рамках социально-экономической направленности обучения готовит учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности. Образовательный процесс в школе социально-экономической направленности должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.

В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть [1]:

современное население края;

состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;

населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;

отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).

Фактические данные о населении и народном хозяйстве края составляют значительную часть информации в печати, радио и телевизионных передачах.

На современном этапе краеведческий компонент при обучении экономическим дисциплинам во многом опирается на приоритеты в ориентированности детей к самостоятельному изучению и исследованию. Фактически любая из экономических дисциплин имеет составляющие, которые могут быть ориентированы на регион.

Определяющим фактором при ориентации педагога на регион могут стать и интересы самих детей, а также сходные темы по другим дисциплинам, особенно географии. Комбинированные уроки, которые предполагают изучение темы на стыке двух дисциплин, становятся в современной школе все более популярными так, как позволяют более широко охватить тему с разных сторон и сформировать у учеников больший объем знаний. Экономика, по большей части являясь факультативной составляющей обучения, весьма успешно вписывается в данный процесс.

Разнообразие курсов экономики позволяет очень широко ориентироваться в методологии организации обучающего процесса. Одним из направлений экономики, чаще всего встречающимся в современных школах и ориентированном на краеведение, является «Экономика родного края».


Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство.

Производственное предприятие является первичным звеном общественного разделения труда, производящим определенную продукцию, обладающим известной экономической самостоятельностью, технологической завершенностью по производству своей продукции с характерными для данного вида предприятий потребностями в сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, с определенной социальной и экономической характеристикой.

В условиях краеведения объектами изучения являются отдельные предприятия, расположенные в данном пункте (фабрика, завод, рудник, филиал объединения, порт, пристань, железнодорожная станция и т. п.).

В некоторых отраслях промышленности (лесной, торфяной, нефтяной) и в сельском хозяйстве (леспромхоз, торфопредприятие, совхоз, колхоз и т. п.) предприятие может состоять из некоторых территориально разобщенных единиц (отделений, участков, разработок и т. п.). Краеведческое изучение таких предприятий, очевидно, будет выходить за пределы одного населенного пункта.

В данном же контексте происходит и изучение сельского хозяйства региона, представленного сельскохозяйственными угодьями и предприятиями по обработке земли и сельскохозяйственной продукции. В них входят земельные фонды, их размеры и состав; неиспользуемые земли; улучшение земель (осушение, орошение); ведущие отрасли хозяйства; внутрипроизводственные связи; растениеводство; посевные площади, их размеры и состав, урожайность и меры по ее повышению; площади под садами и виноградниками; продукция растениеводства; животноводство; поголовье скота по видам; качественные показатели и меры по их повышению; кормовая база; механизация животноводства и ее эффективность; техническая вооруженность производства и использование техники.

Важной составляющей изучения экономического разбития региона является ее территориальное деление. Каждый край (республика, область) - это малая часть нашей страны, это живое целое, комплекс, в котором сочетаются территория, люди с их жизнью и деятельностью, дома и прочие материально-вещественные сооружения. Для того, чтобы изучить свой родной край в целом, необходимо последовательно и всесторонне исследовать город или село (деревню) во всем многообразии слагающих их элементов (природа и территория, люди, их жизнь, культура и быт и хозяйственная деятельность), их связи с другими краями и со страной в целом.

Любое поселение, и очень крупный город и небольшое село, своеобразны и отличаются от всех других историей своего возникновения и развития, экономико-географическим положением и природными условиями, планировкой, спецификой архитектуры, застройки и другими свойственными ему чертами.

Первейшей задачей краеведческого изучения поселения как раз и является раскрытие его экономического своеобразия и характерных особенностей. Вместе с тем поселения, будучи составной частью края, могут изучаться в разных аспектах - экономико-географическом, историческом, архитектурно-градостроительном. Это зависит главным образом от аспекта изучения всего края. Если изучается экономическая география края, то поселение рассматривается как составная часть народного хозяйства края. В этом случае предметом изучения служат: экономико-географическое положение поселения, специализация его народного хозяйства и занятия жителей, важнейшие предприятия сферы материального производства и учреждения сферы обслуживания, связи с окружением.

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача - всестороннее изучение своей местности, другая - использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание экономики родного края на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного - к неизвестному», «от близкого - к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять экономику более отдаленных районов страны, а также зарубежных стран.

Конкретное проявление процессов развития экономической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих составляющих экономических процессов и, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов экономики, а работа учащихся по изучению своего края - средством непосредственного познания многих экономических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей экономической науки.

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например роль засухи для местного сельского хозяйства, роль предприятий и их развития для экономики региона, особенности местного рынка труда и пр. Преподавание экономики, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию экономики повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, в настоящее время многие учителя учебное краеведение связывают только с организацией факультативов или внеклассной работы.

При правильной организации школьного экономического краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой.

Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого экономического изучения края: естественные богатства, состав и деятельность населения, хозяйство, рынок труда и пр.

Таким образом, принципы краеведения в обучении в курсах экономики являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.

Заключение

Таким образом, было выявлено, что функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.

Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:

акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых - соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;

иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;

нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника.

В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:

современное население края;

состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;

населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;

отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение учебного краеведения.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача - всестороннее изучение своей местности, другая - использование краеведческого материала в преподавании.

Список литературы

1.Автономов В.С. Введение в экономику. - М.: Лань, 2008. - 214 с.

2.Бадаян.И. Региональная система образования: своя стратегия развития // Учитель. - 1997. - № 2.- С.30;

.Воронцова Т.В.. Проект региональной информационной системы мониторинга образования// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 4. - С.33;

.Гаризова Р.С. Дополнительное образование школьников средствами национально-регионального компонента // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 2. - С. 41;

.Демин А.М. Модель построения содержания национально- регионального компонента образования в средней общеобразовательной школе // Региональный компонент в школьном образовании.- Барнаул.-2006.- С.43;

.Кара, А.П. Региональный компонент в базовом школьном образовании / А.П. Кара // Из опыта регионоведческой работы в школе: сборник. - Армавир, 2007. - Вып. 1. - 198 с.

.Кидрасов Р.Х. Региональный центр развития образования в Федеральном образовательном пространстве // Методист. - 2001. - № 1. - С. 38;

.Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова, О.В Кишенкова, С.И. Козленко [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 9. - С. 20-30.

.Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика - 2005. - № 8. - С.26;

.Липсиц И.В. Экономика для школьников. - М.: Дашков и К, 2011. - 347 с.

.Новиков. В.Б. Концепция создания регионального учебного курса// Педагогика. - 2000. - № 4. - С.8;

Похожие работы на - Краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!