Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь














Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка

.1 Сущность финансовой системы

.2 Понятие и задачи финансового рынка

. Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь

. Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь

.1 Переход на рыночное курсообразование

.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


Функционирование рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Целью исследования в работе является изучение состояния и перспектив развития финансового рынка Республики Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие финансового рынка, его организацию и функционирование;

провести анализ состояния финансового рынка Республики Беларусь;

определить перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.

Объект исследования - финансовый рынок.

Предмет исследования - состояние и перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.

1. Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка


1.1 Сущность финансовой системы


Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы.

Финансы - это отношения в экономике, сложившиеся по поводу распределения, перераспределения, создания и использования ВВП. Финансы выступают в роли экономической категории, поскольку отражают реальные отношения, которые существуют в обществе [7, c. 29].

Признаки финансов как экономической категории:

) денежный характер финансовых отношений, т.е. деньги представляют собой обязательное условие к существованию финансов;

) распределительный характер финансовых отношений. Область образования и функционирования финансов - это стадия воспроизводства, когда стоимость общественного продукта распределяется согласно целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждым из которых должна быть получена своя доля в произведенном продукте;

) финансовые отношения находятся в постоянной связи с формированием доходов в виде денежных средств и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений;

) финансы - это экономические отношения, в которых тем или иным образом обязательно участвует государство. [6, c. 48]

Понятие «финансы» неразрывно связано с понятием «денежный оборот». Денежный оборот - это движение денежных ресурсов, платежей и расчетов. Объект денежного оборота - финансовые ресурсы, такие как прибыль, кредиты, задолженности, доходы от смежных видов деятельности. Финансовые ресурсы формируют денежные фонды, которые необходимы для интенсивного развития производства.

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Такое определение не совсем точно.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [9, c. 27].

В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» употребляется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в 1 Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». [9, c. 25]

Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Финансовая система государства состоит из трех основных блоков, таких как [7, c. 60]:

) государственные финансы;

) финансы предприятий;

) страховые фонды.

В государственных финансах различают государственный бюджет (главный финансовый план государства), государственный кредит (в виде займов государственных облигаций), фонды государства, фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Государственные финансы формируют фонды для финансирования различной деятельности государства, бюджетов низких уровней, распределяют средства между различными социальными слоями населения, выделяют дотации и субсидии.

Финансы предприятий - это основной блок, в котором формируется ВВП государства, который впоследствии распределяется между субъектами хозяйственной деятельности. От этого блока зависит благосостояние и процветание государства. Это финансы отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств, государственных предприятий и общественных фондов. Страховые фонды - это фонды имущественного и личного страхования физических и юридических лиц. Сюда же относится страхование ответственности и рисков.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [6, c. 73].

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация местному бюджету.

Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой - получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные фонды - важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие [7, c. 83]:

научно-исследовательские;

экономические;

социальные фонды;

фонды личного и имущественного страхования;

военные фонды;

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

1.2 Понятие и задачи финансового рынка

финансовый рынок банк кризис

Эффективное функционирование экономики любого государства невозможно без развитой финансово-кредитной системы, одной из важнейших составляющих которой является финансовый рынок.

Финансовый рынок - это особая сфера экономических отношений, представляющая собой систему рыночных институтов и механизмов, формирующих спрос и предложение на специфический товар - финансовые ресурсы (активы, инструменты).

В странах с рыночной экономикой финансовый рынок является одним из гарантов стабильного экономического развития государства, так как выступает инструментом, сглаживающим циклические колебания в экономике.

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой финансовые ресурсы предприятия и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной финансовой инфраструктурой [9, c. 36].

Главной задачей финансового рынка является обеспечение наиболее полного и быстрого передвижения свободных денежных средств предприятий, банков, коммерческих организаций, сбережений населения для вовлечения в создание передовых технологий, расширение и техническое перевооружение уже действующих предприятий. Рациональное использование привлекаемых инвестиций возможно при широком выборе инструментов финансового рынка, развитой системе биржевой и внебиржевой торговли финансовыми ресурсами, налаженном учете, хранении и расчете надежной правовой защиты инвесторов от необоснованного риска.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С помощью финансовых рынков осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, акционерным обществам и органам государственной власти, что обеспечивает финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ. Вместе с тем, благодаря финансовому рынку, обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Функционирование финансовых рынков имеет огромное значение для экономики любого государства.

Во-первых, благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал.

Во-вторых, финансовые рынки дают альтернативные варианты инвесторам для вложения средств в наиболее эффективные отрасли и предприятия, что обеспечивает им максимальную прибыль.

В-третьих, перелив капиталов, происходящий на финансовых рынках, способствует быстрейшему внедрению научно-технических достижений.

В-четвертых, финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, так как именно на финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

Все перечисленное содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов.

В вопросе структуры финансового рынка логично обратиться к истории его развития. Использование эволюционистского подхода может, как нельзя лучше, продемонстрировать выделяющиеся сегменты финансового рынка. Каждый сегмент финансового рынка классифицируют в зависимости от срока и вида обращающихся инструментов, а также в соответствии с различными критериями, представленных в таблице 1.1.

Как известно, изначально первыми в историческом аспекте были товарные рынки. Однако активно развивающийся реальный сектор экономики - торговля, промышленность, транспорт - требовали развития определенных финансовых институт для обслуживания процессов, происходящих в обществе. По мере развития рыночных отношений росли объемы ссудного капитала, концентрируясь в финансово-кредитных учреждениях. Такая централизация ссудного капитала приводит к развитию капиталов, который впоследствии начинает дробиться на рынок банковского, государственного, коммерческого, корпоративного, частного кредита и так далее. Развитие рынка капиталов приводит к возникновению специфических инструментов займа и собственности - ценных бумаг, и, как следствие, - к возникновению фондового рынка. Следующей стадией развития является интернационализация капитала, когда торговля, а затем и промышленность выходят за границы своих стран. Появляется необходимость в свободном обмене одной валюты на другую - возникает валютный рынок, который за последнее время превратился в действительно глобальный и сегодня существует в виде международного рынка Forex. Интересно, что данная последовательность возникновения рынков соответствует их объемам в мировой экономике. Так, товарные рынки намного уступают по объемам рынкам капитала, которые в свою очередь, в несколько раз меньше фондовых рынков. И, наконец, объемы валютных рынков являются самыми большими. Конечно, сами эти объемы трудно сравнимы и очень условны, что объясняется обращением фиктивного капитала, когда реальные деньги не сопоставимы с объемами продаж. Таким образом, структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, ценных бумаг и денежного (валютного) [9, c. 45].

Таблица 1.1 Классификация сегментов финансового рынка

Критерий

Сегмент финансового рынка

По сроку обращения

Рынок капитала. Денежный рынок

По виду финансового инструмента

Денежный рынок (денежная единица: национальная или иностранная валюта) Кредитный рынок (кредиты в национальной или иностранной валюте) Рынок ценных бумаг (ценные бумаги в национальной или иностранной валюте) Рынок драгоценных металлов (драгоценные металлы или драгоценные камни)

По организационной структуре рынка

Организованный (биржевой) функционирует по правилам, установленным специальными финансовыми учреждениями Неорганизованный (внебиржевой) - определяет сферу обращения финансовых активов без соблюдения единых правил для всех участников финансового рынка

По моменту перехода права собственности на финансовый актив

Первичный рынок (производится первичное размещение выпущенных в обращение финансовых активов) Вторичный рынок (обращаются ранее выпущенные финансовые активы). В процессе купли-продажи актива определяется его рыночный курс

По сроку поставки актива

Спотовый - рынок с немедленным исполнением сделок или в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки Срочный - рынок, где заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня

По эмитенту финансового актива

Рынок государственных финансовых активов Рынок корпоративных финансовых активов (субъектов хозяйствования)

По форме выплаты дохода

Рынок активов с фиксированным доходом Рынок активов с переменным доходом

По форме выпуска ценных бумаг

Документарная ценная бумага Бездокументарная (в форме записи по счетам)

По характеру обращения финансового актива

Рынок обращающихся финансовых инструментов Рынок финансовых инструментов с ограниченным кругом обращения Рынок необращающихся финансовых инструментов

По форме фиксации прав

Рынок именных финансовых инструментов Рынок финансовых инструментов на предъявителя Рынок ордерных финансовых инструментов

По характеру финансового актива, являющегося предметом сделки

Рынок первичных (основных) финансовых активов Рынок производных финансовых активов

По способу торговли

Традиционный рынок Компьютеризированный - рынок, где торговля осуществляется через компьютерные сети, объединяющие фондовых посредников. Отличительные особенности: отсутствие прямого контакта между продавцами, покупателями и посредниками; полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания



Понятие «финансовый рынок» является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Процесс развития финансового рынка характеризуется постоянным переливом финансовых ресурсов из одних его сегментов в другие. В качестве примера такого перелива можно привести наблюдаемый в последние годы процесс секьюритизации, характеризующийся перемещением операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, рынок облигаций) обеспечивающий снижение затрат по привлечению кредитов.[30, с. 7]

Секьюритизация - процесс расширения использования ценных бумаг в качестве инструмента, опосредующего движение ссудного капитала, а также придание другим инструментам форм, традиционно присущих ценным бумагам.

Этот феномен проявляется на финансовом рынке в двояком отношении:

во-первых, возникают финансово-инвестиционные учреждения, которым наравне с банками дано право на сбор и аккумуляцию депозитов первичных вкладчиков, и вложение их в определенные инструменты и сегменты финансового рынка;

во-вторых, получают распространение разнообразные кредитно-депозитные ценные бумаги на предъявителя (депозитные сертификаты, различного рода облигации, коммерческие бумаги, инвестиционные чеки и т. д.), право на операции, с которыми предоставлено широкому кругу финансовых учреждений, являющихся прямыми конкурентами современных банков.

Объективной основой функционирования и развития финансового рынка служат закономерности кругооборота капитала в экономике. Его непрерывное обращение сопровождается возникновением характерных противоречий в распределении финансовых ресурсов. Это приводит к появлению невостребованных излишков фондов в одних регионах, и наоборот, к их недостатку в других. Такие противоречия могут быть разрешены только на уровне мировой экономики с помощью международного финансового рынка, обслуживающего процессы межнационального движения капитала.

Развитие национальных финансовых рынков на фоне общего совершенствования хозяйственной деятельности отдельных стран привело к мощным интеграционным процессам в финансовой сфере мировой экономики. Интернационализация финансово-экономической деятельности государств вылилась в создание международного финансового рынка (МФР), который образовался во второй половине ХХ века. [15, c. 16] За истекший период структура, географические границы и поле деятельности МФР постоянно расширялись. Этому способствовали укрепление взаимосвязей между внутренней экономикой и внешнеэкономической деятельностью отдельных государств, миграция капитала и трудовых ресурсов, относительное выравнивание валютных курсов и государственное их регулирование.

2. Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь


В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности посредством эмиссии и безвозмездной передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом основываясь на тех же либеральных принципах, применявшихся в процессе приватизации и российской госсобственности, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов (СИФ - аналог российских ЧИФов), а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.

Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.

Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

Как и у стран с развитыми финансовыми рынками, в Республике Беларусь имеются (правда, со значительными структурными особенностями) следующие основные финансовые инструменты:

инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты;

ценные бумаги;

а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.

В качестве основных финансовых инструментов Республики Беларусь выступают иностранные валюты, поэтому особый интерес в нынешней непростой экономической ситуации вызывает состояние валютного рынка Республики Беларусь.

Внутренний валютный рынок Республики Беларусь - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:

. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, совершаемых банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами и банками, между банками;

.сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками и субъектами валютных операций - нерезидентами (исключение, сделки, совершаемые на биржах иностранных государств).

По форме организации валютный рынок Республики Беларусь делится на:

биржевой валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

внебиржевой - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками - нерезидентами.

Существуют следующие основные принципы проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь:

осуществляются только через банки, имеющие соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь;

осуществляются на основании условий, предусмотренных договором между участниками валютно-обменных операций;

осуществляются посредством совершения сделок через банк, в котором открыт специальный счет субъекта валютных операций-резидента для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты либо иной счет, с которого осуществляются операции по банковскому переводу с покупкой, продажей, конверсией на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» либо непосредственно с банками на внебиржевом валютном рынке;

обменный курс при проведении валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке устанавливается:

а) на биржевом валютном рынке по результатам торгов на сессиях ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

при совершении валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке банк вправе взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте. Cо средствами республиканского и местных бюджетов комиссионное вознаграждение не взимается.

Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Реализации валютных режимов в Республике Беларусь проходила в четыре этапа.

. Рыночное курсообразование 1994 - 1995 годов.

. Административная система множественности валютных курсов 1996 - сентябрь 2000 года.

. Режим «скользящей фиксации» в 2001-2011 гг.

. Рыночное курсообразование с 15 сентября 2011 г.

При выделении этапов курсообразования не рассматривалась ситуация на валютном рынке в трансформационный период 1991 - 1993 годов по причине использования монетарными властями предпочтительно административных инструментов, а также из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского рубля (до лета 1994 года).

Исходя из того, что современного человека интересует теперешнее состояние валютного рынка и перспективы его развития, рассмотрим последний выделенный нами этап.

С начала 2011 года Национальным банком Республики Беларусь было заявлено, что политику курсообразования банк будет осуществлять строго в пределах установленного коридора допустимых изменений курса белорусского рубля к корзине иностранных валют - плюс/минус 8 процентов по отношению к значению курса, сложившемуся на начало 2011 года (1057,04 рубля), обеспечивая при этом плавность и предсказуемость динамики курса.

При этом двухсторонние курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, входящим в состав корзины (доллар США, евро и российский рубль), должны были изменяться несущественно под влиянием взаимных изменений курсов этих валют на мировых рынках.

По заявлению Национального Банка для обеспечения устойчивости национальной валюты Национальный банк на начало 2011 года обладал как всеми необходимыми монетарными инструментами, так и золотовалютными резервами.

Однако, уже в марте 2011 года на валютном рынке Республики Беларусь возникли проблемы: в обменных пунктах стала пропадать валюта, неофициальный курс белорусского рубля стал расти.

В мае 2011 года для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (на 56%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 70 до 60 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.

Однако и этот момент не привел к желаемым результатам - стабилизации валютного рынка: появился «черный рынок», валюта в обменных пунктах не появилась. Изменение официального курса белорусского рубля по отношению к основным валютам за 2011 год, представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Изменение официального курса белорусского рубля в стоимостном измерении

Рассмотрим причины проблем на валютном рынке. Во-первых, значительное увеличение спроса на иностранную валюту со стороны населения было спровоцировано девальвационными опасениями. Определенную роль в сложившейся экономической ситуации сыграл и значительный отток иностранной валюты на покупку гражданами легковых автомобилей и другой импортной техники за рубежом. В результате чистый спрос на иностранную валюту со стороны населения за март вырос в разы по сравнению с предыдущими месяцами и составил в эквиваленте 768,1 млн. долларов США. В этих условиях с целью сохранения золотовалютных резервов государства Национальным банком было принято решение о приостановлении интервенций на наличном валютном рынке.

Вторую причину назвал экономист, руководитель Аналитического центра «Сиратегия» Леонид Заико: «То, что происходит сейчас, - это не кризис, это провал всей экономической политики, - подчеркнул Л.Заико. - В Беларуси уже три года имеется устойчивый дисбаланс экспорта и импорта. Практически каждый месяц в 2009-2010 годах примерно на 800 млн долларов мы завозили больше, чем вывозили. Никакая экономика при 10-миллиардном торговом дефиците не сможет держать стабильный обменный курс. А руководители правительства сидели и смотрели на то, как каждый месяц растет торговый дефицит». По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что в правительстве отсутствуют профессионалы, которые могут по сигналам внутреннего и внешних рынков оперативно принимать достаточно эффективные решения.

Все проблемы гасились кредитами, внешними и частными (которые брали предприятия). Фактически, по словам экономиста, эти кредиты вышли за пределы 25 млрд долларов. С учетом реальной девальвации рубля будет хорошо, если реальный белорусский ВВП составит 30 млрд долларов, а скорее всего, будет меньше» [13].

Таким образом, кризис на валютном рынке 2011 года в Республике Беларусь - это комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться

В результате кризиса установленный Национальным Банком курс доллара за январь-октябрь вырос с 3000 до 5800 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи находятся на уровне 7500-8000 рублей.

3. Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь


3.1 Переход на рыночное курсообразование


Фиксированные курсы, которые мы наблюдали в экономике Республики Беларусь вплоть до сентября 2011 года, обязывают органы финансового регулирования к проведению более жестокой денежно-кредитной политики и «дисциплине цен», что помогает в сжатые сроки снизить темпы инфляции с меньшими потерями для экономики. Фиксация курса может в среднесрочном плане способствовать ограничению роста инфляции издержек в экономиках, находящихся под влиянием импорта.

Фиксирование обменного курса в пределах утвержденного размера допускает бюджетную и кредитную эмиссии без соответствующего обеспечения резервами в иностранной валюте. Такая гибкость может привести к серьезным осложнениям в состоянии резервов государства в иностранной валюте. При фиксированном обменном курсе и мобильном капитале Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и обменный курс, так как хозяйствующие субъекты имеют возможность обращать национальную валюту в иностранные активы. Денежная экспансия снижает ставку процента, и капитал устремляется за границу. При значительном увеличении объема денежной массы, фиксированный обменный курс, по мере истощения иностранных резервов, будет испытывать возросшее давление. Центральный банк будет вынужден принять меры по ужесточению денежно-кредитного регулирования и повысить краткосрочные проценты ставки по депозитам для удержания фиксированного уровня обменного курса.

Удержать фиксированный обменный курс становится достаточно проблематично. Центральный банк может попытаться устранить воздействие изменений в валютных резервах на денежную массу посредством девальвации обменного курса. Если такая корректировка не производится, обменный курс может потенциально испытывать еще большее давление.

Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболее эффективно действует в стране со следующими условиями в экономике:

небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильной валюты (или валюты основного торгового партнера);

значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий торговли для национальных производителей);

макроэкономическая политика ориентирована на поддержание инфляции на уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при условии низких уровней инфляции);

в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка.

При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому с введением фиксированного курса правительству необходимо одновременно уравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы, объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои цены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.

Т.о., при использовании фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные иностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости национальной валюты в иностранную валюту.

Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютных поступлений на корреспондентские счета Центрального банка и уполномоченных банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала. Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.

Фиксированный валютный курс эффективен:

) при значительных резервах иностранной валюты у центрального регулирующего органа;

) при отсутствии неожиданных ценовых шоков;

) в случае привязки к корзине валют.

В странах с переходной экономикой использование номинального валютного курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.

Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным при кризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономической корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от изменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.

Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.

В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания объявленного фиксированного уровня обменного курса, для Центрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютного режима свободно плавающего курса. Однако принятие такого решения отпугивает необходимостью частого изменения валютного курса и проведения валютных интервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственные органы валютного регулирования лишаются возможности распределения иностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободно плавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влиянием изменений реального спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем и внешнем валютных рынках.

Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяет его влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикой складывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменный курс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен. Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредством изменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режима свободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов в иностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированным обменным курсом.

Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной и планируемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильности экономической политики как источника внутренней нестабильности означает, что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкие валютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшими потерями для экономики.

Если экономика страны широко диверсифицирована, то ценовая эластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютного курса будет способна нормально функционировать и более эффективно реагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего. Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействие регулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен в национальной валюте и распределение ресурсов.

Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболее эффективен [6]:

в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;

в условиях гиперинфляции;

при системе управляемого плавания;

для урегулирования кризиса платежного баланса.

Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определения уровня обменного курса национальной валюты, так как проблема определения стоимости национальной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режима также относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблема дисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства в иностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменного курса.

При этом следует отметить, что замедление темпов инфляции и стабилизация экономики с помощью регулирования объема денежной массы и использования свободно плавающего валютного курса требуют от Центрального банка страны осуществления определенных интервенций с целью недопущения чрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболее прогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемое плавание возможно только в случае, если Центральному банку удается накопить достаточный объем валютных резервов либо за счет достижения положительного сальдо текущего счета, либо за счет займов международных организаций.

Как и любой другой режим, режим свободноплавающего курса должен рассматриваться с учетом национальных особенностей экономики страны, в которой планируется его применение, так как наличие форм внутреннего теневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынке национальной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полная свобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызвать рост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенно разрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапе отсутствия достаточного доверия к политике правительства. Значительное движение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальных валютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данные колебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам очень неустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующую развитию производства и росту капиталовложений.

В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.

Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом.

3.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса


Для скорейшего выхода из затянувшегося валютного кризиса, в середине сентября власти Беларуси перешли на рыночное курсообразование белорусского рубля, отменив ограничения по курсообразованию на внебиржевом рынке (+/-2% к официальному курсу) и проведения дополнительной сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

В результате данных мер рыночный курс доллара установился в размере 8000 руб. и наконец-то появился в обменных пунктах. Однако, о стабильности валютного рынка говорить пока рано, о чем свидетельствуют данные приложения А - Динамика курса Белорусского рубля к Российскому рублю с 05.09.2011 по 05.10.2011 и Приложения Б - Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011.

Национальный банк продолжает применять меры для выхода из кризисной ситуации.

Так, Национальный банк Беларуси может внести коррективы в действующие правила обязательной продажи валютной выручки субъектов хозяйствования.

По его словам, один из вариантов предполагает отмену существующих льгот по обязательной продаже 30% валютной выручки субъектов хозяйствования. В текущей ситуации доля обязательной продажи составляет лишь порядка 20% общего объема поступающей в Беларусь валютной выручки. Ожидается, что инициируемая мера позволит увеличить предложение валюты на биржевом рынке и, соответственно, улучшить ситуацию на валютном рынке.

В числе возможных корректирующих мер не исключается и повышение норматива обязательной продажи валютной выручки в целом.

Вместе с тем в управлении информации Национального банка на вопрос о вероятности таких действий напомнили об объявленном моратории на принятие решений на валютном рынке.

Однако в Нацбанке подчеркнули, что регулятор имеет право самостоятельно определять обязательный размер продажи валюты на внутреннем валютном рынке страны. Такое право главный банк страны получил в соответствии с указом президента от 13 мая 2009 года, то есть в период мирового финансового кризиса, последствия которого сказались и на белорусском валютно-финансовом рынке.

Этим документом «в целях обеспечения гарантированного объема предложения иностранной валюты и сохранения золотовалютных резервов страны» Нацбанку было предоставлено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Беларуси, размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке страны (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте).

Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке должно сопровождаться дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:

постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;

расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;

формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;

Проблема дефицита валюты в Республике Беларусь частично может быть решена:

за счет увеличения экспорта Республики Беларусь;

обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного (что наблюдается с середины сентября 2011 года), что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

поиска внешних источников валютных средств;

создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

Заключение


На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

. Эффективное функционирование экономики любого государства невозможно без развитой финансово-кредитной системы, одной из важнейших составляющих которой является финансовый рынок.

Финансовый рынок - это особая сфера экономических отношений, представляющая собой систему рыночных институтов и механизмов, формирующих спрос и предложение на специфический товар - финансовые ресурсы (активы, инструменты).

В странах с рыночной экономикой финансовый рынок является одним из гарантов стабильного экономического развития государства, так как выступает инструментом, сглаживающим циклические колебания в экономике.

. Характерной особенностью системы регулирования финансового рынка Республики Беларусь является высокая степень централизации не только в отношении государственного регулирования (Минфин РБ - эмиссия государственных ценных бумаг и управление госдолгом, НБ РБ - банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ - профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов.

Кризис на валютном рынке 2011 года в Республике Беларусь - это комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться

В результате кризиса установленный Национальным Банком курс доллара за январь-октябрь вырос с 3000 до 5800 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи находятся на уровне 7500-8000 рублей.

. Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке должно сопровождаться дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:

постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;

расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;

формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;

отмену административного распределения иностранной валюты на торгах БВФБ.

Проблема дефицита валюты в Республике Беларусь частично может быть решена:

за счет увеличения экспорта Республики Беларусь;

обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного (что наблюдается с середины сентября 2011 года), что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

поиска внешних источников валютных средств;

создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

Список использованных источников


1.      Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения <#"602997.files/image002.gif">

Приложение Б

 

Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011

Похожие работы на - Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!