наблюдение (мониторинг);
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг)- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления местных органов самоуправления и другие. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Внутрихозяйственный финансовый контроль можно разделить на оперативный(текущий) и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе хозяйственной повседневной финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизации прибыли.
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленные перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в Кыргызстане в конце 80-х годов, когда принято постановление Правительства (1987 год) о создании совместных коммерческих предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.
2. Организация Финансового контроля в Кыргызской Республике
.1 Основы организации государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления местных органов самоуправления и другие.
Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента КР в регионах, включающих одну или несколько областей КР: на них возложен контроль за исполнением средств государственного областного бюджета в соответствующем регионе.
Органы исполнительной государственной общей компетенции - Правительство КР, правительства, администрации регионов направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
Большое значение имеет в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов КР с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а Государственный комитет по доходам, Государственный таможенный комитет, Служба по валютному и экспортному контролю.
На Министерство финансов КР возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней КР; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в КР.
Счетная Палата Кыргызской Республики является независимым высшим органом государственного аудита и наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, полномочия, организация и порядок деятельности Счетной Палаты определены Конституцией КР. В рамках задач, определенный законодательством, Счетная Палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетная палата является аудитором всех государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты и 14 аудиторов. В структуру Счетной палаты входят центральный аппарат Счетной палаты и ее территориальные подразделения, обеспечивающие деятельность Счетной палаты. Среднесписочный состав Счетной палаты составляет 196 человек, в том числе территориальные подразделения. Председатель Счетной палаты назначается на должность Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики сроком на пять лет. Президентом Кыргызской Республики также назначаются половина состава аудиторов, другая половина аудиторов назначаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
К задачам Счетной Палаты относятся:
Оценка, организация и исполнение контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов внебюджетных специальных средств по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной и муниципальной собственности;
Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов государственного бюджета, или влияющих на формирование государственного бюджета и бюджетов внебюджетных специальных средств;
Финансовая экспертиза проектов законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств государственного бюджета, или влияющих на формирование государственного бюджета и бюджетов внебюджетных специальных средств;
Разработка методологии по Международным стандартам финансовой отчетности.
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с государственным бюджетом, внебюджетными специальными средствами и собственностью.
Взаимодействие Счетной палаты Кыргызской Республики с другими государственными органами предусмотрена Законом "О Счетной палате Кыргызской Республики" и предусматривает содействие Генеральной прокуратуры, Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Национального банка Кыргызской республики и их подведомственных организаций деятельности Счетной палаты.
.2 Анализ результата государственного финансового контроля Счетной палатой КР
Счетная палата осуществляет аудит по исполнению республиканского и местного бюджетов. Счетная палата в процессе исполнения республиканского и местного бюджетов исследует и анализирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями республиканского и местного бюджетов, проводит их анализ, выявляет нарушения и вносит предложения по их устранению.
По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по исполнению республиканского и местного бюджетов, а также отчеты об аудите и прочие отчеты по состоянию государственного внутреннего и внешнего долга и использованию кредитных ресурсов.
В 2005 году была проведен аудит об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. Основной задачей проверки являлось получение достаточной уверенности в том, что Отчет Правительства Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2011 год не содержит существенных искажений. Проверка включала, как на сплошной, так и на выборочной основе, анализ и изучение цифровых данных, представленных в Отчете, и данных приложенной к нему объяснительной записки. Кроме того, проверка содержала оценку, применяемых Министерством финансов и его Центральным казначейством, принципов статистики государственных финансов 2010 года, а также оценку предоставления финансовой отчетности в целом.
Результаты проверки показали, что отчет, представленный Правительством Кыргызской Республики Собранию народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в целом достоверно отражает исполнение республиканского бюджета за 2011 год.
Вместе с тем, в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о недостатках в работе Правительства и Министерства финансов Кыргызской Республики, допущенных в части организации исполнения ресурсной части республиканского бюджета в 2011 году.
Анализ состояния переплаты по налогам, администрируемым налоговыми органами за последние три бюджетных года свидетельствует о ее постоянном росте. Так, за 2000, 2010 и 2011 годы удельный вес переплаты к общему объему поступлений возрос от 16,9 процента, 20,9 процента до 23,6 процента или в абсолютном выражении на 600,7 млн. сомов.
Сумма переплаты по налогам по состоянию на 1 января 2005 года составляла 1573,8 млн. сомов, в том числе по НДС - 1217,9 млн. сомов, налогу на прибыль - 76,0; подоходному налогу - 71,8; отчислениям в ФПЛЧС - 51,1; налогу за пользование автодорогами - 28,4; земельному налогу - 20,6; акцизному налогу - 31,2; прочим видам налогов - 76,6 млн. сомов.
Анализ отчетов о таможенных платежах, также показал, что Департаментом таможенной службы для обеспечения выполнения прогноза поступлений в бюджет практикуется применение переплаты и предоплаты(см. табл. 1.)
Таблица 1. Налоговые переплаты и предоплаты (тыс. сомов)
Наименование платежей2010 год2011 годНачисленоОплаченоОтклонениеНачисленоОплаченоОтклонениеАкциз463,5487,8+24,3501,9521,5+19,6НДС2572,72852,5+279,83155,13236,0+80,9Сборы за въезд4,44,4 5,15,1 Предоплата 28,0+28,0 40,2+40,2Всего +332,1 +140,7
Значительный ущерб доходной базе бюджета наносит недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости товаров, ввозимых участниками внешнеэкономической деятельности.