Организация бухгалтерского учета на предприятии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Содержание

Введение

. Сфера деятельности ФЗ 402

. Организация бухгалтерского учета и требования к главному бухгалтеру

3. Учетная политика на предприятии

. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета

. Оценка и инвентаризация активов и обязательств

. Бухгалтерская отчетность

Заключение

Список литературы

Введение

В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его существования. Деятельность любого предприятия должна быть рентабельна и целью любого производства является получение прибыли.

Формирование рыночных отношений в стране заставило по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Условия перехода к рыночной экономике побуждают руководителей предприятий к постоянному поиску резервов, повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов производства. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью бухгалтерского учета.

Основные задачи бухгалтерского учета на предприятии:

·формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

·обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

·предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Начиная с 2013 года, все экономические субъекты обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с законом № 402 - ФЗ.

1. Сфера действия Федерального закона 402

Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее - экономические субъекты):

) коммерческие и некоммерческие организации;

) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

) Центральный банк Российской Федерации;

) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);

) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Организация бухучета и требования к главному бухгалтеру

По новому закону руководитель экономического субъекта (за исключением кредитных организаций) обязан возложить ведение бухгалтерского учета, а также составление отчетности на главного бухгалтера (иное должностное лицо) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

В кредитной организации учет обязан вести главный бухгалтер.

Руководители малых и средних предприятий смогут заниматься учетом сами.

Предъявляются особые требования к главным бухгалтерам компаний, ценные бумаги которых котируются на международных рынках (ОАО, страховых организаций и НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих).

К таким требованиям относится: наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Еще одним требованием является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Таким же требованиям должны удовлетворять физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если же учет ведет сторонняя организация, она должна иметь в штате не менее одного работника, профессиональный уровень которого отвечает указанным требованиям и с которым заключен трудовой договор. Эти требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу Закона 402 ФЗ уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях. К главным бухгалтерам других организаций квалификационные требования останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

. Учетная политика на предприятии

Законом №402-ФЗ введено само понятие учетной политики.

В соответствии с п.1 ст.8 закона №402-ФЗ, учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 №402-ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета.

При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 №402-ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

·Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

·Формы первичных и внутренних документов;

·Порядок проведения инвентаризации;

·Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

·Порядок контроля за хозяйственными операциями.

А также, в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации.

Их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 №402-ФЗ).

При разработке и внесении изменений в учетную политику организации на 2013 год, бухгалтер должен руководствоваться как положениями закона 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008.

Это следует из положений п.1 ст.30 закона 402-ФЗ:

·до утверждения органами федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом 402-ФЗ, применяются утвержденные до дня вступления в силу закона 402-ФЗ ПБУ.

В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется:

·главным бухгалтером,

·иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в соответствии с действующим законодательством).

Учетную политику утверждает руководитель организации.

В учетной политике утверждаются:

·рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

·формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

·порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

·способы оценки активов и обязательств;

·правила документооборота и технология обработки учетной информации;

·порядок контроля за хозяйственными операциями;

·другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В части утверждения учетной политикой форм первичных документов в настоящее время можно применить следующий порядок:

·сначала разработанные формы первичных документов утверждаются руководителем,

·затем - прикладываются к учетной политике организации.

При формировании учетной политики предполагается, что (п.5 ПБУ 1/2008):

·активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

·организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

·принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:

1.Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).

2.Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности).

.Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).

.Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

.Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

.Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых:

·законодательством РФ,

·или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В случае, когда в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из:

·ПБУ

·стандартов МСФО.

При этом ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных:

·фактов хозяйственной деятельности,

·определений,

·условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

В соответствии с п.8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения приказа (распоряжения).

При этом они применяются всеми:

·филиалами,

·представительствами,

·иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

4. Первичные документы и регистры бухучета

Упраздняется понятие "унифицированные формы".

С 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета.

Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством. Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк - унифицированный или нет. Законом № 402 ФЗ также предусмотрена возможность оформлять "первичку" не только в бумажном, но и в электронном виде. Следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов

Требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче.

Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты. И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.

Так же, как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета (средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи), подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Это значит, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике.

. Оценка и инвентаризация активов и обязательств

В отношении регулирования вопросов оценки и проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в новом законе приведены лишь основные требования с дальнейшей ссылкой на соответствующие нормы законодательства.

В Законе № 402 ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Изменена дата отражения инвентаризации в учете.

В соответствии с новым законом выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета корректируют учетные данные в периоде проведения инвентаризации. В положениях старого закона описывается порядок бухгалтерского учета таких расхождений.

6.Бухгалтерская отчетность

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность теперь состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Приложениями являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки).

Аудиторское заключение предоставляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

В новом законе даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности. Исключены такие понятия, как "месячная" и "квартальная промежуточная отчетность", так как вся отчетность составляется нарастающим итогом.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно.

По сравнению с ныне действующим, новый закон не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики.

Организации должны будут представлять налоговикам только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Вводятся новые понятия:

·мнимого объекта учета, как несуществующего;

·притворного объекта учета, как отраженного в бухгалтерском учете вместо другого объекта.

Такие объекты искажают показатели бухгалтерской отчетности, и запрет их отражения в учете на законодательном уровне должен обеспечить соблюдение одного из главных принципов бухгалтерского учета - формирование достоверной и надежной информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности компании.

учет бухгалтер инвентаризация отчетность

Заключение

Приход в нашей стране рыночных отношений сделал объективно необходимым реформирование бухгалтерского учета. Это, в свою очередь, повысило роль бухгалтерской службы каждого предприятия вообще и роль главного бухгалтера в частности. Именно от квалификации последнего, его способности живо откликаться на изменения законодательства зависит финансовое благополучие каждого предприятия. Однако место, которое занимает сегодня в структуре управления каждого экономического субъекта главный бухгалтер, не могло не сказаться на круге его прав и обязанностей, на его ответственности за принимаемые решения. Одно дело - бухгалтер-счетовод, от которого фактически ничего не зависело, и совсем другое - бухгалтер-управленец, практически второе лицо в иерархии большинства предприятий, чья ошибка может "поставить крест" на результатах труда большого коллектива.

Бухгалтерское законодательство обеспечивает главному бухгалтеру возможность для выполнения возложенных на него обязанностей. Однако, представляется весьма проблематичной принципиальность главного бухгалтера в споре с руководителем. Последний вряд ли допустит, чтобы рядом с ним находился подчиненный, заставляющий его издавать письменные распоряжения и брать всю ответственность на себя. Трудовое право представило руководителям предприятий инструментарий для освобождения от принципиальных и неугодных главных бухгалтеров, тем самым ставя под вопрос реальность выполнения заложенных в бухгалтерском законодательстве механизмов.

Список используемой литературы

1.Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2.ПБУ 1/2008

3.Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н)) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 14.09.1998.

4.Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Изд. 3-е / Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2006.

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!