Исследование влияния занятий восточными единоборствами на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение
Глава I. Цель, задачи, методы и организация исследований
1.1 Беседы, анкетирование учителей, тренеров и наблюдение занятий
1.2 Определение двигательных качеств и физической подготовленности
учащихся
1.3 Организация исследования
Глава II. Эксперимент и технология ее реализации
2.1 Основные стойки
2.2 Техника ударов рукой
2.3 Техника ударов ногой (гери-ваза)
3. Анализ полученных результатов и описание
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Актуальность
исследования. Вопросы эффективности и качества физического воспитания школьников
постоянно находятся в центре внимания органов управления образованием, которые
осуществляют комплекс мер по реализации цели и задач физического воспитания
школьников. Утверждены и внедрены государственные образовательные стандарты.
Введены альтернативные программы по физической культуре для общеобразовательных
школ. Для успешной реализации новых требований этих программ следует искать
новые пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках
физической культуры. В теории и практике физического воспитания к ним принято
относить: поиск рациональных способов планирования учебного материала
программы, разработку вопросов дозирования физических нагрузок с учетом
двигательных возможностей учащихся, определение эффективных форм организации
деятельности учащихся, поиск методических приемов, активизирующих интерес
учащихся к физической культуре и формирующих потребность и умение
самостоятельно заниматься физическими упражнениями, а также постоянный
педагогический контроль за двигательной подготовленностью школьников. [28]
Сегодня уровень здоровья и физической
подготовленности детей и подростков оценивается как крайне
неудовлетворительной. Показатели состояния здоровья и физического развития учащихся
повышается медленно. У многих детей имеются отклонения в развитии
костно-мышечного аппарата, за время пребывания в школе у многих учащихся
усиливается близорукость, имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки
ожирения. Школьники младшего возраста наибольшей степени подвержены нарушениям
физического развития. Подавляющее большинство этих нарушений имеют нестойкий
функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических
упражнений. Исправить все эти недостатки у детей нужно возможно в раннем
возрасте, пока они не приняли устойчивый характер. [12]
Большая часть недостатков физической
подготовленности школьников - результат слабой организации физического
воспитания в семье и школе. Длительное пребывание детей в положении сидя, без
достаточных перерывов для активного отдыха, кратковременное пребывание на
свежем воздухе, снижающая из года в год двигательная активность, недостаточно
продолжительный сон - все это отрицательно влияет на их здоровье, физическое и
умственное развитие.
В отдельных школах, особенно сельских,
уроки физической культуры в начальных классах проводятся на недостаточно
высоком уровне и не способствуют привитию учащимся необходимых знаний и навыков
физической культуры. Они неэффективны и в отношении физического развития детей,
слабо влияют на укрепление здоровья.
Во всех странах в последние годы большое
внимание уделяется усовершенствованию методики уроков в начальных классах.
Разрабатываются, способы интенсификации деятельности учащихся, внедрения
элементов спорта, реальной оценки физических возможностей младших школьников.
Содержание физкультурного образования
должно предусматривать обеспечение будущих учителей физической культуры
соответствующими знаниями, позволяющими определить действенность любой, в том
числе и новой системы двигательной активности, их соответствия целям и задачам
отечественной школы физического воспитания.
Анализируя сложившуюся в физической
культуре ситуацию в стране и в частности в нашей республике с учетом
проникновения в быт школ Дагестана элементов восточных единоборств,
существенную помощь в активизации процесса физического воспитания школьников
могла бы оказать разработка новых методических рекомендации по внедрению в
практику школьного урока физкультуры элементов восточных единоборств.
Восточные системы физических упражнений,
дошедшие до нас из многовековой давности, являются уникальными, ибо несут в
себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который
в наш век прагматизма, погони за сиюминутным успехом, позволяет осмыслить более
далеко идущие цели и предполагаемые результаты самосовершенствования.
При этом мы исходим из того, что
характерные упражнения из арсенала восточных единоборств не должны заменить
программные занятия, а только дополнить их, дать возможность обновить и
расширить их содержание. Сказанное относится и к школьному уроку, и к
внеурочным, секционным формам занятий физической культурой.
Дипломная работа состоит из введения,
обзора литературных источников, описания задач и методов исследования, анализа
и обсуждения результатов и выводов. Прилагаются список использованной
литературы, таблицы и иллюстраций.
Важнейшими слагаемыми физического
потенциала народа являются здоровье и физическая подготовленность детей и
молодежи. Поэтому проблему всеобщего физкультурного образования, общенародной
физической культуры, формирования культа здорового образа жизни, прежде всего,
надо решать через общеобразовательную школу.
За годы советской власти были достигнуты
значительные положительные сдвиги в физическом развитии детей. Так, по
имеющимся данным, за период с 1927 по 1968 годы рост детей 9-10 лет,
проживающих в Москве увеличился более чем на 6 см., вес - на 3.5 - 4.5 кг,
окружность груди - 1.8-2.8 см. Отмечается также улучшение в показателях
двигательной деятельности учащихся. Например, у школьников 7-10 лет за период с
1946 по 1968 гг. повысилась скорость бега, дальность прыжка.
Большую роль в этом, конечно, сыграло
улучшение жизненных условий, но немаловажное значение имело и дальнейшее
совершенствование системы физического воспитания детей в семье, дошкольных
учреждениях и школе.
Вместе с тем некоторые показатели
состояния здоровья и физического развития учащихся повышаются медленно.
С большим опозданием до нас доходили
сведения из-за рубежа из области восточных систем физического воспитания. Между
тем в последние годы в международной практике наблюдается взаимопроникновение
достижении этой области, что является естественным процессом, характерным для
прогресса во всех сферах человеческой культуры.
Таким образом, проблема
"Восток-Запад" в ее преломлении в системе физического воспитания,
включает в себя разумное заимствование наиболее ценного. В конкретном выражении
- это исторически оправдавшие себя средства-упражнения, их комплексы и всё, что
связано с осмыслением их сути в свете современных представлений о социальной и
психофизиологической природе человека.
Ни прикладная, ни даже спортивная сторона
рассматриваемых восточных единоборств практически не существует на Востоке
изолированно. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат
развитию и становлению гармонично сложенной личности. Настоящие мастера
становятся воинами, чтобы никогда не сражаться. Приоритетом нравственности,
гуманизма проникнуто подавляющее большинство восточных единоборств. Различные
виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех
народов. Но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой
классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и
морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и
нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли
только на Востоке. [37]
Именно там рукопашный бой был превращен в
искусство-такое же как каллиграфия, чайная церемония, икебана. Искусство, ставшее
не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни
тех, кто занимается им всерьез. А именно поэтому оно сохранилось до наших дней.
Искусство требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а
осмысливания, проникновения в каждое движение и - творчества. Искусство,
которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные
способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и
окружающих, самореализоваться в любой области. Главный принцип всех боевых
искусств кроится в одной формуле - "Разум-техника-тело".
Когда встречаются развитое тело и развитая
техника, побеждает развитая техника, а когда встречаются развитая техника и
развитой разум, то побеждает разум. Главное в них - не физическая сила, не
умение наносить удары и защищаться, а дух и разум.
Очень сильной стороной восточных систем
самосовершенствования, в том числе и внешних "жестких " систем
единоборств, является свод правил, следуя которым занимающиеся приобщаются к
определенному образу жизни, руководствуясь кодексом чести. В его основе весьма
понятные заповеди, которые сродни общечеловеческим ценностям определяющим
этические нормы взаимоотношений в современном цивилизованном обществе.
Утверждаются такие нормы поведения: уважение к старшим, почитание учителя,
уважение к сопернику, помощь слабому, отвращение к насилию и т.д.
Самосовершенствование ставит целью через развитие тела совершенствование чувств
и поступков.
Таким образом, можно заключить, что
национальные феномены культуры, дошедшие до наших дней в виде различных систем
физических упражнений, можно и нужно использовать в современной практике
физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. [40]
Детям с самого раннего возраста доступны
различные виды физкультуры и спорта, поскольку детский организм наиболее
восприимчив к усвоению начал техники и повышению уровня мастерства. Боевые
искусства также не являются исключением. Заниматься восточными единоборствами с
самого детства не только можно, но даже нужно. [45] Но так как внутренние
органы детей еще не созрели, физиологические функции организма еще не
оформились, то методика занятий с детьми отлична от методики тренировок со
взрослыми. Тренировки необходимо проводить в соответствии с физиологическими
особенностями детского организма. Нарушение методики занятий с детьми
может нарушить нормальный рост организма, что скажется также на его здоровье:
. Начинать обучение необходимо с простых и
легких базовых элементов. Скелет и связки детского организма очень эластичны,
но недостаточно сильны, поэтому акцент следует делать на простых движениях.
Обучение начинается с освоения техники работы рук. Тренировку нижних
конечностей лучше начинать с базовых стоек, после чего можно приступить к
отработке наиболее простых ударов ногами. После некоторого укрепления организма
и получения детьми определенных навыков, можно постепенно перейти к обучению
детей некоторым вращательным ударам ногами, балансировке, прыжкам, постепенно
таким образом повышая технический арсенал.
. Тренировки не должны быть слишком
продолжительными, к тому же в ходе занятий нужно давать детям отдых. Детские
мышцы еще не обладают необходимой силой и поэтому они легко устают и слабеют;
выносливость детских мышц также недостаточна, поэтому-то и нельзя делать
тренировки слишком длительными и интенсивными и нельзя наобум увеличивать
нагрузку, напротив, в ходе каждого занятия следует делать паузу для отдыха.
Лучше всегда придерживаться принципа очередности, одни работают, другие
отдыхают, - это обеспечит достаточную продолжительность отдыха и полезно для
обмена опытом. Необходимо также помнить, что кости нижних конечностей
развиваются медленнее верхних, поэтому время пребывания в стойках должно быть
небольшим, а тяжелые упражнения для ног - кратковременными. Детские суставы и
связки еще довольно слабые, а хрящи и концы костей в местах сочленения довольно
толстые, поэтому подвижность суставов большая, но прочность недостаточная. При
падении на руки можно легко вывернуть суставы, поэтому учитель должен не только
оберегать от него своих учеников, но и уменьшить количество равновесий,
кувырков и прыжков.
. Особое внимание следует уделять
правильной осанке. В детском возрасте сохранять правильную осанку особенно
важно, и это не только заложит хорошую основу для дальнейшего повышения
мастерства, но и даст еще отличную возможность укрепить здоровье. Детский
возраст - это период активного роста и физического развития, кости и хрящи еще
не полностью окостенели, позвоночник очень гибок и подвижен, поэтому нарушения
в осанке и неправильная методика тренировок могут привести к искривлению
позвоночника. Правильно тренируясь и сохраняя прямую осанку, можно
предотвратить и даже исправить искривление позвоночника. У некоторых детей,
например, бывает так называемая "Петушиная грудь". Этот дефект при
правильном подходе можно своевременно исправить. Кроме того, такие действия как
прыжки, кувырки и другие элементы, связанные с высотой и резкими падениями,
должны быть предметом особого внимания учителя, который должен принять меры для
предупреждения сильных ушибов во время выполнения этих элементов учениками.
. Следует выбирать самые зрелищные
элементы, чтобы увеличить интерес к занятиям. Полезно использовать образцовый
показ как наглядный метод обучения. Дети обладают удивительной способностью
подражания, ведь большинство вещей и явлений они постигают через чувственное
познание при недостаточном осмыслении их сути. Поэтому учитель должен делать
упор на личный пример и наглядный метод обучения, объясняя не слишком много, а
больше показывать. Тогда дети легко могут объяснить и повторить движения точно
и живо.
. Необходимо проводить нравственное
воспитание. Одним из значительных особенностей боевых искусств являются мощные
удары, наступательные и защитные действия, поэтому, занимаясь с детьми важно
воспитывать их так, чтобы они ни в коем случае не кичились своей силой и не
обижали других. Проводить такую комплексную тренировку - воспитание полезно не
только для распространения и популяризации восточных единоборств, но и для
нравственного, интеллектуального и физического развития человека, воспитания
трудолюбия и чувства прекрасного. Всегда следует проводить занятия с учетом
физиологических и психологических особенностей детского организма. [45]
Цель исследования: обосновать и отобрать
элементы восточных единоборств, разработать методику обучения этим приемам
учащихся 1-4 классов, разработать и обосновать содержание уроков физической
культуры с включением в них отобранных элементов восточных единоборств.
Объект исследования: методические приемы
использования элементов восточных единоборств в сочетании с традиционным
содержанием физического воспитания младших школьников на уроках физической
культуры.
Предмет исследования: особенности методики,
включает использование элементов восточных единоборств на уроках физической
культуры с учащимися 1-4 классов.
Задачи исследования:
1. Отбор элементов восточных
единоборств доступных для младших школьников.
2. Разработать методику использования
этих средств восточных единоборств.
. Анализ и обработка полученных
данных и описание.
восточное единоборство урок физкультура
Глава I.
Цель, задачи, методы и организация исследований
Важнейшим слагаемым физического потенциала
народа является здоровье и физическое развитие детей, подростков и молодежи.
Это обстоятельство выдвигает на первый план проблему всеобщего физкультурного
образования с охватом всех слоев населения страны с выходом на формирование
культа здорового образа жизни людей. [8]
Решение этой задачи целесообразно
осуществить через общеобразовательную школу.
Однако в научно-методической литературе
еще недостаточно раскрыт вопрос применения элементов восточных единоборств на
уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
В связи с этим нами была предпринята
попытка исследовать вопрос о возможности и эффективности применения элементов
восточных единоборств на уроках физической культуры учащихся младших классов
общеобразовательной школы.
Таким образом, целью исследовательской
работы является: исследование эффективности использования элементов восточных
единоборств в учебно-воспитательной работе по предмету "Физическая
культура" с учащимися начальной школы.
Исследование проводилось с 1992 по 1995
гг. на базе школы №5 г. Махачкала с охватом 272 учащихся 1-4 классов,
распределённые на контрольную и экспериментальную группы.
В соответствии с поставленной целью нам
предстояло решить следующие задачи:
. Определение рационального объема
учебного материала соответствующего требованиям государственного
образовательного стандарта по физической культуре;
. Выявить характер воздействия на
физическую подготовленность школьников элементов восточных единоборств в
условиях урока физической культуры;
. Сформировать у учащихся элементарные
умения использовать упражнения из арсенала восточных единоборств в процессе
самостоятельных занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы
анкетирование
тестирование двигательной активности
педагогический эксперимент
метод математической статистики
Анализ литературных источников проводился
с целью изучения и ознакомления с современным состоянием вопроса физического
воспитания школьников младших классов.
Исследовались периодические литературные
источники, методические пособия и монографии, материалы научно-практических
конференций по проблемам физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ. Материалы изучения литературы использовались для обоснования актуальности
темы исследования, выдвижения собственной гипотезы, постановки и конкретизации
задач, при выборе адекватных методов исследования, а также при обсуждении
результатов.
В результате изучения литературных данных
было выявлено, что физической подготовке детей начальных классов уделяется
значительное внимание. Однако такие вопросы, как о возможности и
целесообразности применения элементов восточных единоборств на уроках
физической культуры младших классов не исследованы.
1.1 Беседы,
анкетирование учителей, тренеров и наблюдение занятий
В социологии, педагогике и
психологии анкетирование относится к группе методов, с помощью которых
исследователь получает необходимую информацию у опрашиваемых (респондентов).
Оно проводилось в период соревнований стренерами и учителями в школах. В
анкетировании приняли участие учителя физической культуры, тренеры по восточным
единоборствам. Цель анкетирования - определение наиболее рациональной методики
физического воспитания младших школьников. Опрос имел смешанный характер. Такой
вид опроса был выбран для более глубокого представления интересующих нас
вопросов и позволил в ходе беседы уточнить неясные позиции респондентов и
одновременно получить более достоверные данные. Основной задачей их являлся
контроль за выполнением предлагаемых упражнений.
1.2
Определение двигательных качеств и физической подготовленности учащихся
Для комплексной оценки физической
подготовленности учащихся начальных классов 7-8 лет было выбрано три
контрольных испытания:
.30 м. с высокого старта
. Прыжок в длину с места
. Подтягивание из виса (м), из виса лежа
(д)
Для учащихся 9-11 лет физическая
подготовленность оценивалась по 4 контрольным испытаниям:
.30 м. с высокого старта
. Бег 300-500 м. (сек)
.6 мин. Бег (метры)
. Прыжки в длину с места.
Отобранные контрольные упражнения наиболее
полно отвечают необходимым требованиям надежности и объективности.
Для определения скоростной выносливости у
детей 9-11 лет использовались тесты - бег на 300-500 м., определения
быстроты - бег на 30 м, для определения скоростно-силовой подготовленности -
соответственно прыжок с места и пятикратный прыжок.
1.3
Организация исследования
Исследования проводились с 1992 по 1995
гг. на базе школы №5 г. Махачкала и проходили в два этапа. В программу входили
специальные физические упражнения из арсенала восточных единоборств для
развития гибкости и координации, элементы техники нападения и защиты руками,
стойки и удары ногами.
В эксперименте участвовали 272 учащихся
1-4 классов (7-11 лет) распределенные на контрольную (134 ученика) и
экспериментальную (138 ученика) группы.
Учащиеся, занимающиеся в контрольных группах
(классах) занимались по типовым программам, рекомендованным Министерством
образованием РФ. Экспериментальные группы (классы) занимались по комплексной
программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [26],
модифицированной в соответствии с целевой установкой настоящего исследования.
Здесь в течении года в подготовительной
части урока отводилось по 6-9 мин. упражнениям с элементами восточных
единоборств. В третьей четверти учебный материал по традиционной гимнастике был
дополнен элементами восточных единоборств и изучались в основной части уроков
физической культуры.
Глава II.
Эксперимент и технология ее реализации
В последние годы во всем мире отмечается
интерес к различным видам восточных единоборств. Как всякая система физических
упражнений, восточные единоборства имеют свою структуру. Процесс ее освоения
можно условно разделить на несколько этапов. Первый - изучение подготовительных
упражнений, призванных подготовить организм к специфическим формам нагрузки.
Это прежде всего упражнения для развития координации движения, подвижности
суставов и позвоночника (в особенности плечевого пояса и тазобедренных
суставов), для укрепления мышц ног и специфические дыхательные упражнения.
На втором этапе занимающиеся овладевают
базовыми упражнениями. Они носят универсальный характер и обязательны для всех
видов восточных единоборств.
На этом этапе предстоит освоить
специфические круговые широко амплитудные движения рук и ног, прыжки, особые
виды шагов (перемещения), изучить принципы координации движения и дыхания.
И наконец, третий этап - освоение
комплексов (ката), представляющих собой комбинации базовых упражнений в
определенной последовательности.
Базовые позиции и положение тела - основа
традиционных комплексов (каты) восточных единоборств. Древняя китайская
пословица гласит: прежде чем приступить к занятиям восточными единоборствами,
необходимо научиться стоять крепко, как стальная башня. Правильное положение
тела во время выполнения упражнений обуславливает оздоровительный эффект.
Различные позиции и положения тела из восточных единоборств можно с успехом
использовать и как самостоятельные упражнения.
Специфическое положение ног и корпуса в
каждой позиции определенным образом влияет на различные группы мышц и суставов,
стимулирует деятельность внутренних органов. Так, позиция наездника (всадника),
выполняемая каждый день в течении определенного времени в сочетании с
диафрагмальным дыханием, не только способствует укреплению мышц ног, живота,
повышению общей выносливости организма, но и улучшает функции внутренних
органов за счет своеобразного ритмического массажа. А вращение сустава вокруг
своей оси во время смены позиции стимулирует регенерацию хрящевой ткани,
синовиальной жидкости.
Изучая позиции и шаги, необходимо обращать
особое внимание на правильное положение ног и корпуса. В особенности следить за
тем, чтобы во время выполнения отдельных позиций и их комбинации спина
оставалась прямой.
Важнейшую роль в тренировочном процессе
играет количество повторений упражнения, которое следует доводить до
определенного пика с учетом физической подготовленности детей, чтобы эффективно
воздействовать на различные группы мышц.
Необходимо также разнообразить нагрузку:
после скажем, серий наклонов вперед обязательно проделать наклоны назад и
движения на скручивание позвоночника.
Сильно отличается от обычного тип дыхания,
характерный для восточных единоборств. Дыхание при занятии восточными
единоборствами - глубокое диафрагмальное. Такое дыхание обеспечивает массаж
внутренних органов и усиливает кровообращение в органах малого таза.
В первые дни занятий упражнения надо
выполнять медленно и лишь постепенно, по мере освоения, увеличивать скорость,
амплитуду движения и количество повторений. Движения и положение корпуса должны
быть естественными. Естественным можно считать то состояние организма (в том
числе и положение тела), которое обеспечивает оптимальный режим его
жизнедеятельности.
Перед тем, как приступить к выполнению
упражнений, следует провести хорошую разминку. Целесообразно включить в нее
несложный самомассаж, суставную гимнастику и упражнения на развитие
эластичности связок. Разминку ведите сверху вниз: шея - плечевой пояс -
локтевые суставы - запястье - тазовый пояс коленные суставы - голеностопные
суставы.
В арсенале разминки нужно использовать
разнообразные вращательные движения, наклоны, приседания. Мышцы во время
разминки должны быть расслаблены.
Приступая к занятиям нельзя забывать о
трех условиях, способствующих успеху. Это настойчивость, постоянство и
добросовесность. Соблюдение последнего условия особенно важно на начальном
этапе обучения.
Заниматься восточными единоборствами, не
изучив азов мастерства, пустая трата времени. Поэтому начнем с самого начала -
с основных стоек, положения кисти, элементарных движений рук и ног, присущих
для всех школ традиционных воинских искусств.
2.1 Основные
стойки
Хейсоку-дачи - естественная поза ожидания:
корпус прямой, мышцы расслаблены, однако, внимание активно: готовность к
выполнению приема (рис.1).
Рис.1 Хейсоку-дачи
Хашими-дачи та же позиция, что и
Хейсоку-дачи, однако ступни на ширине плеч (рис.2)
Рис.2. Хашими-дачи.
Зен-куцу-дачи - устойчивая атакующая
позиция. Она используется при ударах кулаком и ногой и при блоках. В обучении основным
движениям обучающиеся часто принимают эту позу (рис. З).
Рис.3 Зен-куцу-дачи.
Ко-куцу-дачи - устойчивая защитная
позиция, используемая для отражения ударов противника. Она может быть
использована и для нападения (рис.4).
Рис 4. Ко-куцу-дачи
Киба-дачи (поза всадника) - очень
устойчивая боковая стойка. Ее часто применяют для отражения ложной атаки и для
ответных ударов обратной стороной кулака. Поскольку эта стойка чисто боковая,
жизненно важные точки скрыты от противника (рис.5).
Рис.5 Киба-дачи.
Жико-дачи - та же стойка, что и Киба-дачи,
но ступни повернуты наружу (рис.6).
Рис.6. Жико-дачи.
Нейко-ажи-дачи (позиция кошки, стопа
перпендикулярна) - очень удобная стойка для удара передней ногой. Её
используют, чтобы держать противника на большом расстоянии, сохраняя
возможность быстро перейти в другую стойку (рис.7).
Рис.7. Нейко-ажи-дачи
Каке-дачи - вариант Нейко-ажи-дачи. Отличается тем, что одна нога
ставится позади другой, стоящей на всей подошве. Эта стойка используется для
защиты нижней части живота в рукопашной схватке (рис.8).
Рис.8. Каке-дачи.
Саншин-дачи (колени и стопы вовнутрь, поза песочных часов) - это
Киба-дачи, повернутая вовнутрь. Стойка, непригодная для быстрой атакиэ
но действенная для защиты от удара ногой в низ живота (рис.9).
Рис.9 Саншин-дачи.
Зазен (отдых на коленях) - приветствие - знак вежливости по
отношению к противнику и знак уважения по отношению к учителю выполняется в
данной позе (рис.10).
Рис.10. Зазен
2.2 Техника
ударов рукой
Сейкон (нормальный кулак). Чтобы правильно
сжать кулак, надо сначала выпрямить ладонь, а затем отогнуть мизинец; потом
сжать кулак последовательно (начиная с мизинца), свертывая пальцы к ладони.
Правильно сжатый кулак должен быть очень твердым, монолитным, не должно быть
пустоты внутри кулака (рис.11). Когда четыре пальца уже согнуты, большой палец
складывается над первыми фалангами и энергично их прижимает. Необходимо, чтобы
угол между пальцами и верхней частью руки был как можно более острым. Кулак
должен быть продолжением предплечья; прямая линия от локтя должна проходить к
основанию среднего пальца; никогда не сгибайте запястье.
Рис.11. Сейкон.
Тяку-цуки - прямой удар, производимый
кулаком, одноименным с задней ногой. Данный удар может применяться и при атаке
и при контратаке, однако чаще при контракте, после блока. Это очень сильный
прием; его часто применяют крупные мастера, у многих из которых это движение
является излюбленной (рис.12), Точка, используемая при ударе - это основание
указательного и среднего пальцев (кентос).
Рис.12 Тяку-цуки.
Ой-цуки - прямой удар кулаком при шаге
одноименной ногой. Применяется для очень сильных прямых ударов в жизненно
важные точки: голову, в солнечное сплетение, печень, спину и т.п. (рис.13).
Рис.13 Ой-цуки.
Тоби-коми-цуки - обычно для удара кулаком
используют энергию, получающуюся при переходе из естественной стойки в
Зен-куцу. Передняя рука полусогнута и затем выпрямляется, чтобы сильно ударить
противника, и тут же возвращается (рис.14).
Рис.14. Тоби-коми-цуки
Маваши-цуки (круговой удар кулаком) - этот
удар наносится противнику сбоку, то есть по дуге. Бьют нормальным кулаком.
Здесь максимально используется вращение. Часто его применяют для удара в висок
(рис.16).
Рис.16 Маваши-цуки.
Мороте-цуки (два кулака на одном уровне) -
этот удар трудно парировать, он очень эффективен. Два кулака бьют одновременно
и на одном уровне. Атака может идти как с ближней, так и с дальней дистанции.
Можно его считать одновременным проведением Ой-цуки и Гяку - цуки. (рис.17).
Рис.17. Мороте-цуки.
Яма-цуки - (два кулака на разных уровнях) - выполняется так же,
как и Мороте-цуки, но кулаки бьют на разных уровнях, в голову и в солнечное
сплетение (рис.18).
Рис.18. Яма-цуки
Ура-цуки (удар кулаком с ближнего расстояния) - применяется в
ближнем бою. Этот удар проводится с половинного расстояния (рис. 19).
Рис. 19 Ура-цуки.
Аге-цуки (выходящий кулак или апперкот) - удар кулаком в челюсть,
выполняемый снизу вверх, в вертикальной плоскости (это апперкот английского
бокса), в основном, целятся снизу в острие подбородка (рис. 20).
Рис. 20. Аге-цуке.
Уракен-учи (удар обратной стороной кулака) - применяется для
ударов с ближнего расстояния. Проводится по большей части из боковых позиций,
или сбоку, парировав атаку или уклонившись от нее. Бьют обратной стороной
кулака в лицо или в бок (рис.21).
Рис.21. Уракен-учи.
Тетцуи-учи (удар "железным молотом") - это Уракен, где
удар наносится выступающей частью кулака около мизинца. Преимущество этого
удара в том, что здесь мал риск повредить руку (рис.22).
Рис.22. Тетцуи-учи.
Тейжо-учи (удар пяткой ладони) - удар применяется в основном для
отражения атаки противника встречным ударом в лицо, в бок и т.п. (рис.23).
Рис.23. Тейжо-учи.
Шуто-учи (ладонь-сабля) - используется ребро ладони для ударов в
некоторые жизненно важные точки (рис.24).
Рис.24. Шуто-учи.
Эмпи-учи (удар локтем). Локоть - одна из наиболее прочных точек
тела. Удар локтем применяется при бое на половинной дистанции, на земле, против
атаки сзади и т.д. Удар может быть направлен в любую из жизненно важных точек
тела. Удар наносится выступающим суставом локтевой кости.
Рис.25 Ударные части руки.
Техника блоков рукой.
Аге-уке - применяется для защиты от ударов в лицо. Его можно
применять как против удара рукой, так и против удара предметом: стулом, палкой,
ножом и т.д. (рис.26).
Рис.26. Аге-уке.
Гедан-барай (низкий блок) - очень эффективный блок против всех
нижних ударов ногой или кулаком в солнечное сплетение, в нижнюю часть живота и
т.д. В особенности, он применяется против ударов ногами (рис.27).
Рис.27. Гедан-барай
Уде-уке (блок на среднем уровне) - предплечьем пользуются для
отражения всех ударов на среднем уровне: в грудь, в солнечное сплетение, в бок
и т.д., выполняется снаружи и изнутри (рис.28, 29).
Рис.28. Уде-уке (снаружи).
Рис.29. Уде-уке (изнутри).
Дзюжи-уке (крестовой блок) - этот блок выполняется двумя
скрещенными руками вверх и вниз, он не требуется большой силы и поэтому легок
для исполнения, (рис 30, рис.31).
Рис.30. Дзюжи-уке (вверх).
Рис.31. Дзюжи-уке (вниз).
2.3 Техника
ударов ногой (гери-ваза)
Мае-гери (прямой удар ногой) - прямой удар
ногой вперед, применяется и для нападения и для защиты от атаки противника
(рис.32).
Рис.32. Мае-гери.
Ёко-гери (боковой удар ногой) - когда
корпус расположен перпендикулярно к противнику. Здесь бьющей поверхностью
является ребро стопы (сокуто) (рис.33).
Рис.33. Ёко-гери
Маваши-гери - (круговой удар ногой) -
представляет собой удар по дуге. Вращение бедер сочетается с хлыстовидным
движением колена - чтобы достать бок противника. В зависимости от положения
противника, удар может быть направлен в различные уязвимые точки: в солнечное
сплетение, бок, поясницу и даже в лицо (рис.34).
. Маваши-гери.
Уширо-гери (удар ногой назад) -
применяется для удара назад и очень полезен при защите, так как после
проведения атаки оказываешься спиной к противнику (рис.35).
Рис.35. Уширо-гери.
Фумикоми (удар стопой вниз). Применяется в близком бою для
поражения чувствительных точек противника: голеностопного сустава, колена,
основания большого пальца ноги и т.д. (рис.36).
Рис.36 Фумикоми.
Микацуки-гери (удар ногой полумесяцем) - это круговой удар ногой,
наносится он подошвенным сводом. Используется для удара по противнику, который
находится спереди или сбоку, а также для отражения удара или для того, чтобы
отбить защиту и провести другой прием (рис.37).
Рис.37. Микацуки-гери.
Хитцуи-гери (удар коленом). В ближнем бою колено оказывается
мощным оружием и может вызвать серьезные повреждения. Удар наносится в пах,
солнечное сплетение, бок противника и т.д. и даже в лицо (рис.38).
Рис.38. Хитцуи-гери.
3. Анализ
полученных результатов и описание
В настоящей главе приведены результаты
педагогического эксперимента, который был поставлен для решения задач
настоящего исследования.
Учитывая отсутствие рекомендаций в
литературе относительно применения элементов восточных единоборств направленных
на развитие двигательных качеств учащихся 1-4 классов на уроках физической
культуры, мы решили исследовать эффективность использования элементов восточных
единоборств в физическом воспитании младших школьников.
Нами была определена объем и интенсивность
физической нагрузки для младших школьников с учетом контингента и конкретных
условий занятий.
Было проведено сравнительное исследование
двух вариантов физической подготовки детей 1-4 классов. При первом варианте
занятия проводились по типовой программе рекомендованной министерством
образования РФ и включались такие средства как бег, различные прыжки, висы,
лазание, общеразвивающие упражнения, элементы спортивных игр и подвижные игры.
При втором варианте занимались по комплексной программе физического воспитания
учащихся общеобразовательной школы, дополненной элементами восточных
единоборств. [26]
Здесь в течение года в подготовительной
части урока отводилось по 6-9 минут упражнениям с элементами восточных
единоборств. В третьей четверти учебный материал по традиционной гимнастике был
дополнен элементами восточных единоборств и изучались в основной части уроков
физической культуры.
В исследовании принимали участие учащиеся
1-4 классов (7-11 лет) 272 человека распределенных на контрольную (134 чел.) и
экспериментальную (138 чел.) группы. Эффективность занятий оценивались по
динамике показателей контрольных испытаний (тестов). Результаты исследования
динамики физической подготовленности 1-2 классов представлены в таблицах 1 - 4.
Таблица 1. Мальчики 1 класса.
№
|
Показатели
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная
группа
|
|
|
Исход.
Результат
|
Конечн.
Результат
|
Сдвиг
|
Исход.
Результат
|
Конечн.
Результат
|
Сдвиг
|
1
|
30м. с высокого
старта (с)
|
7.5
|
6.2
|
1.3
|
5.6
|
7.6
|
1.7
|
2
|
Прыжки в длину
с местам (м)
|
95 см.
|
141
|
46
|
93
|
155
|
62
|
3
|
Подтягивание
|
1.5
|
2.0
|
1.5
|
1.6
|
4
|
2.4
|
4
|
Бег с ходьбой 6
(мин)
|
750
|
950
|
200
|
755
|
1050
|
295
|
5
|
Метание мяча в
цель (баллов)
|
16
|
19
|
16
|
16
|
21
|
5
|
Таблица 2. Девочки 1 класса.
|
Показатели
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
|
|
Исход.
Результат
|
Конечн.
Результат
|
Сдвиг
|
Исход. Результат
|
Конечн.
Результат
|
Сдвиг
|
1
|
30м. с высокого
старта (с)
|
7.6
|
6.4
|
1.2
|
7.6
|
6.1
|
1.4
|
2
|
Прыжки в длину
с местам (ем)
|
89
|
ПО
|
21
|
88
|
118
|
30
|
3
|
Подтягивание
|
6
|
13
|
7
|
6
|
15
|
9
|
4
|
Бег с ходьбой 6
(мин)
|
550
|
750
|
200
|
550
|
800
|
250
|
5
|
Метание мяча в
цель (баллов)
|
11
|
16
|
5
|
12
|
17
|
5
|
Как видно из таблиц 1,2 исходные
показатели контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковые.
Таблица 3 Мальчики 2 класс.
|
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
№
|
Показатели
|
Исход.
|
Конечн.
|
Сдвиг
|
Исход.
|
Конечн.
|
Сдвиг
|
|
|
Результат
|
Результат
|
|
Результат
|
Результат
|
|
1
|
30м. с высокого
|
6.7
|
5.9
|
0.8
|
6.6
|
5.2
|
1.4
|
|
старта (с)
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Прыжки в длину
|
123
|
132
|
5
|
122
|
22
|
|
с местам (м)
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Подтягивание
|
4
|
6
|
2
|
4
|
9
|
5
|
Таблица 4. Девочки 2 класс
№
|
Показатели
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная
группа
|
|
|
Исход.
|
Конечн.
|
Сдвиг
|
Исход.
|
Конечн.
|
Сдвиг
|
|
|
Результат
|
Результат
|
|
Результат
|
Результат
|
|
1
|
30м. с высокого
|
7.0
|
6.6
|
0.4
|
7.1
|
6.3
|
0.8
|
|
старта (с)
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Прыжки в длину
|
116
|
128
|
12
|
132
|
17
|
22
|
|
с местам (м)
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Подтягивание
|
18
|
24
|
6
|
18
|
27
|
9
|
Приведенные выше данные показывают
примерно одинаковый уровень контрольной и экспериментальной групп по
показателям физической подготовленности.
После года занятий в обеих группах
произошли положительные сдвиги, характеризующие улучшение показателей
двигательной подготовленности.
Дети контрольной и экспериментальной групп
примерно одинаково прибавили в росте.
Однако в других показателях более
значительные сдвиги наблюдались в экспериментальной группе. Изменение всех
показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах по сравнению
с исходными были статистически достоверны. Особенно заметная разница между
контрольной и экспериментальной группами была в показателях, характеризующих
скоростно-силовые качества. Так, если в экспериментальной группе длина прыжка у
мальчиков увеличилась на 62 см., то в контрольной на 46 см. Прирост скорости
бега на 30 м. составил соответственно 1.7 с и 1.3 с. В экспериментальной группе
наблюдался более значительный прирост показателей, характеризующего
выносливость. Так прирост дистанции, преодолеваемой за 6 мин. составил в
экспериментальной группе 295 м., а в контрольной группе 200 м.
Перед каждым заданием, в течение него и
после выполнения заданий за школьниками велись наблюдения психологического
характера. Результаты анализа наблюдений показали, что у детей в ходе занятий
отмечалась различная реакция на нагрузки.
До начала занятий у детей отмечалось
бодрое настроение и большое желание заниматься. У некоторых детей наблюдалось
повышенное возбуждение, что выражалось в чрезмерной речевой и двигательной
активности. Однако дисциплина была хорошей, учащиеся охотно выполняли команды
учителя.
В ходе занятий у школьников была
обнаружена различная реакция на выполняемые нагрузки. У большинства детей отмечались
признаки утомления, выражавшиеся в покраснении кожи лица, учащении дыхания,
повышенной потливости, наличии незначительных ошибок в выполнении команд
руководителя.
У меньшей части школьников признаки
утомления были выражены значительнее.
К концу эксперимента проведенные нами
наблюдения показали, что при одинаковой нагрузке, определяемой суммой пульса за
одно и то же время, дети экспериментальной группы, выполнявшие физические
упражнения предлагаемые нами, чувствовали себя менее утомленными, чем дети занимавшиеся
по общепринятой программе.
Наблюдались неточности в выполнении
команд, значительное учащение пульса и дыхания. Отдельные дети жаловались на
усталость и боль в ногах. Резкого утомления, ухудшение самочувствия школьников,
угрожающее переутомлением, отмечено не было.
У большинства школьников в ходе занятий
наблюдалось хорошее поведение, заинтересованность, небольшое возбуждение,
проявление инициативы, дисциплинированность и взаимопомощь при сложных
упражнениях.
Сочетание различных видов и средств деятельности,
смена мест проведения занятий, положительно влияли на психику и самочувствие
школьников. Отмечались положительные эмоции детей, чувство удовлетворенности
занятиями.
На следующий день после занятий у детей
жалоб на усталость и боли в ногах не было. Отмечено бодрое настроение и хорошее
самочувствие у детей. Получены положительные ответы выражавшие продолжать такие
занятия. Психолого-педагогические наблюдения во время занятий подкреплялись
данными медицинского контроля, свидетельствующими, сто нагрузка, выполняемая
детьми на занятиях, была адекватной их возможностям.
Динамика показателей физической
подготовленности школьников 9-10 лет за период педагогического эксперимента.
Таблица 5.
Показатели
|
Группы
|
До и после
эксперим.
|
X
|
SX
|
V
|
Р
|
Бег на 30 м. с
высокого старта
|
эг
|
До
|
6.43
|
0.073
|
5.589
|
<0.001
|
|
|
После
|
5.65
|
0.056
|
4.468
|
|
|
кг
|
До
|
6.25
|
0,048
|
3,747
|
<0.001
|
|
|
После
|
5.67
|
0,047
|
4,053
|
|
Бег на 500 м.
|
эг
|
До
|
165.33
|
0,951
|
2,818
|
<0.001
|
|
|
После
|
133.0
|
0,778
|
2,865
|
|
|
кг
|
До
|
164.92
|
0,406
|
1,210
|
<0.001
|
|
|
После
|
128
|
0,589
|
2,188
|
|
Прыжок в длину
с места в см.
|
эг
|
До
|
137.75
|
0,471
|
1,675
|
О.001
|
|
|
После
|
188.83
|
0,966
|
2,507
|
|
|
кг
|
До
|
140.83
|
0,664
|
2,31
|
О.001
|
|
|
После
|
169.33
|
1,285
|
3,717
|
|
Как видно из таблицы 5, исходные
показатели контрольных и экспериментальных групп были примерно одинаковыми.
Так, результат в беге на 30 м в экспериментальной группе равнялся в среднем
6.43 с., в контрольной - 6.25 с., в беге на 500 м. в экспериментальной группе -
165.33 с, в контрольной 164.92 с., в прыжки в длину с места в экспериментальной
группе 137.75 см., в контрольной - 140.83 см.
Приведенные выше данные свидетельствуют о
примерно одинаковом уровне физической подготовленности испытуемых групп.
После года занятий в обеих группах
произошли положительные сдвиги, характеризующие улучшение показателей
двигательной подготовленности.
Школьники экспериментальной и контрольной
групп примерно одинаково прибавили в росте, однако в других показателях более
значительные сдвиги наблюдались в экспериментальной группе.
Изменения всех показателей как в экспериментальной
так и в контрольных группах по сравнению с исходными были статистически
достоверны. Сдвиги показателей физической подготовленности были несколько более
выражены в экспериментальной группе. Так, прирост результатов в прыжках и в
беге был достоверно выше в экспериментальной группе. Исходный результат в беге
на 30 м. в экспериментальной группе был 6.43 сек., после эксперимента - 5.65.
Разница в приросте достоверно <0.001.
Исходный результат в прыжках длину с места
в экспериментальной группе 137.75 см., после эксперимента - 188.83 и в
контрольной 169.33 соответственно.
Динамика показателей физической
подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп 11 лет. За
год эксперимента.
Таблица 6.1 Мальчики
Показатели
|
Группы
|
До и после
эксперим.
|
X
|
Сдвиг
|
V
|
Р
|
Бег на 60 м. с
низкого старта
|
эг
|
До
|
10.75
|
14.9
|
1.737
|
0.2
|
|
|
После
|
9.16
|
|
|
|
|
кг
|
До
|
10.77
|
14.9
|
1.432
|
0.2
|
|
|
После
|
9.18
|
|
|
|
Бег на 500 м.
|
эг
|
До
|
99.66
|
15.2
|
4.836
|
0.01
|
|
|
После
|
88.74
|
|
|
|
|
кг
|
До
|
99.3
|
10.4
|
2.171
|
0.05
|
|
|
После
|
88.74
|
|
|
|
5-кратный длину
с места в см.
|
эг
|
До
|
806.15
|
13.8
|
2.118
|
0.05
|
|
|
После
|
918.21
|
|
|
|
|
кг
|
До
|
814.29
|
10.9
|
2.533
|
0.02
|
|
|
После
|
903.20
|
|
|
|
Таблица 6.1 Девочки
Показатели
|
Группы
|
До и после
эксперим.
|
X
|
Сдвиг
|
V
|
Р
|
Бег на 60 м. с
низкого старта
|
эг
|
До
|
729,11
|
11,4
|
5,101
|
0,01
|
|
|
После
|
869,11
|
|
|
|
|
КГ
|
До
|
11,4
|
16,6
|
7,459
|
0,001
|
|
|
После
|
9,58
|
|
|
|
Бег на 300 м.
|
ЭГ
|
До
|
11,53
|
14Э7
|
8,608
|
0,001
|
|
|
После
|
9,68
|
|
|
|
|
КГ
|
До
|
70,75
|
19,8
|
1,75
|
0,05
|
|
|
После
|
58,77
|
|
|
|
5-кратный длину
с места в см.
|
ЭГ
|
До
|
78,77
|
11,8
|
1,427
|
0,2
|
|
|
После
|
69,58
|
|
|
|
|
кг
|
До
|
766,22
|
15,1
|
3,798
|
0,01
|
|
|
После
|
882,2
|
|
|
|
Представленные выше данные свидетельствуют
о том, что методика общей физической подготовки младших школьников 7-11 лет,
которая проводилось с экспериментальной группой была более эффективной, чем методика
занятий в контрольной группе, занимавшихся по типовой программе по физической
культуре для общеобразовательных школ.
Как мы уже отмечали, методика занятий в
экспериментальной группе отличалась тем, что время вводной части уроков и
третьей четверти учебного года отводились элементам восточных единоборств.
Элементы восточных единоборств требовали от занимающихся общей выносливости,
быстроты, ловкости, координации движения. Выполнение задания по восточным
единоборствам придавало положительный эмоциональный фон занятиям, снижало
утомление, способствовало более интенсивному выполнению физических нагрузок.
Проведенные нами наблюдения показали, что при одинаковом времени занятий, дети
экспериментальной группы, выполнявшие задание по восточным единоборствам,
чувствовали себя менее утомленными, чем дети, выполнявшие ту же физическую
работу по общепринятой программе. Кроме того, было замечено, что дети
экспериментальной группы с большим интересом относились к занятиям, чем дети
контрольной группы и более охотно выполняли задание. Можно полагать, что
благоприятный эмоциональный фон способствовал эффективности тренировочного
воздействия физической нагрузки на все системы организма (сердечнососудистую,
дыхательную, нервную и мышечную).
Кроме того, занятия восточными
единоборствами способствуют повышению подвижности нервных процессов, основанные
на быстром приспособлении к часто меняющейся обстановке, переключении с одной
деятельности на другую, выполнении упражнений в высоком темпе, что является
характерным для этих видов спорта.
Выводы
1. В отечественной литературе отсутствуют
экспериментально обоснованный подбор упражнений из арсенала восточных
единоборств для использования их на урочных и внеурочных (самостоятельные
занятия) формах организации физического воспитания учащихся 1 - 4 классов.
. Определено содержание учебного
материала, состоящего из элементов восточных единоборств в системе учебных
занятий по физической культуре по четвертям и урокам для учащихся 1 - 4 классов
. Предложена методика обучения младших
школьников с использованием элементов восточных единоборств, которая обеспечила
более высокие сдвиги в показателях физической подготовленности
. Выявлено, что оптимальное сочетание
базового, соответствующего государственному образовательному стандарту, и вариативного
содержания физического воспитания, учитывающего особенности физкультурных и
спортивных интересов детей и подготовленность самих учителей физической
культуры, высоко эффективно.
Список
использованной литературы
1. Алябышев
А.П., Казанцева В.И., Мартын Э.Э., Полущенко Н.Н. Исследование возрастных
особенностей двигательной координации мальчиков младшего возраста (7-10 лет).
Управление и контроль скоростной тренировки. - Омск, 1978. - с. 7-8.
2. Ашмарин
Б.А. О тестах и тестировании. / "Физкультура в школе". - 1978. -
с.61-64
. Ашмарин
Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -
М.: "Физкультура и спорт", 1978. - 224 с.
. Бабанский
Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение,
1985. - 208с.
. Бабанский
Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.: Педагогика.
1977. - 23 с.
. Бабанский
Ю.К. Требования к современному уроку/Физкультура в школе, 1980. - №8. - с.7-8.
. Бальевич
В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников. - М.: "Советская
педагогика", 1983. №3
. Бальсевич
В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: "Физкультура и
спорт", 1988. - 208 с.
. Бальсевич
В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни
человека. /Теория и практика физической культуры, 1990. - №1,-с.22-26
. Бондаревский
Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физической культуре/Физическая
культура в школе, 1987. - №4. - 32 с.
. Барский
К.М. Уроки китайской гимнастики. М.: Сов. спорт, 1990. - Вып. 2. - 48 с.
. Богданов
Г.П. Физическая культура в школе. / Методика уроков в 1-3 классах, - М.:
"Просвещение", 1971. - 192с.
. Вавилов
Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического
воспитания в СССР. / Теория и практика физической культуры 1990, №10, - с.2-9
. Вихманн
В.Д. Школа каратэ-до. Искусство ката. - М.: Сов. Спорт, 1991. - Вып.1. - 144 с.
/пер. с нем.
. Годик
М. А Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания
в школах. / Теория и практика физической культуры, 1990,-№9. - с15
. Грантынь
К.Х. Требование к уроку/Физическая культура в школе, 1974. - №11. - с.13-16.
. Грантынь
К.Х., Шитикова Г.Ф, Требования к уроку/ Физкультура в школе, 1974. - № 11. -
с.13-16
. Дзю-до
(пер. с яп.) Иван Т., Кавамура Т., Канэко С. и др. - М.: ФиС, 1980. - 117 с.
. Довгань
В.В., Булдынский А.Г., Каминский А. А Каратэ-до. Методические рекомендации по
каратэ-до. - Тольятти, 1991. - 72с.
. Долин
А.А. Истоки ушу. - М., 1990. - 240 с.
. Железняк
Ю. Д, Бондаренко СВ. Развитие физической выносливости как фактор улучшения
адаптации детей 6-7 лет к учебному труду/Теория и практика физической
культуры-1990. - № 10. - c.32
. Ищенко
Е.Ф. Об учебных нормативах в программе по физической культуре для учащихся 1-3
классов. /Материалы четвертой научной конференции по физическому воспитанию
детей и подростков. // Под ред. Г.П. Богданова,
. 3.И.
Кузнецовой, А.М. Мартовского и др. - М.: 1968. - с.33-35
. Каратэ
в критических ситуациях (Основы техники каратэ для самообороны. Методические
советы по тренировке/Сост. Б.М. Пиргач. - Киев, 1991. - 78 с.
. Киль
Х., Чунг В. Восточный бой и самооборона/Пер. с яп. - ЦИОС Дальнего Востока,
1975. - 82 с.
. Копылов
Ю.А. Джиу-джитсу для девушек/Рекомендации по самообороне для девушек среднего и
старшего возраста. - М., 1995. - 10с.
. Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной
школы (авторы В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон) - М., 1992.34 с.
. Кунг-фу.
Метод. пособие/Под общ. ред.Ю. Ю. Рыжикова. - Киев, 1990. - 34 с.
. Куц
А.С. Педагогический контроль за двигательной подготовительностью школьников
посредством экспресс - тестов как одно из условий повышения эффективности
учебного процесса по физической культуре: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -
М., 1978. - 18с.
. Ли
Б. Джит кун до/Метод. пос. по боевым искусствам для участников семинаров по Ушу
и Каратэ. - М.: ПО "Совинтервод", 1991. - 132 с. (пер. с англ.)
. Лях
В.И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков. /
Теория и практика физической культуры - 1991. - №3
. Лях
В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе.
/Теория и практика физической культуры, 1990. - №9. - с.10-14.
. Лях
В.И. Проблемы определения цели и содержания физического воспитания учащихся
общеобразовательной школы. /Сб. работ участников международного семинара:
Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ // Под общ. Ред.В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана. - М.: РАО, 1993. - с 3-10
. Мартынов
В., Мартынова Е. Философские основы и методические принципы искусства Вин
чун/Цигун и спорт, 1992. - №5. - с.60-64.
. Маслов
А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания Китая - М.: Молодая
гвардия, 1990. - 80 с.
. Минбулатов
В.М. Некоторые проблемные вопросы физического воспитания в сельских школах
Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. - 19с.
. Минбулатов
В.М. Программа по физической культуре для подготовительного - третьих классов
Дагестанской национальной школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. - 48с.
. Оранский
И.В. Восточные единоборства. - М.: Сов. спорт. 1990. - 80 с.
. Рожков
А.А. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джитсу,
кэмпо, дзю-до, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо. - Спб.:
Нотабене, 1992-286 с.
. Савилов
В.А. Кэндо - путь к мужеству и благородству: Кн. для уч-ся старших классов. -
М.: Просвещение, 1992. - 144 с.
. Смолевский
В.М., Ивлиев В.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992. - 80
с.
. Тараканов
П. Азбука Ушу (Методическое пособие). МП "Вариант-книга". -
Челябинск, 1989. - 74 с.
. Тянушкин
А.И., Фомин В.П., Игнатов О.В. Школа кекусинкай. Стиль, организация, нормативы,
правила, термины. - Вып.1. - М.: Федерация кекусинкай СССР, 1986. - 31 с.
. Укран
М.Л., Сабиров Ю.А. Физическое воспитание в Японии // Теория и практика
физического воспитания, 1997. - №12. - с.27-30.
. Фомин
В.П., Линдер И.Б. Диалоги о боевых искусствах Востока. - М.: Мол. Гвардия,
1990. - 363 с.
. Чжан
Юкунь. Сто вопросов по Ушу. - Киев: София, 1996. - 320 с.